Современное религиоведение

  Все выпуски  

Современное религиоведение Выпуск 188



СОВРЕМЕННОЕ
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Выпуск 188

20 апреля 2009 г.


Темы Выпуска:

1. "Упельсинкины новости"

2. События в мире / Новостная лента

3. Этничность и власть: новая геополитическая карта Европы и проблемы безопасности в Черноморско-Каспийском регионе / Анонс события

4. Анонсы проекта "Dansk.Ru - История и культура Дании"

 


1. "Упельсинкины новости"

Рада приветствовать всех подписчиков очередным Выпуском "Современного религиоведения".

В сегодняшнем Выпуске - последние новости и анонсы предстоящий событий.

Пожалуйста, не забывайте делиться с нами интересной информацией! Анонсы конференций и семинаров, а также новинки книжных изданий - все это представляет огромный интерес для нашей рассылки и для ее читателей. Напомню, что обсуждения проходят в нашем Клубе Любителей Религиоведения В Контакте по адресу: http://vkontakte.ru/club403588 Последние темы, обсуждаемые в Клубе: "Возможен ли межконфессиональный диалог?" и "Пасха как государственный праздник".

Новости от Центра Религиоведческих Исследований "Этна" (http://ethna.upelsinka.com)

В последнее время основной задачей, поставленной перед Центром, являлось Скандинавское направление, по которому нами сделано немало. Работает и ежедневно наполняется материалами сайт Dansk.Ru - История и культура Дании, за сайтом стоит целая команда энтузиастов, интересующихся Данией - благодаря им сайт становится все более интересным. Готовится интернет-конференция "Скандинавские древности", с анонсом которой Вы можете ознакомиться ниже...

Хотелось бы, чтобы остальные проекты "Этны" были также успешны. В связи с этим мы объявляем всеобщую мобилизацию творческих и активных в научной сфере людей. :-)

К сожалению, из заявленных ранее проектов мы вынуждены исключить "Молодежные субкультуры" и "Религии Востока". Мы непременно вернемся к этим темам позже, пока же нам хотелось бы сконцентрировать свои усилия на теме "Новые религиозные движения", и продолжать поддерживать заявленные прежде направления "Скандинавистика", "Современное религиоведение" и "Кельтское христианство". Возможно включение новых тем и направлений. По вопросам сотрудничества, пожалуйста, пишите на адрес info@upelsinka.com - я с удовольствием Вам отвечу.


2. Анонс события

Пасху в России хотят сделать государственным праздником


Сегодня законодательное собрание Санкт-Петербурга рассмотрит проект обращения к президенту России Дмитрию Медведеву о признании православной Пасхи государственным праздником. Накануне петербургский парламент принял подобное решение в масштабах города Пасху станут отмечать за счет городского бюджета. Идея национализации Светлого Христова воскресения нашла отклик в руководстве Русской православной церкви (РПЦ), там считают, что узаконить в качестве выходного следует либо Страстную пятницу, либо понедельник, следующий за Пасхальным воскресеньем.

Обращение к президенту Дмитрию Медведеву продолжает инициативу петербургского парламента: в начале апреля депутаты приняли решение включить православную Пасху в перечень официальных городских праздников, которые отмечаются за счет городской казны наряду с Днем Устава Санкт-Петербурга (14 января), Днем основания города (27 мая) и Днем прорыва блокады Ленинграда (18 января). Поправку в закон "О праздниках и памятных датах в Санкт-Петербурге" инициировал глава комитета по законодательству Виктор Евтухов, объяснивший, что "Пасха один из самых светлых праздников, который отмечался даже в советское время". Проект поправок получил отрицательный отзыв юридического управления парламента, однако парламент поправки утвердил, а на сегодняшнем заседании рассмотрит проект обращения к президенту с просьбой придать Пасхе статус общенационального праздника.

Инициативу петербургских депутатов с интересом восприняли в руководстве РПЦ. Так, глава синодального отдела по взаимодействию церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин выступил за общественную дискуссию по этому вопросу, за своеобразный соцопрос, позволяющий определить, какая часть населения поддерживает такую идею. "Если вспомнить дискуссии о Дне народного единства или о гимне, они были достаточно активными. Я думаю, и по этому поводу будет что сказать и СМИ, и представителям органов власти", объяснил отец Всеволод Чаплин. Причем если петербургские депутаты определили в качестве городского праздника лишь воскресенье, то РПЦ пошла дальше. Поскольку воскресенье и так выходной, отец Всеволод Чаплин предложил сделать дополнительным выходным либо предшествующую (Страстную) пятницу, либо последующий понедельник.

