Тимей. Еще бы, Сократ! Все, в ком есть хоть малая толика
рассудительности, перед любым неважным или важным начинанием непременно
призывают на помощь божество. Но ведь мы приступаем к рассуждениям о Вселенной,
намереваясь выяснить, возникла ли она и каким именно образом или пребывает
невозникшей; значит, нам просто необходимо, если только мы не впали в
совершенное помрачение, воззвать к богам и богиням и испросить у них, чтобы
речи наши были угодны им, а вместе с тем удовлетворяли бы нас самих. Таким да
будет наше воззвание к богам! Но и к самим себе нам следует воззвать, дабы вы
наилучшим образом меня понимали, а я возможно более правильным образом развивал
свои мысли о предложенном предмете. Представляется мне, что для начала должно
разграничить вот какие две вещи: что есть вечное, не имеющее возникновения
бытие и что есть вечно возникающее, но никогда не сущее. То, что постигается с
помощью размышления и рассуждения, очевидно, и есть вечно тождественное бытие;
а то, что подвластно мнению и неразумному ощущению, возникает и гибнет, но
никогда не существует на самом деле. Однако все возникающее должно иметь
какую-то причину для своего возникновения, ибо возникнуть без причины
совершенно невозможно. Далее, если демиург любой вещи взирает на неизменно
сущее и берет его в качестве первообраза при создании идеи и свойств данной
вещи, все необходимо выйдет прекрасным; если же он взирает на нечто возникшее и
пользуется им как первообразом, произведение его выйдет дурным. А как же
всеобъемлющее небо? Назовем ли мы его космосом или иным именем, которое
окажется для него самым подходящим, мы во всяком случае обязаны поставить
относительно него вопрос, с которого должно начинать рассмотрение любой вещи:
было ли оно всегда, не имея начала своего возникновения, или же оно возникло,
выйдя из некоего начала? Оно возникло, ведь оно зримо, осязаемо, телесно, а все
вещи такого рода ощутимы и, воспринимаясь в результате ощущения мнением,
оказываются возникающими и порождаемыми. Но мы говорим, что все возникшее
нуждается для своего возникновения в некоей причине. Конечно, творца и родителя
этой Вселенной нелегко отыскать, а если мы его и найдем, о нем нельзя будет
всем рассказывать. И все же поставим еще один вопрос относительно космоса:
взирая на какой первого образ работал тот, кто его устроял, – на тождественный
и неизменный или на имевший возникновение? Если космос прекрасен, а его демиург
благ, ясно, что он взирал на вечное; если же дело обстояло так, что и
выговорить-то запретно, значит, он взирал на возникшее. Но для всякого
очевидно, что первообраз был вечным: ведь космос – прекраснейшая из возникших
вещей, а его демиург – наилучшая из причин. Возникши таким, космос был создан
по тождественному и неизменному [образцу], постижимому с помощью рассудка и
разума. Если это так, то в высшей степени необходимо, чтобы этот космос был
образом чего-то. Но в каждом рассуждении важно избрать сообразное с природой
начало. Поэтому относительно изображения и первообраза надо принять вот какое
различение: слово о каждом из них сродни тому предмету, который оно изъясняет.
О непреложном, устойчивом и мыслимом предмете и слово должно быть непреложным и
устойчивым; в той мере, в какой оно может обладать неопровержимостью и
бесспорностью, ни одно из этих свойств не может отсутствовать. Но о том, что
лишь воспроизводит первообраз и являет собой лишь подобие настоящего образа, и
говорить можно не более как правдоподобно. Ведь как бытие относится к рождению,
так истина относится к вере. А потому не удивляйся, Сократ, что мы,
рассматривая во многих отношениях много вещей, таких, как боги и рождение
Вселенной, не достигнем в наших рассуждениях полной точности и
непротиворечивости. Напротив, мы должны радоваться, если наше рассуждение
окажется не менее правдоподобным, чем любое другое, и притом помнить, что и я,
рассуждающий, и вы, мои судьи, всего лишь люди, а потому нам приходится
довольствоваться в таких вопросах правдоподобным мифом, не требуя большего.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 70 000 подписчиков.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.