"Элементы": новости науки

Палеогрибникам на заметку

Подпишитесь на «Элементы» в соцсетях!

3-7 обновлений в день: новости, задачи, актуальные события, научно-популярные статьи, книжный клуб, ответы на детские вопросы.

ФейсбукFacebook ВКонтактеВКонтакте ТвиттерTwitter YoutubeYoutube InstagramInstagram

Палеогрибникам на заметку

15.06.2017  ∙  Елена Наймарк  ∙  Палеонтология
Янтарь с грибом и муравьем, найденный на севере Бирмы, имеет возраст 99 млн лет

Янтарь с грибом и муравьем, найденный на севере Бирмы, имеет возраст 99 млн лет (средний мел). Сейчас палеонтологи описали шляпочный гриб на 15–20 млн лет древнее. Фото из дополнительных материалов к статье C. Cai et al., 2017. Mycophagous rove beetles highlight diverse mushrooms in the Cretaceous

На эту небольшую статью американских биологов о находке в раннемеловых отложениях хорошо сохранившегося шляпочного гриба откликнулись сразу два наших постоянных автора — палеонтолог и эволюционист Елена Наймарк и (палео)энтомолог Александр Храмов. И рассказали они об этом событии совсем по-разному, с точки зрения своих научных интересов. Читайте также картинку дня Древнейший шляпочный гриб.

Группа американских ученых описала раннемеловой шляпочный гриб возрастом 113–120 млн лет — пока это самый древний из ископаемых грибов со шляпками. На найденном отпечатке видны ножка и шляпка с пластинками. Авторы работы подчеркивают не только древность ископаемого гриба, но и тип сохранности — этот экземпляр найден в известняках бразильского лагерштетта Крату, тогда как до этого грибы со шляпками находили только в янтарях. Вероятно, в ходе изучения таких местонахождений, где сохран� �ются остатки растений и мягкотелых животных, откроются многие пропущенные страницы палеонтологической летописи.

Группа американских биологов опубликовала короткую, но любопытную статью о находке гриба, родственного агариковым (порядок Agaricales, к нему относится большинство грибов, употребляемых в пищу). Этот гриб, названный Gondwanagaricites, датируется ранним мелом (возраст 113–120 млн лет). Авторы назвали свою статью The oldest fossil mushroom («Самый древний шляпочный гриб»), подчеркивая его древний возраст. Действительно, окаменевшие шляпочные грибы были известны, но все они происходили из более молодых отложений: из среднего мела, эоцена и миоцена.

Найденный в лагерштетте Крату новый шляпочный гриб Gondwanagaricites magnificus

Найденный в лагерштетте Крату новый шляпочный гриб Gondwanagaricites magnificus. В высоту он достигал около 5 см, диаметр шляпки — около 2 см. Рыжий цвет отпечатка обусловлен окисленным железом (см.: Гётит), а вмещающая порода — это известняк. Хорошо видны ножка (stipe) и шляпка (pileus) с плас тинками (gills). Изображение из обсуждаемой статьи в PLoS ONE

Читателей «Элементов», конечно, порадует, но не удивит находка этого древнего гриба. Ведь шляпочные грибы, относящиеся к базидиомицетам, судя по молекулярной филогении, должны обнаружиться в кембрии< /a> или еще раньше (то есть 1400–500 млн лет назад). Но при этом их самые ранние ископаемые остатки датируются ранним каменноугольным периодом (330 млн лет; см.: M. Krongs et al., 2011. Oldest fossil basidiomycete clamp connections).

И где же искать древние грибы? Ясно, что не в янтарях: всё же янтарь образуется из древесных смол. Древние грибы следует искать в лагерштеттах — местонахождениях, где так или иначе сохраняются неминерализованные части животных и растений. И новый раннемеловой гриб Gondwanagaricites найден именно в таком местонахождении в Бразилии. Это нижнемеловой лагерштетт Крату (Crato Forma tion), он сложен известняками, в тонких прослоях которых находят отпечатки или даже трехмерные ископаемые, покрытые сверху «сусальным» железом. Железо — окисленное рыжее или неокисленное черное — придает ископаемым красивый контрастный вид на фоне светлого известняка. И нужно отметить, что раннемеловые грибы — это не самые впечатляющие находки из лагерштетта Крату (см., например, N. Barling et al., 2015. High fidelity preservation of fossil insects from the Crato Formation (Lower Cretaceous) of Brazil): фа нтастическая сохранность насекомых этого местонахождения позволяет говорить даже о «полноте палеонтологической летописи» по крайней мере для насекомых этого места и времени. Если в известняках Крату превосходно консервируются хитиновые скелеты насекомых, почему бы и грибу, у которого стенки клеток укреплены хитином, тоже не сохраниться?

Как следует оценивать находку маленького раннемелового гриба? Конечно, это самый ранний из известных шляпочных грибов и он чудесно выглядит, но всё это мало дает для понимания грибной эволюции. Зато эта находка служит сигналом, что нам следует инвентаризировать ископаемые из лагерштеттов. Ведь и этот гриб много лет пролежал в ящиках в Университете Иллинойса, пока на него не обратили внимание. История с этим грибом показывает, что научные усилия хорошо бы направить на разгадку тайны лагерштеттов.

Буквально только что была опубликована мощная обзорная статья Exceptionally preserved fossil assemblages through geologic time and space за авторством многих видных специалистов по лагерштеттам. Они, наконец, в явном виде констатировали тот факт, что лагерштетты не следует считать результатом сочетания каких-то редких экзотических условий. Перепись включает 694 ископаемых комплекса из лагерштеттов (90% их описано в последние годы), диапазон возраста — от протерозоя до всего 3 млн лет назад, а географическое распространение охватывает весь мир. И при этом мы пока практически не понимаем сущности этого явления: как и почему сохраняются животные и растения, не имеющие твердых минеральных частей. А наш новый гриб — это крошечная часть огромного неизвестного явления.

Источник: Sam W. Heads , Andrew N. Miller, J. Leland Crane, M. Jared Thomas, Danielle M. Ruffatto, Andrew S. Methven, Daniel B. Raudabaugh, Yinan Wang. The oldest fossil mushroom // PLoS ONE. 12(6): e0178327. DOI: 10.1371/journal.pone.0178327.

Елена Наймарк

Предыдущие новости

Белый фосфор, заключенный в нанотрубку, превратился в «розовый»

Исследователи из Великобритании изолировали в одностенной углеродной нанотрубке цепочку из проявляющих высокую химическую активность молекул белого фосфора. В нанотрубке эти молекулы образовали полимерную структуру, получившую название «розовый фосфор». Новый аллотроп позволит ученым отследить первые этапы превращения фосфора из активного белого в более инертный красный фосфор.

14.06.2017  ∙  Аркадий Курамшин  ∙  Химия, Нанотехнологии

Люди из Джебель Ирхуд — ранние представители эволюционной линии Homo sapiens

Палеолитическое местонахождение Джебель Ирхуд в Марокко было открыто в 1960 году, однако надежно установить его возраст удалось только сейчас. Он оказался намного больше, чем предполагалось: 315 ± 34 тыс. лет. Это позволяет интерпретировать людей из Джебель Ирхуд как ранних представителей сапиентной эволюционной линии. Новые данные показывают, что процесс эволюционного становления нашего вида не был приурочен только к Восточной Африке, а захватывал обширные территории � �фриканского континента.

13.06.2017  ∙  Александр Марков  ∙  Антропология, Палеонтология, Эволюция

Птенец из бирманского янтаря помог уточнить особенности развития мезозойских птиц

В янтаре возрастом около 100 млн лет обнаружен недавно вылупившийся птенец примитивной энанциорнисовой птицы с прекрасно сохранившимся перьевым покровом. Птенцы энанциорнисов вылуплялись с хорошо развитыми летательными перьями, но при этом большая часть их тела оставалась голой, как у беспомощных птенцов современных лесных птиц. То есть развитие энанциорнисов шло путем, не имеющим аналогов среди современного разнообразия птиц.

12.06.2017  ∙  Никита Зеленков  ∙  Палеонтология, Орнитология

Удалось прочитать геномы древнеегипетских мумий

Палеогенетики после десятилетий методических поисков смогли прочитать геномы древнеегипетских мумий. Главная техническая трудность состояла в отделении современных загрязнений от сохранившихся древних фрагментов. Генотип древних египтян оказался схожим с генотипами древнего и современного населения Ближнего Востока, а не с современными египтянами.

10.06.2017  ∙  Елена Наймарк  ∙  Генетика, Археология, Антропология

С возрастом у рыб теряется способность к формированию некоторых типов нервных клеток

Исследователи из Германии и Австралии показали, что с возрастом у рыбок данио в мозжечке снижается количество нейрональных стволовых клеток, а также сужается спектр их возможных дифференцировок. Поэтому у взрослых рыб, в отличие от молодых, не все типы нервных клеток способны восстанавливать свою численность после повреждения.

09.06.2017  ∙  Алёна Сухопутова  ∙  Биология, Нейробиология, Биология развития, Стволовые клетки

Гекконы токи умеют подстраивать звуковые сигналы под уровень фонового шума

Получено первое доказательство того, что рептилии способны изменять параметры издаваемых звуков в зависимости от условий, в которых они находятся. Если самцы гекконов токи находятся в помещениях с повышенным уровнем фонового шума, они, чтобы быть услышанными, меняют структуру призывного крика, удлиняя некоторые его слоги. То есть, во-первых, звуковая коммуникация у рептилий устроена сложнее, чем считалось ранее, а во-вторых, механизм пластичности соответствующих сигналов у них не такой, как у млекопитающих и птиц.

08.06.2017  ∙  Светлана Ястребова  ∙  Этология, Зоология, Биоакустика