Все выпуски  

Владимир Леви. "Конкретная психология"


Владимир ЛЕВИ
Конкретная психология: рецепты на каждый миг

N 107

БЕЗОБРАЗНИК, КОТОРЫЙ ВСЕГДА С ТОБОЙ

от 01.11.06

 

      Здравствуйте, друзья. Давно пора нам вернуться к теме "Дети и взрослые", к детским трудностям жизни. (Намеренно тут избегаю напрашивающегося слова "проблемы"). Почты и моих новых текстов на эту тему накопилось предостаточно, сегодня - только частица. Сначала представлю вам ребенка, вынужденного быть психотерапевтом в собственном доме. А потом - маму, ставшую психотерапевтом для своего ребенка.

 

НЕДЕРЖАНИЕ ОТНОШЕНИЙ С ОТКРЫТЫМ ФИНАЛОМ
из свежей почты живым детским почерком

      Жители больших городов, владеющие компьютерами, все быстрее отвыкают от бумажной почты. Отвык бы и я, да не дают. Что ни день, то вынимаю из подъездного почтового ящика пару писем в бумажных конвертах. Такие письма чаще пишут откуда-нибудь из глубинки, а если из большого города, то уж, скорее всего, бедный человек. Или ребенок... Вот и это письмо написал ребенок - девочка тринадцати лет. Приведу его почти целиком (пришлось не полениться набрать), а затем небольшой комментарий и свой ответ.

      ВЛ, пишу вам сразу же, впопыхах, потому что сегодня мама и папа поругались. Папе позвонили, он вышел разговаривать, а мама слышала (не подслушивала, а слышала!!!), как папа говорит по телефону: "Милая, любимая, единственная, мне так тяжело, не трать денежки, я тебя очень люблю!". Мама это слышала и говорит: "Дай мне номер, это любовница, если не дашь, то это так, у тебя смелости не хватит!!!".
      Папа психанул, выматерился, ушел, то ли в гараж, то ли еще куда. Мама решила разводиться.
      Родители в браке 14 лет, мне 13. Родители оба вспыльчивые, холерики, я тоже холерик; учусь средне, иногда тройки хватаю. У мамы - высшее, она бухгалтер, у папы - среднее, автомеханик, вроде хочет заняться бизнесом по этой части...
      Вот как все было. Весной я случайно прочитала SMS у папы в телефоне, не помню смысла, помню только, что поняла, что у папы кто-то есть! Стала проверять папины телефоны - звонки, SMS-ки. Писала всю информацию к себе в блокнот. Выяснила, что ЭТУ зовут Ириной (в SMS: Иришка, поздравляю с Днем Рождения! Желаю... (не помню!) Картинка - кусок торта!). Шлют друг другу SMS типа "Я тебя люблю", она ему: "Встретимся у стоянки", я увидела это SMS, открыла первая, написала ответ: "У какой?", отвечает: "У той самой на углу"... Еще SMS было: "Спасибо за деньги!". То есть папа ей дает деньги. А мы сейчас строим дом, взяли кредит, выплачиваем...
      Папе 39 лет, маме 42. Мама получает больше него. Иногда говорит: "Я тебя обула, одела, из грязи вытащила" или что-то в этом роде...
      ЭТОЙ папа звонит практически каждый день. Где она живет, какие отношения у них с папой, я не знаю, но я думаю, что не просто дружеские. У меня есть подозрения насчет одной нашей "шапочной" знакомой, ее и зовут Ирина, фамилия Б. (не скажу, мало ли!). Но маме про свою слежку, и папе тоже, я не рассказывала. Хотела вам написать, да на русский "авось" понадеялась. Вот и дождалась. Теперь строчу в срочном порядке.
      А, вот еще что. Папа иногда говорил шутя (до того, как я об этом узнала): "Пойду к Ирине Б.!" Мама не ревнивая, папе доверяла, да и никто из нас не верил, думали, что шутка...

      ВЛ, очень вас прошу, помогите мне советом, ответьте сразу, как мое письмо получите! Хотя, конечно, у вас еще столько писем! Но все-таки я вас прошу об этом. Я не знаю, что мне делать. Рассказать все маме? Или папе? Или обоим? Или пустить все на самотек (хотя я думаю, что это неправильно в любом случае). Скажите, как сохранить нашу семью? А если разведутся (не дай Бог!!!), как удержать маму, чтобы ей не впасть в депрессию? Прошу вашего совета, помогите! Заранее спасибо. Извините за помарки и такой почерк. Алена.

      Разные бывают дети, разные взрослые...
      А в этом письме удивляет гармоническое сочетание настоящей детскости с настоящей взрослостью, какой у взрослых еще поискать.
      Поразительно понимание состояния матери и возможных последствий - того, что угрожает: депрессии, даже называет это клинически правильным словом. И какая активная позиция, какой зоркий глаз взыскательного, но и доброжелательного домашнего следователя!..
      Конечно же, захотелось помочь девочке немедленно, помочь и ее маме и папе... Но как? Вмешаться в горячую предразводную ситуацию человеку со стороны, будь он хоть президентом земного шара, нет никакой возможности. А возлагать такую миссию на тринадцатилетнюю дочку, пускай и умницу, по меньшей мере, глупо, если не жестоко, хотя сама она рвется в бой. Может наломать дров, может сама сломаться... Но как-то помочь все же надо, а?

      Типовой случай "недержания отношений" (я уже несколько раз разъяснял значение этого своего термина, повторяться не буду). Прогноз ситуации довольно сомнителен. Стратегические ошибки мамы в отношении супруга вполне очевидны: незамаскированно первая роль в семье, хроническое уязвление социальной самооценки мужа. Отыграть все назад в одночасье вряд ли удастся. Но кто знает, может быть, есть еще какие-то ресурсы... В ответе я постарался не очень обнадеживать девочку, но и не лишать надежды.

      Алена, во-первых, тебе спасибо за такое толковое письмо и за твою заботу о родителях и понимание их, это нечасто встречается.
      Родители, конечно, переживают сейчас трудное, кризисное время - все под вопросом. И кончится ли разводом или примирением, предсказать пока трудно. Если развод - тяжело, скверно, и все-таки еще не трагедия. Бывает иногда, что как раз после развода через некоторое время люди начинают лучше друг к другу относиться, лучше друг друга понимать и даже могут снова сойтись, уже умудренные, поняв, что поврозь не могут. Но это требует, иной раз, и нескольких лет...

      Повторю, сейчас трудно сказать, что будет дальше. Может быть, у папы это просто увлечение, и через некоторое время все кончится. Но может быть и иначе.

      Тебе я пожелал бы очень осторожно поговорить сначала именно с ним. Не с позиции обвинителя или следователя, а по-человечески. Постарайся откровенно, но очень мягко сказать ему все, что тебе известно. И попроси все уладить так, чтобы вы все остались вместе. Может быть, папа тебе расскажет что-то, тебе пока неизвестное или неясное, и ты будешь иметь более полную картину. Но может быть, постарается уйти от этого разговора, трудно предвидеть.

      А маме после разговора с папой ты сама найдешь, что сказать и как. Не обязательно сразу загружать ее всею правдой, если она для нее тяжела, но и конечно, врать ничего не надо.
      Главное - успокоить по возможности. Дать понять, что ты всегда останешься с ней и на ее стороне, что все, в конце концов, образуется... Возможно, за время, пока шли письма, твое и мое, произошло много нового, что-то прояснилось или наоборот... Напиши, пожалуйста, как пойдут события дальше.

      Ответа на это письмо я еще не получил, жду. Было бы интересно тем временем получить от вас, друзья, ваши комментарии, прогнозы, советы...

Псибукварь: утопия или реальность?
как избавить ребенка от страхов
и как улучшить его жизнь, ничего в ней не меняя

      Представляю обещанную психотерапевтическую маму. Имя ее мне разрешено не менять, поэтому называю: Алла Смирнова. Вот отрывок из ее недавнего письма:

      ВЛ, читая книги и статьи по воспитанию детей, заметила странный факт. Все написанное, все рекомендации обращены к родителям, воспитателям - ко взрослым. И ни одной - к ребенку!
      Все сводится к манипулированию детьми, всяческие психотехнологии.
      А где же детская психология для детей? Ребенок не менее Человек, чем взрослый. Ладно, оставим младенцев, но уже где-то с двух лет, когда ребенок может с удовольствием слушать книжки и хорошо понимать речь, то почему нет? Разве у них нет проблем, подобных взрослым? А переживают они свои проблемы очень ярко и остро, сильнее, чем мы.
      Куча книг для взрослых: как наладить отношения с окружающими, завести друзей, не стесняться, понравиться начальнику, сделать карьеру, поладить с собой, не зависеть от окружающих, научиться говорить, молчать и т.д. и т.п. А где же книги для детей: как не бояться садика и школы, как дружить с кем хочешь и обрести товарищей, понравиться учителям, преуспеть на занятиях, поладить со своими чувствами, как доставить радость родителям, как защититься от них?.. Конфликтология для взрослых - целая наука! А для детей?! Что у них, меньше конфликтов?
      Прочитав о методике самосочинительных сказок, ролевых игр в куклы и сюжетного рисования для решения детских проблем (в частности, страхов), я сочинила пару сказок для своего сына, порисовала с ним немного и поиграла. Проблема ушла. Но сколько же он был вынужден ждать! Пока я наткнулась на методику, пока собралась с духом и мыслями, чтобы сочинить, справилась с некоторым смущением, чтобы рассказать свое творение и нашла, наконец, для этого время! Почти полгода прошло, а полгода в пять лет - это целая вечность! Cказка оказалась удачной, и через год он, оказывается, ее помнит! А я - почти нет... Психологи учат взрослых понимать детский язык. А почему нет учебников для детей - как понимать взрослых и как переводить с детского на взрослый?
      У вас есть рассылка для взрослых по психологии. Почему бы вам не попробовать сделать рассылку для детей? Алла

      Читая это письмо, я вспоминал, конечно же, прежде всех Януша Корчака. Вот кто заложил основы человековедения ДЛЯ детей и психологии ДЛЯ детей, а не только О. Уж он знал детский язык, и не один...

      Из моего ответа Алле Смирновой:

      Алла, уже много лет в моих книжных проектах лежит психологическая и - шире - человековедческая энциклопедия для детей. С началом наипростейшим, что-то вроде психологического букваря - псибукваря. И я не отказываюсь от этого проекта, несмотря на все более ясное понимание огромных его трудностей.
Вкратце - вот часть из них.

      1) В отличие от взрослых у детей нельзя обозначить или принять за данность некий усредненный возраст. Взрослым мы можем весьма условно считать человека старше 16-17 лет. Дети же от одного до шестнадцати-семнадцати являют собой совершенно разных существ, разные вселенные. То, что мы можем донести до ребенка, скажем, четырех- или пятилетнего, уже неприменимо для семи-восьмилетнего, или должно быть сказано совершенно иначе, не говоря уже о том, что четырехлетка еще вряд ли умеет читать, а знать многое о психологии и детей и взрослых ему уже ох как надо бы. Печатный текст к дошкольнику может дойти, как правило, только через посредство взрослых, а это, сами знаете, какие влечет за собой накладки.

      2) Дети, как и взрослые, различаются между собой и по типажам, и по особенностям восприятия, и по интеллектуальному уровню. Еще не сглаженные воспитанием и образованием, различия эти будут проявлять себя очень резко и при восприятии обращенных к детям психологических и прочих руководств. Практически для каждого психотипажа, каждого уровня и каждой семейной ситуации нужно писать свое отдельное подробное руководство!

