Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Современное религиоведение Выпуск 61


Информационный Канал Subscribe.Ru


СОВРЕМЕННОЕ
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Выпуск  61

6 марта 2004 г.


Темы Выпуска:

1. "Упельсинкины новости" / Вместо предисловия

2. Д. Щипков. Неоднозначные "сектанты" / Публикации НГ-Религии

3. Общероссийская научно-богословская конференция "Протестантизм и протестанты в России: прошлое, настоящее, будущее" / Анонс события

4. "Слово о полку Игореве" и "Житие протопопа Аввакума". Языческая магия и христианское чудо / Анонс события

5. Тысячи кришнаитов и индийцев вновь отметят бенгальский Новый год в Москве

6. Элиаде М. Йога: бессмертие и свобода / Книжные обзоры


1. "Упельсинкины новости"

В сегодяшнем Выпуске рассылки "Современное религиоведение" читайте интервью Даниила Щипкова с проф. А. Баркер (Публикации НГ-Религии), анонсы будущих событий (конференция "Протестантизм и протестанты в России", а также доклад Н.Ю. Бубнова на философском факультете СПбГУ), книжные обзоры (М. Элиаде. Йога: бессмертие и свобода), и о Бенгальском Новом Годе, который отмечают сегодня преданные Кришны.


2. Даниил Щипков

Неоднозначные "сектанты"

Необходимо предупреждать общество о потенциальной опасности различных религий, убеждена британский социолог Айлин Баркер

В середине февраля в Головинском суде Москвы начались очередные заседания по делу о ликвидации московской общины "Свидетелей Иеговы". На одно из них в качестве свидетеля со стороны защиты была приглашена известный английский религиовед Айлин Баркер. В России госпожа Баркер известна своей книгой "Новые религиозные движения. Практическое введение", написанной как "настольное руководство для родителей, родственников и друзей членов новых религиозных движений" и переведенной на русский язык в 1997 г. В интервью "НГР" Айлин Баркер поделилась своими впечатлениями от суда и рассказала, чем занимается возглавляемая ею организация "INFORM".

- Госпожа Баркер, какое впечатление на вас как специалиста произвел процесс по делу "Свидетелей Иеговы" в Головинском суде Москвы?

- Что касается процесса, я не могу о нем много рассказать, так как присутствовала там в качестве свидетеля со стороны защиты. В тот же день я читала лекцию в Московском государственном университете, и мне пришлось покинуть суд сразу после дачи показаний.

Однако могу сказать, что некоторые аргументы обвинения были очень сомнительны. Например, какие-то эксперты выносили свои заключения о том, что трактовка Ветхого Завета "Свидетелями Иеговы" неверна. Это сложный вопрос, так как, на мой взгляд, не может быть независимых критериев определения верности интерпретации того или иного текста Священного Писания. Мы можем прийти к единому мнению по поводу цвета этой чашки. Но ведь я могу сказать, что "я - Дева Мария", а вы скажете "нет - вы не Дева Мария". И мы с вами никогда не договоримся, так как независимых критериев для оценки подобного заявления не существует. Кроме того, существуют конфессиональные критерии толкования Священного Писания, разные в католической, протестантской, православной или других традициях.

- Не могли бы вы рассказать о вашей работе и научных интересах?

- Я социолог религии и в настоящее время - почетный профессор Лондонской школы экономики. Кроме того, я почетный руководитель организации "INFORM", предоставляющей объективную и достоверную информацию о новых религиозных движениях (НРД). Эта организация была основана британским правительством и получает поддержку от традиционных религиозных организаций, а также от английской полиции. Наша основная задача - отвечать на запросы СМИ, правительства, государственных учреждений, а также родственников и друзей тех людей, которые попали в НРД. Подчеркну, что я работаю там "на общественных началах", то есть бесплатно.

- Как давно вы занимаетесь исследованиями НРД?

- С начала 1970-х годов, когда я защитила диссертацию по Церкви Объединения.

