Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Инновационный бизнес. Пути коммерциализации российской науки


Кто такие Инвесторы, или немцы в городе

Добрый день, уважаемые подписчики!

В этом выпуске хотелось бы поговорить об одной проблеме, я даже назвал бы её заморочкой, существующей в головах разработчиков, сильно мешающей им в развитии бизнеса.

В начале небольшое лирическое отступление. Достаточно давно в моем доме жила очень пожилая безграмотная старушка, которую родные дети перевезли в город из деревни. Она всех иностранцев называла немцами, думаю, понятно в силу каких причин. Если человек был из другой страны, значит, он немец. Если говорил на непонятном для неё языке, то значит, тоже был немцем.

Понятно, что этот глюк в её голове никак не влиял на её эффективность в жизни, так как бабулька ни с кем особо не общалась, абсолютно ни на что не влияла, а занималась только тем, что доживала отпущенные ей дни. А теперь представьте, что эта пожилая женщина, имеющая столь странные убеждения, была бы полна жизненных сил и работала в каком-нибудь ОВИРе? Или в любом другом месте и должности, имеющем отношение к коммуникациям в международной сфере. Это была бы катастрофа! Ни одна бы цель не была бы достигнута, ни одна сделка не была бы доведена до конца, ни одна проблема бы не решена!

Скорей всего, вы сейчас киваете согласно головой, возможно, кто-то посмеивается, представляя эту фантасмагористическую картину. Но у меня для вас есть не очень хорошие новости!

Подавляющее большинство разработчиков, имеющих высшее образование и ученые степени, ничем от этой старушки по большей степени не отличается.

Ученые желающие каким-либо образом внедрить свою инновационную разработку, чтобы заработать денег, имеют в отношении бизнеса абсолютно схожие убеждения.

Как они смотрят на предпринимателя (бизнесмена)? Как они его воспринимают? А воспринимают они его, как та безграмотная старушка. Они называют его ИНВЕСТОРОМ! Причем абсолютно любого предпринимателя и без всякого разбора! Если ты занимаешься бизнесом, значит, ты инвестор. Пришёл к разработчикам с целью найти интересную технологию, то, конечно же – ты инвестор! У тебя своя фирма, значит, твоя участь предрешена - ты инвестор.

Разработчики чуть ли не буквальном смысле прибивают гвоздями любому предпринимателю на лоб табличку – ИНВЕСТОР. И сами этому верят.

Зайдите на любой портал/каталог, посвященный инновационному бизнесу. Какие разделы вы там увидите? Помимо прочих разделов там обязательно будут разделы: «Разработчику» и «Инвестору».

Прочитайте интервью какого-нибудь чиновника от науки или просто простого ученого. Практически во всех идёт смешение понятий «предприниматель» и «инвестор». Такое ощущение, что в их понимании, в инновационном бизнесе есть только две и только две категории лиц – разработчик (ученый) и инвестор. Третьего не дано.

Ну, и чем большинство разработчиков (ученых) отличаются от той старушонки? Она хоть безграмотная, и ей простительно.

Теперь давайте посмотрим, к чему приводит подобное поведение. А приводит оно к весьма плачевным результатам. Причем, если в случае со старушкой мы просто рисовали картины, которые в реальности не имели никаких шансов произойти, то в контексте инновационного бизнеса они происходят сплошь и рядом в нашей действительной жизни. 

Навешивание ярлыков и табличек «инвестор» на любого предпринимателя приводит к тому, что и относиться к ним вы начинаете, как к инвестору, хотя в реальности он им не является. У него НЕТ цели инвестировать. Возможно, он просто хочет купить у вас технологию или каким-либо образом скооперироваться вами.  Причем последнее совсем не означает, что его вклад в совместный бизнес будет только деньгами. Его вклад может выражаться чем-то другим - опытом, людскими ресурсами, связями, налаженной сбытовой сетью. Таким образом, разработчик роет яму, в которую сам же и проваливается. Он называет каждого первого попавшегося предпринимателя инвестором, в это верит, и начинает действовать исходя из своих представлений.

Грести под одну гребенку это не то что не эффективно, но по большей части и фатально. К вам приходит предприниматель с одними целями, а вы не разобравшись в них, начинаете ему навязывать совсем другие.

Вообще, что означает термин инвестор? Когда произносится это слово, то подразумевается следующий контекст. Вы на основе своей разработки намерены создать бизнес, который именно ВЫ будете развивать, у вас будет своя команда, которая будет производить, продвигать на рынок продукцию, т.е. заниматься продажами. Инвестор со своей стороны даст вам денег, при необходимости будет оказывать поддержку, но сам своими ручками делать ничего не будет. Обратите внимание, это принципиальный момент. Кроме того, он будет вас очень жёстко контролировать.

Готовы ли вы полностью посвятить себя бизнесу? Есть ли у вас люди, которые будут заниматься маркетингом и сбытом? Если да, то вам и правда нужен инвестор. Но учтите, что ни один инвестор не даст вам денег только под голую идею. Прежде чем обращаться к инвестору вы должны проработать схему своего бизнеса в деталях, и переложить её на бумагу. И это ваше творение будет называться бизнес-планом.

Нужно понимать, что у инвестора нет цели раздать свои деньги, его цель – заработать деньги вашими руками.

Если у вас нет времени на собственный бизнес, вы не обладаете ни навыками, ни знаниями, и вообще, вам не по душе затея с собственным бизнесом, то оставьте эту идею, и забудьте слово инвестор. Инвестор вам не нужен. Да и вы не интересны инвестору. Вам нужны другие люди из категории предпринимателей.

Скорей всего для вас самым идеальным вариантом будет трансферт вашей технологии. Говоря простым языком, вы находите бизнес, для развития которого ваша технология может подойти идеальным образом. Вы просто продаете свою технологию. Предприниматель вам платит деньги. И эти деньги не являются инвестициями. Соответственно, этот предприниматель инвестором ни в коей мере не является.

Возможен третий вариант. Допустим, ваша технология столь инновационна, что найти для неё под неё бизнес практически невозможно. Самому заниматься бизнесом нет желания и возможности. Таким образом, никто её не покупает, а инвестор никогда денег не вложит, так как у вас нет команды и стратегия не проработана. Руки опускать не стоит. В этом случае можно попробовать привлечь (заинтересовать) предпринимателя. Его задачей будет довести вашу технологию до состояния стартапа - разработать концепцию бизнеса, внести ресурсы в виде его знаний, опыта, связей. Возможно, он вложит в бизнес какие-то свои средства, но опять же – инвестициями считать будет не совсем правильно, а возможно и не вложит. Возможно, этого окажется достаточно, чтобы выйти на рынок, а возможно нет, и тогда можно задумываться об инвесторе. Теперь ваш проект стал интересен инвестору.

Таким образом, не гребите всех предпринимателей под одну гребенку, общаясь с ними, всегда помните, что у них разные цели и задачи, реальных инвесторов среди них очень небольшой процент. Говорить об инвесторе вы можете только, если вы готовы к ведению бизнеса, и понимаете, что функция инвестора будет ограничиваться только финансированием и поддержкой, а делать вы будете всё сами. Будете гибче, соотносите свои цели с целями других. Ищите тех предпринимателей, чьи цели близки к вашим. Отбросьте эгоцентричность, что столь свойствена ученым, попробуйте смотреть на ситуацию глазами тех, к кому вы обращаетесь с деловым предложением. Поймите их мотивы и цели. Не будьте похожи на ту старушку, ей простительно, она то безграмотна, а у вас годы учебы и научной деятельности за плечами.

Анатолий Чаусский
Генеральный директор
ООО "УК "РосПромИнноватика"
http://innomarket.ru
innomarket@mail.ru


В избранное