Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Современное религиоведение Выпуск 85


Информационный Канал Subscribe.Ru


СОВРЕМЕННОЕ
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Выпуск 85

7 ноября 2004 г.


Темы Выпуска:

1. "Упельсинкины новости" / Вместо предисловия

2. Виктор Еленский. "Религия в публичной сфере: вызовы и возможности"/ Публикации журнала "Людина i свiт"

3. События в мире / Новостная лента

4. Научно-практическая конференция "Православие в истории и современном мире: проблемы и перспективы" / Анонс события

5. Научно-богословская конференция "II Международные Иоасафовские чтения" / Анонс события


1. "Упельсинкины новости"

Рада приветствовать подписчиков очередным Выпуском рассылки "Современное религиоведение". С сегодняшнего дня рассылка начала свой параллельный выход с нашего сервера. На Упельсинкиной странице читайте подробности, а также новые материалы, среди которых - религиозная жизнь Месопотамии, книжные обзоры, новые конференции и другое. В ноябре нами планируются обновления не только по "Упельсинкиной странице", но и по сайту Женщина в религиях, который "простаивал" с сентября 2004 года. Кроме того, я приглашаю Вас заглянуть на сайт Кельтская Арка -- один из последних информационно-образовательных проектов Центра Религиоведческих Исследований "Этна", пополняемый каждую неделю (ныне его объем уже превысил 10 Мбайт...).

Ваши письма... Они показывают, что рассылка -- нужна, что работа над ней не напрасна, и время потрачено не впустую:

"Меня зовут Алексей, живу в Донецке, я закончил философский факультет по специальности религиоведение, спасибо Вам за сайт у нас мало литературы, он во многом мне помог. СПАСИБО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! скажу больше я перед вами преклоняюсь!"

Спасибо Вам, Алексей! Я вам очень благодарна за вашу поддержку и теплые слова.

Правда, иногда письма... удивляют:

"Меня зовут Маша. мне 10 лет. я хочу научиться магии, но я не могу ничего найти. если вы можете, что нибудь порекомендовать..."

Я, право же, не знаю, что порекомендовать Вам, дорогая Маша. Я ведь не специалист по магии, и вряд ли смогу вас научить магическим практикам... Но, может быть, перед тем как пытаться освоить конкретные практические приемы, следует задуматься: а как возникла магия? Какие магические обряды существовали, а главное -- почему люди обращались к магии? Мне кажется, что это "почему" -- самое важное, потому что делая что-то, мы всегда должны четко представлять свою цель... Что же было главным для них? Для аборигенов, которые вызывали дождь? Для древних обитателей Месопотамии, изучающих звездное небо? Для древних египтян, заглядывающих вперед и стремящихся угадать контуры будущей, загробной жизни? Для шаманов, умилостивляющих духов?.. Попробуйте вначале найти ответы на эти вопросы, они далеко не праздные...

Ну, а иногда письма заставляют серьезно задуматься о том, как построить следующий Выпуск рассылки:

"Здравствуй, Я рад что подписался на рассылку составленую тобой. Ты знаешь, я истинный христианин, хотя и не так давно. Дело в том, что в своих иследованиях истории Библии, истории Ветхого и Нового завета я наткнулся на апокрифы, места из Евангелия, не вошедшие в состав Библии. Я так и не понял их происхождения. Как я понял, они были найдены не так давно и несут в себе достоверную информацию. Но не могла бы ты мне помочь в разъеснении истории апокрифов. Дать ссылки на ресурсы в сети, поясняющих их происхождение, историю и т.д. Очень надеюсь на твою помощь. Твой верный подписчик ;) Андрей."

Что ж, я думаю, что имеет смысл посвятить теме апокрифов отдельный выпуск, что мы, непременно, и сделаем в будущем. Ну, а в сегодняшнем Выпуске читайте об Одиннадцатом ежегодном симпозиуме "Религия и право", состоявшемся в США, о других событиях в мире и о намечающихся конференциях и встречах.


