Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Юридический и экономический консалтинг, тренинги-1CONC.RU


Дата выпуска 08.11.2006 No1 ООО <<1-й консалтинговый центр>> (C) Департамент Консалтинга http://1conc.ru/

 

Добрый день!

Сегодня мы рады предложить Вам еще одну полезную статью.

Мы будем благодарны Вам, если Вы сообщите нам о каких-то других темах, которые необходимо отразить в следующих рассылках,

пишите на адрес: info@1conc.ru.

Лицензирование отдельных видов деятельности, являясь формой государственного регулирования, ограничивает количество субъектов, занимающихся тем или иным видом деятельности, а также определяет условия и требования его осуществления. Поэтому допущенные в организации работы по лицензированию просчеты могут привести к большим экономическим и социальным издержкам, создавая препятствия на пути становления частного бизнеса и вхождения в рынок новых предпринимательских структур.

С позиции государственных интересов, такой инструмент как лицензирование должен, с одной стороны, обеспечить защиту прав граждан от недобросовестного предпринимателя, в тех случаях, когда данный вид деятельности требует соблюдения условий его ведения, а с другой - не служить препятствием для развития предпринимательства, искусственно ограничивая рынки, процедурно и финансово усложняя получение лицензии.

В зарубежной практике регулирование хозяйственной деятельности лицензионной право разработано с достаточной степенью детализации, действует на основаниях и в условиях, заданных правовыми нормами. При этом активно задействованы системы сертификации и стандартизации. В российском законодательстве первое упоминание о лицензировании встречается в Законе РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 25.12.90 г., где предусматривалась лишь возможность государственного регулирования предпринимательской деятельности путем лицензирования отдельных ее видов , однако не был зафиксирован даже их перечень. Складывавшаяся практика лицензирования отдельных видов деятельности имела ряд серьезных недостатков, обусловливающих необходимость введения единых норм правового обеспечения. Принимаемые по инициативе федеральных министерств и ведомств правительственные постановления о введении лицензирования отдельных видов деятельности часто не предусматривали правовые нормы, детально регламентирующие процесс лицензирования, что позволяло трактовать эти постановления с позиции ведомственных интересов. Это касается, прежде всего, лицензионных требований, условий прекращения или приостановления действия лицензии, размера и порядка взимания лицензионного сбора и использования поступающих средств, сроков действия лицензии и ответственности органа, выдавшего лицензию. Поэтому было необходимо на уровне государства разграничить полномочия лицензирующих органов, обозначить общие критерии и лицензионные требования к процессу лицензирования в России. Первой попыткой было принятие Постановления Правительства Российской Федерации N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 24 декабря 1994 года, таким образом,  был сделан первый шаг на пути пресечения административного произвола на федеральном, региональном и местном уровнях. Далее была попытка разработки Закона,  регулирующего отношения в сфере лицензирования.

В сентябре 1996 года Правительство РФ внесло в Государственную Думу проект закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". В октябре того же года Государственная Дума рассмотрела проект в первом чтении и направила его на доработку. Проект Закона активно обсуждался органами законодательной и представительной власти субъектов Федерации и к концу 1996 года в Думу поступило более 300 поправок, однако, большинство из них не было учтено. Игнорирование интересов и законных прав субъектов Российской Федерации явилось одной из основных причин того, что представленный в Государственную Думу проект Федерального закона носил сугубо ведомственный характер, а ряд его положений нарушал нормы Конституции Российской Федерации и Договора о разграничении полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Законопроект грешил также откровенными недоработками в части, касающейся ответственности юридических и физических лиц за осуществлением деятельности без лицензии, а также за нарушение лицензионных условий и требований. Тем не менее, в сентябре 1998 года Закон Российской Федерации "О лицензировании отдельных видов деятельности" был принят Государственной Думой Российской Федерации и вступил в силу 3 октября 1998 года. Оценивая закон в целом, следует четко сказать, что это не новая редакция правительственного проекта, а совершенно новый правовой акт, в котором, правда, использованы отдельные текстовые элементы предыдущего. По моему мнению, Закон Российской Федерации "О лицензировании отдельных видов деятельности" (N 158-ФЗ от 25.09.98 г.) является шагом назад в области лицензирования отдельных видов деятельности. На практике Закон показал себя несостоятельным, так как по ходу лицензирования стали возникать  вопросы по  порядку лицензирования на территории Российской Федерации, органам лицензирования, разграничению полномочий, ответственности.

 С 10 февраля 2002 года вступил в силу новый Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ, который устанавливает новый перечень лицензируемых видов деятельности, а также вводит более упорядоченный и упрощенный порядок лицензирования на территории Российской Федерации, из сферы лицензирования исключены те виды деятельности,  государственное регулирование которых в полной мере может и должно осуществляться государственными контрольными и надзорными органами в силу функциональных обязанностей другими методами, в том числе применением государственных норм, государственных стандартов, сертификации, деклараций о соответствии, аккредитации, применением санитарных, строительных и иных правил и норм. Этот Закон успешно действует уже более семи лет, в него вносятся изменения, но целом он соответствует реалиям современного мира и общества.

 Особенно я хотел бы выделить лицензирование в сфере образования, так как в последнее время стало возникать множество вопросов по поводу возможности открытия образовательных учреждений и проведению процесса обучения в этих учреждениях. Ситуация же  вокруг системы дополнительного образования стоит наиболее остро, особенно в период мирового кризиса, когда многие пытаются реализовать себя в разных направлениях и отраслях, пытаются получить дополнительные знания и навыки, а также подтвердить их сертификатами и свидетельствами. Соответственно относительно спроса растет и предложение на эти услуги, открывается много организаций, осуществляющих обучение, развивается вместе с этим  и процесс лицензирования. Я хочу остановиться на некоторых наиболее значимых моментах и вопросах лицензирования образовательной деятельности, а именно:

1.       Кто может осуществлять образовательную деятельность?

2.       Какие требования предъявляются к соискателям лицензии?

3.       Чем необходимо руководствоваться при выборе учебного учреждения?   

В настоящее время, увеличивается спрос на открытие образовательных учреждений и долго можно спорить о том, кто из юридических лиц в гражданском обороте может заниматься образовательной деятельностью и осуществлять обучение по тем или иным дисциплинам в образовательных учреждениях.

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии Законом РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» и нормами международного права. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней. Под получением гражданином образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. Закон РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» дает четкие критерии системы образования в Российской Федерации.

Система образования представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно – правовых форм, типов и видов, органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций, объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

Образовательной деятельностью могут заниматься все организационно-правовые формы, которые предусматривает Гражданский кодекс Российской Федерации. В тоже время, можно увидеть определенное противоречие данному положению в существующем на сегодняшний момент законодательстве. Пункт 1. статьи 11.1. Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании», говорит нам о том, что государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций. Гражданский кодекс РФ дает четкое определение понятия некоммерческой организации, в том числе и ее форм. Пункт 1 статьи 50 ГК РФ, говорит о том, что некоммерческими организациями являются организации, не имеющие в качестве основной цели извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Пункт 3 этой же статьи говорит о том, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных ФЗ от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и иным действующим законодательством. Пункт 2 статьи 2 ФЗ от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определяет направление деятельности и цели для которых может быть создана некоммерческая организация. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

В соответствии с данным положением закона для осуществления образовательной деятельности можно использовать любую из форм некоммерческой организации и проблем при государственной регистрации этого юридического лица возникнуть не должно, хотя на практике можно столкнуться с интересными казусами, о них более подробно чуть позже. Соответственно, на основании вышеизложенного, вопрос может возникнуть о правильности выбора организационно-правовой формы юридического лица, которое планирует осуществлять образовательную деятельность.

При более подробном изучении всех видов организационно-правовых форм некоммерческих организаций можно точно выделить три формы, которые оптимально подходят для государственной регистрации образовательной организации:

1. ФОНД. Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (Статья 7 ФЗ от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» )

2. АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ. Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг (Статья 10 ФЗ от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

3. ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ. Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (Статья 9 ФЗ от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Статья 12 Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» вводит новое понятие, не встречающееся ранее в законодательстве, это ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юридическим лицом.

Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)). Федеральное государственное образовательное учреждение - образовательное учреждение, находящееся в федеральной собственности и финансируемое за счет средств федерального бюджета. Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения, на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

 Из всего вышеперечисленного выше можно сделать вывод, что образовательное учреждение по своей юридической природе, призвано осуществлять образовательный процесс, реализуя при этом одну или несколько учебных программ, т.е. оно призвано удовлетворять духовные и иные нематериальные потребности граждан.  Гражданское законодательство определяет, что некоммерческая организация не преследует в качестве основной цели получение прибыли и распределение ее между участниками, вырученные средства используются только для достижения уставных целей.
Некоммерческие же организации, создаются для достижения социальных, культурных, образовательных и иных целей.

Право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии. Порядок выдачи лицензий определен Положением «О лицензировании образовательной деятельности»,  утвержденным Правительством РФ 18 октября 2000 г. N 796.Филиал образовательного учреждения также должен получить лицензию, поскольку предоставление филиалом образовательных услуг на основании лицензии, выданной основному образовательному учреждению, Положением не предусмотрено, кроме того, в Положение четко отражено требование к филиалу о получении отдельной лицензии. Так же, филиал следует отличать от представительства образовательного учреждения, поскольку, представительство является обособленным подразделением юридического лица, созданным для представления его интересов и осуществления защиты. Располагается оно вне места нахождения юридического лица. Представительство действует на основании положения, утвержденного юридическим лицом, и должно быть упомянуто в учредительных документах создавшего его юридического лица.
Исходя из сказанного, следует прийти к выводу о том, что представительство образовательного учреждения не вправе осуществлять образовательную деятельность. Зато оно может, например, информировать граждан о перечне преподаваемых дисциплин, об условиях приема, принимать контрольные работы от студентов для последующей отправки в основное образовательное учреждение или филиал и т.п. Представительство заключает договоры с преподавателями на проведение занятий от имени и по поручению основного образовательного учреждения или филиала, но оно не должно на своей территории проводить прием экзаменов, зачетов. По поручению основной организации или филиала для указанных целей оно арендует соответствующее приспособленное помещение.

Требованиями ,предъявляемыми к соискателю лицензии являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или ином законном основании помещений для образовательного процесса;

б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) квалифицированных работников, осуществляющих лицензируемую деятельность;

г) соблюдение лицензиатом требований  органов государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и Государственной противопожарной службы,
 предъявляемых в соответствии с законодательством;

д) наличие образовательных программ и материально-технической базы.

е) прозрачность деятельности учебной организации, соблюдение законности.


Для получения лицензии необходимо сдать в лицензирующий орган необходимые документы, а именно:
 1. Заявление учредителя (бланк заявления утвержден Приказом Минобразования) .
Образовательное учреждение профессионального образования дополнительно представляет; выписку из решения ученого (педагогического) совета о возможности организации подготовки по основным и дополнительным программам профессионального образования, заявленным к лицензированию.
Учреждение профессионального религиозного образования (духовное образовательное учреждение) и образовательное учреждение религиозной организации (объединения) - представление руководства соответствующей концессии.
2. Нотариально заверенные копии учредительных документов:
            1. устава 
            2. свидетельства о регистрации в налоговом органе 
            3. свидетельства о внесении записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц
            4. коды статистики
Филиал образовательного учреждения дополнительно представляет:
            1. сведения о регистрации филиала по фактическому адресу,
            2. копии решения о создании филиала
            3. утвержденное в установленном порядке положения о филиале.
Организация, имеющая образовательное подразделение, ведущее профессиональную подготовку, дополнительно представляет копию утвержденного в установленном порядке положения о подразделении.
3. Сведения о структуре соискателя лицензии, укомплектованности штатов, предполагаемой численности обучающихся, воспитанников, сведения о наличии необходимых для организации образовательного процесса:
            1. зданий и помещений,
            2. объектов физической культуры и спорта;
            3. общежитий;
           4. об обеспечении обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием; 
            5. обеспечение необходимой учебно-материальной базой.
Данные сведения должны быть подтверждены; договорами аренды или иными договора, предусмотренными действующим законодательством: договорами оказания услуг: свидетельствами о собственности или выпиской о наличии на балансе Организации необходимого имущества.
Необходимо учитывать, что договора должны быть заключены с четким соблюдением норм и требованием законодательства, обеспечивать соответствие соискателя лицензии требованием указанного выше пункта в течение всего срока действия лицензии (лицензия выдается сроком не менее чем на три года, но не более срока действия договора аренды помещения).
4. Заключения органов государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и Государственной противопожарной службы.
Данные заключения предоставляются в виде нотариально заверенных копии и служат подтверждением пригодности используемых зданий и помещений для осуществления образовательного процесса.
5. Перечень дисциплин, входящих в каждую заявленную образовательную программу, с указанием объемов учебной нагрузки (для учреждений профессионального образования - аудиторной и внеаудиторной) по этим дисциплинам.
Действующим законодательством определенные стандарты учебного процесса, которыми необходимо четко руководствоваться при разработке того или иного учебного плана.
6. Сведения об обеспеченности учебной литературой и материально-техническом оснащении.
Данные сведения должны быть предоставлены в четком соответствии с учебным процессом. Вся учебная литература и материально-техническая база, используемая в процессе обучения, должна быть доступна учащимся и иметься в наличии у соискателя лицензии.
7. Сведения о педагогах, их квалификации и условиях, на которых они привлекаются к трудовой деятельности, данные о научных руководителях.
Данный пункт подразумевает под собой предоставление в лицензионный орган сведений о наличии в штате Организации достаточного количества специалистов, осуществляющих преподавательскую деятельность по заявленным лицензиатам учебным программам. Квалификация сотрудников подтверждается копией диплома об образовании (нотариально заверенной), а так же нотариально заверенной копией трудовой книжки. Кроме того, для осуществления деятельности по высшему образованию, необходимо наличие в штате Организации профессорского состава. При предоставлении сведений о штатной численности следует руководствоваться количеством заявляемых учебных дисциплин и программ, их схожестью, опытом работы и квалификацией.

Решение выдать лицензию принимается на основании заключения экспертной комиссии. По заявлению учредителя эту комиссию создает государственный орган управления образованием или уполномоченный законодательством субъекта РФ орган местного самоуправления. Но обратите внимание: членами комиссии не могут быть лица, которые заключили трудовые или гражданско-правовые договоры с соискателем лицензии. Комиссия работает в течение месяца. Она устанавливает, соответствуют ли условия, предлагаемые соискателем лицензии, государственным и местным строительным нормам и правилам, санитарным и гигиеническим нормам, охране здоровья обучающихся, воспитанников и работников. Оборудованы ли учебные помещения, достаточно ли оснащен учебный процесс, укомплектован ли штат и каков образовательный ценз педагогов.  Срок рассмотрения заявления  не может превышать 20 дней со дня регистрации и срок проведения экспертизы - 30 дней с момента создания комиссии. Отказать в лицензии вам могут в двух случаях:
1. В документах, представленных на экспертизу, недостоверная или искаженная информация.
2. Экспертная комиссия придет к выводу, что ваши условия обучения не соответствуют государственным требованиям и их среднестатистическим показателям для территории, на которой зарегистрирован лицензиат.
Уведомление об отказе составляется в письменной форме. Оно направляется соискателю не позднее чем через три дня после принятия решения. В уведомлении должны быть ОБЯЗАТЕЛЬНО причины отказа в выдаче лицензии. Если вы не согласны с этим решением, считаете его незаконным и необоснованным, то лицензиат вправе обратиться в суд и обжаловать его.  

 Теперь посмотрим на процесс образования со стороны потребителя услуг. Часто у желающих обучаться встает вопрос: «
чем необходимо руководствоваться при выборе учебного учреждения?», так как  на рынке образовательных услуг большое количество учебных центров и школ дополнительного образования и очень не просто сделать свой выбор.

Выбор соответствующего учебного заведения определяет ваша цель и возможности, а также нередко удобство его расположения. Прежде чем записываться в учебную группу, побеседуйте с официальными представителями центра. Что они могут предложить? Если ответ по каким-то причинам не устраивает, возможно, стоит поискать другой учебный центр.

Следующие вопросы помогут сделать правильный выбор:

Как давно учебный центр занимается преподаванием, много ли слушателей прошло обучение за время работы центра?

Каков процент успешной сдачи экзаменов среди выпускников данного учебного центра?

Может ли учебный центр представить список выпускников, которые были бы готовы дать отзыв о качестве работы центра?

Используются ли учебные планы, разработанные независимыми организациями, и чем это вызвано?

Какие типы компьютеров и аппаратного обеспечения используются для обучения?

Сколько студентов в учебной группе?

Много ли обучавшихся в центре студентов возвращается в него для прохождения дополнительных курсов?

Какие гарантии качества и возврата денег предоставляет учебный центр?

 Также ознакомьтесь с разрешительной документацией центра ( лицензия, аккредитация, сертификаты), узнайте побольше о квалификации преподавателей. Если все требования Вам подходят, то смело отправляйтесь в учебный класс и постигайте новое. 

 

 

Наш электронный адрес: info@1conc.ru, corp@1conc.ru

Тел/Факс: (812) 337-23-54, 493-33-46,
                                                                                                                                         640-17-37, 712-35-14, 716-03-1 Главная тема ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ОТ НЕДРУЖЕСТВЕННЫХ ПОГЛОЩЕНИЙ На сегодняшний день .....

В избранное