Современное религиоведение

  Все выпуски  

Современное религиоведение Выпуск 142



СОВРЕМЕННОЕ
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Выпуск 142

4 февраля 2007 г.

Темы Выпуска:

1. "Упельсинкины новости" / Вместо предисловия

2. Интервью Его Святейшества Далай-ламы российским журналистам/ Из публикаций рассылки "Новости буддизма"

3. Четвертые Торчиновские чтения "Философия, религия и культура стран Востока" / Анонс события

4. Доска объявлений


1. "Упельсинкины новости"

Здравствуйте, Дорогие Друзья и Коллеги!

Рада приветствовать всех вас очередным Выпуском рассылки "Современное религиоведение". В сегодняшнем Выпуске предлагаю вам познакомиться с текстом интервью Его Святейшества Далай-ламы российским журналистам (из публикаций рассылки "Новости буддизма"), с анонсами предстоящих событий и ссылками на сайты, имеющие отношение к религиоведческой тематике.


2. Из публикаций рассылки "Новости буддизма"

Интервью Его Святейшества Далай-ламы российским журналистам

В Дхарамсале (Индия) состоялась вторая встреча россисйких журналистов с Его Святейшеством Далай-ламой XIV. Публикуем отчет о этой встрече полностью.

Его Святейшество Далай-лама:

- Добро пожаловать! Похоже, погода тоже вас приветствует начался снег. Куда бы я ни направлялся, когда бы ни встречался с представителями средств массовой информации, а также с широкой публикой, я всегда говорю, что в моей жизни есть три основных обязательства. Первое пропаганда общечеловеческих ценностей, чтобы мы могли стать счастливыми людьми, построить счастливую семью, счастливое общество и мир, в котором будет больше мира и дружелюбия. Второе пропаганда гармонии в отношениях между различными вероисповеданиями. И, наконец, третье мое обязательство связано с Тибетом.

Я хотел, чтобы вы об этом знали, потому что средства массовой информации также играют весьма важную роль по меньшей мере в двух из этих областей в области пропаганды общечеловеческих ценностей и гармонии в отношениях между различными вероисповеданиями.

- Ваше Святейшество, во время недавнего визита председателя правительства КНР Ху Цзиньтао в Индию, один из тибетских студентов предпринял попытку совершить акт самосожжения. Нет ли опасности, что борьба за свободу Тибета впоследствии может принять более радикальные формы?

- Я, действительно, испытываю опасения и беспокойство на этот счет. С самого начала я придерживался подхода, который я называю политикой Срединного пути мы не добиваемся независимости Тибета, отделения от КНР, но стремимся найти взаимоприемлемое решение в рамках конституции КНР. Именно на это направлены мои усилия. Однако по сей день я не вижу никаких признаков прогресса и, что наиболее важно, никаких признаков улучшения ситуации в самом Тибете. Напротив, репрессии ужесточаются, а в мой адрес звучит все более и более резкая критика. Вполне естественно, что в этих условиях тибетское сообщество в Тибете и за его пределами начинает испытывать глубокое разочарование. И инцидент, на который вы ссылаетесь, - это знак того, что тибетцы начинают терять терпение.

- В начале XX века в Турции был совершен акт геноцида в отношении армянского народа. Погибло более полутора миллиона человек. Считаете ли вы, что признание и осуждение этого факта истории является необходимым условием для дальнейшего развития человечества?

- В целом, в отличие от прошлого, современный мир в той или иной степени признает права каждого отдельно взятого сообщества, в том числе коренных народов, на сохранение своей национальной и культурной самобытности. Армения достаточно большая страна, большое сообщество с давней историей. Безусловно, у вас есть право на сохранение своей национальной самобытности, своей культуры.

Что касается страданий, которые вы перенесли в прошлом На сегодняшний день наилучший способ разрешения конфликтов, в том числе тех из них, которые стали следствием ошибок, допущенных в прошлом, - это диалог в духе перемирия. И здесь особое значение имеет умение прощать. Умение прощать не означает забвения того, что случилось в прошлом. Помните о своих страданиях, пусть другие знают о них, но в то же время не держите в сердце зла. Нет никакого смыла хранить в сердце злобу. Гораздо целесообразнее попытаться в соответствии с новыми реалиями выработать взаимоприемлемое решение.

- В июле этого года в Москве прошел саммит лидеров мировых религий. Получали ли вы официальное приглашение принять в нем участие? И как вы оцениваете состояние взаимоотношений между разными религиями?

- Накануне саммита некоторые заинтересованные люди выражали пожелания относительно моего участия в этой встрече, однако официального приглашения я не получал. И, конечно, причина здесь совершенно очевидна. Она известна всем.

Что касается гармонии в отношениях между различными вероисповеданиями, очевидно, что дух плюрализма здесь постепенно растет. Я приведу вам один пример. Покойный Папа Римский Иоанн Павел II выступил инициатором первой встречи лидеров разных религиозных традиций в итальянском городке Ассизи в 1986 году. Я также принял в ней участие. Эта инициатива положила хорошее начало дальнейшим встречам лидеров разных вероисповеданий, несущих миру послание мира и любви.

Помимо этого, все чаще устраиваются встречи между философами и практиками разных религиозных традиций. Совместные молебны становятся весьма распространенным явлением в самых разных точках земного шара. Если говорить обо мне, то куда бы я ни приезжал, я достаточно часто принимаю участие в таких совместных молебнах наравне с христианами, иудеями, индуистами. И я усматриваю в этом весьма явный знак улучшения ситуации. С другой стороны, конфликты на религиозной почве по-прежнему имеют место. Поэтому нужно прилагать
больше усилий.

- Что могло бы служить основой для подобного диалога между представителями разных религий?

- В философии разных религий есть различия, и некоторые из них ключевого характера. В целом, существует две категории религий. Первая категория теистические религии, которые признают существования бога-творца. Вторая нетеистические, которые отрицают его существование. Буддизм, джайнизм и некоторые древние течения индуизма относятся именно к этой категории. Если вести обсуждение на этом уровне, то с точки зрения теистических религий представители нетеистических религий попадают в разряд неверующих. Некоторые из них вообще относят буддизм к атеизму. Так что различия велики.

Но взгляните на это с точки зрения религиозной практики. И те, и другие подчеркивают важность любви, сострадания, умения прощать, умения довольствоваться малым и самодисциплины. Кроме того, монашеская традиция в христианстве, буддизме, индуизме это весьма схожая практика. Таким образом, как в практическом, так и в религиозном аспекте разных религий можно усмотреть много сходного.

Однажды мне довелось посетить католический монастырь на юге Франции. Их монастырская система и тибетская монастырская система практически идентичны. Так что с точки зрения религиозной практики, сходство велико. Конечно, в философии есть различия, большие различия. Но задайте вопрос в чем цель этих философских учений? И мы увидим, что цель одна упрочение базовых духовных практик. Например, взращивания любви и сострадания. Основное послание теистических религий любовь и сострадание. Один из аспектов бога бесконечная любовь. Люди, которые верят в бога, должны взращивать любовь в своих сердцах. Они должны любить живых существ с той же силой, с какой любят бога.

Мусульмане как-то сказали мне, что настоящий последователь ислама питает любовь не только к богу, но также и ко всем его творениям. Не только к людям, но ко всем его творениям деревьям, зверям, птицам.

Если мы возьмем нетеистические религии, такие как буддизм, то увидим, что они основываются не на концепции бога-творца, но на концепции причинно-следственной связи. Причина результат, причина результат. Действие порождает результат. Это закон кармы. Цель этой концепции состоит в том, чтобы направить верующего на путь правильных поступков. В противном случае, вам придется столкнуться с результатами своих [негативных] деяний. Подходы различаются, но цель одна помочь человеку развить в своем сердце основополагающие ценности: любовь, сострадание, умение прощать

И если, несмотря на различие в подходах, цель одна, тогда нет смысла воздвигать барьеры и идти на конфликт. Здесь можно привести пример с лекарством. Если вы заболели, нет смысла спорить, чье лекарство лучше. Никто не станет говорить: Это мое лекарство, а это твое. Мое лучше, принимай его. Лекарства прописываются каждому пациенту индивидуально. Одно и то же лекарство может оказаться полезным для одного пациента и бесполезным или даже вредным для другого.

Подобным образом, религии являются лекарством, позволяющим победить негативные эмоции. В силу ментальных предрасположенностей, для одних людей более эффективными оказываются теистические религии, для других нетеистические. Все зависит от индивидуальной личности. В любом случае, цель одна. Как только вы поняли это, вы не станете ссориться, не станете выказывать неуважение друг к другу. Нам, человечеству, нужны различные традиции. Однажды в Австралии на публичной лекции, представляя меня, христианский священник заметил: "Далай-лама - хороший христианин".

- Для большинства религий ислама, христианства, иудаизма актуален вопрос адаптации к реалиям современного мира. Ведь в современном мире очень много факторов, отвлекающих от духовной жизни. Актуальна ли эта тема для буддизма?

- Нынешний Папа Римский, являясь теологом, подчеркивает важность двух факторов: веры и логического анализа. Оба фактора имеют большое значение. Религиозный пласт - зачастую явление таинственное, и людям порой трудно его понять. Именно поэтому размышление, логический анализ играют важную роль, поскольку позволяют увязать религию с повседневной жизнью.

Я обычно выделяю три аспекта в буддизме: религиозный аспект, включающий веру, определенные ритуалы, молебны, молитвы; буддийскую философию с ее основополагающими концепциями нирвана, мокша (освобождение), состояние Будды; и, наконец, буддийскую науку, описывающую материю, функционирование ума и эмоций.

Если говорить о последовательности, в которой нужно излагать эти аспекты, то на первом месте стоит буддийская наука. Она позволяет понять, какова реальная картина мира, получить адекватное представление о явлениях внешнего и внутреннего порядка.

Адекватное восприятие действительности приводит нас пониманию возможности трансформации своего сознания. Трансформация ума (сознания) ведет к трансформации нашего поведения, наших поступков. Так мы меняем причины, и это приводит к изменению следствий. В результате уменьшается страдание и приумножается счастье. Такова буддийская концепция прекращения страданий. А для того, чтобы осуществить весь этот процесс, нам необходимы буддийские молитвы, буддийские ритуалы и медитации, то есть третий аспект.

Такова последовательность. На первом месте стоит буддийская наука, потому что с буддийской точки зрения, какой бы то ни было позитивный результат возможен только при условии адекватного восприятия действительности. И, напротив, любые страдания, боль являются следствием неадекватного восприятия действительности, применения метода, который не отвечает реальному положению вещей.

Возьмем, например, убийство, воровство, избиение, насилие. Применяя такие методы [осуществления своих желаний], вы можете получить кратковременное внутреннее удовлетворение. Однако в конечном итоге окажется, что, в действительности, этот метод не способен привести вас к счастью.

И, напротив, помощь другим, служение другим этот метод на самом деле приводит к счастью. Если вы поможете другому, он будет счастлив, и в результате у вас появится новый друг. Больше улыбок. Вы испытаете удовлетворение.

Грубые слова, избиение, причинение вреда приносят страдание другим. В результате у вас появляется новый враг. А ведь никто не хочет врагов. Враг это тот, кто причиняет вред. Такова буддийская логика. Любое действие, основанное на логике, на знании истинного положения вещей, приносит позитивный результат. Ошибочное действие, действие, спровоцированное отрицательными эмоциями, в основе которых лежит неведение, приносит негативный результат. Поэтому прежде всего необходимо получить адекватное восприятие действительности, изучить явления внешнего и внутреннего порядка. Этим и занимается буддийская наука.

Если мы опираемся на буддийскую логику, то у нас не возникает проблемы, как соотнести буддийские концепции и повседневную жизнь. Буддийской традиции 2500 лет, она была актуальна тогда, она актуальна и сегодня. Нет никакого смысла ее менять.

- Можно ли выйти из-под влияния своей прошлой кармы и что нужно для этого сделать?

- Карма это не один отдельно взятый элемент, но совокупность множества различных элементов. Возьмем для рассмотрения ваше возвращение в Калмыкию. Вы купили билет на определенный день и определенный рейс. Скажем, вы приняли это решение неделю назад. Однако нет стопроцентной гарантии, что вы полетите именно в этот день и именно этим рейсом. Ведь может произойти что-то непредвиденное, что внесет изменение в ваши планы. Если случится что-то более важное, что-то экстраординарное, есть вероятность, что вы измените дату вылета. До тех пор, пока вы не подниметесь на борт самолета, всегда остается вероятность изменения ваших планов.

Если говорить о карме, которая была накоплена вами в прошлом, эта карма обладает потенциалом принести результат, будь то позитивный или негативный. Хорошая карма приносит позитивный результат счастье. Дурная карма приносит негативный результат боль.

Представим, что вами уже накоплена дурная карма, которая вот-вот принесет негативный результат. Однако если сейчас вы накопите новую позитивную карму, которая окажется сильнее предыдущей, то тем самым вы снизите потенциал проявления негативной кармы.

Этого также можно достичь с помощью раскаяния, начитывания определенных мантр, взращивания Бодхичитты (устремления к Просветлению ради счастья всех живых существ). Бодхичитта, безграничный альтруизм это очень сильное чувство. Если в нас есть Бодхичитта, то хотя негативная карма и сохраняется в нашем потоке ума, она становится похожей на семена, которым не достает влаги, и потому они не могут прорасти. Под ее воздействием негативная карма теряет способность приносить результат.

Таким образом, даже если мы уже совершили негативные действия, и они обладают потенциалом приносить результат, все же если вступает в действие более сильное противоядие, этот результат не может проявиться. Так, например, действует сострадание.

Одним из самых сильных противоядий является раскаяние в совершенных нами негативных поступках. Однажды в Афинах, в Греции, я повстречал человека, который рассказал мне, что много лет назад, в молодости, убил козу. Он так глубоко раскаивался в содеянном, что, когда он описывал мне этот случай, из его глаз текли слезы. Вот такое подлинное раскаяние, чувство глубочайшего сожаления о совершенном, автоматически снижает потенциал проявления последствий негативной кармы или даже полностью его устраняет.

- Согласно буддийской религии, необходимо избавляться от привязанности, хотя вы как-то заметили, что очень привязаны к своим четкам. В таком случае есть ли у вас друзья?

- К четкам и еще к часам. [Смех] Буддийская концепция непривязанности порой встречает некоторое недопонимание. Непривязанность не означает, что вы не испытываете сильных чувств, не делите вещи на хорошие и плохие, и у вас нет желаний.

Как я говорил раньше, желания, любовь подразделяются на две категории. То же самое и с гневом, он тоже подразделяется на две категории. Первая категория провоцируется омрачающими эмоциями, в основе которых лежит неведение. Под воздействием этих эмоций вы утрачиваете способность адекватного восприятия действительности. То, что вы видите это лишь проекция вашего ума.

Один ученый, шведский психоаналитик, поделился со мной своими открытиями. Его исследование показывает, что, когда в нас проявляется обычное чувство гнева, то спровоцировавший его объект представляется нам крайне негативным, и это вызывает в нас очень сильное чувство отвращения.

Однако 90% этой негативной окраски не более чем проекция нашего ума, не имеющая никакого отношения к действительности. Мы преувеличиваем степень негативных качеств объекта, рисуем его себе на 100% отрицательным и в результате испытываем отвращение или гнев.

