Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

"ДИГГПРЕСС" СООБЩАЕТ: чиновники косвенно подтвердили мнения по ЧС в техногенной

Hello ,

"ДИГГПРЕСС" сообщает:
ДИГГЕРЫ ВНОВЬ ПРЕДУПРЕЖДАЮТ О ГРЯДУЩИХ КАТАСТРОФАХ В СФЕРЕ ЖКХ! Чиновники их
опровергали. И вот вчера по сути
подтвердили, что диггеры в своих прогнозах правы!!!

Основатель и лидер неформального международного диггерского движения, лидер
Российских диггеров и общероссийского
политического движения Диггеры за Права Граждан, руководитель знаменитой группы
"Д" независимого отряда "ДИГГЕРСПАС" Вадим
Михайлов в период недавней работы по аварийным точкам в ЖКХ Москвы пригласил
принять участие в осмотре корреспондента
газеты "Версия". Ниже мы приведём статью коллеги по газете корреспондента Сотникова,
статью которого так же публикуем, с
соответствующими вставками-примечаниями от специалистов ШТАБА группы "Д".



газета "Версия"КРОВЬ И ЦЕМЕНТ
Комплексные проверки надёжности зданий в России не проводились уже почти полвека

Сергей Плотников
Темур КОЗАЕВ


После страшной трагедии на Басманном рынке прошло чуть больше недели. За это
время в Москве и других городах России были
созданы специальные комиссии, в которые входят представители инспекции архитектурного
надзора и администрации областей.
Они должны проверить все строящиеся высотные здания, а также рынки, стадионы
и прочие общественные сооружения. Особое
внимание специалисты будут уделять проверке на прочность кирпича и бетона. В
общем, как мы и рассказывали в прошлом
номере, именно версия о некачественном цементе становится основной в расследовании
причин обвала крыши рынка. Впрочем,
практика последних лет показывает, что авральные проверки вовсе не служат гарантией
нашей безопасности. Многим из вас
известно, что тот же Басманный рынок эксперты проверяли год назад. В этой связи
мы попытались разобраться, есть ли сегодня
эффективные методики проверки надёжности зданий и кто вообще должен защищать
наших сограждан от <<случайных>> падений крыш.

В приватной беседе с корреспондентом <<Версии>> авторитетные эксперты наперебой
рассказывали, что причина обвала рынка ясна
как день: была нарушена гидроизоляция крыши, и случилось это далеко не вчера.
Чтобы было понятнее, давайте представим себе
устройство кровли: герметизирующий слой, а под ним пористая теплоизоляция. За
гермослоем много лет не следили, не
обновляли его, пока он не разрушился окончательно. Теплоизоляция по проекту должна
была быть сухой и лёгкой, но после
катастрофы обнаружилось, что она мокрая и тяжёлая -- в неё попала влага и пропитала
её, как губку. В результате крыша стала
тяжелее в несколько раз. Плюс снег. Равняется 66 погибшим...

Согласно закону, когда эксперт проводит проверку какого-либо здания по предписанию
суда, он безоговорочно несёт уголовную
ответственность, если его заключение окажется ошибочным или заведомо ложным.
Но печальнее всего тот факт, что сегодня ни
один город России не застрахован от подобных масштабных трагедий. На то есть
причины более серьёзные, чем неожиданный
снегопад, <<фиктивная>> экспертиза или возможные ошибки архитектора. Шутка ли,
в стране практически отсутствует система
мониторинга действующих строительных объектов. Последние комплексные проверки
старых зданий проводились в 60-х годах (!)
прошлого столетия. Новостройки 70--80-х годов и вовсе никогда дотошно не проверялись!
В лучшем случае выборочно
обследовалось состояние фундаментов, кровли и фасадов. Ещё не рассыпались? Прекрасно!

Идём дальше. На корню разрушена существовавшая прежде чёткая и строгая система
надзора в строительстве. В итоге качество
строящихся объектов инспектируют сразу несколько ведомств. Контроль за строительством
и приёмом объектов в эксплуатацию в
Москве осуществляет Инспекция государственного архитектурно-строительного надзора.
Проведение работ на стройплощадке и её
состояние контролирует Объединённая административно-техническая инспекция. Конструкторские
решения проверяет
Мосгорэкспертиза. Однако проверки осуществляются выборочно и спонтанно, а полномочия
государственных надзорных органов
хотя и велики, но не настолько, чтобы заставить строителей строго соблюдать нормы
и правила.

