Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Пишу о том, что вижу, чтобы не лопнуть от злости, наверное. Мрачноватый английский юмор


Стыдно сказать, но когда-то эта новость меня почти обрадовала. Я искренне порадовался достоверному свидетельству того, что хамы, идиоты и отморозки проживают не только в моей стране, но и где-то еще. Как мало иногда нужно для счастья!

 А новость была такая: жители туманного Альбиона, англичане, попросту говоря, взяли за обычай мочиться на памятник Свободы в Риге. Нужно сказать, что этот памятник для латышей – самое святое место в стране; что-то вроде Мавзолея для советского человека. Памятник был воздвигнут в 1935 году, во времена Первой Латвийской республики и посвящен борцам, павшим за независимость Латвии. Возле него в советские времена сторонники свободной Латвии устраивали несмелые демонстрации, а возложить к туда цветы на годовщину Республики было актом преизрядного гражданского мужества. Впрочем, цветов там всегда было немало. Каким образом памятник уцелел в годы советской власти, лично мне непонятно – сносу подлежали и более невинные свидетельства счастливой «прошлой» жизни. Рассказывают, что скульптор Вера Мухина, когда-то родившаяся в Риге, автор «Рабочего и Колхозницы», лично защитила его от сноса – то ли перед правительством социалистической Латвии, то ли перед самим товарищем Сталиным.  Серьезные исследования осторожно называют этот факт «городской легендой». Но, по-моему, даже если это легенда, то легенда красивая. Другая легенда говорит о том, что под памятником начинается подземный ход, ведущий к Рижскому замку. Мои попытки проникнуть в этот подземный год, неоднократно производимые в школьные годы, ничем не закончились – манящая железная дверца в основании памятника всегда была на запоре.   После того, как Латвия в 1991 году вновь сделалась самостоятельным государством, памятник стал официальной национальной святыней. Возле него круглые сутки дежурит почетный караул, а несколько раз в год собираются большие толпы, отмечающие какой-нибудь национальный праздник или другое событие. 

 Вид спереди

Про художественные достоинства памятника существуют различные мнения. Лично мне он однозначно нравится. Дело в том,  что сложилось так, что латыши традиционно  были несильны в архитектуре. Замечательные средневековые здания Старого Города в основном построены в традиционном европейском (немецком) стиле. А завораживающие дома в стиле модерн тем более имеют не латышское происхождение. Президент Первой республики Ульманис это хорошо понимал, поэтому в те годы были предприняты интенсивные попытки создания национального архитектурного стиля. Ульманиса иногда, с большим на то основанием, называют диктатором. Как и положено диктатору, он обладал безупречным художественным вкусом и большой властью. Сохранились проекты перестройки центральной части города, предусматривающие замену многих неактульных средневековых построек зданиями в стиле светлого латышского завтра. По счастью, на эти великие преобразования просто не хватило времени – было построено всего лишь несколько зданий, и сегодня вызывающих оторопь своим имперским монументализмом. Впрочем, про имперский монументализм чья бы корова мычала, а моя российская корова могла бы и помолчать…

Так вот, памятник получился хороший – совершенно оригинальный и соразмерный небольшой Риге. Добрый памятник.

Но вернемся к английским хулиганам. Ходил слух, что они заключали пари со своими приятелями (такими же идиотами, как они сами, полагаю) о том, что осквернят латвийскую святыню путем справления на нее малой нужды. Спорили, скажем, на пятьсот фунтов стерлингов. Политкорректный караул скручивал негодяя, но, вместо того, чтобы в укромном местечке с помощью рук, ног и прикладов объяснить ему недопустимость таких пари, просто препровождал его в отделение полиции. Там поддонка штрафовали на сто латов и с миром отпускали на родину. В результате, с финансовой точки зрения пари оказывалось полностью состоятельным. Сколько раз я мечтал о личной встрече с таким писс-туристом! Как мне хотелось добавить пару своих страниц к учению доктора Павлова об условных рефлексах! Я сладострастно представлял, как спустя годы после знакомства со мной, британский любитель пари в очередной раз подходит к писсуару, и у него тут же начинает болеть сломанные когда-то челюсть и ребра, а неправильно сросшиеся пальцы путаются в пуговицах ширинки и в результате процесс облегчения трансформируется в принятие горячей пахучей ванны. Ах, мечты, мечты…

А сегодня я услышал версию, объясняющую, почему в качестве объекта измывательств был выбран именно памятник Свободы. Мне было сказано, что с высоты птичьего полета, при взгляде из окна самолета, памятник напоминает туалет. Недоумевая, чем сверху туалет отличается от других зданий, я поспешил в Яндекс-карты. Оказалось, что если предположить, что речь шла не о туалете, а об унитазе, версия выглядит довольно правдоподобной. Да, памятник Свободы при взгляде сверху очень напоминает ватерклозет. Это не оправдывает заезжих отморозков с их мрачноватым английским юмором, но факт остается фактом…        

Вид сверху 


В избранное