2. Виктор Еленский

"Религия в публичной сфере: вызовы и возможности"

В начале октября в университете имени Бригэма Янга (Прово, США) состоялся Одиннадцатый ежегодный симпозиум "Религия и право". В этом году симпозиум, собравший юристов, государственных служащих, ученых право- и религиеведов из сорока стран мира, был посвящен вызовам и возможностям, которые сопровождают развитие религии в публичной сфере современных обществ. Для многих участников, привыкших в силу своих своих профессиональных занятий, к четким и недвусмысленным формулировкам, само понятие "публичной сферы" представляло известную сложность -- дефиниция "публичной сферы" в правовых системах отсутствует и тут можно оперировать лишь философскими и/или социологическими определениями. Публичная сфера -- это, в конечном счете, продукт, развивающийся параллельно с гражданским обществом; это пространство, открытое для граждан, отличное и от государственной и частной сфер; пространство, где граждане свободно обсуждают свои проблемы и объединяются в сообщества для их разрешения и сфера эта находится скорее в самом гражданском обществе, чем в правовой и материальной организации общественной жизни. Тем более показательно, что несмотря на такую постановку проблемы, очень многие учасники конференции предпочитали говорить лишь о двух действующих лицах этого пространства -- о государстве и церкви (религиозных организациях). Особенно очевидным это было в выступлениях представителей коммунистических и посткоммунистических стран. Однако даже в странах, где государство стремится контролировать любые формы религиозной активности, религия находит для себя (и сама создает) неподвластные режимам пространства. Так, заместитель директора секретариата Государственной администрации по делам религий Китайской Народной Республики признал в своем докладе, что законодательство в сфере религии (которое, отметим от себя, носит чрезвычайно ограничительный характер), в конечном счете не является решающим орудием регулирования отношений, возникающих на почве религии. Гораздо более существенными, говорил он, тут являются обычаи, этические установления и поведенческие кодексы, формировавшиеся веками и, вообще, в большинстве случаев закон в Китае далек от того, чтобы считаться наиболее существенным методом упорядочения общественных отношений. Разумеется, это не означает, что режим КНР не пытается проникнуть в недостаточно надежно контролируемые им зоны. В ежегодном докладе Госдепартамента США о состоянии религиозной свободы в мире за 2004 г. отмечается, что преследования незарегистрированных религиозных групп в стране продолжаются, особенно жестокому обращению подвергаются практикующие Фалунь Гун -- их арестовывают, требуют отказаться от своих религиозных практик, "нераскаявшихся" направляют в исправительные трудовые лагеря. По подсчетам зарубежных обозревателей примерно половина 250,000 заключенных таких лагерей -- практикующие Фалунь Гун; в лагерях находятся также около семидесяти тибетских монахов. Аресты, жестокое обращение в местах лишения свободы, физические наказания, разрушение молитвенных зданий, жесткий контроль за деятельностью различных религиозных групп со стороны властей -- все это инструменты религиозной политики современного китайского государства.

Такие же методы использует и вьетнамское правительство. Хотя эксперт Государственного комитета Вьетнама по делам религий и утверждал в своем выступлении на симпозиуме, что вьетнамское государство в своей политике стремится к обеспечению подлинной свободы совести своим гражданам, повседневные реалии этой юго-восточной страны заставляют усомниться в правдивости подобных заявлений. Тут продолжается давление на этнические меньшинства, исповедующие различные формы протестантизма, с требованием отказаться от своих религиозных убеждений, причем как минимум двое протестантских лидеров на северо-западе страны в прошлом и позапрошлом годах были забиты полицией до смерти. Несколько десятков религиозных деятелей разных конфессий находятся в заключении; часть буддистских лидеров -- в условиях, близких к домашнему аресту.

Примечательно, однако, что даже под тоталитарным контролем религия не перестает отвоевывать для себя свободные пространства и даже наступать, несмотря на все преследования. На симпозиуме цитировали одного из наиболее известных обозревателей тенденций религиозного развития современного мира Филиппа Дженкинса, который писал недавно, что двадцать первое столетие почти наверняка будет оцениваться будущими историками как столетие, в котором религия заменила идеологию как главенствующая, и при том живая и разрушительная одновременно сила в человеческих отношенях, определяющая отношения к политической свободе и обязанностям, пониманию государственности и, конечно, к войне и миру.

