Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

В "Ф1-МОМК" #264 Вас ждет:


Формула-1. Мнения, обсуждения, материалы, конкурсы

Еженедельный альманах о Формуле-1
Выпуск #364 от 2 августа 2007 г.
f1-momk@rambler.ru \ f1-alliance.ru \ blynsky.narod.ru

Сегодня в номере:

Неделя
Вопрос номера
Ф1-Калейдоскоп - Начальство рулит...
"Спорт Сегодня" представляет
Превью-2007 - Гран-при Венгрии

Книги
История Больших Призов 1972. Год Фиттипальди. #03
Право голоса
Результаты предыдущего опроса
Трибуна
Дневник Больших Призов - архивы

Детали
Деловой раздел
Выходные данные

Вопрос номера


Toro Rosso – оптимальный состав на остаток 2007 г.?
 

Памятка голосующим:

- Пользователям I.E. и Opera голосовать можно сразу, пользователям же The Bat! предварительно необходимо сохранить вложенный html-файл и открыть его браузером.

- Для голосования выйдите в режим on-line, выберите один из вариантов и нажмите кнопку отправки.

- Появление на экране монитора странички Альманаха означает, что голосование было успешным.

- Можно отдать свой голос и по E-Mail. Пишите с указанием темы опроса и ответом сюда: f1-momk@rambler.ru.

Ф1-Калейдоскоп - Начальство рулит...

Дмитрий Федотов (Floters)
1 августа 2007 г.

Маленький мордобой, состоявшийся в боксах "Торо Россо" после прошлого Гран-при завершился именно тем, чем и должен был завершиться – начальство рулит, а подчиненные – в отставке. В последнее время, откровенно говоря, на пилотов совсем перестали обращать внимание. Если раньше были инциденты, вызывавшие вполне ощутимый резонанс, как, например, с Морено и Шумахером в 1991-м (не сильно талантливым и совсем еще непопулярным гонщиками), то сейчас на такие вещи все смотрят спокойно. В других видах спорта (футболе, хоккее) подобные случаи кажутся обыденными – ну, повздорил игрок с тренером – перевели в запас, отправили в фарм-клуб – выперли из общей структуры всего клуба, или, в лучшем случае, просто обменяли в другую команду. Это обыденные вещи, которым есть простое объяснение – хоккеистов и футболистов в одной команде может быть до сорока человек, а количество команд, выступающих в чемпионате, часто, около 20-х десятков (в НХЛ – и того больше). А в Формуле-1 всего 11 команд и 22 гонщика. С которыми, между прочим, подписывались контракты до конца сезона (пусть и с некоторыми оговорками). Но вот выгнали Альберса за недостаток денег, выперли Спида. Последнего особенно жаль. Сначала избили, потом сделали вид, что все нормально, а позже и вовсе отправили в аут. Если вспомнить то, из-за чего Скотт, вообще, брался в команду, становится совсем жаль пацана – ГП США и Формула-1 ведь снова расстаются. Т.е., получается, нет американских болельщиков – нет американских гонщиков. Схема проста. Такая меркантильность в Формуле-1 уже начинает пугать. Ясное дело, нынешние герои вроде Хэмилтона, Алонсо или Массы – вне всяких посягательств команд. Но что делать бедным Барикеллам или Култхардам, если вдруг тест-пилотами станут новые талантища, вроде Кубицы, но с японским и австрийским паспортами. Могут ли эти пилоты, опытные, быстрые и умные быть уверены в том, что в 2008-м они смогут откатать весь сезон до конца? Я сказал о Спиде, но не сказал о Лиуцци. Последнему, вообще, должно быть тяжко – парень сидит в команде, и прекрасно знает, что его дни в "Торо Россо" сочтены. Это, конечно, если Бурдэ вдруг не передумает переходить в команду Бергера-Матешица, или Феттель окажется слишком юн. Но во все это верится так же, как и в фиолетовый снег посреди июля. Вообще, в этом году возникает устойчивое впечатление, будто "Торо Россо" и создавалась только для того, чтобы найти очередного гоночного гения за 1-2 сезона (перепробовать пару десятков молодых, и ненужных выкинуть), а там засунуть его в главную команду. Т.е. сделать то, что команда пыталась сотворить в 2005-м, поочередно меняя Клина и все того же Лиуцци...

В этом же году Уэббер и Култхард могут вздохнуть спокойно – в чемпионате две команды "Рэд Булл", и не главная используется для опытов...


А еще мы за эту неделю узнали, что в мире есть суд ФИА - негуманный и несправедливый. Как всегда, убедил нас в этом сам верховный председатель суда – Макс Мосли, который был недоволен действиями своего суда, оградившего сотрудников "Мак-Ларена" от пожизненной дисквалификации, вечной каторги пилотов и гильотины для Рона Денниса. Сначала, вроде бы, команда "Мак-Ларен" была признана виновной, однако за неимением доказательств, что команда использовала секретную информацию в корыстных целях, все были отпущены под честное слово, но с условием, что если появятся доказательства виновности – все. Всем придет каюк.

Каюк еще даже не успел отозваться, как президент Итальянской Федерации Автоспорта уже накатал письмо к Мосли с просьбой наказать гадов и показать, где раки зимуют. В общем, у итальянцев руки длинные (из фильмов "Спрут" и "Крестный Отец" мы все помним об этом).

Вот теперь, всегда испытывающий большую симпатию к Жану Тодту, чем к Рону Деннису Мосли передал дело о шпионаже в апелляционный суд.

Ждем веселухи.


P.S. Имеете что-то оспорить или добавить? – Милости просим: f1-momk@rambler.ru!

"Спорт Сегодня" представляет

Новости "Формулы-1" за неделю
1 августа 2007 г. - Хэмилтона не узнали в лондонском казино
31 июля 2007 г. - Ники, ты не прав?!
31 июля 2007 г. - Пресс-релиз «Макларена»: «Апелляционный суд утвердит решение предыдущей инстанции»
31 июля 2007 г. - «Феррари» одобрила решение Мосли направить «дело Степни» в Апелляционный суд
31 июля 2007 г. - Пэт Симондз: «Провал «Рено» в Нюрбургринге – досадная случайность»»
31 июля 2007 г. - «Феррари» сможет отстоять свои интересы в Апелляционном суде
31 июля 2007 г. - Марио Тайссен: «Мы не стали препятствовать уходу Феттеля в «Торо Россо»
31 июля 2007 г. - Мика Хаккинен: «Рон Деннис сможет удержать ситуацию в «Макларене» под контролем»
31 июля 2007 г. - Сакон Ямамото: «Помогу «Спайкеру» завоевать первые очки»
31 июля 2007 г. - «Феррари» не будет протестовать против оправдания «Макларена»
31 июля 2007 г. - Найджел Степни: «Кто-то в нашей команде подставил меня»
31 июля 2007 г. - Феттель стал пилотом «Торо Россо»
31 июля 2007 г. - Дженсон Баттон: «Уверен, что мы в скором времени преодолеем кризис»
31 июля 2007 г. - Марк Уэббер: «После успешного выступления на Гран-при Европы полон оптимизма»
31 июля 2007 г. - Нельсон Пике лишен водительских прав
30 июля 2007 г. - Тест-пилот «Рено» Нельсон Пике-младший: «Участие в автошоу – лучший способ привлечь внимание болельщиков»
30 июля 2007 г. - В «Хонде» появился новый директор по маркетингу
30 июля 2007 г. - Фелипе Масса: «Не остается ничего, кроме как доказывать превосходство на трассе»
30 июля 2007 г. - Марк Уэббер: «Мы можем полностью сконцентрироваться на борьбе за пятое место»
30 июля 2007 г. - Норберт Хауг: «Дождь в Будапеште может приподнести сюрпризы»
Разработка п/о: "I.P. Labs"

Превью-2007 - Гран-при Венгрии


В начале августа "Большой цирк" отправляется в Будапешт, где 5 августа состоится 11 этап чемпионата мира Ф-1 - Гран При Венгрии на трассе "Хунгароринг". Единственный на сегодняшний день этап Формулы-1 в Восточной Европе, который немало популярен среди российских болельщиков Королевских гонок.

Так что же представляет из себя гонка на, не побоюсь этого слова, знаменитом автодроме "Хунгароринг"? Не так много трасс удостаиваются от журналистов присвоения стойких штампов, но "Хунгароринг" - одна из них. "Пыльный картодром", "Монте-Карло без рельс" - это все о нем, о "Хунгароринге". Штампы ярко подчеркивают особенности трассы. Венгерское кольцо - это "классический" "стадионный" автодром 80-х. У стадионного характера трассы есть и преимущества - трек расположен в ложбине, а трибуны, окружающие трассу, построены на окрестных холмах, образуя амфитеатр, что позволяет добиться отличного обзора. С этих же холмов, окружающих гоночное кольцо, ветер наносит огромное количество пыли на дорожное полотно. В результате, вне гоночной траектории трасса оказывается очень пыльной и грязной, что еще больше затрудняет и без того редкие здесь обгоны. Насчет аналогии с Монте-Карло - "Хунгароринг" является самым медленным стационарным автодромом в календаре Ф-1. Медленнее его по средней скорости на круге только Монако. Езда по "Хунгарорингу" действительно напоминает Монако, и главным отличием является наличие присущих постоянным трассам полос безопасности, а не металлический отбойник сразу за пределами поворота. Медленный характер трассы заставляет использовать в Венгрии максимальный уровень прижимной силы, сравнимый только с настройками для Монако.

"Хунгароринг", если говорить начистоту, - это старая медленная узкая кочковатая трасса, на которой обгоны практически невозможны. Столь медленный характер трассы даже уникален для Ф-1, но езда по "Хунгарорингу" изрядно выматывает. Поэтому эту трассу можно либо любить, либо ненавидеть - третьего не дано. Среди мнений гонщиков о "Хунгароринге" можно встретить только два полярных варианта ответа.

Тем не менее, с 1986 года, когда прошел первый Гран При Венгрии Формулы-1, вплоть до наших дней эта гонка проводится ежегодно, без перерыва. Уже это само по себе заслуживает большого уважения. Много ли вы найдете трасс, к которым Ф-1 была бы столь постоянна? В 1986 году Венгрия стала первой страной социалистического лагеря, принявшей этот столь капиталистический вид спорта, "Большой цирк" Берни Экклстоуна. Первой, и надо сказать, единственной. С тех пор утекла уйма времени, времена изменились, Венгрия давно уже совсем другая страна. А Гран При по-прежнему проводится на "Хунгароринге", тогда, в 1986 году, называвшемся новейшим. Между прочим, с тех времен ни одна страна Восточной Европы так и не провела у себя Гран При Ф-1, а Венгрия по-прежнему проводит. Неудивительно, что Гран При на "Хунгароринге" уже настолько примелькался, стал настолько традиционным, что кажется, что он проводился всегда. Это выглядит даже немного удивительно, учитывая, что трасса "Хунгароринг" на самом деле имеет много недостатков.

Впрочем, большинство любит Гран При Венгрии не из-за трассы. Будапешт - красивейший город на Дунае, и в августе он особенно хорош! Здесь кипит бурная ночная жизнь, удовлетворяющая самым взыскательным вкусам. Это как раз то, чего так не хватает в деревенском Маньи-Куре!

Однако пора поближе познакомится с трассой. Единственной протяженной прямой "Хунгароринга" является прямая старт-финиш. Во время последней реконструкции трассы в 2003 году стартовая прямая была удлинена, благодаря чему первый поворот - правая шпилька, - стал более резким и медленным. Общая длина гоночного кольца возросла после реконструкции до 4380 м, а измененная конфигурация первого поворота вкупе с удлинением стартовой прямой позволили получить единственное реальное место для обгонов на "Хунгароринге". Раньше обгонов в Гран При Венгрии мы вообще практически не видели, в последние же годы они стали периодически происходить. Кроме того, новая конфигурация первого поворота из-за большей резкости траектории и жесткости торможения провоцирует стартовые завалы.

В остальном трасса остается такой же, что и прежде. Следующие друг за другом повороты разных радиусов, среди которых преобладают медленные и среднескоростные, шиканы и шпильки. Соединяют эти повороты короткие прямые, либо повороты просто перетекают из одного в другой. В результате кольцо представляет собой комплекс поворотов, вытекающих один из другого и беспрерывно сменяющих друг друга. Кстати, повороты "Хунгароринга" не имеют собственных названий и обозначаются порядковыми номерами.

Постоянные разгоны и торможения, огромное количество переключений передач - "Хунгароринг" любит техничных гонщиков, прошедших суровую школу картинга. Здесь нужно следовать одной-единственной траектории, так как выезд за ее пределы приводит к мгновенному загрязнению шин и потере сцепления. Обычная погода в августе во время проведения Гран При - это раскаленное солнце, жара, плавящая асфальт. 70 кругов по медленному "Хунгарорингу" - испытание не из легких, предъявляющее жесткие требования к физической форме гонщиков.

В ряду победителей Гран При Венгрии в основном значатся великие гонщики, чемпионы. Повторюсь, на "Хунгароринге" в цене техничные пилоты. Рекордсменом по количеству побед в венгерском Гран При является Михаэль Шумахер, побеждавший в 1994, 1998, 2001 и 2004 годах. Трижды на "Хунгароринге" выигрывал Айртон Сенна - в 1988, 1991 и 1992 годах. По две победы у таких пилотов, как Нельсон Пике, Дэймон Хилл, Жак Вильнев, Мика Хаккинен.

Среди пилотов современного пелетона в Венгрии побеждали четверо. Во-первых, ветеран Рубенс Баррикелло, выигравший в 2002 году за рулем "Феррари". Фернандо Алонсо победил на "Хунгароринге" в 2003 году - это была первая победа испанца в Ф-1, когда он опередил на круг действующего чемпиона мира Михаэля Шумахера и стал самым молодым победителем Гран При Ф-1. В 2005 году уверенной победы добился Кими Райкконен на "МакЛарене", в 2006-м сумасшедшую дождевую гонку выиграл Дженсон Баттон. Для Дженсона эта долгожданная победа также стала первой в Ф-1, а "Хонда" праздновала первый триумф в своей новейшей истории.

Кстати говоря, о погоде. Да, Гран При Венгрии практически всегда проходит при жаркой, сухой погоде, но прошлогодняя гонка стала редким исключением из этого правила. В 2006 году мы увидели, сколь увлекательными могут быть гонки по "Хунгарорингу" под дождем. Сразу появляется непредсказуемость, вместо одной-единственной траектории в любом повороте их появляется великое множество. Импровизация на каждом круге и множество обгонов. На мокром "Хунгароринге" к обгонам располагает практически любой поворот. Пожалуй, мне хочется, чтобы и в 2007-м "Хунгароринг" окатило теплым летним дождем. Хотя со мной наверняка не согласятся те фанаты, которые собрались в Будапешт!


Результаты предыдущего опроса

Заменить ли гравийные ловушки безопасности полосами абразивного асфальта?
- Да, это будет эффективнее тормозить болиды. 40% (86)
- Нет. Пилоты будут заскакивать на них для срезок. 28% (60)
- Мне сложно оценить, что действительно лучше. 28% (60)
- Особое мнение. 4% (9)

Особые мнения

Nikita.

Да никакой разницы: кто-то попав в гравийку - выбывает, а кого-то стюарты вытаскивают и они возвращаются в гонку. А по асфальту так и подавно!


Gu$lik.

Асфальт не нужен. При сильном ударе машин пилот может даже и не успеть начать тормозить. Ну или машина уже может быть и не на колесах, а вверх ими. Об асфальт же удар будет сильнее. Гравий лучше.


Михаил.

А мне нравится, как все это сделано в Монако. Я бы все трассы в бетон и сталь заковал бы. Ошибся - хрясь, и ты сошел. Без всяких покатушек вне трассы. Тогда и ездили бы аккуратнее и скорости снизились бы. Потому как вылетать некуда было бы. ИМХО, конечно же... :o)


RomB.

Я бы совместил узкую гравийную полосу безопасности непосредственно у гоночного полотна трека с гораздо более широкой полосой абразивного асфальта чуть поодаль.

Вязкий гравий, сбивающий скорость и портящий резину, нужен для того, чтобы у пилотов не было сознательного желания заскакивать на асфальтовые полосы для обгонов и излишне агрессивного, со срезками, прохождения поворотов, как это иногда можно было наблюдать в "Нюрбургринге", на улицах Монте-Карло и ранее на "А1-Ринге".

Полосы асфальта действительно эффективны для торможения, и оснащение ими современных автодромов было бы благим делом. Еще, как мне кажется, на расстоянии 2-3 метров перед отбойниками из покрышек имело бы смысл размещать что-то вроде прочной, но пластичной мелкоячеистой металлической сетки высотой в пару метров. Деформируясь и как бы "охватывая" вылетевшую машину при контакте, она довольно эффективно распределяла бы кинетическую энергию удара на весь монокок болида, а не на отдельные его узлы, как это бывает при ударе об ограждения. Впрочем, я не инженер, и могу быть неправ.


P.S. Имеете что-то оспорить или добавить? – Милости просим: f1-momk@rambler.ru!

Трибуна


Интересное видео.


rainman.

http://www.sendspace.com/file/al70kk - Выпуск новостей BBC, о заключении соглашения между "школьником" Хэмилтоном и McLaren в... 1999 году.

Время: 1 минута 38 секунд. Объем: 3 Мб. Качество: ниже среднего. Язык английский. Пароль: gp-smak.


http://www.sendspace.com/file/8gf98e - Обзор-клип Гран-при Европы 2007 г.

Время: 11 минут. Размер: 90 Мб. Качество: нормальное, для клипа хорошее. Пароль: gp-smak.





Из материалов д/л "Ф1-Клуб"

Скотт Спид: "Все, с меня хватит!"

Vladimir V.Petrov.

Источник: http://www.f1news.ru/interview/speed/25-07-2007.shtml, 24 июля 2007 г. Адам Купер. "Autosport".

Когда Скотт Спид после гонки пожаловался, что руководство команды делает все, чтобы поскорее расстаться с действующими пилотами, многие считали, что суть конфликта - ревность к претендентам на место основных пилотов в 2008-м, Toro Rosso явно не продлит контракт с Лиуцци и Спидом, но все оказалось сложнее.

После того, как на Нюрбургринге обе машины Toro Rosso выбыли из борьбы, поскользнувшись на мокром асфальте, босс команды Франц Тост учинил рукоприкладство. Тогда Скотт Спид оставил конфликт без комментариев, но во вторник утром, когда в интервью Blick Тост сказал, что ничего особенного не произошло, американец решил оставить последнее слово за собой. Во вторник вечером, по дороге на тесты в Муджелло, он рассказал свою версию событий корреспонденту журнала Autosport...

Скотт Спид: "Сначала я не собирался кому-то рассказывать о наших проблемах, после гонки Франц Тост потратил пятнадцать минут на извинения - очевидно, он перешел грань разумного. Но сегодняшнее интервью, в котором он все отрицал, заставляет меня сказать правду. Я знаю, что эти слова повредят репутации Red Bull, и не хочу этого - Дитер Матешиц и его компания очень помогли мне в карьере. Благодаря их поддержке, я добился того, чего добился. Но Франц Тост - другое дело.

Перейдем к фактам. Когда я подошел к пит-уолл он был разъярен моим вылетом в первом повороте, будто бы забыв, что там вылетали все, кто ехал за Баттоном, включая Льюиса Хэмилтона и Нико Росберга. Я спросил его о пит-стопе, он ответил "Нет смысла об этом говорить, потому что ты вылетел". Я отвернулся и пошел к боксам, а он догнал меня и ударил кулаком в спину. Все это видели.

Я выходил из боксов, он заскочил за мной в отделение, где нас не могли увидеть механики, порвал комбинезон и отбросил к стене. Мне ничего больше не оставалось как выйти на середину бокса и попросить врезать мне при всех.

Вопрос: Кто-нибудь видел, как он схватил вас?

Скотт Спид: Несколько человек. Он схватил меня за шею, мотал взад-вперед, а потом толкнул к стене. Двое парней из команды и еще один парень видели это.

Вопрос: Что произошло после? Верно ли, что вы пошли к Бергеру и что-то сказали?

Скотт Спид: Можете себе представить, я был в бешенстве, пошел к пит-уолл и предупредил своего менеджера, нашего технического директора и Герхарда Бергера, что если босс еще раз поднимет руку, я отвечу.

Они сказали: "Хорошо, давай попробуем успокоиться и решить конфликт". Я вернулся в моторхоум и проторчал там до финиша гонки. После финиша зашли Герхард и Тост - Франц успокоился и потратил 15 минут на извинения. Теперь они все отрицают, еще раз демонстрируя всю нечестность Тоста и Бергера перед прессой, в том, что касается нас с Тони. Все, с меня хватит!

Вопрос: Но тогда конфликт был исчерпан?

Скотт Спид: Да. Мы еще раз поговорили с Бергером, решив, что не стоит тыкать пальцем в гонщиков, пытаясь компенсировать недостатки машины.

Вопрос: После этого вы никому ничего не говорили?

Скотт Спид: Нет.

Вопрос: Что вы думаете о произошедшем в гонке?

Скотт Спид: Если оценивать факты, то ошибка была допущена командой на пит-стопе, ведь, стартовав с 18 и 19 места, мы занимали шестую и седьмую позицию, заезжая в боксы. Проблема была в том, что я обогнал Тони (Лиуцци) на последнем секторе, возникла путаница, и команде понадобилась минута и пять секунд, чтобы выяснить, как меняются шины на пит-стопе. Та же проблема возникла в Ferrari, с Массой и Райкконеном, но Кими не поехал в боксы и с Массой справились за 30 секунд.

Команда допустила серьезную ошибку, и никто не хочет брать на себя ответственность. А вылет в первом повороте... там невозможно было не вылететь, я начал торможение за 300 метров до поворота, и машина не сбрасывала скорость, пока не попала в гравий.

Все, кто ехал вслед за Баттоном, плыли в этом повороте - аквапланинг. Я не допускал ошибок, в такой ситуации, даже если повторять ее снова и снова, от гонщика ничего не зависит. Недаром сразу выпустили машину безопасности, чтобы уже никто не заехал на скорости в первый поворот.

Вопрос: Вы переживаете по поводу своего будущего в команде?

Скотт Спид: Я переживаю только по поводу Red Bull. Франц Тост и Герхард Бергер поступили непорядочно, но боюсь, это уничтожит мои отношения с Red Bull. Позор, два этих человека разрушили то, что создавалось годами.

По поводу моего будущего в Формуле 1 - нет такого количества денег, нет такого контракта, который я бы подписал, чтобы снова работать с этими парнями. Я бы хотел продолжить карьеру в этом чемпионате с другой командой, но еще больше хотел бы работать с Red Bull, пусть и в другом чемпионате. Я уже говорил, у меня фантастические отношения с этой компанией.

Вопрос: Вероятно, эта история получит продолжение уже на следующей неделе, и вы можете не выйти на старт уже в Венгрии...

Скотт Спид: С этими парнями вы никогда не знаете, что будет дальше, их заявления в СМИ всегда были неожиданными, они все и всегда делают за спиной.

Вопрос: Вы довольны тем, что я все это записал?

Скотт Спид: Это правда, да и, думаю, время настало.


Old Hedgehog.

Скотт Спид: С этими парнями вы никогда не знаете, что будет дальше, их заявления в СМИ всегда были неожиданными, они все и всегда делают за спиной. Это лишний раз подтверждает факт не очень идеальных отношений в командах Формулы 1.

Может это интервью пойдет на пользу тем, кто идеализирует отношения в этом, да и в любом другом спорте. Не все так чисто, как порой мы себе это представляем. К сожалению. :(


teddy uckx.

Не все так чисто, как порой мы себе это представляем. К сожалению. :(

А лучше вообще поменьше об этом думать, будет намного легче.

Сейчас идет заседание ФИА, что она нам выдаст эта уважаемая организация?


Olga Pauk.

Сейчас идет заседание ФИА, что она нам выдаст эта уважаемая организация?

Результаты: http://www.f1news.ru/archive/id/17527/.


teddy uckx.

"Спортивный Совет FIA не стал наказывать McLaren - команда действительно владела конфиденциальной документацией Ferrari, но ее использование не доказано..."

Ну, вот эпопея и закончилась, наконец.

Хорошо, что без крови.


Old Hedgehog.

Ну, вот эпопея и закончилась, наконец.

Какая глупость, это решение FIA. Надо отдать должное адвокатам, они выполнили свою работу качественно и со знанием дела. Лишний раз убеждаюсь в том, что самые искусные лжецы - адвокаты.

Мое мнение. Независимо от того, кто и чьей документацией владел, похититель (читай ВОР) должен понести наказание. Велогонка Тур де Франс, самая престижная велогонка в мире превратилась в гонки допингов. Лыжники, чтоб спрятать наличие допинга в крови, несут справки о том, что они астматики. Ну не нонсенс ли??? Промышленный шпионаж процветает во всех технических видах спорта. Но ведь какие-то разумные пределы существовать должны же. Или беспредел лучше? Своровал чертежи, если не сумел применить, значит "настучал" о нарушении регламента. Какая же это грязь. Я медленно, но верно начинаю разочаровываться в этой "королевской" формуле. Ничего в ней королевского нет. Среди безработных и бездомных больше порядочности, чем среди всех этих владельцев формульного "королевства". Да и не только в формуле 1.

Хорошо, что без крови.

Это только до тех пор хорошо, пока лично тебя не коснулось. Не приведи Господь.


teddy uckx.

Какая глупость, это решение FIA.

Ну так есть же и вполне логичный вариант - Макларен не получил никакой выгоды от этих документов, следовательно, наказывать не за что. А воров и их подельников должен судить суд, а не автоспортивная организация. Вот тут бы я довел дело до конца.

Скорее всего, Макларен и Феррари договорились заранее, о чем некоторые ресурсы осторожно намекали. Быть может, это каким-то образом и повлияло на решение ФИА. Впрочем, это не важно.

А вообще, я рад такому решению, потому что, во-первых, обвинительный вердикт нанес бы почти непоправимый ущерб многострадальной Формуле в целом, а во-вторых, больно ударил бы по болельщикам Маков. Вы представляете, что было бы, если Макларен дисквалифицировали? Я никогда за них не болел, но лучше пусть они выиграют оба чемпионата, чем исчезнут на год-два из Формулы. Вместе со своей огромной армией фанов.