Это верно и в отношении любви, желания. Конечно, объект ваших желаний обладает определенными положительными свойствами, но под воздействием эмоций вы воспринимаете его положительным на все 100%. И тогда возникает очень сильное чувство близости, желания. Вот это называется привязанностью, и от такой привязанности нужно избавляться, потому что она наполовину основана на неведении. Если вы руководствуетесь такой привязанностью, то любое действие, совершенное вами в отношении данного объекта, не будет адекватным. Ведь, на самом деле, объект ваших желаний не является таким уж замечательным. Но ваша ментальная проекция показывает, что он замечательный на все сто процентов, и вы действуете в соответствии с этим восприятием. Такое действие не может быть адекватным. От привязанности такого рода необходимо избавляться.

Однако существует также безграничная любовь, сострадание. Безграничная любовь это любовь непредвзятая. Любовь не только к своим друзьям, но и к своим врагам. Они тоже человеческие существа, живые существа. У них тоже есть право на избавление от страданий, но они постоянно испытывают страдания. Вы должны окружить их своей заботой. Вот это подлинное сострадание, основанное на адекватном восприятии действительности.

Наша обычная забота и сострадание, которые распространяются только на наших друзей, основаны на предвзятости. Мы думаем, он - мой друг. А этот друг вполне может быть очень плохим человеком. Но ваша ментальная проекция делает его на 100% хорошим, и вы испытываете привязанность. Под воздействием этой ментальной проекции сегодня он кажется вам очень хорошим, а завтра вы вдруг увидите его плохим. Результатом будет гнев, ссора.

Поэтому нужно избавляться от той привязанности и желаний, в основе которых лежит неадекватное восприятие действительности. Желание же и любовь, основанные на ее адекватном восприятии, нужно приумножать.

Возьмем, например, Бодхисаттву. Бодхисаттва целенаправленно взращивает в себе непривязанность. Для чего? Для того, чтобы затем взрастить привязанность, основанную на логическом анализе. У Бодхисаттвы есть весьма своеобразный вид привязанности - привязанность ко всем живым существам. Для того, чтобы развить в себе такой непредвзятый вид привязанности, нужно сначала избавиться от предвзятой привязанности. Это и называется непривязанностью.

- Значит, у вас есть друзья?

- Конечно. Да, и мне очень нравятся мои четки. Но однажды, путешествуя по России, я забыл четки в машине.

- С утраченными вещами пусть уходит плохое, говорят калмыки. Что вы можете пожелать читателям газеты Хальмг Унн?

- Я всегда говорю, что тибетский и калмыцкий народы связаны многовековыми узами духовного братства. С моего первого визита в Калмыкию я всегда испытываю очень сильное чувство близости по отношению к вашему народу. Я всегда буду помнить о вас.

- Знакома ли вам проблема Нагорного Карабаха? Можно ли сравнить ее с тибетским вопросом?

- Я слышал о Нагорном Карабахе, но не знаю подробностей. По всей видимости, должно быть сходство, но также должны быть и различия.

- Насколько важно сегодня, когда многие страны объединяются во всевозможные союзы, самоопределение наций?

- Я уже говорил вам ранее, что это очень важно. Самоопределение наций и сохранение культурного наследия. Ведь культурное наследие сформировалось в процессе эволюционного развития, и оно отвечает потребностям определенных людей.

- Вы неоднократно бывали в России, как вы оцениваете темпы возрождения буддизма?

- Поскольку буддийские сообщества России придерживались этой религии на протяжении нескольких поколений, то буддизм является одной из основополагающих характеристик их национальной самобытности. Поэтому буддийская религия, безусловно, достойна сохранения. Однако, помимо этого, в наше время особую роль начинает играть буддийская психология, буддийский метод тренировки ума.

Один из моих друзей, американский ученый проводит эксперимент, обучая буддийской медитации своих избранных учеников. Не с целью обращения их в буддизм. Сам ученый, возможно, также не является буддистом, но он использует буддийский метод для того, чтобы добиться умиротворения и покоя.

Поэтому для сообщества людей, которые являются буддистами по рождению, также имеет смысл изучать этот метод и применять его в повседневной жизни. Это поможет нам построить счастливую семью и счастливое общество.

- Как вы оцениваете современную ситуацию в Тибете, и есть ли какая-либо информация о судьбе Панчен-ламы?

- В 2001 году мы возобновили прямые контакты с китайским правительством и на настоящий момент провели пять встреч за круглым столом с официальными лицами КНР. Последняя встреча состоялась в феврале нынешнего года. Однако вскоре после этого, в апреле-мае, китайское правительство ужесточило свою политику, усилив репрессии в Тибете. Оно также стало выступать с весьма критическими замечаниями в мой адрес.

С экономической точки зрения в Тибете наблюдается некоторое улучшение ситуации. Возводятся новые объекты, в том числе железная дорога. Однако благами этого экономического развития по большей части пользуется китайское, а не тибетское население. Тибетская экономика по-прежнему весьма и весьма хрупкое явление.

Продолжаются репрессии в сфере религии. Монахи и монахини вынуждены проходить так называемое патриотическое воспитание, основополагающим моментом которого является критика Далай-ламы, включая критику в адрес нашей с вами сегодняшней встречи. Так что несмотря на улучшение экономической ситуации, политическая ситуация по-прежнему остается чрезвычайно сложной. И самое худшее здесь агрессивная политика в области переселения китайцев в Тибет. Население Лхасы, например, которое составляет около 300 тысяч человек,
на две трети состоит из китайцев. Тибетцы уже являются меньшинством. Весь их стиль жизни, включая язык, на котором они говорят, меняются. Тибетский язык теряет актуальность на нашей родной земле. О Панчен-ламе, которого избрал я, по-прежнему ничего не известно.

- Как вам видится дальнейшая судьба института далай-лам в связи с оккупацией Тибета?

- Еще в 1969 году я выступил с весьма определенным заявлением, сказав, что будущее института далай-лам будет определять тибетский народ. С начала 60-тых мы начали работу по демократизации тибетского общества. В 2001 году мы избрали политическое руководство посредством демократических выборов. Так что с этого момента я наполовину в отставке. В своих будущих воплощениях Далай-лама не будет главой политической власти. А то продолжит ли свое существование сам институт далай-лам или нет решать тибетскому народу.

- Как часто вам снится Лхаса?

- Довольно редко.

- Как правильно подготовиться к тантрическому посвящению Калачакры?

- Самая лучшая подготовка к посвящению Калачакры это взращивание альтруизма, а также искренние усилия в попытке понять, что такое буддийская концепция пустоты. Это важно.

- Согласно с христианской концепцией, место рядом со святым человеком не только притягательно, но и по-своему опасно. Вокруг него слишком много зла в виде искушений, соблазнов и различного рода препятствий. Как боретесь с искушениями вы сами?

- Для этого необходима самодисциплина и умение довольствоваться малым. Некоторые религиозные лидеры, которым не достает самодисциплины и умения довольствоваться малым, погрязают в коррупции. Высокий пост в любой сфере без серьезной самодисциплины и умения довольствоваться малым, ведет к коррупции, нравственному разложению.

- Все больше китайцев заселяет Сибирь, местное население начинает выражать недовольство. Что можно сделать, чтобы разрешить этот конфликт?

- Не знаю. Наверное, лучше спросить об этом Москву.

- Если бы завтра вы были избраны президентом мира, какие бы три закона вы приняли?

- Не знаю. Я не эксперт в юриспруденции. Здесь нужно подучиться.

- В таком случае, какие шаги вы бы предприняли, что бы изменили в этом мире?

- Может быть, не имеет особого смысла обсуждать подобные вещи, потому что здесь мы будем ограничиваться пожеланиями, не имея возможности реально влиять на ситуацию. Но если вы спросите меня, каковы самые большие проблемы, которые ждут нас в будущем, на это я готов ответить.

Первое перенаселение. Очень важно, чтобы население стало меньше, а качество жизни выше. По данным некоторых экспертов, население планеты на сегодняшний день составляет 6 миллиардов человек. На настоящий момент у значительной их части очень низкий уровень жизни, а миллионы и миллионы живут за чертой бедности. Это необходимо изменить. Что значит, изменить? Нужно поднять их уровень жизни. Однако если уровень жизни населения южных стран сравняется с тем, который сегодня есть у населения северных, тогда встанет вопрос, а хватит ли нам природных ресурсов.

Представьте себе Индия и Китай. Население этих стран в совокупности составляет свыше 2 миллиардов человек. Если каждый из этих 2 миллиардов приобретет себе по автомобилю, как это происходит в Америке, это будет означать свыше 2 миллиардов машин. Трудно представить. Поэтому население это ключевой фактор в таких областях, как энергетика и охрана окружающей среды. Энергетический кризис очень серьезная проблема, нехватка питьевой воды очень серьезная проблема, охрана окружающей среды также серьезная проблема. Вот они наши настоящие проблемы, которые очень трудно решить.

Я порой усматриваю препятствие в узколобом национализме. Вы задали мне вопрос о китайцах в Сибири. Теоретически, Россия, в особенности Сибирь пустая земля, она должна быть рада тому, что ее заселяют китайцы. Это верно и для Тибета. Почему бы нам ни отдать свои пустынные земли густонаселенному Китаю? Но ведь у каждого сообщества есть своя национальная самобытность, свое культурное наследие, своя прекрасная природа. Неправильно позволять другому народу эксплуатировать все эти ресурсы. Такой подход отчасти оправдан.

Хотя национализм в его крайней форме не слишком позитивное явление, все же в определенной степени национальный дух необходим. Это очень сложный вопрос.

Меня очень радует деятельность Европейского Союза. В Брюсселе, на встрече одной из парламентских групп Европейского Союза в апреле этого года, где я принимал участие, я высказал пожелание, чтобы штаб-квартира Европейского Союза со временем переместилась в Центральную Европу, например, в Польшу, а Россия вошла в состав Европейского Союза.

А штаб-квартира НАТО должна постепенно переместиться в Москву, это снизит уровень страха, пронизывающий отношения между Россией и Западом. Нет никакого смысла продолжать сохранять дистанцию. Напротив, нужно взращивать ощущение, что мы являемся единым человечеством, проживающим на одной планете. Россия, Западная Европа, Америка, Китай слишком большая дистанция, результатом которой становятся недоверие, подозрительность и ненужные проблемы.

- Ваше Святейшество, проблемы, подобные тибетской, должны решать сами конфликтующие стороны (в нашем случае Тибет и Китай) или же международные организации, такие как ООН и Европарламент, или же третьи страны, например, США?

- В начале 60-тых годов тибетский вопрос был вынесен на рассмотрение ООН, и этой организацией было принято три резолюции в этой связи. Но в последние двадцать лет мы целиком и полностью полагаемся на свои прямые контакты с китайским правительством и считаем, что решение должны найти тибетцы и китайцы.

Однако для того, чтобы этот переговорный процесс был эффективным, весьма полезна помощь со стороны таких стран, как США, Россия, страны Евросоюза. Мне кажется, Россия могла бы сыграть более важную роль в силу своих хороших отношений с Китаем. Мы не стремимся к независимости. В действительности, мы помогаем достижению подлинной стабильности, единства и гармонии КНР, которые председатель Ху Цзиньтао считает своими приоритетами.

- Сейчас все больше политологов говорят о так называемом столкновении цивилизаций. Как вы думаете, можно ли избежать конфликтов и войн на почве столкновения цивилизаций, или это вещь неизбежная?

- Безусловно, избежать можно. Создается впечатление, будто бы существует столкновение между западным миром и исламом. Но этот конфликт преувеличен. Те мусульмане, которые оказываются вовлеченными в террористические акты, эта горстка мусульман не может представлять весь ислам как таковой.

И среди буддистов, и среди христиан, и среди индуистов можно найти людей, которые не являются добропорядочными представителями своей религии. В любой религии всегда находятся люди, которые устраивают беспорядки. Я уверен, что и среди буддистов Калмыкии можно найти людей, которые вносят раздоры и смятение. Среди тибетских буддистов таковые тоже встречаются.

Очень важно прилагать усилия, чтобы стать ближе друг к другу, лучше узнать друг друга. В прошлом порой разные континенты, разные регионы, представители разных вероучений были слишком изолированы друг от друга. Это порождало излишнюю подозрительность и дистанцию в отношениях друг с другом. Это плохо. Сегодня с помощью современных средств связи, а также с развитием туризма, мы получаем возможность стать ближе друг к другу. Но, кроме того, мы должны прилагать собственные усилия, чтобы узнать друг друга, стать друзьями, постараться устранить подозрительность и сомнения.

- В российском педагогическом сообществе сейчас идет оживленная дискуссия относительно преподавания основ религии в общеобразовательных школах. Хотелось бы услышать ваше мнение о преподавании основ буддизма в школах в условиях, когда религия отделена от государства?

- Как я говорил ранее, мы должны прививать детям добросердечие. Но я бы предпочел, чтобы это осуществлялось в рамках светского, а не религиозного образования. Если мы живем в обществе, где представлены разные религии, лучше прививать детям ценности на секулярном, светском уровне. И, помимо этого, представители буддизма или православия могли бы проводить отдельные занятия, где бы они представляли свое вероучение. Но, конечно, решать вам.

- Каким вы видите будущее России и будущее распространения буддизма в мире?


- Будущее России, как и будущее любой другой страны, зависит от вашей решимости, стремлений и надежд. Не ставьте такой большой акцент на водке. Прилагайте усилия, основываясь на решимости, надежде и внутреннем стремлении. Не ленитесь и не пейте алкоголь.

Что касается будущего буддизма в мире Некоторые ученые говорят, что буддизм и современная наука могут идти рука об руку.

Спасибо!

11 декабря 2006
Дхарамсала, Индия

http://bumbinorn.ru

Источник: Рассылка "Новости буддизма"


3. Анонс события

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И ПОЛИТОЛОГИИ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ ВОСТОКА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ФИЛОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО

ЧЕТВЕРТЫЕ ТОРЧИНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

П р о г р а м м а

7 10 февраля 2007

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ КОНФЕРЕНЦИИ

7 февраля, среда
Регистрация участников конференции (ауд.25, 2-й этаж). 10.00 11.00.
Официальное открытие конференции. Пленарное заседание (ауд.25). 11.00 12.00

СЕКЦИЯ ИНДОЛОГИИ (ауд.155, 3-й этаж)
Руководитель секции: к.филол.н. Андрей Всеволодович Парибок
12.30 16.30 (перерыв: 14.30 15.00)

