С марта я начинаю вести новую новичковую группу айкидо по
утрам. В прекрасном зале в пяти минутах пешком от станции метро «Коломенская».
Три раза в неделю с 8.00 до 9.00.
Записаться можно у меня уже сейчас!
Схема проезда к залу:
Тем, кто только подписался на эту рассылку, советую
прочитать архив (ссылка выше).
Теперь основная тема.
Цель и результат занятий айкидо.
Цели новичков,
приходящих заниматься айкидо, не отличаются особым разнообразием.
В основном люди хотят
одной (или нескольких) из следующих вещей: заняться чем-то спортивным для
здоровья, сбросить вес, научиться защищать себя, стать "крутым" и
гордиться этим перед остальными. Может быть, просто удовлетворить свое
любопытство.
Очень редко кто хочет
заниматься и достичь мастерства в айкидо просто потому, что оно ему нравится.
Как узнать, стОящую цель
поставил перед собой человек, или она на самом деле не важна, а может быть
просто глупа или вообще иллюзорна?
Можно, конечно, спросить
у знающих людей. Они популярно объяснят, к чему стоит стремиться, а к чему нет.
Но мы уже знаем,
насколько "действенны" слова, и что научить словами невозможно.
Поэтому, единственный
способ определить, правильная ли выбрана цель, - попытаться достичь ее.
В выпусках, посвященных
обучению, уже было немного сказано о том, как меняются цели ученика с
увеличением его мастерства. Сначала он ставит цель изучить технику, потом -
изучает технику с точностью до мелочей, потом учится спонтанно реагировать на
действия партнера, потом старается понять смысл техники и заново создать ее из
своих чувств... и так далее, сосредотачиваясь, то на одном, то на другом из
кусочков айкидо и достигая мастерства в нем.
Но это справедливо
только в том случае, если его цель - мастерство в айкидо.
А если он пришел чтобы
сбросить вес? Или просто заняться физкультурой? Да с любой другой целью, только
не достичь мастерства в айкидо! Что тогда?
Такие люди достигают
своих целей (айкидо годится для этого), но дольше года не задерживаются.
Ведь своей инициативы в
изучении айкидо у них нет, и первоначальный интерес к новому быстро угасает.
Они учатся по самому худшему варианту (см. прошлый выпуск) - учитель говорит
им, что делать и находит за них ошибки. Да еще и повторяет одно и то же не один
раз.
Быть просто
исполнителями надоедает. Им становится скучно!
Поэтому, они либо
начинают проявлять активный интерес к росту мастерства (ставят себе другую
цель), либо уходят.
Это как раз те девяносто
процентов новичков, которые отсеиваются в первый год.
Остаются только те, кто
хочет повышать свое мастерство.
Что же происходит
дальше?
Искренний интерес и
активность в освоении айкидо приносят свои плоды. Мастерство растет.
И наступает момент,
когда для роста мастерства в айкидо становится необходимо чем-то жертвовать.
Неудивительно, ведь
занимаясь два раза в неделю, больше времени будешь тратить на то, чтобы
вспомнить, над чем работал. J
На этом этапе (через
несколько лет занятий) отсеивается еще часть "участников
соревнований".
Причина та же.
Мастерство перестает расти и становится скучно. Пропадает цель занятий.
Остается жалкая кучка
людей, которые решили тратить все свое свободное время на айкидо. И поэтому
рост у них продолжается. До поры, до времени.
Уже все свободное время
посвящено айкидо, но этого оказывается мало. Если тренировки и утром и вечером,
то работа, которая между ними, становится чем-то назойливым, что мешает если и не
тренироваться, то думать об айкидо. Отвлекает. Да и силы не беспредельны, ведь
хочется отдохнуть перед вечерней тренировкой. А не тут-то было.
На этом этапе
отсеивается еще часть "претендентов", те, кто не решился заняться
айкидо профессионально. Рост мастерства опять прекращается и, не видя будущего,
они уходят.
Я сейчас нахожусь
перед этим выбором. Конечно же, на словах я его уже сделал, осталось убедиться
на практике. Это одна из причин, почему я начал вести свою группу и
организовываю еще одну.
Во время этого перехода
тот, кто был учеником, становится еще и учителем.
Но он остается почти
совсем один. Остальные ушли!
К примеру, в нашей
группе из тех, кто пришел примерно в одно время со мной (тринадцать лет назад),
осталось четыре человека. Из них преподают айкидо только двое.
И это при составе
группы в сто человек, которые постоянно приходят и уходят, как я описал выше.
И вот новоиспеченный
учитель набрал в группу совершенно зеленых новичков и начал вести тренировки.
