Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Журнал "Банковское обозрение"

  Все выпуски  

Всё для банка. Банковское кредитование 3/2006


Банковское кредитование

Вышел в свет №3/2006

Уважаемые читатели!

Мы рады вновь приветствовать вас на страницах журнала «Банковское кредитование». Отзывы читателей, поступившие в адрес редакции с момента выхода прошлого номера, свидетельствуют о большом интересе специалистов к нашему изданию. Мы искренне надеемся, что этот номер также будет полезен в вашей работе.

Всем специалистам, интересующимся рынком кредитования малого и сред-него бизнеса, советуем обратить особое внимание на статью М.Ю. Сорокина. В ней, в частности, представлена скоринговая модель Fair Isaac Credit Organization (FICO), которая используется ведущими кредитными бюро США — Experian, Trans Union и Equifax — для определения кредитного рейтинга заемщика.

В рубрике «Кредитные продукты и схемы» мы представляем статью Э.В. Мальцева, начальника управления розничного бизнеса КБ «Северный морской путь». Она посвящена методическим аспектам организации рефинансирования ипотечного кредитования. Автор анализирует структуру рисков в системе «Оператор рефинансирования — первичный кредитор — сервисный агент», обосновывает критерии принятия банком решения о работе в качестве первичного кредитора. Э.В. Мальцев предлагает свою методику, которая позволяет сбалансировать риски и распределение доходов между оператором рефинансирования и банком.

Авторы статьи «Управление рисками при розничном кредитовании» — А.Б. Чернобыльская, заместитель директора направления «Розничное обслуживание» компании «Диасофт», и Д.И. Вороненко, вице-президент компании Scorto, — в рубрике «Кредитный процесс» обобщают свой практический опыт использования современных технологических решений для управления рисками невозвратов и операционными рисками, рассматривают пример бизнес-процесса работы банка по кредитной заявке, выявляют наиболее типичные ошибки при выборе и внедрении скоринговых решений.

В рубрике «Технологии и информационное обеспечение» мы поместили статью «Автоматизация банковских гарантий». Актуальность темы обуслов-лена увеличением спроса на такую услугу, как предоставление гарантий и контргарантий, со стороны малого и среднего бизнеса. В свою очередь многие кредитные организации активно развивают это направление. Учитывая рост числа подобных операций, необходимо ускорить формальные процессы ведения договоров и наладить их автоматический контроль в соответствии с бизнес-правилами предоставления гарантий. Любой сотрудник кредитного подразделения согласится, что удобнее иметь в своем арсенале единое программное обеспечение, автоматизирующее выполнение и учет как операций по кредитованию, так и по выдаче гарантий. Автор статьи — руководитель проекта Департамента RS-Bank V.6 компании «R-Style Softlab» Ирина Мустафинова — подробно раскрывает функциональные возможности программного комплекса RS-Loans V.6, позволяющие предоставлять комплексные услуги кредитования юридическим лицам.

Желаем вам успехов в вашей профессиональной деятельности.

Инна Гусева,
главный редактор

Автоматизация банковских гарантий

И.Ф. Мустафинова
компания «R-Style Softlab», руководитель проекта Департамента RS-Bank V.6
До недавнего времени предоставление банковских гарантий осуществляли лишь наиболее крупные кредитные учреждения, причем в основном в отношении VIP-клиентов, использующих банковские гарантии при международных расчетах и при получении международных кредитов, — а средний и малый бизнес оставался вне сферы их деятельности. В сегодняшних условиях развития малого и среднего бизнеса спрос со стороны его представителей на эту банковскую услугу заметно растет. В свою очередь кредитные организации, стремясь максимально удовлетворить потребности клиентов, оперативно реагируют на конъюнктурные изменения рынка. В частности, активно развивают такое направление банковской деятельности, как предоставление гарантий и контргарантий.


Учитывая рост числа подобных операций, автоматизация гарантийных операций в банке позволяет ускорить формальные процессы ведения договоров и наладить их автоматический контроль в соответствии с бизнес-правилами предоставления гарантий. Сокращение сроков регламентного сопровождения гарантий дает возможность сотрудникам банка больше времени уделять непосредственной работе с клиентами, в результате чего снижаются банковские риски и увеличивается объем доходов, получаемых по гарантийным операциям.

Компания «R-Style Softlab» на базе программного комплекса RS-Loans V.6 автоматизировала процесс предоставления банковских гарантий в рамках отдельного функционального блока, включающего все основные операции этого вида банковской деятельности.

Что такое банковская гарантия

Банковская гарантия — это письменное обязательство, предоставляемое банком (гарантом) по просьбе его клиента (принципала), по выплате контрагенту принципала (бенефициару) денежной суммы в соответствии с условиями выданного гарантом обязательства по представлении бенефициаром письменного требования о платеже в случае невыполнения принципалом договорного обязательства. Банки выпускают в основном два вида гарантий: платежные и договорные. Первые — это гарантии в обеспечение исполнения платежных обязательств покупателей (принципалов) перед продавцами (бенефициарами). Договорными являются гарантии в обеспечение исполнения обязательств продавцов или подрядчиков (принципалов) перед покупателями или заказчиками (бенефициарами). Такие гарантии могут быть: тендерными, возврата аванса, надлежащего исполнения контракта, в пользу различных государственных органов и др.

Отдельно отметим такой вид банковских гарантий, как контргарантия. В отличие от схемы выдачи прямых гарантий, в которой участвуют три стороны («принципал — банк-гарант — бенефициар»), схема с использованием контргарантий предполагает участие в сделке четырех сторон («принципал — инструктирующий банк — банк-гарант — бенефициар»).

Контргарантия (или опосредованная, или косвенная гарантия) выдается инструктирующим банком по заявке клиента-принципала в пользу банка-контрагента. В ней содержится просьба (инструкция) предоставить за клиента-принципала гарантию в пользу бенефициара с обязательством уплаты банку-контрагенту в соответствии с условиями контргарантии денежной суммы по получении письменного требования платежа.

Причины, по которым у клиентов банка возникает необходимость в получении банковских гарантий, могут быть разными. Гарантия банка востребована, во-первых, потому, что не выводит из обращения денежные ресурсы клиента. Она дает ему реальную возможность получить от контр-агента товарный кредит, в качестве обеспечения которого выступает банковская гарантия. Во-вторых, оплата суммы по контракту за предоставление товаров и(или) услуг может осуществляться с отсрочкой на период, в течение которого действует гарантия. В-третьих, плата за гарантию, как правило, ниже платы по кредиту. Контргарантия обычно используется в тех случаях, когда клиент банка должен в соответствии с заключенным соглашением или договором предоставить своему контрагенту в качестве обеспечения выполнения обязательств перед ним банковскую гарантию, эмитированную другим банком.

Выданная гарантия (контргарантия) — это условное обязательство банка-гаранта, которое учитывается на внебалансовых счетах. В то же время выпуск банковской гарантии — операция с элементами кредитного риска, поскольку при невыполнении принципалом обязательств перед бенефициаром за него это делает банк-гарант (по требованию, выставленному в рамках гарантии).

Практика показывает, что сегодня операции по предоставлению клиентам гарантий чаще всего возложены на кредитующие под-разделения банков, а гарантия рассматривается банками как кредитный ресурс, предоставленный клиенту. Помимо выдачи кредитов, сотрудники этих подразделений выполняют работу и по гарантийным операциям: рассматривают заявки на предостав-ление гарантии, осуществляют выдачу гарантии и ее сопровождение. Если банк оплачивает гарантию, у клиента-принципала возникает перед ним задолженность в размере выплаченной суммы. Тогда выполняются операции, аналогичные тем, которые используются при обслуживании ссудной задолженности. А требование, выдвигаемое принципалу, рассматривается как задолженность, приравненная к ссудной. Принципиальное отличие — отражение результатов этих операций в бухгалтерском учете.

Особенности реализации операций по банковским гарантиям в RS-Loans V.6

RS-Loans V.6 — это полнофункциональный программный продукт, который динамично развивается в соответствии с постоянно растущими и изменяющимися потребностями клиентов. Недавно он пополнился новой функциональностью юридических лиц, автоматизирующей процесс оформления, учета и сопровождения банковских гарантий.

С технологической точки зрения, предоставление гарантии клиенту...

Продолжение статьи>>>
http://reglament.net/bank/credit/2006/3/statya.htm



Также в журнале читайте:

Новости кредитно-финансового сектора
Мониторинг законодательства
Конференции, семинары