Это раньше строителей за воровство, халатность и отступления от проекта можно
было наказать рублём. Штрафы были
колоссальные -- до миллиона советских рублей, и взимались они неукоснительно.
Сейчас нормальный штраф со строительной
организации -- 10 тыс. рублей, за особо вопиющее нарушение -- 20 тысяч. В некоторых
случаях Архитектурный надзор может не
принять здание у строительной компании, но в действительности для этого надо
построить небоскрёб из смеси навоза с соломой
и забыть его оштукатурить. Фактически качество строительного процесса лежит целиком
на совести застройщика. Хорошо, если
компания дорожит своим именем, но много ли таких честных на рынке?

По мнению наших экспертов, нынешние техногенные катастрофы напрямую связаны с
отсутствием в стране грамотной строительной
политики. В России, ежегодно вводящей в строй миллиарды квадратных метров жилья,
упразднено Министерство строительства и
разогнан Госстрой. Рынок строительных материалов наполнен контрафактной, а то
и вовсе <<беспородной>> продукцией: кирпичом и
бетонными блоками, сделанными бог знает как и где -- на коленке, на мелких передвижных
заводиках. Даже крупные
производители ради выгоды или удешевления легко отступают от СНиПов -- строительных
норм и правил. Принятый несколько лет
назад закон <<О техническом регулировании>>, который определяет чёткие критерии
качества строительной продукции, также не
действует -- за всё время не вышло ни одного подзаконного акта...

В общем, ситуацию иначе как аховой не назовёшь. Если она не изменится кардинальным
образом, через десяток лет трагедии,
подобные <<Трансваалю>> или Басманному рынку, станут у нас повсеместным явлением.
На следующей странице профессионалы
строительного рынка посоветуют нам, как определить, что то или иное здание может
рухнуть в любой момент, расскажут, как
сегодня делаются состояния на рынке стройматериалов и почему многих устраивает
нынешнее катастрофическое положение дел.

Виктор ДМИТРИЕВ, эксперт отдела судебно-строительной экспертизы <<Мосэкспертизы>>:
-- Система контроля за эксплуатацией зданий сейчас полностью развалена. Элементарный
пример: вот стоит жилой дом, в нём
раз в пять лет должен делаться косметический ремонт, раз в 10 -- капитальный.
Раз в 15 лет должны менять всю систему
отопления и водоснабжения, деревянные рамы окон подлежат замене через 30 лет.
Это не моё мнение, так предписывают
нормативные документы, СНиПы. Может, где-то это, конечно, и делается, но только
не в зданиях, которые принадлежат
какой-нибудь небогатой организации или заводу. Возьмём недавнее обрушение бассейна
в городе Чусовом, на Урале. Там
очевидная причина катастрофы -- коррозия металла. При этом, по иронии судьбы,
бассейн принадлежал... металлургическому
комбинату. В здании не была предусмотрена соответствующая вентиляция, испарения
просто разъели несущие балки. И никто не
отследил.

Между тем каждое здание должно иметь оговорённые сроки эксплуатации и сроки периодических
проверок. Если здание
ответственное, например химический завод, его должны проверять ежегодно, по графику
обследования производства. Срок
оговорён жёстко -- каждые три года изучается состояние перекрытий, с выбуриванием
бетона, с проверкой коррозии арматуры. У
нас же сейчас всё делается на авось. В Сокольниках, например, стоял американский
выставочный павильон -- куполообразный,
алюминиевый, красивый. У павильона была гарантия: срок эксплуатации 15 лет. Вышел
срок, американцы его нам подарили --
делайте что хотите. Наши умельцы его разобрали и собрали в другом месте: авось
ещё послужит. И что же? Через два года он
упал! И таких случаев масса.

Нина КУЛИКОВА, начальник органа сертификации строительных материалов <<Мосэкспертстройсертификации>>:

-- Чтобы точно выяснить, сколько ещё простоит то или иное здание, надо заглянуть
в проект -- на сколько лет оно было
рассчитано, а потом узнать, правильно ли эксплуатировалось. То, что в 70-е годы
стройматериалы выпускались по ГОСТу, можно
гарантировать. Тогда почти не было нарушений -- партконтроль всё-таки. Если в
новых домах прочностные нарушения встречаются
сплошь и рядом, то тогда были другие проблемы -- обои не так наклеили, двери
перекосило, рамы из сырой древесины на окна
поставили. Всё это влияло на презентабельность, но никоим образом не на прочность
здания. Проще говоря, могли кривой
унитаз поставить, да и тот был крепок -- на века!

Из своего опыта могу сказать, что прочностных нарушений конструкции в то время
просто не допускалось. Те же хрущёвские
пятиэтажки по ГОСТу были заложены на 20 лет -- их срок эксплуатации давно вышел,
и это отражено в проектных документах. Но
они стоят, потому что несущие конструкции, которые положено было делать с двукратным
запасом, на всякий случай делали с
трёхкратным! Так что, если сейчас упадут, с проектировщиков взятки гладки.

Хотя в советские времена всегда находили с кого спросить: помню, во Львове обвалился
фасад жилого дома буквально за день
до его заселения.

И сразу нашли виновных -- от архитектора, который неправильно спроектировал,
до подсобного рабочего, который недоложил
цемента в раствор.

Ну а сегодня рынок некачественных стройматериалов огромен. В основном это контрафакт
-- подделки под известные марки.
Конечно, те стройматериалы, что идут под заказ правительства Москвы на детсады,
школы, жильё для очередников,
контролируются и сертифицируются. Но даже в этом случае никто не может гарантировать,
что строитель-подрядчик в процессе
работы не прикупит что-то <<слева>>. Например, дешёвый белорусский кирпич, а
он -- неморозостойкий. Ситуация на объектах
частных строительных компаний ещё более туманная, в первую очередь потому, что
наша страна сейчас просто наводнена
поддельным цементом.

Строительные организации стараются закупать материалы подешевле, а где это сделать,
как не у сомнительных поставщиков. По
внешнему виду качественный цемент от некачественного отличить невозможно. Но
ведь цемент высшей марки требует больших
производственных затрат. Основная хитрость изготовителей: произвести цемент марки
<<300>> -- и сырьё дешевле и помол дешевле,
потому что грубее. А на мешках и в паспорте качества написать, что в мешках не
марка <<300>>, а марка <<500>>. Если такой
цемент пришёл на серьёзное предприятие, крупный ЖБК, то его обязательно перепроверят
в лаборатории. Но если предприятие
мелкое, где нет ни лаборатории, ни квалифицированных специалистов, а таких заводов
сейчас много, там будут пользоваться им
как цементом марки <<500>> и лить железобетонные изделия в полной уверенности,
что те соответствуют стандарту. Даже если
руководство завода заподозрит подлог, оно запросто может закрыть на это глаза.
Мало ли, срочный заказ, некогда слать
рекламации обманщикам. Так на строящийся объект и попадают бетон, или плиты,
или уже готовые блоки -- своего рода мины
замедленного действия.

Тут встаёт вопрос об ответственности поставщика бетона: он даже может потом признаться
строителям, что поставил не тот
бетон. Но скорее всего реакции не последует -- его ведь уже залили. Даже если
из-за некачественного цемента пошёл <<отстрел>>
на конструкциях (это когда крошатся блоки), всегда можно замазать щербины, и
ни одна комиссия не подкопается. Когда нет
изначального контроля материала, недостатки проявляются в тот момент, когда уже
очень дорого что-либо менять, проще
закрыть глаза. В принципе все бракованные элементы надо возвращать обратно на
завод и уничтожать, но на практике это
чересчур хлопотно. И никто этим не занимается.

Конечно, существует Инспекция государственного архитектурного надзора: попали
инспекторы на строящийся объект, они его
должны тщательно проверить. Другое дело, что не все места на стройке физически
доступны -- особенно если подрядчик залепил,
замазал несущие конструкции. Требуется сертификат на стройматериалы? Так их попросту
подделывают! Я больше скажу:
кустарные бетонные заводики часто существуют прямо на стройках, и кто поручится
за качество их продукции?

И ещё. Сейчас есть все условия, чтобы строить дома на тысячелетия вперёд, --
необходимые технологии, приборы. Но
безнадёжно потерян костяк любой стройки -- высококлассные инженеры, прорабы,
рабочие высшей квалификации. Так что
необходимы квалифицированные рабочие кадры и желание у работодателя их нанимать.

Сергей ЗАБЕГАЕВ, замдиректора <<Мосэкспертизы>>:
-- Тридцать лет назад строили в общем хорошо. Вот, к примеру, полтора года назад
на Ленинском проспекте снесли гостиницу
<<Спорт>>: она якобы уже не соответствовала современному уровню комфорта. Отель
был построен в 1979 году, к Олимпийским
играм, сейчас выяснилось, что износ несущих конструкций исчислялся десятыми долями
(!) процента -- настолько высоким было
качество строительства. Представляете, запас гостиницы до капремонта был 70 лет!
Или вот ещё пример: недавно мы
расследовали проблему в Томилине -- там в домах середины прошлого века, которые
ещё пленные немцы строили, была разморожена
система отопления, и с 5-го по 1-й этаж протекла вода. Имуществу людей был нанесён
ущерб, но на состоянии самих зданий это
никак не отразилось, даже несмотря на 30-градусный мороз. Перекрытия не лопнули,
трещины по стенам не пошли. Вот это
качество...

А вот за новые дома я бы не поручился. В нашем городе слишком много разрушающих
факторов, но их теперь редко берут в
расчёт. Буквально недавно в элитном жилом комплексе в районе Рублёвского шоссе
произошла авария -- водой залило около 150
машин в двухуровневом подземном гараже и подвал. Так вот теперь неясно, будет
ли этот комплекс вообще стоять! Как повлиял
на фундамент такой объём воды? Если она затекла под фундамент и замёрзла, как
поведёт себя здание, когда придёт настоящая
весна? Гарантии никто не даст.

примечание-ВСТАВКА: "ДИГГПРЕСС"- Всё выше сказанное, анализируя статью в "Версии",по
вопросу об аварии на трубах и
поведению протопленных конструкций и грунтов в дальнейшем по весне, независими
от того, что ответственный чиновник
описывает в своём коментарии газете, было предупреждено в соответственной информации
от "ДИГГПРЕСС", которую передавал нам
Руководитель "ДИГГЕРСПАСа" Вадим Михайлов, и это нами было распространено через
СМИ за долго до первых аварий, затем как
коментарии Михайлова к случившемуся на Рублёвке и далее, затем, как расширенная
версия ДИГГЕРОВ Михайлова. По сути
чиновник в выше сказанном о трубах, а далее и его коллеги в коментариях к строительству,
буквально кратко повторяют ранние
высказывания Главы диггерства, почти слово в слово, тем самым полностью оправдывая
его иподтверждая его анализ,
предупреждения и выводы, с которыми сегодня активно борется правительство Москвы,
называя Лидера диггеров непрофессионалом
обманывающим население. Прогнозы Михайлова,его группы спецназначения "Д"и независимых
экспертов не только сбылись, но и
подтверждены в данной статье профессионалами и чиновниками Московской Администрации.
В конце текста статьи из "Версии" мы
ещё раз опубликуем одно, из цепи подтверждённых,давнее,не раз повторенное в разных
выпусках "ДИГГПРЕСС" заявление Вадима
Михайлова, для вашего сравнения со словами подтвердившего мнение Главного ДИГГЕРА
ответственного лица из "Мосэкспертизы".
То, за что ныне осуждают перед СМИ и народом Михайлова и его коллег в который
из сотен подобных раз подтверждено. Так не
настало ли время аппарату Московского правительства, чиновникам других "ведомств"
и ГОЧС города открыто признать правоту
диггеров, и наконец восстанавливая справедливость принести Михайлову и его специалистам
извинения!?
Продолжение статьи "Версии":
Или, например, сейчас в Москве построили Третье автомобильное кольцо. От мощного
потока машин в соседних зданиях
постоянная вибрация -- у некоторых люстры в квартирах качаются. Как это скажется
на техническом состоянии домов? Сплошные
вопросы...

А чтобы на них ответить, надо эти здания проверить на соответствие расчётным
нагрузкам. Есть специальные неразрушающие
методы проверки прочности конструкций -- балок перекрытия, например. Целостность
и прочность проверяют ультразвуком,
магнитно-резонансным методом. Приборы точно показывают степень прочности бетона.
Наконец, простейший способ -- откалывается
кусочек бетона, потом его давят в лаборатории специальным прессом, а результат
испытания сравнивается с изначальными
характеристиками.

Ведь как в идеале должен делаться бетон: на заводе заливается конструкция и одновременно
с ней заливается образец. Это
заносится в журнал. Через 28 дней образец проверяют в лаборатории ОТК ударным
методом -- давят пробный кубик. Результаты
испытания опять-таки фиксируются в журнале. Документы должны храниться всё время
существования сооружения, чтобы можно
было, скажем, понять, где установлены те или иные железобетонные конструкции,
проверить их. Ведь в любую минуту по журналу
можно выяснить, в какой день, на какую деталь пошёл бетон такой-то марки и такой-то
прочности. Вот только сейчас, к
сожалению, многих строительных организаций уже нет, а документы растеряли или
сожгли.

Пример предупреждений и анализа от Вадима Михайлова переданный в числе других
оценок и моделей ситуаций за долго до
работы с "Версией" их правительственного эксперта: -

-"ДИГГПРЕСС" сразу после прорывов труб: "прогнозы" диггеров сбываются...
Цепь странных прорывов труб с водой и обрушений, которую месяц назад через
наши новостные сводки предупреждал Лидер ДИГГЕРОВ и Руководитель
независимой спецгруппы "Д" (ДИГГЕРСПАСа) Вадим Михайлов произошла и видимо
развивается. Михайлов считает, что все эти процессы отнюдь не случайны и
имеют некие связки и зависимости, о которых у "ДИГГЕРСПАСа" собственное
особое мнение. Напомним, что на каждом случае Михайлов или его коллеги
присутствовали лично.

"Наши трубы":
Казалось еще совсем недавно лопнула магистраль водопровода под Рублёвским
шоссе, были залиты этажи подземного гаражного комплекса под жилым массивом
"Можайск-2". Затем нас полностью поглотила трагедия на Басманном рынке в
Бауманском микрорайоне столицы.
Вчера-28 февраля вновь прорвало, на этот раз трубу у "заглушки" типа
задвижек на вводе в насосное отделение подвалов жилого элитного здания
недалеко от метро Кузьминки, ул. Зеленодольская дом 31, корпус-1. И опять
мощные потоки водопроводной "Ниагары" устремились в двухьярусный подземный
гараж расположенный под домом на глубине почти 17 метров. С 10 утра по
свидетельству работников аварийной сети местного водоканала они пытались
устранить расширяющуюся аварию, но на момент 15.00 гаражи на нижних уровнях
были заполнены водой до глубины около 1 метра! Более десятка машин были
заполнены выше половины высоты салонов, нанесён серьёзный материальный
урон.
В обоих случаях значительная часть разлившейся воды возможно ушла за
периоды розлива и откачки в около и подфундаментные грунтовые зоны и вдоль
путей коммуникаций. Диггерспас под руководством Михайлова проводил
несколько разведочных осмотров за время аварий, и установил факторы
подземного распространения в пределах гаражей, без нарушения фундамента со
стороны подземных сооружений, но на периметре зданий в обоих случаях, хоть
и небыли обнаружены трещины свидетельствующие об угрозе подмыва, однако
жители проинформировали диггеров о еле слышных тресках на вышележащих
этажах, возможно не относящихся впрямую к аварийной ситуации с
водопрорывом.
Коментируя последствия катастрофы на Зеленодольской улице Вадим Михайлов
сказал, "нельзя опять - таки исключить залегшие, как последствия аварии
подземные геолого-техногенные процессы, которые трудно выявляемы сейчас, но
могут проявить себя скажем весной или будущим летом. Я вообще вижу некую
модель экспоненциального развития серий катастроф (мегантропийного плана) в
пласте ЖКХ и строительства, на коммунальном и промышленном уровнях, в фазу
которых вступил практически весь мегаполисный мир, а на территориях
городских агломераций особенно, так-как мы техногенно более деструктивны, в
особенности Московский регион. Нам видится связка между последними крупными
городскими катастрофами, и между ними, в периоды "ремиссий"- мелкими и
среднемасштабными авариями именно в геологических, пронизанных техногенными
прослойками пластах, нестабильных по своей сути изначально и ввергнутыми в
процессы ещё большей нестабильности резким повышением
сверхинтенсификационных строительных процессов внутри исторически
сложившейся исконной агломерации жилья".

Спасибо за внимание
С коментариями к публикации "Версии"06-12.03.2006

"Версия" с Лидером движения ДИГГЕРЫ за права граждан Вадимом Михайловым на
местах событий...
Перед публикацией статьи "КРЫШУ СНОСИТ" И. Сотникова, хотим отметить, что речь
В. Михайлова, в которой на местах аномалий
в зданиях Михайлов коментировал ситуацию в ЖКХ и строительстве для спецкора "Версии"была
профессионально
терминологизирована, даже более глубоко, нежели это прозвучало в полностью опубликованных
выше, в этой же газете,
заявлениях чиновников, но в данной печати выпуска газеты почему то его коментарий
крайне сокращён и даже упрощён, что
делает речь Михайлова по мнению его коллег, в разрезе полных профкоментариев
чиновников, примитивной и не
профессиональной. Приведя ниже то, как подан Михайлов и его речь в рассматриваемой
статье, сотрудники штаба Михайлова
просили озвучить их крайнее возмущение упрощения анализа процессов и событий
данного в реалии Михайловым, по отношению к
наполненной и не сокращённой и не "почищенной" от специальных терминов оценки
приведённой в этом же выпуске у
корреспондента С. Плотникова, что приведено в начале.
До Нижнего Новгорода можно будет добраться поездом всего за три с половиной часа

К 2008 году в российской армии будет уже 70 процентов контрактников



Новости Власть Главная версия Деньги Общество Культура Ситуация Спорт Кроссворд
Гороскоп Конкурс


















Наши террористы

Леонид Радзиховский, политолог
<<Наши>> бывают в двух смыслах: которые действуют в России и которые нам (России)
симпатичны.

Смешное, в самом деле, совпадение -- как раз на принятие закона о терроризме
в Москву прибывае...


Первая жертва
ЧЕМ СЕРДЦЕ УСПОКОИТСЯ

Елена Колокольцева
До прошлой недели в России птичий грипп лишь птиц, собственно говоря, и косил.
И вот появилась первая человеческая
жертва. Как сильный ветер ломает только высокие деревья, так и перелётн...





Алексей Свет Заведующий отделением кардиореабилитации клиники кардиологии ММА
им. И.М. Сеченова
В последнее время люди стали более метеозависимы. Коллеги по работе, причём люди
весьма молодые, часто жалуются на
<<тяжёлую>> голову, болезненные ощущения в области грудной клетки пр...




КРЫШУ СНОСИТ
Сотни московских зданий находятся в аварийном состоянии
Иван Сотников
Трещина буквально рассекает здание снизу доверху



Могу поспорить: мало кто помнит, что ровно два года назад, после обрушения крыши
<<Трансвааля>>, в столице была создана
специальная комиссия, в задачу которой входила проверка ряда столичных высоток
и прочих оригинальных сооружений. Тогда был
даже составлен список, в который попало около 60 объектов. В нём оказались спортивные
сооружения, имеющие козырьки
(спорткомплекс <<Олимпийский>>, стадионы <<Лужники>> и <<Локомотив>>, конькобежный
центр в Крылатском).

Сейчас никто не может точно сказать, что это были за проверки и проводились ли
они вообще. Со временем трагедия
подзабылась, энтузиазм поутих, список затерялся в кабинетах чиновников. Спохватились
только после трагедии на Басманном
рынке. По официальным оценкам, как минимум 135 зданий в Москве признаны аварийными,
однако, как нам удалось выяснить,
цифра это сильно занижена. Мы решили провести собственную проверку некоторых
московских строений. Результаты, надо
сказать, получились довольно неоднозначными.

Объехать все здания из списка рекомендованных к проверке -- задача не из простых,
поэтому осмотр мы решили произвести
выборочный, сосредоточив своё внимание на некоторых наиболее популярных у москвичей
местах.

Первая остановка -- театр <<Новая опера>> в саду <<Эрмитаж>>. Если заглянуть
в тот самый список двухгодичной давности, здание
театра стоит на проверке во вторую очередь с формулировкой <<сложное покрытие
криволинейного очертания>>. Если вы хоть раз
были внутри или хотя бы проезжали мимо, легко понять, что имеется в виду оригинальная
и сложная конструкция кровли.

После трагедии на Басманном рынке по всему городу стали чистить крыши
Ещё издалека замечаю на крыше театра людей с лопатами. <<Эй, здесь проход нельзя!>>
-- на ломаном русском кричит мне сверху
один из рабочих, когда я пытаюсь срезать путь к служебному входу. Обращаюсь к
его напарнику, который собирает снег внизу:
<<Давно начали крышу чистить?>> -- <<Да вот буквально через пару дней после рынка
на Бауманке, -- не прекращая работы, отвечает
тот. -- У нас в последние дни вообще работы навалом, каждый день на новый объект
вызывают. Вчера вот крышу одного из
супермаркетов METRO чистили, другие ребята из бригады сейчас ещё где-то работают.
Даже отдохнуть некогда, не то что
раньше>>.

Мне повезло -- удалось застать на месте главного инженера театра. <<Да у нас
это вообще нормальная практика -- снег обычно
чистят по пять-шесть раз за зиму. Никогда больше 20 см не скапливается, вот только
крыша протекает немного>>, -- сетует он.
На вопрос о том, проводились ли в последнее время какие-либо проверки, отвечает
уклончиво:

<<Может, и была какая проверка, но точно ничего сказать не могу. Да и вообще,
как её проверишь -- это ж надо всю крышу
нагрузить, чтобы понять, есть ли дефекты>>.

Вывод: с <<Новой оперой>> всё ясно, несмотря на то что прямой опасности нет,
протекание крыши -- безусловный минус.

Едем дальше. Следующий в списке -- Выставочный зал на 2-й Брестской с формулировкой
<<большепролётные стальные
конструкции>>. Самая проблемная зона -- третий этаж, где находится постоянная
выставка, посвящённая Градостроительному
комплексу Москвы. Несмотря на будний день, народ толпится практически возле каждого
стенда. Представьте себе: огромное
помещение без колонн, а в центре -- огромный макет центра столицы, осмотреть
который полностью можно только поднявшись на
специальный мостик. Как и в <<Новой опере>>, замдиректора выставки от прямого
ответа уклоняется: <<О проверках ничего сказать
не могу, в курсе только, что сейчас надстройка здания ведётся, наверняка они
знают, что делают>>. Больше ничего выяснить не
удалось, да и каких-то внешних дефектов невооружённым глазом не заметить. Вывод:
с выставочным залом ясности мало.
Объяснить, почему надстраивают дом, который два года назад был рекомендован к
проверке, нам так и не смогли.

Старые жилые дома могут рухнуть в любой момент
На следующий объект я отправился вместе с руководителем группы <<Диггерспас>>
Вадимом Михайловым. Встретиться договорились
неподалёку от одной из строек элитного жилого комплекса почти в самом центре
Москвы.

Новое здание возвышается среди стареньких построек, практически на каждой из
которых можно увидеть трещины, а на
некоторых щели и вовсе достигают внушительных размеров.

<<Видишь, как она расширилась за год, -- показывает Вадим, откалывая ломиком
от стены кусочек кирпича, под которым
обнаруживается дыра в несколько сантиметров. -- Это из-за стройки. А вот смотри
повыше, -- показывая на высотку, говорит он.
-- Там точно такая же трещина, притом она идёт от соседнего дома по земле и снова
проявляется ближе к крыше>>.

Мы ещё где-то полчаса ходим по дворам, осматривая стены домов. Возле каждой новой
трещины останавливаемся, в итоге
обнаруживаем ещё около десятка трещин разных размеров, некоторые из них буквально
рассекают дом на две части от первого до
последнего этажа. Жёлтая спецовка Вадима привлекает внимание местных жителей,
которые наперебой начинают жаловаться на
свои проблемы.

<<А у меня в ванной вообще сквозная дырка на улицу, -- говорит одна женщина.
-- Пойдемте, покажу>>. То, что мы увидели в её
квартире, шокировало даже видавшего виды диггера. Полы не просто неровные, а
буквально идут волнами так, что сложно
стоять, сверху постоянно осыпается штукатурка, а в маленькой ванной из трещины
в стене действительно тянет холодным
воздухом.

<<Только посмотрите, -- возмущается Михайлов, показывая на нависающий потолок.
-- Трещина проходит прямо над газовой
колонкой. Выпадет небольшой камушек -- ещё не так страшно, но что будет, если
отвалится кусок побольше? Он упадёт прямо на
колонку. Это самая настоящая мина замедленного действия. Удивительно, как этот
дом вообще ещё держится>>.

Нужно проводить не одну, а несколько тотальных проверок
Закончив осмотр, садимся в машину и едем дальше. По дороге беседуем с Вадимом:
<<Полной проверки зданий в Москве не будет,
потому что для этого нужно применять специальные сейсмические приборы, а в условиях
города это делать крайне опасно, --
рассказывает он. -- Есть, конечно, и другие способы -- геологическое бурение,
например, но процесс этот довольно дорогой>>.

Одна их основных проблем города -- это снег на крышах, к уборке которого в последние
годы относятся крайне халатно.
Безусловно, к трагедиям приводит не только это, но нельзя отрицать, что каждую
зиму из-за неубранного снега деформируются
и проседают крыши.

<<Ещё одна опасность -- перепланировка домов, -- продолжает Вадим. -- Как правило,
проследить за этим невозможно, а в
результате дома становятся крайне неустойчивыми -- прерываются фундаменты зданий,
за счёт надстройки увеличивается тяжесть
конструкции сверху. Ещё довольно популярно сегодня -- делать сплошными нижние
этажи, полностью убирая перекрытия. И вот все
эти факторы в совокупности также могут привести к трагедии. Поэтому нужно проводить
не одну, а несколько тотальных
проверок.

Прежде всего проверять нужно покрытия больших площадей, как, например, <<Олимпийский>>,
и вообще всё, что старше 30 лет.
Особенно если эти объекты находятся возле строек>>.

Кстати, о стройках нужно сказать отдельно. В новых зданиях порой уже через год
появляются трещины, только люди их не
замечают, потому что щели проходят между углами, на стыках. А провести проверку
таких зданий попросту невозможно -- чоповцы
не пускают экспертов на такие объекты, не считаясь ни с какой экспертизой. Теперь
становится понятно, почему аварийных
зданий в Москве намного больше, чем 135... Кстати, в список популярных строений
не попало здание Консерватории, а между
тем оно проседает в двух местах -- это хорошо видно, если зайти со двора.

<<Вот что любопытно: мы не так давно были на Бауманской, осматривали близлежащие
здания, -- продолжает Вадим, -- так вот,
пять или шесть строений были в трещинах! Мы ещё тогда думали, как это может сказаться
на самом рынке, который, кстати,
тоже начинал трескаться...>>

В старом здании бассейна тоже протекает крыша
И напоследок мы решили проверить ещё одно потенциально опасное место -- Дворец
пионеров на Миусской площади. Пристройка к
зданию -- это детский бассейн. Ежедневно там бывают до 100 человек. По словам
диггера, опасность для бассейна была
установлена ещё в прошлом году, однако, говорят, сейчас там сделали ремонт...

Чтобы увидеть всё собственными глазами, отправляюсь на Миусскую площадь. Внутри
Дворца пионеров действительно всё
изменилось с тех пор, как я был там в последний раз. Отделка, что и говорить,
идеальная. На мою просьбу поговорить с
кем-нибудь из руководства охранник реагирует насторожённо, однако всё же объясняет
мне, как найти директора школы плавания.

Узнав причину моего прихода, меня тут же заверяют, что в бассейне совсем недавно
был ремонт, и даже показывают толстую
папку с документами. И всё-таки я настаиваю, чтобы меня провели внутрь. Попадаю
как раз на тренировку, в воде малыши лет
4--5. Отделка выглядит действительно безупречно -- новенькая плитка, свежие стены.
Несущие балки под потолком, похоже, тоже
покрашены, поэтому на глаз определить их состояние не удаётся. <<А это что за
трещина под потолком?>> -- спрашиваю. <<Ничего
страшного, так и должно быть -- это же как раз стык плит, -- заверяет меня директор.
-- С крышей у нас тоже проблем нет,
регулярно чистим снег, хоть у нас и мягкая кровля, которая не очень для этого
предназначена>>.

В середине потолка ржавые потёки, очевидно, от талого снега. Тут же вспоминается,
что на Басманном тоже была мягкая
кровля и тоже, по словам очевидцев, текла крыша...

После разговора с директором мне посчастливилось застать на месте хозяйственника,
который оказался куда разговорчивее:
<<Да, была у нас проверка недавно. Но основные претензии у них были не к самому
зданию, а к пристройке, где бассейн. Вы
ведь поймите, бассейн -- агрессивная среда, тут тебе и хлорка, и высокая влажность,
а зданию уже 50 лет...>>

Конечно, с уверенностью говорить о потенциальной опасности для того или иного
здания нельзя, однако, по словам Вадима
Михайлова, у диггеров есть вопросы не только по бассейну на Миусской площади,
но и по многим другим зданиям в Москве.
И.Сотников

Вадим Михайлов и руководство Центральным штабом диггеров выражают благодарность
за данную публикацию коллективу
"Версии"
"ДИГГПРЕСС"
www.leviy.ru