      3) Для восприятия психологических знаний и умений необходим некий исходный уровень общего развития, образованности и культуры, определенный набор понятий и представлений при хотя бы азбучной грамотности мышления.
      От этого никуда не денешься. Попробуйте, например, объяснить даже взрослому, что такое эмпатия и рефлексия - столь необходимые в жизни практические навыки, альфа и омега психологической культуры. Я уже десятилетия бьюсь над тем, чтобы хотя бы крохи этих навыков взрослыми людьми понимались и применялись... Львиная доля усилий уходит в толщу общего бескультурья.

      Душа ребенка способна все чувствовать и понимать, но на своем языке, в основном внесловесном. Ум же и интеллект, хотя могут быть весьма богаты, сильны и тонки, но еще не зрелы, еще требуют развития, оформления, оснащения опытом, и для этого требуются годы и годы.
      Смысл имеет обращаться к ребенку только на языке, доступном именно для него, а лучше сразу на нескольких таких языках. Это могут быть и сказки, и фильмы, и мультики всякие, и театр во всех доступных видах, включая кукольный, а для умеющих хотя бы чуть-чуть читать - богато иллюстрированные книжки с простыми текстами, что-то вроде комиксов. Таким путем уже давно пошли на Западе, начинают понемножку двигаться и у нас. Каждый опыт драгоценен. Вот бы и вам прислать ваши сказки на наш форум "Психологическая культура" в соответствующий раздел, или, если будете так любезны, лично мне. А я их, с вашего позволения, вставлю в свою новую книжку о саморегуляции для детей под названием "Безобразник, который всегда с тобой".
      Вам, конечно, понятно, что под безобразником автор имеет в виду прежде всего, себя самого, так что авторские права надежно защищены :-)

      В ответ мне Алла вспомнила и прислала две свои сказки, сочиненные для сына, с сопроводительным письмом, отрывок из которого привожу.

      ...Когда Саше было около двух лет, бабушка сильно напугала его волком, чтобы он перестал капризничать и заснул. Он действительно перестал капризничать, но не потому что заснул, а потому что боялся пошевелиться от страха. (Меня в три года тоже напугал один из родственников - Бабаем в темноте. И я тоже стала бояться темноты, а до этого было не страшно).

      С этого дня начались наши проблемы с ночными страхами. Сначала я много раз объясняла Саше про волков. Какие они, где живут, что умеют делать, а чего не умеют, чего сами волки боятся. Объясняла, что не может волк прийти из леса и дойти до нашего дома, он ведь дорогу не умеет переходить, машины его собьют, сам он машин боится. Открыть дверь не может, рук нет. Похож на собаку, а видел ли ты собак открывающих двери на замке? На какое-то время помогало.

      Когда пошел в садик в четыре года, начались новые страхи. На этот раз про драконов. Не знаю, откуда взял, от друзей, наверное. Я ему говорила, что драконов не существует, что они придуманные - не помогало. Про динозавров Саша знал, но боялся именно драконов. Как-то раз я сказала ему: "А вот я читала книжку про драконов, так там люди на них летали. И у каждого дракона был друг-человек, которого он слушался. И разговаривать они могли друг с другом без слов, мысленно. Драконы были разные: синие, зеленые, бронзовые, очень красивые и сильные, и даже одна золотая дракониха, которая несла яйца. Из этих яиц вылуплялись маленькие дракончики и сразу выбирали мальчика или девочку с которыми и дружили до конца жизни". Саша очень заинтересовался и много раз потом просил рассказать про драконов еще. Но я эту книжку плохо помнила, и дома у нас ее не было, так что мало я могла ему рассказать, хотя в ней и было много приключений. Придумывать сил у меня не было. На этом драконьи страхи, вроде, закончились.

      Еще однажды примерно в этом же возрасте, когда Саша не хотел спать, я ему сказала: "А вот мне нравится спать. Потому что во сне все можешь! И летать, и плавать под водой не дыша. И всех можешь победить. И вообще, ты во сне - неуязвимый и непобедимый! И у тебя может быть все что угодно, что пожелаешь. Только подумай, что нужен пистолет, и можешь достать его из кармана. Вот, например, я очень люблю лошадей. Так вот, во сне я могу на них кататься. А еще можно летать. Это так здорово! Ты чего любишь - машины, мотоциклы? Можешь рулить и гонять в свое удовольствие. Просто ложись, представляй и засыпай".
      Сашу это очень воодушевило. Много раз потом мы обсуждали, кто что будет делать во сне, и что у него может появиться для защиты от всяких монстров, начиная от пистолета и кончая бомбой: бах-тарарах - и все! Однажды мы даже договорились встретиться во сне на берегу моря...

      Полгода жили без всяких страхов. Но после переезда на новую квартиру и отселения Саши в отдельную комнату, начались новые проблемы. Саша стал жаловаться, что жить ему тяжело, что у него жизнь плохая, что не хватает времени делать, что хочешь; что трудно ходить в садик и просыпаться так рано... И одному спать плохо, ведь мама с папой спят вместе. Трудно было с этим не согласиться.

      Появились опять и ночные страхи. Теперь это были призраки, скелеты и, опять же, драконы...

      Тогда я и сочинила ему эти сказки. Рассказала, потом мы еще их совместно порисовали.
      А когда к нам в гости пришла сашина подружка, я нарисовала мишень в виде дракона, и они вволю в него постреляли из игрушечных пистолетов и луков. Страхи все прошли. И не возвращаются уже год...

      Вот и сказки Аллы Смирновой, сочиненные для четырехлетнего сына. Первая сказка предназначена для преодоления детских ночных страхов. Вторая - для выправления настроения и общего отношения к жизни. Привожу с незначительной редактурой.

КАК ЛЕТУЧИЙ МЫШОНОК ПЕРЕСТАЛ ТЕМНОТЫ БОЯТЬСЯ
сказка о том, как ночью спать спокойно

      Жили-были в одном лесу, в одной пещере летучие мыши. Это такие мышки - с крыльями, которые умеют летать. Днем они спят, причем не просто так, а вверх ногами, а ночью просыпаются и летят в лес кушать и гулять. Кушают они разные фрукты, жучков, гусениц, а некоторые едят даже нектар из цветков, как бабочки. Ночь они очень любят и видят ночью очень хорошо. Но еще лучше слышат. У них большие уши. Они понимают разные звуки и даже летают на слух и никогда не сталкиваются, даже в самую темную ночь.

      Давай с тобой тоже тихо посидим и послушаем звуки в нашей квартире. И попытаемся определить, что это. Что ты слышишь? Я вот что слышу: Вот - вода журчит в туалете, она течет в бачок. Вот - из крана капает вода на кухне. А это - машина проехала во дворе. Вот ребенок плачет где-то в соседней квартире. Давай попробуем определить где - сверху или справа за стенкой... А это соседи за другой стенкой, наверное, дрелью дырку в стене сверлят... Вот собака на улице залаяла...

      Так вот, жили летучие мыши большой семьей, и был среди них один летучий мышонок, который боялся темноты и ночи. И было ему от этого очень плохо. Все мыши как мыши - ночью просыпались и летели в лес - есть, гулять и играть, а он оставался один и боялся. И мерещились ему в темноте разные ужасы. Уже и дерево было не дерево, а великан какой-то с кучей рук. Камень - не камень, а лиса притаившаяся. И ветер дул как-то страшно - не своим голосом. И светлячки казались не светлячками, а глазами каких-то неведомых зверей (светлячки - это такие жучки, у которых брюшко светится). А скала казалась в темноте драконом...

      Боялся летучий мышонок летать со всеми своими родичами по ночам. Только рано утром или вечером мог он выбраться в лес поесть чего-нибудь. Днем он тоже не мог по лесу летать, потому что его чувствительным глазкам было больно от яркого солнышка.

      Другие летучие мыши стыдили его: "Ну, как же ты боишься?! Ведь ты же летучая мышь! Мы же не боимся! Нет тут ничего страшного! Чего ты трусишь?". Ему было стыдно, но он все равно боялся. Он очень хотел не бояться, хотел быть таким, как другие летучие мыши, но ничего у него не получалось. Он повторял их слова: "Ничего страшного нет, я не боюсь", но все равно боялся. Он говорил: "Я не буду трусить, я - не трус", но все равно трусил. И от этого даже плакал, ведь очень ему не хотелось быть трусом.

      Однажды вечером летучий мышонок сидел в лесу у пенька и горько плакал.

      - Тяф-тяф, - раздалось рядом, - кто это тут скулит?
      - Это я, - дрожащим голосом ответил мышонок.
      - Кто - я? - переспросил щенок.
      - Я - летучий мышонок.
      - А что ты тут делаешь? Ведь летучие мыши днем спят? - удивился щенок.
      - А я темноты боюююююсь, - ответил летучий мышонок и заревел еще громче. - Все мыши как мыши, а я - боюсь ночью летать. Только утром или вечером в лес выбираюсь.
      - Тааак, понятно, - сказал щенок. - Я тоже раньше боялся...
      - Я не хочу бояться, - продолжал мышонок. - Я не хочу бояться темноты, я хочу быть, как другие летучие мыши.
      - Ладно, не реви, - сказал щенок. - Я тоже раньше боялся темноты. Еще как! А мне ведь вообще нельзя бояться! Я же сторожевая собака! Мы дом охраняем и днем и ночью. Особенно ночью. И волков даже должны прогонять! Ну, конечно, щенки еще волков не прогоняют и не особенно-то охраняют, рррррр::. но я-то даже засыпать ночью боялся, не то что охранять. Я тоже мучался. Но мама мне однажды рассказала один секрет. И я перестал бояться. Вот так! - и он гордо поднял голову.
      - А мне можно тоже узнать этот секрет? - спросил мышонок.
      - Нууууу, не знаю, - ответил щенок. - Мне ведь это по секрету рассказали. Я не знаю можно ли тебе рассказывать, это же секрет!
      - Я очень, очень хочу не бояться. Расскажи мне, пожалуйста, - упрашивал мышонок.
      - Ладно, я спрошу у мамы, и если можно, то тебе расскажу, - ответил щенок. - Встретимся снова здесь. Ну пока. Мне домой надо, - сказал щенок и убежал.
      - Пока, - прошептал мышонок с надеждой.

      Всю ночь мечтал мышонок о том, как хорошо будет, когда он тоже перестанет бояться темноты и вместе со всеми будет летать. А вечером уже заранее ждал около пенька. Но щенок не пришел. Летучий мышонок очень огорчился, но на следующий день снова ждал щенка у пенька. И опять щенка не было. Мышонок почти совсем потерял надежду, но пришел к пеньку и на третий раз. И вот, наконец, щенок пришел и пролаял:

      - Радуйся, мама разрешила тебе рассказать! Ну, двигайся ко мне поближе, сейчас расскажу.

      Летучий мышонок придвинулся поближе и старался не пропустить ни одного слова своими большими и чуткими ушками.

      - Когда ложишься спать, надо обязательно пожелать всем спокойной ночи, так говорила моя мама. Только обязательно всем-всем!
      - Всем-всем? - переспросил мышонок.
      - Да! Всем! И папе, и маме, и бабушке, и дедушке, и тетям, и дядям, и друзьям, и врагам, и волкам, и драконам, и бабе-яге, и: и:.. Ну, в общем, всем. Желать можно "про себя", но обязательно по-настоящему! Тогда нечего будет бояться, потому что раз ты всем пожелал спокойной ночи, у всех она будет спокойная, и некому будет тебе угрожать! - и щенок от радости даже затявкал. - Но это не поможет, если ты не произнесешь волшебные слова, - продолжал щенок.
      - А ты мне их скажешь? - спросил мышонок.
      - Скажу, но смотри, - это секрет! - ответил щенок. - Надо перед сном сказать: "Спокойной ночи всем, всем, всем. Спокойной ночи всем, всем, всем. Спокойной ночи всем, всем, всем". Обязательно три раза.
      - А мне это поможет? - спросил летучий мышонок.
      - Поможет, - уверенно ответил щенок. - Мне же помогло. Да и всем нашим сторожевым собакам помогает. Это же старый секрет, передается еще от нашей пра-пра-прабабушки. Только обязательно всем пожелай, даже драконам, по-настоящему. А когда скажешь волшебные слова три раза, потом, если надо, можно их еще раз повторить, даже не обязательно вслух. Я однажды так про себя все время и повторял, пока не уснул.
      - Здорово, спасибо тебе большое! - сказал мышонок. - Скорее полечу, попробую.
      - Пока! - ответил щенок и убежал.

      Летучий мышонок попробовал в эту же ночь, и на следующую тоже, и еще на следующую. И скоро он перестал бояться темноты, и вместе со всеми летучими мышами стал летать ночью. Потому что, если ты всем пожелал спокойной ночи, то у всех начинается спокойная ночь. А если у всех, значит и у тебя тоже.

ПРО ДВУХ МЫШАТ И ОДИН СТАКАН
сказка о том, хорошо это или плохо - на свете жить

      Жили-были два мышонка - один белый, а другой серый. Вышли они погулять.
      Белый мышонок говорит:
      - Ой, как хорошо! Солнышко светит! Небо голубое. Какая погода хорошая!
      А серый мышонок ворчит:
      - И ничего не хорошая. Я спал, а меня это противное солнце разбудило. Прямо в глаза засветило. И вообще, вон облако ползет. В тучу превратится, и дождь пойдет.
      Белый мышонок говорит:
      - Давай играть в догонялки!
      Серый отвечает:
      - Ну ладно, давай.
      Набегались они, белый мышонок и говорит:
      - Здорово побегали, интересно. Давай еще!
      А серый мышонок отвечает:
      - И ничего не здорово. У меня ножки устали, и, вообще, тебя догонять трудно.
      Белый мышонок посмотрел на небо и говорит:
      - Ой, точно, тучка прибежала. Скоро дождик будет. После него такие вку-у-у-сные корешки вырастают, м-м-м. И не так жарко будет. Попьем вволю.
      А серый мышонок отвечает:
      - Да ты что! Чему ты радуешься?! Сколько грязи после этого твоего дождя! И вообще, от него же промокнуть можно, простудиться и заболеть!

      Пошли мышата домой, поесть. Сидят, зернышки едят. Белый мышонок поел и говорит:
      - Вкуууусно, хорошие зернышки на дальнем поле выросли.
      А серый ворчит:
      - Не такие уж и хорошие: это вот вообще жучком подпорчено. Да и мало их, все уже съели, ничего не осталось.

      Отдохнули мышата, поспали, проснулись поздним вечером, когда уже темно было. Белый мышонок высунул носик из норки, посмотрел на небо, воздух понюхал и говорит:
      - Хорошоооо:. вон луна какая яркая да красивая - все видать. Можно опять на дальнее поле за зернышками сбегать. И день хорошо прошел: и погодка подходящая была, и поиграли, и поели, и выспались! Эх, жизнь хороша!
      А серый мышонок не соглашается:
      - Чего же хорошего?! Плохая! То жара, то дождь! Так я сильно набегался, а еда опять закончилась, опять за зернами по грязи тащиться. А про луну, что за глупости ты говоришь! При таком свете нас каждый хищник увидит - и лиса, и волк!

      Так они все время и спорили. Белый мышонок радуется, а серый ворчит. Белый мышонок говорит: "Жизнь - хорошая", а серый не соглашается: "Ничего хорошего, жизнь плохая".
      И спорили они, спорили, ссорились, обижались друг на друга и никак не могли договориться. Наконец, кто-то им посоветовал: "Надо вам к мудрой сове сходить, пусть она вас рассудит".
      Боялись мышата сначала к сове идти, долго откладывали - вдруг она их съест. Но сова была старая и мудрая, и никого, кто к ней с вопросом приходил или за советом, не обижала.
      И наконец, решились они к ней пойти, уж очень им хотелось знать, кто же из них прав.

      Выслушала сова белого мышонка, выслушала серого и надолго задумалась.
      А мышата пищат:
      - Кто же из нас прав?
      Белый пищит:
      - Хорошая ведь жизнь, правда?
      А серый пищит:
      - Нет, плохая, плохая.
      Сова и говорит:
      - Хорошо, рассужу я вас, только вы должны мне сначала на один вопрос ответить.
      Мышата пищат:
      - Спрашивай, спрашивай! Ответим, ответим!

      Взяла сова стакан, налила туда воды и говорит:
      - Что вы видите?
      Белый мышонок отвечает:
      - Стакан, наполовину полный.
      А серый:
      - Стакан, наполовину пустой.
      Сова посмотрела на одного мышонка одним глазом, на другого - другим и говорит:
      - Я налила воды - ровно половину стакана. Вы смотрите на один и тот же стакан, а отвечаете так по-разному. Ты, белый мышонок, видишь воду в этом стакане, а ты, серый мышонок, видишь пустоту. Так и с жизнью. Сама по себе она не хорошая и не плохая. Все зависит от того, что вы видите - воду, которой можно напиться, тогда и жизнь будет хорошая; или пустоту, где воды нет, тогда и жизнь будет плохая. Идите и не ссорьтесь больше, а какая у вас жизнь будет, зависит от вас.

      Ушли мышата от совы тихие и задумчивые. А ты что думаешь? Какой тебе мышонок больше нравится? Каким бы ты мышонком хотел быть, белым или серым? Какая жизнь - хорошая или плохая?

***

      Всегда удивляюсь, какие замечательные результаты для многих-многих людей дает обращение к одному-единственному человеку, если это обращение подкреплено творчеством и любовью. Вот Сенека пишет письма к своему другу Луцилию, а их уже века и века читает все человечество. Вот Льюис Кэрролл сочиняет сказку для девочки Алисы, а ею наслаждается и изумляется уже не одно поколение.

      Сказки Аллы Смирновой, по-моему, тоже далеко превзошли свой первоначальный замысел, превзошли нечаянно, но тем и лучше. Это настоящие произведения искусства. И помогли не только избавить мальчика от страхов, но и ненароком снять детскую депрессию, уже угрожавшую перейти в депрессивную жизненную философию.
      Уверен, сказки эти смогут послужить многим детям, а их родителей вдохновить на новые творческо-психотерапевтические подвиги.

***

Приглашение на свидание:

      Когда: 6 декабря 2006г., в среду, в 18.30
      Где: в Москве, в Российской Государственной Библиотеке (им. Ленина)
      Что будет: творческая встреча со мной, Владимиром Леви.
      По какому случаю: в рамках Четвертого Фестиваля Здоровья "БезТаблеток.Ру".
      Дополнительная информация: на сайте организатора фестиваля http://www.beztabletok.ru
      Как связаться: по тел. (495)964-1354 (круглосуточно).

      Центровой темой моего выступления будет внутренняя свобода. С самых разных сторон. Включая и освобождение от всевозможных зависимостей: оценочной, наркотической, игровой, любовной (если требуется :-)) и прочая, прочая: Поговорим и о разных психотехнологиях, в том числе - о моей тонопластике. Кое-что покажу вживую. Вопросы и ответы, насколько хватит времени и сил. А времени у нас будет часа два с половиной, с короткими музыкальными перерывами:

 

Всего светлого!

 

автор рассылки: Владимир Леви,
психолог, писатель, врач
mailto:levi@postman.ru
http://www.levi.ru

каталог выпусков на City Cat
http://subscribe.ru/archive
код рассылки: science.humanity.levimaster

Владимир ЛЕВИ
Конкретная психология: рецепты на каждый миг

N 107 от 01.11.06


В избранное