    Нужен ли России сегодня ликвидный рынок банковских акций

Е.Е. Смирнов, Издательская группа «БДЦ-пресс»
Факторинг в России: проблемы, тенденции, перспективы
Рынок факторинга в России продолжает бурно развиваться. За прошлый год он вырос на 80–90%. О проблемах его развития и о законодательных инициативах, вносящих серьезные изменения в правила игры, размышляли участники конференции «Факторинг 2006: доступное финансирование — растущему бизнесу».
Л.И. Филипченко, Издательская группа «БДЦ-пресс»
Кредит-Россия 2006
Третья Международная практическая конференция «Кредит-Россия 2006» обсудила современное состояние и перспективы развития отечественной кредитной отрасли, возможности консолидации рынка кредитных услуг и выработки стратегических решений по совершенствованию этого важного сегмента экономики. Внимание участников конференции было обращено на такие приоритетные виды кредитного потребления, как потребительское и ипотечное кредитование, кредитование малого и среднего бизнеса, лизинг, факторинг.
Т.В. Пономаренко, компания СТК
Специфика жилья, приобретаемого с использованием ипотечного кредита в Московском регионе
Рынок ипотечного кредитования продолжает активно развиваться. Появление новых игроков стимулирует улучшение условий приобретения жилья с использованием ипотечного кредита: снижаются процентные ставки и размеры первоначальных взносов, увеличиваются сроки и расширяются территориальные границы кредитования. Как следствие возрастает объем выданных населению кредитов.
М.Ю. Сорокин, Институт мировой экономики и международных отношений РАН
Банковское кредитование малого бизнеса в России
Кредитование малого бизнеса представляет для банков большой интерес в силу высокой доходности этих операций и сравнительно небольших сроков оборачиваемости ссудного капитала. Сегодня рынок кредитования малого бизнеса характеризуется относительно невысокой степенью конкуренции, так как вплоть до последнего времени в России действовало ограниченное число банков, преимущественно региональных, специализирующихся в этой сфере деятельности. Большинство крупных отечественных кредитных организаций готовятся к внедрению программ массового кредитования малого бизнеса.
Я.В. Щетинин, компания СТК
В.Е. Савинченко, компания СТК
Доступность жилья как основной фактор спроса на банковские ипотечные кредиты
Доступность жилья — это связующее звено между рынком банковских услуг и рынком недвижимости. Повышая доступность жилья, ипотечные кредиты увеличивают спрос на рынке жилой недвижимости. Главенствующим критерием доступности жилья является его реальная рыночная стоимость с учетом динамики ее изменения во времени. В статье приводится методика расчета коэффициента доступности жилья.
В.Ю. Пахомов, Международный университет в Москве (гуманитарный)
Маркетинговые и коммуникационные стратегии продвижения банковских кредитных продуктов
Сегмент банковского кредитования стремительно растет. В первом квартале этого года совокупный кредитный портфель российских банков вырос на 43,3% по сравнению с тем же периодом прошлого года. О современных особенностях коммуникационных стратегий банков при продвижении кредитных продуктов размышляет автор статьи.
А.Б. Чернобыльская, компания «Диасофт»
Д.И. Вороненко, компания «Scorto»
Управление рисками при розничном кредитовании
Розничное кредитование связано со значительными рисками. В России они гораздо выше, чем в развитых странах с многолетней практикой и устоявшимися традициями в этой области. Авторы обобщают свой практический опыт использования современных технологических решений для управления рисками невозвратов и операционными рисками, рассматривают пример бизнес-процесса работы банка по кредитной заявке, выявляют наиболее типичные ошибки банков при выборе и внедрении скоринговых решений.
Э.В. Мальцев, КБ «Северный морской путь»
Методические аспекты организации рефинансирования ипотечного кредитования
Автором анализируется структура рисков в системе «Оператор рефинансирования — первичный кредитор — сервисный агент», обосновываются критерии принятия банком решения о работе в качестве первичного кредитора. Автор предлагает свою методику, которая позволяет сбалансировать риски и распределение доходов между оператором рефинансирования и банком.
И.Ф. Мустафинова, компания «R-Style Softlab»
Автоматизация банковских гарантий
Выдача гарантий обычно осуществляется кредитующим подразделением банка. Сотрудникам таких подразделений удобнее иметь в своем арсенале единое программное обеспечение — автоматизирующее выполнение и учет как операций по кредитованию, так и по выдаче гарантий. Функциональные возможности программного комплекса RS-Loans V.6 для крупных и многофилиальных банков постоянно расширяются, чтобы соответствовать их требованиям по предоставлению юридическим лицам комплексных услуг по кредитованию.
И.Е. Смирнов, Издательская группа «БДЦ-пресс»
Электронный банкинг в России: перспективы обнадеживают
С ростом российского рынка банковских услуг совершенствуются и инструменты его обеспечения, в том числе и технологии электронного банкинга. Работа с клиентами с помощью специализированных электронных сервисов, обеспечивающих полноценное дистанционное обслуживание, становится крайне важным фактором развития бизнеса.



Подписаться на журнал можно:


В избранное