Палеонтология: книги и статьи

Палеонтология: книги и статьи

Цифровые библиотеки и аудиокниги на дисках почтой от INNOBI.RU

Новости

Палеозоология 07.08.2019 (Палеозоология) На берегах Волги найдены два новых хищных звероящера пермского периода Уникальным «переходным» характером обладает Сундырское местонахождение, расположенное на берегу Чебоксарского водохранилища на границе Чувашии и Марий Эл: в нём находят остатки животных, захороненные во время глобальной фаунистической перестройки, происходившей в середине пермского периода. Изучив находки, сделанные в этом местонахождении за последнюю пару лет, российские палеонтологи описали двух новых хищных звероящеров из группы тероцефалов. Эти виды более продвинуты в эволюционном смысле, чем все, кого находили в Сундыре раньше.

Палеозоология 07.08.2019 (Палеозоология) В Новой Зеландии нашли новый вид альбатроса эпохи плиоцена Новый род и вид альбатросов описали палеонтологи. Вид исчезнувших птиц обитал 3-3,4 миллиона лет назад в Новой Зеландии, говорится в International Journal of Avian Science. Он был меньше всех ныне живущих представителей семейства, и, судя по форме клюва, охотился преимущественно на рыбу. Почему он вымер, неизвестно. Как предполагают исследователи, он мог не выдержать конкуренции с другими морскими птицами.

Палеозоология 31.07.2019 (Палеозоология) Палеонтологи описали «тысячелетних соколов» кембрийского периода Отложения, сохранившие сотни образцов неизвестных, но, по-видимому, весьма распространенных животных, облик которых сразу напомнил учёным космический корабль «Тысячелетний сокол» (Millennium Falcon) из вселенной «Звездных войн» обнаружили в 2018 году канадские палеонтологи. В официальном названии, которое авторы находки дали вымершему существу, отразилось сходство внешности с кораблём из вымышленной вселенной - Cambroraster falcatus. Несмотря на свой несколько нелепый вид экзотический хищник был одним из самых крупных существ в океанах кембрийского периода.

Палеонтология 16.07.2019 (Палеонтология) Мезозойские морские рептилии Сибири жили и в теплых, и в холодных водах Остатки морских рептилий юрского и мелового периодов много раз находили геологи на территории Сибири. Для геологического картирования и поиска полезных ископаемых эти остатки роли не играли, поэтому оставались вне интересов геологов. Палеонтологи их тоже игнорировали, поскольку остатки были представлены в основном малоинтересными отдельными позвонками или зубами. Но даже из этих обломков российским ученым в конце концов удалось извлечь крайне любопытную информацию об образе жизни ихтиозавров и плезиозавров.

Палеозоология 15.07.2019 (Палеозоология) Ученые открыли новый род динозавров с утиным клювом Ранее неизвестный науке вид динозавров, получивший название Aquilarhinus palimentus, открыли учёные из Института палеонтологии Микеля Крузафона.

Палеозоология 14.07.2019 (Палеозоология) В желудке микрораптора нашли ящерицу нового рода и вида В желудке микрораптора Microraptor zhaoianus палеонтологи обнаружили ящерицу неизвестного вида, говорится в Current Biology. Благодаря тому, что динозавр проглотил ящерицу целиком - удалось изучить её строение. Добыча микрораптора помогла не только выяснить его рацион, но и исследовать пищевую цепь биоты Джехол, которая сформировалась на территории современного Китая 120–133 миллиона лет назад.

Палеозоология 10.07.2019 (Палеозоология) В Бразилии обнаружен новый плотоядный динозавр - Весперозавр В штате Парана в Бразилии был обнаружен динозавр, живший около 85 миллионов лет назад в пустынной среде.

Палеозоология 30.06.2019 (Палеозоология) Среди древних крокодиломорфов нашли несколько травоядных В Current Biology сообщается, что некоторые вымершие крокодиломорфы были травоядными. Диету удалось реконструировать по морфологическим характеристикам зубов. Оказалось, что среди вымерших родственников современных крокодилов были не только хищники, но и травоядные, всеядные и даже дурофаги.

Палеозоология 17.06.2019 (Палеозоология) В Беларуси под Солигорском в шахте обнаружили останки ракоскорпиона Останки ракоскорпиона были снова обнаружены на Краснослободском руднике 2-го рудоуправления. В рудниках «Беларуськалия» уже случались подобные находки, причём все они были найдены на третьем калийном горизонте, возраст каждого из них насчитывает порядка 350-360 миллионов лет.

Палеозоология 15.06.2019 (Палеозоология) В Австралии обнаружили останки гигантского трилобита Невероятно распространенными членистоногими, населявшими Мировой океан между 540 и 252 миллионами лет назад были трилобиты. Их хитиновые экзоскелеты неплохо сохраняются и обнаруживаются в отложениях по всему миру. Сегодня палеонтологи насчитывают свыше 10 тысяч ископаемых видов и 5 тысяч родов, объединяемых в 150 семейств и 9 отрядов. Редлихиды — представители ранних трилобитов, существовавшие в кембрийскую эпоху, около 500 миллионов лет назад. А недавно в Австралии нашлись останки крупнейшего их представителя, который получил соответствующее наименование — Redlichia rex.

Палеозоология 14.06.2019 (Палеозоология) В Сибири нашли голову волка, жившего в ледниковый период Голову древнего волка, умершего 40 тысяч лет назад в последний ледниковый период, в августе прошлого года обнаружил житель Абыйского района, который находится на севере Якутии.

Палеоботаника 10.06.2019 (Палеоботаника) Окаменевшие орешки древнего дерева озадачили палеонтологов На юге Аргентины в геологической формации Лагуна-дель-Унко (Laguna del Hunco) были обнаружены окаменевшие образцы плодов и листьев дерева, которое росло 52 миллиона лет назад. Учёные определили, что найденные образцы принадлежат дереву из рода кастанопсис, или каштанник (Castanopsis), представители которого растут на Земле и поныне. Но идентификация растения крайне удивила исследователей, ведь все известные кастанопсисы, как давно вымершие, так и существующие в наши дни, распространены в северном полушарии.

Палеозоология 01.06.2019 (Палеозоология) Саблезубые тигры оказались сильнее, чем предполагалось ранее Уже долгое время предназначение огромных клыков саблезубых тигров является причиной споров между разными учеными. Часть исследователей полагает, что древние кошки убивали своих жертв только при помощи острых когтей, а клыки использовались только для протыкания их мягких шей. Другие же ученые уверены, что клыки были настолько прочными, что вполне могли пробивать кости — недавно у них появились весьма убедительные доказательства своей теории.

Палеозоология 30.05.2019 (Палеозоология) В Таиланде открыли двух новых тероподов — «льва» и «гепарда». Окаменелости ждали своего часа тридцать лет В Таиланде в нижнемеловых отложениях были найдены окаменелости 30 лет назад. Определить новые два вида тероподов смогли только после того, как исследователи решили пересмотреть останки, которые хранились в музее. Бродили эти хищники по просторам Юго-Восточной Азии 125 млн лет назад.

Палеозоология 20.05.2019 (Палеозоология) Кость мастодонта на американской ферме может привлечь ученых со всего мира Пара фермеров из Айовы около 30 лет назад на своей собственности обнаружили кости огромного животного. Вначале оно было идентифицировано как мамонт, но потом эксперты разглядели в нём мастодонта - более древнего предка современных слонов. Недавно на этой же ферме была найдена челюсть того же животного, причем обнаружил его подросток, который просто гулял у ручья.

Палеоклиматология 15.05.2019 (Палеоклиматология) Определены условия, при которых «сдетонировал» кембрийский взрыв Один из важнейших факторов эволюции жизни на Земле - насыщенность среды кислородом. Геохимики предполагали ещё в середине XX века, что кембрийский взрыв — быстрое (по масштабам геологического времени) появление основных групп многоклеточных животных, особенно скелетных, в палеонтологической летописи на рубеже эдиакарского и кембрийского периодов — связан с резким повышением уровня кислорода в атмосфере и Мировом океане. Циклы углерода и серы были сопряжены в раннекембрийскую эпоху как друг с другом, так и с изменениями видового разнообразия скелетных животных, показали современные методы анализа стабильных изотопов углерода и серы в совокупности с детальнейшей летописью изменения изотопных соотношений. Биогеохимическое моделирование этих спаренных циклов позволяет связать их с колебаниями объемов поступления кислорода, которые и предопределяли рост и спад биоразнообразия. В свою очередь первое фанерозойское массовое вымирание животных, случившееся во второй половине раннекембрийской эпохи, было обусловлено резким обеднением морских мелководий кислородом.

Палеозоология 07.05.2019 (Палеозоология) Родственник свирепого тираннозавра был менее метра ростом Вид динозавра, обитавшего 92 миллиона лет на территории нынешнего штата Нью-Мексико, описал палеонтолог из США Стерлинг Несбит (Sterling Nesbitt). Удивительно то, что Несбит двадцать лет назад во время школьной экспедиции нашел окаменевший скелет этого динозавра, и эта находка заставила его выбрать профессию палеонтолога.

Палеозоология 07.05.2019 (Палеозоология) Найденная в бирманском янтаре многоножка жила 99 миллионов лет назад Прекрасно сохранившийся экземпляр древней многоножки, обнаруженной в куске бирманского янтаря, описали палеонтологи из Германии и Болгарии. Она жила на Земле в меловом периоде, примерно 99 миллионов лет назад.

Палеозоология 26.04.2019 (Палеозоология) Древний краб сохранил во взрослом состоянии личиночные черты Международная группа палеонтологов обнаружила исключительно хорошо сохранившиеся окаменевшие останки необычного краба, жившего в середине мелового периода (примерно 95 миллионов лет назад).

Палеозоология 18.04.2019 (Палеозоология) Открыт новый вид древних «кошек», которые были крупнее белых медведей В 1981 году палеонтологами в Юго-Западной Кении были найдены окаменелости некого хищника, вид которого не был определен. Там же были найдены другие окаменелости разных животных и человекообразных обезьян. В то время ученых заинтересовали только останки приматов, а кости неизвестного хищника были оставлены в Национальном музее Кении в Найроби. Недавно эти останки были наконец-то изучены исследователями из Университета Огайо — ранее неизвестному хищнику дали название Simbakubwa kutokaafrika, что переводится как «большой лев из Африки».

Палеоантропология 15.04.2019 (Палеоантропология) Древних людей с острова Лусон отнесли к новому виду Найдены зубы и кости рук и ног, принадлежавшие людям, в пещере Кальяо на острове Лусон (Филиппины). Возраст останков 50–67 тысяч лет. На их основе, благодаря морфологическому своеобразию находок, был описан новый вид людей Homo luzonensis. Как и «хоббиты» с острова Флорес, лусонские люди, возможно, являются потомками азиатских Homo erectus, измельчавшими в условиях островной изоляции. Впрочем, не исключено и их происхождение от более примитивных гоминид, близких к хабилисам или австралопитекам. Выделить ДНК из костей и зубов H. luzonensis пока не удалось.

Палеозоология 10.04.2019 (Палеозоология) 430 миллионов лет назад в морях плавал ктулху Останки древнего беспозвоночного, жившего в морях силурского периода (около 430 миллионов лет назад) описали палеонтологи во главе с Имраном Рахманом (Imran Rahman) из Оксфордского музея естественной истории.

Палеозоология 07.03.2019 (Палеозоология) Ученые воссоздали внешний вид детенышей тираннозавра рекса В раннем возрасте детеныши тираннозавра рекса оставались пушистыми и беззащитными.

Биологическая эволюция (Биологическая эволюция) 1970 Киселева Э.А. Книга для чтения по дарвинизму Эта книга предназначена для внеклассного чтения старшеклассников. Автор, удачно используя популярную форму изложения, рассказывает историю открытия законов эволюции, знакомит с основным содержанием их и приводит много ярких примеров, подтверждающих сущность этих законов и различных закономерных явлений живой природы. Материал освещен с позиций современных представлений о развитии органического мира на Земле.

Палеоботаника (Палеоботаника) 1987 Чувашов БИ., Лучинина В.А., Шуйский В.П. Ископаемые известковые водоросли (морфология, систематика, методы изучения) В монографии рассматриваются вопросы морфологии, систематики и палеоэкологии ископаемых известковых синезеленых, красных, зеленых и харовых водорослей. Предложена новая система синезеленых, зеленых и красных водорослей; показаны общие закономерности развития известковой альгофлоры. Рассмотрены проблемы морфологии и классификации палеозойских строматолитов и онколитов.

Палеозоология (Палеозоология) 1973 Масумов А.С. Юрские остракоды Узбекистана В монографии описано около 70 видов и подвидов остракод, принадлежащих более чем к 35 родам и подродам. Подавляющее большинство форм остракод для территории СССР обнаружено и описано впервые. В работе, кроме того, содержится краткая биостратиграфическая характеристика юрских отложений Узбекистана. Впервые для территории юга СССР почти для всех подразделений юрского разреза выделены определенные ассоциации остракодовой фауны, а также приведены некоторые сведения о палеогеографических условиях существования остракод в юрском бассейне и его связях с другими бассейнами юрского периода.

Палеозоология (Палеозоология) 1959 - Основы палеонтологии (в 15 томах). Том 01. Общая часть. Простейшие Фундаментальная работа по палеонтологии. В 15 томах данного справочника содержится описание различных групп ископаемых организмов - от простейших до млекопитающих и от водорослей до покрытосеменных растений.