Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Владимир Леви "Мастер жизни: конкретная психология"


Информационный Канал Subscribe.Ru

Владимир ЛЕВИ
Конкретная психология: рецепты на каждый миг

N 46

Психотерапевт в роли лошади?..
как научиться хорошо выступать

от 02.06.02

 

    Здравствуйте, друзья, вот и лето прилетело. Сирень, соловьи, солнышко крепкое, ночи короче снов... Не хочется о проблемах, хочется о приятном - и босиком по свежей еще травке...
    О приятном и его причинах и следствиях скоро выйдет у меня новая книга "Травматология любви", она же "Курс молодого самца", она же "Душа как эрогенная зона"... В следующих рассылках будут оттуда кусочки.
     А пока побеседуем на тему более прозаичную, хотя и небезотносительную к любви тоже.

 

(На тему поготовки к жизненно важным событиям
см. еще N 38 Священная беззаботность.)

"Жаба страха, или Хоть бы один раз по морде..." 

      ...Невозможно вжать человека в печатный объем. Как правило, читательское письмо - с проблемой, вопросом - заявка на целую книгу. И приходится, отвечая, волей-неволей такую книгу писать - поменьше или побольше...
      Вот письмо не столь давних лет - отменное описание трудности, почти всем знакомой. (Вместо слова "лекция" можно подставить "экзамен", "презентация", "свидание", "защита диссертации или диплома", "интервью", "интимное общение" и т.д.) Насколько смог, я это письмо сократил, зато в почти полном виде приведу дальше свой ответ и совсем коротенько - обратную связь от человека - ответ на ответ, представивший уже результат работы. 

      В.Л., я ваш читатель.. Преподаю в техническом вузе. Знаю дело, имею большой стаж. Не могу пожаловаться и на педагогическую бездарность: пока вел занятия с группами, все было прекрасно. Меня ценят и уважают. Недавно получил должность доцента. Уже шестой месяц читаю курс лекций по своей специальности... "Читаю" - сказано неверно. Не читаю, а мучаюсь и мучаю слушателей. Если так будет продолжаться, придется отказаться от должности.
      Понимаю, в философском, да и в житейском плане это не катастрофа. Но для моего самоуважения, боюсь, это будет слишком серьезным ударом. У меня бывали неудачи и поражения, но я всегда до сих пор находил способы отыграться не за чужой счет. Такая стена, прямо скажем, импотентности, передо мной выросла в первый раз в жизни. А я упрям, и сейчас мне уже почти наплевать на свои переживания, а просто безумно хочется решить эту задачку, из принципа...
      Прочитав ваше "Искусство быть собой", понимаю вроде бы, что происходит: парадоксальное состояние. Сверхзначимость, сверхмотивация. Понял свое родство с заикающимися, бессонниками, ипохондриками, с армией импотентов всех видов и рангов. Пользуясь вашими рекомендациями, сумел даже помочь кое-кому из "родичей". А вот что поделать с самим собой, ума не приложу.
Мне кажется, я никогда не был нервным сверх меры, достаточно решителен и уверен в себе, неплохо соображаю. Могу веселить компании за столом. Волновался всегда волнением, которое не подавляло. А здесь...
      Начинается с утра, в лекционный день... Нет, еще с вечера - хуже засыпаю, видимо, уже прогнозирую. Проснувшись, еще даже не успев вспомнить, кто я, ощущаю под сердцем скользкую дрожащую жабу. Это животный страх, напоминающий, что сегодня... Давлю жабу, подъем. Бодрая музыка, пробежка, зарядка, контрастный душ, самовнушение - все прекрасно, я весел и энергичен, я все могу, жизнь удивительна. Только это вранье, потому что труп жабы где-то во мне остался и я знаю, что перед аудиторией он сделает трупом меня, а сам благополучно воскреснет. Я не хочу этого знать, но я знаю...
      Освобождаю дыхание, сбрасываю зажимы. Выхожу к слушателям, как статуя командора. Все прекрасно и удивительно: язык не поворачивается, в позвоночнике кол, на плечах тяжесть египетской пирамиды, а в мозгах - что там в мозгах, уже черт поймет. Дымовая завеса. Забываю половину материала, никакие конспекты не помогают. Читать все по бумажке? Я еще не Леонид Ильич Брежнев, чтобы позволить себе такое.
      Самые терпеливые слушатели минут через пять каменеют. Двое бедняг с ночной смены уже откровенно приходят ко мне отсыпаться. У нас старательный, хороший народ, я и сам кончил этот же институт и, по-моему, понимаю, что нужно ребятам и как нужно. Пару раз даже набрался наглости, дал советы двум коллегам-преподавателям - с благодарностью принято и помогло. А сам, сам... Видели бы вы, как этот покойник отвечает на вопросы.
      И мне тоже пытаются помочь - советуют, ободряют, сочувствуют, терпят. Много раз репетировал в узком кругу, бессчетно - наедине с собой. Все блестяще: раскован, собран, память лучше чем надо, красавец-мужчина, артист, гений.
      А вот при выходе к аудитории, к настоящей аудитории... Хоть бы кто один раз дал по морде.
      Что со мной происходит? Что мне мешает? Чего мне не хватает? Как научиться делать то, что я МОГУ делать - читать лекции, ХОРОШО читать? Анатолий

...Вспомнилось: как раз накануне получения этого горестного письма сложился у меня первый набросок стиха "Исповедь черновика". Стихи - штука мистическая, убеждался не раз: отвечают на еще незаданные вопросы или дают вопрос на ответ... Вот это стихотворение - его можно считать предисловием к последующему ответу на письмо Анатолия.

Я умирал.
В последний миг
вверху над сердцем прозвучало:
Ты не готов. Ты черновик.
Все вычеркнуть. Начать сначала.

Проснулся в холоде. Река.
(Та самая). И ночь. И лодка.
И чей-то зов издалека.
И неба жаждущая глотка...

Я вспомнил все. И я не смел
пошевелиться.
Я не успел. Я не сумел
осуществиться.
Я целый мир в себе носил,
я жить пытался,
но благодати не вкусил,
не догадался...

Был замысел. Была гора. Была попытка.
Шумели ливни и ветра. Ползла улитка.
Гром аплодировал богам. И смерти жерло,
сопровождая ураган, искало жертву...

Я не сумел.
Я не достиг.
Я отработан.
А мой убийца,
беловик,
смотрите, вот он!

Его лепила та же боль,
но отличала
способность снова
стать собой,
начать с начала...

Профессия - психорежиссер
снова о том, как быть Собой и как выбирать Себя

      Анатолий, на два ваших вопроса ответ совершенно прост: мешаете себе - вы, а не хватает вам - ВАС.
      Вы близки уже и к правильному пониманию того, что с вами делается, и к продуктивной смене позиции, к нужному повороту отношения ("мне уже почти наплевать на свои переживания, а просто безумно хочется решить эту задачку...").
      Сверхмотивированность, зашкалившее парадоксальное состояние, да, конечно - и вам остается только осознать, чем же оно вызывается, разглядеть корень - и вытащить.
      Вот он: ваша оценочная зависимость. Внутренняя зависимость от ожидаемой оценки - она и только она приводит к тому, что на лекциях, на виду у аудитории, живете не ВЫ, а ваш негатив - одно из ваших затравленных детских "я".
      На каждую свою лекцию вы идете как на урок. Не на тот урок, который ведете вы и ставите оценки ученикам. А на урок, где ставят оценки вам. Не взрослый уверенный дядя-лектор, дядя-учитель идет читать лекцию, а ребенок, маленький мальчик, всецело зависимый от отметки, которую ему поставят, дрожа, идет на страшный экзамен! - Ведь так?
      Так, - отвечаю за вас. Спрашивается, а как же можно иначе?
      Вот как: выработать новую предустановку - стать не пассивным "исполнителем роли", а активным психологическим режиссером. Изменить ролевую структуру ситуации.
      Мудрено сказано, да?..
      Поясню. Если вы согласны с тем, что внутренне вы во время своей лекции (и уже в ее ожидании) ощущаете себя маленьким и зависимым, то согласитесь и с тем, что ваши слушатели ощущаются вами как большие и сильные, как могучие, независимые и бесконечно значительные существа, как взрослые, от которых ПОДСОЗНАТЕЛЬНО зависите вы.
      (Актер, страшно волновавшийся перед сценой, говорил мне, что зрительный зал кажется ему пастью гигантского чудовища, а каждый зритель - его колоссальным зубом, способным размолотить бедолагу в единый миг...)
      Но ежели так, то во-первых, эти ваши субъективные ощущения совершенно не соответствуют объективной действительности.
      А во-вторых - их легко изменить.
      Вот для этого здравые доводы:

      Я читаю лекции, чтобы дать людям знания, которых у них нет и которые им нужны. У меня этих знаний много, с избытком. А мои слушатели в моей области так мало сведущи, что степень своего невежества даже не в состоянии осознать. Тем паче им не дано оценить меня: по отношению к моим знаниям они - то же, что малые дети по отношению к взрослому. Выходя к аудитории, я оказываюсь в положении воспитателя перед детсадовцами.

ОНИ ДЕТИ, Я ВЗРОСЛЫЙ.
ОНИ МАЛЕНЬКИЕ, Я БОЛЬШОЙ.

      Отныне я буду об этом помнить и подавать и слушателям, и себе прямые и косвенные знаки своего превосходства:

  • неторопливость,
  • спокойный, уверенный, тон, иногда властный, твердый и требовательный, иногда мягкий и покровительственный;
  • изложение материала занимательное, но строгое;
  • иногда разрядки и отвлечения, игра, шутки;

      Они должны воспринимать меня как своего учителя и воспитателя, от которого они, ученики, эмоционально и житейски зависимы. Так оно, в общем, и есть -

ОНИ ЗАВИСИМЫ ОТ МЕНЯ.
Я - ХОЗЯИН ПОЛОЖЕНИЯ.

      Моя единственная забота: дать этим людям-детям знания, дать хорошее, усвояемое питание их умам и душам. Какое произвожу впечатление, нравлюсь или не нравлюсь - для меня дело десятое, хотя, конечно, для восприятия учениками предмета это кое-что значит. Главное: сам-то я знаю, что не в их компетенции оценивать меня -
Я ВНЕ ОЦЕНОК.

Пять мгновений свободы
психотехнология репетиций

Бытность птицей требует репетиций.
Каждый день начинай усильями,
всю-то жизнь маши крыльями
аккуратно,
а не то есть риск превратиться
в кающееся пресмыкающееся - неприятно...

      Вы, конечно, знаете, что репетируют свои роли не только актеры, но и политики, и военные, и спортсмены; что и детские игры, и игры животных представляют собой репетиции важнейших событий и действий жизни, хотя этим не ограничиваются.
      Повторяя множество своих надобностей и положений снова и снова, сама жизнь заставляет нас репетировать жизнь, так что даже самые плохие актеры приобретают в конце концов виртуозность в плохом исполнении своих плохих ролей...

      Репетиция должна превосходить свою цель!

      Когда вы готовитесь к экзамену, вы не только изучаете экзаменационную программу, но и приводите себя в готовность отвечать на вопросы, отвечать вообще, имея в виду и неожиданности, недоразумения, и возможную неготовность...
      К чему бы мы ни готовились - к чтению лекции (роль Блестящего Лектора), к экзамену (роль Знающего Студента), к выступлению по телевидению (роль Превосходного Комментатора), к драке (роль Грозного Самца), к свиданию (роль Обаятельнейшего Существа), - чрезмерная запрограммированность грозит утратой непосредственности, превращается в капкан. Нужно оставлять место и для импровизации, это ясно.
      А вот что часто не ясно: главная цель любой репетиции - вживание в ролевой психологический Позитив. Иначе сказать: выработка нужного самочувствия.
      А каким должно быть самочувствие?..
      Вот это-то вы и должны уяснить и представить себе заранее - а на репетиции - ощутить, прочувствовать и досконально освоить. Самочувствие должно быть Победительным - это прежде всего!..
      Разрешите теперь предложить вам схему репетиции любой ответственной ситуации, в которой вы намерены хорошо сыграть взятую на себя роль. Мы отработали ее на ролевых тренингах и с удовольствием дарим всем, кто понимает, что схема тем и ценна, что ее можно менять... Вот и я ненадолго отклонюсь от своего намерения дать вам инструкцию - для двух важных отступлений...

отступление первое
Кормушка Протея, или опыт всебытия

      Протей, напомню, - мифическое существо, наделенное перевоплотительным даром. Ради обеспечения жизни морских животных в одном из воплощений побывал даже египетским фараоном...
      Протей не прикидывался, а становился. Не притворялся, а претворял себя изнутри - пере-воплощался. Такую способность люди верующие и поныне приписывают то Богу, то дьяволу-оборотню, то ангелам, то чертям...
      А на самом деле? Попробуй, комаром будучи, стать слоном, а?..
      Меж тем, если пристальнее взглянуть на наши требования к себе и к другим - оказывается, хотим мы и от себя, и от других в пределе именно этого.
      Чтобы маленький стал большим. Чтобы хищник - мирным, подлец - честным, а толстый - стройным. Чтоб бездарь - гением, а дурак - умным... Больной хочет стать навсегда здоровым, и чтобы любовь была вечной...
      Когда Станиславский требовал от актера не только принимать внешний образ своего персонажа, но и вживаться во внутренний, чтобы актеру могли верить оправданно - разве не новой жизни души он добивался, не другой бытности?..
      Изначальное свойство жизни - всесущность. Любой генный набор может мутировать в какой-то иной, этот - еще в иной, и так далее. Так шла эволюция, так идет дальше.
      Человек - самое протеическое, самое всебытийное существо на свете. Актер, художник, поэт - проявители видового дара. Ребенок - чем более он ребенок - тем ближе к догадке, что я - это не только я, и что ты - не только...
      Первоначальный наш мир естественно-сказочен; после воцарения относительного реализма в сознании приходится отпирать Всебытие разными волшебными ключиками. Полноты перевоплощения достигаем лишь в сновидениях: можно побыть в одном кошкой, в другом мышкой, в одном чертом, в другом Богом...
      Утрачивая внутреннюю свободу быть всем - костенеем в рабской покорности своей ограниченности. Это смерть, первый ее приход - всегда заживо... Остатки всесущности, только они позволяют нам чувствами понимать других - и общаться, а не только передавать и получать информацию.

