Рассылка закрыта
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Декабрь 2008 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
|
29
|
30
|
31
|
Статистика
0 за неделю
Гуманитарно-целостные исследования в образовании
Выпуск 24. Гуманитарно-целостные исследования в образовании
Дорогие коллеги! Приглашаю вас 24 декабря 2008 в 15:00 в ауд. 2-41 гл. учеб. корпуса ВГПУ на очередное заседание межвузовской лаборатории гуманитарно-целостных исследований в образовании. Обсуждаются замыслы двух диссертационных исследований. СМИРНОВА Татьяна ФедоровнаФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО СМЫСЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ДИСЦИПЛИН СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ13.00.08 — Теория и методика профессионального образования В наступившем тысячелетии в число важнейших проблем современного общества, вошедших в круг вопросов национальной безопасности, стали сложная демографическая ситуация, низкий уровень здоровья подрастающего поколения, неспособность большинства населения грамотно применять обоснованный подход к сохранению и приумножению здоровья. Подрастающее поколение, большинство населения не может применить способы сохранения здоровья, оказания первой медицинской помощи. В решении этих проблем важную роль играет педагог, который продолжает активно влиять на формирование отношения человека к миру, его социальной позиции, ценностно-смыслового ядра мировоззрения (М. П. Попова, В. И. Тузлукова). Однако, в системе общего среднего образования не обеспечивается полноценная медико-профилактическая подготовка молодежи в связи с тем, что сами учителя не включают эту деятельность в систему ценностно-смысловых установок в своей профессионально-педагогической деятельности. Подобные установки не прослеживаются и в преподавании дисциплин предметной подготовки педагогов. Смысловой аспект не выделяется преподавателями, поскольку не определены сущностные характеристики личностного смысла профессионально-педагогической деятельности применительно к дисциплинам предметной подготовки. На сегодняшний день в общественном сознании прочно утвердилось мнение, что первая медицинская помощь в экстренных ситуациях должна оказываться только медицинскими работниками. У педагогов учебных заведений ,. процессе их профессиональной педагогической деятельности часто оказывается не сформированной система личностно-смыслового отношения к проблеме оказания первой доврачебной помощи. По результатам исследований (В.Ю.Давыдов, Т.Г.Коваленко) большинство учителей не готовы к правильному и своевременному оказанию доврачебной помощи, хотя студенты всех специальностей педагогического вуза, согласно государственной программе, обучаются по дисциплинам специальной подготовки. Это свидетельствует о неэффективности использования современных педагогических подходов в преподавании дисциплин предметной подготовки и показывает острую необходимость в разработке новой научно обоснованной модели процесса формирования личностного смысла профессионально-педагогической деятельности будущих учителей. Проблему призван решать гуманитарный подход к профессиональному образованию, в рамках которого обнаруживается потребность в разработке научно обоснованной модели формирования личностного смысла профессионально-педагогической деятельности будущего учителя. В процессе подготовки будущего учителя в педагогическом вузе закономерен интерес студентов к дисциплинам предметной подготовки, однако на практике это часто реализуется лишь в виде функциональной подготовки, овладения конкретными практическими навыками среднего медицинского работника. При этом уходит из поля зрения одна из главных целей высшего педагогического образования - воспитания квалифицированного педагога, способного применить медико-профилактические знания и навыки в процессе своей профессионально-педагогической деятельности. Смысло - творческий педагогический потенциал дисциплин предметной подготовки на практике не реализуется полностью, потому что он не выявлен в теории. Создание и использование новых технологий в различных сферах, в том числе в образовании, является актуальной задачей современного общества. Ценный опыт профессионально-педагогической подготовки не становится массовым, определяющим в образовательных технологиях подготовки учителя, потому что в теории не разработана модель управления процессом формирования личностного смысла профессионально-педагогической деятельности при обучении дисциплинами специальной подготовки. В профессиональном образовании педагога все более остро становятся противоречия между: возросшими требованиями современного общества к профессионально-личностным качествам педагога и неразработанностью понимания сущностных характеристик формирования личностного смысла профессионально-педагогической деятельности; возможностями педагогических дисциплин специальной подготовки в стимулировании профессионально-личностного саморазвития будущего учителя и неразработанностью моделей формирования личностного смысла профессионально-педагогической деятельности в процессе обучения в вузе; существованием достаточно мощного педагогического потенциала преподавания предметов специальной подготовки и недостаточностью научно обоснованных педагогических разработок по его реализации в формировании личностного