Бабочки

Бабочки

Новости

Эволюция 29.07.2012 (Эволюция) Одна и та же мутация позволила жукам и бабочкам приспособиться к питанию молочаем Немецкие генетики из Гамбургского университета выяснили, какие мутации отвечают у насекомых за устойчивость к растительным токсинам.

Бабочки 28.07.2012 (Бабочки) Темные бабочки совершают далекие вояжи успешнее светлых сородичей Более темная окраска крыльев бабочек монархов означает, что они лучше приспособлены к полетам на далекие расстояния, чем их более светлые сородичи, выяснили американские специалисты.

Экология 14.07.2012 (Экология) Хрущи и прочие вредители доедают леса Таврии На Херсонщине вредители «доедают» хвойные леса. Из 60 тысяч гектаров рукотворных насаждений, полвека назад остановивших «черные бури» и пески единственной в Европе Олешковской пустыни, более половины сегодня стоят без зеленых иголок. Их напрочь уничтожили гусеницы рыжего соснового пильщика.

Бабочки 13.07.2012 (Бабочки) Фотоохота на бабочек продолжается на Камчатке Фотографии бабочек необходимы для создания наиболее полного каталога этих красивых насекомых, обитающих на территории Камчатского края. Фотоопределитель поможет натуралистам, экологам, студентам, школьникам и туристам познакомиться со всем разнообразием камчатских бабочек, узнать об особенностях поведения и местах обитания различных видов крылатых созданий.

Этология 13.07.2012 (Этология) От страха гусеницы едят меньше и растут быстрее Чтобы не попадаться хищникам на глаза, гусеницам табачного бражника приходится есть меньше, но при этом они так перестраивают свой метаболизм, что начинают более эффективно использовать даже тот небольшой паек, который им удается раздобыть.

Бабочки 12.07.2012 (Бабочки) В Абхазии объявили войну американской гостье АББ - американская белая бабочка, называемая еще американкой, оплетает густой паутиной деревья, откладывает в ней личинки, из которых вылупляются прожорливые гусеницы, уничтожающие всю листву.

Бабочки 26.06.2012 (Бабочки) Белая бабочка объедает деревья в 20 областях В 20 областях Украины и на территории автономной республики Крым массово появилась американская белая бабочка. Ест листья деревьев, кустов. Распространилась на 205 районов.

Бионика 23.06.2012 (Бионика) Ученые создали пластик, имитирующий глаз моли Сингапурские ученые настолько вдохновились строением глаза моли, что разработали по аналогии с ним новый высококачественный антибликовый пластик.

Бионика 19.06.2012 (Бионика) Прыгающие бобы помогли создать новый алгоритм движения робота Человек широко использует перекатывание (тот же колёсный транспорт), однако в природе оно встречается отнюдь не на каждом шагу. Мексиканские прыгающие бобы — одно из редких исключений. Базируясь на их поведении, исследователи из Технологического института Джорджии (США) разработали новый алгоритм поведения колёсных роботов, который может иметь значительные перспективы.

Этология 15.06.2012 (Этология) Как бабочки выбирают брачных партнеров? Даже мельком взглянув на самцов, самки бабочек могут сделать выбор в пользу того или иного претендента, основываясь на количестве пятен у него на крыльях, как показали исследования Йельского Университета.

Бабочки 10.06.2012 (Бабочки) Кунгур атаковали бабочки-боярышницы Россию постепенно оккупируют бабочки-боярышницы. Коварные вредители объедают растительность во многих городах и сёлах Урала, Башкирии, Татарии и Удмуртии.

Этология 07.06.2012 (Этология) Мотыльки-девственники в погоне за самкой берут фальстарт Самцы бабочек совок, почуяв самку, разогревают летательные мышцы, чтобы лететь к ней При этом молодые самцы-девственники, которые срываются с места, не разогревшись достаточно, проигрывают в скорости более опытным конкурентам, дольше разминающимся перед стартом.

Исчезающие виды 31.05.2012 (Исчезающие виды) Редкая бабочка размножилась из-за перемены климата Потепление ведет к изменению ареалов многих видов животных и растений. Иногда эти изменения происходят быстрее, чем ожидалось. Британские исследователи обнаружили, что стремительное расселение в Англии редкой в прошлом бабочки — бурой голубянки — является следствием изменившихся взаимоотношений с кормовыми растениями.

