Однажды пришел монтер и стал устанавливать телефон. Когда он закончил работу, Леня сказал, глядя на новенький телефон:
— Вот бы нам такой!
— А кому же я этот телефон поставил? Теперь этот телефон ваш.
— Нам не такой нужен, нам нужен свой чтобы я мог с завода Иришке в больницу звонить,
— А где больница и завод? — поинтересовался монтер.
— Больница на диване, — сказал. Леня, — а завод в нашей комнате.
— Так-так...- задумался монтер. — Спички есть?
— Есть!
— А нитки?
— Нитки тоже есть.
— Тащите!
Монтер вдел в иголку нитку, потом высыпал спички из коробки и проткнул ее донышко иголкой. После этого он выдернул нитку из иголки. А чтобы кончик нитки не выскочил из коробки, привязал к нему спичку. Ко второму концу нитки монтер точно так же прикрепил вторую коробку из-под спичек. Когда он закончил эту работу, подал детям обе
коробки и сказал:
—Ты, Иринушка, стой здесь, а ты, Леня, беги на свой завод.
Взяла Иришка свою коробку и ждет, а Леня побежал в детскую комнату. Там он остановился,
и нитка между коробками натянулась, как струна. Леня приложил свою коробку к губам, а Иришка свою — к уху.
— Иришка, ты меня слышишь?
— Я тебя и без телефона хорошо слышу.
— А ты закрой второе ухо рукой, — сказал монтер.
Закрыла Иришка второе ухо ладошкой.
— Иришка! — снова закричал Леня.
— Вот теперь хорошо в телефон слышно, — сказала Иришка и приложила свою коробку к губам.
— Леня!.. Ой!
— Что «ой»?—спросил монтер.
— Пальцу щекотно, — сказала Иришка.
— А что же его щекочет?
— Донышко коробки, — говорит Иришка.
— Значит, дрожит? — спросил монтер.
— Да,—согласилась Иришка.
— Донышко дрожит и нитку дрожать заставляет, — добавил монтер.
— А я знаю! — закричал Леня.
— Что ты знаешь?— поинтересовался монтер.
— Бежит дрожь по ниточке к моей коробке и заставляет ее донышко дрожать, и от этого снова получается звук.
— Правильно. Ну, а когда мы разговариваем без спичечного телефона, как звук моего голоса долетает до твоего уха? Ведь ниточки нет, что же дрожит?
Задумались дети. Думали, думали, вот Иришка и говорит:
— Знаете, это воздух дрожит. Приложите-ка пальцы к горлу.
Монтер приложил.
— А теперь скажите «а-а».
— А-а-а, — сказал монтер.
— Чувствуете, как горло дрожит?
— Чувствую.
— Ну вот, когда мы говорим, горло дрожит, и от него начинает дрожать воздух, от этого по воздуху, как по воде, волны бегут, только в воздухе их не видно, зато слышно.
— Ну, что же, молодцы, — сказал монтер и улыбнулся детям на прощание.
Сделай и ты телефон из нитки и спичечных коробок. Поговори с кем-нибудь по этому телефону,
а потом прикоснись пальцем к нитке. Услышат ли тебя? Почему, если нитке прикоснуться пальцем, звук до второй коробочки не добегает?
При изготовлении игрушечного телефона нужно иметь в виду, что нитка, натянутая между двумя коробочками, не должна касаться никаких предметов, в том' числе пальцев, которыми держат коробочку. Надо объяснить детям, что если нитка прикасается к какому-нибудь предмету, то дрожание нитки передается этому
предмету и дальше не распространяется. Поэтому во второй коробочке звука не слышно. Вместо спичечных коробок можно взять любые другие коробочки подходящих размеров: из-под пудры, зубного порошка, скрепок. Один мальчик написал мне, что он использовал вместо ниточки тонкую проволочку без мягкой изоляции длиной в сорок шагов.
Этот опыт он делал с приятелями на улице, и было очень хорошо слышно.
Можно показать детям, что звук распространяется не только по ниточке, но и по другим предметам. Если, купаясь в реке, опустить голову в воду так, чтобы погрузились и уши, то можно услышать звук плещущихся рядом людей, далеко работающего мотора катера и т. п.
Звук хорошо распространяется в металлах. Чтобы убедиться в этом, можно постучать по отопительной батарее. В соседней квартире этот звук будет слышен очень хорошо. Конечно, не надо злоупотреблять этим опытом, так как звук по трубам передается не только в ту квартиру, куда вам надо, но и во все остальные
квартиры тоже.
Интересный опыт был описан в письме одной девочки. Ее мама бросала в наполненную водой ванну камушек, а девочка, приложив ухо к стенке ванны, слушала, как распространяющиеся кругами волны начинали плескаться о стенку ванны. Получалась наглядная картина, объясняющая, как звуковые волны распространяются и
достигают уха.
Надо иметь в виду, что в этом опыте ребенок услышит звук упавшего камня дважды. Сначала он услышит звук, который был передан с помощью звуковых волн, которые в воде, так же как и в воздухе, невидимы и распространяются с большой скоростью. Потом ребенок увидит обычные волны на поверхности воды, которые
кругами распространяются во все стороны от места падения, и, наконец, когда эти волны добегут до стенки ванны, он их услышит. Нужно объяснить ребенку, что настоящие звуковые волны в воде, как и в воздухе, не видны, а опыт с волнами на поверхности воды вы сделали для того, чтобы лучше понять, как звук распространяется во все
стороны в воздухе, в воде и других веществах.
Место на речке Майанус возле американского города Бедфорда (штат Нью-Йорк) местные жители называют «десятифутовой дырой». Русло речки образует заводь шириной около 15 м. Зимой в этой заводи образуется совершенно круглый ледяной «блин» примерно 8 м в диаметре, который медленно вращается в
окружении прочного прибрежного льда. Зазор между ледяными берегами и вращающимся ледяным «блином» составляет около 7,5 см, за исключением верхней части, где течение очень быстрое, так что вода не успевает замерзнуть. Время полного оборота — около 6 мин.
Пер. с англ. Л.ГУСЕВОЙ,
Scientific American, 1995.
Ж. Гей Люссак (1778— 1850) — крупнейший французский химик и физик — во время одного из своих химических опытов лишился глаза. Как-то раз его встретил епископ Сиезский — самонадеянный богослов, попавший в число "бессмертных" Французской
академии по протекции.
— Не понимаю, как можно быть ученым, имея всего один глаз! Что можно увидеть одним глазом?
— Да побольше вашего, — не растерялся Гей-Люссак. — Вот, например, я вижу у вас два глаза, а вы у меня только один!
Как будут решать задачу "Вскипятить чайник?" физики и математики
— налить воду, зажечь огонь, поставить чайник на огонь и подогреть до 100С. А теперь новая задача "Вскипятить наполненный водой чайник?"
Физики: зажечь огонь, поставить, нагреть.
Математики: выльем воду из чайника, чем сведем задачу к предыдущей.