Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Спорные мысли: История

  Все выпуски  

Спорные мысли: История 'Гангутское сражение'


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Вот и вышел, наконец, первый выпуск рассылки "Спорные мысли: История". Надеюсь, буду готовить новые выпуски в среднем раз в неделю. А сегодня

Гангутское сражение

Думаю, все, кто интересуется историей русского флота, знают легенду о том, что три полоски на воротнике русского матроса символизируют три великих победы русского флота: Гангутскую 1714 года, Чесменскую 1770 года, и Синопскую 1853 года. Это, на самом деле, неправда... Но речь не о том. Вопрос в том, как рядом с грандиозными победами

  • у Чесмы (16 уничтоженных или захваченных турецких линейных корабля из 16, потери Османской империи в людях более 11 тысяч человек),

и

  • Синопа (13 уничтоженных боевых кораблей Турции из 14, более трех тысяч убитых и раненых турок),

вдруг появляется

  • совершенно незначительный бой у острова Лаккиссер к северу от полуострова Гангут (современное название - Ханко), с единственным шведским фрегатом и девятью малыми судами с потерями шведов менее чем тысячу человек?

Обычный ответ - во всех этих сражениях русский флот полностью уничтожал противостоящие силы.

Но тоже как-то неубедительно. После Чесменского сражения Турция потеряла практически весь флот в Эгейском море, что позволило русской эскадре блокировать Дарданеллы и фактически установить русскую власть на островах Эгейского моря. После Синопского побоища русский флот безраздельно господствовал на Черном море. А после Гангутского сражения у шведов по-прежнему имелось более 15 линейных кораблей, и молодой русский флот не имел никаких шансов в прямом военном столкновении со шведами на Балтике.

Так почему же Гангутское сражение считается одной из главных побед русского флота?

А ответ прост, хотя и неочевиден: сражение у острова Лаккиссер было лишь небольшим эпизодом Гангутской стратегической наступательной операции, которую успешно провел галерный русский флот. И вот эта наступательная операция, действительно, имеет право считаться одним из главных достижений русского флота за всю его историю.

* * *

1714 год. Четырнадцатый год идет Северная война. Начавшаяся как война гегемона Балтики, Швеции, против малых держав региона - Дании, Польши, и России, она превратилась в войну на истощение между двумя империями, шведской и российской (хотя, формально, Швеция была королевством, а России еще только предстояло провозгласить себя империей - сразу после победы в Северной войне). Россия, располагавшая большими человеческими ресурсами, имевшая преимущество в способности царя распоряжаться этими ресурсами (шведский король был серьезно ограничен в вопросах налогообложения, набора солдат, и т.д.), потихоньку вытесняла Швецию с южного и восточного берегов Балтийского моря; однако на море по-прежнему господствовал шведский флот, а расположение шведской метрополии "за морем" делало перспективы победы - туманными.

Хоть мы и считаем сейчас царя Петра помешанным на войне мегаломаньяком, однако "бесконечная" война со Швецией его серьезно тяготила уже после поражения шведской армии под Полтавой. Война была уже выиграна - однако шведы отказывались это признавать, и, опираясь на экономическую мощь шведских земель (а также на помощь англичан), продолжали и продолжали военные действия, отказываясь даже обсуждать условия мира.

Для такого "нелогичного" поведения у шведов были важные причины, первая из которых - важность Эстляндии и Лифляндии для государства. Мало того, что Рига была крупнейшим городом Шведского королевства, важным торговым портом и центром производства; без сельскохозяйственной продукции земель на востоке Балтики шведы вынуждены были значительную часть своих доходов направлять на импорт продовольствия. Собственно, на потере Прибалтики амбиции Швеции, как великой европейской державы - и закончились.

Как же быть? как провести "операцию принуждения Швеции к миру"?

Возможность единственная: надо перенести военные действия на территорию собственно Швеции. Поэтому русские войска упорно, город за городом, захватывают Финляндию, несмотря на ужасные природные условия: потери обеих армий приходились больше на обмороженных и больных, чем на раненых и убитых; при этом обороняющиеся в городах и крепостях шведы несли потери меньшие, чем успешно наступающие в чистом поле русские. Однако, когда вся южная и большая часть центральной Финляндии были захвачены, выяснилось, что это ничего не дает: в обход Ботнического залива отправить достаточно большую армию не позволяли условия местности, а форсировать Балтику по островам Аландского архипелага не позволял шведский флот. Русский флот непрерывно рос в числе кораблей... однако по уровню подготовки команд и капитанов - уступал шведскому десятилетия. Любое прямое столкновение угрожало едва родившемуся русскому флоту разгромом.

Петр, как бы к нему ни относится, был человеком умным и изобретательным. В качестве противовеса шведскому корабельному флоту он строит "малый" флот - галерный. Балтика, в целом, море мелководное, и неглубоко сидящие галеры почти везде могут скрыться от преследующих их шведских кораблей вблизи берега. Особенно в этом отношении "безопасны" балтийские шхеры: сложные системы островов и полуостровов, между которыми достаточно редки глубокие фарватеры. Однако на восточном берегу Балтики шхеры делятся на две системы: Финского залива, и Ботнического залива - и разделяет эти системы глубоко выступающий в Балтику полуостров Ханко. Успешно контролируя шхеры Финского залива, русский галерный блот не мог пройти в шхры Ботнического залива, не встретившись по дороге с шведским флотом, расположившемся на блокирующей позиции у южного берега Ханко.

Вот эта расстановка сил и имела место в июне 1714 года. Русские войска были заблокированы в Финляндии морем и северными тундрами, а русский галерный флот не имел возможности прорвать эту блокаду, не перейдя в Ботнический залив. Шведский флот, таким образом, защищал шведские земли от вторжения русской армии.

* * *

Раз нельзя пройти морем - надо перетащить корабли по суше! У Петра уже был опыт перетаскивания по суше даже целых фрегатов - он вообще не слишком переживал за своих трудяг - поэтому в самом узком месте полуострова Ханко была заложена переволока - деревянная дорога, по которой можно было бы перетащить галеры в Ботнический залив.

В дальнейшем Петр всегда отрицал, что собирался перетаскивать галеры сушей - мол, переволока была чистой демонстрацией, призванной разделить шведский флот и оторвать от него часть кораблей. Однако... позволю себе усомниться. Сколько линейных кораблей удалось "оторвать" от шведского флота? ответ: ни одного. Для противодействия переволоке шведский адмирал Ваттранг выделил... 1 (один) фрегат, 6 галер и 3 шхербота. Ну, то есть, одно боевое судно, и три вспомогательных - которые все равно бесполезны у берегов Ханко. Опять же, что там, на мелководье, делать линейным кораблям? туда и фрегат-то не всякий зайдет, и только с минимальной осадкой - с частично выгруженным балластом. А его 18 пушек вполне хватит, чтобы не допустить спуска на воду русских галер.

Так что попытка решить проблему тупо и в лоб - провалилась.

Однако, на стороне русского флота сыграла погода. 26 июля установился штиль, и русский адмирал (генерал-адмирал граф Федор Апраксин, а вовсе не Петр, как об этом любят писать патриотические льстецы) решил рискнуть. Авангард русского галерного флота разделился на две части, и первая пошла на прорыв. Шведские корабли не могли сдвинуться с места, и потому только бессильно наблюдали, как русские гребные суда шли вне досягаемости их пушек.

Почему это был риск? да задуй даже небольшой ветерок - и все галеры, которые шведские линкоры застали бы вдали от берега, уже не вернулись бы к спасительному мелководью.

Вслед за первой группой из 20 галер обходить шведскую линию отправилась и вторая часть авангарда, еще 15 галер. Строго говоря, уже прорыв этого отряда из 35 галер означал успех русской операции. Однако главные силы русского галерного флота, еще около 60 гребных судов, все еще находились в Финском заливе, и шведский адмирал принял решение заблокировать дорогу в обход шведской линии. Всю ночь матросы на шлюпках буксировали шведские линкоры, и утром линия шведских кораблей выстроилась уже на глубине, вдали от берега.

Но погода все еще благоприятствовала русскому гребному флоту, и 27 июля основные силы, уже более уверенно, пошли на прорыв - у самого берега.

Почему более уверенно? потому что, даже поднимись ветер, маневры шведского флота у берега были бы затруднены мелководьем. Это вдали от берега, где прорывались галеры авангарда, риск был смертельным; а у берега у каждой галеры был шанс, в крайнем случае, просто выброситься на сушу.

Однако ветер не поднялся, и русские галеры успешно проскочили мимо шведского флота - у самого берега.

Строго говоря, на этом стоило бы и закончить рассказ о Гангутской наступательной операции. Однако, случилась еще и вишенка на торте. Вы же помните про штиль? вот и шведский фрегат "Элефант" заштилел у северного берега Ханко, невдалеке от переволоки. А русские галеры авангарда оказались достаточно многочисленными, чтобы заблокировать его у острова Лаккиссер, у входа в шхеры. Контр-адмирал Эреншельд, командовавший отрядом у северного берега Ханко, мог бы разрешить шести галерам и трем шхерботам уйти - но он был в полной уверенности, что шведский флот подавляюще превосходит русский в подготовке команд, и потому всегда сможет отразить прямое нападение. И помощь галер команде фрегата будет совсем не лишней. Так все десять кораблей оказались в ловушке, и решительная атака русских галер авангарда позволила захватить их в серии скоротечных абордажных схваток.

О личном участии Петра в бою, наверное, стоит промолчать. Думается мне, это из тех же баек про лично поведенный в бой полк второй линии под Полтавой и простреленную при этом шляпу - сейчас доподлинно известно, что пуля, прилетевшая в Петра, поразила не шляпу, а седло, а он личного участия в Полтавском сражении не принимал. И правильно делал, кстати говоря.
Вот и с боем у острова Лаккиссер та же история, думается мне.

* * *

 Итоги Гангутской операции - ни много ни мало капитуляция Швеции и заключение Ништадтского мира. Именно прорыв галер мимо Ханко позволил начать высаживать десанты на шведское побережье, громить поместья шведских феодалов и чиновников, и непосредственным образом принуждать шведов к заключению мирного договора. Так что, несмотря на относительно небольшое количество захваченных шведских кораблей, на их малый ранг, на скромные потери в людях - Гангутское сражение, действительно, оказалось одним из главных событий войны. Больше того, оно было бы таким даже если бы Эреншельд отбуксировал свой фрегат на глубокую воду и тем самым избежал бы разгрома. Даже без одного-единственного погибшего шведа прорыв у Ханко стал бы замечательной победой русского флота, приблизившей завершение Северной войны.

 

P.S. По непонятной причине в рассылку не удалось добавить иллюстрации. Желающие ими насладиться могут зайти на канал "Спорные мысли", вот эта публикация.


 

 


В избранное