Аргументы за огосударствление православной Пасхи у депутатов и функционеров РПЦ сходятся: с одной стороны они ссылаются на то, что общенациональным праздником Пасха является в большинстве стран Европы, с другой на то, что в ряде российских регионов, населенных преимущественно мусульманами, некоторые исламские праздники являются выходными, определенными на уровне субъектов федерации.

"Наверно, мы не будем выступать против того, чтобы православная Пасха стала государственным праздником, заявил председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин. Но если это произойдет, мы обратимся к парламентариям мусульманских регионов. Пусть они выступят с инициативой к президенту РФ, чтобы и мусульманские праздники Курбан-байрам и Ураза-байрам получили статус государственных". Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России раввин Зиновий Коган тоже считает, что "чем больше праздников, тем лучше". "Мы не против того, чтобы Пасха стала госпраздником. Но не возражали бы, если депутаты парламента Еврейской автономной области выступили с просьбой к главе государства сделать еврейские праздники государственными", сказал он. Правда, у перспективы общенациональной Пасхи в России уже появились противники. Петербургский депутат от ЛПДР Константин Сухенко напоминает о светскости и многоконфессиональности России. А председатель комитета по труду и социальной политике Госдумы Андрей Исаев просто не видит целесообразности в признании государственным праздником дня, который и так приходится на выходной.

Источник: http://newsland.ru/News/Detail/id/357516/cat/42/, 15 апреля 2009

***

Экспертом Минюста по свободе совести стал сектоборец

Министр юстиции Александр Коновалов должен подать в отставку. Таково мнение главы Российского объединенного союза христиан веры евангельской пятидесятников, члена Общественной палаты пастора Сергея Ряховского. Поводом для столь резкого заявления стало создание при Минюсте специального совета, задача которого оценка деятельности религиозных организаций. Совет возглавил Александр Дворкин, чья борьба с сектами нередко перемещалась в зал суда. Недоверие совету выразили многие представители религиозных конфессий.

О министре юстиции России, бывшем полпреде президента в Приволжском федеральном округе Александре Коновалове стало обязательным упоминать, что он единственный из высших госчиновников, чья религиозность не подлежит сомнению. Ходили даже разговоры, будто он тайно принял монашеский постриг. Г-н Коновалов поспешил назвать это предположение одной из самых идиотских сплетен, которые в последние годы запускались, но добавил, что, еще работая в прокуратуре, получил богословское образование в Свято-Тихоновском гуманитарном университете. Там прямые пути прокурора пересеклись с причудливыми путями Александра Дворкина, эмигрировавшего из СССР в 1977 году, работавшего диктором на Голосе Америки и редактором на радио Свобода, а в конце 1991-го вернувшегося в Россию, чтобы снискать лавры главного борца с тоталитарными сектами. Это позволило ему получить звание профессора и место заведующего кафедрой сектоведения в упомянутом университете.

Казалось, пути прокурора и профессора, пересекшись однажды, двинутся дальше в столь непохожих направлениях. Однако год назад Александр Коновалов стал министром, а на прошлой неделе Александр Дворкин возглавил Совет по государственной религиоведческой экспертизе при Минюсте.

Сообщение о совете Дворкина представители религиозных объединений, правозащитники и юристы назвали духовной коррумпированностью, созданием православной дружины с опричными целями и даже плевком в адрес администрации президента. Член Общественной палаты, сопредседатель Консультативного совета глав протестантских церквей РФ Сергей Ряховский призвал министра подать в отставку. Его коллега по Общественной палате политолог и телеведущий Максим Шевченко поддержал пастора в решимости создать альтернативный экспертный совет.

Эксперты подчеркивают: дело не только в одиозности Дворкина, он лишь верхушка айсберга. Его заместителями стали директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев, чья Новейшая история исламского сообщества России вызвала скандал в среде мусульман, и замруководителя Духовного управления мусульман Татарстана Валиулла Якупов, публично призывавший сжигать подозрительные книги об Исламе. В совет также вошли журналист из Ярославля Евгений Мухтаров, привлекавшийся к суду за свои антипротестантские статьи, и саратовец Александр Кузьмин, автор Информационной справки о кришнаитах, признанной экстремистской. Наконец что уже совсем странно, коль скоро речь идет о госэкспертизе в совет попал священник Лев Семенов. Ларчик открывается просто: батюшка доцент кафедры, возглавляемой г-ном Дворкиным...

По мнению ведущего сотрудника Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Наимы Нефляшевой, отсутствие в совете лингвистов мирового уровня, которые есть в нашей стране, ставит под сомнение результаты будущих экспертиз. Впрочем, что там говорить о лингвистике, если бывший зампредседателя Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ Андрей Себенцов считает: для появления подобного совета надо вносить изменения в закон, однако Минюст не сообщает о таких намерениях. Его точку зрения разделяет почетный адвокат России, главный редактор журнала Религия и право Анатолий Пчелинцев, заявивший, что приказ Минюста перечеркивает Конституцию.

Отвечая на весь этот шквал критики, профессор Дворкин заверил вчера, что работа совета будет максимально открытой. Каждый, кто с ним не согласен, сможет выразить свое особое мнение.

Поживем увидим.

Источник: http://www.newsland.ru/News/Detail/id/357515/cat/42/, 15 апреля 2009

***

Экклезиологические идеи Флоровского обсудили участники семинара в Софии

Вопросы экклезиологии обсуждались на шестой встрече-разговоре, состоявшейся в рамках Года Георгия Флоровского в Болгарии. Встреча была проведена 8 апреля в ставшей уже традиционной аудитории 8 Богословского факультета Софийского университета имени cвятого Климента Охридского, сообщает Dveri.bg.

Впервые на этих мероприятиях ведущими были двое священников председатель столичного храма Святой Софии протоиерей Ангел Ангелов и клирик Русенской епархии и ассистент Православного богословского факультета Великотырновского университета имени святых Кирилла и Мефодия священник Добромир Димитров. Присутствовали преподаватели и студенты Богословского факультета Софийского университета.

Встреча началась кратким вступлением главного ассистента Павла Павлова, ознакомившего аудиторию с наиболее важными работами отца Георгия о Церкви, среди которых выделяется очерк Соборность Церкви, включенный в первый том сочинений знаменитого богослова на болгарском языке под заголовком Библия, Церковь, Предание православная точка зрения (София, 2003). Докладчик подчеркнул, что отец Георгий начал заниматься этими вопросами в 30-е годы ХХ века и конкретнее после 1932 года, когда он был рукоположен во иерея. После этого оба ведущих ознакомили аудиторию с основными положениями экклезиологии отца Георгия Флоровского.

В начале отец Добромир определил прошедшее столетие как время экклезиологии и подчеркнул, что, по сути, полного и исчерпывающего определения для Церкви нет и не может быть, и, вероятно, единственным исключением является классическое выражение св. Апостола Павла о Церкви как теле Христовом (Еф. 4:12 и др.). В свою очередь отец Ангел обратил внимание на конкретные отрывки из Соборности Церкви и подчеркнул, что, хотя и неопределимая, Церковь может быть названа местом преодоления всех противоположностей. Далее отец Добромир поставил акцент на общественном характере Церкви, которую не надо считать местом одиночного пребывания и единичного спасения отдельных индивидов, а отец Ангел высказался о Церкви как о живом образе вечности во времени.

Свои мнения и вопросы высказали присутствующие преподаватели, студенты и гости, что очень оживило дискуссию и придало практическую направленность разговору. К концу встречи доктор Павел Павлов определил Церковь как перевернутую пирамиду, в структуре которой находящиеся в самом низу несут на своих плечах всю тяжесть.

Следующая встреча-разговор, посвященная богословию отца Георгия Флоровского, состоится после пасхальных праздников и будет посвящена христианской философии и ее присутствию в творчестве отца Георгия.

Источник: Патриархия.ru, 15 апреля 2009 г.

***

К празднику Пасхи в храме Рождества Предтечи на Пресне откроют васнецовские фрески

В храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне закончены реставрационные работы центральной части храма. К Светлому Христову Воскресению древняя часть храма предстанет во всей своей красе.

Уникальность росписей храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне заключается в том, что, по предположению искусствоведов, они выполнены знаменитым художником Виктором Михайловичем Васнецовым, который работал над росписью церкви Рождества Иоанна Предтечи и выполнял эскизы для этого храма.

В четверике храма на его восточном своде можно увидеть васнецовскую композицию Бог Саваоф. По своему исполнению она близка к знаменитой работе художника Единородный сын - Слово Божие из Владимирского собора в Киеве. В собрании Государственной Третьяковской галереи сохранены эскизы мастера к композициям Оплакивание, Бог Саваоф и Преддверие Рая.

Своды, стены, оклады клиросных икон в главном объеме храма выполнены из стеклянной мозаики. Особенно впечатляет центральный свод объема, соединяющего четверик с трапезной частью храма. Здесь мозаикой выложен равноконечный крест со словом БОГ на голубом фоне. Крест вписан в перекрещивающиеся четырехугольники - символ сотворенной Вселенной. Иконография восходит к ранне-христианским образцам, одним из которых является мозаика V века баптистерия Альбеньи в Италии. Мозаичные работы в Предтеченском храме выполнены в технике Hinterglassmalеrei (живопись стеклом), в настоящее время секрет этой техники утрачен. В классической мозаичной технике золото помещается между стеклами, а здесь золото и серебро различных видов нанесено на обратную сторону стекла, что создает эффект зеркальной поверхности. Кусочки стекла имеют различную, часто неправильную форму, в результате чего образуется сложная живописная фактура. Мозаика из подцвеченного стекла, характерная для эпохи модерна, также была излюбленной техникой В.М. Васнецова.

Реставрация центральной части храма была начата полгода назад, усилиями прежнего настоятеля храма епископа Амвросия, после того как были завершены реставрационные работы в центральном алтаре, а также в правом приделе храма.

Также в ближайшее время планируется установить на свои места отреставрированные уникальные мозаичные киоты возле главного алтаря и возвратить на место главную святыню храма икону Ангел пустыни (XVII в).

Источник: Патриархия.Ру, 15 апреля 2009 г.


3. Анонс события

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. Вернадского
НОРВЕЖСКАЯ ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ АССОЦИАЦИЯ
КРЫМСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА КОНФЛИКТОЛОГОВ УКРАИНЫ
СЕТЬ КУЛЬТУРНОГО ОБМЕНА И МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ДОВЕРИЯ
CЕВАСТОПОЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ УКРАИНСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
ПРОГРАММА РАСШИРЕННОГО ДОСТУПА И ОБУЧЕНИЯ В ИНТЕРНЕТ (IATP) в Севастополе

Приглашают к участию в восьмом международном семинаре
Этничность и власть: новая геополитическая карта Европы и проблемы безопасности в Черноморско-Каспийском регионе

21-23 мая 2009 г.
г. Ялта, Ливадия

На семинаре предполагается обсуждение следующих вопросов:

- Этническая карта Европы и геополитические изменения в Черноморско-Каспийском регионе;
- Региональная, национальная и международная безопасность: крымское измерение;
- Этнополитические процессы и международные отношения в условиях мирового финансового кризиса;
- Исламский фундаментализм и новые вызовы глобализирующегося мира;
- Этнические элиты и геополитические интересы;
- Политические мифы и этнокультурные стереотипы;
- Религиозная и этническая идентичность как объект манипулятивных технологий;
- Защита прав национальных меньшинств: Европейские стандарты и постсоветская реальность;
- Управление этническими конфликтами: теоретические и прикладные проблемы;
- Механизмы формирования межэтнической и межконфессиональной толерантности;
- Стратегия и тактика этнополитического менеджмента;
- Роль СМИ в формировании этнополитической культуры общества;
- Этничность, социальные сети и социальный капитал;
- Устойчивое развитие как проблема многоэтничного гражданского общества.
- Лингвистические аспекты межкультурных коммуникаций.

Список вопросов открыт для продолжения.
В рамках семинара состоится работа первого молодежного форума стран Черноморско-Каспийского региона.

Руководители семинара:

Татьяна Сенюшкина, доктор наук государственного управления, профессор кафедры политических наук и социологии Таврического национального университета им. В.И.Вернадского, г. Симферополь, Крым, Украина.
Кьяртан Селнес, доктор философии, советник по социальным и философским наукам Норвежской гуманистической ассоциации, г. Осло, Норвегия.

Тезисы выступлений участников будут опубликованы по итогам работы семинара.
Проезд и размещение за счет участников. Стоимость проживания в санатории, включая 3-х разовое питание и медицинское обслуживание от 200 грн. до 250 грн. в сутки с одного человека в зависимости от класса номера.
Регистрационный взнос 300 грн. Для студентов и аспирантов 150 грн. Публикация оплачивается отдельно. Стоимость публикации из расчета 30 грн. за 1 страницу текста. Возможно заочное участие в семинаре. При заочном участии оплачивается стоимость публикации и 50% оргвзноса. Объем тезисов до 5 стр., статьи до 12 стр. Шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал 1,5. Поля со всех сторон 2 см. В левом верхнем углу указываются: имя и фамилия жирным курсивом, степень, звание, должность и место работы (обычным курсивом), ниже по центру название статьи (жирным шрифтом). Страницы не нумеруются. Сноски указываются в квадратных скобках, список литературы в конце статьи. Публикация тезисов в авторской редакции. Просим внимательно вычитать текст.

Участникам семинара будут предложены экскурсии по дворцово-парковому комплексу Южного берега Крыма (Ливадийский дворец, Воронцовский дворец в Алупке, Дворец Александра III в Массандре), экскурсия на винзавод Массандра с дегустацией лучших крымских вин, посещение Никитского ботанического сада.

Рабочие языки: украинский, русский, английский.

Для участия в семинаре необходимо отправить заявку в электронном виде по установленной форме
не позже 15 мая 2009 г. Тезисы и статьи для публикации принимаются до 23 мая 2009 г. в электронном и бумажном виде. Бумажная копия текста обязательна.
E-mail: nce@mail.ru, копия: argonavt2@gmail.com
Распечатанный вариант заявки и тезисов просьба отправлять почтой по адресу:
Татьяна Сенюшкина, а.я. 65, Севастополь, 99043
Более полная информация на сайте: http://www.nce.ua.iatp.net

Заявка
на участие
в восьмом международном семинаре
Этничность и власть:
новая геополитическая карта Европы и проблемы безопасности
в Черноморско-Каспийском регионе

21-23 мая 2009 г.
г. Ялта, Ливадия


Ф.И.О________________________________________________________________
Научная степень________________________________________________________
Ученое звание__________________________________________________________
Место работы (учебы)____________________________________________________
Должность_____________________________________________________________
Тема выступления______________________________________________________
______________________________________________________________________

Почтовый адрес для пересылки сборника__________________________________
______________________________________________________________________
Телефон раб.__________________________________________________________
Телефон дом.__________________________________________________________
Телефон моб.__________________________________________________________
Факс_________________________________________________________________
E-mail_________________________________________________________________
Предполагается личное /заочное участие (нужное подчеркнуть)
Прошу забронировать для меня место в санатории Да /Нет (нужное подчеркнуть)
Категория номера
1. люкс (250 грн.)
2. полулюкс (230 грн.)
3. двух/трехместный блочный (200 грн.)
Дата прибытия ___________________ Дата убытия_______________________
Дата_______________________Подпись____________________________________

Заполненные заявки принимаются в электронном и бумажном виде по адресу:

E-mail: nce@mail.ru, копия: argonavt2@gmail.com

Татьяна Сенюшкина,
а.я. 65, Севастополь, 99043
не позже 15 мая 2009 г.

Более полная информация на сайте: http://www.nce.ua.iatp.net


4. Анонсы проекта "Dansk.Ru - История и культура Дании"

Собор св. Олая в Хельсингёре
Культура / Искусство
15.04.2009 г.

Церковь Св. Олая была названа в честь ее защитника, впоследствии канонизированного норвежского короля Олафа Святого, который потерпел поражение у Стиклестед в 1030 году. Его изображение встречается на старинных церковных печатях 1616 года, а также в разных уголках церкви, где мы видим его попирающим змия язычества.
Подробнее: http://dansk.ru/content/view/151/1/lang,ru/

"Скандинавские Древности": Интернет-конференция
Новости
06.04.2009 г.

10-30 сентября 2009 г. на сайте Dansk.Ru будет проходить I Международная научная Интернет-конференция "Скандинавские Древности". Цель конференции диалог широкого круга специалистов, занимающихся изучением Древней Скандинавии. К участию в конференции приглашаются археологи, историки, этнографы, антропологи, лингвисты, филологи, искусствоведы, культурологи, религиоведы ученые, музейные работники и преподаватели, сфера научных интересов которых связана с осмыслением истории Древней Скандинавии и проблемами ее восприятия.
Подробнее: http://dansk.ru/content/view/141/1/lang,ru/

Викинги и человеческие жертвоприношения
Новости
16.03.2009 г.

На протяжении нескольких последних десятилетий были раскопаны культовые постройки и жертвенники Эпохи викингов, но только сейчас археологи могут рассказать об их историческом фоне и предназначении. Новые археологические данные проясняют несколько описаний дохристианской религии викингов и их ритуалов в древнескандинавских сагах и стихах Эдды, которые впервые были записаны в раннем Средневековье и до настоящего времени были не очень понятны.
Подробнее: http://dansk.ru/content/view/117/1/lang,ru/


Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка
UPELSINKA - Upelsinka's Page
e-Mail: info@upelsinka.com  
e-Home: http://www.upelsinka.com

Архив рассылки "Введение в религиоведение"- см. в разделе "Упельсинкины рассылки" на сайте www.upelsinka.com
При перепечатке материалов ссылка на рассылку
Современное религиоведение
обязательна!


В избранное