Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Лаборатория возобновляет работу


Выпуск 17. Гуманитарно-целостные исследования в образовании
Дата выпуска:
2008-09-05


Уважаемые коллеги!

I. Заседание лаборатории

Приглашаю вас 10 сентября в 15:00 час. на семинар Межвузовской лаборатории методологии гуманитарно-целостных исследований в образовании, который состоится в ауд. 2-41 гл. учеб. корпуса ВГПУ.

К обсуждению предлагается научный доклад по результатам докторского исследования канд. пед. наук, доц. Татьяны Анатольевны ЗАТЯМИНОЙ. Ниже предлагаются материалы к докладу.

Гуманитарно-целостная концепция постдипломной подготовки педагога-музыканта к реализации развивающего потенциала музыкальной деятельности ребенка

Цель - разработка научных основ подготовки педагога-музыканта к реализации развивающего потенциала музыкальной деятельности ребенка в условиях непрерывного постдипломного образования.

Объект исследования – система постдипломного профессионального образования педагога-музыканта.

Предмет исследования – процесс подготовки педагога-музыканта к реализации развивающего потенциала музыкальной деятельности ребенка в условиях непрерывного постдипломного образования.

Задачи:

  1. Определить основы гуманитарно-целостной методологии для исследования проблем музыкально-педагогического образования.
  2. Определить сущностные характеристики развивающего потенциала музыкальной деятельности ребенка как ценностного ориентира профессиональной подготовки педагога-музыканта.
  3. Выделить характерные особенности гуманитарного мировосприятия, определяющего стратегические цели  непрерывного постдипломного образования педагога-музыканта.
  4. Обосновать систему принципов, регулирующих условия процесса постдипломной подготовки педагога-музыканта.
  5. Выявить технологические особенности процесса подготовки педагога-музыканта к реализации развивающего потенциала музыкальной деятельности ребенка.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Гуманитарная специфика музыкальной деятельности обусловлена предметной сферой искусства, содержание которого вмещает в себе антологию человеческого мира, многообразие форм человеческой деятельности. Поэтому в качестве методологических оснований при исследовании музыкальной деятельности целесообразно использовать:  целостный, культурологический и личностно-деятельностный подходы. Применение в единстве перечисленных подходов позволяет создать педагогический образ музыкальной деятельности и выделить ее определяющие характеристики. Организационная структура музыкальной деятельности состоит из трех компонентов: человек, музыка и способ их взаимосвязи. Содержательная структура образуется на основе слияния четырех основных видов человеческой деятельности: познавательной, оценочной, преобразовательной и коммуникативной. Ее целостность обнаруживается в эстетических, духовных, креативных, операциональных, художественных свойствах. Содержание музыкальной деятельности обусловлено содержанием культуры, а смысловые точки жизнедеятельности человека в культуре устанавливают пути ее реализации в сфере образования, где она разворачивается в трех основных направлениях: мир музыки, способы взаимосвязей с миром музыки и человек. Условием реализации музыкальной деятельности является единство трех групп механизмов: энергетических (деятельная активность, саморегуляция, рефлексия), психологических (переживание, эмоции) , интерпсихологических (интеллектуальные, художественные, практические способности).

2. Развивающий потенциал музыкальной деятельности представляет совокупность возможностей, включающих природную специфику музыкального искусства (ресурсный компонент), самого человека (личностный компонент) и способы их взаимосвязи (операциональный компонент). Процесс реализации развивающего потенциала музыкальной деятельности осуществляется на основе детерминированной взаимообусловленности внешних причин и внутренних условий, что отражается в художественной позиции субъекта деятельности. Ее характерными чертами являются: образное восприятие действительности, ценностно-смысловое отношение к миру, художественные формы внешнего выражения и деятельностное ее воплощение. Целостный характер художественной позиции проявляется в трех аспектах музыкальной деятельности: авторском, исполнительском и слушательском, которые отличаются своей целевой направленностью и действиями.