Эволюция 18.05.2012 (Эволюция) Для отпугивания хищников бабочки используют межвидовое скрещивание Чтобы получить наиболее эффектный узор, который отпугивал бы хищников, бабочки геликонии используют сложную эволюционно-генетическую технику обмена генами между видами.

Бабочки 18.05.2012 (Бабочки) В течение 10 дней ярославцы смогут любоваться уникальной бабочкой Ярославские энтомологи объявили о сенсации. В нашей области появилась на свет огромная бабочка 'павлиноглазка атлас'. Уроженка Филиппин была привезена в коконе для частного музея живых бабочек. Здесь создали все условия для ее рождения.

Исследования 09.04.2012 (Исследования) Зомбировать гусениц вирусам помог 'украденный' ген Японские биологи установили, что для изменения поведения гусениц, которое бакуловирусы группы I стимулируют с целью распространения потомства, необходима работа гена, захваченного вирусом у хозяина.

Этология 21.03.2012 (Этология) Для защиты от хищников бабочки ночуют группами Бабочки-геликониды отправляются на ночлег группами: так у них больше шансов отпугнуть хищника. Хотя они и несъедобны, предостерегающую окраску одной бабочки хищник может и не заметить, зато несколько особей вполне успешно донесут до нападающего, что есть их не стоит.

Бабочки 02.03.2012 (Бабочки) В Гималаях нашли гигантскую моль Гигантскую самку Attacus, самой большой моли в мире, удалось обнаружить в Восточных Гималаях.

Эволюция 29.02.2012 (Эволюция) Изучение моли подтвердило силу естественного отбора Героиня дня – моль пяденица берёзовая (Biston betularia). Её считают наиболее известным примером индустриального меланизма — появления в популяции тёмноокрашенных особей в результате давления естественного отбора при обитании в промышленно-развитых районах.

Бабочки 15.02.2012 (Бабочки) Новосибирские ученые заинтересовались судьбой алтайской бабочки Алтайская бабочка - претендент на звание самой древней бабочки Сибири. У нее даже нет русского названия.

Бионика 13.02.2012 (Бионика) Тропические бабочки научат людей измерять температуру Ученые из General Electric's Global Research Center в Нискаюне обнаружили, что необычные свойства крыльев бабочки-морфиды позволят создать новое поколение термодатчиков.

Исследования 03.01.2012 (Исследования) Гусеницы признаны ловкими маскировщиками Мимикрия насекомых – давно известный в научном мире факт, однако ученые недавно открыли эту же способность и у гусениц. Мимикрия служит животным защитным механизмом, позволяющим маскироваться от налетов хищников.

Бабочки 13.12.2011 (Бабочки) Невероятная бабочка-стеклянница Бабочка с прозрачными крыльями? Вряд ли. Однако есть виды, которые проявляют такую особенность. Посмотрите поближе на невероятную стеклянницу – очаровательный вид бабочек, который ставит в тупик науку.

Исследования 24.11.2011 (Исследования) Биологи расшифровали геном 'межконтинентальной' бабочки-монарха Международная команда ученых расшифровала геном тропической бабочки-монарха, что позволит понять, как эти насекомые мигрируют с одной половины континента на другую, преодолевая по 2 тысячи километров пути, и не теряются во время своего путешествия.

Палеонтология 16.11.2011 (Палеонтология) Восстановлена окраска древней бабочки Мария Макнамара из Йельского университета (США) и её коллеги впервые смогли выяснить, какого цвета был мотылёк, живший 47 млн лет назад.

Исследования 21.10.2011 (Исследования) Как ночные бабочки слышат летучих мышей Тимпанальные мембраны ночных бабочек одинаково реагируют на весь высокочастотный диапазон, не различая тона и звуковысотных оттенков. При этом мембрана отклоняется на расстояние, сравнимое с радиусом крупного атома.

Исследования 30.09.2011 (Исследования) Уральский биолог сделал тропической бабочке пересадку крыла В Екатеринбурге травмированной тропической бабочке сделали операцию по пересадке крыла.

Исследования 29.09.2011 (Исследования) Бабочки не могут есть слишком сладкое из-за своих хоботков Лижущий ротовой аппарат пчелы позволяет своей хозяйке быть большей сладкоежкой, чем бабочка: хоботок последней не даёт всасывать слишком сладкий и потому чересчур вязкий нектар.

Исследования 09.09.2011 (Исследования) Вирус непарного шелкопряда запрещает его гусеницам линять Гусеницы непарного шелкопряда, поражённые бакуловирусом, перестают линять и спускаться для этого на землю, умирая высоко на деревьях. Такое поведение выгодно вирусу, поскольку позволяет заразить бoльшую площадь, чем если бы его хозяин погиб внизу, у земли.

