Рассылка закрыта
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Тезисы к обсуждению темы "Православная педагогика как наука"
Выпуск 14. Гуманитарно-целостные исследования в образовании
1. ОбъявлениеНапоминаю, что очередной семинар межвузовской лаборатории гуманитарно-целостных исследований в образовании состоится 2 апреля 2008 г., в 15:00 час. в ауд. 2-41 гл. учеб. корпуса ВГПУ. В заседании могут участвовать все желающие. На семинаре состоится дискуссия по теме «Православная педагогика: проблемы и перспективы» 2. Тезисы к обсуждению (полагаю, будет полезным распечатать их для обсуждения на семинаре)ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКАИеромонах Лазарь (Куликов), Часть 1.Вторая половина XX века прошла под флагом постмодернизма, явления, а точнее ситуации в философии, по аналогии с ситуацией постмодернизма в культуре, когда антисистематичность, как характерная черта, не сводится к простому отказу от притязаний на целостность и полноту теоретического охвата реальности, а связана с формированием «неклассической онтологии ума». Дело заключается в объективной невозможности зафиксировать наличие жестких, самозамкнутых систем, будь то в сфере экономики, политики или искусства. В процессе интеллектуального освоения этой трансформации возникает мышление вне традиционных понятийных оппозиций (субъект – объект, целое – часть, внутреннее – внешнее, реальное – воображаемое), мышление, не оперирующее какими-либо устойчивыми целостностями. Результатом развития постмодернизма стал распад субъекта как центра системы представлений, что приводит к философствованию без субъекта. Место категорий «субъективности», «интенциональности», «рефлексивности» занимают безличные «потоки Желания», неконцептуализируемые «интенсивности». Постмодернизм полностью стирает грань между прежде самостоятельными сферами духовной культуры и уровнями сознания – между «научным» и «обыденным» сознанием, между высоким искусством и китчем. Популярность постмодернизма во многом объясняется лавинообразной критической литературой, сформировавшей нечто вроде идеологии постмодернизма. В этой связи зачастую появляются мысли о том, что философия – чрезвычайно энтропийный феномен и нужны величайшие усилия для ее удержания, сохранения и продолжения. Но даже несмотря на эти усилия и институционализацию, ключевое содержание, зерно, ядро и суть философской деятельности трудно удерживаемы. (Карчагин Е.В.). В педагогике, согласно Е.В. Бондаревской, это проявилось, во-первых, в разрушении старых методологических опор, основанных на познавательных постулатах марксизма, во-вторых – в выявлении потребности осмысления дифференцированной, инновационной педагогической реальности, в-третьих, в поиске универсального метода преобразования педагогической действительности. Но период поиска трансформировался в новую ситуацию в науке – ситуацию полипарадигмальност, как варианта реформаторства в ситуации постмодернизма. В противоположность этому православная педагогика открывает личностное измерение человека, не знакомое миру до христианства. Эта мысль стала общеизвестной и общепризнанной после напряженной работы мыслителей и ученых христианского мира как на Западе, так и на Востоке в течение последних веков. В результате историко-богословских, филологических и философских исследований стало ясно, что откровение о бесконечной ценности и бездонных глубинах человеческой личности, которые заново открыл возрожденческий гуманизм и которые стали отправной точкой для экзистенциалистской мысли, восходит к эпохе Вселенских соборов (V-VII вв..) о понимании образа соединения во Христе божественной и человеческой природы, а оттуда – к богословию о Святой Троице (IV в.). Свято-троичная парадигма православной педагогики характеризуется тем, что цель образования является идеальной и задается Богом изначально при творении человека и, следовательно, не может определяться ни субъектом, ни объектом педагогического процесса. В.В. Зеньковский писал, что цели, к которым стремится направить детскую душу педагог, не могут и не должны быть им «придуманы», не могут быть делом его вдохновения или произвола. Главное поле для диалога выстраивается в перспективе согласования научной методологии в ситуации постмодернизма и теоцентричности православной науки, христоцентричности православной педагогики в частности. Часть 2.Потребность Церкви в научном (т. е. в развитом дискурсивном и понятийном) знании не безусловна, в силу главенства в церковной методологии методов, связанных с целостным, основанном на откровении, символико-таинственным восприятием действительности. Возникновение же и развитие восточно-христианской науки (богословия, педагогики и др.) связано в первую очередь с негативными условиями и факторами, которые создавали потребность в определенной концептуализации предшествующего религиозного опыта для его полноценного воспроизведения в новых условиях. Таким образом, исходя из традиции развития христианской науки, когда мы говорим о потребности в православной педагогической науке, мы должны четко выявить серьезные внешнецерковные и внутрицерковные проблемы, которые и актуализируют эту науку. Общие инвариантные проблемы, актуализирующие православную педагогическую науку на протяжении всей церковной истории С общецерковной точки зрения – это факты формализации и обмирщения тех или иных церковных образовательных систем, по внутренним и внешним причинам, что практически сводило на нет выполнение ими своих педагогических функций и требовало научно-практических усилий или по их восстановлению и духовному оживлению или по созданию новых альтернативных церковно-образовательных комплексов. С точки зрения отдельного члена Церкви – это уникальность каждого члена Церкви, в контексте необходимости достижения единой церковно-педагогической цели: § во-первых, в аспекте призвания, когда дар (харизма) учительства рассматривается как особое церковное призвание определенного человека, что подразумевает последовательную и осмысленную реализацию церковным учителем своего служения; § во-вторых, в аспекте духовного возраста, что, в контексте обратимости и принципиальной незавершимости духовного развития подразумевает иерархическое духовное неравенство членов Церкви, которое требует педагогического взаимодействия разных иерархических уровней для достижения единой цели Церкви. С внешнецерковной точки зрения – это миссионерство в разных культурно-исторических и политических условиях; полемика с нехристианским миром; влияние внешних условий (государство, внешняя политика, нехристианская культура) на церковные образовательные системы и отдельных членов церкви. Современные внутрицерковные проблемы, актуализирующие православную педагогическую науку С общецерковной точки зрения – это нарушения в традиционных составляющих образовательной системы РПЦ (системе катехизации, общине, семье, Духовных школах) и необходимость создания церковных научно-педагогических и образовательных комплексов для восстановления составляющих системы образования РПЦ в новых культурно-исторических условиях информационного, массового, секулярного общества. С точки зрения отдельного члена церкви – это увеличение числа священнослужителей и церковных педагогов, с минимальным опытом личного воцерковления и устоявшимся светским педагогическим опытом; преподавание церковных и околоцерковных дисциплин светскими педагогами и значительное снижение у современных христиан способности полноценного символико-таинственного восприятия и осмысления мира и Церкви в Духе православного Предания, что, с одной стороны, делает неполноценным участие христиан в богослужебно-аскетической жизни Церкви, а с другой – не позволяет восстановиться истончившейся прослойке православной культуры (в том числе и в аспекте православной педагогики), которая должна быть буферной зоной между Церковью и миром. С внешнецерковной точки зрения – это увеличение информационного потока и преобладание в нем недискурсивной образно-эмоциональной составляющей на фоне вышеупомянутой неподготовленности к правильному церковному восприятию и осмыслению; несоотнесенность государственного образовательного стандарта с целями и методами православной педагогики, что, во-первых, порождает мировоззренческий и культурный диссонанс у детей из церковных семей, обучающихся в светских школах, так как они не получают последовательной церковно-педагогической поддержки для религиозного самоопределения в условиях секулярного и массового общества, а, во-вторых, это затрудняет и делает небезопасным для церковного образования намечающееся включение православных учебных заведений в систему государственного образования РФ. Объектом православной педагогики является образование как способ приобщения человека к жизни в Церкви, способ выявления и развития богочеловеческого в человеке. ИЛИ Объектом православной педагогики является образование как способ выявления и развития богочеловеческого в человеке, способ «приобщения человека к жизни в Церкви». Предметом православной педагогики являются закономерности возникновения, становления и развития системы отношений и взаимодействий в педагогическом процессе; это система троичных взаимодействий в педагогическом процессе. Специфика предмета православной педагогики: 1. Иерархическое главенство воспитания над обучением, что определяется целью православного образования как установления определенной системы отношений воспитанника с Богом, с духовным ангельским миром, с самим собой, с другими людьми и с окружающим материальным миром. При этом знание понимается как средство и среда общения живых персоналистичных реальностей, принадлежащих к различным уровням иерархии бытия и Сверх-бытия. 2. Расширенная иерархическая система субъект-субъектных отношений в образовательном процессе, что определяется онтологическими связями участников системы со-бытия Бога и творения: Бога, духовных ангельских существ (с учетом противоборства сил добра и зла), человека и окружающего материального мира. 3. Подвижные позиции воспитателя и воспитанника, учителя и ученика, что диктуется относительностью и взаимозаменяемостью данных позиций для тварных существ (человека и ангелов) на фоне абсолютной позиции Нетварного Педагога – Бога. 4. Возможность взаимоусвоения энергий субъектов педагогической деятельности, относящихся к разным уровням иерархии бытия. Категориальный аппарат православной педагогики может быть сконструирован с учетом следующих специфических черт: § взаимопроникновение понятийности и образности, как на уровне текстов и определений, так и на уровне отдельных слов; § преобладание описательных определений, формирующихся не напрямую, а в процессе развернутого богословско-педагогического дискурса; § наличие антиномичных самоотрицающих определений, возводящих к невербализуемой и сверхсмысловой действительности; § разная степень многозначности понятий и их зависимость от контекста; § разработанная иерархическая контекстуальная структура наиболее часто употребляемых образов; § признание определенной личностной действительности стоящей за понятием или образом, в том или ином контексте; § онтологическая, энергийная наполненность понятий и образов; § отличие понятия от образа, определяемое степенью многозначности в определенном контексте. Методы исследования также имеют свою специфику: § первичность духовного опыта, и вторичность его теоретической рефлексии; § иерархическое главенство символического метода, связанного с откровением, интуицией и целостным познанием, и служебное положение философского метода, основанного на дискурсивном познании действительности. Закономерности как предмет научного исследования. 1) Сочетание уникальности и свободы всех участников расширенной системы субъект-субъектных отношений в образовательном процессе с наличием определенных закономерностей возникновения, становления и развития этих отношений, что имеет основания в богословии и онтологии восточно-христианской Церкви. 2) Символическая соотнесенность законов разных уровней иерархии бытия, обеспечивающая возможность единства и взаимодействия уровней при их принципиальном онтологическом различии. 3) Два уровня законов – общие законы духовного мира и законы духовной жизни человека. Часть 3.При рассмотрении методов исследования нередко всплывает понятие мистического опыта, которое для современного сознания так расплывчато и настолько засорено, что заведомо не является «понятием» в настоящем смысле. В представлениях о нем царят две крайности: на одном полюсе он превозносится как высший род опыта, сугубо исключительный, непередаваемый и невыразимый, на другом – отбрасывается как иллюзия или патология. Если всякий опыт, по Гегелю, предполагает акт сознания, несущий определенный «поворот сознания», то «поворот», связанный с мистическим, равно как и философским опытом, относится к восприятию сознанием феномена человеческого существования в его цельности, его бытийном способе и основе, и носит характер трансцендирования (С.В. Хоружий). В отношении к педагогике мистический опыт тем более актуален, т.к. составляет тем большую часть жизненного опыта ребенка, чем менее его духовная жизнь редуцирована до рассудочной деятельности. Предполагаемые вопросы для обсуждения: § Культура послушания как основание православной педагогики. § Молитва как диалог со значимым Другим и метод диагностики духовности. § Покаяние как целостное преобразование человека.
Ведущий расылки -- Николай Михайлович БОРЫТКО. |
В избранное | ||