Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Современное религиоведение Выпуск 100


Информационный Канал Subscribe.Ru


СОВРЕМЕННОЕ
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Выпуск 100

11 мая 2005 г.


Темы Выпуска:

1. "Упельсинкины новости" / Вместо предисловия

2. Николай Кирюшко. Мусульмане в современном украинском обществе/ Публикации журнала "Людина i свiт"

3. Третьи Торчиновские чтения "Религиоведение и востоковедение" / Анонс события

4. Альманах "Шандал" 9. Раскол евангельско-баптистского движения в СССР (1959-1963 гг.) / Книжные обзоры




1. "Упельсинкины новости"

Рада приветствовать всех читателей очередным Выпуском рассылки "Современное религиоведение". Сегодняшний юбилейный 100-й Выпуск рассылки включает в себя анонсы событий и книжных новинок, а также социологический материал "Мусульмане в современном украинском обществе", источник - бюллетень "Религия и общество" (журнал "Людина i свiт").

В мае Вас ждет еще один выпуск (ближе к концу месяца). В нем мы продолжим анонсировать книжные новинки и предстоящие конференции. Будут также и тематические материалы. Пожалуй, я пойду на поводу у своего "японского" настроения и предложу Вам еще одну интересную статью о религии в Японии.

В июне, надеюсь, мы будем встречаться с Вами чаще. И хотя наши надежды не всегда оправдываются, могу с уверенностью сказать лишь одно: уж точно не реже! :-)


2.Николай Кирюшко. Мусульмане в современном украинском обществе
(Социологическое исследование)

Мусульманская община в Украине развивается динамично. С начала 90-х годов число мусульман в стране быстро увеличивалось и продолжает возрастать, прежде всего, за счёт возвращения к исламу представителей народов, традиционно его исповедовавших, вследствие демографических и миграционных процессов, возвращения на историческую Родину крымских татар, а также обращения в ислам новых мусульман из числа этнических украинцев и русских. После 1991 года, когда в стране началась либерализация религиозной жизни и Украина начала переход к демократическому стандарту религиозных свобод, количество мусульманских общин в нашей стране возросло многократно. В начале 2005 г. в Украине действовало 468 мусульманских общин, которые имеют уставы, зарегистрированные в установленном законом порядке, а также 15 общин, функционирующих без регистрации уставов, что допускается украинским законодательством. Из них на территории Крымской автономной республики в юрисдикции ДУМК (Духовного управления мусульман Крыма) действует 326 мусульманских организаций с уставами, прошедшими регистрацию, и 13 общин без регистрации. В ведении ДУМУ (ДУМ Украины) находятся 63 общины, а в составе ДЦМУ (Духовного центра мусульман Украины) -- еще 24. Мусульмане Украины имеют 7 духовных учебных заведений (из них 2 исламских университета и высшее медресе) с 276 слушателями, обучающимися в них, 90 воскресных школ, 5 периодических изданий. В 2004 г. в них работало 433 духовных лица, из которых было лишь 20 иностранцев. В распоряжении мусульманских общин находится 160 мечетей и молитвенных зданий, из которых 10 являются памятниками архитектуры. 44 здания находятся в собственности мусульманских общин, 18 -- в пользовании. 98 помещений приспособлены для совершения молитвы, а 54 здания построены в период 1992-2003 гг. Самыми известными среди них являются мечети "Ибн Фадлан", "Ан-Нур", "Ар-Рахма" и другие. В настоящее время строится еще 23 мечети. В стране действуют три духовных управления: Духовное управление мусульман Крыма, Духовный центр мусульман Украины и Духовное управление мусульман Украины.

Научное изучение состояния и социальных ориентаций этой динамичной и заметной религиозной группы населения Украины ещё практически не проводилось. Более того, неизвестно даже точное количество мусульман в стране. Существуют лишь умозрительные приблизительные оценки: от явно заниженной цифры, составляющей около 300 тысяч человек, и до безосновательно завышенной в 2 млн. Сложными по-прежнему остаются проблемы поиска украинскими мусульманами модели своей жизни в украинском обществе, сохранения своей религиозной и культурной идентичности в инорелигиозной социокультурной среде. С целью частичного решения этих проблем проводились локальные социологические исследования среди крымских татар в АРК и волжских татар -- жителей г. Киева.

С целью получения объективной информации о социальных параметрах жизни мусульман в современной Украине в 2003 г. Ассоциация общественных организаций "Арраид" инициировала подготовку и проведение социологического исследования "Мусульмане в украинском обществе", которое и было осуществлено в 2004 г. Украинским центром исламоведения совместно с вышеназванной Ассоциацией. Исследование проводилось в местах компактного проживания мусульман, прежде всего в Автономной республике Крым, Донецкой, Луганской, Харьковской, Запорожской и других областях, а также в г. Киеве. Опрос верующих проводился методом анкетирования в фокус-группах, определяющим признаком которой была принадлежность респондентов к Исламу (было получено 3589 заполненных анкет). Опрошены были мусульмане-сунниты, принадлежащие преимущественно к Мазхабу Ханафитов. Анализ данных этого исследования позволяет составить представления о социально-мировоззренческих ориентациях современных украинских мусульман.

Демографические показатели

На анкеты ответили верующие разных возрастных групп с некоторым преобладанием молодежи. Среди них было: в возрасте до 25 лет -- 44,99%, в возрасте 26-35 лет -- 16,98%, в возрасте 36-45 лет 14,77%, в возрастной группе 46-65 лет -- также 14,77% и в возрасте свыше 65 лет -- 8,32%. На вопрос о возрасте не ответило 0,17% респондентов. Среди опрошенных оказалось 50,42% мужчин и 49,41% женщин. Не дали ответа на этот вопрос также 0,17% участников опроса. По национальному признаку среди респондентов оказалось 61,29% крымских татар, 10,67% волжских татар, 9,51% украинцев, 7,13% русских, 2,89% азербайджанцев, 2,55% арабов, 1,53% лезгинов, 1,19% дагестанцев, 0,68% балкарцев, 0,17% чеченцев. В пределах двух десятых процента находилось число адыгейцев, албанцев, башкир, индусов, молдаван, пакистанцев, талышей, табасаранцев, таджиков, туркмен, узбеков, удмуртов. Как видим, преобладающими группами здесь, как и ожидалось, являются представители тюркоязычных народов, в значительно меньшей мере -- представители кавказско-иберийской языковой группы. Особого внимания заслуживает появление в мусульманской среде довольно значительной прослойки из числа украинцев и русских -- приблизительно шестая часть опрошенных. 9,34% опрошенных не сочли необходимым отвечать на вопрос о своей национальности.

Абсолютное большинство (90,15%) опрошенных являются гражданами Украины, гражданами других государств являются 5,77% лиц, заполнивших анкеты, а 1,36% - лицами без гражданства. Не ответило на вопрос о своем гражданстве 2,72% тех, кто вернул анкеты организаторам опроса.

Сложные демографические и миграционные процессы, происходившие в Украине в ХХ ст., принудительная депортация крымско-татарского народа с его исторической Родины привели к тому, что лишь 10,36% опрошенных мусульман проживают в Украине с момента своего рождения. Однако большинство нынешних мусульман живет в Украине еще со времен существования СССР -- 62,47% респондентов. А с 1991 г. -- года обретения Украиной государственной независимости по настоящее время здесь проживает (постоянно или временно) 14,61% опрошенных. 12,56% лиц, заполнивших анкету, не пожелали ответить на её вопрос о времени проживания в нашей стране.