- Как вы оцениваете деятельность так называемых антикультистов, считающих борьбу с сектами своей работой?

- Я убеждена, что необходимо предупреждать общество о потенциальной опасности различных религий. Но необходимо и принципиально важно также, чтобы предоставляемая информация была точна, а не предвзята, чтобы она основывалась на исследованиях, а не на выдергивании только отрицательных сторон движения. Парадокс в том, что, будучи негативно настроенным в отношении предмета исследования, трудно разглядеть истинный вред, который иногда действительно приносят те или иные религиозные группы.

Сегодня существует значительное число научных центров по исследованию НРД, и важно, чтобы эти люди действовали профессионально, стараясь помочь до того, как будет причинен вред. Мне кажется, что идеалом здесь должна быть взвешенная и обоснованная информация, раздельный подход к каждому конкретному случаю и их сравнение. Именно так и старается работать наша организация "INFORM", которую поддерживают все основные Церкви в Великобритании. Хотя многие антисектанты говорят, что "INFORM" занимается апологией культов. Если бы это было правдой, то полиция, заинтересованная в достоверной информации о движениях, склонных к преступным действиям, не поддерживала бы нас.

- Сколько раз вы были в России? Что вы можете сказать о религиозной ситуации здесь?

- Этот мой седьмой визит в Россию, точнее, в страны бывшего Советского Союза. Религиозную ситуацию в посткоммунистической Восточной Европе я изучаю с начала 1990-х годов.

Что касается религиозной ситуации в вашей стране, она, безусловно, очень впечатляет. В первую очередь своей сложностью, возникающей вследствие огромного разнообразия религиозных традиций и новых религий. Поддержание единства в таких условиях очень сложная задача. Кроме того, лично я очень разочарована тем, что свобода и энтузиазм, обретенные в начале 1990-х, постепенно сходят на нет. Происходит процесс ужесточения конкуренции и ослабления сотрудничества между религиозными организациями. Я даже написала статью о религии в постсоветской России с названием "Кто победит?". Мне кажется, что этот вопрос сегодня актуален для России.

- У вас есть собственное определение термина "секта"?

- Мне не нравится использование слова "секта" в популярной литературе, в прессе. Предпочтительнее его использование в социологии, если иметь в виду организацию, отделившуюся от основной Церкви. Это не должно быть оценочным суждением, хотя часто журналисты используют этот термин для обозначения религии, "которая мне не нравится".

Нечеткое определение грозит предвзятостью, и, чтобы избежать этого, я стараюсь использовать понятие "новое религиозное движение". Впрочем, и этот термин нельзя считать удовлетворительным, так как не все они новые, не все религиозные и не все являются движениями. "Свидетели Иеговы", например, не новое движение, они появились в XIX веке и насчитывают уже несколько поколений последователей.

- Значит НРД - это то, что возникло недавно?

- Это зависит от того, как вы употребляете термины. Я изучаю движения, возникшие после Второй мировой войны, но я изучаю и "Свидетелей Иеговы", мормонов, адвентистов, то есть религиозные движения, возникшие в XIX веке. Характерные черты первого поколения последователей той или иной религии передаются всем последующим поколениям. Когда-то христианство тоже было "новым религиозным движением", и любая другая религия когда-то была "новым религиозным движением".

- Есть ли какая-то классификация новых религиозных движений, не считая критериев времени и традиционности?

- Многие пытались создать такую классификацию, что, впрочем, довольно сложно. Так, например, очень хорошо классифицируются религиозные движения XIX века. Но следует учитывать, что практически все они имели христианскую основу или были отклонениями от христианства, в то время как современные религии охватывают все традиции - восточный буддизм, индуизм, культы НЛО, научная фантастика, новые виртуальные религии интернета, психологические группы - и вы можете разделить их на типы, но это ни к чему не приведет.

Вы также можете определить традиции, с которыми они связаны, но это тоже ни к чему не приведет. В основе некоторых классификаций лежит разделение на принимающие и отрицающие мир движения, но это тоже неудовлетворительная типология, так как существует огромное количество других черт. Сегодня единой типологии не существует.

- Что вы думаете об использовании терминов "тоталитарная", "авторитарная" секта? Когда использование этих терминов обоснованно? Допустимо ли оно в научном дискурсе?

- Я отношусь к этим терминам с большим подозрением, так как они навешивают ярлык, отрицательный и предвзятый. И если говорить о тоталитарности религий, то часто традиционные религии гораздо более тоталитарны, чем новые движения. Если под тоталитарностью вы имеете в виду полный контроль со стороны одного человека над действиями членов общины, то нужно взять различные движения и посмотреть, как обстоит дело в каждом случае. Действительно, существуют тоталитарные религии. Но то, как используется данный термин, делает его бесполезным. Он говорит только о том, что вам не нравится та или иная религия.

- Существуют ли положительные стороны у новых религиозных движений?

- Несомненно, если, конечно, не брать в расчет такие организации, как "Аум Синрике", устроившую газовую атаку в токийском метро. Нужно рассматривать каждую религию отдельно и учитывать, что многие религии, ставшие традиционными, в прошлом совершали ужасные действия.

Если говорить о НРД, многие из них миролюбивы, стремятся к миру и пониманию других. Здесь нельзя обобщать. Мне кажется, что в них есть как хорошие люди, так и очень плохие - авторитарные и стремящиеся к власти. Вот пример из моего опыта. Отец одного юноши пытался заставить своего сына перестать спать с кем попало, бросить наркотики, постричь волосы, но ему долгое время это не удавалось. Когда же его сын попал в одно из НРД, то все желания отца были выполнены. И в то же время когда какой-то религиозной группе удается изменить поступки человека, то ее начинают называть "тоталитарной", поскольку она якобы не дает своим членам делать то, что они хотят.

При этом я сама никогда не испытывала желания присоединиться ни к одному из НРД. Они не привлекают меня, хотя нужно признать, что некоторые могут найти в них что-то свое.

- Каковы причины возникновения новых религиозных движений?

- Они появляются по разным причинам. Например, после Второй мировой войны было много образованных и обеспеченных молодых людей с массой свободного времени, у них было все необходимое, но почему-то перед поступлением в университеты они занялись духовными поисками. Часто эти люди не находили ответа на духовные вопросы в традиционных Церквах. Многие заблуждаются, что это была какая-то угнетенная, обиженная жизнью молодежь - эти люди просто искали что-то новое.

Источник: Независимая газета от 03.03.2004


3. Общероссийская научно-богословская конференция
"Протестантизм и протестанты в России: прошлое, настоящее, будущее"

Заокская Духовная Академия Церкви Христиан Адвентистов

Кафедра Религиоведения
Российской Академии Государственной Службы при Президенте Российской Федерации


Объединение Исследователей Религии

Теологическая Семинария Евангелическо-Лютеранской Церкви

Заокский Христианский Гуманитарно-Экономический Институт

проводят

общероссийскую научно-богословскую конференцию "Протестантизм и протестанты в России: прошлое, настоящее, будущее", организуемую в рамках ежегодных "Заокских чтений". Конференция состоится 5-6 мая 2004 г. в Заокской духовной академии.

Главная цель конференции -- рассмотреть в разных аспектах исторические судьбы и современное состояние протестантизма в российском историко-культурном пространстве.

В ходе конференции предлагается рассмотреть:

1."Прошлое" российского протестантизма --

    исторические корни, обстоятельства и условия становления; известные религиозные движения в рамках русской церковной истории; вероучительные особенности церквей; жизнь и личные судьбы лидеров религиозных объединений; уроки исторического пути церквей и деноминаций; вклад в развитие российской культуры и влияние на формирование традиций, образа жизни россиян.

