[свободная трибуна] 75 лет исполняется уникальному научному центру летно-исследовательского института имени Громова

75 лет исполняется уникальному научному центру летно-исследовательского
института имени Громова
Единственная в России школа летчиков-испытателей, база, где к орбитальным
полетам готовили первый отряд советских космонавтов. Легендарный научный
центр
- летно-исследовательский институт имени Громова отмечает 75-летие.
В данном случае хвост - не главное. Не влезает в ангар - можно оставить и на
улице. Этот Ил-76 не просто самолет: лаборатория, в каких здесь испытывают
то, благодаря чему человек умеет летать. Впрочем, про эти испытания мы вряд
ли узнаем больше.
"Данная летающая лаборатория создана на базе серийного самолета Миг-29.
Предназначена она для испытания боевых комплексов. Каких боевых комплексов -
я
вам сказать не могу. Это военная тайна", - говорит инженер Иван Хонякин.
Сегодня здесь куда не надо не пролетит и муха. А когда-то на лётном поле был
в буквальном смысле проходной двор.
Бывшему директору и действующему сотруднику ЛИИ Арсению Дмитриевичу Миронову
99 лет. В институте он с момента основания. Был летчиком, штурманом,
инженером,
участвовал в расследованиях авиакатастроф, в том числе той, что привела к
гибели Юрия Гагарина. Космонавт номер один для ЛИИ тоже не чужой.
Началось всё с того, что аэродром на Ходынке перестал справляться с
нагрузками. И под Москвой у платформы "Отдых" стали строить новое лётное
поле для испытаний.
Потом оно обрастёт домами и улицами, которые станут городом Жуковским. А в
марте 41-го на базе аэродрома создадут ЛИИ под началом легендарного лётчика
Михаила Громова.
С этого момента здесь стали не просто, как говорят авиаторы, "облётывать"
машины, но и заниматься наукой. Изучать аэродинамику, термодинамику,
устойчивость,
управляемость. Тестировать двигатели, кресла, противообледенительные
системы.
Кадры готовят сами. Школа лётчиков-испытателей при ЛИИ - единственное
подобное учебное заведение в стране.
Вот как было раньше. На тренажере моделировались разные нештатные ситуации.
Если пилот чувствовал себя чересчур комфортно, можно было устроить ему,
например,
потерю топлива или отказ пары систем - пусть выкручивается. Ну, а за тем,
как он выкручивается, следило специальное устройство. По нынешним временам -
ноутбук или планшет. Каждая ячейка этого компьютера отвечала за конкретный
параметр полёта.
Теперь у пилота вместо ламповых телевизоров - панорамный обзор, а инструктор
усложняет ему жизнь кликами мышки.
"Школа летчиков-испытателей существует почти с первого года существования
ЛИИ. И все лётчики-испытатели обязательно проходят через школу
летчиков-испытателей",
- отмечает начальник Школы летчиков-испытателей при ЛИИ им.Громова Александр
Крутов.
Это не обман зрения: один движок действительно больше остальных. И этот
"Ил-76" - тоже летающая лаборатория. Двигатель-гигант будут ставить на новый
отечественный
пассажирский лайнер МС-21. А пока обкатывают, сняли один из штатных
двигателей "Ила", усилили крыло и напичкали борт аппаратурой, которая будет
измерять
около тысячи параметров работы новичка.
"Пока самолет тоже проходит конструкторские доработки, будет выходить на
испытания, мы уже опережающими темпами готовим двигатель к постановке на
МС-21
и дальнейшим испытаниям на этом самолете", - рассказывает ведущий инженер
летающей лаборатории Владимир Попов.
С вышки за Илом присматривает диспетчер: вот здесь уже всё как в обычном
аэропорту. Разве что самолетов меньше, а взлетная полоса - наоборот самая
длинная
в Европе и способна принимать любые типы самолетов. Универсальность тут
вообще уважают.
"Я и сейчас летаю на всём: и на вертолетах на всех, и на самолетах, и на
истребителях, в том числе, и на тяжёлых. Это же моя жизнь!" - говорит
летчик-испытатель,
герой России Александр Крутов.
Павел Матвеев
Источник:
http://www.1tv.ru/news/social/303469
С уважением, Эдуард Фурников