Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Спорные мысли: История

  Все выпуски  

Спорные мысли: История 'Пирл-Харбор: не рой другому яму... Окончание'


Добрый день, уважаемые подписчики. Прошу прощения за "перерыв в вещании", постараюсь в ближайшие дни вернуть все "долги".

Сегодня - последняя часть статьи про Пирл-Харбор:

 Пирл-Харбор: не рой другому яму... Окончание

Окончание. Первая, вторая и третья часть - о том, почему вообще США и Япония решили повоевать, как это было организовано, и почему японские самолеты налетели на главную базу Тихоокеанского флота США "необнаруженными".

Итак, в небе над островом Оаху звучит позывной "Тора! Тора! Тора!", и взлетает сигнальная ракета. Японские самолеты первой волны начинают бомбардировку в идеальных, полигонных, условиях.

Снимок сделан с японского самолета первой волны. Фото из открытого источника.
Снимок сделан с японского самолета первой волны. Фото из открытого источника.

Дальнейшее более-менее известно. Паника, много шума и стрельбы, минимальные потери среди японцев. Мы любим ругать своих вояк? ну так под Порт-Артуром в 1904 году наши проявили себя куда лучше, чем американцы в 1941. Тем более если принять во внимание, что командование флота США имело всю необходимую для организации успешной обороны информацию.

Семь затонувших линкоров, которым "ничего не грозило" в гавани.

Ну, то есть, четыре полноценно потопленных, три серьезно поврежденных, и один поврежденный "слегка".

Обратите внимание: сразу после начала атаки американские авианосцы получили приказ "перехватить противника", и двинулись... Как вы думаете, куда? Правильно: "Энтерпрайз" на запад, а "Лексингтон" - на юг. К той точке, где - по представлениям американских адмиралов - должно находиться японское соединение. То есть, по большому счету, американские авианосцы удалялись от японского соединения, находившегося к северу от Оаху. После войны американцы глубокомысленно заявляли, что это было даже хорошо - иначе их могли бы обнаружить и потопить. Ну, не знаю, не знаю. У японцев было не так много самолетов, чтобы еще и искать американские авианосцы.

"Из японских источников" :) Утром 7 декабря "Энтерпрайз" (красная линия) находится совсем недалеко от Оаху, к западу. Получает приказ двигаться на запад. "Лексингтон" (синяя линия) - гораздо дальше к западу, получает приказ двигаться на юг. Источник: forum.axishistory.com
"Из японских источников" :) Утром 7 декабря "Энтерпрайз" (красная линия) находится совсем недалеко от Оаху, к западу. Получает приказ двигаться на запад. "Лексингтон" (синяя линия) - гораздо дальше к западу, получает приказ двигаться на юг. Источник: forum.axishistory.com

В свою очередь, японцам "диванные эксперты" предъявляют претензии, что те не попытались разбомбить береговые сооружения военно-морской базы, и - ну конечно же! - не попытались обнаружить и уничтожить американские авианосцы.

Мне, почему-то, кажется, что и боезапас у японской авиации был не бесконечным, и топлива не безграничное количество. Скорее всего, после проведенной атаки в распоряжении адмирала Нагумо было того и другого ровно на один полноценный морской бой. В такой ситуации рисковать и оставаться рядом со вражеской базой не станет ни один ответственный командир. Тем более не станет он "рыскать" вокруг в поисках кораблей, которые вполне могут ему нанести поражение. Или тратить остатки боезапаса на бомбежку второстепенных целей. Опять же, изобилие истребителей на аэродромах Оаху никуда не делось, и уже к обеду значительная часть поврежденных самолетов могла взлететь. Оно было ему надо, японскому адмиралу, терять людей и технику не пойми ради чего?

Просто для справки. Первая волна, воспользовавшись внезапностью атаки, потеряла всего лишь 9 истребителей (в основном при штурмовке аэродромов: очень небезопасное занятие, даже если враг не ожидает атаки). А вот вторая волна потеряла уже 20 самолетов, бомбардировщиков и торпедоносцев, в том числе - в результате атак американских истребителей. К концу второго налета значительная часть американских истребителей была готова подняться в воздух и принять участие в бою.
Ну и еще кое-какие цифры. 29 самолетов - это потери японцев над Пирл-Харбором. Однако помимо того 26 самолетов были настолько повреждены, что либо совершили посадку на воду вблизи своих авианосцев (экипажи были спасены), либо были сброшены с палуб авианосцев после посадки, чтобы не мешали взлету и посадке остальных машин: их не стоило пытаться восстановить. Плюс к этому более 80 машин (предположительно 85) требовали ремонта и не могли немедленно взлететь для повторной атаки американской базы - ну или для боя с американскими авианосцами.
Теперь поставьте себя на место Нагумо: у вас вышло из строя около трети самолетов (140 из 450), экипажи вымотаны тяжелым боем. Вы станете искать американские авианосцы (которых может быть три, с числом самолетов почти 300 штук) или повторять налет на Пирл-Харбор?

* * *

Об отношении американского правительства к нападению японцев говорит следующая байка (прошу прощения, не помню, где я её вычитал):

Когда сведения о разгроме достигли Вашингтона, президент Рузвельт проводил совещание демократических конгрессменов, относительно предстоящих довыборов в некоторых избирательных округах. Бледный секретарь сообщил ему: "Японцы напали на Пирл-Харбор!", на что он кивнул, и сказал: "Знаю. Сейчас есть более важные дела". И только после этого совещания ему стал известен масштаб понесенных потерь.

Однако же про нападение он уже "знал", и не считал это слишком уж "важным" событием.

* * *

Так, в итоге, почему же американцы потерпели такое сокрушительное поражение?

Во-первых, они недооценили противника и переоценили себя. Японские сверхмалые подлодки успешно проникли за рубеж противолодочной обороны, японские самолеты вполне могли поражать линкоры торпедами, а эрзац-бомбы обладали вполне достаточными бронебойными возможностями, чтобы пробить палубы линкоров.

Сюда же следует отнести уверенность американцев в том, что японские эсминцы не смогут дозаправиться в северных широтах.

Во-вторых, служба охраны военно-морской базы была организована из рук вон плохо. Было получено по крайней мере три сигнала, после которых следовало привести базу в состояние полной боеготовности (предупреждение из Вашингтона, появление подводной лодки, донесение с РЛС); но ни разу это сделано не было. Не было даже организовано банальное патрулирование воздушного пространства, что вполне можно было сделать, имея такое количество истребителей.

Ну и в-третьих, во время нападения японцев ни один из командиров не попытался как-то руководить американскими кораблями и авиацией. Со стоянки снялся только один линкор, и не успел выйти в море - был посажен на мель, чтобы избежать потопления в узком выходе из гавани. Авиация бездействовала вплоть до окончания налета второй волны - поднялись в воздух лишь отдельные самолеты. Не было сделано никакой попытки установить местонахождение японской эскадры и навести на неё самолеты - и корабли - для ответного удара.

Короче, все плохо. И, как мне кажется, в значительной степени это "плохо" объясняется желанием поймать японцев в ловушку. Не спугнуть, заманить... в общем, всё то, что так любят приписывать тов. Сталину - в отношении Гитлера - представители альтернативной истории.

Так вот, Сталин точно не пытался "заманить" Гитлера. тому есть много свидетельств - и доказательств, вполне убедительных.

А вот Рузвельт именно пытался "заманить" Хирохито - или, вернее, его генштабистов. Не препятствовали деятельности шпионов, не отменяли выходы в увольнение, не пытались рассредоточить "главные силы" Тихоокеанского флота (линкоры)... ну и так далее.

Но, как говорится - "Не рой другому яму, сам в неё попадешь!"

Это, наверное, наиболее часто встречающаяся иллюстрация к словосочетанию "нападение на Пирл-Харбор". Источник: tsushima.su
Это, наверное, наиболее часто встречающаяся иллюстрация к словосочетанию "нападение на Пирл-Харбор". Источник: tsushima.su

P.S. Я что-то упоминал про Филиппины? там вообще вышло... как в дурном анекдоте. Американцы получили приказ подготовиться к налету японцев на аэродромы, и на рассвете подняли свои самолеты в воздух. Чтобы не попасть под бомбы. И барражировали над аэродромами, пока не начало кончаться топливо. А потом сели на дозаправку.

Формоза - и Филиппины. Источник рисунка: en.wikipedia.org
Формоза - и Филиппины. Источник рисунка: en.wikipedia.org

А у японцев на Формозе случился туман. И отправить самолеты в атаку на рассвете никак не получалось. Часа через два туман рассеялся, японская авиация поднялась в воздух, и отправилась бомбить американские аэродромы, не сильно надеясь на успех. Каково же было их удивление, когда вся (!) американская авиация оказалась прямо перед ними, на земле! дозаправляясь.

В общем, о посменном дежурстве, о разной степени готовности к вылету - в общем, о всяких глупостях - американские командиры не слышали и даже не задумывались... И, так, к слову: совершенно аналогично американские командиры вели себя во Франции после высадки в 1944 году. Чужой боевой опыт они даже не пытались приспособить к своим боевым уставам...

P.P.S. Что американцы сами заставляли японцев на них напасть - вовсе не новость и никем особо не оспаривается, включая самих американцев. Что американский линейный флот в Пирл-Харборе был большой наживкой для японского авианосного флота - в России впервые предположил Н.Н. Яковлев (в США это предположение было впервые высказано сразу после окончания войны). Я с его внуком учился в одном классе :), правда тогда я не знал ни о том, что есть такой историк, ни о том, что он выдвинул такую гипотезу. Знал только, что у моего одноклассника дома - замечательная военно-историческая библиотека. Сейчас я уже прочел почти все книги, которые мне тогда не давали почитать :) ... Ну и, в какой-то момент мне стало ясно, что с "внезапным нападением на Пирл-Харбор" что-то серьезно не так. И потом деталь за деталью потихоньку вставали на свои места.

Но первым все-таки - в России - эту гипотезу высказал Н.Н. Яковлев. Не буду претендовать на его лавры :)


В избранное