Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Чего же я хочу или почему мои желания не исполняются Что такое желание. Часть 6.1.


 

Чего я в действительности хочу или почему мои желания не исполняются?

 

Выпуск 8 от 2012-12-25

Что такое желание. Часть 6.1.

В последующих двух выпусках рассылки в канун нового года, я хотел бы сделать некий синтез того, о чем мы говорили в предыдущих выпусках. Зачем он нужен? Затем, что умозаключения и построения всевозможные умозрительных моделей, относится к анализу, то есть к работе ума. И хотя сам по себе анализ, безусловно, важен и необходим для формирования своей картины мира, разбивая все на части и раскладывая по различным классификационным полочкам, невозможно получить целостной картины рассматриваемых явлений.

Синтез, в отличие от анализа - в большей степени озарение, прорыв осознания, чем мышление. Именно синтез позволяет интуитивно прозреть, установить некие связи между различными интерпретациями того или иного явления. Именно синтез отражает тот самый эффект эмерджентности, систематизирующий различные знания в некое новое знание, осознание нового свойства целостности, того, что принципиально невозможно получить, рассматривая всю совокупность знаний по отдельности.

Зачем так много слов?

За внешним фасадом любой обыденной простоты, понятной на первый взгляд и без слов, всегда скрывается достаточно серьезный пласт умолчаний, не доступных обыденному сознанию. Подобное отношение человека к знаниям имеет свою тысячелетнюю историю, потому, мы, воспитанники нашей цивилизации, не можем легко выйти за ее рамки. Мы привыкли шаблонно мыслить и применяем массу терминов, не имея адекватного осознания их значения. Даже иностранные языки мы усваиваем не за счет уяснения понятий, а посредством шаблонных клише и устоявшихся идиоматических выражений.

Почему подобное стало возможно? Потому, что для использования понятий вовсе нет необходимости их полноценного уяснения, то есть установления множества их связей с другими ранее усвоенными понятиями. Вполне достаточно установления отношения тождества и сравнения с каким-либо одним из них. Это отождествление в свою очередь ведет к слиянию заложенного в различных понятиях смысла, что допускает их ошибочное толкование и последующее использование. Вместо уместного использования понятия, основанного на ясном видении его сути, человек применяет его по привычке. В окружении одних слов он использует одно понятие, в окружении других - другое.

Благодаря такому упрощенному отношению к терминологии, современный человек уже не замечает того, что оглашается одно, а предполагается совершенно другое. Мы привыкли относиться к окружающей нас информации по принципу известной поговорки – “Да, назови хоть горшком, только в печь не ставь”. Именование становится не важным, значение приобретает лишь то, что одни и те же процессы и явления, люди воспринимают единообразно. Объективность, однако!

Этот подход к понятиям и знаниям в целом стал общераспространенным в связи с тем, что во главу угла нашей цивилизации поставлен так называемый научный подход, суть которого можно выразить в одной фразе, - "Не существует ничего, чего невозможно понять, а что не понято сейчас рано или поздно будет понято!". Здесь практически нечего осознавать. Осознать достаточно лишь небольшое число базовых терминов, положенных в основу научных доктрин, а все остальное, в том числе восприятие чего угодно, может быть рационально выведено с помощью той или иной научно обоснованной теории.

Наше отношение к доктринам, совершенно иное. Ко всем, так или иначе описываемым здесь процессам, необходимо относиться не как к истинно сущностным процессам, непосредственно протекающим в мироздании, а как к моделям, так или иначе отражающим эти процессы в нашем Разуме. Рассматривая ту или иную модель, для сохранения адекватности восприятия, необходимо всегда иметь в виду, что это всего лишь указатель, отличающийся от тех или иных проявлений мироздания, точно так же, как палец указующий на луну, отличается от самой Луны.

Любая модель, так или иначе, хорошо или плохо, но отражает протекающие в мироздании процессы. Между собой модели можно сравнивать только по критерию адекватности. Но даже если какая-то модель менее адекватно отражает суть происходящих процессов, это не означает ее ошибочности или полной несостоятельности. Это просто взгляд на один и тот же процесс с иной точки зрения, но он, возможно, не менее ценен для осознания самого процесса, хотя и отражает его несколько хуже, точнее менее адекватно.

Жизнь как последовательность переживаний

Восприятие - Осознание – Понимание

Восприятие, осознание и понимание - принципиально различные процессы. Восприятие оперирует образами ощущений, осознанию подлежат воспринимаемые факты жизни сами по себе, пониманию же доступны причины проявления этих фактов.

Процессы восприятия и осознания имеют вневременную сущность и в силу этого однозначны. Здесь нет интерпретаций. Любой факт просто есть! Понимание же, в отличие от этих процессов, оперирует фактором времени. Оно построено на основе причинно-следственных связей, изначально предполагающих строгую последовательность явлений, одно из которых (причина) предшествует другому (следствие). Понимание фактов всегда многовариантно и зависит как от логики мышления человека, так и от исходных данных, положенных им в основу интерпретации воспринятого и распознанного им факта.

Осознание, в отличие от понимания, это не логика мышления, это целостное видение объекта, построенного на множестве его всевозможных интерпретаций, пониманий различных причинно-следственных связей с другими, ранее осознанными объектами.

Осязаемым, субъективным отличием осознания и понимания является то, что осознание порождает активность, как способность что-либо делать, хотя не дает ясного видения, что конкретно можно или нужно сделать. Понимание же пассивно, оно лишь выбирает из имеющегося в его распоряжении объема информации ту, которая необходима для конкретизации выбора и осуществления действия. Оно рационально по своей сути и проявляется только на мысленной и в большей степени вербальной области переживаний.

Осознание, как и восприятие, в отличие от понимания, иррациональны и проявляются на чувственной и энергетической областях переживаний человека. Именно сложность вербализации этих сфер привела к тому, что обыденное сознание человека, основанное на единообразном понимании действительности социумом, обычно отождествляет эти процессы. Однако, это не так.

Восприятие оперирует с образами ощущений, тем, что возбуждает рецепторы человека в моменте “здесь и сейчас”. Осознание же распознает в общем потоке такие совокупности ощущений, которые относятся к различным аспектам осознанной реальности человека. Это известные для него свойства, факты и явления, тот самый объективный мир, мир объектов, построенных на этих образах и принятых им в основу своей реальности.

Многомерный объект осознания сам по себе не доступен для восприятия и не тождественен никакому образу. Он также как и образ восприятия находится вне времени, вне прогнозируемого изменения каких-либо своих характеристик, однако его вневременная сущность совершенно иная. Образ ощущений доступен человеку именно в момент восприятия, то есть "здесь и сейчас", в отличие от него объект осознания расположен "здесь и всегда".

Объект осознания агрегирует всевозможные образы ощущений, доступные восприятию человека, которые сопоставляет с соответствующим понятием. Это шаблон, на основе которого человек распознает в потоке ощущений конкретные образы, доступные ему в момент восприятия. Аналогией объекту осознания выступает объемная фигура, сечения которой будут отражать его текущие образы восприятия и интерпретации понимания.

Так объект осознания, поименованный понятием "камень", будет иметь в своем составе бесчисленное множество образов восприятия камней всевозможных форм, размеров, фактур, цветов и прочее с различных ракурсов, которые человек в момент восприятия однозначно отнесет именно к этому объекту и соотнесет с понятием "камень".

Для восприятия соответствующего образа ощущений и осознания его в качестве некоторого объекта своей реальности, человеку вовсе нет необходимости понимать его, то есть устанавливать различные причинно-следственные связи с другими объектами реальности. Вполне достаточно объединить некий набор различных образов в один конгломерат и присвоить ему соответствующее имя.

 

Обыденное сознание

Пристрастие к определенным личным интерпретациям образует инертность мышления каждого человека, благодаря чему формируется привычное обыденное сознание. Посредством этой структуры становится возможным общение между индивидами, а в общем случае взаимодействие между ними.

Обыденное сознание различных людей существенно отличается друг от друга и вовсе не означает его примитивности. Все зависит от цели его использования в каждом конкретно случае. Используется ли человеком данная интерпретация факта лишь для его адекватной трансляции другому человеку, или же это единственно возможное осознание человеком факта своей личной жизни.

Наша цивилизация стремится к однозначной “научной” трактовке фактов всеми своими представителями, основанной на базе выбранных наукой объектов, обладающих свойствами, выделенными той или иной общераспространенной научной доктриной. Благодаря этому, в современном обществе, ориентированном на “объективное” объяснение действительности, факты имеют тенденцию срастаться с их общераспространенными интерпретациями, их объяснительными причинами. Подобные сращивания образуют жесткие звенья восприятия, позволяющие единство и однозначность их интерпретации и понимания всем сообществом.

Общество живет только и исключительно на общераспространенном понимании фактов, проявленных в жизни каждого человека. Человек же имеет возможность выйти из однозначности общественного понимания и подняться на уровень личного осознания своей реальности.

 

Влечения - Желания - Намерения

Влечения иррациональны, абстрактны, находятся в чувственной области переживаний человека и не могут быть ясно выражены в словах. Влечения могут быть им осознаны, но возможно слабо или вообще не поняты. Влечение явно манит, привлекает внимание, но причины этого притяжения обычно человеку не доступны. Вместе с тем, именно влечения выступают в роли своеобразных фильтров восприятия, позволяющих человеку как-то ориентироваться в бушующем океане информационного контента. И именно влечения ограждают психику человека от информационного коллапса.

Объект влечения достаточно абстрактен, в связи с чем, человек не имеет возможности вступить с ним в реальное взаимодействие. Однако этого уровня абстракции вполне достаточно для того, чтобы человек мог выделить в потоке ощущений образы, относящиеся к нему и получать относительно этого объекта некоторую информацию, удовлетворяющую его любопытство. Влечения отражают области интересов человека, то есть те области его жизни, которым он уделяет свое внимание в большей степени переработкой информации, не предпринимая каких-либо активных действий. В этом случае, человек выступает в роли потребителя информации, наблюдателя.

В отличие от влечения, желание более определенно и всегда конкретизируют его. Объект желания уже имеет некоторые формы, посредством которых человек вступаем с ним в некоторое взаимодействие. Объект желания всегда выступает в роли некоторого элемента, аспекта, части объемлющего его объекта влечения. В отличие от влечений, желания входят в жизнь человека через его воображаемые действия, осуществляемые с конкретным выделенным свойством желанного объекта. В этом случае, человек выступает в роли генератора новой информации, творца.

Намерение же, в отличие от желания, выражает уже не предпочтительный объект желания человека, а имеющийся в его распоряжении проверенный способ достижения цели. Цель относится к объекту желания, точно так же, как объект желания относиться к объекту влечения. Между ними установлено отношение “абстрактного и конкретного”. Поэтому, в случае наличия желания реальных действий нет, нет цели, гарантировано достижимой в данный момент и соответствующей желанию.

Несмотря на то, что желание ясно и четко выражает объект желания, то есть отвечает на вопрос ЧТО хочет человек, целью объект желания становится только после того, как человек сформулирует в себе намерение, то есть отождествит свой объект желаний с конкретным объектом своей реальности. То есть в некоторой степени откажется от своего желания, откажется от воображаемых действий и пойдет в направлении его достижения.

Отождествляя объект своего желания или его часть с той или иной целью, человек экспериментирует, делая попытку приблизиться к исполнению своего желания. Если же действий нет, человек все еще желает, не выбрав конкретного намерения ведущего, по его мнению, к исполнению желания.

Приняв решение, то есть, отождествив объект желания с какой-либо целью и выбрав конкретный план действий по ее достижению, человек лишь формирует в себе намерение, а не реализует его. Видение плана действий, всегда отличается от непосредственного движения по нему, потому исполнение желания, это всегда эксперимент. Эксперимент адекватности отождествления объекта желания с конкретной целью и последующей корректировкой как самого объекта желания, так и цели.

Намерения, в отличие от желаний, входят в жизнь человека через его реальные действия, осуществляемые во внешнем мире. В этом случае, человек выступает в роли корректора своей реальности, деятеля.

Атом жизненного опыта

Внимание - есть инструмент трансляции намерений человека в его влечения. Механизм внимания замыкает последовательность переживаний влечение - желание - намерение в многоуровневую спираль, перемещаясь по которой человек меняет уровни абстракции актуального для него в данный момент переживания. Отражение этой спирали на плоскости формирует цикл переживаний,  названный нами атомом жизненного опыта.

Ничто не может быть проявлено в сознании человека вне атома жизненного опыта. При отсутствии того или иного компонента или фазы цикла переживаний сознание человека не сможет ничего зафиксировать. Другой вопрос, что фиксация того или иного полного цикла переживаний может быть осуществлена человеком в форме влечения, желания или намерения.

Циклы переживаний разворачиваются не в жесткой последовательности, а взаимообусловлено и иерархично. На каждой фазе своего развертывания, испытываемое человеком переживание может породить (стать инициатором) другой цикл, более абстрактного или более конкретного уровня. Одновременно, человек испытывает не одно, а множество переживаний различных циклов и различных уровней конкретизации, но актуализирует (осознает) одно.

Связи намерений и влечений, а также влечений с желаниями и желаний с намерениями выражаются отношением “абстрактного и конкретного” в виде "класс - элемент класса". Другим примером подобного отношения выступает так называемый системный эффект из теории систем, а именно, возникновение у системы принципиально новых свойств за счет взаимодействия составляющих ее элементов по отдельности не обладающих им.  

Автор и ведущий рассылки Андрей Хитров

Написать письмо автору



Архив Рассылки

В избранное