2. "Настоящее" российского протестантизма --

    современное состояние протестантских объединений в Российской Федерации и в ее субъектах; проблемы взаимоотношения с государством, обществом и религиозными объединениями; формы служения и свидетельствования в секулярном обществе; законодательство о свободе совести и религиозных объединениях; правовые аспекты деятельности религиозных объединений; состояние и обеспечение в России религиозных прав и свобод человека и гражданина; вопросы преподавания религии и религиоведения в светской школе; протестантизм и российская культура (проблемы контекстуализации, инкультурации и синкретизма); взгляд протестантизма на самого себя (достижения и неудачи протестантских церквей за последнее десятилетие).

3. "Будущее" российского протестантизма -

поиск путей межконфессионального и внутриконфессионального диалога; возможные перспективы самоопределения протестантских церквей в России; место и роль протестантских объединений в гражданском обществе; гармонизация государственно-церковных отношений; российский и мировой протестантизм.

К участию в конференции приглашаются: представители протестантских церквей и деноминаций, государственных органов власти и местного самоуправления; богословы; преподаватели светских и духовных учебных заведений; аспиранты и студенты.

Заинтересовавшиеся лица всю информацию о возможностях и формах участия могут получить:

Москва: Одинцов Михаил Иванович, сопредседатель Оргкомитета, (095) 207-55-11, эл. почта: mosk_oir@mtu-net.ru

п. Заокский: Зайцев Евгений Владимирович, сопредседатель Оргкомитета, (08734)2-22-69;

Секретарь Оргкомитета -- Виктор Степанович Ляху. Эл.почта: vic@seminary.ru


4. "Слово о полку Игореве" и "Житие протопопа Аввакума".
Языческая магия и христианское чудо

Санкт-Петербургский Государственный Университет
Философский факультет
Кафедра философии религии и религиоведения

ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ И ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

9 марта 2004 г. в 15 часов 30 минут состоится заседание Центра.

С докладом "Слово о полку Игореве" и "Житие протопопа Аввакума". Языческая магия и христианское чудо выступит доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник БАН Н.Ю. Бубнов.

Наш адрес: Санкт-Петербургский государственный университет, Философский факультет, Кафедра философии религии и религиоведения, ауд. 28

Приглашаются все желающие!


5. Тысячи кришнаитов и индийцев вновь отметят бенгальский Новый год в Москве

6 марта московские кришнаиты отмечают один из самых популярных духовных праздников - Гаура-пурниму. Иногда этот праздник называют бенгальским Новым годом.

Слово гаура означает "золото", "пурнима" - полнолуние. Гаура-пурнима - это популярный индуистский праздник, посвященный дню явления великого бенгальского святого Шри Чайтаньи, которого называли "золотой аватарой" и "самым милостивым воплощением Кришны". Именно с этого дня фактически начинается весна.

Московский храм Кришны близ станции метро "Беговая" предлагает гостям красочную праздничную программу.

Гостей праздника ожидает ведический огненный обряд Агнихотра, ритуал омовения Божеств абхишека, праздничное угощение после символического восхода Луны час и большое праздничное богослужение Маха-арати.

Посетители услышат духовные индийские песни-бхаджаны на санскрите и бенгали под аккомпанемент экзотических музыкальных инструментов.

Нынешняя Гаура-пурнима будет последней в истории этого единственного в столице храма Кришны. Спустя несколько дней храм, оказавшийся в центре стройплощадки, будет снесен.

Справка: Бенгальский Новый год (явление Господа Чайтаньи)

В свое время Христофор Колумб направил флотилию в Индию, чтобы привезти в Европу индийские специи и увидеть своими глазами явившегося на Землю золотого человека Шри Чайтанью Махапрабху. Этот человек сверкал словно солнце, поэтому его прозвали Гауранга - золотой. Традиция признает его воплощением Бога, явившегося для того, чтобы научить каждого человека любви к Богу. Не теряя времени, Он организовал грандиозное движение людей по всей Индии и непрерывно воспевал вместе с ними святые имена Кришны. Так, тысячи людей по всему миру обрели счастье, просто танцуя и прославляя Кришну, который в свою очередь дает наслаждение всем нашим чувствам и освобождает от всех тревог.

Господь Чайтанья Махапрабху явился в Майапуре (Индия), городе Надии, сразу же после захода солнца вечером 18 февраля 1486 года по западному календарю. В момент Его рождения было лунное затмение, и жители Надии, как всегда в таких случаях, совершали омовение в реке Ганге, оглашая воздух громкими восклицаниями "Харибол!"

Звуки их шумного воспевания проходили через оболочки этой материальной вселенной и достигали планеты Брахмалоки. Все преданные испытывали великую радость и восклицали: "Какая великая радость! Всевышний Господь Кришна является сейчас в этот мир". Все индийцы воспевали святое имя Господа Хари: женщины, дети, старики, благочестивые и неблагочестивые. Полубоги осыпали все вокруг цветочными лепестками и играли в мриданги (барабаны). И во время этих громозвучных восхвалений в семье бедного брахмана Джаганнатхи Мишры и его жены Шримати Шачидеви родился Сам Господь Шри Кришна.

Среди собравшихся гостей был один великий святой, который сделал предсказания о будущем ребенка. Брахман сказал: "Этот ребенок - Сам Верховный Господь Нарайана. Он установит сущность религии и даст жизнь чудесному проповедническому движению и освободит весь мир. Он даст каждому то, о чем постоянно мечтают даже Господь Брахма, Господь Шива и Шрила Шукадева Госвами. Даже жестокосердечные атеисты, не говоря уже об обычных людях, будут поклоняться лотосным стопам ребенка. Его будут прославлять во всем творении. Он - олицетворение чистой религии и благодетель брахманов, коров и преданных, а также олицетворение духовного блаженства".

Считается, что кто бы ни услышал повествования о рождении Господа Чайтаньи, освободится от всех страданий жизни и смерти. Всякий, кто слышит об играх Господа Чайтаньи, сразу же получает любовь к Богу и становится Его вечным слугой. Подготовлено пресс-службой Российского общества сознания Кришны

Источник: http://www.newsru.com/religy/04mar2004/bengali.html


6. Книжные обзоры

Элиаде М. Йога: бессмертие и свобода / Пер. с английского, вступ. статья и примеч. С.В.Пахомова. -- СПб., Издательский Дом СПбГУ, 2004. -- 512с.

Книга выдающегося румынского историка и феноменолога религии Мирчи Элиаде (1907--1986) "Йога: бессмертие и свобода" давно считается классическим исследованием горизонтов индийского духа. Автор создает представление о йоге как о целостном, универсальном духовном мире, разные элементы которого соответствуют разным культурным уровням, состояниям сознания и даже слоям традиционного общества. Именно в среде автохтонного, доарийского населения Индии М. Элиаде прослеживает истоки йоги, акцентируя свое внимание в основном на ее "неклассических" образцах. Йога из конкретной ортодоксальной школы индуистской философии становится у него инициатическим пространством, в котором ищущий, проходя через испытания, приобщается к ценностям бессмертия и свободы и обретает статус дживанмукты -- "освобожденного при жизни". Для всех, интересующихся духовной культурой Индии.


Приглашаю всех желающих подписаться на Упельсинкино Со-Дружество. Здесь можно встретить гостей Интервью, обсудить различные темы о религии, задать интересующие Вас вопросы. Со-Дружество представляет  собой почтовый лист (почтовый форум, почтовую группу, конференцию) на сервере yahoogroups.com. Подписаться на лист можно, отправив пустое письмо по адресу upelsinka-subscribe@yahoogroups.com и подтвердив поступивший запрос.


Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка
UPELSINKA - Upelsinka's Page
e-Mail: info@upelsinka.com  
e-Home: http://www.upelsinka.com

Архив рассылки "Введение в религиоведение"- http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies
Внимание! При перепечатке материалов ссылка на рассылку
Современное религиоведение
обязательна!
Рассылки Subscribe.Ru
Новости "Упельсинкиной страницы"
Новости сайта "Женщина в религиях"


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное