Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Каратэ без догматов

  Все выпуски  

Каратэ без догматов


Информационный Канал Subscribe.Ru


Каратэ без догматов
Номер выпуска 1 от 2004-12-11. Подписчики:
[Описание Рассылки + Архив Рассылки ]

tanatos

Уважаемый Ю.Ю. Я прочитал ваши статьи и у меня возникли вопросы. В статье про стойку и биомеханику вы критикуете классические стойки. Но в статье про ката вы заявляете, что там нет небоевых движений. Но в том же ката из Шотокана иснользуются классические стойки, которые вы считаете непрактичными. Если не секрет, то в чём причина таких противоречий?

Ditrich

Формулировка вопроса предполагает, что сам ЮЮ должен ответить... Однако на такие вопросы он сам не отвечает. Ответ в самом вопросе. Наверно, дело в том, что ЮЮ не рассматривает стойку как движение . Движений не боевых действительно нет, а вот стойки.. Видели как стояли в стойках Фунакоси, Мотобу? Сильно это напоминает современные киба-дачи, дзенкутсу-дачи? Не похоже. На эту тему можно написать докторскую.

ЮЮ:

Мой вероятный ответ действительно почти угадан. Он достаточно верен – в том, что касается стоек, в которых работали «дедушки». К примеру, не так давно в Воронежском издательстве «Феникс» вышли книги Фунакоси «Каратэ-до нюмон» и «Каратэ – мой способ жить» (Karate - my way of life). Там приведена техника архаичного Сетокан, сохраненная и выполняемая наиболее ортодоксальными его последователями. Это очень отличается от привычного нам современного Сетокан – по крайней мере на мой взгляд. И дело не только в стойке, и не только в таком положении кулака при «цки», за которые сегодня любой новичок поднял бы этих людей на смех, - там есть еще кое-какие примечательные моменты. Например, стоит обратить внимание на то, что основой защитной техники в этой версии «классики» является не «канонизированный» сегодня жесткий блок, а уход в сторону - «каваси», - очень напоминающий перемещения айкидо.

 Теперь о том, с чем я не согласен. Я не считаю «стойки» стойками – вот как я бы сказал. Это именно движения. Несомненно, что все приемы при выполнении требуют определенного положения тела, хотя сохраняется оно считанные мгновения. С этим спорить глупо, и я этим заниматься не собирался. Это именно «проходные моменты», хотя от этого они не становятся менее важными моментами. Но если вы в бою будете именно СТОЯТЬ, - хоть в самой распрекрасной из стоек, - то получите по голове. И не стойка будет виновата.

Но я утверждаю и готов доказать, что КПД абсолютно тех же самых классических движений можно очень сильно увеличить, если эти положения будут другими. Что канонизированное бездумными коллекционерами восточной экзотики вертикальное положение корпуса есть грубейшая ошибка, которая уменьшает силу удара, затрудняет связь рук и ног, затрудняет удары ногами и перемещения. Что ошибка эта пошла в тираж лишь потому, что указанные любители экзотики сделали из Фунакоси культовую фигуру, - а Фунакоси и его компания были несведущими в боевом применении каратэ людьми, поскольку ничем, кроме ката в жизни не занимались. Что за неимением других параметров оценки техники в этих ката зачастую главными критериями было «красиво-некрасиво». Ведь в наиболее старых стилях каратэ спина наклонная – да и в ушу это вовсе не грех. И народ дерется вполне успешно – причем, если считать проценты этих успехов, то они будут не в пользу «канонов». Потому все и твердят столько об «окинавском каратэ» в противовес японскому. А если кому хочется заниматься цигуном или вырабатывать правильную осанку, то для этого, я полагаю, можно найти более удобное время, чем то, когда тебя бьют по морде. Например, после драки. Компенсации ради.

Теперь по поводу ката и их движений.

Я считаю, что расшифровки канонических ката не соответствуют их реальному потенциалу. Мне даже кажется, что господа сэнсэи порой даже специально пудрят мозги, выдумывая свои «бункай». Судите сами – в этих так называемых «расшифровках» ката многие движения при объяснениях они впрямую заменяют другими, даже отдаленно непохожими на те, которые вроде бы собрались «объяснять». Или не расшифровываются вообще. Или расшифровываются – но таким занятным способом, что наиболее корректным определением этой расшифровке будет «частный случай». Это чтобы не сказать: «наименее эффективный из всех возможных». Или просто «несчастный случай»»

Подождите возмущаться, - может быть, таким хитрым способом они пытаются заставить нас думать? Если смотреть с этой точки зрения – то, к примеру, со мной они этого добились.

Я, например, в свое время понял это именно так - и показываю это всем желающим, разбирая по их желанию вместе с ними любую ката. И даже те, которые впервые вижу.

При этом я вовсе не пытаюсь доказать, что моя трактовка «более классическая», чем ваша. Это была бы абсурдная затея, не так ли? Я просто имею определенный опыт собственной практики нескольких различных стилей боя, на основе которых вывел некоторые общие для всех закономерности. И именно с этих позиций я рекомендую ту или иную трактовку движений. Наиболее выгодную с моей точки зрения. Наиболее эффективную в бою – с точки зрения биомеханики, например. Ведь некоторые движения в тех же ката могут выполняться, например, «не полностью», только подразумевая то или иной прием. Не верите? Но именно это мне обычно отвечали адепты каратэ, когда я задавал им приведенный мною выше вопрос насчет бункай!

И вот сейчас: я не говорю, что, к примеру, агэ-укэ «плохой». Но в моей интерпретации он совершенно по другому делается! Хотя сфотографируйте – и никаких отличий не будет. Форма та же, просто кинематика другая. И в этом варианте агэ-укэ не только вполне применим – он очень эффективен.

Вот об этом я и говорил, когда утверждал, что в ката нет небоевых движений. Их надо просто до ума довести. В буквальном смысле слова.

Сиода Годзо основным принципом обучения считал «риай» - то есть, четкое понимание смысла каждого движения. Зачем вы его делаете. А все ли в ката объясняет «классика»? Больше половины техник, фактически, остается за бортом. Потому я и заявил еще лет десять назад, что каратэ путается в ката, доставшихся ему в наследство от ушу, как мальчишка в папкиных штанах. И дело не в моей личной вредности или ненависти к каратэ (откуда ей взяться-то?). Любой серьезный ушуист, умеющий работать с таолу, глядя на каратэ и все эти бункаи, скажет то же самое. Разве что с глазу на глаз, чтобы не ругаться ни с кем… Ну а мне не привыкать.

И это при том, что ката, которые сегодня являются каноническими, уже несколько раз причесывали. Первым это сделал учитель Фунакоси Итосу, который видел в каратэ прежде всего силовую гимнастику (этакое жесткое «антитайцзи», если можно так сказать, - кстати, очень похожее на популярную в России в начале прошлого века «волевую гимнастику» Анохина). Почитайте воспоминания Фунакоси о днях ученичества, его описания упражнений – все говорит именно об этом. Далее, имперские чиновники, проводившие набор новобранцев на русско-японскую войну, «отметили прекрасное физическое развитие молодых окинавцев, занимавшихся каратэ» у Итосу и его ученика Фунакоси.

Заметьте, - не какие-либо боевые качества, а физподготовку.

Фунакоси именно под этим соусом попадает в Токио и без малого двадцать лет подвизается там, преподавая каратэ, которое опять же все вокруг «почему-то» считают то ли национальной гимнастикой, то ли даже танцами. Причем некоторе время Фунакоси даже преподает в Кодокане. Неужто вы считаете, что эксперты дзюдо не смогли отличить боевое искусство от гимнастики? Сомневаюсь. Тем не менее, приезд Мотобу, Мабуни и Мияги в 1939 году вызвал настоящий фурор, потому что ТАКОГО применения каратэ никто в Японии себе и не представлял.

Читаешь все притчи, которые приводит Фунакоси в своих трудах – и все свидетельствует о том же. Или присказки о том, как страшно мог бы стукнуть каратист, но не будет, - или более реальные  былички о том, как кого-то там пьяные матросы метелили-метелили, - вшестером на глазах у ПЯТЕРЫХ учеников, - а когда они устали, он, видите ли, встал, как ни в чем не бывало. И они мол, испугались. Чего?

Этого бы Ваньку-встаньку к нам – он бы понял, что у нас, если есть шанс безнаказанно кого-то попинать, устают только к завтрашнему вечеру. А если уж все-таки устали - то друзей зовут.

Потом, я все-таки не понял, - а ученики-то что? Если это каратисты, и если они именно такими на Окинаве были, то кому это вообще на фиг нужно? Даже шахматисты впятером на шестерых драться бы полезли - и не без шансов на успех. Или они не ученики, а, извините, дерьмо. Которого и без всякого обучения повсюду навалом.

Ну да ладно. Это уже к делу не относится. А вот что нам интересно, так это полное отсутствие всяких попыток применять свое искусство. Типа «нельзя».

А зачем учился-то, мастер? Наверное, чтоб тобой пьяная матросня полы вытирала. На глазах у твоих (это уж точно) последователей. Чтобы те знали, что бывает с такими мастерами.

Посмотрим на другие байки того же дедушки. Ага. Вот, вот и вот все-таки упоминается о том, что кто-то кого-то ударил… Но каким-то странным способом: один удар - и все. А тот сказал, что проиграл. И пошел домой. Сам. А через три дня, типа, умер.

Странный мужик. Явно не наш. Наш бы этого умника тут же на месте закопал, потому как если уж мне помирать завтра, то чтобы гад этот уже сегодня загнулся.

Ну и все такое прочее. Из чего вытекает стойкое убеждение, что каратэ для драки ну никак не предназначалось. В чем сам Фунакоси нас старательно на каждой странице убедить пытается.

Ну неужели до вас до сих пор не дошло, что это так и есть? Что дедушка не просто так скромничает и ломается, как красна девица, - а действительно так и думает? Знает это наверняка  - и просто чистую правду говорит?

Почему бы и нет? Ведь если верить всем доступным сегодня источникам, появление Мабуни и Мотобу с их боевым каратэ произвело настоящий фурор, - причем было огромное количество «мастеров» которые категорически выступали против такой трактовки. Которых силовая гимнастика Итосу вполне устраивала.

Почему бы и нет? Я проверял это предположение – и как силовая гимнастика каратэ действительно очень эффективно и занимает законное место в едином строении боевых искусств. В таком варианте понятно и то, зачем нужны ката, и то, почему кроме ката Фунакоси ничего не было нужно. Ну а если кому-то кажется, что гимнастика для боя не годится, то можете попробовать подраться или хотя бы побороться с обычным спортивным гимнастом. Вас ждет уйма ощущений - как тупых, так и острых. Потому что за счет своего силового преимущества он вас изорвет, как шимпанзе газету, – безо всяких приемов и тактики. А еще я как-то видел обычного доморощенного йога-самоучку, который ударом ладони выбил дверь вместе с косяком…

Нет, я не против такого подхода. Каждый занимается тем, что хочет. Просто я хотел бы идти в другую сторону. И называть вещи своими именами – всего-то. Ведь всем было бы легче. Мне-то интересны как раз техника и тактика, то есть то, чего здесь искать не стоит. И их я буду искать в другом месте и другими способами. А силовая гимнастика для меня будет второстепенным делом, пусть и очень важным. Потому что избыток силы, появившийся раньше времени, сплошь и рядом мешает думать и понимать.

Но об этом в другой раз.

 

ЮЮ

senchukov-conten@yandex.ru
Полезная информация:
Архив рассылки: Каратэ без догматов
Вопросы, мнения, отзывы, предложения и другие формы вербальной агрессии принимаются на почтовый ящик КОНТЭН
Архив Рассылки
Рекомендуем подписаться на наши рассылки, освещающие другие грани Боевых искусств:
Рассылки Subscribe.Ru
Новости КОНТЭН - ежедневная практика боевых искусств
Боевые искусства: вопросы психологической подготовки
Главный вопрос боевых искусств
Контэн (Да-цзе-шу) в Санкт-Петербурге

Динамика подписчиков
Наверх

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: sport.combat.dogmatykarate
Отписаться

В избранное