Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Арбитражный Практик

  Все выпуски  

С 1 января 2004 года введена в действие глава 30 Налогового кодекса РФ "О налоге на имущество организаций". Однако, как известно, налоговые проверки могут проводиться за 2001-2003 гг., поэтому вопросы по Федеральному закону "О налоге на имущество предприятий" всё ещё остаются актуальными.


Информационный Канал Subscribe.Ru


БАЛАНС

 

  Возможность получать подобна океану. Проблема состоит в том, что большинство людей подходит к этому океану возможностей с чайной ложкой.

КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ ГРУППА

630007, г. Новосибирск, ул. Сибревкома, 2 офис 600 тел./факс: +7 (3832) 23-59-41, 23-63-66, 23-35-91 e-mail: info@balans.ru, http//www.balans.ru

Джим Рон

Арбитражный практик N 4

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА НАШЕ МНЕНИЕ
Проблемная ситуация:Юридическое лицо является собственником объектов жилищно-коммунальной сферы. Правомерно ли применение льготы по налогу на имущество, установленной пунктом "а" статьи 5 Федерального закона "О налоге на имущество предприятий" (в период до 31 декабря 2003 года) в отношении указанного имущества, если оно сдаётся в аренду для использования в целях, не связанных с жилищно-коммунальной сферой?

Налогоплательщик считает...

Налоговая считает...

     
  Начисление налога на имущество неправомерно, т.к. имущество, находящееся на балансе, относится к объектам жилищно-коммунальной сферы, и согласно статьи 5 Федерального закона "О налоге на имущество предприятий" полностью освобождается от обложения налогом на имущество.  
     
     
  Льгота по налогу на имущество, установленная в пункте "а" статьи  5 Федерального закона "О налоге на имущество предприятий" при сдаче жилого помещения в аренду не может быть предоставлена, поскольку налогоплательщик не представил доказательств, свидетельствующих о том, что находящееся на его балансе имущество использовалось по целевому назначению, то есть в качестве объекта жилищного фонда.  
     

Мнение суда

     
 
В пользу налоговой. - Тот факт, что жилые дома, некоторые помещения из которых сдаются в аренду как нежилые, числятся как единый объект, то есть не разделены на жилой и нежилой фонды (по данным аналитического учёта налогоплательщика и бюро технической инвентаризации), не является основанием для применения льготы по налогу на имущество в отношении сдаваемых в аренду помещений. [6] 
- Согласно статье 4 Жилищного кодекса РСФСР находящиеся на территории РФ жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд. В жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых и иных нужд непромышенного характера. Кроме того, пунктом 3 статьи 1 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" определено, что жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы - приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные помещения. Таким образом, встроенные нежилые помещения не относятся к объектам жилищного фонда и поскольку они использовались арендаторами в целях, не связанных с жилищно-коммунальной и социально-культурной сферой, подлежат налогообложению на общих основаниях. [2]
 
     
     
 
В пользу налогоплательщика. - Право на использование льготы, установленной статьёй 5 Закона "О налоге на имущество предприятий" поставлено в зависимость лишь от факта нахождения на балансе предприятия объектов жилищно-коммунальной сферы. [3] Факт сдачи помещений общежитий в аренду для размещения в них офисов и складских помещений не изменяет статус зданий общежитий как объектов жилищно-коммунальной сферы [6]. Кроме того, законодатель впрямую не связывает применение указанной льготы с целевым использованием имущества, поскольку в указанном Законе не установлены условия, при которых балансодержатель не имел бы права применять названную льготу, имея на балансе эти объекты [5, 8].
 
     

Наше мнение:
Действительно, из буквального смысла пункта "а" статьи 5 Федерального закона "О налоге на имущество предприятий" вытекают два условия предоставления права использования установленной льготы: принадлежность имущества к объектам жилищно-коммунальной или социально-культурной сферы и нахождение имущества полностью либо частично на балансе налогоплательщика. Условий, при которых указанная льгота не может быть предоставлена, законодателем не установлено. В этом смысле мы согласны с мнением арбитражного суда округа в пользу налогоплательщика.
Тем не менее, стоит подробно остановиться на условии принадлежности имущества к объектам жилищно-коммунальной сферы. Помимо норм пункта 3 статьи 1 Федерального закона "Об основах жилищной политики", статей 8 и 9 Жилищного кодекса, определяющих состав жилищного фонда и порядок вывода из жилищного фонда пригодных для проживания помещений, необходимо также учитывать рекомендации Министерства РФ по налогам и сборам, данные ею в пункте 6 Инструкции ? 33 от 8 июня 1995 года "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий". В указанной инструкции МНС РФ привело перечень объектов, относящихся к жилищно-коммунальной сфере. Анализ указанных норм в совокупности позволяет сделать вывод, что для решения вопроса о статусе конкретных помещений необходимо не только руководствоваться нормами жилищного законодательства, определяя их принадлежность к жилищной сфере, но и проверить принадлежность объекта к коммунальной сфере, руководствуясь, нормами законодательства о коммунальном хозяйстве и приведённой инструкцией МНС РФ. Если будет выявлено, что имущество действительно по своим свойствам является объектом жилищной или коммунальной сферы, то далее можно будет с полной уверенностью отстаивать в суде мнение о том, что его использование не по его первоначальному назначению не может препятствовать применению льготы по налогу на имущество, установленной пунктом "а" статьи 5 Федерального закона "О налоге на имущество предприятий", т.к. законодатель не ставит никаких иных условий предоставления указанной льготы, кроме как принадлежность имущества к указанной сфере и его нахождение на балансе предприятия.
Рассматриваемая норма статьи 5 Федерального закона "О налоге на имущество предприятий" устанавливает льготу также и в отношении объектов социально-культурной сферы, поэтому обратим внимание и на этот момент. Для решения вопроса о применении льготы в отношении имущества, относящегося к объектам социально-культурной сферы, на наш взгляд,  необходимо также руководствоваться рекомендациями МНС РФ, изложенными в указанной инструкции. Мы также считаем, что нецелевое использование объектов, изначально по своим свойствам относящихся к социально-культурной сфере, не препятствует применению рассматриваемой льготы, так как законодатель условием предоставления льготы не ставит целевое использование такого имущества.