Английская исследовательница Розалинд Хэккет в своем докладе показала, что религия начинает играть все более серьезную роль в тех областях и подобластях публичной сферы, откуда, казалось бы, она ушла навсегда -- международные отношения, дипломатия, внутренняя политика, литература наконец. Книги о религии и духовности все чаще возглавляют списки бестселлеров; они отражают самый широкий спектр проблем -- от духовных рефлексий автора до современных интерпретаций древней сакральной мудрост, от описания различных религиозных традиций до духовных поучений. В США общественная роль религии бросает вызов одному из центральных конституционных установлений Соединенных Штатов -- строгому разделению государства и церкви. Религия отвоевывает себе все больше и больше места в публичном пространстве и если в 1950 г. в Вашингтоне было 16 лоббистских религиозных групп, то уже к 1985 г. их стало в пять раз больше. (Corbett Michael, Corbett Julia Mitchell. Politics and Religion in the United States. Garland Reference Library of Social Science ; V. 1197 . - New York Garland, 1999. - Р.338).

Считается, что Веховный Суд США предложил обществу срединную линию, поддержав, с одной стороны, требования Конгресса к мормонам отказаться от полигамии как условие вхождения территории Юта в состав США, а, с другой, запретив штату Орегон настаивать на том, что все дети начальных классов должны посещать государственные секулярные школы. (Moyser George. Politics and Religion in the Modern World. London, UK: Routledge, 1991. p 257). Однако, несмотря на последние судебные решения по поводу недопустимости религиозных изображений в государственных учреждениях, этос американской политики и государственности пронизан религией -- религией как таковой, сущность которой можно определять по-разному (примечательно, что баллотируясь в президенты США Дуайт Эйзенхауэр сказал, что хотел бы видеть своего вице-президента верующим в Бога; в какого и как -- для него не имело значения).

Как настаивал известный американский профессор права Стефан Картер, "мы никогда не станем нацией, предлагающей установить официальную религию или настаивающей, что та или иная религия является более американской, чем другая. В тоже время секуляризм также никогда не станет религией, которую мы предложим в качестве официальной и мы никогда не согласимся с тем, что есть нечто неамериканское в том, чтобы стремиться жить жизнь таким образом, чтобы Бог был у тебя на первом месте. Как раз наоборот, свобода религии и существует для того, чтобы верующие могли поставить Бога на первое место". (Carter, Stephen L. God's Name in Vain: The wrongs and rights of religion in politics, New York: Basic Books, 2000. – Р.4).

Недавние исследования протестантского духовенства в США показали, что для многих религиозных деятелей политическая и социальная активность не менее существенна в осознании собственной миссии, чем собственно религиозная деятельность. Почти все опрошенные полагают, что религиозные деятели должны быть вовлечны в политику (частью которой они считают социальную акцию -- например, накормить голодных) и только четверо считают иначе. Для четырех из пяти опрошенных пасторов политическая активность оказалась персонально важной. Для многих важность политической активности проистекает из их религиозного понимания призвания христианина ("мы должны быть солью и светом"); один из опрошенных методистских пасторов заявил, что по его мнению служитель должен как минимум треть своего времени посвящать общественной работе вне своей конгрегации, а один из пресвитерианских служителей заявил, что он “пресвитерианин ввиду своей политической позиции. Я поступил в семинарию после того, как какое-то время поработал на члена Конгресса. И я хотел больше узнать о своей вере такого, что могло бы мне помочь на политической арене. (Laura R. Olson.Mainline Protestant Washington Offices and the Political Lives of Clergy //Wuthnow, Robert (Editor). Quiet Hand of God: Faith-Based Activism and the Public Role of Mainline Protestantism. Ewing, NJ, USA: University of California Press, 2002. - Р. 58).

Между тем, по другую сторону Атлантики ситуация выглядит достаточно отличной от североамериканской. При всей своей приверженности демократическим процессам и искреннем стремлении к созданию для них наиболее благоприятного пространства, даже у западноевропейцы немедленно, как говорила в своем выступлении французская исследовательница Бландин Челини-Понт, возлагают на государство роль первого и главного посредника в отношениях между обществом и гражданами. Публичная сфера во Франции -- это пространство, где государство задействует свою власть и авторитет для блага каждого и служения кажому. Отсюда -- особая ответственность государства и его особое право сопровождать свое служение введением различного рода ограничений. Другими словами -- в американском случае центр тяжести приходится на том, что государство получает право из рук своих граждан; во французском -- на том, что оно имеет право и несет ответственность за все, что происходит за пределами частной жизни граждан. Религия на Старом Континенте было предметом порядка и закона едва ли не более, чем чем-либо иным. И короли были ответственны за соответствие своих подданых нормам, устанавливаемых католицизмом, православием, лютеранством или кальвинизмом. Отсюда дошедшие до нас особые отношения между государством и той или иной церковью. Но отсюда же -- и явление иного порядка: секуляризация государства, как это случилось во Франции, привело к вытеснению религии из публичной сферы, которую почти безраздельно занимало государство, и к приватизации религии. Франция стала страной, где религия оказалась исключенной из публичной сферы и государство видит в ее возвращении сюда прямую угрозу -- идет ли речь о новых религиозных движениях либо о манифестациях исламской идентичности. Понятно, что и в выступлениях, и в дискуссиях о правовой регуляции такого рода манифестации и о самой возможности подобного регулирования говорилось немало. При этом, конечно, неоднократно вспоминали запретительный Закон Франции № 2004-228 от 15 марта 2004 р. о применении принципа светскости относительно ношения в школах, колледжах и публичных лицеях знаков или предметов одежды, выявляющих религиозную принадлежность. Профессор Тюбенгенского университета Рихард Пуза в своем выступлении детально проанализировал правовые и общественные контраверсии, связанные с ношением хиджаба мусульманками в публичных учреждениях Германии.

Интересно, что общественное мнение и правовые институты в европейских странах оказываются втянутыми в дискуссии, которые еще недавно казались совершенно несущественными -- как минимум, для Европы. Дебаты вокруг упоминания/неупоминания христианского наследия в преамбуле Конституции Европы; дебаты по поводу сотрудничества между правительством и религиозными сообществами в Великобритании; полемика по поводу распятий в классах, которая (полемика), после Германии и Австрии докатилась в этом году и до Италии. Не лишне вспомнить и четко артикулированное сопротивление Конференции Европейских Церквей возможному присоединению к Европейскому Союзу Турции, поскольку, как подчеркивается документе специальной комиссии КЕЦ "исламское наследие Турции имеет собственное утверждение, однако эти ценности могут сущестенно отличаться от христианского наследия, превалирующего в Европе". (The Relation of the European Union and Turkey from the Viewpoint of the Christian Churches. Discussion Paper. Conference of European Churches Church and Society Commission. - Brussels, February 2004).

Словом, проблемы присутствия религия в публичной сфере, одобрения этого присутствия или сопротивления ему с очевидностью перестают быть чисто академической и понимание этого, судя по всему, становится все более всеобщим.

Источник: "Религия и общество" № 41 (8) / "Людина i свiт".


3. События в мире/ Новостная лента

В Китае произошла стычка между ханьцами и мусульманами, 2 ноября 2004 г.

Вспыхнувшие на днях религиозно-этнические беспорядки в провинции Хэнань в центральной части Китая закончились погромом и кровопролитием. По официальным данным, в городке Ланчэнган и прилегающих деревнях семь человек погибли и 42 получили ранения. Источники американской газеты "Нью-Йорк таймс" сообщили о 148 погибших, среди которых было 18 полицейских.

Конфликт возник между исповедующими ислам представителями народности хуэй и ханьцами (то есть собственно китайцами) после дорожного инцидента. В пятницу таксист-мусульманин сбил насмерть шестилетнюю девочку-китаянку, после чего родственники пострадавшей отправились в хуэйскую деревню к таксисту требовать компенсации, что вызвало встречное возмущение. По другим сведениям, беспорядки начались после избиения тремя мусульманами 17-летнего китайца, якобы помешавшего проезду их автомобиля.

Межобщинные потасовки переросли в побоище с поджогами домов и машин. Мусульмане сотнями прибывали в городок на грузовиках, желая посчитаться с обидчиками. Власти ввели чрезвычайное положение, десятитысячный полицейский контингент перекрыл все дороги, ведущие в Ланчэнган. Столь масштабных межэтнических конфликтов в Китае не было с 1990-х годов. Возможно, вспышка насилия связана с ростом имущественного расслоения, заметного в небогатой сельской глубинке.

Среди 1,3 млрд жителей Китая насчитывается 9,8 млн хуэйцев. Их предки были арабами, персами и выходцами из Центральной Азии, которые переселились в Китай в VII-XIII веках. Хотя китайские власти считают хуйэцев национальным меньшинством, но сплачивает их религия - ислам. Внешне хуэйцев трудно отличить от китайцев. В отличие от уйгурских экстремистов мусульмане-хуэйцы не пытаются создать свое мусульманское государство.

Источник: "Время новостей", http://www.vremya.ru/2004/201/5/111252.html


4. Научно-практическая конференция
"Православие в истории и современном мире: проблемы и перспективы"

23 марта 2005 г. Межнациональный гуманитарно-технический институт Поволжья (МГТИП) проводит научно-практическую конференцию "Православие в истории и современном мире: проблемы и перспективы".

Вопросы для обсуждения:

a.. Поместные Православные Церкви: история и современность.
b.. Православие и западное христианство: диалог или конфронтация? 
c.. Католические Церкви византийского обряда: стремление к кафоличности или предательство веры?
d.. Православие и Древние восточные Церкви.
 
e.. Старообрядчество и его роль в православном мире.
  f.. Истинно-православное движение в России и за рубежом (ИПХ, ИПЦ, РПЦЗ, старостильное движение). 
g.. Проблема "альтернативного" Православия.
 
h.. Православие и национально-культурная идентичность.
 
i.. Экуменизм и филетизм как проблемы православного мира.
 
j.. Православие и вызовы глобализма.

По результатам конференции планируется издание сборника докладов.

Для участия в конференции необходимо подать заявку, включающую данные о себе (ученая степень, звание, место работы, должность, домашний или рабочий адрес, контактный телефон, факс, e-mail) и тезисы доклада (5-7 страниц).

Заявки на участие и тезисы необходимо выслать до 1 февраля 2005 г. по адресу: 428027, Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Хузангая , д. 14, Межнациональный гуманитарно-технический институт Поволжья. Конференция "Православие в истории и современном мире: проблемы и перспективы". Справки по телефонам: (8352) 55-07-24, 56-08-89. E-mail berman@chuvashia.ru (Андрей Берман), starover@rin.ru (Валерий Тимофеев).

Форма представления материалов:

Тексты тезисов и докладов, заявки представляются в электронном виде электронной почтой или обычной почтой на бумаге формата А4 (210х297) и на дискете 3,5". В электронном варианте каждый документ должен быть в отдельном файле. Все материалы следует представлять в формате MS Word (файлы с расширением *doc или *rtf). Если размер файла, присоединяемого к электронному сообщению ( в том числе графического), превышает 150 Кбайт, его следует сжать архиватором ZIP, RAR. Участники конференции несут все расходы, связанные с проездом, питанием и проживанием самостоятельно или за счет командирующей организации.

Источник: Портал Credo.Ru


5. Научно-богословская конференция
"II Международные Иоасафовские чтения"

В 2004 году исполняется 250 лет со дня преставления (23 декабря н. ст. 1754 г.) святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца.

В Белгородской и Старооскольской епархии разработана и утверждена программа богослужений и духовно-просветительских мероприятий, посвященных этому юбилею, сообщает ИА "Бел.Ру".

22-24 декабря 2004 г. в городах Белгороде и Грайвороне состоится научно-богословская конференция "II Международные Иоасафовские чтения".

Источник: Портал Credo.Ru


Приглашаю всех желающих подписаться на Упельсинкино Со-Дружество. Здесь можно встретить гостей Интервью, обсудить различные темы о религии, задать интересующие Вас вопросы. Со-Дружество представляет  собой почтовый лист (почтовый форум, почтовую группу, конференцию) на сервере yahoogroups.com. Подписаться на лист можно, отправив пустое письмо по адресу upelsinka-subscribe@yahoogroups.com и подтвердив поступивший запрос.

Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка
UPELSINKA - Upelsinka's Page
e-Mail: info@upelsinka.com  
e-Home: http://www.upelsinka.com

Архив рассылки "Введение в религиоведение"- http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies
Внимание! При перепечатке материалов ссылка на рассылку
Современное религиоведение
обязательна!
Рассылки Subscribe.Ru
Новости "Упельсинкиной страницы"
Новости сайта "Женщина в религиях"

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: science.humanity.religstudies
Отписаться

В избранное