Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Воздушный десант в Керченско-феодосийской морской десантной операции


Информационный Канал Subscribe.Ru

"Есть ДЕСАНТНЫЕ ВОЙСКА - нет задач невыполнимых!"
Выпуск № 61

 В выпуске
Воздушный десант в Керченско-феодосийской морской десантной операции
Командующий ВДВ с июня 1943 года по август 1944 года
Генерал-майор
КАПИТОХИН Александр Георгиевич
(1898-1954)
В середине ноября 1941 г. немецко-фашистские войска захватили Керченский полуостров, но были остановлены в Крыму у главной базы Черноморского флота - Сева­стополя, на укрепленном рубеже в 15-20 км от города.

В течение второй половины ноября и первой половине декабря наши войска во взаимодействии с Черноморским флотом обороняли подступы к городу, отражая атаки противника, который прилагал все усилия, стремясь раз­громить севастопольскую группировку наших войск и овладеть Севастополем.

В соответствии с указаниями Ставки ВГК командова­ние Закавказского фронта 13 декабря 1941 г. приняло решение на проведение операции, которая получила назва­ние Керченско-Феодосийской десантной операции. Выса­живались войска 51-й и 44-й армий Закавказского фронта.

Высадку десанта намечалось провести одновременно в нескольких пунктах северного, восточного и южного побережья Керченского полуострова.

Около станции Багерово, западнее Керчи, решено бы­ло выбросить парашютную роту. Ей предстояло овла­деть плацдармом и обеспечить высадку морского десанта у мыса Зюк. В целях захвата аэродрома у Владиславовки, который предполагалось использовать для базирования авиации Закавказского фронта, также готовился воздуш­ный десант из состава частей 2-го воздушно-десантного корпуса.

Однако в ходе проведения десантной операции реше­ние на высадку воздушного десанта было изменено, так как корабли с морским десантом из-за тяжелой ледовой обстановки задержались в Азовском море и опаздывали с высадкой десанта у Ак-Моная. Поэтому на воздушный десант была возложена новая задача - перехватить Арабатскую стрелку в наиболее узком месте и не допустить подхода противника по ней со стороны Геническа и от­хода его на северо-запад.

Воздушный десант в составе парашютно-десантного батальона под командованием майора Няшина был со­средоточен на Краснодарском аэродроме.
За восемь суток до начала операции в тыл противника были выброшены небольшие группы разведчиков с ра­диостанциями, которые передали ряд важных разведывательных данных о положении частей противника на Керченском полуострове.

31 декабря 1941 г. в исключительно неблагоприятных условиях производился взлет тяжелых воздушных кораб­лей ТБ-3, которые, ложась на боевой курс, сразу же исчезали в облаках. Вести в облаках самолеты в составе колонны не представлялось возможным, и они старто­вали друг за другом с небольшим интервалом по време­ни.

Погода в полете еще больше ухудшилась. Облака становились все гуще, плотнее опускались все ниже и ниже. При подходе к району десантирования они прижи­мали самолеты к земле - строки высотомеров показы­вали всего 75 м. Штурман самолета, на котором летел командир парашютно-десантного батальона майор Няшин, на листке полевой записной книжки написал майо­ру, что намерен возвращаться так как нет даже мини­мальной высоты для выброски.

Штурман, конечно, был прав. Высота не обеспечивала безопасное раскрытие парашютов. Это знал и командир воздушного десанта. Но прыгать нужно, не возвращаться же назад, когда десантники с первых самолетов уже на земле. Майор Няшин тут же принимает решение - наби­рать высоту перед подходом к цели и прыгать из облаков.

Самолеты, пробив первый слой облаков и набрав высоту 450 м, подходили к цели, сквозь разрывы облаков на мгновение мелькнула землю Этого было достаточно, чтобы убедиться в правильности выхода на цель и подать команду для выброски.

А на земле уже шел бой. Первые приземлившиеся десантники были обстреляны вражескими автоматчика­ми, сопровождавшими крупный транспорт с боеприпаса­ми, направлявшийся в сторону Керчи.

Сложные условия десантирования привели к некоторо­му разбросу парашютистов и значительно затруднили их сбор на земле. Но разбросанность групп десантников и их смелые действия на значительной площади дезориентиро­вали противника о силах десанта, создав у него впечатле­ние, что в Крыму высадился крупный воздушный десант.

Надолго в памяти участников этой операции сохра­нится подвиг сержанта Кубарева, который был ранен еще в воздухе. Приземлившись, он сразу же открыл огонь из автомата, но гитлеровцы, рассыпавшись по полю и держа под обстрелом парашютиста, начали обходить его. Когда они бросились к сержанту и пытались схватить его живым, Кубарев, взорвав две гранаты, уничтожил их и погиб сам.

Обходя заслоны и опорные пункты врага, десантники небольшими группами выходили к Ак-Монаю. Когда были собраны основные силы батальона, они перешли в атаку, в коротком бою полностью уничтожили гарнизон противника и захватили на огневых позициях артилле­рийскую батарею, прикрывавшую Ак-Монайские пози­ции на их северном фланге.

В ночь на новый, 1942 г. воздушный десант, выполнив задачу, перешел к обороне Арабатской стрелки и Ак-Моная.

Части морского десанта, высадившись в районе Фе­одосии и Керчи, вели упорные бои с контратакующими войсками противника. После упорных боев войска 44-й армии к исходу 31 декабря продвинулись на 10-15 км и овладели районом Владиславовки. Дальше 44-я армия продвинуться не смогла.

Командир воздушного десанта, не дожидаясь, когда отходящий противник из Керчи пойдет по Арабатской стрелке на Геническ, выделил часть сил в диверсионные и разведывательные группы и направил их для действия на дорогах против отходящих вражеских колонн и транспо­ртов для уничтожения его штабов и средств управления. Такое решение оказалось правильным, так как противник на Геническ вообще не пошел.

Через некоторое время десантники были сменены стрелковым подразделением морского десанта, выведены из боя и переброшены на Таманский полуостров.

Однако следует отметить, что отказ командования фронта от захвата аэродрома у Владиславовки и посадки на нем истребителей отрицательно сказался на ходе морской десантной операции, так как из-за большой дальности полета авиации нельзя было организовать эф­фективное прикрытие и поддержку войск морского десан­та в районе Феодосии.

Сайт о ВДВ и спецназе       ООО ДЕСАНТ-БЕЗПЕКА - комплекс услуг в сфере охраны и безопасности      ВСК ГРОЗА - Пейнтбол, страйкбол и все о них.
На сегодня всё, всем удачи и до встречи, заходите в гости,
Адреса наших сайтов : www.desant.com.ua    bezpeka.desant.com.ua    groza.desant.com.ua
архив рассылки здесь
Е-майл для связи - kupol@nm.ru

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: state.army.vseovdv
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное