Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Клан Вин Чун - Wing Chun Clan

  Все выпуски  

Мир боевых искусств Истоки и задачи стиля Кунфу Вин Чунь Квен (часть 2)


Философское течение неокофуцианцев появилось в XII XIII веках, объединив морально-этические постулаты конфуцианства с даосскими метафизическими теориями, принося нам термин "гунфу", означающий момент самореализации и внутреннего самораскрытия в процессе достижения высшего мастерства, момент обретения полноты жизненности, достигнутый после пестования человеком своих внутренних природных свойств. Достижение гунфу возможно в результате очищения сознания от всего наносного и прозрения человеком своего истинного внутреннего облика. Это не приобретение каких-то новых технических навыков, это глобальная перестройка всех внутренних структур индивидуума, придававшая человеку новые духовные силы, выводившие процесс творчества на новый виток развития. Человек, достигший гунфу, пребывает в потоке вещей и явлений, пропуская его через себя, следуя изменениям в мире и не пытаясь их побороть, встает на Путь (Дао). Гунфу - это достижение мастерства в процессе постоянной психофизической тренировки. Это и цель и путь к ней, это творение нового физического и духовного единств в процессе постижения Дао. Тренировки - это частное проявление гунфу, когда определенные методики служат постепенному самораскрытию человека и саморастворению его сознания в мировом единстве. В процессе обучения достигается переход через ограниченность внешних форм: посредством постижения нескольких комплексов было возможно увидеть за внешним движением его внутреннюю сущность. Человек находится в состоянии саморастворения, когда сознание ни на чем не фиксируется, но отражает все, что его окружает, как зеркало.
"Те, кто видят меня из-за моей формы,
и те, кто следуют за мной из-за моего голоса,
совершают неправильные усилия.
Не увидят меня эти люди.
Через Дхарму нужно видеть Будд,
Через тело Дхармы придет их руководство,
и все же истинная природа Дхармы не может быть различима,
и никто не может сознавать ее как объект"
(Алмазная Сутра)

Путь прекращения страданий называется "срединный" или "восьмеричный" (по количеству ступеней) путь и условно делится на три части, первая из которых, по существу, содержит общечеловеческие, морально-этические нормы и правила и, в свою очередь, состоит из трех ступеней:
1. Правильные действия или правильное поведение - непричинение вреда живому, отказ от воровства, насилия, неправильного сексуального поведения, уважение к себе и умение прощать ошибки, делая из них правильные выводы.
2. Правильная речь - говорить только правду, не занимаясь сплетнями, не говорить за глаза, не сквернословить.
3. Правильный образ жизни - приобретать средства к существованию честным путем.
Следующие три ступени этого пути имеют отношение главным образом к практике медитации: Правильное усилие - корень всяких достижений, однако усилие требует сбалансированности. Напряженность и страстное желание успеха, отвлечение являются большими препятствиями. Правильная осознанность - без разрывов внимания наблюдать протекание материальных и мыслительных процессов, осознавая приятные моменты без жадности, неприятные без гнева, нейтральные - без апатии. Правильная концентрация - представляет собой направленность сознания, его способность оставаться на объекте наблюдения, не отвлекаясь.
Третья часть благородного восьмеричного пути - мудрость:
Правильное понимание - понимание того, что все в природе, включая наше тело и сознание, непрерывно изменяется согласно закону причинно-следственных связей.
Правильное мышление - мышление свободное от злобы, жадности и жестокости, наполненное состраданием и любовью.
Слово "чань" является сокращением от "чаньна" (санскр. "дхьяна" - медитация, созерцание) указывает на сугубо практическую, психотехническую ориентацию чань-буддизма. Введение боевых искусств в чаньскую практику связывают с именем Бодхидхармы (Дамо). Он обнаружил, что длительные периоды пребывания в статичной позе и малоподвижный образ жизни не только расшатывают здоровье шаолиньских монахов, затрудняя их продвижение по пути морально-психологического совершенствования, но и приводят медитирующих в состояние оцепенения, мешающее их спонтанному просветлению и интуитивному озарению. Поэтому требовались активные, динамические формы психической подготовки. Реализация принципов чань в боевых искусствах позволяла переносить их на сферы практической жизнедеятельности человека. Кроме того, единство духа и тела достигалось на практике, когда работа сознания в экстремальной ситуации выходила на качественно иной уровень, способствующий мобилизации всех скрытых ресурсов человеческого организма, что ускоряло процесс достижения просветления. О значении активной практики монахов судит уже хотя бы легенда «О двух лягушках, попавших в сметану», как одна не барахталась и утонула, а другая вылезла, благодаря тому, что взбила сливки.
Вопреки правилам винаи (монашеского устава), которые запрещали монахам причинять вред живым существам, в Китае чаньские монахи не только занимались боевыми искусствами, но и вступали в поединки с бандитами, что нередко приводило к гибели последних. Вот и стала справедлива поговорка: «В тихом омуте черти водятся!». Это обосновывалось тем, что спасение своей жизни давало монаху шанс на обретение просветления уже в данном перерождении, а гибель перекрывала ему путь к дальнейшему духовному совершенствованию, результатом которого должно было стать спасение. Справедливости ради следует отметить, что монастырские уставы дозволяли монахам применять свое искусство только в случае крайней необходимости, когда не было иного способа предотвратить собственную гибель. Категорически запрещалось калечить слабых или применять Кунфу для развлечения.
Так как прозреть сердце Будды внутри себя было возможно лишь в акте спонтанного и не ограниченного предписаниями действия, то любые запреты приобретали абсурдный характер, и происходило их преодоление в процессе реализации свободы духа и творческого осмысления мира. Кунфу (Ушу) стало одним из важнейших методов самовоспитания в чань-буддизме, так как предусматривало качественную перестройку сознания человека. Оно стало осмысляться в качестве самоценного пути обретения духовной гармонии.
Медитативная практика в чань-буддизме основана на спонтанном потоке сознания, которому не навязывается воля личности. Мысли должны течь свободно и спокойно вплоть до полного их исчезновения. При этом сознание сравнивается с идеально гладкой поверхностью озера, становящейся зеркалом, отражающим предметы без малейших искажений. В процессе медитации происходит встреча человека с изначальным ликом самого себя. Кунфу стало неотъемлемой частью комплекса морально-нравственной и духовной подготовки монахов. По вопросу его возникновения и сущности в литературе существует несколько версий. Китайская чань-буддийская традиция утверждает, что основоположник школы чань-буддийский миссионер Бодхидхарма стал основателем и передал своему первому китайскому ученику Хуэйкэ учение о внезапном просветлении. Сам факт появления монастыря объясняется тем, что у патриарха со временем появилось множество учеников и последователей, нуждавшихся в создании некоего центра "передачи светильника" (сокровенной сути учения Будды) от "сердца к сердцу". Другая версия утверждает, что ко времени прибытия Бодхидхармы в Китай, уже существовали и монастырь, и община буддийских монахов, которую 28-й патриарх буддизма и 1-й - чань-буддизма возглавил вследствие своего неоспоримого религиозного авторитета. До прихода патриарха монахи практиковали характерные для ортодоксального буддизма методы сидячей медитации. Заслугой Бодхидхармы стало создание сбалансированного комплекса психофизической подготовки, нейтрализующего отрицательное воздействие статичных и пассивных форм психотренинга на физическое и моральное состояние монахов.
Под четырьмя действиями, предложенными Бодхидхармой, подразумевались воздаяние за зло, отсутствие мирских стремлений, служение Дхарме (учению Будды) и следование судьбе. Жизнь представлялась как осуществление Дао в акте медитативного прозрения в процессе реализации собственных природных свойств/
Принцип воздаяния за зло предопределял слияние боевых искусств с постулатами чань-буддизма: "Сохраняющий сутры и изучающий буддизм должен также укреплять свое тело и более всего уделять внимание боевым искусствам. Боевые искусства позволяют защитить себя, отстоять монастырь, сберечь буддийскую дхарму, отстоять добродетель и защитить государство", - говорил шаолиньский наставник XV века Цзюэлюнь. Боевые искусства превратились в органическое продолжение буддийского учения, именно поэтому они не вступали в противоречие с буддийскими идеями не причинения вреда живому и совершенствования добродетельных поступков. Преподавание боевых искусств по деревням воспринималось монахами как форма проповеди буддийских идей. Принципы Кунфу, благодаря просветленному духу преподающего, излагались и воспринимались в качестве пути внутренней самореализации. Деяние (вэй) - активное человеческое вмешательство в естественность внутренней природы своего существа - противопоставлялись не деянию (увэй) - следованию естественному ходу событий. В чань-буддизме присутствует мотив творческого уединения в реализации духовного поиска. В ушу же, например, этот мотив индивидуализма привел к появлению мастеров отшельников, обучающихся не у людей, а у небожителей: идущий путем истины обязан внутренне остаться один. Практике постепенного и долгого самосовершенствования стало противопоставляться мгновенное и неожиданное просветление - вспышка света в сознании. Чаньская традиция превратила всякий вид деятельности в искусство совершенствования духа. Боевые искусства стали составной частью комплекса чаньских искусств, куда также входили каллиграфия, живопись, стихосложение и парковое искусство. Кунфу же (ушу) - это единство духовного и практического в процессе пестования, в первую очередь, духовного начала.