Особого внимания заслуживает вопрос об образовательном уровне мусульман. С учетом преимущественно городского расположения многих мусульманских общин и наличия значительного доли учащейся молодежи, уровень образования опрошенных мусульман оказался достаточно высоким. Большинство опрошенных имеют полное среднее (36,33%) или неполное среднее (22,58%) образование. Пятая часть из них (19,69%) имеют высшее образование (бакалавр, специалист, магистр), а 16,13% респондентов заявили о своем незаконченном высшем образовании. Среднее специальное образование имеют 2,55% респондентов, а 2,21% не сочли возможным ответить на вопрос об образовании. Примечательно наличие среди опрошенных наличие 0,51% лиц, являющихся кандидатами или докторами наук в разных областях научного знания.

На вопрос "Чем Вы занимаетесь в настоящее время?" были получены следующие ответы: школьник 11,04%, студент (аспирант, докторант, ординатор) -- 22,58%, наемный работник -- 16,81%, предприниматель -- 8,83%, государственный служащий -- 5,94%, военнослужащий -- 0,17%, занят общественной работой -- 0,51%. Среди опрошенных было 5,09% домохозяек, 15,62% пенсионеров, 12,91% временно не работали. Остальные не сочливозможным идентифицировать себя с выше названными социально-профессиональными группами населения и на данный вопрос не ответили. Свое материальное положение верующие оценили следующим образом: считают себя нормально обеспеченными 52,46% опрошенных, малообеспеченными -- 37,69%, бедными -- 3,57%, очень бедными -- 1,19% и очень богатыми -- 0,34% респондентов. При всей субъективности и относительности самооценки уровня своего материального положения каждым человеком данная шкала свидетельствует о взвешенном отношении мусульман к уровню своего материального обеспечения и своему социальному статусу. Это же свидетельствует о том, что украинские мусульмане постепенно адаптируются к жизни в условиях коренной трансформации социально-экономических отношений.

Религиозная жизнь

Отвечая на вопрос анкеты о своtм отношении к религии, подавляющее большинство опрошенных отнесло себя к глубоко верующим мусульманам -- 84,72%. Вместе с тем, некоторая часть опрошенных имеет определенные сомнения либо испытывает трудности с самоопределением в вопросах веры. 2,21% респондентов заявили отом, что колеблются между верой и неверием, 1,19% ответивших отнесли себя к мусульманам, хотя и не верятв существование Аллаха. Затруднились ответить на данный вопрос 7,98% лиц, возвративших анкеты, еще 3,74% на него не ответило. Еще одна позиция обозначена мнением: "Безразличен к религиозным вопросам, не интересуюсь ими" (0,17%).

Эти показатели с довольно высокой точностью характеризуют не только уровеньсобственной самооценки (иногда -- группового конформизма), но и действительное состояние индивидуальной религиозности. Так, на контрольный вопрос о личной вере в реальное существование Аллаха ответили, что твердо веруют 89,98% опрошенных. 5,60% респондентов временами сомневаются в этом, затруднились с ответом 1,53% участников опроса, а 2,89% не ответили совсем.

Охарактеризовав свою личную веру, опрошенные обратились к сфере духовных ценностей и выполнения своих религиозных обязанностей. Иерархию своих жизненных ориентаций, ранг их приоритетности они обозначили следующим образом: человек прежде всего должен заботиться о своей семье -- 31,79%, прежде всего служить обществу -- 22,30%, в первую очередь заботиться о себе, о своих личных интересах -- 22,10%. Служение государству на первое место поставили 17,30% респондентов. Мнение о том, что личность в первую очередь должна служить Аллаху поддержали 11,21% ответивших на вопросы анкеты, 1,53% посчитали, что "служить нужно религии". 6,96% опрошенных на данный вопрос не ответили. Опрошенные также демонстрировали такие мнения: главное для человека -- увеличивать свой иман -- 0,68%; быть истинным верующим, практикующим мусульманином; жить согласно предписаний Аллаха; стремиться к тому, чтобы Всевышний был доволен человеком; заботиться о своей душе, о жизни вечной, помнить о Судном дне; содействовать развитию и расцвету мусульманского сообщества; уделять внимание своему развитию; служить другим людям (Человеку).

Соблюдение требований религиозной практики определялось в нашем исследовании по нескольким показателям.

Касаясь посещения мечети, 22,58% опрошенных отметили, что бывают там регулярно по пятницам, на пятничной молитве. 14,09% посещают мечеть чаще одного раза в неделю, а 3,74% - пять раз в день. Вместе с тем, 28,35% мусульман посещают мечеть только в дни больших праздников, 5,09% только во время месяца Рамадан. 14,26% совершают это только время от времени -- по потребности или по возможности. 12,9% опрошенных мусульман отметили, что не посещают мечети вообще.

Обнаружилось несколько обстоятельств, которые, по определению части опрошенных, обусловливают нерегулярное посещение ими обязательной пятничной молитвы Джумаа намаз в мечети или в другом предназначенном для этого месте. Так, причиной своего нерегулярного посещения мечети 14,26% опрошенных считает то, что им достаточно личного общения с Аллахом в индивидуальной молитве. 13,92% мусульман не могут посещать мечеть из-за ее отдаленности от дома. 7,47% респондентов объяснили, что посещение мечети занимает много времени, а они его не имеют. 6,62% мусульман не посещают мечети регулярно из-за учебы. 5,77% опрошенных полагают, что поездки в мечеть необязательны для женщин, что им лучше молиться дома. Состояние здоровья является помехой для 5,94% мусульман. 5,77% опрошенных полагают, что им необязательно ходить в мечеть. 2,72% респондентам не нравится поведение лиц, служащих в мечети. 2,38% опрошенных не ходят туда, так как не понимают языка, на котором происходит служба, столько же по причине того, что в их городе отсутствует мечеть. А 1,19% не понимают сути происходящего во время службы в мечети. 1,87% ответивших заняты на работе. Неким парадоксом выглядит то, что0,34% респондентов, считающих себя почему-то мусульманами, не ходят в мечеть по причине своего неверия в существование Бога. Отметим, что 21,73% лиц, не посещающих регулярно мечети, вообще не ответило на вопрос о причинах этого. Женщины отмечали, что не имеют на кого оставить детей, что в мечеть их не пускают муж или родители, ибо там много мужчин. В отдельных местах женщины не посещают Джумаа в мечети, иным не дают этого делать неотложные дела или учёба. Часть женщин собирается дома у кого-либо из подруг для совершения Джумаа намаза. Препятствием для 0,17% опрошенных является то, что в имеющейся в их местности мечети действуют хабашиты последователи течения, считающегося серьезным извращением ислама. В отдельных населенных пунктах очень мало помещение для молитвы, где едва помещаются даже мужчины и не хватает места для женщин. Для 0,17% отвечавших не подходит хутба, произносимая на турецком языке. Некоторые женщины не были на коллективной молитве после выхода замуж, другие ждут времени, когда подрастут дети, встречалось даже мнение о целесообразности организации специальных молитвенных помещений для женщин, которые бы, как считают некоторые из них, тогда посещались бы ими более активно.

Большое место в жизни верующего занимает индивидуальная молитва. Совершать салят большинство опрошенных начали с момента принятия Ислама (обращения) или же ещё с детских лет или юности. Отметим, что почти все опрошенные точно знают и помнят момент, с которого они начали выполнять свои молитвенные обязанности. У кого-то это связано с определенным возрастом, у других с какой-то датой или событием: началом регулярного посещения воскресной школы, замужеством, когда научилась молиться, когда человек понял, что это фард и за это придется отвечать перед Аллахом. Дома ежедневно молятся 61,97% опрошенных мусульман, нерегулярно, не каждый день, от случая к случаю -- 18,51%. Дома практически не молятся 14,60% опрошенных. Остальные на этот вопрос не ответили.

Понимая значение молитвы в жизни мусульманина, примерно половина опрошенных (49,75%) обучают своих детей или внуков молитве (естественно, из числа тех, у кого они есть). 18,68% не делают этого. Не ответила вообще на этот важный и для многих болезненный вопрос более четверти опрошенных -- 27,84%. Некоторые отвечавшие давали дополнительные разъяснения, что учат детей, но результатов мало; что время упущено, поскольку дети выросли; что помогают родственникам обучать их детей; что еще не делают этого, но намереваются.

Для мусульманина делом неоценимой важности является умение читать Священный Коран или же, по крайней мере, знать хотя бы несколько сур из этой Вечной Книги наизусть. По данным нашего исследования оказалось, что свыше 10 сур Корана знают наизусть 45,16% участников опроса, несколько сур -- 35,82%, только одну -- 5,09%, а 3,74% заявили, что знают наизусть весь текст Корана. Одновременно 5,43% признали, что не знают наизусть ни одной суры Корана. 2,55% опрошенных не сочли необходимым отвечать на данный вопрос.

Опрос выявил некоторые трудности, с которыми сталкиваются украинские мусульмане (значительная часть из которых имеет все же не столь уж значительный стаж и опыт жизни в вере либо же не обладает достаточным уровнем религиозной образованности) в своей повседневной культовой практике. Так, свыше половины из них призналось, что они вообще не понимают смысл Корана, читаемого на арабском языке (55,86%), либо же испытывают значительные трудности при этом, с трудом понимают его (25,98%). Свободно понимают чтение Священного Корана на арабском языке лишь 4,41% опрошенных мусульман. Не смогли ответить на этот вопрос 10,19% респондентов, а 3,57% не пожелали отвечать на него. Недостаточное владение устным арабским языком или же невладение им вообще приводят к тому, что очень много верующихне понимают хутбу (мечетную проповедь), если она провозглашается на арабском языке. Таких в нашем исследовании оказалось две трети. Только отдельные слова или фразы хутбы на арабском понимают 21,56% из числа ответивших. Свободно усваивают ее содержание лишь 6,96% респондентов. 4,75% ответа на этот вопрос не дали.

Необходимо обратить внимание, что 46,18% опрошенных пришлось в силу различных обстоятельств употреблять в течение последних десяти лет нехаляльное (неразрешенное) мясо животных, которые в исламе считаются нечистыми. 36,16% мусульман удалось избегнуть этого, придерживаясь установлений своей религии. Показательно, что 9,85% респондентов не знают, употребляли ли они в пищу такие продукты, потому что не придают этому значения. 5,77% не смогли ответить на этот вопрос. Лишь отдельные лица заявили, что они ели такое мясо по незнанию либо делали это довольно давно, а за последние 5-7 лет строго придерживаются данного запрета.

Правовые проблемы жизни мусульман в независимой Украине

Мусульмане Украины признают огромное значение тех сдвигов, которые произошли в стране после 1991 г.

Положительные изменения в Украине 15,62% опрошенных видят в том, что наконец-то стало возможным сооружение мечетей, появились воскресные школы (8,66%), увеличилось количество мусульман (6,96%), появились общественные организации мусульман по всей территории страны (4,24%), утвердилась подлинная свобода совести (3,23%), началось свободное распространение ислама (2,89%), возросло число соблюдающих мусульман (2,5%), стала доступной исламская литература (2,21%), реальным фактом стало возрождение ислама в Украине (1,70%). Отмечалось также, что все больше людей принимают ислам (1.53%), постоянно идёт процесс создания мусульманских общин (1,53%), несколько стабилизировалась экономическая ситуация в Украине (1,53%), беспрепятственно выходят мусульманские газеты, книги, радиопередачи (1,53%), сохраняются взаимопонимание и терпимость между религиями и национальностями (1,36%), появились исламские духовные центры (1,19%), а также возможность свободно совершать религиозные обряды (1,02%) и организовывать летние лагеря для отдыха мусульманской молодежи (1,02%). Около одного процента от общего числа возвративших анкеты дали также следующие ответы о позитивных изменениях в стране: стали обживаться прежде выселенные народы; свободным стал доступ к научным и религиозным знаниям; стало возможным носить хиджаб, окружащие стали спокойнее относиться к мусульманке в хиджабе; возрастает интерес населения к исламу; проводятся мусульманские мероприятия; государство возвращает ранее отобранные старые мечети; не стало препятствий в отмечании религиозных праздников; разрешено духовное развитие; созданы исламские университеты; у Украины появился шанс попасть в Европу; понемногу растет уровень жизни; появилось много и хорошего, и плохого; понемногу уменьшается уровень безработицы.

Были даны также следующие ответы на открытые вопросы: традиционная культура мусульман перестала испытывать давление и принуждение; в целом в положительную сторону изменилось общественное мнение об украинских мусульманах; немного снизился рост преступности; увеличилось количество преподавателей по исламу; изменилась идеология мусульман; заметно повысился интерес к жизни мусульман у украинской интеллигенции; немусульмане постепенно начинают изучать и понимать ислам без искажений; среди украинцев стало больше, чем раньше, очень жадных, вредных и нехороших людей; появилась Партия мусульман Украины; возвращена мечеть в Симеизе; народ нуждается в уверенности в будущем; мусульмане Украины теперь могут совершать хадж в Мекку; возвращаются на Родину крымские татары; появилась организация "Арраид", оказывающая помощь больным и сиротам; повсюду звучит азан; возросший уровень культуры людей, принимающих ислам; хорошо, что не арестовывают за то, что призываешь людей к исламу; Украина начинает стремиться к развитию отношений с мусульманскими странами; в стране нет запрета на общение с иностранцами. В числе положительных изменений люди отмечают появление улучшающихся условий для развития ислама; открытие центра хафизов в Крыму; больше правдивой информации в украинских СМИ; появление сообщений о праздниках мусульман по телевидению; хорошо, что до сих пор удавалось избегать открытых межнациональных конфликтов; появилась возможность для бизнеса; общество выступает против дискриминации и нарушения прав человека; сохраняется свобода выбора у избирателей; заметной стала благотворительная деятельность мусульманских организаций; несколько активизировалась исламская общественная деятельность.

Вместе с тем 42,78% опрошенных не ответило на вопрос о положительных изменениях в Украине за годы их проживания в данной стране. Еще 2,21% не видят никаких положительных изменений. 5.09% респондентов посчитали, что никаких положительных изменений в Украине нет. Небольшая группа людей (в пределах одного процента) считает, что реальных изменений очень мало. 1,87% полагают, что изменения произошли только в худшую сторону.Часть респондентов считает, что жизнь за последние годы стала гораздо более трудной, что заработная плата является экономически и нравственно неоправданно низкой и постоянно отстает от роста цен, стоимости коммунальных услуг и проезда в транспорте. Высказывались суждения о том, что большая часть населения живет в очень трудном экономическом положении, что культурное поведение людей находится на очень низком уровне и даже, что Украина медленно катится к закату. 2,89% не знали, что ответить на данный вопрос, еще 1,36% отметили, что затрудняются на него ответить.

Опрос выявил также наличие отдельных правовых и административно-управленческих проблем в осуществлении мусульманами своего права на свободу совести. На вопрос "В достаточной ли степени обеспечиваются в Украине основные права и свободы для мусульман и равенство всех религий перед законом?" 33,28% опрошенных дали утвердительный ответ. Однако 27,84% респондентов дали на него отрицательный ответ. Столько же затруднились сформулировать своё мнение по данному вопросу, а 11,04% вовсе не дали ответа. Среди проблемных моментов были отмечены следующие: женщине в хиджабе трудно устроиться на работу и находиться среди инаковерующих сотрудников;женщины не всегда могли сфотографироваться для получения паспорта в головном платке. Отмечалисьтрудности с выделением властями участков в городах для сооружения мечетей. Мусульмане замечают, что местные органы власти содействуют строительству или восстановлению одних лишь православных храмов, долгое время не сдерживали стремления православных христиан (в Крыму) устанавливать свои символы в непосредственной близости от мусульманских. Отмечалось, что исламским организациям очень трудно получить эфирное время на государственных радио- и телеканалах, что имеют место случаи прямого или завуалированного давления отдельных государственных органов на исламские организации, их лидеров и сотрудников (например, в виде отказа от получения визы или её аннулирования без объяснения причин, отказов в предоставлении гражданства или в получении статуса беженца. На социальном самочувствии мусульман сказываются неурегулированные вопросы касательно посещения работающими лицами пятничной молитвы (в рабочее время) и дозволенного для мусульман питания в армии и местах лишения свободы, а также предоставления перерывов во время работы для совершения молитвы. Высказывались пожелания, чтобы Украинское государство признавало как официальные праздничные дни праздники не только православных, но и мусульман, чтобы завершён был процесс возвращения культовых зданий на Южном побережье Крыма, чтобы был поставлен хотя бы на обсуждение вопрос о судьбе вакуфных земель в АРК.

На вопрос "Испытывали ли Вы лично за последние 5 лет проявления дискриминации, ограничения в своих правах или же несправедливое, предвзятое отношение к Вам со стороны официальных лиц и властных органов в Украине по причине того, что Вы мусульманин?" 58,74% опрошенных дали отрицательный ответ, подтвердив наличие продвижения Украинского государства к нормам правового общества. Однако 19,35% мусульман с такими случаями пришлось лично сталкиваться, 12,73% затруднились дать определенный ответ, а 9,17% не ответили вовсе. Наличие пятой части опрошенных, которые сталкивались с трудностями в отстаивании своих прав как члена определенной конфессиональной группы, свидетельствует о существовании такой проблемы в государстве.

Полученные данные нашли свое подтверждение в ответах на вопрос "Какие правовые проблемы, связанные с защитой прав мусульман в украинском обществе, по Вашему мнению, существуют ныне?". 8,32% респондентов не знают о существовании таких проблем, 68,59% опрошенных не ответило на этот вопрос, 2.39% затруднилось ответить. Однако часть проблем исследование все же выявило. Так, вновь была отмечена проблема ношения хиджаба в учебных заведениях и на работе, почти полная невозможность устроиться на работу мусульманке в хиджабе, незащищенность религиозных прав мусульман в украинской армии, отсутствие в Трудовом кодексе статьи, позволяющей мусульманам получать время для молитвы в течение трудового дня, нерешенность исторической проблемы вакуфных земель в АРК. Названы были также проблемы предвзятого, недоброжелательного отношения чиновников местного уровня к мусульманам как лично, так и в общинах; необходимость политической реабилитации духовных лиц, репрессированных в Крыму в 20-40-е годы; обеспечение законом возможности открытия кафедр и факультетов исламоведения в светских высших учебных заведениях. Кроме отмеченных выше проблем отдельными мусульманами были названы негативное отношение к нему сотрудников правоохранительных органов, денежные поборы с их стороны, повышенное специальное внимание к мусульманам-иностранцам со стороны работников силовых структур; отсутствие четкого механизма обжалования на действия властей, связанные с притеснением отдельных мусульманских лидеров и функционеров, с притеснениями местными властями в вопросах открытия исламских организаций, строительства и функционирования мечетей и исламских учебных заведений, организации новых духовных управлений, с получением прописки. Были также высказаны следующие предложения, реализация которых призвана улучшить дело защиты прав мусульманского меньшинства в стране: создать общественные правозащитные организации, комитеты, иных независимых структур, защищающих интересы мусульман в украинском обществе; добиться помощи со стороны государства в создании условий для нормальной религиозной жизни мусульман, находящихся в местах лишения свободы, в организации раздельных (для мужчин и женщин) бассейнов, спортзалов, парикмахерских и т.п. в местах компактного проживания мусульман, прежде всего в Донецкой, Луганской, Запорожской областях, в АРК, городах Киеве и Севастополе. Имеют также место мненияо возможности создания шариатских судов внутри мусульманского сообщества; о необходимости учреждения государственного экспертного органа по контролю за ввозимой литературой по Исламу, за въездом и деятельностью в стране "псевдопроповедников" от Ислама; о начале государственной программыпо борьбе против проявлений расовой дискриминации в быту и при контактах с отдельными представителями милиции. Присутствует и суждение о том, что мусульманина защищает только Аллах, а не государство.

Призыв и распространение ислама

Вместе с необходимостью решения обозначенных выше проблем опрошенные верующие признают, что укрепление позиций ислама в Украине требует и известной внутренней мобилизации мусульманской общественности. Высказывая свое мнение по вопросу "Что является наиболее важным для распространения ислама в Украине?", 16,52% отметили важность получения знаний об исламе через разные средства массовой информации; 15,59% респондентов назвали необходимость для этого мечетей и исламских культурных центров; 15,21% - целесообразность создания воскресных школ для взрослых и детей. Близкое по количество число ответивших выделило подготовку исламских кадров (13,55%) и объединение существующих в стране духовных центров мусульман с созданием общеукраинского муфтията (10,43%). Названы были также необходимость материальной поддержки верующих -- 10,28%, проведение массовых культурных мероприятий -- 10,16%. Поддержку 7,21% опрошенных получило мнение о начале выпуска религиозных изданий для украинцев на украинском языке. 1,36% мусульман связывает перспективу распространения ислама с появлением во главе духовных управлений муфтия -- гражданина Украины. Иные суждения были высказаны небольшой частью ответивших (менее 1%): широкое издание хороших, признанных во всём исламском мире книг по вероучению; увеличение на порядок мест для изучения арабского языка; достижение единства мусульман Украины; выпуск журнала, распространяющего неискаженные представления об исламе; тайное голосование при избрании имамов; воспитание национальных кадров имамов; увеличение социальных программ со стороны международных исламских организаций; поддержка ими создания и работы Центра научного исламоведения; постепенное ограничение влияния иностранцев -- проповедников ислама. 8,66% не ответили на данный вопрос.

Социальные ориентации

С распространением ислама украинские мусульмане связывают свои представления о путях совершенствованияобщества, об улучшении жизни простых людей в нашей стране. Абсолютное большинство верующих отметили, что религия ислама повышает духовность и нравственность людей -- 89,64%. Около половины убеждены, что ислам делает людей социально активными, заинтересованными в делах всего общества -- 42,28%. Треть респондентов согласилась с тем, что ислам является основой для возрождения национальной самобытности волжских и крымских татар, других народов, национальное самосознание которых формировалось исторически под влиянием этой религии. Каждый пятый из ответивших отметил, что ислам является элементом политической жизни украинского общества (22,07%). Особо стоит обратить внимание на то, что 16,81% респондентов подчеркнули, что свобода религиозной жизни мусульман является предпосылкой для демократизации всего нашего общества. 1,02% ответивших высказали мысль, что религиозная вера делает человека безразличным к происходящему в обществе, за пределами его семьи. 6,11% не ответили нав этот вопрос.

Чувство самоуважения, гордость за свою веру выразились в том, что значительная часть ответивших уверены в том, что мусульмане уже нынче играютзаметную роль в жизни Украины (41,94%).36,16% не согласились с этим суждением. 13,92% не знали, что ответить на этот вопрос, а 5,60% на него не ответили. Об общей роли мусульман в жизни Украины были высказаны и другие суждения: эта роль очень маленькая; мусульманеиграют намного меньшую роль, чем могли бы; им просто не дают этого делать; нужно просить Аллаха, чтобы помог мусульманам. Уточнялось, что заметную роль мусульмане играют лишь в Крыму, но они незаметны в остальной Украине.