смысла профессионально-педагогической деятельности будущих учителей; существующими способами управления педагогическим процессом и неразработанностью дифференцированной модели, обеспечивающей эффективность управления формированием личностного смысла профессионально-педагогической деятельности у студентов различных факультетов. Таким образом, есть все основания утверждать, что существующая практика профессионально-педагогического образования и состояние педагогической науки показывают неразработанность теоретических оснований процесса формирования личностного смысла профессионально-педагогической деятельности будущих учителей, что понимается нами как проблема исследования. Особенно остро эта проблема обнаруживается в преподавании дисциплин предметной подготовки. С учетом этого была избрана тема исследования: «Формирование личностного смысла профессионально-педагогической деятельности в процессе изучения студентами дисциплин специальной подготовки». Объект исследования — процесс обучения студентов дисциплинам специальной подготовки в вузе. Предмет исследования — закономерности формирования личностного смысла профессионально-педагогической деятельности у студентов педагогического вуза. Цель исследования — обоснование педагогических условий и разработка теоретических основ формирования личностного смысла профессионально-педагогической деятельности в процессе изучения студентами дисциплин специальной подготовки. Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач: 1. Определить сущностные характеристики личностного смысла профессионально-педагогической деятельности как цели профессионального образования. 2. Разработать и экспериментально апробировать модель процесса формирования личностного смысла профессионально-педагогической деятельности в качестве основы для педагогического целеполагания в обучении будущего учителя. 3. Выявить педагогический потенциал процесса обучения дисциплинам специальной подготовки в контексте формирования личностного смысла профессионально-педагогической деятельности. 4. Разработать, экспериментально апробировать, обосновать и оценить эффективность модели управления процессом формирования личностного смысла профессионально-педагогической деятельности при обучении дисциплинами специальной подготовки. Гипотеза исследования состоит в том, что процесс формирования личностного смысла профессионально-педагогической деятельности во время обучения студентов дисциплинам специальной подготовки в вузе будет эффективен при соблюдении следующих педагогических условий: 1. Сущность личностного смысла профессионально-педагогической деятельности расценивается в таких его характеристиках как значимость для субъектов (будущих учителей), знаний, умений и практических навыков по оказанию доврачебной медицинской помощи; уникальность и неповторимость для каждого индивида, а также необходимость формирования, совершенствования знаний и практических навыков за счет осознанных усилий будущих учителей. 2. Модель процесса формирования личностного смысла профессионально-педагогической деятельности складывается как система психолого-педагогических условий определяющих специальный подбор, компоновку интерактивных форм, методов, способов, приемов, обучения, суггестопедических средств, что будет основанием для выделения основных этапов модели формирования личностного смысла профессионально-педагогической деятельности в процессе обучения студентов дисциплинам специальной подготовки. Модель формирования личностного смысла представляет, включает в себя четыре этапа: начальный, промежуточный, средний, высокий. 3. Педагогический потенциал процесса обучения дисциплинам специальной подготовки (с позиций заданного и ценностного подходов), обусловлен осознанным выбором педагогических технологий, приемов, средств аудиторной и внеаудиторной (в том числе самостоятельной) работы студентов, что способствует оптимизации образовательного процесса, направленного на поиск обучающих и воспитательных методик в ходе активного формирования личностного смысла. 4. Эффективность управления процессом формирования личностного смысла профессионально-педагогической деятельности определяется по разнице средних уровней сформированности личностных смыслов у студентов тех же групп в начале и в конце обучения дисциплинам специальной под готовки. Предполагается, что эффективная система регулируемого последовательного воплощения на практике заранее смоделированного процесса воспитания и обучения студентов ведет к повышению среднего уровня сформированности личностного смысла профессионально-педагогической деятельности студентов в изучении дисциплин специальной подготовки. Модель управления своей мобильностью, доступностью подразумевает наличие открытой системы педагогических методов, которая обеспечивает обновление содержания воспитания и обучения в соответствие с постановкой новых целей, появления новых информационных технологий, достижений науки в образовании, максимально учитывая уровень сформированности личностного смысла, процессуально-динамический характер системы, функциональную иерархичность ее компонентов, согласовывая каждое педагогическое воздействие с индивидуально-типологическими особенностями личности. Однако необходимым условием успешного функционирования модели управления личностного смысла является