Нормативные акты:
Федеральный закон "О налоге на имущество предприятий" от 13 декабря 1991 г. N 2030-1.

Статья 5, пункт "а":
Стоимость имущества предприятия , исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика.  

Жилищный кодекс РСФСР от 24.06.1983 г.

 

Статья 4. Жилищный фонд.
Находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд.
В жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера.

Статья 8. Исключение из жилищного фонда жилых домов и жилых помещений.
Периодически, в сроки, устанавливаемые Советом Министров РСФСР, производится обследование состояния жилых домов государственного и общественного жилищного фонда. Непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других целях либо такие дома сносятся по решению Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, исполнительного комитета Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Проведение обследования состояния домов и жилых помещений, а также признание их непригодными для проживания производятся в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.

Статья 9. Перевод жилых домов и жилых помещений в нежилые.
Перевод пригодных для проживания жилых домов и жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда в нежилые, как правило, не допускается. В исключительных случаях перевод жилых домов и жилых помещений в нежилые может осуществляться по решению органов, указанных в статье 8 настоящего Кодекса.
Перевод жилых домов и жилых помещений ведомственного и общественного жилищного фонда в нежилые производится по предложениям соответствующих министерств, государственных комитетов, ведомств и центральных органов общественных организаций.
Перевод жилых домов и жилых помещений, принадлежащих колхозам, в нежилые осуществляется по решению общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных.

Закон Российской Федерации от 24.12.1992 г.  N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики".

 

Абзац 3 статьи 1: Жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, жилые помещения из фонда жилья для временного поселения граждан, утративших жилье в результате обращения взыскания на жилое помещение, которое приобретено за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилья, и заложено в обеспечение возврата кредита или целевого займа, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Инструкция ГНС России N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" от 08.06.1995 г.

 

Подпункт "а" пункта 6. 
При применении данной льготы согласно Классификатору отраслей народного хозяйства N 1-75-018 (переиздание 1987 года Общесоюзного классификатора "Отрасли народного хозяйства" с изменениями 9 - 17, утвержденными Госстандартом СССР в 1987 - 1991 годах и Госстандартом России 1992 - 1994 годах, г.Москва, ВЦ Госкомстат России, 1994 год) к объектам соответствующей сферы следует относить:
объекты жилищно-коммунальной сферы:
жилой фонд; гостиницы (без туристических); дома и общежития для приезжих; коммунальное хозяйство - объекты внешнего благоустройства, улично-дорожная сеть; искусственные сооружения; объекты инженерной защиты города; зеленые насаждения общего пользования; уличное освещение; сооружения санитарной уборки городов; здания и подсобные сооружения дорожно-мостового, зеленого хозяйства и инженерной защиты городов; сооружения и оборудование пляжей и переправ; элементы простейшего водоснабжения; объекты коммунального и бытового водоснабжения; очистные сооружения водопровода и канализации со всем оборудованием, механизмами, арматурой и емкостями, все виды водозаборных сооружений, артезианские скважины, сети водопровода и канализации с сооружениями на них, насосные и воздуходувные станции, водонапорные башни; объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения и для коммунально-бытовых нужд; районные и другие тепловые сети; районные и другие котельные; участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства;
объекты социально-культурной сферы:
объекты культуры и искусства, образования, физкультуры и спорта, здравоохранения, социального обеспечения и непроизводственных видов бытового обслуживания населения.
Под балансовой стоимостью объекта следует понимать стоимость его имущества по статьям актива баланса, отражающим объект налогообложения.

Использованная судебная практика.

  1. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 апреля 2000 года по делу N Ф08-0763/2000.
  2. Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 сентября 2000 года по делу N А29-611/00А.
  3. Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 декабря 2000 года по делу N А29-2786/00А.
  4. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 февраля 2001 года по делу N Ф08-297/2001-93А.
  5. Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 сентября 2001 года по делу N А29-7601/00А.
  6. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 октября 2001 года по делу N А56-12951/01.
  7. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 ноября 2001 года по делу N А44-1178/01-С9-к.
  8. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 февраля 2002 года по делу N А05-1831/01-137/14.
Уважаемые читатели Арбитражного практика!
Мы хотели бы отражать не только вопросы, интересующие нас, но и, что важнее, быть ближе к вам, чтобы Арбитражный практик был полезен своим читателям, отвечал их запросам. Поэтому нам было бы приятно получать вашу обратную связь. Если в вашей практике появился спорный вопрос по налоговому законодательству, и у вас есть желание увидеть мнения федеральных арбитражных судов по нему, пожалуйста, присылайте свои предложения! Вы можете выслать ваш вопрос на нашу электронную почту: info@balans.ru, либо заполнить нашу
форму.

 С уважением,

АРБИТРАЖНЫЙ ПРАКТИК

info@balans.ru

Архив выпусков Арбитражного практика

Архив статей по налоговому праву

Порекомендуйте наши рассыли коллеге

Рассылки Subscribe.Ru
Налоговый практик
Арбитражный Практик


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное