Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Современное религиоведение Выпуск 22


Информационный Канал Subscribe.Ru


СОВРЕМЕННОЕ
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Выпуск  22

11 февраля 2003 г.


Темы Выпуска:

1. "Упельсинкины новости"/ Вместо предисловия

2. Обращение участников XI Рождественских образовательных чтений к Президенту России/ Публикации портала "Религия и СМИ"

3. Причины падения национальной экономики, или по ком звонит колокол

 


1. "Упельсинкины новости"

Сегодняшний Выпуск - особенный. Я посвящаю его Православной традиции, которая "занимает исключительное место в жизни нашего народа и государства" (см. раздел 2). Моим субъективным профессиональным комментариям отвожу третий раздел.


2. Обращение участников
XI Международных Рождественских образовательных чтений
к Президенту Российской Федерации В.В. Путину

10.02.2003

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

С каждым годом Международные Рождественские чтения приобретают все больший размах. На них собираются представители почти всех регионов России, всех слоев нашего общества - не только педагоги и духовенство, но и ученые, государственные мужи, предприниматели, деятели литературы и искусства, студенческая молодежь.

Участники XI Международных Рождественских Образовательных чтений единодушны в своем мнении о необходимости государственной и общественной поддержки активно развивающейся в нашей стране практики изучения православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Считаем особо важным последовательно проводить государственную политику в области образования в соответствии с Национальной доктриной образования и международными документами в области прав ребенка, в которых провозглашается необходимость приоритетов освоения национальной культуры в рамках государственного образования. Православная традиция занимает исключительное место в жизни нашего народа и государства. Ее изучение должно стать неотъемлемым элементом государственного образования.

Православие веками формировало культуру России, нравственность общества, созидало духовные основы российской семьи, оказывало огромное воздействие на развитие всех сфер жизни Российского государства.

И сегодня преобладающее большинство населения России признает себя православным. И это не случайно. В смутные времена, в пору тяжелых испытаний народ наш всегда прибегал под спасительный омофор Церкви, признавая приоритет духовного начала жизни. Без Бога существование человека теряет смысл, размываются нравственные устои, разрушается семья, деградирует общество, ослабевает государство.

Только совместными усилиями Церкви, общества и государства можно справиться с негативными тенденциями нынешнего развития нашей страны. Мы обращаемся ко всем ответственным людям, облеченным властью, и призываем их исполнить свой долг перед Богом, Отечеством и народом.

Экстремизм, грозящий стать одним из самых страшных бедствий двадцать первого века, есть прямое продолжение и последствие пренебрежительного отношения к человеческой личности и ее духовной сути, утверждавшегося идеологически и осуществлявшегося на практике тоталитарными режимами двадцатого века. Поэтому такую озабоченность вызывают рецидивы воинствующего безбожия. Атеистический экстремизм ничуть не лучше фашизма. Устроители кощунственной выставки, позорящие имя академика А.Д. Сахарова, который сам был внуком православного священника, должны быть строго наказаны.

Участники Чтений обращают особое внимание на недопустимость попрания Православных святынь на Соловецких островах. Превращение в объект интенсивной коммерческой деятельности грозит обители, созданной пятивековым трудом православных подвижников, хранящей память о святых новомучениках XX столетия. Нельзя кощунственно строить увеселительные заведения на святом месте. Просим Вас предотвратить это преступление.

Несмотря на Закон о свободе совести, Российская школа в целом продолжает оставаться атеистической. Идеологическая инерция системы образования очень сильна. Вместе с тем потребность религиозного просвещения нашего общества, на протяжении почти целого века отлученного от общечеловеческих ценностей, сегодня чрезвычайно высока.

Отрыв российской светской школы от духовно-нравственных традиций Православия продолжает оставаться одной из основных причин, препятствующих возрождению национальной экономики и культуры, преодолению демографического кризиса нашего общества, решению многих других социально значимых проблем - роста преступности, наркомании, распада семей.

Должно быть сделано все возможное, чтобы развитие практики изучения православной культуры в российской школе осуществлялось свободно, без нарушения прав ребенка, с учетом законных прав и интересов родителей, учащихся, педагогов на благо всего нашего общества и государства.

Участники Рождественских чтений с горечью констатируют удручающее состояние, в котором продолжает пребывать современная российская культура. Неужели страна, давшая миру Пушкина, Достоевского и Толстого, ничего не может предложить своему народу, кроме омерзительной смеси пошлости, насилия, разврата, которую непрестанно извергают на нас СМИ - телевидение, бульварные журналы и газеты, распространяющиеся безо всякого ограничения, которые невозможно взять в руки любому приличному человеку, а не только ребенку. Безответственные люди, одержимые греховными страстями, ради наживы сеют вокруг себя ядовитые семена зла и разрушения, пытаясь убить в неокрепших детских душах стремление к подлинной духовной культуре, искоренить стремление к нерушимому семейному укладу, к нравственной ответственности перед близкими, родными, выкорчевать любовь к своей родной земле.

Вам как Президенту не может быть безразлично будущее России. Мы призываем Вас найти пути защитить духовное и нравственное благополучие наших детей, поддержать усилия здоровых сил нашего общества по обновлению деятельности современной российской школы на незыблемом фундаменте традиционной культуры, духовности и нравственности народов России.

Многоуважаемый Владимир Владимирович! Благодарим Вас за постоянное внимание, которое Вы уделяете Русской Православной Церкви, проблемам российского образования. Мы благодарны Вам и за помощь ежегодным Международным Рождественским Образовательным чтениям - при Вашем содействии их торжественное открытие традиционно проходит в Государственном Кремлевском дворце. Надеемся на Вашу всестороннюю поддержку дела духовно-нравственного возрождения России, которое столь необходимо сегодня нашему народу.

"Служба коммуникации ОВЦС МП"

Источник: http://www.religare.ru/article.php?num=1802


3. Причины падения национальной экономики, или по ком звонит колокол

Международные Рождественские чтения, приобретающие все больший размах в России, уже известны своей недвусмысленной позицией по отношению к религиоведению. Так, выступая на Восьмых Рождественских чтениях (январь, 2000), патриарх Алексий II заявил: "Надо пытаться на уровне Министерства образования вводить в учебные государственные учреждения курс теологии или основ православной культуры. Мы категорически против предмета "религиоведение", потому что этот предмет чаще всего преподают бывшие преподаватели научного атеизма, и происходит размывание основы Православия. Чаще всего в предмете "религиоведение" даются знания "обо всем понемножку" и нет возможности дать курс православной культуры, православного вероучения" ("Русь державная". ╧ 2 (69). 2000. С. 2. Цит. по: "Проблемы преподавания и современное состояние религиоведения в России. Материалы конференций. Москва, 2000-2001. - М., "Рудомино", 2002. С. 53)

По всей видимости, попыток "на уровне Министерства" оказалось недостаточно, и участники Рождественских чтений предприняли еще одну - на уровне Президента Российской Федерации. Иначе как объяснить очередное Обращение Русской Православной Церкви, опубликованное сегодня "Службой коммуникации ОВЦС МП" ?

По большому счету, настоящее Обращение - это старая песня на старый лад. И слова этой песни - об исключительности того места, которое занимает Русская Православная Церковь в жизни народа и государства.

Оставим правовое решение вопроса введения "изучения Православной традиции" специалистам в области религии и права. Остановимся лишь на тех аргументах, которые изо дня в день приводят иерархи Русской Православной Церкви в защиту своей позиции.

Заявления о "преобладающем большинстве населения России", которое "признает себя православным" - голословны. Обратимся к данным, приведенным в статье зав. кафедрой новой и новейшей истории Башкирского государственного университета А.Б. Юнусовой "Задачи преподавания религиоведения в многонациональном регионе":

"Где же тот моноконфессиональный регион, в котором возможно преподавание "традиционно-религиозной" теологии? - спрашивает автор статьи и констатирует - В Приволжском округе такой не нашелся". Далее автор выходит за рамки Приволжского федерального округа и обнаруживает там полиэтническую и поликонфессиональную картину, приводя следующие статистические данные:

"Карелия: русские - 73,6%; карелы - 10%; белорусы - 7%; украинцы - 3,6%; финны - 2,3%; вепсы - 0,8%. Условно всех можно объединить под знаком христианства, однако какого? Православного толка? Между тем, финны в большинстве своем - лютеране, карелы сохраняют пристрастия к древним богам, белорусы и украинцы относятся как к католическим, так и православным приходам.

Саха (Якутия): численность населения Республики Саха (Якутия) составляет около 1 млн. человек, здесь проживают представители более 120 национальностей. Коренное население - саха (по переписи населения 1989 года - 382 тысяч человек). Традиционные верования коренного населения - шаманизм. Обращение значительной части местного населения в христианство не исключает сохранения древних верований.

Курганская область: русские, татары, казахи, удмурты, коми, немцы и пр. верующие объединены в общины 28 конфессий, среди которых РПЦ, Русская Православная Автономная Церковь (РПАЦ), РПЦ за границей, Древлеправославная поморская, Истинно Православная, Бахаи, мусульмане, ЕХБ, Новоапостольская, мормоны, муниты и пр." (А.Б. Юнусова. "Задачи преподавания религиоведения в многонациональном регионе". Цит. по: "Проблемы преподавания и современное состояние религиоведения в России. Материалы конференций. Москва, 2000-2001. - М., "Рудомино", 2002. С. 86-87).

Да и сама Москва не отличается моноэтничным и моноконфессиональным составом: "По данной старой еще переписи 1989 г. здесь проживают представители более 120 национальностей, среди которых русские составляют 89%, 22 национальности образуют мусульманский социум - татары, башкиры, азербайджанцы, таджики, узбеки, туркмены, чеченцы, казахи и т.д. - они составляют вместе до 10% населения столицы". (А.Б. Юнусова. "Задачи преподавания религиоведения в многонациональном регионе". Цит. по: "Проблемы преподавания и современное состояние религиоведения в России. Материалы конференций. Москва, 2000-2001. - М., "Рудомино", 2002. С. 86-87).

Российская школа в целом действительно продолжает оставаться атеистической, однако потребность религиозного просвещения не означает потребности введения предмета "Основы православной культуры" (а попросту - Закона Божия) в школы, где обучаются учащиеся разных национальностей - будь то Москва, или Приволжский федеральный округ...

Потрясая святынями русской литературы (Пушкин, Достоевский, Толстой), как когда-то делали это и большевики, высокопоставленные иерархи Русской Православной Церкви забывают о том, что великий писатель "Войны и мира" не разделял позиции "традиционного" Православия, за что и был отлучен от Церкви.

Никто и не думает отрицать ту культурнотранслирующую функцию, которую несет на себе любая религия, в т.ч. христианство. Для России Православная культура в действительности "оказывала огромное воздействие на развитие всех сфер жизни Российского государства." И живы архивы, которые свидетельствуют об этом воздействии...

Экономическое развитие России - дело государственной важности. Однако среди тех, кто стремится помочь ей выйти из кризиса, мы видим представителей различных религиозных течений - иудеев, мусульман, католиков, протестантов...

Долг "перед Богом, Отечеством и народом" - это, прежде всего, наша совесть. Подобные "Обращения" свидетельствуют, увы, не о пастырской заботе, а о политической ангажированности церковной иерархии, о ее стремлении обрести власть над нашими душами. Интимный акт обращения в веру становится первоочередной политической задачей, от решения которой зависит наша свобода.

Марина В. Воробьева, религиовед.
10 февраля 2003 г.


Приглашаю всех желающих подписаться на почтовую рассылку "История религий" . Религии древности и современности, библиографические каталоги, ссылки - все эти и многие другие материалы читайте в рассылке "История религий". Подписаться на рассылку можно, отправив пустое письмо с темой "subscribe" по адресу religion@upelsinka.com


Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка
UPELSINKA - Upelsinka's Page
e-Mail: upelsinka@mail.ru  
e-Home: http://www.upelsinka.com

Архив рассылки "Введение в религиоведение"- http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies

Внимание! При перепечатке материалов ссылка на рассылку
Современное религиоведение
обязательна!

Рассылки Subscribe.Ru
Религиозная жизнь в Нидерландах
Новости "Упельсинкиной страницы"
Новости сайта "Мирча Элиаде"


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное