[свободная трибуна] Статья: Жил отважный капитан.

[свободная трибуна] Статья: Жил отважный капитан.
приветствует Вас!
Жил отважный капитан:
Автор: Николай МУСИЕНКО.
Наконец-то задул восточный, попутный ветер, растаяли остатки утреннего тумана.
Зазвенела якорная цепь, засновали по мачтам и снастям фигурки матросов, распустились
белоснежные паруса. За кормой становились всё меньше, а потом и вовсе исчезли
очертания фортов и приземистых портовых строений Кронштадта.
НА ШКАНЦАХ шлюпа <Нева>, изредка отдавая в жестяной рупор отрывистые, чёткие
команды, стоял капитан-лейтенант Юрий Фёдорович Лисянский, прекрасно понимавший,
что это погожее августовское утро 1803 года навсегда войдёт в славную историю
русского флота, в историю родной России. Ведь двум кораблям под Андреевским флагом
предстояло впервые обойти вокруг земного шара, достигнуть далёких Японии, Камчатки
и, самое главное, новых русских владений на американском континенте.
Хотя <Нева> шла второй, строго следуя в кильватере, то есть по следу, остающемуся
на морской поверхности после прохождения переднего корабля, у шлюпа <Надежда>,
на борту которого находился командир экспедиции Иван Фёдорович Крузенштерн, Лисянский
ничуть не переживал по этому поводу. Абсолютно чуждый стремлению к личной славе
и честолюбивым амбициям, он ведь сам уступил право возглавить отряд из двух кораблей
своему однокашнику по Морскому корпусу, давнему сослуживцу и другу, оговорив
лишь условие, что именно он, Лисянский, полностью подберёт экипаж для своей <Невы>.
И что примечательно, отобрал моряков только с русскими фамилиями.
А о мотивах, которыми он руководствовался, отправляясь в долгий, дальний и трудный
вояж, ярко свидетельствует вот эта предельно искренняя, звучащая как клятва запись
в его дневнике: <Нет опасности, которой я бы не перенёс, только бы сделать наше
путешествие полезным и доставить честь и славу русскому флагу новыми открытиями>.
Лишь за пять дней до старта экспедиции Лисянский в дружеском кругу отпраздновал
свой тридцатилетний юбилей (по современным меркам чуть ли не мальчишка), но <желторотиком>
в морском деле он, конечно, не был. За его плечами сражения русско-шведской войны
и семилетняя служба волонтёром - стажёром в английском флоте, благодаря которой
Лисянскому удалось побывать на островах Вест-Индии, на мысе Доброй Надежды и
даже в Китае. Словом, сын беспоместного дворянина, исполнявшего обязанности благочинного
в малороссийском городке Нежине (том самом Нежине, где позже учился в гимназии
юный Гоголь), за годы странствий сполна хлебнул солёного пота и солёной морской
воды, узнал отнюдь не с чужих слов, что такое штормы и внезапные шквалы, коварные
мели и не менее коварные коралловые рифы, услышал, как свистят пули и грохочут
пушки. Но вершиной его полной опасностей жизни, его поистине звёздными годами
стали, конечно, три года кругосветного плавания под русским флагом.
Потом, уже выйдя в отставку, Лисянский систематизирует свой походный дневник,
наполнит его новыми красками, насытит подробностями и, заложив имение жены, на
вырученные деньги издаст в 1812 году книгу <Путешествие вокруг света в 1803,
1804, 1805 и 1806 годах на корабле <Нева> под начальством флота капитан-лейтенанта,
ныне капитана 1 ранга Юрия Лисянского> с приложением сделанных самим Лисянским
карт и рисунков. На рисунках этих изображены оружие, амулеты, резные маски, лодки,
одежда, жилища, кухонная утварь обитателей Маркизских, Сандвичевых (Гавайских)
и Алеутских островов, очертания гор острова Нука-Гива, виды гаваней на островах
Кадьяк и Ситка:
Это грандиозное трёхтомное произведение было встречено публикой более чем прохладно
(разошлись только двести экземпляров), поскольку интерес её был вполне удовлетворён
описанием того же самого путешествия, вышедшим по <горячим следам> из-под пера
Ивана Крузенштерна (на издание труда руководителя экспедиции казна не поскупилась).
И лишь в середине следующего, двадцатого столетия книга Лисянского вновь увидела
свет. В предисловии к ней наконец-то всё ставится на свои места: <:Общепринятое
представление о ведущей роли Крузенштерна в первом кругосветном путешествии не
соответствует действительности. Не меньшее, если не большее значение в проведении
всей экспедиции сыграл Ю.Ф. Лисянский, и если он до сих пор остался менее известным
в широких кругах читателей географической литературы, то только по своей исключительной
скромности:>
Мне посчастливилось найти это издание, давно ставшее библиографической редкостью,
и прочитать его, что называется, от корки до корки. Смею заверить, чтение это
преинтереснейшее.
Лисянский ничуть не выпячивает свою личную роль в <кругосветке>, гораздо большее
внимание уделяет подробному описанию увиденных им стран и островов, их растительности
и животному миру, культуре и быту жителей. Но и от фактов, подтверждающих первенство
Лисянского во многих достижениях и заслугах экспедиции, никуда не уйти.
Итак, шлюп <Нева> первым из русских кораблей пересёк меридиан мыса Горн, первым
перешёл из Атлантического в Тихий океан, первым посетил остров Пасхи с его загадочными
каменными исполинами, первым без остановки прошёл путь от китайского Кантона
до английского Портсмута, первым, на две недели раньше, чем крузенштерновская
<Надежда>, вернулся в исходную точку - в Кронштадт.
Добавим к этому, что корабль, ведомый Лисянским, первым добрался по морям и океанам
из европейской части России до Русской Америки, доставив столь необходимые тамошним
поселенцам припасы (Крузенштерн на Аляске не был, он заходил только в Петропавловск-Камчатский,
а потом вместе с российским посольством отправился в японский порт Нагасаки).
Именно Лисянский на Аляске проявил себя как боевой офицер - он участвовал в морском
десанте и штурме захваченной индейцами русской крепости, вскоре получившей имя
Новоархангельск. Он первым из русских и вообще европейцев совершил восхождение
на аляскинский действующий вулкан Эчкомб. В Тихом океане, в Гавайском архипелаге,
моряками <Невы> был открыт маленький, длиной всего в три мили, необитаемый остров,
до сих пор обозначенный на всех картах как остров Лисянского. Именно Лисянский
обнаружил экваториальное течение в Атлантике, впервые наблюдал и описал вихревые
воздушные процессы у мыса Горн, высказал догадку, впоследствии подтверждённую,
о причинах свечения морской воды в тропических широтах, составил подробнейшие
карты Алеутских островов и прибрежных районов Аляски, которыми моряки пользуются
и поныне.
И в заключение такие весьма красноречивые цифры: из 1095 дней, в течение которых
продолжалось первое русское кругосветное путешествие, в совместном плавании <Надежда>
и <Нева> находились только 375 дней, то есть большая часть пути была пройдена
Лисянским самостоятельно.
С уважением
Нина.