"Элементы": новости науки

Рядом с древнейшей скульптурой найдены музыкальные инструменты

Эволюция как сопротивление энтропии

Биологическая эволюция не просто создает новые формы — она создает формы, устойчивые к дальнейшей эволюции.

Статья доктора биологических наук Виктора Щербакова

Рядом с древнейшей скульптурой найдены музыкальные инструменты

26.06.2009

Флейта из пещеры Холе-Фельс, найденная неподалеку от древнейшей в мире статуэтки: a–e — следы обработки птичьей кости каменными орудиями. Фото из обсуждаемой статьи в Nature
Флейта из пещеры Холе-Фельс, найденная неподалеку от древнейшей в мире статуэтки: ae — следы обработки птичьей кости каменными орудиями. Фото из обсуждаемой статьи в Nature

В пещере Холе-Фельс (Hohle Fels, «Полые скалы») на юго-западе Германии найдены древнейшие музыкальные инструменты — флейты из птичьих костей и мамонтового бивня. Находки происходят из того же слоя, что и недавно обнаруженная женская статуэтка, ставшая древнейшим из известных произведений искусства. Открытие показало, что развитая музыкальная культура была присуща нашим предкам уже 35–40 тыс. лет назад, то есть сразу после того, как они пришли в населенную неандертальцами Западную Европу.

Германские археологи, недавно обнаружившие в пещере Холе-Фельс древнейшую в мире скульптуру, сообщили еще об одной сенсационной находке, сделанной ими в той же пещере и в том же самом слое, возраст которого составляет от 35–36 до 44 тыс. лет (наиболее вероятный возраст — около 40 тыс. лет).

Флейта, вырезанная из лучевой кости белоголового сипа, была найдена 17 сентября 2008 года. Белоголовый сип — крупная птица (размах крыльев 230–265 см), кости которой представляют собой идеальный материал для изготовления флейт. Длина сохранившейся части флейты — 21,8 см, диаметр — 8 мм. У флейты пять отверстий для пальцев и два глубоких V-образных выреза на том конце, в который дул музыкант. Противоположный конец инструмента (длиной в несколько сантиметров) не сохранился. Исследователи еще не успели изготовить слепок флейты, чтобы испытать ее музыкальные качества. Но они предполагают, по аналогии с более поздними палеолитическими флейтами, что из инструмента можно было извлечь не менее пяти нот.

В том же слое были найдены небольшие фрагменты двух других флейт, выточенных из мамонтового бивня. Над этими инструментами древним мастерам пришлось потрудиться побольше, чем над флейтой из полой птичьей кости. Сначала вырезалась заготовка, которая затем разделялась вдоль на две половинки. В каждой их половинок вытачивали желобок, а затем половинки каким-то образом склеивали.

Ранее в ориньякских отложениях юго-западной Германии уже было найдено несколько обломков флейт из птичьих костей и мамонтового бивня. В общей сложности, вместе с новыми находками, описаны фрагменты четырех «птичьих» и четырех «мамонтовых» флейт. Ценность новых находок прежде всего в том, что они имеют более точную стратиграфическую привязку: о них можно с уверенностью сказать, что они были изготовлены в самом начале ориньякской эпохи, то есть вскоре после появления в Европе людей современного типа (подробнее о датировке находок из Холе-Фельс см. в заметке В Германии найдена самая древняя в мире скульптура, «Элементы», 15.05.2009).

Стратиграфическое положение флейт в палеолитических отложениях пещеры Холе-Фельс (фрагменты трех флейт показаны желтыми, зелеными и оранжевыми звездочками). Красными звездочками отмечено положение фрагментов холе-фельсской Венеры. Все флейты происходят из слоя Vb — самого нижнего слоя эпохи Ориньяк. Черными точками
Стратиграфическое положение флейт в палеолитических отложениях пещеры Холе-Фельс (фрагменты трех флейт показаны желтыми, зелеными и оранжевыми звездочками). Красными звездочками отмечено положение фрагментов холе-фельсской Венеры. Все флейты происходят из слоя Vb — самого нижнего слоя эпохи Ориньяк. Черными точками обозначены места, где были взяты пробы для радиоуглеродного анализа. Цифры, расположенные рядом с точками, показывают условный («некалиброванный») радиоуглеродный возраст; реальный («калиброванный») возраст примерно на 4000 лет больше. Рис. из обсуждаемой статьи в Nature

Кроме того, находки показали, что уже в самом начале верхнего палеолита игра на музыкальных инструментах была обычной, широко распространенной практикой у наших предков. Возможно, музыка способствовала сплочению коллективов кроманьонцев и в какой-то мере помогала их быстрой экспансии и вытеснению коренного европейского населения — неандертальцев. По мнению авторов, неандертальцы отличались большим «культурным консерватизмом» и «демографической разобщенностью».

Ранее в Словении была найдена медвежья кость с дырочками, которая была интерпретирована как неандертальская флейта, но многие эксперты считают эту интерпретацию сомнительной. Все бесспорные палеолитические флейты, найденные за пределами юго-западной Германии, моложе 30 тыс. лет.

Флейта из Холе-Фельс найдена всего в 70 см от древнейшей женской статуэтки, и авторы не исключают, что эти предметы были каким-то образом связаны друг с другом.

P.S. Недавно появилось первое археологическое подтверждение гипотезы о том, что между сапиенсами и неандертальцами были прямые столкновения. В пещере Ле-Руа (Les Rois) на юго-западе Франции среди множества типичных кроманьонских (ориньякских) артефактов найдена нижняя челюсть неандертальского ребенка с царапинами от каменных орудий. Вероятно, сапиенсы просто-напросто съели юного неандертальца, используя каменные инструменты для соскребания мяса с костей. Впрочем, возможны и другие интерпретации (см.: F. V. Ramirez Rozzi et al. Cutmarked human remains bearing Neandertal features and modern human remains associated with the Aurignacian at Les Rois, PDF, 1,27 Мб // Journal of Anthropological Sciences. 2009. V. 87. Р. 153–185).

Источник: Nicholas J. Conard, Maria Malina, Susanne C. Münzel. New flutes document the earliest musical tradition in southwestern Germany // Nature. Advance online publication 24 June 2009.

См. также:
В Германии найдена самая древняя в мире скульптура, «Элементы», 15.05.2009.

Александр Марков

Эта новость на «Элементах»

Предыдущие новости

25.06 Растения-вселенцы процветают за счет освобождения от паразитов и умелого использования ресурсов

Механизмы, определяющие процветание видов-вселенцев, всё еще понятны не до конца. Исследование 243 видов растений, завезенные в Америку из Европы, показало, что почти все эти растения в Америке поражены меньшим числом видов патогенных грибов и вирусов, чем на родине. Кроме того, они способны к быстрому росту за счет эффективного использования имеющихся ресурсов.

23.06 У микробов обнаружена способность к предвидению

Израильские ученые обнаружили у кишечной палочки Escherichia coli и дрожжей Saccharomyces cerevisae способность к опережающему реагированию, напоминающую классические павловские условные рефлексы. Если в естественной среде обитания один стимул часто предшествует другому, то микробы могут научиться реагировать на первый стимул как на сигнал, предупреждающий о скором появлении второго стимула.

22.06 Из Европы в Африку на зимовку ежегодно улетают два миллиарда птиц

Каждую осень огромное количество птиц, гнездящихся в Европе, летит на зимовку в Африку. Весной они возвращаются обратно. Согласно недавним подсчетам швейцарских орнитологов, общее число мигрирующих птиц оценивается в 2,1 миллиарда особей. Главным образом это мелкие представители отряда воробьиных — пеночки, лесной конёк, деревенская ласточка, разные славки.

19.06 Подтверждено существование новой аллотропной формы углерода

Эксперименты показывают, что холодное сжатие графита приводит к появлению нового состояния углерода, с измененной внутренней структурой и физическими свойствами. Ученые из Китая, США и России теоретически рассчитали кристаллическую структуру графита, находящегося в таких условиях, и идентифицировали это состояние углерода как его новую аллотропную форму — M-углерод.

18.06 Вырубка тропических лесов не спасает население от бедности

Международная команда экологов и экономистов оценила перспективу развития населения, занятого вырубкой тропических лесов, для которого экспорт древесины — единственная возможность быстро поднять уровень жизни. Но, как выяснилось, дальнейшее использование расчищенных от леса площадей оказывается нерентабельным и уровень жизни возвращается к исходным низким показателям.

17.06 Лунное затмение позволило взглянуть на Землю как на экзопланету

Испанские астрофизики опубликовали результаты любопытного эксперимента, который, как они утверждают, увеличивают шансы успешного поиска внесолнечных планет с органической жизнью. Полученный ими спектр солнечного излучения, прошедший через атмосферу Земли и отраженный от Луны, содержал подписи молекулярного кислорода, озона, водяного пара, метана и углекислого газа.

15.06 В интернете появилась новая база данных по продолжительности жизни позвоночных AnAge — самая полная и точная

Британские биологи опубликовали в интернете наиболее полную базу данных по продолжительности жизни позвоночных — AnAge. База содержит информацию о 3650 видов (человек среди них — на 11-м месте по долгожительству), а также о массе тела, темпах роста и полового созревания, скорости размножения и других характеристиках, которые могут использоваться для сравнительных исследований.