1. Десницкая Евгения Алексеевна (аспирантка каф. философии и культурологии Востока ф-та философии и политологии СПбГУ). Отсутствие семантической связи как предпосылка для деятельности в классической индийской культуре.
2. Парибок Андрей Всеволодович (к.филол.н., доцент каф. философии и культурологии Востока ф-та философии и политологии СПбГУ). Некоторые особенности функционального стиля коренного философского текста.
3. Пахомов Сергей Владимирович (к.ф.н., ст.преп. каф. философии и культурологии Востока ф-та философии и политологии СПбГУ). Адвайтистское понятие майи в методологических стратегиях.
4. Ерченков Олег Николаевич (учебный мастер, Ижевский гос.тех.ун-т). Методы рецепции сакрального текста как средство йогической садханы.
5. Бурмистров Сергей Леонидович. (к.ф.н., ст.преп. каф.истории философии ф-та философии и политологии СПбГУ). Философия йоги в историко-философской концепции С.Н.Дасгупты.
6. Величенко Александр Евгеньевич (д.ф.н, независимый исследователь, Санкт-Петербург). Интегральная концепция поля психики в работах Шри Ауробиндо (истоки и параллели).
7. Шевченко Анастасия Сергеевна (к.ф.н., независимый исследователь, Санкт-Петербург). Проблема авторитета и свободы в учении Дж.Кришнамурти.
8. Иоселева Марина Александровна (студентка 5 курса каф.философии религии и религиоведения ф-та философии и политологии СПбГУ). Проблема личности в индуизме.
9. Мехакян Арег Хайкович (магистр религиоведения, независимый исследователь, Москва). Лингвофилософская символика ведического быка в онтологии кашмирского шиваизма.
10. Романенко Александр Валерьевич (магистрант Нац. ун-та Украины Киево-Могилянская академия, Киев). Иша-упанишада в контексте историко-философского исследования.
(продолжение работы секции индологии:
8 февраля с 10.00 до 13.00 в ауд.142)

7 февраля
СЕКЦИЯ ИУДАИКИ И БИБЛЕИСТИКИ (ауд. 132, 3-й этаж)
Руководитель секции: д.ф.н., проф. Игорь Романович Тантлевский
13.30 16.00

1. Сон Ин Тэ (PhD, преп. Санкт-Петербургского христианского ун-та). Быт.2:4-6 в контексте ветхозаветной версии сотворения мира.
2. Максутов Ивар Ханнуевич (студент 5 к. каф.философии религии и религиоведения философского факультета МГУ). Реконструкция нарративных слоев мифа о грехопадении в Быт.2:4b-3:24.
3. Усольцев Сергей Анатольевич (к.и.н., доцент каф.философии, истории и права филиала Всероссийского заочного финанс.-экон.института в Барнауле). Идея предтечи в контексте развития иудейского мессианизма на рубеже эр.
4. Мирошников Игорь Юрьевич (студент 4 к. каф.философии религии и религиоведения философского факультета МГУ). Нормативная антропология иудео-христианских евангелий.
5. Вихнович Всеволод Львович (преподаватель Русской христианской гуманитарной академии, Санкт-Петербург). Иудеи России согласно концепции еврейской цивилизации.
6. Сулейманов Раис Равкатович (аспирант исторического ф-та Казанского гос.ун-та). Раввин Меир Кахане и его взгляды на будущее Израиля.
7. Дзгоева Елена Константиновна (магистрант восточного ф-та СПбГУ). Синтез еврейской традиции и влияний западной культуры в современной ивритской литературе.

7 февраля
СЕКЦИЯ БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА (ауд.141, 3-й этаж)
Руководитель секции: д.и.н., проф. Николай Александрович Добронравин
13.00 16.00

1. Туманян Тигран Гургенович (к.и.н., доцент каф. философии и культурологии Востока ф-та философии и политологии СПбГУ). Проблема государства в средневековой арабско-мусульманской политической мысли.
2. Герасимов Игорь Вячеславович (к.филол.н., доцент каф.арабской филологии восточного ф-та СПбГУ). Чудесные деяния мусульманских праведников в Судане по материалам книги ибн Дайфаллаха Табакат.
3. Добронравин Николай Александрович (д.и.н., проф., ст.н.с. СПб филиала Института востоковедения РАН). Суфийская рецепция Библии в Западной Африке.
4. Беневич Григорий Исаакович (к.культур., зав.кафедрой религиоведения Высшей религиозно-философской школы, СПб). Параграф шестой Беседы сарацина с христианином Феодора Абу-Курра (Пс.-Иоанна Дамаскина) и проблема нетварных слов Божиих в православии и исламе.
5. Меркулов Сергей Николаевич (независимый исследователь, Санкт-Петербург). О символике в Альгамбре.
6. Усеинова Софья Рустемовна (ассистент каф. философии и культурологии Востока ф-та философии и политологии СПбГУ). Перспективы исследования арабской поэзии.
7. Бугаев Денис Сергеевич (магистрант восточного ф-та СПбГУ). Биспациальность мира и rite de passage в поэме Хафиза О, справедливый! и в ее грузинском переводе.
8. Писчурникова Екатерина Петровна (магистрант восточного ф-та СПбГУ). Характеристика основных образно-стилистических особенностей стихотворений афганского поэта Абд ал-Хамида Моманда.
(продолжение работы секции Ближнего и Среднего Востока:
8 февраля в ауд.150, 12.00 14.30)

7 февраля (ауд.142)
17.00 18.15
В рамках культурной программы конференции: демонстрация слайдов из жизни профессора Е.А.Торчинова и два сообщения:
1) к.ф.н., м.н.с. Гос.музея истории религии (Санкт-Петербург) Нешитова Петра Юрьевича Профессор Е.А.Торчинов: ученый и преподаватель глазами бывшего студента, и
2) ассистента каф.философии и культурологии Востока ф-та философии и политологии СПбГУ Кия Евгения Александровича Некоторые воспоминания и заметки о Е.А.Торчинове.


ВТОРОЙ ДЕНЬ КОНФЕРЕНЦИИ
8 февраля

СЕКЦИЯ ИНДОЛОГИИ (ауд.142, 3-й этаж)
Руководитель секции: д.филол.н. Ярослав Владимирович Васильков
10.00 13.00

1. Скороходова Татьяна Григорьевна (к.ф.н., доцент ф-та социологии и социальной работы Пензенского гос.пед.ун-та). Бенгальский Ренессанс как феномен национально-культурного возрождения: методология историко-философского исследования.
2. Борисова Анна Николаевна (студентка 4 к. Российского химико-технологического ун-та, Москва). Социальный портрет вайшнава на постсоветском пространстве.
3. Васильков Ярослав Владимирович (д.филол.н., вед.н.с. Музея антропологии и этнографии, Санкт-Петербург). Индийские памятники героям в сравнительно-историческом контексте.
4. Завгородний Юрий Юрьевич (к.ф.н., науч.сотр. Института философии НАН Украины, Киев). Понятийно-терминологический ряд Бхагавадгиты: историко-философский анализ.
5. Павлюц Константин Николаевич (аспирант каф.философии МПГУ, Москва). Пространственно-временной контекст в мифологеме Первочеловека-Пуруши.
6. Успенская Елена Николаевна (к.и.н., ст.н.с. Музея антропологии и этнографии, Санкт-Петербург) Концепции джати-дхарма и кула-дхарма в идеологии кастового общества.
7. Селиванова Тамара Петровна (к.и.н., доцент каф.индоарийской филологии восточного ф-та СПбГУ.). Индуизм в Кашмире в эпоху правления Зайн-ул-Абидина (15 в.).
8. Коледюк Юлия Владимировна (ведущий библиотекарь Отдела лит-ры стран Азии и Африки РНБ, Санкт-Петербург). Религиозно-философские идеи сикхизма в Ади Грантхе.

8 февраля
СЕКЦИЯ ДРЕВНИХ РЕЛИГИЙ ВОСТОКА (ауд.142, 3-й этаж)
Руководитель секции: д.ф.н. Владимир Владимирович Емельянов
15.00 17.00

1. Емельянов Владимир Владимирович (д.ф.н., доцент каф. философии и культурологии Востока ф-та философии и политологии СПбГУ). О возможности доклассической эстетики (шумерская эстетическая терминология).
2. Шевченко Марина Владимировна (аспирантка кафедры культурологии и журналистика Ярославского гос.пед.ун-та). Брачно-семейные отношения в Древнем Египте.
3. Тарасенко Николай Александрович (к.и.н., науч.сотр. Института востоковедения им. Крымского, Киев). К проблеме интерпретации изобразительной программы саркофага Spj.
4. Корнилов Александр Павлович (к.ф.н., доцент каф. философии и культурологии Института социологии Санкт-Петербургского ун-та сервиса и экономики). Пунт: страна богов и иной мир.
5. Крюкова Виктория Юрьевна (к.и.н., стар.науч.сотр. Музея антропологии и этнографии, Санкт-Петербург). Древнейший индоиранский ритуал и традиционная культура иранских народов.