регулярный периодический контроль эффективности процесса обучения складывающийся из анализа динамики сформированности личностных смыслов студентов (воспитательное составляющее процесса образования) и контроля теоретических знаний, а также практических навыков и умений. Предполагаемые выводы исследования 1. Сущностными характеристиками понятия личностного смысла профессионально-педагогической деятельности при изучении дисциплин специальной подготовки (основы медицинских знаний и здоровый образ жизни) являются: субъективная значимость для будущего учителя теоретических знаний, практических навыков и психологической готовности к оказанию первой доврачебной медицинской помощи в критической ситуации; его уникальность и неповторимость для каждого конкретного человека; динамичность состояния личностного смысла в каждый конкретный момент времени, которая диктует необходимость формирования совершенствования самосознания за счет осознанных усилий; открытость, выражающаяся в нахождении новых мотивов, искусственных конструкций усиления и становления, рационально-интеллектуальных и психолого-волевых способностей студента. 2. Модель процесса формирования личностного смысла профессионально-педагогической деятельности выступает как комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: мотивационного (система ценностей и смыслов студента, позитивно отражающих социально, профессиональную и личностную значимость медико-профилактических знаний), содержательного (совокупность разнообразных научно-педагогических методов анализа и реализации содержания дисциплин предметной подготовки на основе логических задач, истории и методологии науки, новых информационных технологий в образовании), креативного (отражающего творческо-созидательный потенциал индивида), личностного (характеризующего степень внутренней готовности человека к автономному осуществлению деятельности, которая извне жестко не регламентирована), каждый из которых имеет свою специфику, выраженную в ряде критериальных показателей. Процесс формирования личностного смысла профессионально-педагогической деятельности в ходе изучения студентами дисциплин специальной подготовки находится в непрерывной динамике. Уровень его сформированности может быть оценен в конкретный момент времени на основании анкетирования в соответствии с разработанной нами ранговой шкалой как низкий, средний, высокий и очень высокий. 3. Педагогический потенциал процесса обучения дисциплинам специальной подготовки, обусловлен индивидуальным характером заданий для самостоятельной работы студента, напряжением при ее выполнении; реализуется через организацию интерактивного обучения в виде применения ролевых игр, решения ситуационных задач, мультимедийных средств обучения, обеспечивающих не только высокую наглядность учебного материала, повышающих мотивацию студента и его рефлексивность, но и средства контроля знаний, практических навыков и определения уровней сформированности личностного смысла профессионально-педагогической деятельности, поскольку педагогический потенциал процесса обучения дисциплин специальной подготовки в полной мере может реализоваться при условии динамичного поэтапного формирования личностного смысла в профессионально-педагогической деятельности. 4. Эффективность модели управления процессом формирования личностного смысла профессионально-педагогической деятельности определяется степенью близости конечного результата (уровень сформированности личностного смысла) к целям и запланированным результатам процесса обучения дисциплинам специальной подготовки в педагогическом вузе, их целесообразности и целенаправленности, как необходимым элементам лично-стно-смыслового поведения и сознательной деятельности человека, который организует ценностно-ориентированную деятельность на основе смыслополагающих действий студента. ТКАЧЕВА Елена ГеоргиевнаФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ13.00.08 — Теория и методика профессионального образования Современный педагог постоянно испытывает высокие требования к личностным качествам и профессиональной деятельности со стороны учащихся и их родителей, коллег и руководителей, что является серьезным внешним стимулом в работе учителя над самим собой. Успех педагогической деятельности зависит от сформированности профессионально-личностной саморегуляции учителя. Очевидные возможности для формирования профессионально-личностной саморегуляции будущего педагога имеют занятия физкультурой и спортом. Однако в современной педагогической науке не обоснована система организации физкультурно-спортивной деятельности студентов педвуза, направленной на формирование у них профессионально-личностной саморегуляции. Недостаточная разработанность проблемы в науке, ее актуальность для педагогической практики, а также предположение о том, что занятия физической культурой, позволяют выйти за рамки задач обучения, обеспечивая ситуации направленные на формирование опыта личностной саморегуляции, определили тему исследования: Формирование профессионально-личностной саморегуляции будущего педагога в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Объектом исследования является физкультурно-спортивная деятельность в системе профессионально-педагогической подготовки. Предмет исследования — процесс формирования у студентов педвуза профессионально-личностной саморегуляции в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Цель исследования — обосновать систему дидактических условий формирования профессионально-личностной саморегуляции будущих педагогов. Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения четырех задач. Первая из них — Определить научное понимание профессионально-личностной саморегуляции педагога, как цели его обучения в вузе. Анализ исследовательской литературы и опыта наблюдений, как мы полагаем, поможет нам обосновать, что профессионально-личностная саморегуляция — способность к рефлексивному управлению образовательной средой через произвольную активность, проявляющуюся в самоосознании, самопроектировании, самооценке и самоконтроле учебной и профессиональной деятельности. Вторая задача — Выявить факторы формирования профессионально-личностной саморегуляции студентов педвуза. Предполагается, что диагностический эксперимент поможет доказать, что ведущими факторами формирования профессионально-личностной саморегуляции у студентов педвуза признаются сформированность эмоционально-чувственной сферы (оптимизм, позитивное восприятие других людей), предметно-логической сферы (умение логически мыслить, объективно оценивать поступки других, адекватная самооценка), операционно-деятельностной сферы (целеустремленность, самостоятельность и ответственность в решениях). Каждая из стадий формирования профессионально-личностной саморегуляции студентов педвуза характеризуется особым составом факторов и дидактических условий, реализуемых на занятиях физической культурой и стимулирующих формирование профессионально-личностной саморегуляции студента. Третья задача — определить возможности физкультурно-спортивной деятельности в формировании профессионально-личностной саморегуляции студентов. На основе анализа учебных планов и программ, а также реального опыта проведения занятий проводимых на кафедре «Физической культуры, теории и методики обучения физической культуры» Волгоградского государственного педагогического университета предполагается показать, что педагогический потенциал физкультурно-спортивной деятельности студентов в формировании у них профессионально-личностной саморегуляции заключается в оптимизации эмоционального состояния и снижении уровня личностной тревожности за счет игровых элементов, получении опыта мониторинга, регуляции, моделирования различных ситуаций, а также построения межличностных и коллективных взаимоотношений. Педагогический потенциал занятий физической культурой проявляется в стимулирующем воздействии на процесс формирования опыта личностной саморегуляции студентов за счет: — условности (оптимизация эмоционального состояния, создание комфортных условий для самоанализа); — открытости (возможность студенту самому определять для себя тот или иной вид спортивной деятельности, что возможно при условии осознанного и четкого целеполагания); — соревновательности (мониторинг и моделирование различных ситуаций приводящих к личному или коллективному успеху); — единства соперничества и сотрудничества для достижения целей отдельной личности и коллектива. Четвертая задача — Обосновать принципы организации физкультурно-спортивной деятельности, направленной на формирование профессионально-личностной саморегуляции будущего педагога. Формирующий эксперимент, как мы предполагаем, поможет нам обосновать, что выполнение принципов рефлексивности (осознанное обращение к системе внутренних ценностей), автономности (независимость в принятии решений, самостоятельность, свобода выбора поступков), интерактивности (способствует реализации системы ценностей в процессе диалогического взаимодействия, обмену знаниями, опытом, способами конструктивного общения) обеспечивает поэтапную реализацию системы дидактических условий формирования у студентов профессионально-личностной саморегуляции. Научная новизна результатов исследования предполагается в дополнении научных представлений о механизмах формирования профессиональной культуры будущего учителя через профессионально-личностную саморегуляцию, как одного из ее базовых компонентов; выявлении структура профессионально-личностной саморегуляции, стадий ее развития в юношеском возрасте; уточнении модели становления профессионально-личностной саморегуляции в условиях физкультурно-спортивной деятельности; дидактических возможностей занятий физической культурой в формировании у студентов профессионально-личностной саморегуляции, обосновании система принципов построения и организации физкультурно-спортивной деятельности, практическая реализация которых приводит к более эффективному результату в сравнении с традиционной практикой. Теоретическая значимость результатов исследования видится в развитии представлений о закономерной логике процесса саморегуляции, в решении проблем моделирования процесса становления данного качества, разработке содержания, методов и форм профессиональной подготовки студентов педагогического вуза. Практическая ценность результатов исследования предполагается в возможности их использования для оценки эффективности воспитательной среды педвуза, организации воспитательных мероприятий педагогами на занятиях физической культурой в вузе, повышения качества подготовки будущих учителей.
Ведущий расылки -- Николай Михайлович БОРЫТКО. |
В избранное | ||