Симбиоз 09.09.2011 (Симбиоз) Виды-симбионты находят друг друга даже за тысячи километров Чтобы заселить тихоокеанские острова, деревьям рода глохидион и опыляющим их бабочкам пришлось преодолевать тысячи километров порознь, чтобы потом вновь воссоединиться в тесном и высокоспециализированном симбиозе.

Бабочки 26.08.2011 (Бабочки) Миграция бабочек-монархов - поразительное зрелище в природе Бабочки-монархи широко известны благодаря своим миграциям. Хотя ни одна отдельно взятая бабочка никогда не совершала полное путешествие длиной в 3200 километров, несколько поколений за год в общей сумме преодолевают такое расстояние.

Исследования 25.08.2011 (Исследования) Насекомые нашли способ самолечения от паразитов Впервые энтомологи обнаружили в дикой природе случай, когда насекомые занимались самолечением.

Этология 23.08.2011 (Этология) Линяй, а не то задохнёшься, или Зачем гусеницам менять шкурку Насекомые имеют фиксированную систему дыхательных трубочек — трахей, поэтому, когда гусеница растёт, она начинает испытывать недостаток кислорода. Это служит сигналом к началу линьки, во время которой дыхательная система личинки пополняется новыми «воздуховодами».

Исследования 18.08.2011 (Исследования) Первые антирадары 'придумали' бабочки Американские ученые обнаружили, что некоторые ночные бабочки могут эффективно защищаться от атак летучих мышей. Они способны издавать ультразвук, делающий помехи для эхолокатора ночного хищника. В результате помех мыши не могут точно определить местоположение жертвы. Получается, что впервые ультразвуковые 'антирадары' разработали вовсе не люди.

Бабочки 14.07.2011 (Бабочки) В Лондоне родилась разнополая бабочка В лондонском Музее естествознания, Великобритания, родилась редкая бабочка, являющаяся наполовину мужской особью, наполовину женской. Когда жизнь бабочки длиной в месяц закончится, она присоединится к коллекции музея.

Исследования 30.05.2011 (Исследования) Как бабочки избегают сексуальных домогательств Самки бабочек полосатых червонцев ведут скромный образ жизни - за всю свою жизнь они имеют лишь один сексуальный контакт. А чтобы избежать нежелательных отношений, они складывают крылышки, становясь незаметными, выяснил японский энтомолог.

Новые виды 13.04.2011 (Новые виды) Новый вид бабочек похож на зебру Британские учёные обнаружили новый вид бабочек. Неизвестный науке экземпляр был найден в коллекции Музея Естественной истории.

Исследования 05.04.2011 (Исследования) Мимикрия с умом, или Как гусеницы обманывают птиц Гусеницы пядениц не просто имитируют окраску и внешний вид сухой ветки. Они пережидают опасное дневное время там, где проще затеряться среди настоящих ветвей и сучков, а по ночам, когда птицы спят, выходят на пропитание.

Исследования 31.03.2011 (Исследования) В битвах бабочек побеждает тот, кто больше хочет самку Некоторые бабочки проявляют территориальное поведение: самцы занимают солнечный участок, с которого следят за пролетающими самками. Если же сюда заглядывает другой самец, между хозяином и захватчиком разгорается «воздушный бой». В дуэли побеждает тот, кто больше заинтересован в продолжении рода.

Исследования 14.03.2011 (Исследования) Бабочки-капустницы: когда самозащита равна самоубийству Частое использование механизма самозащиты и отпугивания хищников истощает гусениц бабочек-капустниц, увеличивает их смертность, а у выживших особей приводит к преждевременному метаморфозу.

Исследования 09.03.2011 (Исследования) В дальних перелётах бабочки не уступают птицам В сезонных миграциях бабочки совки, используя попутный ветер, легко нагоняют мигрирующих по тому же маршруту пернатых.

Исследования 02.03.2011 (Исследования) Видообразование у бабочек: новые виды на старой диете На примере первичной зубатой моли японские исследователи показали, что видообразование далеко не всегда происходит за счёт смены меню.

Исследования 27.01.2011 (Исследования) Биологи подтвердили непризнанную гипотезу Набокова о бабочках Биологи при помощи анализа ДНК подтвердили правильность гипотезы о происхождении бабочек, предложенной писателем Владимиром Набоковым.

Исследования, Этология 13.12.2010 (Исследования, Этология) Открыт защитный свист у гусениц Личинки одного из видов североамериканских ночных бабочек обороняются от птиц при помощи свиста. Удивительный механизм защиты обнаружили канадские биологи.

Бионика 16.08.2010 (Бионика) Предложены наносенсоры по образцу крыльев бабочки Компания General Electric получила необычный заказ от исследовательского агентства Пентагона DARPA. Задача – воссоздать на синтетических пластинах крошечные структуры с крыльев бабочки морфо.

Исчезающие виды 06.08.2010 (Исчезающие виды) В Великобританию вернулись парусники В Великобритании вновь появились бабочки парусники (Papilionidae), популяция которых сокращалась на протяжении сотни лет.

Исследования 27.07.2010 (Исследования) Объяснено выживание гусениц на осенних листьях Необычное поведение бактерий обнаружили французские биологи из университета Франсуа Рабле (UFR). Оказалось, что бактерии возвращают к жизни пожелтевшие осенью листья и тем самым спасают от голода личинки своих хозяев – моли вида Phyllonorycter blancardella.

Исследования 16.06.2010 (Исследования) В крыльях бабочек обнаружили необычные фигуры За прекрасные переливающиеся цвета крыльев бабочек отвечают не пигменты, а особые геометрические образования из клеток крыльев. Впервые энтомологи США изучили их в трёхмерном пространстве и выяснили, что хитин поверхности образует структуру типа гироидной (gyroid).

Бабочки 27.05.2010 (Бабочки) Бабочка-гигант родилась в Нижнем Новгороде Бабочка вида Атлас Атакус родилась в нижегородском 'Доме тропических бабочек'. Размах крыльев красавицы - 28 сантиметров. Обитают в природе такие бабочки только в Индии и Новой Гвинее, в Нижний Новгород куколку доставили из Коста-Рики со специальной фермы по выращиванию бабочек.

Новые виды 29.04.2010 (Новые виды) В Великобритании найден новый вид микромотылька В графстве Девоншир (Великобритания) обнаружен новый вид крошечной моли. Открытие сделал местный натуралист-любитель Боб Хекфорд, который сначала заметил, что на дубовых листьях проточены так называемые мины, а уже потом увидел саму бабочку.

Исследования, Этология 14.04.2010 (Исследования, Этология) Гусеницы общаются с помощью 'ног' Особые органы гусениц, при помощи которых они сообщают другим, что территория, где они находятся, занята, в прошлом были ногами. К такому выводу пришли исследователи, опубликовавшие статью в журнале Nature communications.

Исчезающие виды 05.03.2010 (Исчезающие виды) Летние дожди убивают британских бабочек За три последних года редкие виды бабочек в Великобритании оказались на грани исчезновения, чему причиной — обильные дожди в летние месяцы.

Исследования 17.02.2010 (Исследования) Зрение бабочек определило окрас их крыльев Ученые выяснили, что цвет крыльев бабочек из рода Heliconius связан с их способностью видеть в ультрафиолетовом диапазоне.

Исследования 06.02.2010 (Исследования) Крылья разных бабочек красит один и тот же ген Энтомологи и генетики из Англии и США определили, какие гены отвечают за окраску крыльев у двух видов бабочек с похожими крыльями. И выяснили, что гены эти идентичны, так что в основе внешнего сходства могут лежать и генетические факторы.

Исследования 05.02.2010 (Исследования) Насекомые умело используют ветер при миграции Биологи из Великобритании в течение восьми лет наблюдали за сезонными перемещениями бабочек и пришли к выводу о том, что насекомые — внимание! — осознанно выбирают такую высоту полета, на которой ветер имеет наибольшую скорость и нужное направление.

Исследования 27.01.2010 (Исследования) Бабочки одного вида могут иметь крылья разного размера и формы У бабочек-монархов (Danaus plexippus), мигрирующих на большие расстояния, в процессе эволюции развились большие тела и крылья. А у тех данаид, которые живут на одной территории круглый год, крылья значительно меньше.

Экология 11.01.2010 (Экология) Глобальное потепление ускоряет размножение бабочек С увеличением температуры за лето успевает смениться несколько поколений бабочек. Растения от этого страдают, а сами насекомые быстрее эволюционируют.

Исследования 03.12.2009 (Исследования) Бабочки впервые взмахнули крыльями в космосе На борту Международной космической станции совсем недавно появились гусеницы бабочек репейниц (Vanessa cardui). Теперь же международная группа учёных рапортует о том, что из коконов благополучно вышли первые взрослые особи.

Эволюция 09.11.2009 (Эволюция) Биологи увидели зародыш эволюционной развилки Ученым удалось стать свидетелями самой начальной стадии эволюции. Они наблюдали, как из одного вида бабочек геликониусов постепенно начинает выделяться другой. А заодно выяснили, почему самцы предпочитают самок того или иного цвета.

Исследования 25.10.2009 (Исследования) Бабочки могут слышать птиц Уши у бабочек есть. Они находятся у основания передней пары крыльев. А особое строение органов слуха тропических бабочек позволяет им даже различать звуки разной частоты.

Палеонтология, Эволюция 06.10.2009 (Палеонтология, Эволюция) Биологи установили дату появления бабочек О прошлом бабочек известно крайне мало. Проблема прежде всего в отсутствии окаменелых останков предков 'летающих цветов'. Исследователи из университета Турку (Turun yliopisto) решили пойти другим путём и в результате построили первое древо эволюции бабочек.

Ориентация бабочек в пространстве 30.09.2009 (Ориентация бабочек в пространстве) Раскрыт секрет навигации перелётных бабочек-монархов Американские учёные поставили эксперимент, показавший, что предыдущие предположения о механизме ориентации удивительных бабочек были неточными, а кое в чём и неверными. Как всё обстоит на самом деле, выяснили Стивен Рипперт (Steven M. Reppert) и его коллеги из медицинской школы университета Массачусетса (University of Massachusetts Medical School).

Эволюция 28.08.2009 (Эволюция) Предков бабочек заподозрили в сожительстве с червями Ученый из Великобритании выдвинул необычную теорию происхождения бабочек. Исследователь предположил, что они могут являться результатом скрещивания насекомых и похожих на червей организмов из группы онихофор.

Исчезающие виды 16.06.2009 (Исчезающие виды) В Великобритании снова появилась бабочка голубянка Британским энтомологам удалось вернуть своей стране бабочку голубянку, которая исчезла с Альбиона 30 лет назад.

Бионика 10.02.2009 (Бионика) Ночные бабочки помогли в создании солнечных батарей Голландские ученые разработали новый материал для создания солнечных батарей, в основу которого легло устройство глаз ночных бабочек.

Исследования 06.02.2009 (Исследования) Гусеницы зомбируют муравьев музыкой Гусеницы бабочки-голубянки сводят муравьев с ума музыкой. Они научились подражать звукам, издаваемым муравьиной маткой, и за это получают королевское обращение. Обманутые муравьи готовы в случае опасности и голода спасать куколок, а не свое собственное потомство.

Этология 15.01.2009 (Этология) Самцы бабочек-монархов конкурируют даже после спаривания Оплодотворение самки бабочки-монарха отнюдь не гарантирует, что самец станет отцом. У следующего кандидата есть специальный орган, которым он оценивает количество семенной жидкости в партнерше. И уже после оценки впрыскивает в нее избыток сперматозоидов.

Исследования 02.12.2008 (Исследования) Сотрудничество оказалось способно 'сближать' виды Ученым удалось установить, что мутуализм (взаимовыгодные отношения между различными организмами) может приводить к 'сближению' различных видов. Работа исследователей опубликована в журнале PLoS One.

Новые виды 30.10.2008 (Новые виды) Американцы обнаружили в России бабочку-вампира Ранее неизвестная популяция бабочек-вампиров была найдена и описана учёными в Сибири. Энтомологи из университета Флориды (University of Florida – UF) считают, что кровожадные насекомые эволюционировали от обычных «фрутоядных» сородичей.

Полёт бабочек 21.10.2008 (Полёт бабочек) Оторвали крылья и заставили летать Как показал серьёзный научный эксперимент, без задних крыльев бабочки и мотыльки прекрасно обходятся, лишь немного снижая скорость. Задняя пара крыльев им нужна для выполнения манёвра ухода от преследования – и только.

Этология 17.10.2008 (Этология) Биологи заметили у гусениц паутину безопасности Гусеницы хореутиды (Choreutidae) могут создавать свои собственные шёлковые системы безопасности, обнаружила наблюдательная Ядранка Рота (Jadranka Rota), биолог из Смитсоновского института (Smithsonian Institution).

