Продолжаем изучение
труда Льва Николаевича Гумилёва «Этногенез и биосфера Земли»
Часть первая
О видимом и невидимом,
где доказывается,
что поверхностные наблюдения уводят исследователя на ложный путь, и
предлагаются способы самоконтроля и самопроверки
I. О полезности этнографии
Обобщения и скрупулюсы
Земная гравитация
существовала всегда, но, чтобы люди узнали о ее существовании, понадобилось
озарение Ньютона, наблюдавшего падение яблока с ветки. И сколько еще могучих
сил природы, окружающих нас и управляющих нашей судьбой, лежит за пределами
нашего разумения. Мы живем в недооткрытом мире и часто двигаемся на ощупь, что
иной раз ведет к трагическим последствиям. Вот почему волшебные очки науки, под
которыми я подразумеваю прозрение гениальных ученых, нужны для того, чтобы,
поняв окружающий нас мир и наше место в нем, научиться провидеть хотя бы
ближайшие последствия своих поступков.
Исследования,
посвященные установлению функциональной связи явлений физической географии и
палеоэтнологии на материале истории Центральной Азии и археологии низовий
Волги, позволили сделать три вывода: 1. Историческая судьба этноса, являющаяся
результатом его деятельности, непосредственно связана с динамическим состоянием
вмещающего ландшафта. 2. Археологическая культура данного этноса, представляющая
собою кристаллизованный след его исторической судьбы, отражает
палеогеографическое состояние ландшафта в эпоху, поддающуюся абсолютной
датировке. 3. Сочетание исторических и археологических материалов позволяет
судить о характере данного вмещающего ландшафта в ту или иную эпоху,
следовательно, о характере его изменений.
Разумеется, здесь
точность относительна, но допуск плюс – минус 50 лет при размытых границах не
влияет на выводы и, следовательно, безвреден. Гораздо опаснее стремление к скрупулезности
в прямом смысле слова. Scrupulus (лат.) – камешек, попадавший в сандалии и
коловший ступни древних римлян. Изучать расположение этих камешков в сандалиях
они считали делом бессмысленным, полагая, что надо просто разуться и вытрясти
обувь. Поэтому слово «скрупулезность» означало ненужный учет мелочей. Ныне это
слово употребляется в смысле «сверхточный».
К сожалению,
требование «скрупулезности» не всегда безобидно, в частности, при сопоставлении
природных явлений с историческими событиями, ибо законный допуск достигает
50–60 лет и не может быть уменьшен, так как искомая связь опосредствована
системой хозяйства древних стран. Система хозяйства, земледельческого,
скотоводческого и даже охотничьего, имеет свою инерцию. Если, допустим, ее
расшатают засухи, то ослабление основанного на ней государства произойдет лишь
тогда, когда иссякнут запасы и постоянное недоедание (а не кратковременный
голод) подорвет силы нарождающегося поколения. Вскрыть этот процесс можно
только путем широкой интеграции рядов исторических событий, а никак не
скрупулезного коррелирования природных и исторических явлений. Следует
напомнить в связи с этим замечательные слова естествоиспытателя: «Вы никогда не
узнаете, на что похожа мышь, если будете тщательно изучать ее отдельные клетки
под микроскопом, так же как не поймете прелести готического собора, подвергая
каждый его камень химическому анализу». Разумеется, рассматривая один или даже
два факта в отрыве от прочих, мы остаемся в плену у древних авторов, умеющих с
умом и талантом навязывать свои оценки читателю. Но если мы отслоим от
источников прямую информацию и возьмем вместо двух фактов – две тысячи, то
получим несколько причинно-следственных цепочек, коррелирующих не только между
собой, но и с предложенной нами моделью. Это не простая функциональная
зависимость, каковую искали в XVIII в. поборники географического детерминизма,
например Ш. Монтескье. Здесь мы находим связь системную, ставшую основой науки
о взаимоотношении человечества с природой.
Универсальность и
специфичность отмеченного нами взаимодействия позволяют выделить его изучение в
самостоятельную, пограничную область науки и как сочетание истории с географией
назвать – этнология. Но здесь встает новый больной вопрос: можно ли найти
осязаемое определение этноса?
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 71 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.