отступление второе
Забыть, чтобы вспомнить

      На вопрос, что такое "хорошо играть", один прекрасный актер ответил: забыть роль.
      "Как это? - спрашивали его. - Забыть слова? Забыть свои реплики?" - "Да, - отвечал он, - забыть, совершенно забыть, глубоко забыть, хорошо забыть... Забыть так, чтобы вспомнить - именно те самые реплики, в тот самый миг - как естественные, как свои..."
      Отождествиться с Другим Собой - подлинно жить - на сцене куда как не просто, а в жизни стократ труднее. Переход в новое бытие не замечается, как не замечается засыпание. В этот миг уже нет прежнего "я", следящего, как бы ему не перестать быть собой. Если я замечаю, что уже "вошел в роль", это значит, что я еще в нее не вошел - еще не живу в роли, а только-только вживаюсь...
      И вот теперь - Пять Мгновений Свободы для Победительного Самочувствия.

мгновение первое: ДОС - сосредоточение и настрой

ДОС - Действующий Образ События -
см. рассылки NN 6, 8 , 10, 11, 13 , 14, 16, 29, 30
(прим. для читателей - В.Л.)
      

Представление главных составляющих ситуации, основных ваших действий и - важнейшее - Победительного Самочувствия!

      "Большая аудитория, слушатели мало подготовлены, а некоторые и недостаточно дисциплинированы... Читаю двухчасовую вводную лекцию, открывающую целый цикл. Убежден полностью, абсолютно уверен: эти знания необычайно важны для моих слушателей - и захватывающе интересны, невероятно, сказочно интересны!
      Через меня раскрываются им священные тайны Природы, тайны Мастерства, тайны Успеха, тайны Великого Будущего...
      Держусь свободно, говорю ясно, свободно и просто... Волнение совершенно оправдано и необходимо, оно сообщает мне особую приподнятость настроения, выразительность, остроту соображения...
      Конспект передо мной, в голове четко держится общий план...
      Заготовил и некоторые отвлечения, шутки, темы импровизаций..."

      Такой подробный предваряющий настрой особенно необходим, когда вы готовитесь к чему-то новому, неосвоенному - в этом случае жалеть времени на него не стоит.
      Если же дело более или менее привычно (отработанный курс), довольно пары минут или всего лишь нескольких мгновений сосредоточения - а потом сразу -

мгновение второе: внутреннее освобождение

      (Релаксация, ."N 38 Священная беззаботность)

      Минут пять - десять (меньше, больше) побыть в состоянии полной расслабленности, посидеть или полежать в удобной позе, свободно подышать... Можно и подвигаться, поразмяться, включить музыку, поболтать - как вам покажется лучше, испробуйте разное...
      Внутреннее освобождение укрепляет в подсознании момент первый (ДОС) и подготавливает

мгновение третье: вход в самочувствие.

      По возможности сохраняя достигнутую освобожденность, представляйте себе, что вы УЖЕ начали действовать в ситуации - воображайте ясно и отчетливо, как это УЖЕ происходит...

      "Нахожусь за сценой... Раскладываю и просматриваю конспект... Собран, сосредоточен... Легко, приятно волнуюсь..."

      Настраиваться и расслабляться лучше в уединении, в тишине или хотя бы в условной изоляции (отвернуться к стене, подойти к окну). Но для кого как... Мне, например, минуту-другую побыв наедине с собой, хочется дальше настраиваться уже на людях - расхаживая туда-сюда, болтая о пустяках... Этим, наверное, снимается напрягающее действие самого факта "подготовки к чему-то важному" - снижается планка...

