Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Интернет для думающих

  Все выпуски  

WWW & Интеллект


Служба Рассылок Городского Кота
Здравствуйте!

С первым вас сентября!

 Недавно мне рассказали не смешной анекдот:

Первоклассника тащат в школу. Он вовсю упирается:
- Одиннадцать лет! За что?!

А действительно, за что? Подавляющее большинство соотечественников проводят в школе
минимум девять лет, но цель этого мероприятия ясна не так уж многим. Вообще, российское
образование имеет несколько существенных отличий от того, что происходит обычно во
всем цивилизованном мире, и именно об этом хочется поговорить в первый день осени.

Начнем с общих установок. Герои Марка Твена могли позволить себе забегать в школу
с одной целью спрятаться от дождя, и при этом рассчитывали стать впоследствии уважаемыми
членами общества. В нашей стране это практически нереально. Почему так получается
- разговор особый. Я думаю, что тут не обошлось без тлетворного влияния социализма:
собственности и права не существует, ценно только то, что можно унести с собой за
один раз, а значит, хорошо выдрессированные мозги - большое подспорье в деле выживания.

И до сих пор заботливые родители, думающие о будущем своего чада, стремятся сделать
все, чтобы это чадо хорошо обучить. Тут уместны любые жертвы: увольнение мамы с работы,
ее отказ от личной жизни и карьеры, деланье уроков до поздней ночи всей семьей и
даже привлечение для этой цели друзей семьи, любые материальные траты в виде репетиторов,
кружков по фото, и так далее, и так далее. Ошибка данного подхода очевидна, но почему-то
лежит за пределами понимания всех участников шоу: в происходящем нет главного - ребенка.
Никто не спрашивает, чего, собственно, хочет он, - все уверены, что стараются для
его блага и этого достаточно.

Такой подход запускает сразу несколько механизмов, которые осложняют и без того нелегкую
жизнь детей и родителей. О некоторых из них мы поговорим в другой раз, а сегодня
- о главном: о том, как существующая система влияет на психику ребенка.

Его ни о чем не спрашивают, и от него ничего не зависит. У него развивается выученная
беспомощность, атрофируется желание думать о жизни, а не об уроках, и в конечном
итоге - способность самостоятельно строить свою жизнь. Он так и вырастает, совершенно
не представляя, чего хочет от жизни и чего ему в ней надо. При этом большинство исхитряются
оставаться в таком состоянии бесконечно долго: в институте, во время работы, и наконец,
на пенсии. В душе есть ожидание, что найдется кто-то, кто лучше знает, чего народу
хочется, и при этом он будет ласков, заботлив и доброжелателен, как мамочка. Ну в
крайнем случае - суров, но справедлив, как отец. А если такой замещающий родитель
почему-то не находится, то возникает и крепнет обида на весь мир.

Согласитесь, инфантилизм наших сограждан не устает поражать, а ведь при нормальном
развитии именно в школьные годы у человека должна формироваться личностная позиция,
ответственность, умение жить в коллективе и прочие социальные навыки. Но это не просто
не входит в школьную программу, а прямо противоречит ей. Учителям нужны послушные
дети, а если это не так, то на ребенка обрушивается такой шквал карательных мер,
что операция "Антитеррор" просто меркнет на их фоне.

Опять-таки, подтверждением высокого качества нашего образования почему-то служит
большое число ученых (причем обычно в области точных наук), которых Россия безостановочно
производила в последние десятилетия, а теперь еще и экспортирует. Между тем ни для
кого не секрет, что при ближайшем рассмотрении большинство этих людей абсолютно не
приспособлены к жизни, причем не только в нашей стране. У меня есть знакомый, очень
умный матшкольный мальчик, который после окончания физтеха с красным дипломом немедленно
был отправлен (мамой, к слову сказать) на берега Калифорнии зарабатывать свой хлеб
насущный вместе с диссертацией. Эта часть программы ему удалась, естественно, блестяще.
Но правильно оформить документы, необходимые для проживания, он не может вот уже
больше десяти лет, от чего постоянно возникает масса проблем - вплоть до депортации,
- которые потом приходится улаживать юристам компании, в которой он работает, за
большие деньги. При этом понять, почему он не в состоянии сделать это самостоятельно,
его начальство не может, так как идиотом в привычном смысле слова мой друг не является.
Сам он с обидой говорит, что легче быть американским дауном, чем московским умником.
И это правда - яичницу он, в отличие от дауна, так и не смог научиться готовить.
А главное - не один он такой...

Еще один важный симптом постшкольного инфантилизма - желание за счет непрерывного
обучения как можно дольше не выходить во взрослую жизнь. Со стороны это выглядит
очень красиво: три высших образования, пять диссертаций, но общество почему-то упорно
не желает признавать в материальном выражении важность и значимость этого своего
члена. Тоже, согласитесь, типичная только для России ситуация. Чехов писал еще в
начале века об этом с изумлением, как о большой диковине: "Сорок лет, студент".
В наши дни это уже не так удивляет.

Так что поздравляем вас с днем знаний. Надеюсь, что моя статья не покажется в этот
праздничный день лишней. Ведь лучшее, что вы можете сделать для своего ребенка, -
это помочь ему вырасти самостоятельным, ответственным и счастливым человеком. А большое
количество заученной информации и способность решать абстрактные задачи для этого
вещь хорошая, но не главная.

Copyright   2000 Vesti.Ru. 


Наш проект

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное