Все дни с момента выхода прошлого номера рассылки прошли под флагом авиации. Так, самым заметным стало признание американскими военными превосходства авиационной техники российского производства над аналогичными американскими образцами. Это произошло после совместных Американо-Индийских учений, которые прошли в Индии в феврале 2004 года. В учениях принимали участие самолеты F-15C (с американской стороны, из 3-го воздушного крыла базы ВВС США в Элмендорфе) и Су-30МКИ, МиГ-29, МиГ-27, Mirage 2000 и МиГ-21 (ВВС Индии).
Согласно результатам учений, опубликованным в бюллетене ВВС США Inside Air Force, американские летчики проиграли 90% воздушных боев своим индийским коллегам. В результате американские военные пришли к выводу, что ВВС стран располагающих самолетами Су-30МКИ и новейшими российскими ракетами представляют реальную угрозу американскому господству в воздухе. Кроме того, имеются сведения, что высокие результаты показали истребители МиГ-21 "Бизон" (модернизированная версия истребителя МиГ-21, оснащенная израильской электроникой). Однако, не стоит особенно обольщаться заявлениями американцев. Все это происходит на фоне подготовки решения о финансировании самолета 5-го поколения Раптор.
А что касается самих итогов, то для специалистов это не новость. Такие дружеские встречи происходили и раньше, и всегда верх брали наши машины, как "Сухие", так и МиГи. Разработка и принятие на вооружение Раптора не в силах кардинально изменить ситуацию, т.к. это только возможность дотянуться до уровня современной российской авиации. Но, как заявляют наши разработчики, Су-27 еще не исчерпал всех возможностей по модернизации, и еще будет конкурировать с Раптором.
Как раз из этой области недавно было сообщение о начале работ по созданию модернизированного истребителя Су-37 "Терминатор" поколения 4++. Его разработка призвана повысить эффективность самолетов семейства Су-27 в период, пока не создан истребитель пятого поколения. Разумеется, есть надежды на повышение интереса к машинам на мировом рынке. На истребителе планируется апробировать новые идеи в области оборудования, что сделает его эффективным воздушным охотником, в том числе и за малозаметными самолетами типа Stealth.
"Этот истребитель должен придти на смену истребителям типа Су-30МК, а также модернизированным истребителям Су-27СК и Су-27СМ", - сказал директор по связям с общественностью компании "Сухой" Юрий Черваков.
Это что, так сказать, краткий пересказ новостей, но вот у меня вопрос возник. Дело в том что 18 августа 1996 года, на авиационном празднике в Тушино, в Москве Су-37 уже был показан. А отсюда вопрос - что собирается разрабатывать фирма Сухого? Что это? Очередная журналистская неточность (пересказали, что "повкуснее", а остальное пропустили) или это шаг какой-то рекламной компании?
В последнее время наметилось оживление в области разработки истребителя пятого поколения в России. Так весной были объявлены итоги тендера на разработку боевого самолета пятого поколения. Головным исполнителем заказа на $1,5 миллиарда объявлена компания "Сухой", субподрядчиками станут ОКБ Яковлева и компания "МиГ". Эта программа, впервые в истории отечественного ВПК, имеет статус открытости - иными словами, помимо этих трех фирм к разработке нового самолета могут быть привлечены и иностранные производители.
Формально лидером в разработке самолетов 5-го поколения является Евросоюз с истребителем EF-2000 Еврофайтер. Уже имеются как опытные, так и первые серийные самолеты. В начале июля этого года комитет бундестага по обороне одобрил приобретение 68 истребителей "Еврофайтер" для вооружения ВВС Германии. Однако, по некоторым данным, EF-2000 вовсе не так уж хорош. Так, еще раньше, сообщалось, что в ближнем бою он не превосходит МиГ-29, а, по официальным заявлениям, должен был бы равняться 5 МиГам. Хотя это только слухи, а вот технические проблемы с доводкой машины уже факт. В прессе появились сообщения, что при создании истребителя возникли такие сложности, которые делают невозможным полноценное использование самолета в обозримом будущем. Проблемы, в частности, касаются использования пушки и РЛС, которыми оснащен истребитель.