Если же говорить о подлости и предательстве, то Формула тут не оригинальна и не стоит впереди планеты всей. Разочаровываться нужно тогда не в ней, а во всем нашем мире грешном, однако, большинство людей - порядочные люди и вполне адекватно оценивают окружающую обстановку, и никакие адвокаты не заставят поверить в то, что белое - это черное.

А подлость на своей шкуре испытал каждый из нас, без этого никак, ага.


Old Hedgehog.

Ну так есть же и вполне логичный вариант - Макларен не получил никакой выгоды от этих документов, следовательно, наказывать не за что.

Это утверждение крайне спорно! Но, нет трупа - нет убийства! :)

Скорее всего, Макларен и Феррари договорились заранее,

Весьма, весьма вероятно!

Впрочем, это не важно.

Именно это и важно. Для чего тогда волну надо было гнать?

Вот он и мрачный PR, собственной персоной. :)

Вы представляете, что было бы, если Макларен дисквалифицировали?

Конечно же, представляю. Но и не требую такой сверхмеры. Существуют не столь болезненные, но и не менее действенные меры наказания. Такие вот у меня подозрения. Ну не кровопийца я, нет! :)

...однако, большинство людей - порядочные люди и вполне адекватно оценивают окружающую обстановку, и никакие адвокаты не заставят поверить в то, что белое - это черное.

К сожалению, именно решение суда является основанием для действий правоохранительных органов во всем мире. Но никак не мнения порядочных людей. К великому моему сожалению.

Ну, да ладно. Макларен оправдан и впереди планеты всей в чемпионате. С чем я всех и поздравляю. :)


RomB.

А вообще, я рад такому решению, потому что, во-первых, обвинительный вердикт нанес бы почти непоправимый ущерб многострадальной Формуле в целом, а во-вторых, больно ударил бы по болельщикам Маков.

Ну а стоило ли тогда вообще FIA весь этот "сыр-бор" с разбирательством городить?

Получилось ведь в итоге нечто сходное с собранием "общества анонимных алкоголиков" из малобюджетной западной мелодрамы: "Давайте об ЭТОМ поговорим"...

- Ну, поговорили. И?...

А ударить можно было и "рублем": оштрафовать на 50-70 млн. евро, чтобы неповадно попадаться было на таких делах. И болельщики "целы", и команда наказана.


E.R.V.

Существуют не столь болезненные, но и не менее действенные меры наказания.

...А даже и победа будет омрачена тенью... Что собственно и заслуженно. "Hа войне - как на войне." "Кто победил тот и прав". "Победителей не судят" (В данном случае - Лидеров чемпионата ).

А штрафани сейчас Маков, будут в концовке Ферры виноваты. Теперь красным только, скрипя зубами, желать расплаты в других обстоятельствах или любой другой справедливости от... :)

Дневник Больших Призов - архивы

Перевод: Пухкал Иван (I. P.)
Публикация с любезного разрешения автора

Кое-что из архивов Дневника Больших Призов. Об этом Роб писал в 2005-2006.

* * *

Презентация Williams FW27, Валенсия, понедельник. После того, как Ник Хайдфельд обошел Антонио Пиццонию в борьбе за место второго пилота, немец подтвердил, что команда планирует провести над ним процедуру ребрендинга, представив его бразильцем к началу сезона. Несмотря на то, что BMW вполне устраивает наличие своего гонщика в команде, похоже, что южноамериканские спонсоры (Petrobras, например) расстроены отсутствием "мальчика из джунглей". Более того, даже BMW отмечает, что немцы могут выглядеть довольно скучно и небольшая латинская перчинка только улучшит команду. Пиар-отдел Willians посоветовал представить Ника бразильцем, что устроит все стороны. Комментарий Патрика Хэда: "Слушайте, если Chevrolet считает, что они могут одурачить покупателя, наклеивая свои значки на Daewoo - что мешает поступить так и нам?" Он продолжил: "Ник и так все время молчит, так что акцент - это не проблема, а регулярные сеансы загара и краска для волос довершат начатое."

* * *

Уэзерфилд, суббота. Еще до того, как Нараин Картикеян впервые сел за руль Jordan, команде уже пришлось выложить кругленькую сумму за ремонт. Случилось это так: юная леди крупного телосложения, некая Салли Линсдей, одна из актрис сериала "Улица Коронэйшн", нанесла убыток примерно на 100 000 фунтов стерлингов одной из машин команды, просто присев на нее.

Салли (в сериале - Шелли Анвин) присутствовала на благотворительной акции, когда она не нашла лучшего места для отдыха, чем машина, которая незамедлительно поломалась. Один из зрителей: "Треск был оглушительный. Салли выглядела несколько смущенной: машина стоила целое состояние - один ее нос обошелся в 25 000." Салли может продолжать выглядеть "несколько смущенной", но больше всех следует беспокоиться гонщикам Jordan - ведь если такой урон смогла нанести одна актриса, что с машиной сделают барьеры в конце Eau Rouge?

[Уэзерфилд - выдуманный пригород Манчестера, в котором происходит действие сериала - И. П.]

* * *

Монако, среда. Канадская легенда недавнего прошлого, Жак Вильнев, надеется подготовиться к воскресному Гран-при Бахрейна с помощью игры на симуляторе Формулы-1. Чемпион мира 1997 и любитель компьютеров пропустил прошлогоднюю гонку в Бахрейне, после того, как он был выставлен из BAR в конце 2003. Теперь, выступая за Sauber, Вильнев надеется, что тренировка на симуляторе поможет ему выглядеть не столь беспомощным как обычно. "Я не видел трассу, но знаю, что там сухо, солнечно и много песка" - глубокомысленно изрек он.

Слухи о том, что Sauber настоятельно порекомендовал Вильневу закончить оставшуюся часть сезона на Playstation, пока следует признать преждевременными.

* * *

Мюджелло, среда. Израильская автоспортивная легенда, Ханох Ниссани, сегодня во время тестовой сессии Minardi врезался в своего напарника из-за бесспорного "недопонимания относительно положения на трассе". Немолодой тест-пилот, катавшийся на взятой в аренду PS04B, столкнулся с Кристианом Алберсом на новой PS05, чем серьезно ограничил время работы с машиной. Лучшее объяснение происшествия дал один из членов команды в интервью The Daily Telegraph: "Один из них начал выполнять зиг, когда нужен был именно заг."

* * *

Гамбург, четверг. Дизайнер скучных гоночных трасс, Тильке, недавно ответил на критику в свой адрес, предложив радикально новую схему трассы для потенциального Гран-при России 2008. Кольцо "Русская рулетка" отличается уникальной главной прямой на которой машины будут ехать в противоположных направлениях одновременно. Представитель Тильке заявил: "Мы йесть отшень обеспокоены тем, что нас стшитают скучными и заурятными. Эта новая трасса будет прорывом." Судя по предлагаемому проекту, вместо того, чтобы непосредственно обгонять круговых, лидерам придется уворачиваться от них на главной прямой при скоростях более 300 км/ч. А учитывая то, что длина трассы не превысит 3 км, веселье должно начаться с 3 круга гонки. Несмотря на то, что инспектор FIA высказал определенные сомнения, идея полностью поддерживается Берни Экклстоуном. Начало строительства запланировано на это лето.

* * *

Ответственный за церемонию подиума в Маньи-Куре, пожалуй, лучше всего бы подошел для церемонии поднятия белого флага. Поднимая флаги, он с ужасом обнаружил, что перепутал финский и немецкий стяги местами. Но французы продемонстрировали профессиональную работу - флаги мгновенно рухнули обратно. Тем временем, французские авиаторы немного запаниковали, когда во время торжественного пролета над моторхоумом BMW Williams обнаружили, что находятся в зоне боевых действий.

* * *

Лондон, четверг. Несмотря на жалобы команд на то, что 19 гонок - это многовато для сезона-2005, всемогущий Берни Экклстоун объявил, что в 2006 будет 25 гонок. Это было бы невозможным без принятия 13-месячного календаря. Изначально 13-месячный календарь был предложен Огюстом Контом в 1849 (честно!) [Он же позитивистский календарь. См. пример на personal.ecu.edu/mccartyr/pos-cal.html - И. П.]. Эта гипотеза никогда не применялась, но Берни выкупил права на календарь, что позволило ему принудить команды к еще нескольким гонкам. Представитель FIA заявил: "Конечно, 12 месяцев само по себе неплохо, но теперь это стало мешать нашим планам развития. Мы считаем, что новый способ будет более выгодным.… я хотел сказать - лучше."

* * *

Глава McLaren Mercedes, Рон Деннис, автор языка, известного как "Ронспик", начал пугать своих коллег в Уокинге тем, что его становится все труднее понять.

Команда давно привыкла к многословному способу Рона выражать свои мысли, но его недавние фразы демонстрируют другой, совершенно заоблачный уровень для понимания.

На вопрос журналиста о будущем Луиса Хэмилтона, Деннис ответил так: "Мы принимаем решения и реализуем решения, у нас есть множество стратегий, каждая из которых активизируется определенными обстоятельствами, которые находятся вне нашего контроля. Мы в точности знаем, куда мы направляемся и мы будем действовать в полном соответствии с тем, что станет известно в течение следующих нескольких недель."

В этот момент журналист стал терять сознание и попытался незаметно свалить.

История получила продолжение, когда в середине прошлой недели Деннис застрял в новой столовой команды ("зоне пополнения питательных веществ для сотрудников") на пару часов, когда он попросил девушку на раздаче порцию "специфического для определенных районов Англии изделия из жидкого теста, дополненного жидкостью, основанной на мясе" Несчастная сотрудница, которая сейчас находится на больничном, не смогла понять, что он хотел йоркширский пудинг с подливкой.

* * *

Теннисная суперзвезда Мария Шарапова на прошлой неделе призналась прессе, что в свободное время собирает марки. Если уж одна из самих гламурных спортсменок признается в хобби, подходящем скорее для "ботанов", пора и остальным звездам выйти из тени.

Ник Хайдфельд рассказал Дневнику Больших Призов, что он собирает бутылочные крышки. "Разумеется, когда от нас требуют многого, мы должны иметь что-то что позволит нам расслабиться. Я собираю крышки со времен гонок в Формуле-3 - у меня их тысячи, включая редкую крышку от пива Tiger 1974."

Михаэль Шумахер является верным поклонником Top Trumps [Карты, на которых записаны несколько чисел. Игра идет сравнением этих чисел. - И. П.], в то время как Фелипи Масса демонстрирует свою юность, отдавая предпочтение картам Yu-Gi-Oh! [Тематика - японское аниме. Игроки сравнивают последовательности собранных карт. - И. П.]

Но королем коллекционеров можно признать Кристиана Алберса. Жизнерадостный голландец является одним из европейских экспертов по футбольным наклейкам Panini. Его коллекция оценивается как минимум в 300 фунтов.

Алберс попросил нас узнать, нет ли у кого лишнего Кевина Кигана образца 1982, поскольку тогда он может предложить несколько наклеек на обмен. Если это кого-то заинтересовало, пожалуйста, пишите Кристиану в Midland F1.

(Утверждения, что мы состряпали эту историю только для того, чтобы иметь повод поместить фотографию Марии Шараповой, целиком и полностью верны и мы не собираемся извиняться за это. - Ред.)

* * *

Мы часто получаем так называемые "превью" от команд, которые полны "Да, мы квалифицировались 15 и финишировали 15, но мы настроены позитивно на следующие гонки .…", но пресс-релизы Red Bull Racing скрашивают эти серые будни. Вот, что они пишут о Гран-при Бельгии:

Погода здесь всегда является темой для разговора и вот как можно определить, какой она будет:

Если вы стоите в паддоке Спа и не видите деревьев - значит идет дождь.

Если вы стоите в паддоке Спа и видите деревья - значит скоро пойдет дождь.

Если коровы на лугу рядом с трассой стоят - значит, возможно, дождя не будет еще полчаса.

Если коровы лежат - значит идет дождь.

Если коровы лежат с ногами в воздухе - это мертвые коровы.

* * *

Гоночные стюарды FIA были вынуждены вводить новые штрафы за нарушения правил на гонках из-за неуклонно снижающегося возраста участников. Обычно штрафы за гонщиков выплачивают команды, но это уже некоторое время не практикуется.

Подобные трудности всплыли на Гран-при Турции, когда помощник BMW по пятницам, Себастиан Феттель, заработал штраф в 5 270 евро за превышение скорости на пит-лейн.

Феттель практически плакал в офисе стюардов, когда рассказывал им, что для выплаты штрафа ему потребуется копить карманные деньги следующие три года и устроиться на работу разносчиком газет.

Стюарды пожалели юного немца и вместо штрафа отстранили его от гонок на неделю, обязали его ложиться спать на полчаса раньше и запретили играть на приставке целый месяц.

* * *

Уход Михаэля Шумахера привел к иску против гонщика и команды почтальона Маранелло, Альберто Кальцоне, доставляющего почту на фабрику Ferrari вот уже 22 года. В иске Альберто требует компенсации за урон, полученный от постоянной боли в руках, вызванной доставкой огромного числа открыток "Желаю успеха!".

Итальянский почтовый союз поддержал жалобу, заявив, что если бы они заранее знали об уходе Шумахера, то выделили бы больше сотрудников. Представитель почтовиков: "Наш сотрудник совершенно измочален. А во что превратился его велосипед!"

Это не первая жалоба на Ferrari такого рода. Два года назад, механик, ответственный за табличку Эдди Ирвайна, а позже и Рубенса Баррикелло, вывихнул плечо после того, как слишком долго держал надпись, на которой было требование пропустить Михаэля.

* * *

Чемпион Финляндии по судоку, Хейкки Ковалайнен, добьется успеха - в этом на 1000 % уверено Британское общество кроссвордов.

Общество, являющееся официальным консультантом FIA по вопросам кроссвордов, проанализировало имена гонщиков прошлого и настоящего и обнаружило, что из имени и фамилии Хейкки можно составить ошеломительно огромное число анаграмм - 423. Следующие позиции заняли его земляки - Кими Райкконен (371) и двукратный чемпион мира Мика Хаккинен (337).

Представитель Общества, Найджел Купер, заявил: "Финны с их большим числом гласных и чрезмерным использованием буквы k всегда генерируеют большое число анаграмм и Хейкки не стал исключением".

* * *

Вчера остался за кадром момент, в котором Михаэль Шумахер поучаствовал в опасном сближении на Интерлагосе.

Это произошло в тот момент, когда легенда футбола Пеле собирался вручить уходящему Шумахеру большой и симпатичный кубок, венчающий его успехи в Формуле-1.

Тем не менее, Пеле успешно миновал Михаэля и вручил трофей ошеломленному Фелипи Массе, поздравив его с семью титулами чемпиона мира и всем, чего он достиг в Ф1.

К счастью, ошибка была исправлена до того, как до места добрались журналисты.

У Пеле это неузнавание Шумахера уже превращается в неизбежное. На Гран-при Бразилии 2002 ему поручили взмахнуть клетчатым флагом, что он и сделал, но, к сожалению, после того, как Михаэль проехал черту.

Шумахер, тронутый таким вниманием, тем не менее весьма прохладно отнесся к очередному призу, c которого придется смахивать пыль Корине. Источник, близкий к немцу, сообщил: "Это конечно хорошо, но он вообще надеялся получить книжку или еще что-то подобное."

Хайнц Прюллер. История Больших Призов 1972. Год Фиттипальди. #03

Перевод и редакция:
Алексей Гесс (Hess)
Вадим Русов (Nelson01)

Предыдущие части читайте на сайте "Ф1-Альянса"

Пролог 1972: Охота на Стюарта

После сезона 1971 года Колин Чэпмен потерял своего бледного конструктора Мориса Филлиппа: теперь он в Америке строит машину USAC для Марио Андретти. "We love this guy", вскоре с энтузиазмом сообщил мне Марио. "Большинство конструкторов говорят, что надо бы сделать то или это, если бы у нас было время. А Морису хватает времени на каждую мелочь". Йохен Риндт сказал мне в 1970 году: "Все, что происходит с Lotus 72 - это либо заслуга Чэпмена, либо вина Чэпмена". Но Колин приписал отцовство Морису. Только в конце 1972 года в слоганы Lotus внесли поправку: "Самое обидное в истории гонок, это то, что Lotus 72 навсегда останется связанным не с именем Чэпмена, а с Филлиппом".

Чэпмен уже давно имел большие замыслы. Он планировал расширить производство легковых машин, выкинуть на рынок массивную, крепкую четырехместную модель и разделить две области: с одной стороны - супербыстрые, грациозные гоночные машины, а с другой - компактные серийные легковушки без гоночного имиджа. Для этой цели он посчитал полезным сменить имя, "хотя Lotus я никогда не выпущу из рук". Типичным для Чэпмена является то, что он получает деньги за то, к чему стремится и сам. Табачный концерн John Player, который спонсирует Lotus с 1968 года, заключил с Чэпменом новый договор на три года, купил имя машин Формулы 1, переименовал их в "John Player Specials" и покрасил в черный цвет с золотой надписью.

"Неудобный цвет, чтобы поддерживать машины чистыми", - бурчит главный механик Эдди. Знаменитый фотограф Райнер Шлегельмильх находит, что John Player Specials "невозможно осветить так, чтобы сверкал золотой цвет, они постоянно кажутся матово-черными". Эмерсон Фиттипальди черный цвет не любит, - "я думаю о Пикассо". Лично мне, переплетенные как скрипичный ключ инициалы JPS на черном фоне напоминают концертный рояль.

Вторым спонсором Lotus стала, при посредничестве Ford, самая большая нефтяная компания Америки Texaco, единственная представленная во всех 51-м штатах США. Теперь Чэпмен и его команда работают одетыми полностью в черное, а на их черных ковбойских шляпах появились полоски тигровой шерсти.

Сколько John Players & Sons платит Чэпмену, остается секретом. "Но это значительно больше, чем 100 000 фунтов в год", - сообщил один хорошо информированный источник. Это 10 миллионов шиллингов. Но голубая дымка John Players не единственная, опустившаяся на трассы Гран-при в 1972 году. Подталкиваемая в свое время еще Зиффертом, к "цирку" Формулы 1 с широко распростертыми обьятиями приблизилась Marlboro. После сокращения рекламы сигарет на радио, телевидении и в газетах гоночные машины мощностью в 460 л.с. превратились в идеальный рекламный щит. Ежегодный рекламный бюджет Marlboro составляет 10 миллионов долларов, из них 3 миллиона инвестируются в автоспорт, только в BRM полмиллиона, то есть около 12 миллионов шиллингов.

В 1972 году Marlboro сильно оживила сцену Гран-при в небрежно-аристократическом стиле. Широкие вечеринки и развлекательные мероприятия так же хорошо работают на имидж, как и выступления красивых "легионерш", например, Мисс Швеция или Мисс Финляндия или американская актриса по имени Нэнси, которая честно признавалась, что никогда не носит больше двух предметов одежды одновременно (к сожалению многих, в середине сезона ее уволили). Бывший спонсор BRM косметический концерн Yardley перешел к снова окрепшей команде McLaren. В Ferrari хорошие рекламные договоры, вероятно, есть у Жаки Икса (с Kent), Клея Регаццони (с Astor) и Марио Андретти (с Viceroy), но на самом деле ни один из них не курит. Ferrari же, как известно, поддерживает Fiat. "Но нам требуется на Формулу 1 и прототипы в сумме меньше денег, чем Alfa Romeo на программу спортивных машин. Например, в наших машинах Формулы 1 нет ни грамма дорогого титана", - рассказал мне гоночный директор доктор Петер Шетти.

Ford, Goodyear и Elf по-прежнему финансируют команду Tyrrell с чемпионом мира Джеки Стюартом и Франсуа Севером. Когда Джеки однажды жил на "Вилла д'Эсте" у озера Комо, фирма по производству игрушек Politoys пригласила всю семью Стюарт, забрала их на вертолете и одарила обоих сыновей, Пола и Марка, как на Рождество. Эту фирму Politoys заполучил в качестве спонсора Фрэнк Уильямс. Концерн по производству напитков Martini & Rossi поддерживает проект Формулы 1 Tecno братьев Педерзани. Лондонский миллионер Берни Экклстоун выкупил у Рона Торанака фирму Brabham, "потому что для меня является захватывающим вызовом снова владеть командой Формулы 1". Американская бензиновая фирма STP платит March примерно 80 000 фунтов - примерно пять миллионов шиллингов.

Когда я недавно болтал где-то в боксах с Жаки Иксом, он вдруг вспомнил "очень хорошую фразу, которую я нашел в одной книге: The difference between men and boys is the price of their toys". Разница между мальчиками и мужчинами в цене их игрушек, по мнению Жаки. "Тогда у тебя две игрушки", - сказал я, ведь у Икса на каждом Гран-при есть запасная машина. Он широко улыбнулся: "Да, и это очень дорогие игрушки". В этом он прав: по расчетам Колина Чэпмена вывести машину Гран-при на старт обходится в среднем полмиллиона шиллингов за гонку. В эту сумму включены конструирование, тесты, зарплата гонщиков и т.д. Команда из двух человек обходится от 180 до 200 тысяч фунтов в сезон: около 12 миллионов шиллингов. Там, где не хватает спонсорских денег, платит гонщик: косвенно, если приведет в команду спонсора, или напрямую.

"Something must be wrong somewhere", - грустно сказал однажды Рейне Виселль на своем вежливом английском: в современной системе что-то не в порядке. "Пять или шесть лучших гонщиков зарабатывают деньги, остальные должны платить за то, чтобы ездить", - таково мнение Рольфа Штоммелена. Оно слегка пессимистично. Давайте посмотрим на состав гонщиков Формулы 1 1972 года: из кого состоят команды?

Само собой, Джеки Стюарт ("я заключаю договор с Кеном рукопожатием, нет ничего письменного") и Франсуа Север получают в Tyrrell зарплату и проценты от стартовых и призовых денег. То же самое относится к пилотам McLaren Денни Халму и Питеру Ревсону, трио Ferrari Иксу-Регаццони-Андретти и одинокому пилоту Matra Крису Эймону, который считается самым высокооплачиваемым гонщиком Формулы 1 после Стюарта (если учесть, что Икс получает в Ferrari общую зарплату за Формулу 1 и гонки прототипов). Безусловно, так же и у Эмерсона Фиттипальди, зато его новый партнер в Lotus Дэйв Уокер хотя сам ничего не платит, но богатств тоже наверняка не зарабатывает. Здоровенный Уокер, который оставил в Австралии жену и двоих детей, по словам гоночного директора Питера Уорра, "так хорошо послужил нам в течении двух лет в Формуле 3, что было бы очень нечестно теперь его вышвырнуть". Тем более, что, как считают Чэпмен и Уорр, Виселль "всегда ездит как в прошлом году. Если бы он был потенциальным чемпионом мира, то уже бы это доказал". Когда Уокер подписал договор, то сильно обрадовался и сильно напился. В "Пит стопе", темном, увешанном гоночными аксессуарами баре в Сохо [Район Лондона, известный своими злачными местами], он угощал всех. Пилоту Формулы 3 Джеймсу Ханту и Ники Лауде, который обычно берет только яблочный сок, пришлось пить как всем. "Мне очень жаль Виселля, но жалость мне не поможет. Я тоже хочу в Формулу 1", - снова и снова повторял Дэйв.

Труднее пришлось Ники Лауде чтобы забраться с мата Формулы 2 на трапецию Формулы 1. Но 23-летний уроженец Вены уже доказал своими рискованными денежными операциями (он всегда на одну машину опережал свой банковский счет), что он заложил бы душу дьяволу, лишь бы попасть в Формулу 1.

В октябре 1971 года директор Mаrch Макс Мосли, англичанин немецкого происхождения с глазами банкира, прилетел в Вену, встретился с Ники в "Променаденкафе" на Рингштрассе и выложил образец договора: Лауда сможет проехать полный сезон в Формуле 1 в 1972 году, если заплатит 50 000 фунтов - больше трех миллионов шиллингов.

"Макс, дальше разговаривать бессмысленно", - остановил посетителя Ники, - "у меня нет денег".

"Давай еще раз все обсудим", - предложил Макс, внес там и тут исправления и подтвердил их буквами "ММ". Однако отговорить его от 50 000 фунтов не удалось. "Извини Ники, но наш гоночный директор Алан Рис на это не пойдет". На этом встреча закончилась, Макс должен был вернуться в Англию, а Ники лететь на гонку Формулы 2 в Альби. До Парижа они летели вместе и снова переговоры зашли в тупик.

В Орли Ники хотел уже распрощаться, но Макс сказал: "Погоди, Ники, давай еще выпьем кофе". И: "Сколько ты можешь заплатить?" 35 000 фунтов ответил венец. Теперь Мосли согласился, и Лауда подписал... потому что давно уже объявили посадку на рейс в Альби. По возвращению домой Лауду ожидал неприятный сюрприз: Манфред Маутнер Маркхоф из "Первой австрийской сберкассы", не называя причин, отказался от спонсорского договора. До 31 октября Ники должен был заплатить March 35 000 фунтов, или он вылетел бы из автоспорта.

Я хорошо помню эти дни, полные забот для Лауды, с бесконечным поиском и обиванием порогов пока в образе ангела-спасителя внезапно не явился доктор Ортль из "Райффайзенбанка". Лауда должен был выплачивать кредит ежегодными взносами, "но моя цена может подняться или упасть, я сам себе акция". Вскоре и фирма Levis тоже выплатила Ники кое-что, в этом нет ничего плохого, даже Джеки Стюарт рекламирует джинсы: в его случае Wrangler.

March гарантировал Лауде полный сезон в Формуле 1 и 45 процентов стартовых и призовых денег (партнер по команде Ронни Петерсон получает кроме своей высокой зарплаты, только 40 процентов). "Как только на старте провернулись колеса, я знаю, что заработал еще 30 000 шиллингов, которые я могу выплатить банку", - хитро улыбается Лауда. Однако полностью стартовые деньги получает только тот, кто квалифицируется в числе двадцатки быстрейших.

Третий пилот March Майк Беттлер тоже заплатил за год 35 000 фунтов и, кроме того, купил три мотора Ford. Деньги он получил от биржевых маклеров Кларка, Мордаунта, Гутри и Дурлахера, которых обьединяют с Беттлером личные, социальные и деловые связи.

Сколько платят пилоты постоянно безденежному, но полному негасимой жажды гонок Фрэнку Уильямсу? Анри Пескароло принес "очень много денег от бензиновой фирмы Motul", молодой бразилец Карлос Паче "очень мало денег от "Португальского банка Сан-Паулу". По словам Фрэнка, это меньше половины той суммы, за которую Карлос в 1971 году купил себе место в команде Формулы 2: "Можете верить или нет, но этого не хватает даже на то, чтобы оплатить ужины". Но в то время как другие команды хотели от Паче много денег, Фрэнк решил: "У меня ты можешь ездить почти бесплатно", потому что "я уверен, что он будущий чемпион мира". Карлос Паче - школьный друг Уильсона Фиттипальди, а в бразильской гоночной серии 1970 года он был быстрее Эмерсона. Третьего южноамериканца в Формуле 1 зовут Карлос Ройтеманн, в Brabham его спонсирует аргентинская бензиновая фирма YPF. Кроме того, на заднем антикрыле Ройтеманн рекламирует аргентинское мясо и чемпионат мира по футболу 1978 года. "Конечно, я мог бы ему это запретить", - говорил Экклстоун, "но если он на этом что-то имеет...?" В списке ожидания стоял Уильсон Фиттипальди. Эмерсон посоветовал своему брату перейти в Формулу 1, "потому что она безопасней, чем Формулы 2 и 3". Грэм Хилл, самый старший пилот, повис в воздухе, о чем жалел не только Клей Регаццони: "Гонки Гран-при без Грэма невозможно себе представить. Не то, что нам будет его очень не хватать на трассе, но тем сильнее вне ее". Когда в декабре я говорил по телефону с Хиллом, он сказал: "Еще ничего не решено. Но сегодня Шенкен уволился из Brabham и подписал договор с Surtees". Несколько дней спустя позвонил Берни: "Грэм получил у меня новый договор". Старейшина стартовал за долю стартовых и призовых денег и, в отличие от прошлого года, ему не был гарантирован минимальный доход. Хитрый Берни так объяснил мне разницу: "В прошлом году я вел переговоры за Хилла, а теперь против него".

Коллегой по команде для Тима Шенкена в команде Surtees стал бывший чемпион по мотогонкам Майк Хэйлвуд, которому удалась вторая карьера в Формуле 1. Несмотря на все свои способности, Майк должен был сам оплачивать свои счета в гостинице и получал только проценты от тех денег, которые выигрывал. Очкастому миланцу Андреа де Адамичу место в команде Surtees-Walker купила фирма, производящая керамику Pagnossin.

Самый неожиданный переход этой зимы привел Жана-Пьера Бельтуа из Matra в BRM. Шесть лет он был буквально женат на Matra, но не навсегда, как уже в Монце Жан-Пьер сообщил Тиму Парнеллу. В начале ноября Парнелл позвонил в Париж и новое "Entente cordial" - было заключено. "Мой зять быстрее, чем все думают", - честно сказал Север. Бельтуа был рад, - "наконец-то у меня появилась машина, на которой я могу стать чемпионом".

Вокруг своего нового лидера команды "Мистер BRM" Луис Стэнли выстроил гигантскую армаду. "Я только потому не выставляю по десять машин на европейских гонках и двенадцать за океаном, что у нас не хватает моторов и механиков". Роб Уокер предупредил: "Чем больше машин выставляет команда, тем меньше их шансы на победу". А Стюарт вздохнул с облегчением: "При такой политике BRM не будет соперником в чемпионате". Даже по мнению торговца книгами из Виллаха, Курта Пфанцельта, компьютерного мозга статистики Формулы 1, "Стэнли похож на директора "Детской деревни СОС" у него для всех найдется место". Незадолго до Рождества Стэнли и Marlboro представляли в Ле Кастелле свою команду: Бельтуа, доктор Хельмут Марко (которого вызвали по телефону, "я даже не знаю, в чем дело"), Питер Гетин, Хоуден Генли и Алекс Соле-Руа.

По мнению Гетина, в какой-то момент эта половина футбольной сборной должна была сократится до команды из двух или трех человек. Также обсуждалась возможность создания команд А и Б. Для победителя Ле-Мана Марко "все стало ясно, когда я в декабре подписал договор". Первые тревожные признаки появились в Швеции: на стокгольмскую выставку гоночных автомобилей BRM отправила машину Гетина, на которую шведы наклеили надпись "Виселль". Немедленно из Берна пришел телекс: "Надпись надо немедленно убрать, Виселль не является членом команды".

Каждый год самым приятным событием межсезонья для меня является встреча с Джеки Стюартом. В 1971/72 осень и зима выдались для Джеки хлопотными, как никогда. За шесть недель ему только две ночи удалось поспать в собственной постели. Меня поражает, насколько спокойным и оригинальным может быть чемпион в такие бурные периоды презентаций, чествований и выступлений на публике - хотя "мне требуется, по меньшей мере, восемь часов сна, чтобы отдохнуть". Он провел пробные сьемки для фильма, рекламировал, работал, собирал деньги и путешествовал: главным образом для Ford и Goodyear.

В Канаде Стюарт купил лохматую шубу до щиколоток, хотя его спутник Стюарт Тернер из Ford и предупредил: "Если ты рискнешь надеть это на публике, я рядом с тобой не покажусь и перейду на другую сторону улицы". Когда оба прибыли в Скандинавию их ожидал 35-градусный мороз. Джеки в его лохматой шубе "было очень тепло, а бедный Стюарт в своем тонком плаще аж посинел". На одной из вечеринок Стюарт встретил босса Fiat Аньелли, "который меня спросил, когда я перейду в Ferrari". Чемпиону мира было ясно, что в 1972 году Lotus подтянется, "ведь Колин Чэпмен никогда не спит, тем более после поражений". Подобно тому, как Джеймс Бонд и Голдфингер, прощупывая друг друга, играли партию в гольф, Чэпмен и Стюарт отправились на охоту. "Представь себе - я четыре раза в него промахнулся", - рассказал мне Джеки на следующий день.

Когда мы обедали вместе на "Шоу Йохена Риндта" в Эссене, Стюарт подвел итоги: "В 1971 году я работал тяжелее и заработал больше чем когда-либо раньше - так что мне грех жаловаться. В мой первый год, в 1964-м, я стартовал 53 раза на 26 разных машинах. Насколько богаче я бы стал в 1971-м, если бы стартовал не в 21-й гонке, а также в 53-х!" Подошел официант и Джеки заказал яблочный сок, "потому что кока-колу мне придется пить только в будущем году". Он имел в виду спонсорский договор с McLaren в серии Кан-Ам.

Переход Джеки из Lola в McLaren стал "делом на десять дней: между первым звонком и подписанием договора. Хотя я по характеру верен и не меняю так просто команду", - сказал мне Стюарт, - "но, как гонщик, я обязан побеждать. Это моя профессия. Мое дело не организовывать команду, а ездить. И ездить я хочу не ради того, чтобы победить McLaren, а чтобы выигрывать". Очередной пример его острой как нож логики. "У меня нет иллюзий: если бы я отказался, McLaren наняли бы или Севера или Петерсона".

Но Франсуа уже вел переговоры с командой Кан-Ам американского миллионера Юнга, который "хотел бы для своего сына приятного напарника". А Ронни подписал договор на гонки спортивных машин с Ferrari. Зимы оставалось все меньше. Джеки на три недели сбежал от всех дел в свое шале в Гштаад, но на лыжах не ходил, "потому что мои спонсоры боятся, что я себе все кости переломаю". Зато на его сына Пола кто-то наехал на трассе: перелом ноги. Так что Джеки считал правильным строжайший запрет на лыжи в команде Tyrrell, особенно "потому, что Франсуа всегда спускается так дико. Если он себе что-то сломает, то на месяцы выйдет из строя. А команде потребуется замена, тот будет ездить все лучше - и прощай большие планы. Действительно грандиозную карьеру трудно выстроить, она требует полной самоотдачи".

Каждый раз, когда звезды Tyrrell начинали жаловаться на свой лыжный запрет, Жаки Икс только улыбался: "В моем договоре даже стоит, что я должен ходить на лыжах". Выносливость в преисподней Гран-при важнее, чем многие думают. У каждого есть свое слабое место: Регаццони часто подводят запястья, иногда он вылазит из машины с посиневшими руками. Иногда в быстрых, вытянутых поворотах у Стюарта болят плечи, "как будто сейчас руки отвалятся". Зато Север на каждом Гран-при чувствует боли в шее. Кроме того, у него сводит пальцы, "потому что я должен крепко держать руль, и, в отличие от Стюарта, не умею рулить двумя пальцами". Чтобы избавиться от этой напасти, Франсуа три раза в неделю тренируется в парижской школе бокса.

Север, Петерсон, Фиттипальди... это та тройка, которую Стюарт объявил своими главными соперниками за титул в 1972 году: "Три очень, очень сильных гонщика с будущим. Им суждено стать "big stars" и уже в 1972 году мне, возможно, будет очень трудно их победить". Стюарт как межевой камень для всех: в некоторых гонках далеко, как Венера, но не недосягаем. Если Джеки на тренировке проедет, скажем, 1:20, то его преследователи с полным напряжением сил 1:20,5 "но даже на одну десятую быстрее невозможно". Потом Джеки улучшится до 1:19 и тут же другим удастся 1:19,5.

Все они гонятся за Стюартом. И в этом спорте принято смотреть не назад, а только вперед, видеть исключительно Стюарта, а не тех, кто раньше стоял на их стартовых местах: Брюса, Пирса, Йохена, Педро, Зеппи...

МакЛарен - он был "тем, кто всегда доезжает до финиша" и, по словам Стюарта, "последним из нас, кто мог попасть в аварию".

Каридж - выпускник Итона, в его честь Стюарт встал на его первой чемпионской вечеринке в Монце в 1969 году и поздравил с временным лидерством в гонке. На 1970 год Пирс отказался от предложения Ferrari на 80 000 долларов. Он был верен Фрэнку Уильямсу и, возможно, стал бы вторым Моссом: частником, побеждающим заводские команды. "У тебя была война, а у меня - нет", - сказал Пирс однажды своему отцу.

Риндт - для многих он был идеальным гонщиком, даже быстрее Стюарта. Професор Соле-Руа, обследовавший Йохена в Барселоне в 1969 году с безграничным удивлением обнаружил: "Глаза Йохена каким-то непостижимым образом напоминают систему зрения у птицы. Как хищник видит самую маленькую добычу сквозь толщу воды, он видит на мили вперед".

Родригез - в 1971 году он провел с Иксом в Зандвоорте эпическую дуэль по воде, маслу и песку. Для Шетти эта гонка была "самой удивительной из всех, которые мне приходилось видеть".

Зифферт - он работал, чтобы иметь возможность участвовать в гонках, а позже участвовал в гонках, чтобы работать без ограничения по времени. Только перед стартом он спал по десять часов. Добрый, очаровывающий, умный, он достиг больших успехов в бизнесе. В 1969 году Роб Уокер предоставил ему все рекламное место на Lotus. Машина была заклеена с ног до головы, на Нюрбургринге кто-то принес наклейку с именем. Уокер: "У тебя осталось место хотя бы для собственного имени?". Зеппи ухмыляясь: "Зифферт мало платит - Siffert doesn't pay much".

После серии из пяти смертельных аварий за 18 месяцев Стюарт сказал мне: "Я думаю, в нашем спорте катастрофы находят волнами. Поэтому можно надеяться на хороший год". Могущественный Уолтер Хэйс из Ford сказал вице-чемпиону Ронни Петерсону на большой презентации March в лондонском отеле "Ланкастер": "Больше всего мне бы хотелось одного гоночного сезона без аварий".

А позже, в номере 101 венского отеля "Империал", в котором уже останавливались шах Персии и Хрущев, Хэйс серьезно и тихо подтвердил мне во время частного обеда: "Мне уже не важно, кто станет чемпионом в 1972 году, мы, Ferrari или BRM лишь бы не было больше аварий".

Cosworth был готов бросить в бой новый супер-мотор, но только если двенадцатицилиндровые Ferrari, BRM или Matra будут иметь преимущество. Пока же, в жарких гонках начала сезона, по-прежнему доминировали восемь цилиндров.

Продолжение следует

Деловой раздел


ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН ВИДЕОЗАПИСЕЙ ФОРМУЛЫ-1


САМАЯ БОЛЬШАЯ КОЛЛЕКЦИЯ гонок Формулы-1 в России по САМЫМ ВЫГОДНЫМ ЦЕНАМ
  • Гонки Формулы-1 с 1972 года.
  • Обзоры гонок Гран-При с 1935 года.
  • История автоспорта с 1900-х годов.
  • Обзоры сезонов Формулы-1 с 1950-х г.г.
  • Записи гонок и обзоры сезонов других гоночных серий (A1 Grand Prix, DTM, IndyCar, ChampCar, Le-Mans, F3000 и др.).
  • Фильмы и передачи про гонщиков Гран-При, легендарные команды Формулы-1, историю трасс Гран-При и отдельных соревнований, а также многое другое.

Полный он-лайн каталог видеоматериалов, содержащий скриншоты оригинальных кадров из фильмов, а также описание гонок и сезонов Формулы-1 на сайте http://formula1-video.ru.


ОБОИ ДЛЯ МОБИЛЬНИКА, MP4-ПЛЕЕРА, КПК


Авторские картинки разнообразных тематик, включая и "Формулу-1"!

Оригинальная gif-анимация, адаптированная под экраны разрешением в 320*240 и 220*176 точек, в каждом наборе картинки в двух вариантах. Разнообразные формы приобретения: SMS-оплата, WMZ-карта, WM, E-gold, Яндекс.Деньги.


ВИДЕОЗАПИСИ ФОРМУЛЫ-1 В УЗБЕКИСТАНЕ


Записи Формулы-1 трех последних и этого сезона на DVD-дисках теперь доступны и в Ташкенте.

Все вопросы решаются по адресу alexakim@tshtt.uz. Просьба в теме сообщения писать "Формула-1".


ГОНОЧНЫЕ СИМУЛЯТОРЫ


Вниманию болельщиков Формулы-1 предлагается отличная возможность изменить ситуацию в чемпионатах "Королевских гонок" благодаря компьютерным симуляторам этих великолепных спортивных состязаний!

Если у вас есть компьютер, если вы любите скорость, то гоночные симуляторы F1 Challenge и rFactor – это для вас!

Попробуйте свои силы в виртуальном мире Формулы-1!

Стоимость игр, количество и качество дополнений к ним, а также другую информацию вы можете узнать, написав на F1Games@yandex.ru.


ФОРМУЛА-1 С УЛЫБКОЙ. :-)


http://www.raiden.net.ru - сайт посвящен юмору в "Формуле-1". Здесь вы найдете множество анекдотов, забавных рисунков, прикольных фотографий и другого рода интересный и забавный материал о "Формуле-1".


WWW.HEIKKIKOVALAINEN.NET


www.heikkikovalainen.net - неофициальный сайт, посвященный финскому пилоту "Рено Ф1" Хейкки Ковалайнену. Новости, биография, форум, галерея редких фотографий.


КЛУБ ПОКЛОННИКОВ ФОРМУЛЫ-1


Обсуждение последних событий в мире Формулы-1. Выскажите и свое мнение о прошедшей гонке или поступающих новостях! Благодаря тщательно продуманной и проверенной в деле системе правил в листе царит атмосфера взаимной вежливости и уважения.

Подписаться на дискуссионный лист.

Выходные данные

Редакция

Главный редактор: Роман Блынский

Зам. главного редактора: Алексей Ким

Редактор: Иван Пухкал
Обозреватель: Анна Гидаспова

Обозреватель: Дмитрий Федотов

Обозреватель: Дмитрий Шканов

Редакционная политика

- Редакция с удовольствием опубликует все присылаемые вами тематические письма и статьи.

- Мнения, высказанные в рамках проекта, не является официальной позицией редакции.

- Редакция не несет ответственность за возможные ошибки в авторском тексте, т.к. многие авторы категорически запрещают вносить какие-либо изменения в оригинальный текст. По тем же причинам редакция запрещает любые последующие правки использованных в проекте материалов. Также редакция не несет ответственности за содержание и достоверность всех публикуемых материалов, включая рекламные.

- Редакция заинтересована в коммерческом сотрудничестве с юридическими и физическими лицами и рассмотрит все предложения.

- Использование материалов проекта - только с разрешения редакции. Ссылка на источник обязательна.

Технические вопросы

- Полный тираж издания: 22654 экз.

- При проблемах с просмотром рассылки попробуйте изменить кодировку или сохраните вложенный html-файл и откройте его Вашим Интернет-браузером. (Pri problemah s prosmotrom rassilki poprobujte izmenit kodirovku ili sohranite vlogennij html-fajl i otkrojte ego Vashim Internet-brauzerom).

Адрес для писем и статей: f1-momk@rambler.ru
Архивы проекта "Ф1-МОМК": на Subscribe.Ru \ на Content.Mail.Ru \ на MailList.Ru

 

© "Ф1-МОМК"
Выпускается с 25 ноября 2002 года
Участник содружества "Ф1-Альянс"
Учредитель проекта - Александр Круглов "AlexF1"


В избранное