Динамика качественного состояния музыкальной деятельности разворачивается в двух направлениях: пространственном (изменении всех элементов входящих в состав музыкальной деятельности)  и временном (движение целостности музыкальной деятельности к новому качественному уровню осуществления). Пять уровней музыкальной деятельности (рефлекторно-реактивный, репродуктивно-подражательный, вариационно-поисковый, реструктивно-эвристический, конструктивно-преобразующий), соответствуют пяти ее качественным состояниям. Уровни музыкальной деятельности отличаются степенью самоорганизации ребенка во взаимодействии с педагогом и степенью проявленности художественной позиции. Механизмом движения музыкальной деятельности выступает художественная задача.

Деятельность педагога в процессе реализации музыкальной деятельности ребенка регламентируется соблюдения трех правил: вненаходимости (регулирует характер взаимосвязи деятельности педагога и ребенка), культуросообразности (определяет представление о содержании музыкального искусства его интерпретацию соотносимую с содержанием культуры), развития (распространяет свое влияние на определение целей, задач, педагогических средств).

3. Гуманитарное мировосприятие представляет собой профессионально-личностное образование, характерные особенности которого отражаются в функциях (личностно-смысловые связи, чувственное осознание, эмоциональное соответствие, и профессионально-личностное самоопределение); архитектонике (эмоционально-образное отражение, мотивационно-ценностное отношение, рационально-логическое приятия); стадиях становления (инструментально-техническая, нормативно-стандартная, проектно-конструктивная, рефлективно-креативная). Становление гуманитарного мировосприятия происходит на основе движения от одной качественной определенности к другой, что обусловливает процесс профессионально-личностного развития педагога-музыканта и определяет стратегию его непрерывного постдипломного образования. Факторами, обусловливающими процесс становления гуманитарного мировосприятия педагога-музыканта являются: рефлексивное самосознание, креативное самоосуществление, профессиональное осмысление.

4. Закономерности становления гуманитарного мировосприятия обусловливают выделение системы трех принципов, которые своими регламентирующими действиями охватывают три основные сферы процесса подготовки педагога-музыканта: содержание постдипломного образования, педагогов и преподавателей, их взаимодействие в совместном образовательном процессе. Каждый из выделенных принципов является ведущим по отношению к одной из этих сфер: дополнительности – обусловливает выбор содержания процесса подготовки и формы его организации; культуротворчества - определяет выбор условий (методы, технологии, способы деятельности) процесса подготовки и содержанию курсового обучения и деятельности субъектов образовательного процесса, т.е. к преподавателям, работающим в системе постдипломного образования педагогов, и к педагогам-музыкантам, как обучающимся; проективности - определяет условия деятельности субъектов процесса подготовки, характер их взаимодействия, результативность обучения.

5. Процесс подготовки педагога-музыканта в ситуации курсового обучения строится в логике разворачивания целостности гуманитарного мировосприятия и реализуется как совокупность трех фаз: отражения, приятия и отношения, которые обусловливают стратегический ход процесса курсового обучения. Тактика его реализации строится как последовательность шести взаимообусловленных этапов. Каждая фаза включает по два этапа: диагностический и поисковый (фаза отражения), инструментальный и тренинговый (фаза приятия), продуктивный и проективный (фаза отношения), которые определяют выбор средств обучения, способов взаимодействия преподавателей и педагогов.

Оптимальность процесса подготовки  обусловлена взаимосвязью ситуаций курсового обучения с педагогической практикой, что обеспечивает поддержку профессионально-личностного развития педагога в системе его непрерывного постдипломного образования; адекватным сочетанием содержания и средств курсового обучения, командой квалифицированных преподавателей.

II. Гранты РГНФ

Напоминаю, что в сентябре истекает срок подачи заявок на гранты РГНФ — основной и региональный конкурсы 2009 г., к которым мы готовились. Смотрите требования на http://www.rfh.ru/ и готовьте заявки.



Ведущий расылки -- Николай Михайлович БОРЫТКО.
До новых выпусков! Пишите мне по адресу science.humanity.laboratory-owner@subscribe.ru


В избранное