Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская боевая традиция рукопашного боя Психологическая подготовка «Воинов»


Психологическая подготовка «Воинов» (Русская традиция)

ПРИТЧА: Жил на свете один маленький мышонок, который боялся всего на свете и от этого страшно страдал. Бог сжалился над ним и спросил: «Почему ты так страдаешь? Как тебе помочь?» Мышонок сказал, что он такой маленький и любой зверь может его обидеть, а вот если бы он был таким большим как кошка, тогда бы ничего не боялся. Бог тут же превратил мышонка в кота. И когда этот кот, идя по дороге, встретил другого кота, он задрожал от страха и со всех ног бросился наутек. Забился в чащу и начал громко рыдать. Бог опять услышал его страдания. Бывший мышонок сквозь слезы рассказал, что он такой маленький, а кот был такой большой и страшный. Вот если бы Бог превратил его в тигра, то тогда бы он точно никого не боялся. Бог выполнил просьбу «мышонка» и превратил его в огромного тигра. И вот, идя по дороге, этот тигр в кустах услышал мяуканье кошки и, весь дрожа от страха, бросился бежать. Просто у этого тигра было трусливое мышиное сердце. В жизни часто бывает, что человек много времени проводитв тренажерном зале, качает мышцы, в спортивном зале до совершенства оттачивает приемы рукопашного боя, а в критической ситуации не может постоять за себя и дать отпор хулигану. Он не смог отстоять свои честь и достоинство не потому, что был слабее физически, -- он психологически был слабее.

Психологическое состояние человека имеет два полюса. На положительном находятся храбрость, отвага, мужество, героизм, на отрицательном -- страх, боль, трусость, подлость, предательство. Как развить положительные психологические качества и изжить отрицательные? Над этими вопросами бьются многие тренеры и наставники, одним из самых важных моментов в подготовке рукопашника является психологическая подготовка.

Рассмотрим подробнее вопрос о психологических состояниях. Современной культуре и обществу присуща дуальность: белое-черное, плохое-хорошее, день-ночь, Бог-человек, мужчина-женщина и т. д. Современное общество, исходя из концепции дуальности, делится на «тех, кто ест» и «тех, кого едят». Подробнее эту схему описал В. Шлахтер в книге «Человек-оружие»: «Любое общество -- рабовладельческое, демократическое, тоталитарное -- условно уподобить отаре овец. Отару же составляют (и сопровождают) четыре категории существ. Во-первых, овцы. Их стригут, пасут, режут, перегоняют с лужка на лужок. Во-вторых, пастухи, которые решают, куда погнать стадо -- в горы, на заливные луга, или же к демократии, коммунизму... В-третьих, сторожевые собаки, которые, следуя воле пастухов, непосредственно управляются с овечками и в то же время охраняют стадо. От кого? -- От четвертой категории, от волков. С последними сторожевые собаки часто грызутся, но еще чаще мирно сосуществуют. Таков в общих чертах основной принцип построения любого общества».

В этой схеме к «тем, кто ест» относятся пастухи, собаки и волки, а овцы -- это те, «кого едят». Современное общество предлагает каждому самому определиться, к какой категории он хочет принадлежать. Некоторые тренеры в секциях бокса, рукопашного боя и других боевых искусств воспитывают своих учеников путем изнурительных тренировок, преодоления боли, страха, унижения, накапливая в них злость и ненависть, превращают их в злобных зверьков, жаждущих излить свою злобу и боль на более слабых. Со временем такие зверьки могут превратиться в опасных для общества матерых «Хищников». Но это тупик.

В древней русской воинской традиции мир воспринимается не дуальным, а троичным или свастичным. (Ипостаси бытия: правь -- славь -- явь -- навь. Человек -- это тело, душа, дух и совесть). И, соответственно, русская традиция выделяла четыре основных психологических состояния, свойственных мужчине (ведь мужчина -- это защитник своей семьи, своего рода, своей родины, своего народа):

1. Жертва
2. Хищник
3. Охотник
4. Воин

1. «Жертва» – это тот, кто боится всех. Все мысли – только о подстерегающей опасности, о предстоящем нападении на него. «Жертва» соглашается со всем, что происходит вокруг неё или с ней и может только несмело отбиваться или убегать. «Жертва» источает запах смерти или страха, чем привлекает к себе «Хищников». В экстремальной ситуации действует неосознанно, инстинктивно. Максимальная задача в случае опасности – как-то защититься или убежать. «Жертва» всегда чувствует себя побежденной, ею движет боль и страх (это «овцы» или «те, кого едят»).

2. «Хищник» видит всех своими потенциальными «Жертвами», которыми он питается (это «те кто ест», то есть «пастухи», «собаки» и «волки»). «Хищник» занят своим выживанием. Он питается плотью, имуществом и запахом страха своих жертв. Этот запах ему нравится, он получает от него удовольствие. В экстремальной ситуации реагирует осознанно, очень жестко, с претензией на мир и его обитателей. Основная цель „Хищника” -- загнать и убить свою жертву, удовлетворяя свои инстинкты и комплексы. Им движет злость, ненависть, страх, жажда унижать слабых, жажда наживы. Этот психотип сильнее, чем «Жертва». Из столкновением с «Жертвой» он всегда выходит победителем.

3. «Охотник» – тот, кто охотится на «Хищников», изучая их слабые стороны и уязвимые места, кто постоянно готовит себя к этому опасному и рискованному занятию. «Охотник» хорошо знает «повадки» «Жертв» и «Хищников». Его цель -- перехитрить, переиграть, победить опасного противника. «Охотником» движут охота, интерес, азарт, жажда риска и опасных приключений. В экстремальной ситуации действует уверенно, творчески, осознанно. Психотип более сильный, чем «Хищник». Из столкновения с «Хищником» он чаще всего выходит победителем.

4. «Воин» -- это тот, кто занят своим самосовершенствованием, своим духовным ростом. Не ищет ни с кем столкновения. «Воин» знает особенности поведения «Жертвы», «Хищника» и «Охотника». Он лишен собственной значимости, гордыни, безупречен в поступках. Для достижения поставленной цели может гибко перевоплощаться в вышеперечисленные типы. Путь «Воина» -- путь безупречности. «Воин» не привязан к своей личности, он разрушает жизненные шаблоны и стереотипы. Главным Законом для него является его совесть. «Воин» всегда принимает ответственность за свои решения, принимает жизнь такой, как она есть. «Воин» -- носитель самых высоких нравственных, моральных и личностных ценностей. «Воин» прислушивается к себе; пока он чувствует в сердце правду, живет по совести -- он непобедим. «Воина» можно убить физически, но победить невозможно. «Воином» движет любовь. Он любит себя, любит окружающих, любит природу и весь мир. И он никогда не позволит обидеть себя, своих близких. Он всегда адекватно реагирует на любую ситуацию, восстанавливая справедливость, гармонию и мир. Это самый высокий психологический тип. При столкновении с ним у «Хищника» нет ни единого шанса на победу, при этом «Воин» даже не отвлекается от процесса самосовершенствования.

В древности на Руси наши предки считали воспитание (в «ось» «питания») у юношей и мужчин психотипа «Воина» одной из важнейших задач. На это были направлены и традиция, и культура, и весь жизненный уклад. С утратой традиций, культуры, с изменением державной формы правления на государственную вопросам воспитания «Воинов» перестали уделять должное внимание. Конечно, жесткой государственной власти удобнее иметь своими подданными «Жертв», да и количество «Хищников» в нашем обществе стало резко возрастать.

То, что хорошо знали наши предки, не учитывают современные тренеры, «цинцеи» и «гуру». Из состояния «Жертвы» легче всего перевести человека в состояние «Хищника», но вывести его из него почти невозможно. Перешедшая в состояние «Хищника» «Жертва» впервые чувствует неуязвимость, относительную безопасность. Впервые чувства боли, опасности, страха заменяются возможностью возвыситься за счет унижения другой «Жертвы». Возникает чувство вседозволенности и безнаказанности. Эти чувства как наркотик, они опьяняют, одурманивают и ведут к духовной деградации. Наши предки при подготовке «Воинов» никогда не вводили обучаемых в состояние «Хищников», а только знакомили с ним. Многочисленные обряды, обычаи, инициации помогали понять обучаемым порочность и социальную некомфортность состояния «Хищника».

Если тренер учит «защищаться» -- он вольно или невольно формирует у своих учеников психотип «Жертвы». Если тренер учит агрессии, жестокости и нападению, тем самым он формирует у учеников психотип «Хищника». Воспитание «Воина» -- это кропотливый процесс, требующий от тренера больших знаний, опирающихся на вековые традиции и опыт. Любить своих учеников и обладать высокой духовностью и есть русская традиция рукопашного боя». Если все мужчины станут «Воинами», мы сможем жить комфортно, безопасно и счастливо.


Президент «Ассоциации «Русский стиль» Руденко А.В.

В избранное