8 февраля
СЕКЦИЯ БУДДОЛОГИИ И ТИБЕТОЛОГИИ (ауд.155, 3-й этаж)
Руководитель: к.ф.н. Алексей Евгеньевич Кириченко, Ph.D., Prof. John Mac Rae (USA-Japan)
10.00 14.30 (перерыв: 12.00 12.30)

1. Дюранов Александр Анатольевич (к.ф.н., доцент каф.философии Лесотехнической академии, Санкт-Петербург). Дхарма как основное понятие в буддийской концепции существования.
2. Астахаев Николай Алексеевич (аспирант каф.культурологии Бурятского гос.ун-та, Улан-Удэ). Абхидхармическая теория школы Чэнши.
3. Баева Людмила Владимировна (д.ф.н., декан, зав.кафедрой философии Астраханского гос.ун-та). Концепция пустоты и ее аксиологический смысл.
4. Джинджолия Беслан Иродионович (к.ф.н., независимый исследователь, Тверь). Пустота и воля в учении Д.Т.Судзуки.
5. MacRae John (Ph.D., visiting scholar of Tokyo University, Soka University, Japan). [Название доклада уточняется]
6. Кириченко Алексей Евгеньевич (к.и.н., доцент каф.истории Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии Института стран Азии и Африки при МГУ). Верховная власть и очищение сасаны в Мьянме 17-19 вв.
7. Цеханова Лариса Владимировна (аспирантка каф.востоковедения МГИМО, Москва). Буддизм и политика в современной Мьянме: рационализм или мистицизм?
8. Стрелкова Анастасия Юрьевна (к.ф.н., м.н.с. Института философии НАН Украины, Киев). Проблема языка в философии японского наставника дзэн Догэна.
9. Шомахмадов Сафарали Хайбуллоевич (к.ф.н., м.н.с. Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН). Теократическая доктрина Нитирэна.
(продолжение работы секции буддологии:
9 февраля в 155 ауд. с 10 до 14.30)

8 февраля
СЕКЦИЯ ВОСТОК И ЗАПАД (ауд.141, 3-й этаж)
Руководитель секции: д.ф.н. проф. Анатолий Сергеевич Колесников
13.30 17.30 (перерыв: 15.30 16.00)

1. Васильева Ольга Ивановна, к.психол.н. Карнацкая Лариса Анатольевна (сотрудники Московского центра гуманистических исследований). Новый гуманизм и конвергенция культур Востока и Запада.
2. Алексеев-Апраксин Анатолий Михайлович (к.ф.н., ст.преп. ф-та философии и политологии СПбГУ). Рецепции восточных культур в странах Запада и в России.
3. Малахова Наталия Николаевна (к.ф.н., ст.преп. Ростовского гос.ун-та путей сообщения, Ростов-на-Дону). Трансформация представлений о Востоке в западной культуре.
4. Пендюрина Людмила Петровна (к.ф.н., доцент каф.истории философии ф-та философии и культурологии Ростовского гос.ун-та, Ростов-на-Дону). Адаптация идей индийской философии в западной культуре.
5. Пугачева Людмила Геннадиевна (к.ф.н., докторант Российской академии гос.службы, Москва). Рациональность восточной философии и радикальный конструктивизм.
6. Сидорова Елена Геннадиевна (к.ф.н., докторант ф-та философии и политологии СПбГУ). Проблема концепта бессознательного в буддийской философской антропологии.
7. Колесников Анатолий Сергеевич (д.ф.н., профессор каф.истории философии ф-та философии и политологии СПбГУ). Буддизм и марксизм: сходства и различия.
8. Боков Герман Евгеньевич (м.н.с. Гос.музея истории религии, Санкт-Петербург). Нирвана и Царствие Божие в рамках проекта теологии смерти Бога Т. Альтицера.
9. Аринин Евгений Игоревич (д.ф.н., зав.кафедрой философии и религиоведения Владимирского гос-ун-та, Владимир). Религия как феномен: между Востоком и Западом.
10. Ярош Олег Анатольевич (к.ф.н., зав.сектором восточной философии отдела истории зарубежной философии Ин-та философии НАН Украины, Киев). Суфизм и неосуфизм в Западной Европе.
(продолжение работы секции Восток и Запад:
9 февраля в 141ауд. с 14.00 до 17.30)

8 февраля
СЕКЦИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ (ауд.132, 3-й этаж)
Руководитель секции: д.ф.н. Екатерина Сергеевна Элбакян (Москва)
12.00 16.00 (перерыв: 14.00 14.30)

1. Хромец Виталий Леонидович, Дзюба Александра Витальевна (аспиранты Киевского нац.ун-та им.Тараса Шевченко). Теоретико-методологические проблемы религиоведения: сущность, структура и функции религии.
2. Тульчинский Григорий Львович (д.ф.н., профессор Санкт-Петербургского гос.ун-та культуры и искусств). Религия и рациональность: цивилизованный выбор.
3. Рахманин Алексей Юрьевич (преподаватель Русской христианской гуманитарной академии, Санкт-Петербург). К вопросу об интерпретации категории историзм в контексте религиоведческого исследования.
4. Элбакян Екатерина Сергеевна (д.ф.н., науч.редактор изд-ва Академический проект, Москва). Философия религии в философии жизни Ницше и Бергсона.
5. Смирных Сергей Владиславович (член Санкт-Петербургского общества немецкой классической философии). Культ как спекулятивный момент религии.
6. Борисенко Олеся Валерьевна (преподаватель Нац.мед.ун-та им. О.О.Богомольца, Киев). Изучение восточных религий: дивергенция методологий.
7. Бачинин Владислав Аркадьевич (д.соц.н., вед.н.с. Социологического института РАН, Санкт-Петербург). Биографический метод в социологии религии: жизненный мир южнокорейского пастора.
8. Константинов Андрей Викторович (редактор Большой российской энциклопедии, Москва). Архетипы трансформации в алхимии.
9. Филькина Александра Витальевна (аспирантка ИС РАН, Москва). Объективность исследователя в этнографии НРД.
(продолжение работы секции методологических проблем религиоведения:
9 февраля с 11 до 14.00 в 132 ауд.)

8 февраля
СЕКЦИЯ СИНОЛОГИИ (ауд.122, 3-й этаж)
Руководитель: д.филол.н. проф. Марина Евгеньевна Кравцова
15.00 17.30

1. Кравцова Марина Евгеньевна (д.филол.н., профессор каф.философии и культурологии Востока ф-та философии и политологии СПбГУ). Загадки Саньсиндуя.
2. Анашина Мария Владимировна (к.ф.н., ст.н.с. Ин-та философии РАН, Москва). Экологическая этика в конфуцианстве.
3. Мартынов Дмитрий Евгеньевич (к.и.н., ассистент каф.новой и новейшей истории Казанского гос.ун-та). Н.И.Зоммер первый исследователь неоконфуцианства в России.
4. Сердюков Юрий Михайлович (д.ф.н., проф. каф.философии Дальневосточного гос.ун-та путей сообщения, Хабаровск). Превращение мантического ритуала ши в паранауку.
5. Васильева Екатерина Александровна (аспирантка каф.философии и культурологии Востока ф-та философии и политологии СПбГУ). Тунчэнская школа и литературное творчество Цзэн Гофаня (1811-1872).
6. Шекера Ярослава Васильевна (ассистент Ин-та филологии Киевского нац.ун-та им. Тараса Шевченко). Луна как архетип китайской культуры.
7. Гроза Максим Анатольевич (студент 4 к. каф.философии и культурологии Востока ф-та философии и политологии СПбГУ). Храмы, посвященные демонам, и демонические культы на Тайване.
(продолжение работы секции синологии:
9 февраля с 14 до 17.30 в ауд.122)

8 февраля
СЕКЦИЯ БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА (ауд.150)
Руководитель секции: к.ф.н. Ирина Владиславовна Кондратьева (Киев)
12.00 14.30

1. Иванова Вероника Витальевна (магистрант восточного ф-та СПбГУ). Мир сверхъестественного по материалам турецкой демонологии.
2. Белякова Елизавета Владимировна (м.н.с. военно-исторического отдела Екатерининского дворца заповедника Царское село). К вопросу о специфике образа нартов в чечено-ингушском эпосе.
3. Родионова Екатерина Михайловна (аспирантка каф. философии и культурологии Востока ф-та философии и политологии СПбГУ). Персы-мусульмане и армянская община Нов.Джульфы в 17 в.
4. Лапшин Юрий Геннадьевич (психолог, независимый исследователь, Москва). Личность и жизненный путь Хусейна ибн Мансура ал-Халладжа: опыт психологического толкования.
5. Кулинич Елена Васильевна (магистр востоковедения, аспирантка восточного ф-та СПбГУ). Перевод Корана в среде литовских татар: история и перспективы изучения.
6. Кондратьева Ирина Владиславовна (к.ф.н., доцент каф.религиоведения философского ф-та Киевского нац.ун-та). К вопросу о конфессиональном своеобразии Ассирийской Церкви Востока.

8 февраля
В рамках культурной программы конференции: выступление музыканта-мультиинструменталиста,
исполнителя на музыкальных инструментах Востока
Сергея Гасанова (Санкт-Петербург) 18.00 19.00 (ауд.25)

ТРЕТИЙ ДЕНЬ КОНФЕРЕНЦИИ
9 февраля

СЕКЦИЯ ЯПОНОВЕДЕНИЯ И ВЬЕТНАМОВЕДЕНИЯ (ауд.142, 3-й этаж)
Руководитель секции: к.ф.н. Сергей Витальевич Капранов (Киев)
10.30 15.00 (перерыв: 13.00 13.30)

1. Булгаков Андрей Борисович (реставратор Гос.Эрмитажа, Санкт-Петербург). Влияние синтоизма, дзэн-буддизма и конфуцианства в средневековой Японии на кодекс бусидо.
2. Лепехова Елена Сергеевна (к.филол.н., науч.сотр. Института философии РАН, Москва). Роль японских императриц периода Асука-Нара в распространении буддизма.
3. Капранов Сергей Витальевич (к.ф.н., ст.н.с. Института востоковедения НАН Украины, Киев). Психотехника и мистический опыт в синто: к вопросу о типологии.
4. Рубель Вадим Анатольевич (д.и.н., профессор, проф. каф.истории древнего мира и средних веков ист.ф-та Киевского нац.ун-та им.Тараса Шевченко). Ямата-но ороти: загадка имени и образа.
5. Артеменко Олег Леонидович (ст.преп., зав.сектором корейского и японского языков ф-та междунар.отношений Белорусского гос.ун-та, Минск). Учение о взращивании жизни (яншэнсюэ) и становление концепции здоровья в Японии.
6. Осадча Юлия Владимировна (к.филол.н., м.н.с. Института литературы им.Тараса Шевченко НАН Украины, Киев). Сущность романа Цубоути Сёё как декларация о новом этапе развития японской литературы.
7. Лисовик Анастасия Борисовна (магистрантка каф.философии религии и религиоведения ф-та филосоии и политологии СПбГУ). Грим театра кабуки.
8. Крымов Арсений Александрович (студент 5 к. философского ф-та МГУ). Синтоистские категории чистоты и скверны и их отражение в творчестве Миядзаки Хаяо.
9. Васильев Дмитрий Юрьевич (к.ф.н., доцент каф.этики, эстетики и культурологии Башкирского гос.ун-та). Мифологизация власти в средневековых вьетнамских летописях.
10. Колотов Владимир Николаевич (д.и.н., доцент, зав.кафедрой истории стран Дальнего Востока восточного ф-та СПбГУ). Технология массовых обращений и институт мучеников: деятельность католических миссий во Вьетнаме.

9 февраля
СЕКЦИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ (ауд.132, 3-й этаж)
Руководитель секции: д.ф.н. Екатерина Сергеевна Элбакян (Москва)
11.00 14.00

1. Сутужко Валерий Валериевич (к.ф.н., доцент Института социального образования, Саратов). Философские и социально-оценочные аспекты религии.
2. Азаров Константин Валерьевич (студент 4 к. каф.философии религии и религиоведения ф-та философии и политологии СПбГУ). Категории новой религиозной харизмы.
3. Михайлюкова Наталия Николаевна (к.ф.н., доцент Тульского гос.пед.ун-та). Опыт комментирования религиозно-философских текстов в магистерском курсе Философия религии в России.
4. Тульпе Ирина Александровна (к.ф.н., доцент каф.философии религии и религиоведения ф-та философии и политологии СПбГУ). Коллективное бессознательное в контексте мифоритуального мышления.
5. Хромец Виталий Леонидович, Титомир Евгений Геннадиевич (аспирант и студент 5 к. Киевского нац.ун-та им.Тараса Шевченко). Систематизация эзотерики: к постановке проблемы.
6. Арапов Олег Геннадьевич (преп. каф.философии Московской академии тонких химических технологий). О двух основных аспектах интерпретации мифологии.
7. Севрюкова Екатерина Сергеевна (студентка 5 к. ф-та философии и психологии Саратовского гос.ун-та). Программа демифологизации Нового Завета Р.Бультмана.


9 февраля
СЕКЦИЯ БУДДОЛОГИИ И ТИБЕТОЛОГИИ (ауд.155, 3-й этаж)
Руководитель секции: к.и.н.Андрей Анатольевич Терентьев (Санкт-Петербург)
10.00 14.30 (перерыв: 12.00 12.30)

1. Загуменнов Борис Иванович (к.ф.н., редактор фонда Карма Еше Палдрон). Инопланетяне и познание: Восток и западные термины.
2. Ерохин Борис Романович (postgraduate at Karmapa Buddhist International University, New-Delhi). Переводы тибетских буддийских текстов в России.
3. Терентьев Андрей Анатольевич (к.и.н., глав.ред. журнала Буддизм России, Санкт-Петербург). Прижизненная статуя Будды: проблема подлинности.
4. Китинов Баатр Учаевич (к.и.н., доцент каф.всеобщей истории ф-та гуманит. и социал.наук Российского ун-та дружбы народов, Москва). Тибетские ламы в культовой и образной системе буддизма у поволжских калмыков.
5. Grela Joanna (PhD, Institute of Religious Studies at Jagiellonian University, Krakov, Poland). The Conception of Deities in Tibetan Buddhism.
6. Belka Lubosh (PhD, associate prof. from Masaryk University, Faculty of Arts, Brno, Czech). Five Hundred Buddhist Deities of Narthang: PragueЄs Fragment of the Xylograph.
7. Berounsky Daniel (PhD, researcher fr. Institute of South and Central Asia, Charles University, Prague, Czech). Iconography and texts of the Tibetan five protecting deities.
8. Хижняк Ольга Семеновна (к.ф.н., ст.н.с. Гос.музея истории религии, Санкт-Петербург). Образ Сукхавати: символизм и натурализм.
9. Афонина Екатерина Николаевна (к.и.н., доцент каф.истории стран дальнего Востока восточного ф-та СПбГУ). Некоторые аспекты историографии школы гелугпа.
10. Кожевникова Маргарита Николаевна. (м.н.с. СПбФ ИИЕТ РАН, музей-квартира П.К.Козлова, Санкт-Петербург). Наставление в четырех сотнях строф Арьядевы как образец буддийской модели образования.
11. Харькова Елена Юрьевна (к.и.н., ст.н.с. Гос.музея-заповедника Ораниенбаум). Становление медицинской традиции в Тибете согласно сочинениям Муге Самтэна Гьяцо (1914 1993).

9 февраля
СЕКЦИЯ ВОСТОК И ЗАПАД (ауд.141, 3-й этаж)
Руководитель: д.ф.н. проф. Анатолий Сергеевич Колесников
14.00 17.30 (перерыв: 15.30 16.00)

1. Ватман Семен Викторович (к.ф.н., ст.преп. каф.философии и политологии Санкт-Петербургского гос.ун-та культуры и искусств). Феноменология священного события: опыт сопоставления религиозных традиций Востока и Запада.
2. Сокол Владимир Борисович (к.ф.н., доцент каф.философии Тюменского гос.ин-та экономики). Ведическая онтология звука и Воля А.Шопенгауэра.
3. Кондратьев Андрей Викторович (аспирант отделения религиоведения философского ф-та МГУ). Бхагавадгита в Третьем Рейхе.
4. Антипин Николай Александрович (к.ф.н., доцент каф.философии Лесотехнической академии, Санкт-Петербург). Проблема реальности Абсолюта в работах Брэдли и Шанкары.
5. Шелаева Алла Александровна (к.и.н., доцент каф.русской и зап.-европ.культуры ист.ф-та СпбГУ). К.Н.Леонтьев и проблема Восток-Запад в русской культуре.
6. Горина Ирина Владимировна (соискатель степ.к.ф.н. на каф.философии и культурологии Республиканского гуманитарного ин-та при СПбГУ). Проблема бытия сокровенного в семитской культуре и теории родопола В.Розанова.
7. Banka Rafal (Student of Institute of Philosophy at Jagellonian University, Krakov, Poland). Dao and Khora: an Analysis of Possible Convergence of the concepts.
8. Колотова Екатерина Евгеньевна (студентка Ин-та востоковедения Казанского гос.ун-та). Рецепция восточной театральной традиции на Западе и в России.

9 февраля
СЕКЦИЯ СИНОЛОГИИ (ауд.122, 3-й этаж)
Руководитель секции: к.ф.н., доцент Кирилл Юрьевич Солонин
14.00 17.30 (перерыв: 15.30 16.00)

1. Солонин Кирилл Юрьевич (к.ф.н., доцент, зав.кафедрой философии и культурологии Востока ф-та философии и политологии СПбГУ). Классификация учений в трактате Дао-чэня Собрание важнейших сведений для обретения наилучшего рождения согласно явным и тайным учениям.
2. MacRae John (Ph.D., visiting scholar of Tokyo University, Soka University, Japan). [Название доклада уточняется]
3. Терехов Антон Эдуардович (студент 4 к. каф.философии и культурологии Востока ф-та философии и политологии СПбГУ). Традиционная трактовка образов феникса и ци-линя в эпоху Хань.
4. Пантелеева Екатерина Борисовна, Романчук Алексей Андреевич (студентка и ст.преп. ун-та Высшая антропологическая школа, Кишинев). Стрелок И и миф о сбивании солнц.
5. Романчук Алексей Андреевич (ст.преп. ун-та Высшая антропологическая школа, Кишинев). Юев народ и его прародина.
6. Репнякова Наталия Николаевна (к.филол.н., доцент каф.ин.яз. второй специальности ф-та ин.яз. Омского гос.пед.ун-та). Принципы анализа образов животных в китайских народных сказках.
7. Филонов Сергей Владимирович (к.ф.н., руководитель Центра синолог.исследований Амурского гос.ун-та, Благовещенск). Сладкая трава солодка, или зачем госпожа Вэй с Южного пика собирала корень лакрицы.
8. Кий Евгений Александрович (ассистент каф.философии и культурологии Востока ф-та философии и политологии СПбГУ). Предварительные заметки о даологических исследованиях К.М.Шиппера.

9 февраля
В рамках культурной программы Чтений: выступление чемпионки мира 2005 г. по танцам живота Валерии Путицкой (Санкт-Петербург). 18.00 19.00 (ауд.150)


ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ КОНФЕРЕНЦИИ
10 февраля
1. Круглый стол. Тема: Исследование эзотерики в современном религиоведении. Ведущие: В.Л.Хромец, Е.Г. Титомир (Киев). 10.00 11.30. Ауд. 122.
2. Круглый стол. Тема: Методологические проблемы религиоведческой концепции Е.А.Торчинова. Ведущий: к.ф.н. Ю.Ю.Завгородний (Киев) 11.40 13.10. Ауд. 122.
3. Круглый стол. (индология). 13.40 15.10. Ауд. 122.
4. Круглый стол. (синология). 10.00 11.30. Ауд. 132.
5. Круглый стол. (буддология). 11.40 13.10. Ауд. 132.
6. Круглый стол. Тема: Современная восточная культура на Западе в условиях глобализации. Ведущий: д.ф.н. проф. А.С.Колесников. 13.40 15.10. Ауд. 132.

Подведение итогов работы конференции. Официальное закрытие 4 Торчиновских чтений. 16.00 17.00 (ауд.150)
Неофициальная часть конференции (фуршет). 17.00 20.00 (1 этаж, буфет)

11 февраля (12.00 14.00)
В рамках культурной программы конференции запланировано
посещение Государственного Эрмитажа (бесплатная экскурсия для участников)

Адрес проведения конференции:
г.Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д.5
Факультет философии и политологии
Санкт-Петербургский государственный университет
Справки по тел.: (812) 328-94-24 (добавочный 130) или по эмэйлам: Chteniya2007@yandex.ru, Sarpa68@mail.ru

В ПРОГРАММЕ ВОЗМОЖНЫ ИЗМЕНЕНИЯ!

ОРГКОМИТЕТ КОНФЕРЕНЦИИ


4. Доска объявлений

Каталог Игоря Ладова. Темы каталога: философия, религия, психология, история, естествознание, электронные библиотеки, рефераты. Адрес: http://ladow.narod.ru
Форум: http://www.forumy.ru/rus_klan/index.php
Работы И. Ладова (В том числе две книги: "Мировоззрение" и "Как исчезнут люди") можно найти по адресу: http://www.igladow.narod.ru/

***

В библиотеке сайта АрсАзиатика обновление:

Zarrilli P.D.
Kalarippayattu
A South Indian Martial Art And The Yoga And Ayurvedic Paradigms
http://www.arsasiatica.com/books/1165839767859

Бодде Д.
Мифы древнего Китая
Мифологии древнего мира (Пер. с англ.). М., 1977
http://www.arsasiatica.com/books/1165840657756


Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка
UPELSINKA - Upelsinka's Page
e-Mail: info@upelsinka.com  
e-Home: http://www.upelsinka.com

Архив рассылки "Введение в религиоведение"- см. в разделе "Упельсинкины рассылки" на сайте www.upelsinka.com
При перепечатке материалов ссылка на рассылку
Современное религиоведение
обязательна!

Рассылки Subscribe.Ru
Новости "Упельсинкиной страницы"
Новости сайта "Женщина в религиях"

Внимание!
То, что находится ниже этой надписи, является рекламой,
помещаемой в рассылку службой Subscribe.Ru
и не имеет НИКАКОГО отношения к содержанию рассылки.


В избранное