Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Поговорим о Будущем

  Все выпуски  

Поговорим о Будущем Выпуск 33. О единых платформах управления и права


Поговорим о Будущем

Сергей Арапов

Выпуск 33. О единых платформах управления и права


 

В последнее время вопрос о переходе к шестому технологическому укладу стоит достаточно остро. Шестой технологический уклад связывают с развитием следующих технологий: робототехника, биотехнологии на основе молекулярной биологии и генной инженерии, нанотехнологии, системы искусственного интеллекта, глобальные информационные сети, интегрированные высокоскоростные транспортные системы. Помимо этого, в рамках шестого технологического уклада дальнейшее развитие могут получить гибкая автоматизация производства, космические технологии, производство конструкционных материалов с заранее заданными свойствами, а также атомная промышленность, авиаперевозки. К этому следует дополнить рост атомной энергетика, потребление природного газа будет дополнено расширением сферы использования водорода в качестве экологически чистого энергоносителя. Должны существенно шире применяться возобновляемые источники энергии.

Сможем ли мы управлять по-старому в новом технологическом укладе? Безусловно, нет, ведь новый уклад должен содержать новые институты экономики, управления и права. По всей  видимости, эта та проблема, к решению которой нет даже подходов.  В первую очередь, это вопрос новой онтологии. Это совершенно новые представления о существовании, о перспективах развития. Те страны, которые намерены совершить рывок в новый технологический уклад без каких-либо представлений об онтологии, без представлений об управлении, праве и экономике, без представлений об изменениях в социосистеме вряд ли смогут быть бенефициарами нового технологического уклада. Второй момент заключается в необходимости проработки основ новой правовой системы с новыми ценностными ориентирами. Именно от новой правовой системы должны исходить новая проектность, новые основы управления, экономики, социальной самоорганизации.

Контуры будущей правовой системы под названием Иное Право были описаны в нашей книге «Право Перемен в исторической системе координат». В первую очередь, необходимо учитывать, какие социальные потребности должна удовлетворить новая правовая система. Пока просматриваются три основные потребности: быстрое управление, динамичное право, социальная самоорганизация.

Быстрое управление предполагает ускорение времени принятия управленческих решений. В итоге получаются быстрые результаты, которые порож­дают новые возможности. Динамичное право содержит систему правового оборота, который порождает ритмичное движение прав, обязательств и ответственности, что позволяет ускорять обмен­ные процессы. Статичные правовые институты и статусы преобразуются в динамичные правовые состояния. Социальная самоорганизация порождает динамику социальных изменений и социальной проектности, поскольку исходит от Общества. Повышение плотности социальных связей – еще один важный признак социальной самоорганизации для функционирования правоуправляющих платформ.

Любая социосистема нуждается в праве, так как одним из базовых социосистемных процессов является управление. По своей сути управление нормативно. Без законов невозможно управлять. Именно поэтому необходимо объединить право и управление в единое системное образование – правоуправляющую платформу.

Цель функционирования правоуправляющей платформы заключается в обеспечении социального единства и совместной творческой деятельности. Это система взаимодействия Власти, Управления и Смыслообразования, основанная на нормах Универсального Закона или Единого Правоначалия, которые составляют ядро нового Иного Права. Система Праводержавия как правоуправляющая платформа Иного Права выполняет еще одну очень важную функцию: установление баланса нормативно-правовой нагрузки на социосистему.

Поскольку любая правовая система строится на определенных базовых ценностях, необходимо иметь представления об этих ценностях.

Однако помимо права, управления и социальной самоорганизации правоуправляющая платформа должна содержать определенные экономические основания. Функциональная модель баланса из пяти экономических оснований уже предлагалась ранее и вполне пригодна для системы правоуправляющих платформ. Необходимы и новые экономические институты, например, институт социального запроса и институт социального заказа. Взаимодействие социального запроса и социального заказа дает возможность заложить вполне адекватные показатели социально-экономического развития территорий и Страны в целом.

В современных условиях вполне целесообразно применение правоуправляющих платформ в форме Иного Права для территорий Крайнего Севера. В качестве общих положений необходимо отметить, что вполне возможна необходимость в особом проектном статусе для территорий, где внедряются правоуправляющие платформы. Здесь необходима проработка правового статуса Самоуправляемых Проектных Территорий. Этот статус необходим не только для нужд социально-экономического развития территорий, но и для перспективных политических решений. Одной из важнейших проблем управления территорий является управление территориями Арктической зоны РФ. Именно для этих территорий применение правоуправляющих платформ является актуальным. Особенно это касается так называемых опорных зон развития. Экономико-правовой институт «опорная зона развития» в составе Арктической зоны Российской Федерации содержится в Государственной Программе Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2017 г. № 1064. На основе анализа специальных документов о развитии Арктической зоны РФ выделяется ряд признаков формирования опорных зон: общая и социальная функции, организационная форма, экономическая модель, пространственная структура и главные черты потенциального типа зоны. Детальное рассмотрение этих признаков позволяет сделать вывод, что именно эти признаки формирования опорных зон во многом совпадают с моделью правоуправляющих платформ. 

 Книги о Праве Будущего:

1. Сергей Арапов «КОНТУРЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ: к эволюции правового восприятия», Санкт-Петербург, Издательство «BooksNonStop», 2020. Книга поступила в интернет-магазин издательства.

В книге впервые исследуются контуры правового сознания. Для этого потребовалось исследование соответствий между моделями правового поведения, которые инициируются правосознанием, и контурами сознания, детально описанными Робертом Уилсоном и Тимоти Лири. Особое место в книге занимает тема Правосознания Будущего, а с ней – представления о будущей правовой системе. Частично они описаны в книге «Право Перемен в исторической системе координат». Будущее Иное Право описывается в книге через Правосознание «высоких» контуров.  

 Книгу «КОНТУРЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ: к эволюции правового восприятия» можно приобрести   здесь  

 

 2.  Сергей Арапов «Право Перемен в исторической системе координат», Супер Издательство, Санкт-Петербург, 2017

В предлагаемой книге мы старались восполнить дефицит идей о Будущем Праве. Здесь содержатся предварительные итоги совместной работы всех участников исследовательского проекта «Иное Право». Совместными усилиями мы получили представление о самой правовой системе, ее структуре, ее правовых формах, процессах. Нам удалось «нащупать» ценности, на которых базируется новая правовая система. В книге тесно переплетены прогноз и мечта о Будущем Праве (или Ином Праве). Прогноз основан на исторических особенностях и на социальных потребностях, а мечта дополняет контуры будущей системы.

Книгу можно приобрести здесь и здесь (бумажная версия) 



В избранное