Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Интернет для думающих

  Все выпуски  

Дорогие читатели,


Информационный Канал Subscribe.Ru


Электронный журнал "Бизнес и Психология" Приложение: WWW & Intellect

Дорогие читатели,

       Сегодняшний выпуск составлен в основном из материалов предоставленных Еленой Шугалей. Он отличается разнообразием. Это и статья ТВОРЧЕСТВО И ИНТУИЦИЯ и подборка материалов по теме Возможности сознания, творчество и гениальность и анонсы новых тренинговых программ развития интеллекта, восприятия и скорочтения. Кроме того, публикуется полностью статья Игоря Юдина: Синдром профессионального сгорания или Негативное влияние профессии и как его избежать, которая написана для консультантов-психологов, но дает ряд практических рекомендаций для любых консультантов и других специалистов помогающих профессий и всех понуждаемых своей работой к интенсивному принудительному общению. И конечно, присутствуют наши постоянные рубрики Факты и выводы, Рекомендуемые рассылки и ссылки на сайты партнеров осуществляющих информационную поддержку...

Редакция

Оглавление:
1.
ТВОРЧЕСТВО И ИНТУИЦИЯ
2. Возможности сознания, творчество и гениальность
3.
Развитие интеллекта, восприятия и скорочтения
4.
Синдром профессионального сгорания
5.Рекомендуемые рассылки

Факты и выводы

Супермодель будет рожать в Интернете
23-летняя британская супермодель Джордан, жена тринидадского нападающего "Манчестер Юнайтед" Дуайта Йорка, намеревается транслировать собственные роды в Сети. Роды обещают привлечь на сайт более миллиарда хитов и стать одной из наиболее масштабных онлайновых трансляций. Как сообщает ИА "Hетоскоп", ориентировочная дата появления на свет ребенка - 16 мая. Hекоторые эпизоды родов можно будет посмотреть только за деньги, но основная часть процедуры будет транслироваться в Интернете бесплатно
...подробнее
“Обаяние денег летом в Крыму”
Мы уже писали, что врамках IV ежегодного Международного Фестиваля телесных практик в Крыму на мысе Казантип, каждый участник может презентовать свою работу в виде короткого семинара – тренинга. Там же состится прпрезентация демо -версии тренинга Игоря Юдина "Деньги". Это ни только возможность осознать, что очень часто человеком заявляется трудность взаимоотношений с деньгами, а осознаётся и решается проблема совсем другого плана. Но это еще и Возможность координально изменить свою жизнь И начать зарабатывать деньги прямо на тренинге...полностью
Психиатры займутся сайентологами
В своих объявлениях сайентологи обещают разрешение всех проблем, начиная от семейных неурядиц и заканчивая наркотической зависимостью. Общая сумма затрат на рекламную кампанию в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Сан-Диего, Сан-Франциско, Сакраменто, Сан-Хосе, Цинциннати и Клиарвотер составляет 1,1 миллиона долларов. Еще большие расходы сайентологи намерены осуществить в Атланте, Бостоне, Майама, Вашингтоне, Чикаго и Сент-Луисе. Кампания значительно расширилась после событий 11 сентября. Психиатры полагают, что действия церкви сайентологии являются вербовочной акцией, которая может ввести в заблуждение излишне эмоциональных людей. "Мы не раз сталкивались, как сайентологи представлялиcь психологами-консультантами, а на деле оказывались людьми, совершенно некомпетентными в этой области", - рассказала вице-президент Национальной ассоциации психического здоровья Синтия Фолкарелли (Cynthia Folcarelli).полностью

Статья:ТВОРЧЕСТВО И ИНТУИЦИЯ

Многие свидетельства людей, достигших высот творческих озарений, указывают в качестве основного элемента творческого акта интуитивное восприятие. Интуиция опирается на богатые возможности нашего бессознательного разума. По определению Симонова, в процессе творчества мы используем наше под- и сверхсознание. К подсознательной информации относятся те проявления интуиции, которые базируются на прежнем опыте: хорошо автоматизированные навыки, вытесненные из зоны осознания мотивационные и прочие конфликты, регулирующие социальные нормы, импринты (запечатление различных уровней), генетически закрепленные особенности, архетипические пласты коллективного бессознательного и т.д. Подробно эта сфера рассматривается в матрицах квантовой психологии. Это тот пласт неосознаваемого психического, который может стать доступен по мере необходимости. Когда опытный врач, психотерапевт, мельком взглянув на больного, уже “знает” диагноз, – мы имеем дело с хорошо структурированной системой его профессиональных навыков, не осознаваемых во всем объеме. Каждый родитель интуитивно воспринимает состояние собственного ребенка и способен выделить, например, поведение при утаивании, скрытом огорчении или тревоге. Учитель, пишущий задание на доске, “видит спиной”: Сидоров списывает… Примеры из обыденной жизни знакомы всем нам. Мудрое подсознание выполняет важнейшую функцию энергосбережения, защиты нашей психики от отработанной информации, освобождает нас от психических и умственных перегрузок. Подсознание консервативно и “по долгу службы” приобретает жесткость на уровне неосознаваемых инстинктов.

Сверхсознание работает в зоне неизведанного, в зоне неопределенности, “психических мутаций”. Творческие акты невозможны без включения сверхскоростного и во многом неосознаваемого режима выдвижения самых невозможных с точки здравого смысла гипотез, догадок, озарений, “самостоятельных” образов. Неосознаваемость процессов творческой интуиции защищает нас от преждевременного вмешательства сознания, от давления прежнего опыта. Цитируя Симонова, не будь этой защиты, и здравый смысл, “очевидность” наблюдаемого, догматизм прежде усвоенных норм душили бы “гадкого утенка” смелой гипотезы в момент его зарождения, не дав ему превратиться в прекрасного лебедя будущего открытия.

Третьей творческой силой сознания является наша логическая, дискурсивная часть. Удивительно, но даже сверхсознание проводит предварительный отбор гипотез и предъявляет сознанию именно те из них, которые с наибольшей степенью вероятности соответствуют действительности. Применение термина “действительность” более точно отражает этот процесс, в отличие от более обусловленного термина “реальность”, - сознание словно изначально фильтрует гипотезы по критерию их проверяемости действием. Именно этим отличаются творческие открытия от фантазий, полученных под действием наркотиков, в состоянии душевной болезни и других ИСС (измененные состояния сознания). Механизм, фильтрующий модели в зависимости от их жизнеспособности опирается как на прежний опыт, так и на последовательный предварительный анализ. Здесь мы тоже имеем дело со сверхскоростным режимом работы сознания, но уже в его логической части. Интересно, что этот процесс ориентирован на вероятностные коридоры и работает по принципу достаточности. Мы вдруг “понимаем”: да, это должно работать; да, это похоже на правду. В дальнейшем начинается обычная процедура проверки, детализации и поиска точного описания.

Отдельно необходимо остановиться на интуитивном чувстве завершенности творческого акта. Основным критерием, доставляющим столько радостных, иногда эйфорических эмоций, является ощущение целостности, самостоятельности результата. В художественном творчестве мы найдем массу иллюстраций. Гениальная картина, симфония, поэма – целостны и самодостаточны. Они живут своей полной жизнью и словно “отчуждены” от творца - отсюда и сравнение творения с родившимся ребенком (и не только по признаку “мук рождения”). Сам процесс творчества настолько связан с механизмами целостного восприятия, что можно говорить об их организующей роли. В целостном творении гармонично объединены все кажущиеся противоречивыми процессы работы нашего сознания.

В дальнейшем мы будем подробно рассматривать особенности различных составляющих творческого процесса, и начнем именно с Интуиции. Их Величество Интуиция включается в тот момент, когда, по словам Г. Селье, “после сознательного процесса рассуждений и умозаключений факты не желают образовывать гармоничную картину”. Это живое “не желают” - ворота, приглашающие войти в мир творческой Игры, получая удовольствие от ее целостности, спонтанности и осмысленной красоты результатов.

Я буду благодарна всем читателям за присланные описания собственных творческих интуитивных озарений, комментарии и соображения по теме творчества. Особо интересны механизмы включения творческой интуиции в режиме дефицита времени. Некоторые люди в этих условиях испытывают ступор творческих возможностей – для некоторых характерна полярная реакция, и в современных условиях она наблюдается все чаще. Специалисты в области психологии творчества, НЛП, методик развития интеллекта через активизацию восприятия отмечают значение фактора времени в творческом процессе. На моих тренингах (особо отмечу “Магию Творчества”) мы вместе исследуем возможности управления субъективным временем, и будем рады поделиться достижениями и наблюдениями с читателями. В связи с утратой адресной базы и информации после аварии, я прошу всех, кто писал мне лично о соответствующих экспериментах, повторить свои сообщения. Заранее благодарю!

Ганс Селье “От мечты к открытию. Интуиция”

Однако не существует логического пути открытия этих элементарных законов. Единственным способом их постижения является интуиция, которая помогает увидеть порядок, кроющийся за внешними проявлениями различных процессов.

А. Эйнштейн.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Интуиция - это бессознательный разум, дающий знания, минуя рассуждения и умозаключения. Это мгновенное понимание или осознание без рационального мышления. Интуиция - это искра, зажигающая разум, его оригинальность и изобретательность. Это вспышка, необходимая для соединения сознательной мысли с воображением. Интуитивное предчувствие иногда определяется как объединяющая или проясняющая идея, которая внезапно озаряет сознание и дает решение проблемы, над которым мы долго бились. Не случайно у древних индейцев Перу понятие "поэт" и "изобретатель" обозначались одним словом - hamaves.

Обсуждая вопрос об интуитивных предчувствиях со своими коллегами, я выяснил, что большинство из них испытывают эти чувства в самые неожиданные моменты - засыпая, пробуждаясь ото сна или занимаясь чем-либо, совершенно не связанным с волнующей проблемой. В процессе упорной работы сознания над решением проблемы ее разгадка может прийти, например, во время прогулки, слушания оперы или чтения газеты. В то же время физическая усталость, чувство раздражения, постороннее вмешательство или давящая необходимость закончить работу к определенному сроку, несомненно, блокируют интуицию.

Сначала мы посредством наблюдений собираем факты, накапливаем их в памяти, затем располагаем их в том порядке, который диктуется рациональным мышлением. Иногда этого вполне достаточно для достижения приемлемого решения. Но если после сознательного процесса рассуждении и умозаключений факты не желают образовывать гармоничную картину, тогда сознание с его укоренившейся привычкой к наведению порядка должно отойти в сторону и дать свободу фантазии. При этом раскрепощенное воображение управляет порождением бесчисленных более или менее случайных ассоциаций. Они похожи на сны, и обыденный интеллект отверг бы их как явную глупость. Но иногда одна из множества мозаичных картин, созданных фантазией из калейдоскопа фактов, настолько приближается к реальности, что вызывает интуитивное прозрение, которое как бы выталкивает соответствующую идею в сознание. Другими словами, воображение - это бессознательная способность комбинировать факты новыми способами, а интуиция - это способность переносить нужные воображаемые образы в сознание.

Творчество само по себе всегда бессознательно: только при проверке и использовании продуктов творческой деятельности применяется сознательный анализ. Инстинкт порождает мысли, не осознавая способы мышления, интеллект же пользуется мыслями, но не способен их создавать.

ПРИМЕРЫ. Как функционируют наши нервы. Отто Леви (Отто Леви (1873-1961) - австрийский и американский физиолог и фармаколог, лауреат Нобелевской премии за 1936 г.- Прим. перев.), один из величайших ученых-медиков нашего времени, рассказал мне, что идея самого важного его эксперимента пришла к нему однажды ночью, когда он внезапно проснулся. Он мгновенно осознал необычайную важность этого видения и быстро набросал свои мысли на клочке бумаги. Но на следующее утро, уже будучи убежден в том, что его посетило вдохновение, он не сумел разобрать свои каракули. Как он ни старался, он не смог вспомнить, в чем именно состояла догадка, пока на следующую ночь снова не проснулся от такой же вспышки озарения. На этот раз он сумел настолько мобилизоваться, что сделал достаточно разборчивую запись, осуществив на следующий день свой знаменитый эксперимент по химической передаче нервных импульсов. Он показал, что если перфузировать два сердца лягушки одним и тем же раствором, то стимуляция нерва одного сердца вызывает изменение сердечного ритма, которое передается другому сердцу через омывающую их жидкость.

Этот предельно простой и элегантный эксперимент, столь легко созданный бессознательным разумом, открыл новую область исследований. Возможность подобной химической передачи нервной активности и ранее предполагалась многими учеными, в том числе и самим Леви, но никто не мог придумать подходящий способ доказать это.

Открытие инсулина. Другой интересный пример того, как работает бессознательный разум, дает открытие антидиабетического гормона. Поскольку я имел возможность лично обсуждать с сэром Фредериком Бантингом (Фредерик Бантинг (1891-1941)-канадский физиолог. Исследовал секрецию поджелудочной железы и открыл совместно с Дж. Маклеодом и др. гормон инсулин. Нобелевская премия за 1923 г (совместно с Дж. Маклеодом). - Прим. перев.) психологические аспекты его открытия, мне хотелось бы детально изложить их здесь.

После первой мировой войны Бантинг, вернувшись с военной службы, занялся медицинской практикой в маленьком тогда городе Лондоне канадской провинции Онтарио. Однажды вечером он читал статью о дегенеративных изменениях, которые происходят в поджелудочной железе, если ее протоки закупорены камнями. Потом он отправился спать, но долго не мог заснуть: у него создалось интригующее, хотя и смутное впечатление, что эти дегенеративные изменения могут помочь пролить свет на загадочную (в то время) роль, которую поджелудочная железа играет в заболевании диабетом. И вот около двух часов ночи идея внезапно осенила его. Он тут же записал ее следующим образом: "Перевязать панкреатические протоки у собак. Подождать шесть-восемь недель, чтобы произошла дегенерация. Удалить остаток и экстрагировать".

Для многих ученых чрезвычайно затруднительна отчетливо сформулировать идею на фоне многочисленных психологических тормозов, возникающих в состоянии полного бодрствования; в то же время в полусознательном состоянии, перед тем как заснуть или проснуться, инстинктивно ощущаемые концепции проявляются отчетливо и без всякого усилия.

Открытие математического закона. Выдающийся французский математик Анри Паункаре рассказывает о том, как после длительных и тщетных усилий он совершил величайшее из своих открытий, связанное с так называемыми автоморфными, или Фуксовыми, функциями:

"Однажды вечером я выпил вопреки обыкновению чашку черного кофе; я не мог заснуть; идеи возникали во множестве; мне казалось, что я чувствую, как они сталкиваются между собой, пока наконец две из них, как бы сцепившись друг с другом, не образовали устойчивого соединения. Наутро я установил существование класса функций Фукса, а именно тех, которые получаются из гипергеометрического ряда; мне оставалось лишь сформулировать результаты, что отняло у меня всего несколько часов".

То обстоятельство, что столь много случаев интуитивного озарения происходит в полудремотном состоянии,- не простое совпадение…

Кольцевая структура бензола. Немецкий химик Кекуле пытался привести в порядок свои мысли о структуре бензола (те самые мысли, которые в итоге привели к революции в органической химии). Предоставим слово самому Кекуле: "Это дело как-то у меня не ладилось, ибо мой дух витал где-то в другом месте. Я повернул кресло к камину и погрузился в дремоту. Атомы мелькали у меня перед глазами. Их длинные ряды, переплетенные самым причудливым образом, находились в движении, извиваясь и крутясь, как змеи. Но что это? Одна из змей ухватила себя за хвост, и этот образ насмешливо завертелся у меня перед глазами. Я очнулся как бы от вспышки молнии; весь остаток ночи я потратил, работая над следствиями моей гипотезы... Давайте учиться грезить, господа!".

Елена Шугалей

Возможности сознания, творчество и гениальность
Следующая подборка материалов также предоставлена Еленой Шугалей

Явление синхронистичности ("неслучайного совпадения") почти не описано в науке, но знакомо каждому из нас. Некоторые события могут совпадать с такой высокой степенью невероятности, что объяснить их появление невозможно обычными причинно-следственными связями.

Несколько примеров из главы "В МИРЕ СОВПАДЕНИЙ" книги Н.Н. Непомнящего "Невероятные случаи".

Психолог Клод Арно более двадцати лет занимается изучением тайн причинно-следственных связей между событиями.
- У меня собраны тысячи фактов, когда люди подвергались неведомым преследованиям не только со стороны обстоятельств и ситуаций, но и чисел, имен, фамилий и дат, - говорит профессор. - Например, австралийская акушерка по фамилии Триплетт, что в переводе означает "тройной", родилась третьего марта, живет в доме номер три на третьем этаже. Миссис Триплетт была трижды замужем и родила троих детей. Мало того, в позапрошлом году она в третий раз приняла тройню... А вот в американском штате Луизиана троих мужчин приговорили к смертной казни за зверское убийство с целью ограбления Клайва Доррита, проживавшего на улице Стилроуд-плейс. Во время следствия выяснилось, что убийцы носили фамилии Стил, Роуд и Плейс...
Не так давно в Индии взорвались два пассажирских поезда, что повлекло за собой двести двадцать человеческих жертв. Окурок, выброшенный за окно одним из пассажиров, упал около проходящего вдоль дороги трубопровода именно в том месте, где произошла утечка газа. Но самым необычным оказалось то, что взлетевшие на воздух поезда, следовавшие по маршрутам Мадрас - Дели и Дели - Мадрас, имели одинаковые номера. По мнению специалистов, вероятность подобного совпадения сводится к нулю... Однажды великий Марчелло Мастроянни был приглашен на вечеринку. В разгар веселья актер внезапно вскочил и запел всеми забытую старинную песню "Сгорел тот дом, где я так счастлив был". Не успел он допеть ее до конца, как ему сообщили по телефону, что сгорела его вилла в Ментоне. Впоследствии Марчелло говорил, что последний раз он исполнял песню еще в школьном возрасте.
Житель Будапешта Дьердь Шерфези вывалился из окна десятого этажа и упал на проходившего мимо Ласло Карваша. Ровно через год точно такой же случай повторился с теми же персонажами, причем оба остались живы.
Трагикомический инцидент недавно произошел в Софии. Вор Милко Стоянов, благополучно ограбив квартиру состоятельного гражданина и аккуратно сложив "трофеи" в рюкзак, решил для быстроты спуститься по водосточной трубе из окна, выходящего на безлюдную улицу. Когда Милко находился на уровне второго этажа, послышались свистки полицейских. Растерявшись, он выпустил трубу из рук и полетел вниз. Как раз в тот момент по тротуару проходил какой-то парень, и Милко свалился прямо на него. Подоспевшие полицейские на обоих надели наручники и отвезли их в участок. Выяснилось, что парень, на которого упал Милко, был вором-домушником, которого после множества безуспешных попыток наконец удалось выследить. Интересно, что второго вора тоже звали Милко Стояновым
.

Буду рада, если вы поделитесь случаями проявления синхронистичности в вашей жизни, не объяснимыми механизмом интуитивного считывания информации или последующей интерпретации.

Елена Шугалей

 К. Г. Юнг "Синхронистичность"
В нашей жизни существует неизмеримо огромное поле, которое образует, так сказать, противовес царству причинности. Это мир случайности, в котором случайное событие кажется причинно не связанным с соответствующим фактом. В большинстве таких случаев не существует даже отдаленной возможности причинно-следственной связи между совпадающими событиями. Например, когда я сталкиваюсь с тем, что номер моего трамвайного билета идентичен номеру купленного в тот же день билета в театр, а вечером мне звонят и в разговоре упоминают тот же самый номер, уже в качестве телефонного, тогда причинная связь между этими событиями представляется мне совершенно невозможной, хотя каждое из них в отдельности обладает своей причинностью. Здесь я бы хотел привлечь внимание к возможности недоразумений вокруг термина "синхронистичность". Я выбрал этот термин потому, что главным критерием мне представлялось одновременное возникновение двух событий, связанных не причинно, а по смыслу. Поэтому я использую общую концепцию синхронистичности в особом смысле совпадения во времени двух или более причинно не связанных между собой событий, которые имеют одно и то же или сходное значение. "Синхронистичность в пространстве с таким же успехом может пониматься, как восприятие во времени, однако примечательно то, что "синхронистичность" во времени нелегко понять в качестве пространственной, потому что мы не можем себе представить какое-либо пространство, в котором объективно присутствуют будущие события, которые могут ощущаться как таковые, посредством уменьшения этого пространственного расстояния. всех этих и других, им подобных, случаях присутствует не поддающееся причинному объяснению априорное знание ситуации, которая не может быть познана в данное конкретное время. Стало быть, синхронистичность состоит из двух факторов: а) Находящийся в бессознательном образ проникает в сознание либо непосредственно (то есть, буквально), либо косвенно, в форме сновидения, мысли, предчувствия или символа, б) Объективная ситуация совпадает с этим содержимым. Опыт показывает, что синхронистические ("магические") происшествия вплотную зависят от эмоций. 

Искусство - зеркало, где каждый видит себя. Красота в глазах смотрящего.
И. В. Гете

В книге В.М. Элькина «Целительная магия музыки» приведена его система объединения методик цветотерапии (по Люшеру) с соответствующими музыкальными тональностями и их поэтическим, афористичным выражением. Диагностика и коррекция осуществляется через индивидуально подобранную музыкальную программу и работу с мировыми шедеврами живописи, художественного слова, поэзии и философской мысли.

Очень интересен альбом рисунков, сопровождающих сеансы музыко-цвето-терапии В.М. Элькина. Депрессивные состояния, детские страхи, энурез, истерия, наркотическая зависимость находят самые неожиданные образные выражения и трансформируются в процессе исцеления Искусством. Смерть в виде огромного пушистого кота, сидящего в кресле и бантиком играющего с подростком, фигура которого не достает даже до края кресла... "Лунная соната" в интерпретации наркозависимого человека - рыкающий лев, "охраняющий" поникший цветок... Портрет бабушки, измучившей внучку своей агрессией, - улитка с зубастой пастью... Птица и летящая к ней стрела - рисунок назван девочкой "Я успею?"... Образы, вызванные музыкой, настолько выразительны, что почти не требуют проективной интерпретаци. Наверное, именно музыка позволяет нам войти в сокровенные глубины бессознательного и преобразовывать их.

Автобиографический рассказ В.М. Элькина "Глубокий обморок сирени..." (из записок Арттерапевта)

Писать стихи просто, сказал Жак Превер, - надо поставить слова на конфорку мастерства.
Написать картину тоже просто, сказал поэт Жак Превер, - надо всего лишь нарисовать звон мошкары в летнюю жару и дерево. Если оно хорошо нарисовано, на него сядет живая птица и запоет. Мандельштам полагал, что художник может изобразить глубокий обморок сирени.
Просто создать и скульптуру - это объяснил Микеланджело, он посоветовал просто убрать все лишнее.
С музыкой совсем просто. Старый мудрый Бах похожим образом объяснил, как надо исполнять и сочинять музыку, - надо попасть нужным пальцем в нужную ноту.

...
Сколько я себя помню, я нахожусь у рояля. Сначала я играю только себе, проходит время и я играю другим, стараясь поразить их мелодиями Бетховена и Шуберта... Настало время и я стал играть музыку, которая была желанна многим, но среди этих мелодий я осторожно вкраплял музыку великих. Я стал искать мелодии классиков, которые были способны пронизать будничное сознание и подействовать на любого имеющего орган слуха. Играя музыку, я стал чувствовать, как слушающий ее воспринимает и что он чувствует. Я становился как бы его двойником...
>>>

Альберт Валентинов "Шестое чувство - вслепую (для зрения глаза не обязательны)"
Изучение физических процессов, позволяющих некоторым людям "видеть" окружающий мир с плотно завязанными глазами, началось более ста лет назад. Известные физики Дж. Дж. Томсон, О. Лодж и В. Крукс сделали смелое для своего времени предположение, что те редкие маги в ярмарочных балаганах, что удивляют веселящийся народ, не подсматривают сквозь хитро устроенную повязку на глазах, а действительно различают окружающие предметы без помощи глаз. Как? На этот вопрос маститые ученые так и не сумели ответить. Не сумели пока на него ответить и современные исследователи в крупных университетах, научно-исследовательских и технологических институтах многих стран. Пока что наиболее ощутимым результатом этих работ стало обозначение загадочного феномена научным термином - экстрасенсорное восприятие. Иначе говоря, распознавание окружающего мира не с помощью пяти известных органов чувств, а посредством неких полей, окружающих человека и составляющих его информационно-энергетическую ауру. Ведутся такие исследования и у нас. И, пожалуй, отечественные ученые ближе всех подошли к тому порогу, за которым светит разгадка этого явления.

Альберт Валентинов "Помню - значит, живу"
Академик Наталья Бехтерева, одна из величайших знатоков мозга, уверяет, что мозг помнит все - всю нашу жизнь по секундам. Но выдает нам только то, что необходимо на данный момент для решения тех или иных задач. И только в редких случаях, например при последних минутах сознания тонущего человека, перед его внутренним взором с быстротой молнии проносится вся жизнь. Можно предположить, что это мозг дает погибающему последний шанс: посмотри, не было ли у тебя какой-либо похожей ситуации, чтобы можно было применить старый способ и спастись. Весь механизм памяти сосредоточен в височных долях серого вещества головного мозга. Сначала увиденная информация по зрительному нерву передается на внешнюю оболочку коры мозга, а затем - в ее внутреннюю область, которая фактически представляет собой "архив" памяти. На это уходит 0,1 секунды. За это время во внутренней области коры происходят электрохимические реакции, которые как бы кодируют полученную информацию, переводят ее в символы, по которым нейроны могут отыскать и выдать обратно нужные "картинки". Они это и делают, когда человек вспоминает: отправляют искомую информацию на поверхность серого вещества, но с гораздо меньшей скоростью - не выше 0,4 секунды. Возможно, эта разница во времени уходит на то, чтобы среди обилия информации отыскать именно ту, которая нужна.
Искусство тренировать память пришло к нам из глубокой старины. Наше время обогатило его множеством эффективных приемов, особенно при подготовке разведчиков, у которых память - профессиональное качество. Один из этих приемов - умение отделить главное от второстепенного. Скажем, в любом разговоре главное, что нужно запомнить и усвоить, занимает небольшую часть. Остальное, как говорят ученые, - шумы. Незначащие факторы. Их и надо уметь отсеивать при беседе, чтении литературы, просмотре спектакля или фильма. В противном случае мозг утомляется и степень запоминания падает. Конечно, постоянно отбирать нужную информацию непросто, это требует мыслительных усилий, напряженного внимания, умения сосредоточиваться, но это, как говорится, дело привычки. Этим качеством обладают не только разведчики, но и большинство людей умственного труда. Да и каждый человек может развить в себе эту способность.

Интенсивная майская программа для иногородних и занятых 

По вашим просьбам (особенно иногородних слушателей) в Санкт-Петербурге формируется группа на экспресс-курс Интенсивный курс развития интеллекта, восприятия и скорочтенияс последующим закреплением навыков через активизацию творческих процессов и бессознательных ресурсов, решение конкретных творческих задач участников на тренинге "Магия Творчества". Тренинг по развитию интеллекта и работе с большими информационными потоками в данном случае будет включать в себя полную программу 2-х ступеней курса и по интенсивности не имеет аналогов в предыдущих версиях. В его программу включены элементы квантовой психологи, НЛП, Холодинамики применительно к интеллектуальным процессам активизации восприятия, осмысления, запоминания и к решению текущих психологических проблем. Для желающих улучшить зрение необходимо предварительно настроиться на чтение без очков. Если у вас есть конкретная заявка на работу с учебниками, словарями, документами больших объемов, просьба захватить с собой самые трудные образцы, экзаменационные билеты и пр. Для работы с иностранными текстами желательно сделать предварительный перевод незнакомых слов. 

Если вы готовы поучаствовать в экстремальной развивающей программе - мы ждем вас!
Начало занятий - предположительно 4-5 мая (жду ваших писем для коррекции сроков)

В рамках программы (для желающих) 8-9 мая - семинар по альтпсихологии (методика Волшебных шаров Д. Покровского в интерпретациях НЛП, квантовой психологии, психосинтеза и трансперсональной психологии). Ведущая - Е. Шугалей. 

"Магия Творчества" - 10-12 мая. Приглашаются слушатели предыдущих курсов. Тренинг по Творчеству будет проводиться в условиях полного погружения, с выездом на природу, в случае плохой погоды решение о месте проведения тренинга мы примем вместе :-). 

Елена Шугалей
, Тел. (812) 550-8666, center@humans.ru
Статья: Синдром профессионального сгорания или Негативное влияние профессии и как его избежать

Автор материала: Юдин Игорь Алексеевич Врач-психотерапевт. Диплом Экзистенциального психотерапевта. Специалист по телесно-ориентированной психотерапии терапии. Европейский Сертификат Психотерапевта. Официальный преподаватель и супервизор ОППЛ с 1997г. Профессиональные интересы: групповая, индивидуальная психотерапия, супервизия, мифология, духовные практики, консультирование в бизнесе, политике, рекламе и др. Проводит Семинары по профилактике и лечению “Синдрома Профессионального Сгорания” Web site: http://www.sfera.infomsk.ru/~yudin

“Чем больше человек

вглядывается во внешний мир,

тем больше он там

видит самого себя”.

Преимущества нашей профессии:

  1. Профессия дает глубокое знакомство с личной жизнью других людей.
  2. Обогащение собственной жизни
  3. Удовлетворение своими удачами:
  • О чем чаще всего говорят два начинающих психотерапевта или психолога?
  1. Ощущение себя более здоровым, чем Ваш клиент.
  2. Власть над людьми.
  • “Господь Бог завидует власти врачей над людьми”
  • Угрозы:

    1. Постоянная встреча с негативными сторонами жизни.
    • Юнг называл это “подсознательной инфекцией”.

    Когда вы общаетесь на слишком близкой дистанции - эмоционально, пространственно, с другим человеком то происходит "заражение" состоянием другого: как бы растворяетесь и теряете "чувство себя".

    1. Последствия для личной, семейной жизни
    • Отдавая много чувств своим клиентам, обычно психологи не дают чувств своим близким
    • Большие эмоциональные затраты на работе,неумение восстанавливаться. От этого формальное эмоциональное участие в семье.

    Выслушивая, углубляясь в заботы других людей на работе, трудно после работы услышать заботы и трудности жены или мужа и детей.

    1. Угроза потерять себя как личность
    • Во всех местах специалист- психолог в семье, в постели, в поезде, на кухне, в гостях и т.д.
    • Знакомая наверное многим фраза:
  • “Как ты можешь так поступать ты же психолог?”
  • Причины:

    -Авторитарность

    -Зависимость от внешней оценки

    -Слабость внутренней оценки

    -Ригидность, недостаточная гибкость.

    -Преувеличенное осознание важности себя в профессии

    "лучше меня это никто не сделает"

    -Преувеличенное осознание важности своей профессии в жизни вообще:

    “человек может всё и психология ему этом поможет”.

    И тогда психолог или психотерапевт забывает свою личную жизнь.

    И это может привести специалиста к С П С Г.

    ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ?

    Синдром профессионального сгорания - это эмоционально-волевая деформация специалиста, вызванная особенностями его профессии.

    Фрейденбергер, автор идеи burnout, говорит, что профессиональное выгорание "является истощением энергии у профессионалов в сфере социальной помощи, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей.

    Психологическое консультирование, психотерапия отнесены к профессиям, требующим большой эмоциональной вовлеченности, ответственности. (Paine, 1981; Maslach, 1982; Corey, 1986).

    Кристина Маслач определяет это понятие как "синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствуя по отношению к клиентам".

    Доктор Maslach подчеркивает, что СПСГ - это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а скорее "эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением".

    Синдром состоит из нескольких фаз:

    1. Фанатизм

      Огромный выплеск энергии ,работоголизм.

      И гордость за это “ Я работаю 24 часа в Сутки”

    2. Фрустрация.

      Непонимание что с Вами происходит. От чего перепады настроения. - Изменение эмоциональности - Повышенная раздражительность – Конфликтность – Равнодушие (ощущение бессмысленности своей работы) – Уход в думанье – Бесчувствие – Страх.

    3. Астения.

      Утомление – Отсутствие отдыха по утрам – Однообразное проведение свободного времени (у телевизора, на диване, на кухне и т. п.) - повышенная заболеваемость простудными заболеваниями

    4. Апатия. или безразличия

      Всё всё равно: Всё равно как одеваться, как на тебя смотрят, сужение личности, стереотип работы – стереотип личной жизни.

      И если человек одинаков на работе, в семье – личность сужается.

      И возникает Одиночество, даже если вокруг много людей.

    5. Фаза Сгорания
  • Я психолог, я мать или отец, я пассажир, я гражданин, я любовница, я домохозяйка, я дочь, я жена или я муж и т.д. НЕ РАЗДЕЛЯЮТСЯ.
  • Последствия:

      • Неуживчивость в коллективе, невозможность играть по правилам коллектива
      • Конфликты с клиентами
      • Алкоголизм, наркотики, другого плана злоупотребления
      • Неврозоподобная симптоматика
      • Ипохондрия, уход в болезнь

    Чаще всего от этого страдают люди тревожные, тонко чувствующие, эмпатичные, склонные к интраверсии, имеющие гуманистическую, ориентированную на людей жизненную установку, весьма склонные отождествляться с другими личности (Edelwick, Brodsky, 1980).

    Что приводит к Синдрому Профессионального Сгорания:

    • Монотонность жизни Дом- Работа- Дом- Работа.
    • Жесткость во времени
  • строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;
    • Перегрузки на работе

    Szasz (1965) сказала: “Если ежедневно принимаете по восемь—десять пациентов, то у вас нет шансов иметь высокий уровень работы. Вкладывание больших эмоций, когда порой не видно быстрого результата

      • Желание Всех вылечить, Всех сделать “счастливыми”
      • Работа с немотивированными клиентами,
      • Напряжение и конфликты среди коллег
      • Собственные неразрешенные конфликты внутренние и внешние (например, семейные)
      • Излишняя ответственность за проблемы клиента, или за своих коллег
      • Нежелание принять ответственность за свою работу на себя – Что впрочем, является одним и тем же.
        • “мне не везет, потому что клиенты противятся консультированию и не хотят ничего изменять в жизни”;
        • “люди в России не такие как на Западе и не привыкли платить за консультирование, а все хотят получать помощь бесплатно”
        • “во всем виновата организация труда, а все это от меня не зависит”;
        • “у меня слишком много клиентов и мало времени для каждого из них”
        • и т.п.

    Если психотерапевт или психолог из-за своих неудач или плохого самочувствия занимает пассивную позицию, обвиняя кого-то из внешнего окружения, чувство бессилия и безнадежности от этого лишь увеличивается.

  • Последствием непринятия личной ответственности является позиция жертвы, что бы защитить себя человек становятся пессимистом и видит только негативные стороны жизни, эта же позиция жертвы приводит к профессиональному цинизму – навешиванию ярлыков, на своих коллег.

    На своих клиентов, что ограничивает восприятие клиента в настоящем, и ведёт к неэффективной работе.

    И мешает реально помочь клиенту в разрешении его проблем, и в конечном итоге приводит к манипулированию, профессиональному сужению личности, профессиональной слепоте, и к решению своих собственных проблем за счет клиента.

  • Один из первых исследователей синдрома Кристина Маслач назвала свою книгу "Сгорание - плата за сочувствие".

    Что же с Этим делать?

    1. Во-первых. Вместо обвинения кого-то полезно изменить себя самого, или условия работы, на сколько это возможно.
    2. Снизить нагрузку на работе. сочетать работу с учебой, исследованием, писанием;
    3. Как я хочу работать, где, кем?
    4. Оценивать свою жизнь вообще — живется ли так, как хочется.
    5. Организовать свою жизнь так, что - бы было хобби не связанное с работой
    6. Изменить социальную жизнь (например, важно чтобы друзья были не психологи, не врачи, а какой- либо другой профессии)
    7. Уделить внимание своему здоровью:
    • необходимо спать достаточное количество времени
    • Уметь лечить себя без лекарств, хотя бы от невротических, психосоматических проблем
    • Уметь медитировать
    1. Научиться проигрывать, не оправдываясь перед собой
    2. Научиться достигать того, чего хочешь.
    3. Знать цену себе и своей работе.
    4. Полноценно отдыхать
    5. Правило “трех восьмерок”.
    6. Не спешить
    7. Участие в семинарах, конференциях, где есть возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом с коллегами.
    8. Важно проходить постоянно квалифицированную профессиональную подготовку, которая включает в себя:

    *Повышение квалификации

    *Участие в тренингах личностного роста (динамические группы в качестве клиентов для решения собственных проблем большего понимания себя, своей жизни)

    *Личная терапия

    *Супервизия

    *Баллинтовские группы

    *Группы супервизии трудных случаев из практики

    *Самостоятельная работа

    И все это для того чтобы осознать свои внутренние конфликты и понять, как они влияют на профессиональную деятельность

    Важно знать свои возможности и ограничения.

    Важно быть уверенным в себе и знать эти границы уверенности.

    Вопросы, на которые полезно отвечать изредка, но постоянно для себя:

    1. Почему я выбрал профессию психолога или психотерапевта?
    2. Какая польза для меня от моей профессии, от моих клиентов, в чем польза от меня моим клиентам?
    3. Каковы мои личные проблемы и как они могут оказывать влияние на мою работу?
    4. И наоборот как моя работа оказывает влияние на мою жизнь?
    5. С какими проблемами клиентов я стремлюсь работать, а с какими не хочу?
    6. Кто Я, кроме как психолог, гражданин, жена, дочь? И т.д., т.е. Кто я без социальных ролей?
    7. Какие вещи для меня важны?
    8. Кем для меня является другой человек?
    9. Могу ли я доверять другому человеку, верить другому человеку?
    10. В чем моя сила, в чем моя слабость?
    11. Как я использую свою силу?
    12. Мои уязвимые места.
    13. Какие темы и вопросы я избегаю, какие пытаюсь обойти?
    14. На каких темах я заостряю внимание?
    15. Как сильно во мне выражено стремление к доминированию, к подчинению своей воли?
    16. Чего больше я замечаю в других недостатков или преимуществ?
    17. Сколько стоит моя работа, Кто мне за неё платит, достаточно или не достаточно как я компенсирую недостаток, если недополучаю?

    На эти вопросы важно честно отвечать себе.

    Это позволит лучше узнать себя, не эксплуатировать клиента и сохранить себя.

    ХОРШО Бы Защитить себя от себя, а не от клиента или других людей.

    Успех – это самая большая опасность, которая мешает быть гибким, искать другие решения

    Ошибка – это возможность попробовать делать то, чего Вы не делали до этого

    “Мы не можем быть большим, чем мы есть...,но то, что мы есть, намного больше, чем мы думаем”.

    Рекомендуемые рассылки

    Мы решили порекомендовать несколько наиболее интересных рассылок для Вас. Нам также интересно, какие рассылки Вы можете порекомендовать нам вставить в этот раздел. Пишите:

    Практическая психология для Вас - Рассылки Международного клуба ЧеловекИ

    Открытая экономика - Экспертный канал - Новости экономики и политики, аналитика, мнения ведущих экономистов, интервью. Эксперты канала Сергей ВАСИЛЬЕВ, Олег ВЬЮГИН, Евгений ГИЛЬБО, Сергей ГЛАЗЬЕВ, Михаил ДЕЛЯГИН, Оксана ДМИТРИЕВА, Андрей ИЛЛАРИОНОВ, Леонид ПАЙДИЕВ, Ирина ХАКАМАДА, Александр ШОХИН и ДРУГИЕ отвечают на вопросы читателей, комментируют значимые события в экономике и политике России и мирового сообщества.
    Да или Нет? Искусство принимать правильные решения- Наши решения определяют нашу жизнь. Принимая лучшие решения, мы улучшаем свою жизнь. Мы поможем Вам значительно улучшить Ваши способности к принятию верных решений.
    Как найти идею? Развитие творческого мышления. - Уникальная возможность пройти обучение по Мощному и Эффективному КУРСУ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ. Вы сможете за час придумать десятки, и даже сотни оригинальных и эффективных идей.
    Еженедельный электронный журнал Бизнес и Психология - Психология успеха, менеджмент, бизнес-консультирование, маркетинг, психология продаж, рекламы и Public Relations. Аудитория журнала Директора, руководители подразделений и отделов, менеджеры разного звена (60%), IT специалисты (25%) и др. (15%)
    Бизнес и Психология Приложение :Психология и бизнес - Состоит из материалов не вошедших в основной номер
    Бизнес и Психология Приложение: Новости"Психософта" - Новости каталога бесплатного психологического и околопсихологического программного обеспечения
    Подпишитесь или подпишите Ваших знакомых
    До следующей встречи Жду ваших писем по адресу: kamin@sandy.ru

    P.S. По вопросам размещения рекламы пишите adv-dep@psycho.all.ru

    Информационная поддержка

    Партнеры проекта: TopList

    Если что-то в статьях было для Вас непонятно, приглашаем вас посетить сайты наших партнеров сайт Скорочтение Память, Диалектика и:

    Cюда стоит зайти

    Psychology Online Russia Портал Психология - Вся Россия

    Центр Практической Психологии

    Центр Практической Психологии "КАТАРСИС"

    List Banner Exchange

    http://subscribe.ru/
    E-mail: ask@subscribe.ru
    Отписаться
    Убрать рекламу

    В избранное