[свободная трибуна] Статья: Дипломатия и дипломаты: Зона риска.

[свободная трибуна] Статья: Дипломатия и дипломаты: Зона риска.
приветствует Вас!
Дипломатия и дипломаты: зона риска
Автор: Василий ЛИХАЧЁВ. Член фракции КПРФ в Государственной думе, Чрезвычайный
и Полномочный Посол.
В современных политических процессах особым уважением пользуются люди, которые
работают на поприще дипломатии. В целях обеспечения национальных и международных
интересов их деятельность сопровождается наличием у них общепризнанных прав и
иммунитетов.
ЭТОТ комплекс, вне всякого сомнения, один из столпов международного общения,
без которого оно просто будет декларативным и неконкретным. Каждое государство
и межправительственная организация с особым акцентом и пристальным вниманием
следят за законностью применения и безусловным уважением исторически сложившихся
договоров и обычаев в этой области международных отношений.
В последние годы, к сожалению, в ней обнаружились тревожные тенденции. Растёт
число фактов нарушения прав работников дипломатического и консульского фронта.
Не является исключением и внешнеполитическая служба Российской Федерации, что
должно стать предметом жёсткого разговора на Совете безопасности, коллегиях МИД,
ФСБ, СВР, других компетентных структур. Сотрудники росзагранучреждений обязаны
чувствовать постоянную помощь и действенную поддержку со стороны своего государства.
Это надо сделать оперативно, комплексно. Тем более что линейка тревожных событий
не сокращается. На устах в общественном мнении, депутатском корпусе РФ - события,
связанные с нарушением гарантий безопасности российских дипломатов, в том числе
и на уровне послов, в Кении (2006 год), Катаре (2011 год), Абхазии (2013 год),
Ливии (2013 год).
Этот список только что пополнился беспрецедентным случаем физического насилия
в отношении советника-посланника посольства России в Королевстве Нидерланды Д.
Бородина. Первое ощущение от информации, пришедшей из Гааги в эти дни, - шок.
Действия силовых структур Нидерландов в отношении высокопоставленного дипломата,
членов его семьи, жилого пространства, находящихся под защитой международного
права, алогичны, иррациональны. Они противоречат здравому смыслу, всему тому
позитиву, который сложился в политическом и торгово-экономическом сотрудничестве
Москвы и Гааги. Но никогда не говори <никогда>. То, что произошло, по своей сути
аморально и незаконно как с точки зрения национального законодательства Нидерландов,
так и их международных обязательств.
Первое, что приходит в голову в связи с этим событием, - глубокая политическая
озабоченность. Насилие над российским дипломатом совершилось в стране, которая
чтит себя лидером мировой и региональной демократии, правозащитного движения
и на словах готова на любом уровне (парламент, МИД, минюст, международные структуры
- Евросовет, ЕС, Совет Европы, ПАСЕ и др.) поднять проблему гуманитарной безопасности
в любом государстве мира.
Есть ещё один примечательный момент. Голландия - это родина идей современного
международного права, связанного, в частности, с трудами великого Гуго Гроция.
Мировое сообщество, принимая этот факт, согласилось с размещением в Гааге Международного
суда ООН, Евроюста, других значимых органов. После нападения на сотрудника посольства
России, слабой политической аргументации МИД Нидерландов имидж страны вряд ли
восстановится быстро. И это резонно. Силовые структуры государства нарушили по
меньшей мере триаду правовых стандартов, принятых в цивилизованном общении. Это
- принцип уважения государственного суверенитета РФ, права человека (включая
Пакты о правах человека, принятые ООН в 1966 году) и, естественно, целая совокупность
нормативов, закреплённых в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961
года. Среди них - преамбула, которая провозгласила генеральную линию: привилегии
и иммунитеты предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного
осуществления функций дипломатических миссий как органов, представляющих государства.
Особенно интересна ст. 29 (<Личность дипломатического агента неприкосновенна.
Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Государство
пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие
меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или
достоинство>). Согласно ст. 30, <частная резиденция дипломатического агента пользуется
той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение представительства>. Конвенция
закрепляет иммунитет от уголовной юрисдикции государства пребывания и исключение
из иммунитета гражданской и административной юрисдикции (ст. 31). Советник-посланник
Д. Бородин под эти исключения не подпадает. К этому выводу придёт любой юрист-международник,
знакомый с Венской конвенцией 1961 года. И ещё один важный аспект: в соответствии
со ст. 37 иммунитет распространяется и на членов семьи российского дипломата.
Поэтому требования РФ, касающиеся восстановления статус-кво, обеспечения прав
и иммунитетов Д. Бородина, наказания должностных лиц за содеянное 4 октября в
Гааге, безупречны с юридической точки зрения. Принципиальные вопросы миропорядка
требуют и принципиального подхода. Авторитет и имидж России никому не дозволено
разрушать. Об этой стороне вопроса должна помнить и сама российская власть.
С уважением
Нина.