Политические взгляды

Мусульмане Украины постепенно начинают играть более заметную, чем раньше, роль в политической жизни своей страны. Об этом свидетельствуют прежде всего деятельность Партии мусульман Украины, наличие в депутатском корпусе Верховной Рады Украины народных депутатов Мустафы Джемилева и Рифата Чубарова, многосторонняя работа Меджлиса крымско-татарского народа.

Исследование позволило определить политиков, наиболее авторитетных в 2004 г. (до проведения президентских выборов) для украинских мусульман. Рейтинг возглавлял бывший Президент Украины Леонид Кучма -- 15,65% от числа всех опрошенных. Несколько отставал от него бывший премьер-министр, а затем кандидат от тогдашней власти Виктор Янукович -- 13,66% (преимущественно Донецкий регион). Петр Симоненко был авторитетен для 9,29% мусульман, а тогдашний кандидат в Президенты Украины Виктор Ющенко -- для 8,31% (преимущественно крымские татары), Виктор Медведчук для 7,25% от общего числа опрошенных, Владимир Литвин -- для 6,96%, Александр Мороз -- 6,92%, Юлия Тимошенко -- для 5,09% респондентов. Для 12,40% из них никто из украинских политиков не являлся авторитетным. 2,55% заявили, что они вообще не интересуются политиками Украины. 6,29% вернувших анкеты не смогли сформулировать своего мнения по этому вопросу, а каждый пятый (19,86%) на него не ответил. Что касается лидеров из числа собственно мусульман, то авторитетность (в качестве политиков всеукраинского масштаба) Рифата Чубарова признали 1,70% отвечавших, а Мустафы Джемилева -- лишь 0,85% из них. Небольшими группами отвечавших были высказаны такжемнения, что о большинстве украинских политиков почти полностью отсутствует достоверная информация, их плохо знают; что "многие из них думают только о себе", что "в Украине нет достойных политиков, которые не ставят свои личные интересы превыше всего", а потому и доверять им нет никакой возможности. Также имели место суждения, что мало от кого из них можно ожидать защиты интересов большинства общества или что вообще нельзя признавать авторитета немусульманских правителей.

На вопрос анкеты "Кто из украинских политиков лучше всего отстаивает интересы мусульман Украины?" 10,02% не дали никакого ответа. А еще 33,58% респондентов испытали серьезные трудности при ответе на него, так и не сформулировав своей позиции. Те же, кто все-таки ответил, на первое место среди защитников интересов мусульманской части населения Украины поставили тогдашнего Президента Леонида Кучму -- 12,17%. Второе место по итогам опроса принадлежит Рифату Чубарову -- 9,35% респондентов. Близкую позицию занимает Мустафа Джемилев -- 8,75% из них. Защитником интересов мусульман посчитали Виктора Януковича 6,06% опрошенных, Виктора Ющенко -- 5,19%, Надира Бекирова -- 0,17% ответивших на вопросы анкеты. 12,68% из них отметили, что не знают таких политиков в Украине, что им никогда не приходилось слышать, чтобы кто-нибудь из них отстаивал права мусульман, что публично заявляющие о таком своем намерении лишь создают видимость этого.

На вопрос анкеты "Какая из ныне существующих в Украине политических партий полнее всего отражает Ваши интересы?" половина опрошенных просто не ответила -- 49,58%. Ответившие же давали ответы преимущественно отрицательного характера: 12,73% опрошенных считают, что ни одна из партий не отражает их интересы; не знают таких -- 9,85% респондентов; нет такой партии -- 4,41%. А 3,06% из числа заполнивших анкету затруднились дать ответ о близких им партиях. Наиболее адекватными интересам мусульман были названы Партия мусульман Украины (4,41%), Народный Рух Украины (2,72%), блок "Наша Украина" - 2,54%, СДПУ(о), Коммунистическая партия Украины -- 1,36%, Партия регионов -- 1,02%, Партия зеленых -- 0,85%, блок Юлии Тимошенко и Социалистическая партия Украины по 0,17%. Остальные партии участниками опроса названы не были. В открытой части вопроса присутствовали также такие суждения: нет таких партий, которые бы отражали интересы мусульман; не интересуюсь политикой и не разбираюсь в ней; нужно жить по Корану и Сунне Пророка, которые говорят правоверным не разделяться на партии, не называть свои группы отдельными именами, чтобы избегнуть ослабления мусульманской уммы.

Гораздо более единодушными были мусульмане в ответах на вопрос "Нужно ли в Украине политическое объединение мусульман?". Две трети из них согласились с этим (63,33%). Против необходимости иметь подобное объединение выступило 12,56% опрошенных. Затруднилось с формулировкой позиции 18,17% респондентов, а 5,94% из них просто не ответило. Высказывались отдельные суждения, что мусульмане должны политически объединиться, что их уже достаточно для этого, но не в виде ныне существующей Партии мусульман Украины, которая не оправдала ожиданий, возлагавшихся на нее верующими в предыдущие годы.

В условиях невиданной в прежние годы открытости Украины окружающему миру особое значение приобретает проблема информированности современного человека об окружающей социальной действительности. Отвечая на вопрос об источниках формирования их собственных политических взглядов, почти треть мусульман отметила, что на их политический выбор больше всего влияют мнения, высказываемые единоверцами в посещаемой ими религиозной общине (30,05%). Отметим, что этот процент является намного более весомым в сравнении с соответствующим показателем в отношении христианских общин. Решающее влияние телевидения, радио, прессы отметили 16,98% опрошенных, а определяющее воздействие близких, родных, знакомых, друзей 11,71% респондентов. Свыше трети из них считают, что собственные политические взгляды они формируют якобы целиком самостоятельно (35,48%). Испытали трудности при ответе 15,45% тех, кто заполнил анкеты. А 6,79% из них не ответили на данный вопрос. Лишь0,34% опрошенных назвали влияние Интернет-изданий, примерно столько же роль исламских аудио- и видео-кассет, арабского спутникового телевидения, исламских летних лагерей для молодёжи, мнение авторитетных мусульман, а также Коран и Сунну. Называлась также роль жизненного опыта, собственных умозаключений и совести, максимально широкого круга источников информации, окружающей обстановки. Последовательно религиозный характер носили суждения "Живу под влиянием веры в Аллаха и Его правоты везде и во всем", а также "Я больше думаю о смерти, чем о политике" и другие.

В отношении внешнеполитических ориентаций нашей страны опрошенные отвечали на вопрос "Какие направления внешней политики Украины Вы считаете наиболее приоритетными?". Таковыми участники опроса считают отношения с мусульманскими странами -- 26,06% респондентов. Приоритетность отношений с Россией, со странами Европейского Союза, с Турцией практически одинакова: соответственно 20,60%, 18,66% и 16,99% опрошенных. Приоритетными отношения с США назвали только 9,93% из них. Трудно было ответить 9,02% заполнявших анкеты, а 8,66% респондентов не ответили на этот вопрос совсем. Показательно, что во всеукраинском исследовании, проведенном Центром им. А.Разумкова в 2002 г., приоритетными считали тогда отношения Украины со странами Евросоюза 31,4% граждан нашей страны, с Россией -- 31,6%, с остальными странами 2,1%, с США 4,0% опрошенных. Наше исследование показало: приоритетными для опрошенных мусульман Украины являются ее отношения с мусульманскими странами. Вероисповедная общность оказывается преобладающей для немалой части верующих.

Политическая деятельность

Отсутствие жесткого разделения религии и политики, традиционно имеющее место в исламе, в конституциях и политической практике исламских государств, слитность религиозно-политических целей в деятельности неправительственных мусульманских организаций обусловливает интерес общественности к особенностям политической культуры украинских мусульман.

На вопрос анкеты "В каких формах политической деятельности Вы лично принимали участие за последние десять лет?"треть мусульман (32,60%) ответили, что участия в ней не принимали ни в каких формах. Наиболее привычной для себя формой такой деятельности большинство назвало голосование по выборам в различные органы власти -- 51,95%. Лично участвовали в митингах, шествиях и пикетах 20,37% опрошенных. Очень мало людей принимало участие в деятельности политических партий -- 5,09% респондентов. Лично или письменно обращались в органы власти 3,40% из них, а участвовали в акциях протеста и голодовках 1,36% ответивших.Не дали ответа на этот вопрос 4,92% респондентов. Отдельные личности принимали участие в работе избирательных комиссий разного уровня или баллотировались в местные советы, агитировали за Партию мусульман Украины, помогали в организации конференций по гендерным проблемамили концертов в поддержку той или иной политической силы. Некоторые отметили, что, участвуя в такой работе, обращаются кАллаху с просьбой о помощи бедным, добрым, честным людям. Уровень активности политической деятельности большинства мусульман, охваченных нашим исследованием, нельзя признать высоким, что коррелируется в целом с соответствующими показателями низкой политической активности большинства украинского населения, что зафиксировано многими отечественными социологами.

Существуют специальные исследования причин такого положения. Среди них часто называют отсутствие должной мотивации, позицию власти, ее практическая монополизация узким кругом лиц, отстранённость народа от принятия реальных решений, неразвитость институтов гражданского общества, недостаточный уровень осознания обществом или его крупными группами своих социальных интересов, влияние прежних традиций. Унаследованная от тоталитарного прошлого концентрация принятия политических решений на верхних этажах властной вертикали, недостижимость рычагов управления для людей, не входящих в круг общественной элиты, не посылают достаточно энергичных импульсов для пробуждения интереса основной массы населения к политической жизни.

Тем более показательными являются мнения опрошенных мусульман о причинах их неучастия в политической деятельности, когда это имеет место. На вопрос о такого рода причинах были даны следующие ответы: всё определяет Аллах и обычному человеку вмешиваться в политику бесполезно -- 27,50% опрошенных; массовые политические мероприятия бесполезны, поскольку власть все равно игнорирует их -- 27,16%; отсутствует необходимый лидер, за которым можно было бы пойти, -- 19,35%; не было серьезной житейской причины для моего личного участия -- 8,32%; вокруг находятся инертные люди и данному человеку не с кем действовать совместно -- 2,38%; несовершеннолетний возраст -- 3,06%; боязнь наказания и преследований со стороны власти -- 0,68% респондентов. Испытали трудности с ответом 18,00% опрошенных, просто не ответило 13,75% лиц, заполнявших анкету. Высказаны были также мысли, что сначала нужно изменить к лучшему человека, а уж затем пускать его в политику; "улучшив человека, улучшим и общество, а затем и государство" что ислам здесь еще не настолько силен, чтобы мусульманам можно было с успехом участвовать в политической жизни общества; "буду участвовать, если государство будет исламским" и, наконец, "просто нет желания". Религиозная мотивация представлена положениями: "Все в руках Аллаха", а также "человеку нужно просто следовать Корану и Сунне".

Глубинные, фундаментальные черты исламского мировоззрения особенно показательно выступают в ответах на вопрос "Какие меры Вы предпримите, если Ваши доходы не смогут удовлетворить основные потребности вашей семьи?" (можно было дать несколько ответов). Будут искать дополнительный заработок 61,46% респондентов, другую, более высокооплачиваемую работу -- 35,99% из них, начнут свой собственный бизнес 22,07% заполнивших анкеты. Снизят в этой ситуации потребление в семье 17,15% опрошенных. К более решительным мерам готова прибегнуть относительно небольшая часть мусульман. 15,11% из них готовы эмигрировать в другую страну. 7,64% опрошенных будут требовать помощи от государства, а 5,43% потребуют от государственных органов создания условий для работы с нормальной оплатой труда. 1,53% внутренне готовы к тому, чтобы добывать средства для жизни, нарушая закон.

Однако к активным протестным действиям в случае прогрессирующего обеднения, когда доходы не смогут удовлетворить основные потребности семьи, готова прибегнуть крайне незначительная мусульман -- 0,51% опрошенных лиц. Они готовы хорошо, добросовестно и эффективно трудиться на благо своей семьи, но постоянной красной нитью суждений многих из них являются надежда на Аллаха, обращение к Аллаху с просьбой о помощи, ожидание помощи от Него и при этом действия соответственно ситуации, чтение дуа, чтобы получить от Аллаха чувство удовлетворенности. Важным представляется также довольствоваться тем, что даёт Аллах, а также читать Священный Коран в поисках подсказки путей выхода из сложной ситуации. Испытавших затруднения в поисках ответа на вышеуказанный вопрос не было. 7,30% респондентов на него не ответили.

И все же к активным протестным действиям мусульмане потенциально могут быть готовыми в других ситуациях. На вопрос "В каких случаях Вы готовы участвовать в законных, разрешаемых властью акциях протеста?" (можно было высказать несколько суждений) были даны разные ответы. Прибегнуть к законным акциям протеста готово 66,55% опрошенных в случае существенной угрозы правам, здоровью и благополучию их семьи. Примерно такой же процент (65,03%) готов к таким акциям в случае оскорбления ислама, а также тех же или аналогичных угроз своим единоверцам. Треть готова к протестам при проявлениях дискриминации по расовому признаку или по национальной принадлежности (35,48%). Четверть опрошенных говорит о возможности таких действий в случае неоправданно высокого роста цен (24,62%). Отдельные опрошенные в качестве причин называли также ситуации угрозы украинскому обществу извне или со стороны "крайне реакционных властей".

Проблема терроризма.

Отношение к возможности насильственных действий.

Наше исследование обнаружило, что 73,01% мусульман Украины не считают возможным прибегать к каким бы то ни было насильственным действиям и террористическим актам по отношению к людям другой веры (правда, вопрос содержал в себе очень серьезную оговорку-уточнение: "кроме ситуаций, представляющих угрозу исламу и существованию мусульманских государств", что делает ситуацию несколько более неопределенной). Только 8,15% опрошенных мусульман допускают возможность применения силы и осуществление террористических актов со стороны радикально настроенных мусульман по отношению к людям другой веры как средство защиты их интересов и принципов. 11,54% респондентов не имело четко сформулированной позиции по этому вопросу, а 7,30% из них на него не ответило.

Вместе с тем преобладающее большинство мусульман Украины (86,93%) считают неоправданным применение вооруженных сил со стороны немусульманских государств по отношению к мусульманским странам и народам для разрешения международных конфликтов. Согласились с такой возможностью только 1,19% опрошенных. 5,77% из них не имеют четкого мнения по этой проблеме, а еще 6,11% респондентов не ответило на данный вопрос.

Проблема межрелигиозного диалога

Исследование показало, что в среде украинских мусульман растет понимание необходимости налаживания диалога с представителями других религий. Тем более что мусульмане Украины живут и трудятся преимущественно в христианском и светском окружении. Сама жизнь ставит множество вопросов, на которые представители многих религий могут дать общий, совместно согласованный ответ. Таковы проблемы защиты жизни, окружающей среды, глобализации, международного терроризма. Требуют обсуждения и решения также вопросы, возникающие в отношениях между мусульманской и христианской общинами в Автономной республике Крым и в некоторых других регионах Украины.

Мусульмане Украины все больше склоняются к необходимости дискуссий и совместных действий с представителями других религий, имеющихся в нашей стране. Более половины опрошенных (58,06%) положительно настроены на важность проведения диалога с христианами. 26,32% респондентов осознают необходимость такого диалога с иудеями, 19,53% заполнивших анкеты -- за диалог с другими религиозными людьми, а 4,58% из них -- за такой диалог со всеми людьми.

Наряду с этим четверть опрошенных находятся в сомнении по поводу целесообразности межрелигиозного диалога (23,26%), 6,62% мусульман выступают против него. А 5,77% респондентов не ответило на вопрос о диалоге. Соглашаются на диалог со всеми, кто интересуется исламом 0,68%лиц, заполнивших анкеты, на диалог с атеистами и неверующими 0,85% из них. Доли одного процента составляют мнения тех, кто выступает за налаживание диалога с представителями таких религий, как буддисты, кришнаиты, свидетели Иеговы и даже идолопоклонники. Особо были высказаны оговорки: такой диалог проводить нужно, но с осторожностью, соблюдать дистанцию; участвовать в диалоге должен только человек, знающий и христианство, и ислам; дискутировать можно, но эта дискуссия не должна касаться религии ислама. Высказаны были и прямые сомнения в возможности такого диалога: "в нем нет смысла", "он не даст результата", "диалог все равно не получится". Возможно, это происходит потому, что какая-то сторон может быть неготовой к такому общению с людьми другой веры, рассматривая межконфессиональный диалог прежде всего как форму своей миссионерской деятельности.

Поскольку большинство религиозного населения Украины представлено православными, католиками и протестантами, участникам опроса было предложено ответить на вопрос об их отношении к христианам, живущим в Украине. Выяснилось, что отношение к ним большей части мусульман положительное: 56,37% из них уважают христиан, а 6,62% -- очень уважают. Безразличное отношение к христианам Украины свойственно четверти опрошенных мусульман -- 24,79%. Не ответили на этот вопрос 7,13% респондентов. Вместе с тем имеет место и отрицательная оценка христиан: осуждают их, относятся к ним в целом отрицательно 4,24% лиц, заполнивших анкеты, а резко негативно -- 0,85% из них.

Культура, досуг, быт

Исследование показало, каким образом используют опрошенные граждане свое свободное время. Для пятой части из них на первом, почетном месте стоит чтение Священного Корана и религиозной литературы -- 20,66%. Далее следуют: просмотр телепередач -- 17,82%; пассивный отдых, сон в дневное время -- 12,06%; чтение художественной литературы -- 11,09%; проповедь ислама (призыв к исламу) -- 10,58%; прослушивание радиопередач -- 8,16%; уход за домашними животными -- 7,34%; игры на компьютере -- 4,24%; иное - 3,37%. Не ответили на вопрос "На что Вы используете свободное от работы и домашних хлопот время?" 9,17% респондентов. Среди занятий в свободное время также названы: учеба (1,36%), спорт (1,19%), прогулки, общение с окружающими людьми, помощь родителям, вязание, рисование, посещение мечети, игры с детьми, воспитание внуков, посещение родственников, религиозное самообразование, занятия общественной деятельностью, изучение арабского языка и обучение детей ему, знакомство с новостями различных наук, игра в шахматы, занятия народным творчеством, шитье, вышивание, активный отдых, занятия настольными играми, изучение новинок литературы по своей профессии, обучение детей религии ислама, совершение дополнительных молитв, виртуальное путешествие по интернету, писание писем.

Духовное развитие каждого мусульманина во многом обусловлено совершенствованием его имана (личной веры), что связано с получением и усвоением надежных знаний об исламе. В нашем исследовании большинство участников на вопрос об источниках получения ими знаний об исламе и жизни мусульман на первое место поставило религиозные книги -- 75,21%. Для многих из них такими источниками являются также: общение с единоверцами -- 62,99%; уроки в воскресных школах -- 47,20%; газеты и журналы -- 42,61%; проповедь в мечети -- 34,97%; радио и телевидение -- 22,24%. Есть и иные источники знаний о духовных ценностях ислама и жизни мусульман (6,62%). Этими источниками являются: родственники (1,52%), аудиоматериалы, видеокассеты, исламские молодежные лагеря, религиозные учебные заведения, интернет, семинары и конференции. Научные книги никем названы не были. Не ответили на данный вопрос 9,17% респондентов.

В связи с обострением дискуссии в европейских странах о ношении хиджаба женщиной-мусульманкой на работе или во время учебы большой интерес опрошенных вызвал вопрос "Ваше отношение к появлению в общественном месте в Украине девушки или женщины-мусульманки без хиджаба". Об отрицательном отношении к появлению их в таком виде высказалось много мусульман -- 44,48% опрошенных. Безразличное отношение к этой проблеме обнаружили 12,56% респондентов. Право на появление в общественных местах женщины без хиджаба отметили 10,02% лиц, заполнивших анкету. 19,02% из них не имеют собственного мнения по данному вопросу. А 6,96% респондентов не дали ответа. Столько же лиц дали свои варианты ответов, отражающие их уточненные позиции. Так, отдельные мусульмане признают правомочность отказа девушки от ношения хиджаба в светской социально-культурной среде, считая, что его сложно носить в психологическом отношении из-за осуждения и непонимания коллег по работе или учебе. Некоторые полагают, что это является личным делом человека или же просто свидетельством неокрепшего имана, личной религиозности у женщины, которая лишь недавно приняла ислам. Кое-кто считает, что это просто следование привычек, в которых был воспитан человек. Были высказаны суждения, что неношение хиджаба -- это неправильное решение, которое может вызывать сожаление, неприятие и даже раздражение и осуждение.

Однако фактом сталитакже мнения, свидетельствующие о настроениях терпимости и сочувствия к тем, кто еще не может выполнять это важное предписание вероучения. 0,68% опрошенных отметили, что отказ от отношения хиджаба на работе или в месте учебы -- это личное право женщины, поскольку каждый человек будет держать ответ за свои деяния на Земле перед Аллахом. Многие написали о чувстве сожаления, но не осуждения, ибо у нее могут быть на это серьезные причины. То есть отношение к этому должно быть отрицательное, но и относиться к этому следует с пониманием. Ведь нередко можно услышать, что в Украине небезопасно ходить в хиджабе из-за осуждений и недоброжелательных возгласов в сторону девушки в хиджабе. Поэтому в данных конкретных условиях можно на время допустить, что женщина сама выбирает свой путь: "это на ее совести и вере". Понимание личностью строгости предписания о ношении хиджаба сопровождается в сознании части женщин с житейскими соображениями, с различными обстоятельствами. Для них довольно типично суждение: "Отношусь к неношению хиджаба отрицательно, хотя сама так хожу из-за работы". Некоторые высказывают резко отрицательное отношение к этому, "особенно если женщина от рождения глубоко верующая мусульманка". Можно относиться с пониманием этой ситуации, так как "ее иман еще не настолько окреп, если эта женщина недавно приняла Ислам".

Выход из этой ситуации большинство тех, кто оставил на страницах анкеты свои собственные суждения по проблеме хиджаба, видят в терпеливом воспитании, разъяснении, укреплении веры женщин. Мусульмане пишут: "Я просто стараюсь объяснить, что хиджаб обязателен", "Иншаала, если девушка наденет хиджаб", "Хотелось бы, чтобы внешний вид соответствовал убеждениям мусульманки". Люди полагают, что "важно не терять и при этом высказывать надежду, что женщина наденет хиджаб". Это объясняют тем, что "все мы с чего-то начинали. Главное -- двигаться вперед, чтобы надеть хиджаб и больше не снять его, потому что раньше она надела его с недостаточным иманом". Многое при этом зависит от окружающих -- дома, в общине, в воскресной школе. Часть мусульман видят свой прямой долг в том, чтобы помочь знакомым женщинам добровольно и с глубоким осознанием приступить к ношению хиджаба. Они сообщили: "Грустно видеть таких женщин, но если мы будем правильно распространять нашу религию, их будет больше", "Когда встречаю таких женщин, чувствую трепет в душе, что плохо работаю", "Такие случаи свидетельствуют о необходимости внимательного общения с такой женщиной, чтобы спокойно разъяснить ей все". Немало мусульман приходят также к убеждению в том, что необходимо приступить к мероприятиям, направленным на легализацию и привыкание общественного мнения в Украине к публичному ношению хиджаба мусульманками, без чего будет нелегко быстро решить эту острую проблему, вставшую перед мусульманским сообществом в нашей стране. Ее решение станет заметной вехой на пути адаптации мусульман в украинском обществе.

Образование

Зная о намерениях Министерства науки и образования учредить курс христианской этики в средней школе, а богословия -- в высшей школе, большинство опрошенных мусульман придерживается мысли о том, чтобы основы ислама (наряду с христианской этикой) также преподавались в общеобразовательной школе хотя бы детям из мусульманских семей (90,83%). Лишь один процент (1,02%) не согласился с этим. Только 4,41% опрошенных затруднились с ответом, а воздержались от ответа 3,40% респондентов. Присутствуют и дополнительные суждения: "Дети должны изучать ислам с рождения, а не когда уже подрастут", "Изучение сведений об исламе в средней школе желательно, но в Украине это невозможно".

Исследовалось и отношение мусульман к созданию общеобразовательной конфессиональной школы для мусульманских детей. Как известно, согласно Конституции Украины государственная образовательная система имеет светский характер, при этом существующее законодательство уже сейчас допускает создание религиозными организациями общеобразовательных школ с получением соответствующей лицензии в органах власти, отвечающими за соблюдение стандартов общего образования в стране. В этой связи особенно ценным является чуть ли не единодушное мнение опрошенных мусульман по данному предмету. На вопрос "Хотели ли бы Вы, чтобы дети получали общее среднее образование в специальной школе для мусульман?" 92,02% респондентов дали положительный ответ. Не согласилось с этим только 3,74% лиц, заполнивших анкету. Не ответило на этот вопрос 4,07% из них, не задумывались об этом 0,17% респондентов.

Таким образом, проведенное исследование показало, что, начиная с начала 90-ых годов ХХ века, происходит адаптация мусульманской общины к функционированию в условиях современной Украины, зарождаются новые формы взаимодействия мусульман с украинским обществом.

Источник: Бюллетень "Религия и общество" 45 (2) (Журнал "Людина i свiт")


3. Третьи Торчиновские чтения/ Анонс события

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ ВОСТОКА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ФИЛОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО

Религиоведение и востоковедение

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

15-18 февраля 2006 г. на философском факультете Санкт-Петербургского государственного университета состоится третья ежегодная научная конференция, посвященная памяти выдающегося отечественного востоковеда и религиоведаЕ.А. Торчинова (1956--2003). На конференции предполагается заслушать и обсудить доклады представителей разных областей востоковедческой науки, объединенных общим интересом к исследованию религиозной жизни стран Востока.

Доктор философских наук, профессор философского факультета СПбГУ, основатель и первый заведующий кафедрой философии и культурологии Востока Е.А. Торчинов отличался необычайной широтой научного кругозора. Среди его исследований -- специальные работы по истории даосизма, переводы основополагающих даосских и буддийских текстов, труды по теоретическому религиоведению и компаративной философии.

Торчиновские чтения, в отличие от специализированных востоковедческих конференций, призваны сформировать общее пространство для диалога между представителями разных областей востоковедения и религиоведения.

Принять участие в Чтениях приглашаются представители различных областей востоковедения, таких как буддология, индология, синология, арабистика, исламоведение, гебраистика, шумерология, египтология и др. Кроме того, приветствуются материалы, посвященные методологическим и теоретическим вопросам религиоведения, а также исследования жизни и творчества профессора Е.А. Торчинова.

Тематика докладов:

- религиозная жизнь Востока: история и современность;
- прагматика религиозных переживаний;
- религиозный опыт в иерархии культурных ценностей;
- влияние религии на становление литературных традиций Востока;

- мистика и рациональность в религиозных учениях Востока;
- формы взаимодействия религиозных и политических институтов на Востоке;
- страны Востока в мировом цивилизационном процессе.

Представление докладов будет осуществляться в специальных секциях.

Наиболее интересные доклады будут вынесены на обсуждение в рамках круглых столов.

Заявка на участие в Чтениях подается до 10.01.2006 и заполняется по форме:

1)  ФИО:
2)  дата рождения:
3)  ученая степень:
4 )  место работы:
5 )  должность:

6)  контактный телефон:
7)  электронный адрес:
8)  тема доклада:
9)  необходимость временного жилья (да/нет):
10)  необходимость официального приглашения от Оргкомитета (да/нет):

Предполагается публикация материалов Чтений. Текст представляется в электронном виде и не должен превышать 10 000 знаков с учетом пробелов и сносок. Последний срок подачи материалов для публикации -- 01.02.2006. Каждый докладчик получает один экземпляр сборника бесплатно. При составлении сборника материалов Чтений предполагается их минимальная редакторская обработка с учетом необходимых технических и стилистических требований, осуществляемая в согласовании с авторами.

Выступление с докладом автора (или его заместителя) является обязательным условием публикации.

Оргкомитет оставляет за собой право электронной публикации материалов конференции.

Организационный взнос для граждан России и стран бывшего СССР -- 100 рублей, для остальных участников -- 30 евро.

Оргкомитет Третьих Торчиновских чтений:

Председатель -- Кравцова Марина Евгеньевна (Санкт-Петербург), дилол.н., профессор.

Сопредседатели -- Солонин Кирилл Юрьевич (Санкт-Петербург), килос.н., доцент, Элбакян Екатерина Сергеевна (Москва), д.филос.н., ст. науч. сотрудник.

Ответственный координатор -- Пахомов Сергей Владимирович (Санкт-Петербург), килос.н., ст. преп.

Координатор по связям с общественностью -- Середкина Елена Владимировна (Пермь), килос.н., ст. преп.

Координатор по информационной поддержке -- Воробьева Марина Владимировна (Санкт-Петербург), руководитель Центра Религиоведческих Исследований "Этна".

Секретарь -- Нешитов Петр Юрьевич (Санкт-Петербург), магистр религиоведения, аспирант.

Наш адрес: 199034 г. Санкт-Петербург, Васильевский остров, Менделеевская линия, 5, ауд. 110 (кафедра философии и культурологии Востока). Тел: (812) 328-94-24 (добавочный 130).

Электронный адрес: torchinov2006@yandex.ru

Информация о предстоящей конференции содержится также на сайте: http://east.philosophy.pu.ru/


4. Книжные обзоры

Альманах "Шандал" 9. Раскол евангельско-баптистского движения в СССР (1959-1963 гг.). - СПб., "Шандал", 2005, - 96 с., 140x200 (обложка)

В этом номере альманаха делается попытка разобраться в расколе, который произошел в начале 1960-х годов в евангельско-баптистском движении.

Последствия событий того времени по сей день полностью не изжиты и в разной форме продолжают заявлять о себе. История разделения братства обросла легендами и мифами, ее не касались, избегая ворошить былые обиды. Так что же произошло?

Источник: Официальный сайт издательства "Шандал" 0 http://www.shandal.ru


Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка
UPELSINKA - Upelsinka's Page
e-Mail: info@upelsinka.com  
e-Home: http://www.upelsinka.com

Архив рассылки "Введение в религиоведение"- см. в разделе "Упельсинкины рассылки" на сайте www.upelsinka.com
При перепечатке материалов ссылка на рассылку
Современное религиоведение
обязательна!

Рассылки Subscribe.Ru
Новости "Упельсинкиной страницы"
Новости сайта "Женщина в религиях"

Внимание!
То, что находится ниже этой надписи, является рекламой,
помещаемой в рассылку службой Subscribe.Ru
и не имеет НИКАКОГО отношения к содержанию рассылки.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: science.humanity.religstudies
Отписаться

В избранное