мгновение четвертое: выход в действие

      "...Тело и голова легки... Подвижен, пружинист, приятно волнуюсь... Вполне готов! Слух и зрение обостряются, все послушно, готово, все хочет действовать, убеждать, побеждать... Вперед!"

      Вот теперь быстро - подъем - и -

мгновение пятое: действие - репетиция как таковая

      То есть уже никакой репетиции!
      Действуйте - вы в ситуации! Все всерьез! Не выходите из Победительного Самочувствия! Никаких поблажек на "условность", "ненастоящесть"!.. "Тяжело в ученье, легко в бою!"
      Запомним еще раз крепко:

      На репетиции - никакой репетиции!

      Требования к себе должны быть максимальными.
      Тогда так называемая "ответственная ситуация" станет для вас репетицией, только лишь репетицией жизни, которая длится всю жизнь, а значит, вполне допускает разные исходы и варианты.

Наилучшее в наихудшем

      ...С чего начали, помните? С того, что вы сами мешаете себе хорошо исполнять свою роль - быть Собой Лучшим, Собой-Вместе- Взятым.
      А обязательно ли тащить с Собой маленького, самолюбивенького, ничтожненького себя - а точней говоря - свой навязший в душе, вдоль и поперек вызубренный негатив?..
      Совершенно не обязательно. Я сказал бы даже, не остроумно.
      Берите с собой и пускайте в дело того Себя, которого вы не знаете, - свой недоизученный Позитив.
      Допустим, вы тот же Лектор, но вы Рассеянный Лектор, вы забыли дома конспект с формулами, а по дороге ужасно испачкали свой костюм. О, да вы еще и Невезучий Лектор! - в аудитории кто-то беспрерывно чихает, лает собака, плачет ребенок, у вас безумно чешется спина, началось землетрясение - ничего страшного!.. Продолжайте, вы обязаны дочитать лекцию, даже в случае если придется заменить роль Лектора ролью Пожарника.
      После таких репетиций многие из обычных условий вашей жизнедеятельности могут оказаться приятными неожиданностями.
      Кстати, а почему бы вам не поимпровизировать пару раз на тему противопожарной безопасности - если не в роли Пожарника, то в роли, допустим,

  • Бывалой Цирковой Лошади (вы многое повидали...)?

Почему не прочесть лекцию по своей специальности не в роли Лектора или там Доцента, а в ролях (на выбор):

  • Инопланетянина,
  • Графа Калиостро,
  • Чарли Чаплина,
  • Мотылька,
  • Психотерапевта?..

      Бывают же случаи, когда психотерапевты суют нос не в свое дело, инопланетяне оказываются телепатами, мотыльки понимают, как надо жить, Калиостро выходит сухим из воды, Чарли Чаплин преодолевает сопротивление материала...
      Что вам мешает освободить свое внутреннее пространство от заплесневелого"я" и впустить в него творческую фантазию, юмор?.. О своей внутренней роли будете знать только вы, а слушатели лишь аплодировать.
      Ведь вы давно уже убедились, что узкая роль "себя" натирает мозоли, да и не только вам...

      В. Л.! Докладываю: регулярные аплодисменты... На свои лекции хожу теперь с предвкушением концертного удовольствия: интересно, а что еще этот мужик отколет, куда его вынесет. Странно вспомнить бывший мандраж, будто было не со мной... Становлюсь популярным, это приятно, хотя и не так уж важно...

~~~~~~~~~~~~~

Друзья, ну а теперь традиционная уже концовка: насчет подписки на Леви Вместе Взятого - книгу-альманах ИБС-Конкретная Психология, где моя повсежизненная энциклопедия практического человекознания продолжается непрерывным потоком. Это вам не отрывочная рассылка - вот там-то все полно, связно, исчерпывающе насколько могу и весело, как убедитесь, и всегда под рукой... Еще есть возможность!

почтовая подписка до 10 июня продолжается
в некоторых почтовых отделениях

"Искусство Быть Собой." выпуск № 5
КОНКРЕТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ книга-альманах.
каталог Роспечати "Газеты. Журналы"
по алфавитному указателю на букву "И"
индекс 79960 или 79760

~~~~~~~~~~~~~

Всего светлого!

 

автор рассылки: Владимир Леви,
психолог, писатель, врач
mailto:levi@postman.ru
http://www.levi.ru

каталог выпусков на City Cat
http://subscribe.ru/archive
код рассылки: science.humanity.levimaster

Владимир ЛЕВИ
Конкретная психология: рецепты на каждый миг

N 46 от 02.06.02

 




http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное