[свободная трибуна] Какой план в целом одобрил Владимир Путин

[свободная трибуна] Какой план в целом одобрил Владимир Путин
приветствует Вас!
Какой план в целом одобрил Владимир Путин
Как сообщил по итогам экономического совещания у президента Владимира Путина
первый вице-премьер Игорь Шувалов, разработанный под руководством
Минэкономики
антикризисный план Белого дома (<План обеспечения устойчивого развития
экономики и социальной стабильности в 2015 году>) был в целом одобрен. По
данным
показана Владимиру Путину: президент попросил <уточнить источники
финансирования>
для ряда пунктов этой программы.
В Ново-Огарево обсуждалась версия документа, отличающаяся и от разработки
Минэкономики от 20 января, и от версии аппарата правительства вечера 21
января.
Минфин в письме в аппарат правительства 20 января подверг критике 93 пункта
плана из имевшегося 101. После этого господин Шувалов на совещании с первым
заместителем главы аппарата правительства Максимом Акимовым составили новую
версию документа - уже из 63 пунктов стоимостью 1,563 трлн руб. В ходе
обсуждения
у президента план подешевел на 188 млрд руб.- из него исключены инициативы
социального блока правительства по индексации пенсий в 2015 году по
фактической
инфляции.
В финальной версии <устоявшие> 62 пункта плана вновь выглядят документом с
новой идеологией. Если первоначальная версия была дешевой и ориентировалась
-
помимо заранее утвержденного вопроса о решении проблем корпоративных
структур через банки и ВЭБ - на налоговое и дерегуляционное стимулирование
среднего
бизнеса в РФ, а промежуточные - на поддержание внутреннего спроса через
сохранение соцрасходов и обязательства банков наращивать кредитование, то
текущая
версия - это план чистой экономии и выжидания.
Самые дорогостоящие пункты плана - 300 млрд руб. средств ФНБ ВЭБу в том
числе в целях санирования проблемных системообразующих предприятий и 250
млрд руб.
на докапитализацию банков (в прошлой версии - 150 млрд руб. ВТБ и 100 млрд
руб. Газпромбанку, в новой - конкретные банки не указаны. Сумма новых
трансфертов
регионам сократилась с 250 млрд до 160 млрд руб. - вместо этого Минфин
настоял на том, чтобы все инициативы Минэкономики и других ведомств,
потенциально
снижающие региональные доходы (в том числе перенос введения региональных
сборов - аналога налога с продаж - на 2017 год), в финальной версии плана не
появились.
Пакет инициатив Минэкономики по стимулированию малого бизнеса, несмотря на
протесты Минфина, сохранился в плане достаточно полно: Алексею Улюкаеву к 27
февраля предстоит представить в Белом доме вполне революционный пакет мер по
стимулированию предпринимательства, из которого вычеркнуты, по сути, только
двухлетние налоговые каникулы для новых микрокомпаний и индивидуальных
предпринимателей во всех сферах. Впрочем, вряд ли в 2015 году экономика даже
при самом
благоприятном сценарии сумеет воспользоваться плодами расцвета малого
бизнеса: даже если он случится - для этого нужно время.
Зато из плана загадочным образом исчез самый конфликтный пакет инициатив
Алексея Улюкаева, который мог бы оказать немедленную поддержку экономике,-
дерегуляционный:
в план не стали вносить ни отсрочки по страхованию ОПО и новым экологическим
платежам, ни предложение Владимиру Путину издать указ о временном запрете
новых регуляторных актов, увеличивающих нагрузку на бизнес.
Банковская часть плана также сокращена - но источники <Ъ> не исключают, что
и банковские меры ЦБ, и дерегуляционный пакет Минэкономики просто вынесены
из антикризисного плана и будут обсуждаться отдельно. Часть инициатив
Минпромторга выпала из документа из-за нехватки доходов и сопротивления
Минфина.
К их обсуждению явно также вернутся позже: план предусматривает до 25 июня
утверждение отраслевых программ импортозамещения, а до 25 марта - ревизию
ФЦП
<Развитие оборонно-промышленного комплекса>.
Скорее всего, ведомству Дениса Мантурова предложено подождать до уточнения
конъюнктуры и выяснения реальных объемов ресурсов правительства по итогам
сокращения
Минфином бюджетных ассигнований на 2015 год. План сохранил пункты, согласно
которым Белый дом может вносить изменения в бюджет путем изменения текстов
госпрограмм (вне парламентской процедуры), впрочем, премьер-министр Дмитрий
Медведев еще 15 января поручил Минфину готовить законопроект об изменении
федерального
бюджета на 2015-2017 годы - основной финансовый документ на этот год
предполагается править и по стандартной процедуре.
Отказ от сверхплановой индексации пенсий - главная потеря социального блока,
в документе также сохранена инициатива по возможной <демонетизации льгот>,
возможности возврата граждан, выбравших монетизацию льгот до 1 октября 2014
года, вернуться к <натуральным> льготам. При этом сохранены и даже усилены
вызывающие особую обеспокоенность Белого дома меры по стабилизации
фармацевтического рынка.
Итоговая стоимость плана - 1,375 трлн руб., из которых 550 млрд руб. -
средства ФНБ, 160 млрд руб.- бюджетные кредиты, 157,5 млрд руб. -
дополнительные
займы ОФЗ, 257 млрд руб. - новые расходы бюджета, 232,5 млрд руб. -
федеральные госгарантии (1 трлн руб. докапитализации АСВ в расчеты не
включаются).
В прежней версии с рядом не имевших точной оценки новых расходов план стоит
более 2 трлн руб. (и тот же триллион в адрес АСВ). Учитывая, что сэкономить
на госпрограммах планируется Минфином схожие суммы, де-факто план
предполагает в 2015 году в основном перераспределение плановых федеральных
расходов в пользу
антикризисных мероприятий и покрытие недостающих нефтегазовых доходов из
средств Резервного фонда - его исходя из логики плана предполагается теперь
не тратить
весь в 2015 году, а растянуть на два-три года. Средняя цена нефти около $60
за баррель сделает этот план вполне выполнимым, цена ниже - сомнительным.
Новый
макропрогноз Минэкономики, в котором будет ответ на вопрос о <базовой цене
Главный же вопрос антикризисной экономической стратегии - о создании <банка
плохих долгов> - в плане устоял, но решения по нему нет: к 30 января Минфин,
Минэкономики и ЦБ должны представить свои предложения по этой теме, тогда же
будет уточнена и сумма, требующаяся на этот проект, и возможные источники
этой суммы.
Напомним, <банк плохих долгов> был основным решением для экономик ЕС в
кризис 2008-2009 годов, с учетом санкций такое решение выглядит для РФ
рационально -
с большой вероятностью к 26 января правительство будет докладывать Владимиру
Путину именно эту - пока невидимую часть плана. Впрочем, капитализация
такого
<банка>, видимо, возможна только из оставшихся средств ФНБ - и тогда за эти
деньги <плохой банк> уже конкурирует с <Роснефтью> и НОВАТЭКом.
Дмитрий Бутрин, Денис Скоробогатько, Ольга Шестопал
Источник:
https://news.mail.ru/politics/20807945/?frommail=1
С уважением, Эдуард Фурников