Важнейшим условием выживания человека была борьба с трудностями, препятствующими достижению поставленных целей. Для чань-буддистов борьба за достижение состояния просветления заключалась в освобождении своей эмоционально-психологической сферы и одновременно в содействии просветлению других людей. Эта борьба предполагала использование самых разнообразных методов воздействия на сознание и подсознание индивидуума, если они способствовали конечной цели просветления. В этом реализовался махаянский принцип активной деятельности с целью спасения всех живых существ. Будучи средством воспитания бойцовских качеств, боевые искусства в чань-буддизме изначально приобретали активно-наступательный характер, хотя и могли применяться в целях самозащиты. Противодействуя агрессивным факторам внешней Среды, они одновременно служили средством практической реализации чаньского идеала просветления. Поэтому, если даже Бодхидхарма не принимал никакого участия в разработке приемов шаолиня, внедренные им методы медитации и теоретические положения буддизма, сами по себе дают веские основания для его почитания как ключевой фигуры в процессе становления чаньских традиций в Китае.
Огромное число школ сейчас включает их как программу физического воспитания; и вместе с этим растет количество женщин, изучающих восточные приемы. Во всех странах мира, кроме того, растет популярность КУНФУ как соревновательного вида спорта, дающего огромную пользу тренировке ума, воли, физической закалки.
Возникшее и развившееся на Востоке как боевое искусство, оно сохранилось и шагнуло через века, и стало не только высокоэффективным средством самозащиты, но и существует и сейчас как захватывающий соревновательный вид спорта, дающий наслаждение энтузиастам и поклонникам всего мира.
Тренировка - это сложный физический и психологический комплекс упражнений, требующий полного понимания каждого элемента. Без этого тренировка невозможна. Основной подготовкой, способствующей овладению этого искусства, является психологическая подготовка бойца.
Перед каждой тренировкой необходимо, прежде всего, правильно настроить свою психику и направить свои мысли в нужное русло. При этом тело полностью расслабленно, разум освобожден от посторонних мыслей и всякого рода переживаний. Ваша цель - Вы пришли в зал, чтобы что-то с собой унести, чтобы узнать то, что еще не знаете, чтобы научиться тому, что еще не умеете, чтобы превозмочь себя... Иначе тренировка пройдет впустую.
На протяжении всей тренировки Вы должны полностью и до конца очистить свой разум от желания показать свою силу, от корыстных побуждений, от злобы, зависти и жестокости. Помните, что КУНФУ является искусством самообороны, а не нападения, применяемым в самом исключительном случае, когда Вам или Вашему здоровью грозит опасность. Пытайтесь все конфликты решать мирным путем. Ведь не случайно старые мастера этого боевого искусства говорили, что "настоящий кунфуист не тот, кто без страха и колебаний лезет в драку, а тот, кто сможет уйти от драки". Именно уйти, а не убежать.
В бою психологическая подготовка играет одну из самых важных ролей, если не самую важную. Необходимо знать, что в схватке с противником, прежде всего, нужно победить его психологию, а уж потом вступать с ним в технический контакт с непосредственным применением приемов. Ведь победа над противником в психологической схватке - это половина фактической победы в реальном контактном бою
Во время спарринга или боя постоянно смотрите в глаза противнику, не отрывая своего взгляда ни на мгновение. Этим самым Вы обеспечиваете себе полный обзор всех частей тела противника и всех его движений.
Никогда не переоценивайте и не недооценивайте противника, тем более, никогда его не бойтесь. Не стоит также переоценивать своих возможностей; четко определите их для себя и действуйте согласно им. Укоренитесь в своей стойке: «правильная стойка – это уже 80 % успеха!».
Старайтесь, как можно меньше отступать от противника, придавая ему неуверенности. Помните: "чем дальше Вы отходите от противника, тем ближе он к Вам подходит".
Пропущенные Вами удары противника не только физически поражают Вас, но придают Вашему противнику лишнюю уверенность, которая не в Вашу пользу. Никогда не утешайтесь временным успехом, не расхолаживайтесь и не останавливайтесь на достигнутом. Помните, что Ваши возможности неограниченны, и совершенствование всегда реально.
Вот несколько советов для психологической тренировки и моральной подготовки к бою и ведения его. Усвоив эти правила, Вы можете переходить к изучению техники и методики ведения боя Кунфу Вин Чунь Квен.
Важным элементом в выполнении приемов в боевых искусствах и других видах спорта является ритм. Выбрав верный ритм, Вы даже без проблем в баскетболе забьёте неограниченное количество мячей в кольцо. Правильное применение серии движений в любом виде спорта невозможно без ритма. Также есть ритм, необходимый для движений атлета, более того запутанный и непохожий, так называемый музыкальный ритм.
Самое главное не перетренироваться, начинать все движения очень медленно. Перетренировка будет тормозить Ваш прогресс. Даже если Вам кажется, что Вы медленно прогрессируете, не отчаивайтесь. Капля точит камень. Имея достаточно времени и терпения, Вы сумеете достичь необходимого.
Не злоупотребляйте… с жизнью. Никогда не перевозбуждайтесь, результатом может быть потеря самоконтроля. Поменьше волнуйтесь. Это не сделает Вас в глазах других трусом, скорее прибавит уважения.
До начала занятий поставьте перед собой цель, которую Вы собираетесь достичь. Тренируйтесь ради здоровья, а не ради приобретения разрушительной силы. Правильно используйте свои силы - и Вы станете уверенным в себе, достойным гражданином.
Наша жизнь полна неожиданностей, поэтому Вы должны знать как вести себя в различных ситуациях. Ведите себя уверенно, но не вызывающе. Помните: Вы всегда относитесь к противнику так, как относитесь к самому себе в данный момент, потому что настроение Ваше в определённый промежуток времени одно. Попытайтесь толково с юмором разъяснить всю нелепость и ненужность создавшейся ситуации. Потому что при хорошем настроении и расположении духа наше тело наполняется любовью. Помните: противник, не в коем случае, не должен заметить Вашего страха или неуверенности. Не делайте суетливых лишних движений руками или ногами. Не ввязывайтесь в разговор, тема которого Вам не совсем ясна: Вы будете чувствовать себя нелепо, а они постараются «удалить» Вас, как что-либо ненужное. Просто это приводит к агрессии, ненависти, может, просто к злости, но в любом случае приводит к неприязни к Вам.
Уступите в малом, "если это не принципиально", и наверняка больше выиграете. Умейте прощать и просить прощения! Но никогда никого не бойтесь и шутите!
Если рядом с Вами, к примеру, девушка, то можете показать своё «превосходство» на мелочах.
И ещё запомните: только от Вашего настроения зависит исход ситуации, или её начало.
Не рассчитывайте на благородство противника. Говорят, что у "победителя свои права и чаще всего они оказываются бесправием для побежденных".
Если, ситуация складывается так, что конфликт неизбежен, не ждите первого удара и не пытайтесь угадать откуда он последует. В этом случае Вы наверняка пропустите его, и неизвестно, сумеете ли Вы после него оправиться физически и психологически. В любом случае Вам потребуется время, для того, чтобы прийти в себя и восстановиться.
После того как Вы решили атаковать, попробуйте отвлечь внимание противника от себя. Это можно сделать, примерно, так: бросить взгляд за его спину, легкий кивок головы в сторону и т.д. Можно отвлечь внимание более грубо: бросить в лицо записную книжку, любой предмет, оказавшийся под рукой. Это даст до нескольких секунд свободного времени, вполне достаточного для начала Вашей атаки. Старайтесь сразу выбрать позицию, в которой противники будут своими действиями создавать помехи друг другу. Примите к сведению, что в этой ситуации вряд ли сразу удастся нейтрализовать действия противников. Но, Вы выиграете время для удачного маневра. Запомните! Что залог Вашей победы в движении и высокой скорости ударов всеми боевыми точками. Не входите в борьбу с противником. Он может инстинктивно захватить какую либо часть Вашего туалета, и тем самым ограничит Ваши движения, в лучшем случае, давая остальным возможность атаковать. Однако, прием, проведенный с высокой скоростью и мощностью, практически исключает эту возможность. Следовательно, если Вы пытаетесь провести противнику прием, Вы должны быть уверены в качестве его исполнения. Не зря говорят: «научись одному приёму, но будь уверен в нём. А ещё лучше: обходись без него».
Одним словом, Вы автоматически должны оценивать обстановку и уметь использовать её в свою пользу. Попытайтесь повлиять на противника либо своей твердой, логичной, может быть просительной речью, либо предметом, который Вам удалось подобрать на улице. Одного нужно напугать, другой поддастся на успокоительный тон, третьего, остановит логика Ваших действий, одним словом, все зависит от психики и цели стоящего перед Вами человека. Однако, таким способом, к сожалению, не всегда удается избежать конфликта. И если другого выхода нет, и отступить некуда, то постарайтесь перехватить оружие на замахе или до того как, оно вышло на свою траекторию. Не бойтесь лезвия ножа или возможности порезаться. Терять Вам в этой ситуации уже нечего. Постарайтесь обезоружить противника одним ударом. Если, не получится, то попытайтесь быть "вязким", не давайте противнику свободы действия. Желательно не выпускать нож из-под своего контроля. Однако, как только почувствуете провал своей защиты, отбросьте противника или отпрыгните от него сами, для того, чтобы найти более удачное для Вас положение. Желательно своими действиями заставить противника суетиться, т.е. заставить его провести заранее неправильное или неуверенное движение, которым Вы и должны по возможности воспользоваться. Будьте особенно внимательны с противником, который хладнокровно поигрывает перед Вами оружием, это говорит о его крепких нервах и решимости. Будьте также решительны и хладнокровны. В этом случае это может дать уважение к Вам противника. Делайте повороты кистью, перекаты корпусом, с целью лишить противника возможности наносить прицельные удары.
А лучше, прежде всего, запомните: потерять лицо легче в схватке, чем до неё. Потому не бойтесь быть решительным, немного грозным, мягким до драки, но не опускайтесь до такой степени, чтобы Вам стало жалко самих себя, или показаться настолько беспомощным, что не сможете защититься!
Помните, что для победы, помимо всего прочего Вам надлежит быть с чистой и холодной головой. Не впадайте в ярость. Вы не сумеете контролировать себя и окружающую обстановку! Практика показывает, что травмируют в бою того, кто теряет контроль над собой. Будьте режиссером своих действий. Цель поединка состоит в том, чтобы указать партнёру на все его ошибки, турнир – это совместная работа. В поединке вы помогаете друг другу, противник – это Ваш товарищ: он ближе всего к Вам. Совсем недостаточно уметь вызывать в себе прилив всеодолевающей энергии (Ци). Надо уметь управлять и правильно направлять ее (по пути Дао). Путь Дао – это срединный, или восьмеричный, который чем-то напоминает хождение по лезвию. Это зависит от правильной мускульной координации, устранении противоречивых движений. Концентрация энергии, позволяющая использовать с максимальным эффектом все силы организма предполагает, с одной стороны, скорость выполнения движения и ее накопление во всей силе в ударных поверхностях, с другой стороны. Человеку, занимающемуся Вин Чунь Квен, приходится постоянно преодолевать различные трудности - физические, психологические, нужно уметь контролировать себя, переносить болевые ощущения, принимать в экстремальных условиях решения и анализировать обстановку. Перед тем, как начать тренировки, Вы должны твердо знать, зачем Вам это нужно, какие у Вас побудительные мотивы. Однако это не значит, что тренировать волю должны люди определенных слоев населения. Человек должен совершенствовать себя, познавать свои возможности и способности. Необходимо научиться владеть собой, делать не то, что хочется, а то, что необходимо. Совершенствоваться всегда и во всем, делать все и всегда наилучшим образом, точно, аккуратно, стараясь предвидеть результаты и последствия своих действий. Чтобы, своевременно принимать решения в наиболее острые моменты поединка, без колебания приводить их в исполнение, преодолевая страх и инертность, бойцу нужны смелость, настойчивость и решительность. Воспитание этих качеств целесообразно начинать с выработки у себя уверенности, веры в свои силы, умения разбираться в боевой обстановке. Волевые качества проявляются в самообладании, выдержке, инициативе и дисциплинированности, что необходимо для преодоления отрицательных эмоций: растерянности, подавленности или перевозбуждения, которые могут возникнуть перед боем или во время него. Эти качества необходимы для перенесения ударов и преодоления симптомов усталости. Тактические замыслы могут быть как наступательными, так и чисто оборонительными. Это является целью Дао Кунфу Вин Чунь Квен, похожим на плавный танец пяти, различных характером, зверей!

Автов: В.Ю. Дяченко


В избранное