Как здорово заниматься любимым делом и получать от него средства к
существованию! Не нужна никакая дополнительная вынужденная работа, чтобы
прокормить себя!
Он тренируется и
тренирует, чтобы повышать свое мастерство и помогать в этом ученикам.
И тут он сталкивается с
реальностью: у большинства учеников совершенно другие цели и потребительское
отношение (в чем их винить, в общем-то, нельзя). Они заплатили деньги и хотят
получить «товар»!
Но если их обучать
правильно (см. предыдущий выпуск), то они сразу не поймут, что происходит!
Учиться-то не умеют! Какой-то «крендель» набрал людей, собрал с них бабки,
ходит и тренируется в свое удовольствие. Почему он не «учит» меня? Тут и до
ухода из группы один шаг.
А для учителя группа -
средство существования! Поэтому он вынужден подстраиваться под желания
учеников. Он начинает говорить, что делать, показывать ошибки, поддерживать
интерес к тренировкам разными способами. Чуть ли не лезгинку плясать.
Можно, конечно,
закрутить гайки и учить как надо. Но тогда в группе останутся только фанаты
айкидо, которых три процента от состава группы. Окупаться это не будет и
учителю придется искать работу в другом месте.
И, тем не менее, состав
группы постоянно меняется, так что приходится начинать все с начала.
Получается, что учитель,
чтобы иметь возможность свободно тренироваться, вынужден подходить к айкидо как
к бизнесу. А достигают успеха в бизнесе те, кто использует весь его арсенал:
ищут клиентов, дают рекламу, исследуют рынок, создают и раскручивают торговую
марку, втирают очки клиенту, продают дополнительные «сопутствующие товары».
Вот и появляются в
айкидо клубы, федерации, известные сенсеи, привлекательная идеология
(использование силы противника!), членство в федерации, экзамены на черные
пояса.
Вот, например, что
говорит хозяин сайта «бугейша.ру» о черных поясах:
«Нужно с одной лишь
целью - выкачивать из "розовых обезьян" доллары. Другого применения
всей этой байде нет. Это "медные трубы"! Азиаты вычислили что
подавляющее большинство европейцев слабо на тщеславие, и используют это своё
наблюдение на полную катушку...»
А тут и государство
«подоспело». Надо «учиться» и получать право на ведение тренировок (как я
«учился» в академии физической культуры).
И на все это (а не на
тренировки) надо тратить время!
Те, кто отстроили под
собой такой бизнес, уже решили проблему самообеспечения. Можно посвятить
повышению мастерства столько времени, сколько пожелаешь.
Но обычно, человек «на
вершине пирамиды» уже считает, что он мастер и учиться ему уже не надо. Кстати,
это может произойти на любом этапе. J
Человек перестает
учиться, и мастерство расти тоже перестает. Но он не уходит, а по прежнему
продает клиентам нечто, под торговой маркой «айкидо». Но делать одно и тоже ему
скучно. И он сам тренируется все меньше и меньше. Мастерство снижается.
Держится такая конструкция
на постоянном круговороте учеников (клиентов).
Остаются и те, для кого
мастерство в айкидо важнее дохода. Но получается, что, хотя они и ведут
тренировки айкидо вместо какой-то посторонней работы, для них это такая же
работа, а не удовольствие. Ведь ученики у них также приходят и уходят. И с
каждым нужно начинать с самого начала.
Чего, в идеале, хочется?
Тренироваться с людьми,
которым не надо объяснять, что к чему. Которые способны выдержать технику,
проводимую в полную силу. Которые способны нападать так, чтобы пришлось
использовать свои способности максимально!
С новичками (да и вообще
с теми, кто ниже уровнем) это не получится. Только и следишь, чтобы не сломать
человека (и чтобы он сам по глупости не сломался). И неизбежно теряешь мастерство!
Когда уровень мастерства
невысок, достойных (и более чем) партнеров найти можно много и легко. Но, чем
выше, тем их меньше.
Поэтому, еще одной целью
учителя является развитие айкидо. Ему нужны партнеры!
Но если всех сделать
айкидоками, то кто эту толпу будет кормить?
Поэтому мы видим, что,
как бы людям ни нравилось айкидо, большинство из них рано или поздно уходят.
И это свойство самой
системы. Человеку на каждом этапе приходится выбирать: или айкидо, или жизнь.
Человек, уже достигший
такого уровня мастерства, когда ему редко встречается достойный партнер,
задумывается, а что дальше?
Так и остаться до конца
своих дней специалистом, продающим айкидо тем, кому оно не нужно, или...