Исследования 13.10.2008 (Исследования) Моль поддается дрессировке Маленькая бабочка стала новой «собакой Павлова». Как и ее четвероногий прототип, моль выработала заданный условный рефлекс. Правда, вместо мяса ученые использовали сахар. Да и слюны они так и не увидели.

Исследования 18.09.2008 (Исследования) У бабочек оказалось несколько систем защиты Американские ученые из Корнельского университета установили, что бабочки семейства Arctiidae выработали две независимые системы предупреждения хищников: звуковую и визуальную.

Исследования 22.04.2008 (Исследования) Женские особи бабочек мимикрируют для защиты Всем известно, что самцы многих бабочек и птиц, к примеру, отличаются яркой окраской крыльев или оперения. Им это необходимо для удачного спаривания. Недавно биологи из университета Техаса (University of Texas, Austin) выяснили, зачем изменение окраски понадобилось самкам бабочек рода настоящие кавалеры (Papilio).

Исследования 05.03.2008 (Исследования) Бабочки помнят о своем гусеничном прошлом Американские ученые из Джорджтаунского университета установили, что бабочки помнят ту информацию, которую получили, будучи гусеницами.

Эволюция 13.07.2007 (Эволюция) Спасающиеся бабочки прошли скоростную эволюцию Уникальный случай быстрой эволюции у бабочек островов Самоа был зарегистрирован международной группой исследователей во главе с Сильвэном Чэрлетом (Sylvain Charlat), биологом из университета Калифорнии в Беркли (University of California, Berkeley).

Паразитизм 10.02.2007 (Паразитизм) Бактерия, превращающая бабочек в похотливых хищниц Заражение бактерией, которая специализируется на уничтожении исключительно поголовья самцов того или иного вида, ведет к тому, что у самок просыпаются ненасытные сексуальные потребности.

Этология 22.12.2006 (Этология) Бабочки в паучьей шкуре дурачат скачущих хищников 'С мимикрией в природе происходят безумные вещи, и у нас есть лишний тому пример', — говорит американский биолог. И с ним невозможно не согласиться. Ещё бы: вкусная бабочка подражает невкусной, другая бабочка прикидывается хищником-пауком, а паук притворяется муравьём.

Новые виды 04.12.2006 (Новые виды) Два вида американских бабочек слились в один Новый вид бабочек, обнаруженный в горах Сьерра-Невада на западе США, оказался продуктом гибридизации между двумя другими видами насекомых.

Исследования, Новые виды 15.06.2006 (Исследования, Новые виды) Вид бабочек воссоздан лабораторными методами Учёным удалось создать новый вид бабочек.

Этология 22.07.2005 (Этология) На Гавайях обнаружена гусеница, которая охотится на улиток Биологи обнаружили в гавайский ливневых лесах гусеницу Hyposmocoma molluscivora, которая охотится на улиток и питается ими.

Виды чешуекрылых (Виды чешуекрылых) 1985 Антонова Е.М. Бабочки. Выпуск VI В шестом выпуске комплекта 'Бабочки' мы знакомим вас с шестнадцатью видами арктических бабочек - это, конечно, лишь малая часть той богатой и разнообразной фауны, которая характерна для этого района. В отличие от бабочек более южных широт, где не редкость два-три поколения за лето, бабочки Арктики появляются за сезон только раз, в основном в июле - августе. А для развития гусениц иногда одного летнего сезона не хватает, так что им приходится дважды зимовать.

Виды чешуекрылых (Виды чешуекрылых) 1976 Эффенди Р. Бабочки. Выпуск II Красота и обилие форм бабочек делают их интереснейшим объектом наблюдений и коллекционирования, придавая познавательный и эстетический смысл любительским занятиям энтомологией (наука о насекомых). Предлагаемый комплект открыток знакомит любителей природы с представителями различных семейств бабочек или чешуекрылых (Lepidoptera), принадлежащих к большому отряду насекомых (ученые-энтомологи описали около 120 тысяч видов бабочек). Личинки некоторых бабочек-гусеницы, повреждают растения, но в большинстве своем бабочки безвредны и даже полезны для человека. Тутовый шелкопряд, например, издавна используется в шелководстве. Многие бабочки - отличные опылители растений. Редкие и малораспространенные виды бабочек взяты под охрану Горным комитетом Международного союза охраны природы. В комплекте открыток - бабочки из коллекции Института зоологии АН Азербайджанской ССР, снятые на декоративном фоне. На каждой открытке дается также фрагмент крыла бабочки для белее детального ознакомления с его строением и окраской.