Приоткройте мне сердце, а я открою вам весь мир. (Книга ЗОАР)
Международная академия каббалы под руководством ученого-каббалиста, профессора (PhD) Михаэля Лайтмана
УРОКИ КАББАЛЫ
Как сладки страдания любви…
Вопрос: Если я не наполняю свое желание насладиться или наполняю его не полностью, то ощущаю страдания.
Вы говорили, что в желании отдачи я тоже ощущаю недостаток наполнения, но это не вызывает во мне страдания, а дает ощущение жизни. Почему в желании насладиться я страдаю, а в желании отдачи – нет?
Допустим, я кого-то люблю. Я хочу быть с ним вместе, соединиться с ним, проводить с ним время, ведь я люблю его, а все, что мы любим, мы хотим приблизить к себе.
Но пока он далеко от меня, и я только стремлюсь к нему. Но, в любом случае, это приятное ощущение, хотя и называется "страдания любви". Ты любишь – и тебе приятно, любовь притягивает и наполняет тебя. Но вместе с тем ты ощущаешь страдания, потому что еще не реализовал свою любовь, не соединился с любимым.
В духовном, отдача означает любовь. Ведь мы отдаем тому, кого любим. Если я люблю кого-то, желаю наполнить его и наполняю – это называется отдачей. Но поскольку в основе находится любовь, то отдача - это наслаждение.
Поэтому в духовном, в отдаче, даже если ты ощущаешь недостаток отдачи, а от этого и недостаток наполнения, и потому страдаешь, - это страдания любви. Они тоже сладки, ведь исходят из любви и связи с любимым.
А поскольку на отдачу нет никаких ограничений, значит ты обязательно достигнешь возможности отдавать любимому, ведь это зависит только от тебя. И поэтому страдания любви непременно ведут к их реализации.
Краткий миг и вечная жизнь
Желание придает вкус наполнению. Каждый глоток воды щемяще-томителен, когда меня гложет жажда. Пускай наполнение лишь частично, зато желание велико – и разрыв между ними вызывает ощущение жизни.
А значит, жизнь оценивается не по желанию и не по наслаждению как таковому, а по их противостоянию. Чем выше напряженность, перепад между ними, тем больше во мне жизни, энергии.
Плохо дело, когда мой сосуд пуст, как впрочем и когда он полон. Все дело в том, чтобы свести пустой сосуд с наполнением и уловить мгновение их встречи.
Как задержать этот миг? Ведь даже самые большие наслаждения от еды, секса, славы, достигнув пика, ослабевают и гаснут. Я живу от мгновения к мгновению, моя жизнь едва мерцает, вырываясь из небытия и снова проваливаясь в него.
Как поется в песне, "есть только миг между прошлым и будущим" – между вспыхнувшим передо мной светом и тьмой, которая вот-вот его поглотит. Не успеет закончиться текущее наслаждение, а мне уже надо готовить себе следующее – чтобы не потерять ощущение жизни.
Но желания все время растут, и миром завладевает отчаяние. Людям больше не светит будущее наслаждение, "проходные" услады не заслоняют наваливающейся тьмы, и жизнь становится бессмысленной.
Наша жизнь угасает потому, что мы не можем удержать краткий миг наслаждения. Этому надо учиться – учиться быть над своим эгоизмом, работать вопреки ему. Тогда человек проходит через "десять египетских казней", оставляет свои желания внизу и выходит к "горе Синай", т.е. к свету, способному дать ему экран.
Духовное постижение выстроено на особом сосуде, кли, позволяющем удерживать себя над желанием, в отдаче. Выстроив дающее кли, человек обретает возможность постоянно быть в контакте с наслаждением и в то же время не гасить желание – ведь наполняется не оно само, а возвышающееся над ним намерение ради отдачи.
Человек обретает совершенство, когда он отдает, когда выходит из самого себя и живет в наслаждении, которое возвращает другим. Его жизнь, вечная жизнь – не в собственном желании, а в отраженном свете, наполняющем их желания и доставляющем радость Творцу.