Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

RFpro.ru: Консультации по культурологии


РАССЫЛКИ ПОРТАЛА RFPRO.RU

Лучшие эксперты в разделе

Асмик Гаряка
Статус: Советник
Рейтинг: 0
∙ повысить рейтинг »
anastasiya_lavrenteva
Статус: 1-й класс
Рейтинг: 0
∙ повысить рейтинг »
senjahzz
Статус: 1-й класс
Рейтинг: 0
∙ повысить рейтинг »

∙ Культурология

Номер выпуска:86
Дата выхода:10.07.2019, 04:45
Администратор рассылки:Асмик Гаряка (Советник)
Подписчиков / экспертов:6 / 4
Вопросов / ответов:3 / 6

Консультация # 185463: Уважаемые эксперты! Пожалуйста, ответьте на вопрос: Как Вы считаете: с развитием интернета современная молодежь становится культурно более развитей, более информированной? Или преобладает просто потребительский, индивидуальный интерес? Заранее спасибо за ответ. ...
Консультация # 182212: культурология -это ......
Консультация # 182336: Здравствуйте, уважаемые эксперты! Прошу вас ответить на следующие вопросы: 1.Характеристика кризиса культуры по Швейцеру. А. и Шпеглеру. О. 2. Культура с точки зрения репрессивной парадигмы. Заранее спасибо. С уважением....

Консультация # 185463:

Уважаемые эксперты! Пожалуйста, ответьте на вопрос:
Как Вы считаете: с развитием интернета современная молодежь становится культурно более развитей, более информированной? Или преобладает просто потребительский, индивидуальный интерес?
Заранее спасибо за ответ.

Дата отправки: 18.02.2012, 16:05
Вопрос задал: Kristi
Всего ответов: 3
Страница онлайн-консультации »


Консультирует Гуревич Александр Львович:

Здравствуйте, Kristi!

Несомненно, что интернет существенно влияет не только на молодежь, но и на все общество в целом.
Однако среди ученых нет единого мнения является ли это влияние полезным или вредным:
URL >>
URL >>
URL >>
URL >>

Скорее всего, имеют место и полезные, и вредные влияния. Задача общества - научить молодежь брать из интернета больше хорошего и минимизировать отрицательные факторы влияния.

Консультировал: Гуревич Александр Львович
Дата отправки: 18.02.2012, 16:30
Рейтинг ответа:

НЕ одобряю +2 одобряю!


Консультирует Гордиенко Андрей Владимирович (Академик):

Здравствуйте, Kristi!

Моё мнение как человека, уже далеко не молодого, которому приходилось (раньше чаще) и приходится (теперь гораздо реже) вступать в деловые отношения с молодёжью, таково:
1) с развитием интернета молодёжь не становится культурно более развитой, если воспринимать культуру как определённый пласт "общечеловеческих" ценностей, выработанных цивилизацией (скорее, ретроспективно), поскольку не установлено, насколько я знаю, что уровень оснащённости человека техническими средствами (а интернет всего лишь средство коммуникации и получения информации) коррелирует с его готовностью восприятия этого пласта;
но
2) становится потенциально более информированной, ибо информация становится более доступной.

Интерес к культуре как в узком, так и в широком смысле, всегда индивидуален. Он (если не придавать слову "потребительский" негативного смысла) имеет потребительский характер.

С уважением.

Консультировал: Гордиенко Андрей Владимирович (Академик)
Дата отправки: 18.02.2012, 16:50
Рейтинг ответа:

НЕ одобряю +3 одобряю!


Консультирует Асмик Гаряка (Советник):

Здравствуйте, Kristi!

Разделим понятия информированности и культуры.
Наиболее культурно развитым был образованный класс 18-19 веков. Тогда молодые люди знали 3 языка, умели играть на музыкальных инструментах, рисовать. Когда появилась звукозаписывающая аппаратура, люди перестали сами музицировать. Появилось кино - стали меньше ходить в театр. Так что эта проблема не нова. С появлением интернета все меньше становится времени, чтобы прочитать книгу. 19 век был пиком человеческой культуры, если посчитать концентрацию талантов во всех областях. Но еще не все потеряно. Творческие способности можно развивать в том числе и с помощью Интернета. Но здесь много соблазнов, например, игры.


© Цитата: преподаватель
У другого абитуриента спрашиваю о художниках. Называет имя Сальвадора Дали. Ладно... В каком стиле писал Сальвадор Дали? Основоположником какого ст иля в живописи он является? ВЫ НЕ ПОВЕРИТЕ!!! Оказывается, это художник ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ!!!

Консультировал: Асмик Гаряка (Советник)
Дата отправки: 18.02.2012, 17:14
Рейтинг ответа:

НЕ одобряю +1 одобряю!

Консультация # 182212:

культурология -это ...

Дата отправки: 14.02.2011, 18:34
Вопрос задал: Посетитель - 363855
Всего ответов: 1
Страница онлайн-консультации »


Консультирует Гуревич Александр Львович:

Здравствуйте, Посетитель - 363855!

Например, так:

Культурология - гуманитарная наука, изучающая закономерности развития и функционирования культуры, ее структуру и динамику, взаимосвязи и взаимодействия с другими сферами материальной и духовной жизни.
лат.Cultura + греч.Logos (см.: http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20по общественным%20наукам/Культурология./)

Консультировал: Гуревич Александр Львович
Дата отправки: 14.02.2011, 20:44
Рейтинг ответа:

НЕ одобряю 0 одобряю!

Консультация # 182336:

Здравствуйте, уважаемые эксперты! Прошу вас ответить на следующие вопросы:
1.Характеристика кризиса культуры по Швейцеру. А. и Шпеглеру. О.
2. Культура с точки зрения репрессивной парадигмы.
Заранее спасибо.
С уважением.

Дата отправки: 28.02.2011, 13:33
Вопрос задал: Дмитрий Олегович
Всего ответов: 2
Страница онлайн-консультации »


Консультирует Асмик Гаряка (Советник):

Здравствуйте, Дмитрий Олегович!

Становление взглядов Альберта Швейцера (1875-1965) проходило в русле критики европейской философии второй половины XIX в. за утрату ею культурно-творческих ценностей и ориентиров. Позитивизм и сциентизм, по мысли Швейцера, ложно ориентировали культуру на приоритетное развитие материально-технологической ее стороны в ущерб духовной.

Среди причин упадка европейской культуры начала XX в. Швейцер указывал на утрату человеком творческой сущности труда в процессе конвейеризации и механизации промышленного производства. Ремесленник, целиком создавший изделие, превратился в промышленного рабочего, монотонно повторяющего одну и ту же операцию. Утрачивается и содержательность досуга — она заменяется либо абсолютной праздностью и сопутствующими ей извращениями в поведении человека, либо желанием забыться, развлечься. Театр уступает место кабаре, серьезная литература — развлекательной. Существенной причиной кризиса культуры выступает р азобщение общества и как следствие этого — все усиливающееся ощущение одиночества человека. Когда исчезает сознание того, что каждый человек обществу не безразличен именно как человек, тогда, по мысли Швейцера, начинают расшатываться устои нравственности и культуры.

Среди причин разложения культуры Швейцер указывал на рост национализма в конце XIX — начале XX в. Разобщение общества власть имущие пытались и пытаются компенсировать спекуляцией на «национальном духе». Швейцер определял национализм как неблагородный, доведенный до абсурда патриотизм. Целенаправленное культивирование национализма приводит к разрушительным последствиям, к противостоянию и вражде народов, ибо оболваненные националистической пропагандой «массы требуют оградить национальные воззрения от влияния разума и нравственности»55.

Швейцер связывал возникновение и развитие культуры с творческой деятельностью человека и расширением и упрочением солидарности между людьми. Иными словами, культура, п о Швейцеру, явление социальное, имеющее начало во времени и пространстве, изменяющееся и развивающееся. «В наиболее общих чертах культура, — пишет Швейцер, — это прогресс, материальный и духовный прогресс как индивидов, так и всевозможных сообществ». И еще одно определение Швейцера: «Культура— совокупность прогресса человека и человечества во всех областях и направлениях при условии, что этот прогресс служит духовному совершенствованию индивида как прогрессу прогрессов»56. Вместе с тем Швейцер признает, что развитие культуры — это развитие сложное, противоречивое, имманентно порождающее периоды застоя и упадка, регресса духовности и гуманности. Причины упадка носят конкретно-исторический характер и неоднозначны для различных эпох в истории человечества. Среди общих причин упадка культуры в различные периоды истории важнейшей Швейцер считает утрату этического содержания.

Согласно Швейцеру, нравственное содержание культуры — ее стержень, ее несущая конструкция. Поэтому «этический прогресс это существенное и несомненное, а материальный — менее существенное и менее несомненное в развитии культуры»57. Несовпадение в темпах развития духовной и материальной сфер культуры, по мысли Швейцера, — реальное противоречие, выступающее одной из движущих сил ее прогресса. Но на характер развития культуры отрицательно влияет не только абсолютизация обществом материальной ее стороны. Превалирование духовной сферы в индийской и китайской культурах в течение длительного времени тормозило прогресс их материальной стороны. Швейцер ратовал за гармоничное развитие всех сторон, всех сфер культуры при непременном главенстве нравственной ее стороны. Именно поэтому мыслитель сам называл свою концепцию культуры моралистической.

Вторая важная причина кризиса культуры, общая для различных эпох, — утрата мировоззрения. Под мировоззрением Швейцер понимал совокупность волнующих общество и человека мыслей о сущности окружающего мира, о положении и назначении человек а и человечества в нем. Если человек и общество лишаются опорных мировоззренческих представлений, наступает своеобразный культурный вакуум, в котором, как правило, возникают идеи и представления, чуждые культуре. Но «так как идеи одной эпохи подвержены «износу» и в этом состоянии тормозят развитие мышления новых поколений, духовный прогресс человечества не отличается постоянством»58. В то же время «для общества, как и для индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования»59. Поэтому смена воззрений различных эпох и господствующих идеологий должна происходить в рамках культуры не посредством ниспровержения и безоглядной ломки, но в процессе естественного формирования новых идей и представлений, опирающихся на плодотворные традиции прошлого.

емецкий ученый истории и математики Освальд Шпенглер (1880— 1936) прославился как автор культурологического бестселлера «Закат Европы» (1914), выдержавшего в короткий срок б олее тридцати изданий. Секрет успеха книги, насыщенной огромным количеством идей и символических образов, относящихся к самым различным областям знания — от математики до религии, от физики до мифологии, — объясняется прежде всего живым художественным воображением автора, способным объединить тысячи разрозненных фактов в цельную пластическую картину. У Шпенглера нет длинных научных рассуждений, которыми заполнены произведения Канта и Гегеля, — он философ-художник, историк-портретист, культуролог-эстетик.

По-своему, не считаясь с общепринятыми трактовками понятий, Шпенглер разработал смысловые оппозиции «природа — культура», «механизм — организм», «пространство — время», «судьба — причинность», «ставшее— становящееся».

Исходное понятие Шпенглера, взятое из европейского романтизма, — «жизнь» как полнота, многообразие переживаний. Нечто первичное, но никак не сводимое к монотонному биологическому существованию. Жизнь — творческий порыв в будущее. Она не удовлетвор яется никакими рамками, пределами и постоянно хочет превзойти сама себя. Жизнь лишь отчасти и символически выражает себя в культуре — в человеческих верованиях, образах, архитектурньгх сооружениях, социальных учреждениях. Жизнь — глубже и богаче культуры. Подобно Ницше, Шпенглер называл «жизнью» освобожденную от моральных оболочек «истину», реальность, свободу духа, стремящегося к безграничному расширению, способность рисковать, играть.

Шпенглер нигде не ссылается на Данилевского, хотя известно, что он читал его книгу и многим ему обязан. Шпенглер обсуждает те же вопросы, что и Данилевский: о дискретном характере истории, о судьбах и своеобразии великих культур, о причинах их расцвета и гибели.

Его интересует первичное мироощущение каждой культуры, из которого он выводит все богатство ее конструктивных и символических форм. Каждая культура — одно из возможных решений проблемы человека. Человек — открытое, свободное, незавершенное существо. Он постоянно стоит пе ред выбором, вопрошая себя и Бога о судьбе и смысле жизни. По Шпенглеру, это даже не вопрос, а ощущение невыразимого и трагического контраста между сознанием ставшего, законченного и явленного в пространстве мира и ощущением становящегося, ускользающего от всяких определений и всякой оформленное™ внутреннего мира человеческого «я». Этот контраст рождает в душе «тоску» по миру, восхищение его завершенностью, красотой и одновременно страх перед миром. Вожделение, побуждающее организм к экспансии и проникновению в мир, — это жизнь. Но растворение в мире, физическое утверждение в нем есть смерть. Из этого двойственного мироощущения рождается импульс к творчеству культуры, в котором человек одновременно и завоевывает мир, и защищается от него.

Культура — антитеза жизни — возникает из стремления к самовыражению коллективной души народа. Родившись на фоне определенного ландшафта, «душа культуры» выбирает свой «первосимвол», из которого, как из эмбриона, формируются затем все ее органы и ткани. Она стремится выразить себя в архитектурных, художественных, языковых, политических, философских формах. Как о человеке нужно судить не по его словам, а по манере, интонациям и жестам, так и культуру следует изучать по ее «повадке», выразительным формам. В таком подходе выражается романтическое и антипросветительское понимание культуры. Культура, по Шпенглеру, не тождественна разуму. Она возникает из культивирования «такта» и «ритма». Она напоминает музыку, звучащую в созидающей душе. Вместе с тем, стремясь к окончательному завершению, культура отчетливо выражает себя не в науке и философии, а в «жестких» формах архитектуры, техники, идеологии, в том, что Шпенглер называет «цивилизацией».

Шпенглер решительно порывает с традицией просветительского гуманизма, отождествляющего культуру с суммой выговоренных идей. Ему свойственно «недоверие» к слову, к идеям. Ведь Ницше и философы-програматики показали, что интеллект есть лишь орудие «воли к власти». У же популяризированы идеи Маркса о том, что разум есть лишь инструмент «классовой воли». Так можно ли доверять разуму? Культура — это не разум, а техника, биржевая игра, промышленные монополии, государственная система. При этом философия, наука и искусство тоже, конечно, входят в культуру. Искусство дает особенно много для ее понимания. Но к нему, как и к философии, следует относиться не как к выражению «вечно прекрасного», «вечно истинного», а как к языку, форме определенной культуры.

Подобно Гете, который хотел воссоздать целое растение из одного листа, Шпенглер стремится воссоздать культуру из ее «пра-души», «первосимвола».

Античная греческая душа, родившись на фоне пересеченного замкнутого пространства гор, островов, полуостровов, выбирает своим первосимволом единичное прекрасное тело. Телесность, образность, зрительная оформленность характерны для сознания греков. Действительность распадается для них на отдельные чувственно воспринимаемые сгустки материи, а томы, которые лишь по причине их малости не видны глазу. Из атомов состоят деревья, камни, души людей. Сами идеи похожи на атомы и называются одним с ними словом «сома». Идеи — телесны, как и боги. Для греков, строго говоря, невозможно идеалистическое мировоззрение.

В отличие от античной аполлоновской души, европейская «фаустовская» душа, родившись на бескрайних просторах Северной Европы, отождествляет себя с чистым, безграничным пространством. Ее мотив — устремленность вдаль, в бесконечность. Эта душа способна «отмыслить», исключить из картины мира все телесно-осязаемое и видимое: краски, линии, звуки. Но она не может исключить первичных интуиций пространства и времени. Образ Божества сливается у европейских философов-пантеистов с образом Природы. Бог европейцев — невидим, вечен, бесконечен, всесилен. Бог есть идея, а не чувственный образ. Отсюда, по Шпенглеру, жесткость, догматизм нравственно-религиозных кодексов европейцев, их религиозная нетерпимость. У греков, в отличие от европейцев, не было религиозного фанатизма. Их система верований была либеральной, размытой. Важно было соблюдать религиозные обряды, вести себя благочестиво, вовремя приносить жертвы. Словесно сформулированное «кредо веры» никого не интересовало.

Консультировал: Асмик Гаряка (Советник)
Дата отправки: 28.02.2011, 16:50
Рейтинг ответа:

НЕ одобряю 0 одобряю!


Консультирует Гуревич Александр Львович:

Здравствуйте, Дмитрий Олегович!

По поводу репрессивной парадигмы:

Обычно различают репрессивную и либеральную (диалогическую) парадигмы культуры.

Как закономерное целое, культура обладает специфическими механизмами своего порождения, оформления в знаковой системе, трансляции, интерпретации, коммуникации, конкуренции, самосохранения, формирования устойчивых типов и их воспроизведения в собственной и инокультурной среде. Особую роль в культуре играет система образования, поскольку культурное наследие не воспроизводится само собой и требует сознательного отбора, передачи и освоения. При этом культура не только поощряет и закрепляет необходимые для нее качества, но и выступает как репрессивная сила, осуществляющая при помощи системы запретов различение «своего» и «чужого».

Подробнее см. статью А.Я. Флиера "Культура как репрессия": URL >& gt;


В свою очередь, стержень либеральной парадигмы составляет идея прирожденных, неотчуждаемых прав каждого человека на жизнь, свободу и частную собственность. Неразрывная взаимосвязь этой триады выражается в убеждении, что частная собственность - основа индивидуальной свободы, которая, в свою очередь, рассматривается в качестве необходимого условия самореализации отдельного индивида, выполнения главного предназначения его жизни. Отсюда атомистическая трактовка общества, понимаемого как совокупность равноценных и равновеликих друг перед другом личностей. На этой основе с самого начала в либеральной парадигме проводилось разграничение между гражданским обществом и государством, были сформулированы понятия гражданского общества и, соответственно, гражданина.

Важным составным элементом либеральной парадигмы стала идея плюрализма, признающая господство во всех сферах общественной жизни принципа многообразия: в социальной сфере - различных классов, с лоев, заинтересованных групп и т.д.; культурной - разнообразия этнических, региональных или иных культур, культурных типов и течений, средств массовой информации, отделения церкви от государства, различных конфессий, церковных деноминаций, вероисповеданий и т.д.; политической - политических сил, партий, организаций, группировок, клубов и т.д.

Такой подход предполагает для всех составляющих данный социум индивидов и группировок равные возможности самореализации и равные права в достижении своих целей и интересов. Отсюда - принцип laissez faire , laissez passer , свободного рынка и свободной конкуренции в социальной и экономической сферах. В политической сфере этот принцип выражается в равенстве всех перед законом, инструментом реализации которого выступает правовое государство.

Многие культурологи и политологи приходят к выводу, что для современной России характерно преобладание репрессивнй парадигмы над либеральной.

Консультировал: Гуревич Александр Львович
Дата отправки: 28.02.2011, 18:27
Рейтинг ответа:

НЕ одобряю +1 одобряю!


Оценить выпуск | Задать вопрос экспертам

главная страница  |  стать участником  |  получить консультацию
техническая поддержка

Дорогой читатель!
Команда портала RFPRO.RU благодарит Вас за то, что Вы пользуетесь нашими услугами. Вы только что прочли очередной выпуск рассылки. Мы старались. Пожалуйста, оцените его. Если совет помог Вам, если Вам понравился ответ, Вы можете поблагодарить автора - для этого в каждом ответе есть специальные ссылки. Вы можете оставить отзыв о работе портале. Нам очень важно знать Ваше мнение. Вы можете поближе познакомиться с жизнью портала, посетив наш форум, почитав журнал, который издают наши эксперты. Если у Вас есть желание помочь людям, поделиться своими знаниями, Вы можете зарегистрироваться экспертом. Заходите - у нас интересно!
МЫ РАБОТАЕМ ДЛЯ ВАС!


В избранное