Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Вестник о событиях в сфере налогов, права, бизнеса N 12-1-2022


 Группа компаний «Налоги и финансовое право»

www.cnfp.ru

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ

ВЕСТНИК

о событиях в сфере налогов, финансов, права и бизнеса

№ 12 - 1 - 2022

(декабрь, часть 1)

НОВЫЕ ЗАКОНЫ

Президент подписал законы о налогах…

… о федеральном бюджете на 2023-2025

… о бюджете Фонда пенсионного и социального страхования на 2023-2025

… о прожиточном минимуме на 2023

… о размере госпошлины при расторжении договор аренды

Организации при аудите должны публиковать 2 сообщения на Федресурсе

Президент РФ подписал законы о налогах…

…об многочисленных изменениях в НК РФ

… о налог/тайне для банков по сведениям из налог/органов

… о подтверждении ставки 0% НДС при экспорте

… об освобождении разработчиков военного ПО от НДС

…о тарифах страх/взносов на 2023-2025 гг.

Будут ли повышены налоги  для «уехавших» россиян

ГОСДУМА И НАЛОГИ

В ГосДуму внесены проекты о налогах…

… о предоставлении налоговых документов онлайн

… об освобождении от НДФЛ прощения кредита

… об освобождении от НДФЛ выплат обучающимся

… о погашении долгов по налогам при банкротстве за счет залога

В ГосДуму внесены законопроекты о налогах…

… о приостановлении соглашения о двойном налогообложении с Латвией

… об ответственности за сбыт или предоставление фиктивных документов

ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИ

ВС РФ о субсидиарной ответственности главы ликвидированной фирмы

ВС РФ рассмотрел дело о налоге на прибыль в рамках банкротства

ВС РФ рассмотрел дело о льготе по транспортному налогу

ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ

Минфин разработал порядок налогообложения в новых регионах

Правительство утвердило предельный размер базы по страх/взносам

Минспорта определило перечень организаций для налогового вычета

Внеплановые надзорные проверки возобновятся в 2023 году

Власти поддержали идею запретить иноагентам упрощенное налогообложение

Миллиарды долгов перед бюджетом реструктуризировано мировыми соглашениями

ФНС освободила от пени в связи с неуплатой налога из-за тех/сбоя

Экспертиза по ряду эконом/преступлений будет только государственной

Счётная палата опубликовала архив проверок ведомства с 1996 года

Продлено разрешение не раскрывать консолид/фин/отчётность

Разработаны новые льготы для производителей аммиака и водорода

На сайте ФНС заработала промостраница с разъяснениями о ЕНС

Эксперты предложили решение «проблемы безбилетника» при уплате налогов

Правительство предоставит налог/льготы химической отрасли

Анонсирован проект об ограничении удаленки для уехавших россиян

Проведена оценка эффективности налогового мониторинга за 2021 год

ФНС: налогоплательщики могут узнать предварительное сальдо по ЕНС

Премии преподавателей музыки освободили от НДФЛ

КПРФ выступает за поэтапную отмену НДС

ФНС напомнила банкам о необходимости сообщить о процентах по вкладам физлиц

В Госдуме предложили ввести пятилетний мораторий на все проверки бизнеса

Налог/поступления от IT-сектора Москвы за 10 месяцев выросли на треть

 

 


Курс практикующего консультанта: Налоги и налоговое право


НОВЫЕ ЗАКОНЫ

 

Президент подписал законы о налогах…

… о федеральном бюджете на 2023-2025

5 декабря подписан Федеральный закон от 05.12.2022 № 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».

Согласно документу, расходы федерального бюджета составят 29 трлн. рублей в 2023 году, 29,4 трлн. рублей в 2024 году и 29,2 трлн. рублей в 2025 году. Доходы бюджета составят 26,1 трлн. рублей в 2023 году, 27,2 трлн. рублей в 2024 году и 27,9 трлн. рублей в 2025 году. Дефицит, согласно прогнозам, составит порядка 2% ВВП или около 3 трлн. рублей. Закрыть его предполагается преимущественно за счет заимствований. Ожидается, что дефицит бюджета будет постепенно сокращаться - до 0,7% в 2025 году.

 

… о бюджете Фонда пенсионного и социального страхования на 2023-2025

5 декабря подписан Федеральный закон от 05.12.2022 № 467-ФЗ «О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».

Согласно документу, бюджет фонда на 2023 год по доходам утвержден в сумме 13,711 триллиона рублей (9,2% ВВП), по расходам – 13,541 триллиона рублей (9% ВВП). Доходы Соцфонда в 2024 году составят 14,495 триллиона рублей, в 2025 году – 15,422 триллиона, расходы – 14,304 триллиона и 14,975 триллиона рублей соответственно.

Таким образом, в течение всей трехлетки ожидается профицит бюджета фонда: в 2023 году на уровне 170 миллиардов рублей, в 2024 году – 191 миллиард, в 2025 году – 447 миллиардов.

 

… о прожиточном минимуме на 2023

5 декабря подписан Федеральный закон от 05.12.2022 № 470-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений ст. 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в РФ»

Документом приостанавливаются нормы закона о методике расчета этой величины на 2023 и 2024 гг. и утверждается рост показателя. В 2023 г. прожиточный минимум составит 14 375 руб., а в 2024 г. - 15 049 руб.

Закон также устанавливает величину прожиточного минимума для трудоспособного населения в размере 15 669 руб., для пенсионеров — в размере 12 363 руб., для детей — 13 944 руб.

Отмечается, что повышение составляет около 3,3% по сравнению с 1 июня 2022 года.

 

… о размере госпошлины при расторжении договор аренды

5 декабря подписан Федеральный закон от 05.12.2022 № 493-ФЗ «О внесении изменений в ст. 333-33 ч. II НК РФ».

Законопроект устанавливает пошлины для физических лиц в размере 350 руб. (вместо 2000 руб.), для юридических - 1000 руб. (вместо 22000 руб.).

Как указывалось в пояснительной записке к законопроекту, решение позволит устранить необоснованные расходы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, совершенствовать правоприменительную практику.

Вопрос о чрезмерно высокой пошлине при корректировке и расторжении договоров аренды поднимался в ходе Петербургского международного экономического форума - 2021. Тогда представители бизнес-сообщества отмечали, что вступившие в силу изменения в Налоговый кодекс привели к значительному увеличению госпошлины при оформлении дополнительных соглашений.

Поправки вступают в силу с 1 января 2023 года.

 

Организации при аудите должны публиковать 2 сообщения на Федресурсе

Согласно п. 8 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», датой утверждения финансового отчета является дата ее подписания руководителем компании. С этой даты должен отчитываться требуемый для раскрытия информации в Федресурсе, срок – 3 рабочих дня.

Вместе с тем на момент утверждения финансового отчета аудиторское заключение (в случае необходимости проведения аудиторской проверки) еще не будет подготовлено. Между датой подписания финансовой отчетности руководителем и датой подписания заключения об аудите может быть временной промежуток – в среднем от 1 до 10 месяцев. Это обусловлено тем, что аудиторскую проверку можно провести и подать ее заключение в налоговую инспекцию либо до конца первого квартала года, следующего за отчетным, либо до конца года, следующего за отчетным.

Это привело к тому, что большое количество компаний столкнулось с проблемой – до проведения аудиторской проверки они могли разместить в Федресурсе только сведения о финансовой отчетности и заполнить из новой, объединенной формы сообщения в реестре поля, относящиеся к отчетности.

Чтобы юридические лица имели возможность осуществлять публикацию обоих блоков сведений в установленные законом сроки, без дальнейшего получения штрафов, Федресурс оставил в форме сообщения поля и блоки финансовой отчетности и результатов аудит, сделав их независимыми друг от друга. Теперь компании могут исполнять обязанность в следующем порядке:

  • Публиковать сообщение, включающее в себя сведения о финансовой отчетности. Делать это необходимо в течение 3 рабочих дней с даты ее утверждения (подписания руководителем);

  • После размещать второе сообщение. В нем заполнять поля, относящиеся не только к отчетности, но и затрагивающие результаты аудита – аналогично в течение 3 рабочих дней с даты подписания аудиторского заключения.

Также обращаем ваше внимание на то, что Федресурс оставил для пользователей возможность опубликовать результаты аудиторской проверки отдельным сообщением по старой форме. Поэтому выбор остается за вами – сделать в рамках второй публикации, заполнив повторно поля об отчетности и добавив к ним сведения об аудите, либо просто разместить итоги аудита отдельным сообщением по старой форме.

Однако какой способ вы бы ни выбрали, необходимость раскрытия двух публикаций остается неизменной. Потому что утверждение финансового отчета и подписание аудиторского заключения не сходятся между собой по дате и имеют разные точки отсчета срока размещения.

Более подробно см. здесь

 

Президент РФ подписал законы о налогах…

…об многочисленных изменениях в НК РФ

19 декабря В.В. Путин подписал Федеральный закон № 523-ФЗ «О внесении изменений в ч. II НК РФ и отдельные законодательные акты РФ».

Изначально законопроектом № 227038-8 предусматривалось

  • освобождение от НДС работ (услуг), а также имущественных прав, передаваемых НКО в рамках реализации ими федеральных проектов, финансируемых за счет средств федеральной субсидии;

  • применение налоговой ставки 0% к налоговой базе по доходам от операций по реализации или от иного выбытия (в том числе погашения) в 2022 году акций (долей участия в уставном капитале) российских организаций налогоплательщиком, в отношении которого были установлены санкционные ограничения, при условии их нахождения в собственности или ином вещном праве более одного года.

Однако ко второму чтению в ГосДуме перечень предлагаемых изменений был расширен.

Так, в итоговом тексте подписанного закона, помимо вышеназванных нововведений, налогоплательщикам предоставили право выбирать учитывать или нет возникшие в 2022 году отрицательные курсовые разницы. Речь о тех разницах, которые включали в расходы ежемесячно по непрекращенным требованиям и обязательствам.

Чтобы воспользоваться данным правом, налогоплательщик должен в срок для подачи декларации по налогу на прибыль за 2022 год направить в инспекцию уведомление. В нем сообщают о решении учитывать отрицательные курсовые разницы только при прекращении требований и обязательств. Уведомление можно направить и при подаче уточненки за последний отчетный период 2022 года. Решение о выборе такого права изменить нельзя.

Для банков установили отдельные правила учета. Так, в 2022 году они могут не применять временный порядок признания в доходах положительных курсовых разниц.

А также продлили период, когда налоговые агенты применяют налоговые ставки 13% и 650 тыс. руб. плюс 15% к каждой налоговой базе отдельно. Такой порядок будет применяться и к доходам, полученным в 2023 году. Напомним, что ФНС разъясняла, что при данном исчислении налога физлица доплачивают НДФЛ по налоговому уведомлению.

 

… о налог/тайне для банков по сведениям из налог/органов

19 декабря В.В. Путин подписал Федеральный закон № 552-ФЗ «О внесении изменения в ст. 102 ч. I НК РФ»

Законом включены в состав сведений, составляющих налоговую тайну, сведений о снятии с учета физических лиц в связи со смертью, подлежащих направлению в электронной форме в банки, сообщившие информацию о счетах (вкладах) таких физических лиц налоговым органам.

Предполагается, что принятие закона позволит снизить риск совершения противоправных действий с денежными средствами умерших клиентов банков за счет сокращения срока получения банками юридически значимых сведений о смерти клиентов и наделения банков полномочиями по приостановлению прижизненных операций по счетам клиентов в связи с получением соответствующего уведомления от налоговых органов.

 

… о подтверждении ставки 0% НДС при экспорте

19 декабря В.В. Путин подписал Федеральный закон № 549-ФЗ «О внесении изменений в гл. 21 ч. II НК РФ».

Закон предусматривает отказ от представления экспортером подтверждающих ставку 0% по НДС документов, включая контракт, на бумажном носителе. Вместо этого для экспортеров товаров установлена обязанность по представлению в налоговые органы реестров в электронной форме, которые будут включать сведения как из декларации, так и из контракта.

Кроме того, момент определения налоговой базы по подтвержденному и неподтвержденному экспорту товаров стал единообразным.

Предполагается, что предлагаемые изменения будут способствовать снижению административной нагрузки на налогоплательщиков и упрощению процесса проверки и подтверждения ставки 0% по НДС для налоговых органов.

Закон вступит в силу с 1 января 2024 г.

 

… об освобождении разработчиков военного ПО от НДС

19 декабря В.В. Путин подписал Федеральный закон № 520-ФЗ «О внесении изменения в ст. 149 ч. II НК РФ».

Закон разработан в целях стимулирования экономического и гражданско-правового оборота прав на результаты интеллектуальной деятельности. Он с 1 января 2023 года освобождает от НДС передачу исключительных прав на программное обеспечение и базы данных, включенные в единый реестр результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального или двойного назначения.

Эта льгота, согласно принятому закону, будет действовать и при передаче прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через интернет.

 

…о тарифах страх/взносов на 2023-2025 гг.

19 декабря В.В. Путин подписал Федеральный закон № 517-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».

Законом предусмотрено, что на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователями в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год».

Остаются прежними условия установления и размеры тарифов, действовавших в 2022 году. Так, определено 32 страховых тарифа от 0,2% до 8,5% к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных и включаются в базу для начисления страховых взносов на данный вид страхования, в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска.

Также сохраняется и льгота по уплате взносов с выплат инвалидам, которая предусматривает, что организации любых организационно-правовых форм и ИП уплачивают такие взносы в размере 60% установленных размеров страховых тарифов.

 

Будут ли повышены налоги  для «уехавших» россиян

В последнее время идея о повышенных налогов для российских граждан, работающих на российские компании, но живущих за рубежом, вдруг приобрела особую актуальность.

Так,  14 декабря, глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас сообщил, что в  Госдуму в ближайшее время будет внесен законопроект об ограничении удаленной работы для россиян, покинувших страну. Более подробно см. здесь.

26 декабря, депутат ГД Андрей Исаев, объявил о том, что поправки, которые в настоящий момент разрабатывают в Госдуме, предусматривают отмену режима самозанятости для тех, кто покинул Россию. Аналогичную меру, по его словам, планируют применить в отношении покинувших Россию индивидуальных предпринимателей.

Поправки, по словам депутата, предусматривают, что граждане, которые уехали из России, «должны либо оформить трудовые договоры, и тогда у них повысится налог, либо они должны будут зарегистрироваться как индивидуальные предприниматели». Во втором случае они не смогут пользоваться льготами, которые установлены для этой категории в законодательстве, пояснил депутат (подробнее см. здесь).

Тем не менее, как заявил первый замглавы фракции КПРФ в Госдуме Николай Коломейцев, идея повысить налоги для тех, кто уехал из России, не вернет их обратно и не поможет воспитать.

«Уехавшие — это итог (работы системы) образования за 20 лет. Убрали оттуда «Молодую гвардию», «Как закалялась сталь». И что теперь на зеркало пенять? Считаем, что это пиар-инициатива… Создайте условия, чтобы они хотели вернуться. Там айтишники большей частью. Не считаю, что эта мера вернет людей или поможет нам воспитать в них дух патриотизма», — сказал Коломейцев.

Усомнился в целесообразности идеи А.Исаева и первый замглавы фракции ЛДПР в Думе Сергей Леонов. По его мнению, к таким инициативам нужно подходить осторожно. «Будет ли хорошо, если они уйдут и перестанут у нас платить налоги? Мы можем потерять специалистов… Политически предложение звучит хорошо. Практически нужно десять раз взвесить эту ситуацию. Мы будем очень аккуратно к этому подходить. Проведем мероприятия с компаниями, которые ведут такую деятельность», — отметил Леонов. Он добавил, что в отношении тех, кто работает за рубежом в интересах России и исправно платит налоги, «не стоит вводить ограничения и дополнительное налогообложение».Более подробно см. здесь

В конце концов, 27 декабря за «уехавших» налогоплательщиков заступился Минфин. Так, Министр финансов Антон Силуанов сказал о том, что правительство еще не определилось с позицией по предложению ГосДумы увеличить ставку НДФЛ для уехавших самозанятых и ИП.

Как заявил министр: ««Если мы сделаем особые порядки налогообложения, то можем создать условия, когда бизнес не будет заинтересован платить в российский бюджет. Люди, которые уехали, могут стать нерезидентами и вообще ничего не будут платить [в российский бюджет]: зарегистрируют компанию [за рубежом], а оказывать услуги будут на территории РФ, соответственно, ни НДФЛ, ни страховых взносов не будет» (более подробно см., здесь).

 

 

ГОСДУМА И НАЛОГИ

 

В ГосДуму внесены проекты о налогах…

… о предоставлении налоговых документов онлайн

29 ноября по инициативе Правительства РФ в ГосДуму внесен законопроект № 246186-8 «О внесении изменений в ч. I НК РФ».

Законопроектом предлагается установить, что передача налоговым органом документов, содержащих сведения о налогоплательщике, составляющие налоговую тайну, в электронной форме через личный кабинет на ЕПГУ будет осуществляться при наличии согласия на это указанного налогоплательщика, выраженного им в уведомлении о представлении документов через личный кабинет на ЕПГУ.

Документы, которые могут передаваться налоговыми органами налогоплательщику через личный кабинет на ЕПГУ, будут определяться непосредственно Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс).

В частности, пунктом 4 статьи 52 Кодекса (в редакции законопроекта) предусматривается, что через личный кабинет на ЕПГУ может быть передано налоговое уведомление.

В пояснительной записке разъясняется, что реализация законопроекта позволит отказаться от дублирования направления налоговых уведомлений почтовым сообщением на бумажном носителе для налогоплательщиков - пользователей ЕПГУ, которые направили в налоговый орган уведомление о представлении документов через личный кабинет на ЕПГУ и приведёт к значительному сокращению бюджетных расходов на массовую печать и направление налоговых уведомлений

 

… об освобождении от НДФЛ прощения кредита

1 декабря ГосДуму внесен законопроект № 248055-8 «О внесении изменения в ст. 217 НК РФ (в части освобождения от налогообложения отдельных видов доходов)» по инициативе депутатов А.Г.Аксакова, О.Н.Ануфриевава.

Законопроектом предлагается дополнить п. 65 ст. 217 НК РФ положением, согласно которому обязанность по уплате налога у гражданина не возникнет вследствие полного или частичного прощения кредитором в 2022-2023 годах обязательств заемщика, вытекающих из ипотечных кредитных договоров.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что снижение кредитором размера денежных обязательств заемщика, как правило, является вынужденной мерой и направлено на оказание необходимой помощи заемщику, попавшему в трудную жизненную ситуацию. При этом необходимость уплаты налога на доходы физических лиц, возникающая в случае прощения кредитором части задолженности, влечет за собой дополнительную финансовую нагрузку на гражданина. Предлагаемые законопроектом нормы направлены на снижение долговой нагрузки на граждан в текущей экономической и геополитической ситуации.

 

… об освобождении от НДФЛ выплат обучающимся

2 декабря в ГосДуму внесен законопроект № 248696-8 «О внесении изменения в ст. 217 НК РФ» по инициативе депутатов партии «Единая Россия».

Законопроектом предлагается освободить от налогообложения в полном объеме выплаты, которые обучающиеся получают в качестве материальной поддержки именно в связи с нуждаемостью.

В пояснительной записке к законопроекту разъясняется, что материальная поддержка нуждающихся обучающихся по сути является целевой выплатой, предназначенной для решения ими трудной жизненной ситуации, а не материальным обогащением. При удержании налога сумма выплаты уменьшается, что снижает ее результативность для конкретного обучающегося.

 

… о погашении долгов по налогам при банкротстве за счет залога

16 ноября в ГосДуму внесен законопроект № 236508-8 «О внесении изменения в ст. 138 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» по инициативе депутата В.М.Резника.

Законопроектом предлагается предусмотреть норму, в соответствии с которой за счёт залоговой выручки помимо расходов на обеспечение сохранности предмета залога и его реализацию на торгах оплачиваются налоги, начисленные на залоговое имущество, за период нахождения должника в процедурах банкротства.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что законодательная определенность в вопросе закрытого перечня налоговых платежей, которые могут быть погашены из залоговой выручки после реализации залогового имущества в приоритетном порядке, будет способствовать дальнейшему функционированию института залога в качестве надежного обеспечительного инструмента, позволяя заемщикам, кредиторам и государству более точно определять как размер обеспечения по привлекаемым кредитам и размер погашения своих требований в случае дефолта должника, так и поступлений в бюджеты соответствующих уровней.

 

В ГосДуму внесены законопроекты о налогах…

 

… о приостановлении соглашения о двойном налогообложении с Латвией

23 декабря в ГосДуму внесен законопроект № 265497-8 «О денонсации Соглашения между Правительством РФ  и Правительством Латвийской Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал» по инициативе Правительства РФ.

Законопроектом предусматривается приостановление денонсация Соглашения между РФ и Латвийской Республикой об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал.

Как указывается в пояснительной записке к законопроекту: учитывая, что возврат Латвийской стороны к выполнению обязательств в рамках Соглашения представляется маловероятным, Соглашение подлежит денонсации. При направлении Российской стороной уведомления о денонсации Соглашения в срок до 30 июня 2023 года, его действие прекратится с 1 января 2024 года.

 

… об ответственности за сбыт или предоставление фиктивных документов

21 декабря в ГосДуму внесен законопроект № 263208-8 «О внесении изменений в УК РФ и УПК РФ» по инициативе депутатов от фракции «Единая Россия».

Законопроектом предлагается дополнить ст. 173.3 УК РФ штрафами от 100 до 300 тысяч рублей за представление и сбыт подложных счетов-фактур или деклараций. Кроме этого, предусмотрены такие виды наказания, как принудительная работа (до 4 лет) и тюремное заключение.

В случае, если сбытом счетов-фактур занималась группа лиц, наказание будет строже – лишение свободы до 7 лет и штраф в размере зарплаты за 5 лет.

«Счета-фактуры и налоговые декларации признаются подложными, если они оформлены с использованием подставных лиц либо незаконным использованием персональных данных и содержат заведомо ложные сведения об отгрузке товаров, выполнении работ, оказании услуг, передаче имущественных прав», – такое разъяснение дали авторы законопроекта.

 

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИ

 

ВС РФ о субсидиарной ответственности главы ликвидированной фирмы

«Само по себе исключение общества из ЕГРЮЛ не может служить неопровержимым доказательством совершения контролирующими общество лицами недобросовестных действий, повлекших неисполнение обязательств перед кредиторами», – к такому выводу пришел Верховный суд РФ в Определении СКЭС от 03.11.2022 № 305-ЭС22-11632 по делу № А40-73945/2021

Фабула дела: компания не погасила долг по арендному договору с ИП. Прежде чем он получил исполнительный лист, компанию исключили из ЕГРЮЛ, и взыскать долг стало невозможно. Предприниматель предъявил иск к единственному участнику юрлица, исключенного из ЕГРЮЛ, в рамках субсидиарной ответственности.

ИП потребовал возмещения долга от гендиректора и единственного участника компании. Он указывал, что ответчик фактически принимал решения, которые привели к ликвидации общества (основанием для этого стало отсутствие операций по ее счетам и неподача отчетности).

Первая инстанция и апелляция согласились: гендиректор действовал недобросовестно, не направив отчет в налоговую, хотя знал, что это необходимо сделать. Это привело к тому, что истец не смог взыскать причитающиеся ему средства с общества. 

АС Московского округа с этим не согласился. Он указал, что Конституционный суд РФ в Постановлении от 21.05.2021 № 20-П допустил привлечение контролирующих лиц к субсидиарке по заявлению юридических лиц, только если долг возник не в связи с предпринимательской деятельностью. По мнению кассации, спор об аренде был связан с предпринимательством, поэтому в удовлетворении иска ИП окружной суд отказал.

ВС РФ указал, что спорное постановление КС РФ касается только порядка привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности и указывает на необходимость подтвердить, что исключение из реестра произошло по вине руководства. На то, что ИП и юрлица не могут пользоваться этим механизмом, КС РФ впрямую не указывал, пояснил Верховный суд. Поэтому выводы кассации не обоснованы.

Но и с позицией нижестоящих инстанций ВС РФ не согласился. По общему правилу привлечение участников юрлица к ответственности по его долгам не допускается, а возможность с их стороны контролировать деятельность компании не нарушает прав ее кредиторов. Привлечь их к субсидиарке можно, только если именно неразумные и недобросовестные действия участников или учредителей помешали кредитору взыскать долг. Доказать это должен заявитель при предъявлении иска.

Само по себе исключение компании-должника из ЕГРЮЛ не дает оснований для привлечения к субсидиарке ее единственного участника. Кредитор в судебном порядке может, например, оспорить действия регистрирующего органа. Необходимо доказать, что исключение из реестра стало результатом действий главы компании, которые привели к уменьшению ее активов и не учитывали ее интересы.

Суды не проверили, были ли на момент исключения из ЕГРЮЛ у общества средства, чтобы уплатить долги ИП, если бы проходила процедура ликвидации. Они также не установили, воспользовался ли кредитор своим правом подать мотивированное заявление, на основании которого процедуру исключения из ЕГРЮЛ приостановили бы. Суды не выяснили, по какой именно причине компания не выполнила обязательства перед арендодателем.

ВС отменил все судебные акты и направил спор на новое рассмотрение в первую инстанцию. Суд должен будет выяснить все эти вопросы перед вынесением решения.

 

ВС РФ рассмотрел дело о налоге на прибыль в рамках банкротства

8 декабря СКЭС ВС РФ рассмотрела дело об очередности уплаты организацией – банкротом налога на прибыль при продаже имущества.

Фабула дела: в рамках дела о банкротстве должника его конкурсный управляющий Башмаков П.В. обратился в суд с заявлением о разрешении разногласий с уполномоченным органом по вопросу уплаты налога на прибыль, образовавшегося в связи с реализацией конкурсной массы на торгах (далее – прибыль с продажи имущества должника), установив, что расчеты по такому налогу производятся за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов должника (далее – реестр).

Определением суда первой инстанции, заявление удовлетворено: установлено, что расходы по уплате налога на прибыль с продажи имущества должника, являющегося предметом залога, относятся к текущей задолженности и покрываются за счет выручки от реализации заложенного имущества до начала расчетов с залоговым кредитором; уплата налога на прибыль с продажи имущества должника, не являющегося предметом залога, производится за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр.

Суд округа указанные судебные акты в обжалуемой части изменил, установив, что расходы по уплате налога на прибыль с продажи имущества должника, которое является предметом залога, производятся за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр.

Не в последнюю очередь повлияло то, что ранее практика, которую применили первая и вторая инстанции, сложилась в отношении налогов на имущество и на землю, а не налога на прибыль. Окружной суд указал на различия в природе этих налогов. Имущественные налоги связаны с продолжением эксплуатации имущества, в том числе, заложенного, и в том числе – за период проведения банкротных процедур. При этом продажа имущества – вынужденная мера, полученный доход не связан с продолжением предпринимательской деятельности, а имеет своей целью распределение между кредиторами. Так что доход этот образуется лишь формально, отметил суд. Поэтому уплата налога с такого дохода не может оказаться в приоритете.

Кассация отметила также, что недопустимо неравенство в правах кредиторов в зависимости от того, являются они залоговыми или нет. Кредиторы с необеспеченными требования не понесут бремени уплаты налога, в то время как залоговому кредитору выплата будет сделана за вычетом налога. Такие различия не имеют законных оснований, указал суд.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, налоговый орган просил указанные судебные акты отменить.

При рассмотрении дела в судебном заседании СКЭС ВС РФ установлена правовая неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации: положения п. 1 и 2 ст. 249, п. 1 ст. 251 НК РФ, п. 1 и 3 ст. 5 и п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве в той мере, в которой этими положениями в системе действующего правового регулирования допускается включение в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль доходов от реализации имущества, составляющего конкурсную массу, на торгах в деле о банкротстве организации и (или) удовлетворение соответствующего требования налогового органа об уплате налога на прибыль в режиме текущих платежей, то есть приоритетно по отношению к требованиям иных кредиторов.

Экономическая коллегия ВС РФ Определением от 08.12.2022 № 310-ЭС19-11382 (2) по делу № А09-15885/2017 направила запрос в Конституционный Суд Российской Федерации. Производство по обособленному спору приостановлено до вступления в законную силу акта КС РФ по указанному запросу.

 

ВС РФ рассмотрел дело о льготе по транспортному налогу

21 декабря опубликована мотивировочная часть по делу о том, что предоставление налоговой льготы по транспортному налогу не может быть поставлено в зависимость от доли доходов налогоплательщика, связанных с использованием воздушных судов (дело № А41-68521/2021)

Фабула дела: налогоплательщик, полагая, что на основании подп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ он имеет право на налоговую льготу по транспортному налогу в отношении названных транспортных средств за 2020 год, обратился в налоговый орган с соответствующим заявлением. Налоговым органом отказано налогоплательщику в льготе, ввиду несоблюдения заявителем условий для ее предоставления.

Не согласившись с решением налогового органа и считая, что оно нарушает права и законные интересы налогоплательщика, учреждение обратилось в суд.

По мнению судов трех инстанций, заявителем не выполнены условия для предоставления налоговой льготы, поскольку для заявителя перевозка не может считаться основным видом деятельности, поскольку указанный в ЕГРЮЛ основной вид деятельности учреждения не связан с осуществлением пассажирских или грузовых перевозок. Доля дохода от осуществления учреждением таких перевозок, как указали суды, несравнима меньше (3,67 %) доли доходов, полученных учреждением от научных исследований и разработки в области естественных и технических 3 наук (83,45%), из чего сделан вывод, что перевозка космических экипажей и других специалистов носит вспомогательный характер по отношению к предмету и целям деятельности, для которых учреждение создано.

СКЭС ВС РФ при рассмотрении данного спора пришла к следующим выводам.

В данном случае при установлении налоговой льготы по транспортному налогу, предусмотренной подп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ, законодатель исходил из необходимости исключения из числа объектов налогообложения пассажирских и грузовых речных, морских и воздушных судов в том случае, если осуществление соответствующих пассажирских и (или) грузовых перевозок является основным видом деятельности организации, в собственности (хозяйственном ведении или оперативном управлении) которой находятся транспортные средства.

Таким образом, условиями применения льготы являются: принадлежность пассажирских и грузовых речных, морских и воздушных судов налогоплательщику; осуществление пассажирских и грузовых перевозок с их использованием в качестве основного (базового) вида деятельности.

Предоставление учреждению налоговой льготы по транспортному налогу не может быть поставлено в зависимость от присвоения налогоплательщику кода ОКВЭД, характеризующего деятельность коммерческих перевозчиков в сфере гражданской авиации, а также от доли доходов налогоплательщика, связанных с использованием воздушных судов, поскольку их основное использование осуществляется в интересах государства.

Функционирование учреждения в соответствии с установленными его учредителем предметом и целями деятельности невозможно без осуществления воздушных перевозок пассажиров и грузов, и в этом смысле осуществление соответствующих перевозок относится к основной деятельности налогоплательщика. Иное толкование положений подп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ фактически делает невозможным применение налоговой льготы в отношении государственной авиации специального назначения, что не вытекает из содержания данной нормы и противоречит принципу равенства

Определением СКЭС ВС РФ от 21.12.2022 № 305-ЭС22-17644 по делу № А41-68521/2021 решения судов нижестоящих инстанций отменены, решение МИФНС об отказе в предоставлении льготы по транспортному налогу признано незаконным.

 

 

ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ

 

Минфин разработал порядок налогообложения в новых регионах

Минфин разработал очередной пакет поправок в Налоговый кодекс, касающихся налогообложения на новых территориях. Министерство внесло в правительство законопроект, который призван обеспечить «поэтапный переход Донецкой народной республики, Луганской народной республики, Запорожской области и Херсонской области на налоговую систему Российской Федерации». Подлинность документа подтвердил источник РБК, близкий к аппарату правительства. РБК направил запрос в Минфин.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) предлагается взимать с деятельности, лицензию на которую выдали прежние власти. Бизнесу дадут отсрочки по переходу на российские онлайн-кассы до 2025 года (российские предприниматели должны были сделать это к 2021 году). При необходимости кабмин может продлить этот срок до 2028 года.

При переходе на специальные режимы налогообложения бизнес с новых территорий сможет воспользоваться льготными условиями:

  • до 31 марта 2023 года перейти на УСН можно перейти с любым уровнем дохода (но по итогу 2023-го он не должен превысить 200 млн руб.); 

  • ставка по УСН в 2023 и 2024 годах будет нулевой, в 2025 – 2029 годах тоже при определении налогооблагаемой базы как «доходы минус расход» (в других случаях 6%); 

  • ставка по патетной системе налогообложения составит 0% в 2023 – 2024 годах и 4% в 2025 – 2029 годах.

Постоянно проживавшие на новых территориях на 30 сентября физлица будут автоматически признаны налоговыми резидентами РФ. Их могут освободить от уплаты налогов за текущий год, если они подтвердят уплату налогов по прежнему законодательству присоединенных территорий.

Местные и региональные налоги в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях нельзя будет вводить до 2024 года.

Более подробно см. здесь

 

Правительство утвердило предельный размер базы по страх/взносам

Правительство определило единую предельную величину базы для исчисления страховых взносов, которая будет установлена с 1 января 2023 года. Соответствующее постановление от 25.11.2022 № 2143 опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации.

Правительство РФ утвердило единую предельную величину базы для исчисления страховых взносов на 2023 год в размере 1 917 000 рублей.

Как ранее пояснял Минфин, среднемесячная начисленная заработная плата на одного работника в 2023 году составит 69 452 рубля. Соответственно, по расчетам министерства, единая предельная величина базы в отношении каждого физического лица в 2023 году с учетом повышающего коэффициента в размере 2,3 должна составить ‎69 452 х 12 х 2,3 = 1 916 875,2 рубля. С учетом округления данная величина равна 1 917 000 рублей.

 

Минспорта определило перечень организаций для налогового вычета

С 2022 года можно оформить социальный налоговый вычет по расходам на физкультурно-оздоровительные услуги. Получить социальный вычет НДФЛ можно, если на дату расходов на физкультурно-оздоровительные услуги включены в перечень, который ежегодно утверждает Министерство спорта РФ.

Перечень опубликован на сайте ведомства. В список на 2023 год попали 3 005 организаций и 1 395 предпринимателей.

Более подробно см. здесь

 

Внеплановые надзорные проверки возобновятся в 2023 году

В 2023 году прекратит действие мораторий на проведение внеплановых проверок в отношении ККТ. Об этом предупреждает Минэкономразвития в своем письме от 15.11.2022 № Д24и-37133.

Ведомство напоминает, что установленные Постановлением Правительства от 10.03.2022 № 336 ограничения на проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий действуют до конца 2022 года.

При этом на Восточном экономическом форуме глава Минэкономразвития Максим Решетников озвучил позицию о нецелесообразности продления моратория на проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год.

Таким образом, с 1 января 2023 года при проведении внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий будет действовать общее регулирование Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 248-ФЗ и Положения о контроле за ККТ.

 

Власти поддержали идею запретить иноагентам упрощенное налогообложение

Комиссия правительства России по законопроектной деятельности поддержала с учетом замечаний законопроект № 140965-8, закрепляющий в Налоговом кодексе норму, что иностранные агенты не могут применять упрощенную систему налогообложения (УСН).

Комиссия правительства РФ по законопроектной деятельности поддержала с учетом замечаний законопроект, закрепляющий в Налоговом кодексе РФ норму о том, что иностранные агенты лишаются возможности применять УСН. Об этом говорится в отзыве кабмина.

"Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии учета указанных замечаний", - говорится в документе.

Как отметили в кабмине, согласно Налоговому кодексу РФ, налогоплательщиками по упрощенной системе признаются организации и индивидуальные предприниматели. В связи с этим "представляется целесообразным ввести аналогичные ограничения в отношении физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями", применяющих упрощенную систему налогообложения, признанных иностранными агентами, указали в правительстве.

В отзыве также отмечается, что срок вступления законопроекта следует соотнести со сроком вступления в силу федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

 

Миллиарды долгов перед бюджетом реструктуризировано мировыми соглашениями

С начала 2022 года налоговыми органами заключено более 450 мировых соглашений с компаниями и гражданами на сумму свыше 14 млрд руб. Это превышает сумму урегулированного долга по сравнению с аналогичным периодом 2021 года в два раза.   

Мировое соглашение – это способ урегулирования долга, который помогает сохранить бизнес и рабочие места. Его можно заключить на любой стадии процедуры банкротства. Накопленные долги погашаются по согласованному графику в течение года равными платежами. В текущем году от исполнения мировых соглашений в бюджет уже поступило 7,1 млрд руб.

Согласовать график и условия погашения долгов, разобраться в юридических тонкостях оформления документов поможет проект ФНС России «Площадка реструктуризации долга».

Более подробно см. здесь

 

ФНС освободила от пени в связи с неуплатой налога из-за тех/сбоя

В период с 19 по 25 октября из-за DDoS-атак на информационные ресурсы ФНС налогоплательщики не могли попасть в свой личный кабинет.

В связи с этим налоговая служба приняла решение не начислять пени за несвоевременную уплату тем налогоплательщикам, у которых на период неработоспособности электронных сервисов ФНС пришелся срок уплаты налогов, но которые не смогли это сделать вовремя. При этом от уплаты пеней налогоплательщик будет освобожден при наличии обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности уплаты налога в силу технологических причин.   

Как пояснила ФНС в письме № ПА-3-24/12955@ от 21.11.2022, к объективным обстоятельствам можно отнести:

- представление данных, которые свидетельствуют о недоступности сервиса налогоплательщику (скриншоты, обращения любым способом в ФНС, в том числе с использованием публичных каналов);

- предыдущее поведение налогоплательщика, указывающее на реальное использование ранее (до технического сбоя) временно недоступного сервиса для уплаты налогов;

- уплату налога в разумный срок после устранения технологического сбоя.

ФНС в письме № ЕА-4-26/15238@ от 10.11.2022 также разъяснила, что в целях минимизации рисков при сдаче отчетности операторам электронного документооборота целесообразно рекомендовать своим клиентам использовать IP-адреса, зарегистрированные в РФ.

Чтобы избежать пеней, ФНС в письмах от 23.11.2022 № БС-3-24/13089@ и № БС-3-24/13091@ пояснила, что налогоплательщику следует представить доказательства недоступности сервиса (скриншоты, обращения любым способом в ФНС, в том числе с использованием публичных каналов). ФНС учтет также предыдущее поведение, указывающее на реальное использование ранее (до технического сбоя) того же самого сервиса для уплаты налогов, а также – уплату налога в разумный срок после устранения технологического сбоя

 

Экспертиза по ряду эконом/преступлений будет только государственной

Министерство юстиции подготовило изменения в перечень видов судебных экспертиз, которые могут производить только государственные судебно-экспертные организации. Проект «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.11.2021 № 3214-р» разместили для общественного обсуждения до 15 декабря.

Передать в исключительное ведение государственной экспертизы предлагается:

  • уголовные дела с нецелевым расходованием и хищением бюджетных денежных средств, неуплатой налогов и сборов и природными ресурсами;

  • уголовные дела о преступлениях, связанных ‎с проявлением терроризма и экстремизма;

  • дела о признании недееспособным, дееспособным, ограниченно дееспособным.

По налоговым и коррупционным преступлениям государственные эксперты будут проводить финансово-экономическую, финансово-аналитическую, налоговую экспертизу.

В пояснительной записке Минюст утверждает, что негосударственные эксперты, включая и известных ученых в сфере фундаментальной науки, ‎не обладают должной профессиональной подготовкой в такой достаточно специфичной области знания, как экспертиза экстремистских материалов. В классической лингвистике и психологии практически все понятия имеют множественную интерпретацию, а это мешает единому методическому подходу. 

Более подробно см. здесь

 

Счётная палата опубликовала архив проверок ведомства с 1996 года

Счетная палата разместила на официальном сайте открытые отчеты по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Публикация проводилась в рамках проекта «Архив», который стартовал в 2021 году. За время его реализации было опубликовано 1072 архивных документа.

«Отчеты Счетной палаты охватывают широкий круг вопросов – от инклюзивности и здравоохранения до культуры, образования, экологии и промышленности. Они могут стать ценным источником данных о деятельности государства и развитии страны с 1996 года. Проект «Архив» – это еще один шаг в направлении открытости государства. Уверен, он принесет пользу журналистам, ученым, студентам и всему гражданскому обществу в России», – сказал Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин.

В ходе работы над проектом были оцифрованы, распознаны и выложены на сайт 118 отчетов о контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях за 1996–1999 годы. Ранее они публиковались только в печатных выпусках Бюллетеня Счетной палаты. За период 2012–2019 годов опубликованы еще 418 отчетов и 536 заключений о проверках исполнения бюджетов ГРБС. По каждому заключению ГРБС сформированы тематические блоки, содержащие историю проверок вплоть до 2009 года. Таким образом, на данный момент на сайте доступно более 3 300 отчетов.

Ознакомиться с проверками Счетной палаты можно здесь

 

Продлено разрешение не раскрывать консолид/фин/отчётность

Правительство Постановлением от 8 декабря 2022 года №2249 продлило действие нормы, разрешающей компаниям не раскрывать годовую и промежуточную консолидированную финансовую отчётность ещё на шесть месяцев – до 1 июля 2023 года. Постановление об этом подписано. Ранее срок действия нормы был ограничен 31 декабря 2022 года.

Решение принято для снижения риска использования чувствительной информации из отчётности недружественными странами, которые вводят санкции в отношении российских компаний.

В конце ноября Правительство также продлило до 1 июля действие нормы, позволяющей не раскрывать корпоративную информацию участникам фондового рынка. 

Подписанным документом внесены изменения в постановление Правительства от 18 марта 2022 года №395.

 

Разработаны новые льготы для производителей аммиака и водорода

Правительство опубликовало проект федерального закона «О внесении изменений в ст. 284 и 342 ч. II НК РФ»

Проектом предусмотрено установление налоговой ставки по НДПИ при добыче газа горючего природного и (или) газового конденсата на участках недр, расположенных полностью или частично на полуостровах Ямал и (или) Гыданский в Ямало-Ненецком автономном округе, используемых исключительно для производства аммиака и (или) водорода, в размере 0 рублей, а также предоставление возможности для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по производству на новых производственных мощностях аммиака и (или) водорода исключительно из газа горючего природного и (или) газового конденсата, добытого на указанных участках недр, законами субъектов Российской Федерации устанавливать пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций.

 

На сайте ФНС заработала промостраница с разъяснениями о ЕНС

На сайте ФНС России заработала промостраница, которая поможет налогоплательщикам разобраться во всех нюансах перехода на новый порядок учета обязательных платежей - Единый налоговый счет. Нововведение заработает с 1 января 2023 года.

Единый налоговый счет – это универсальная платежка с одинаковыми реквизитами для всех налогов, ошибиться с заполнением будет невозможно. Сроки сдачи отчетности и уплаты единые – больше не придется помнить сроки по разным налогам. В результате, платежи без ошибок, пеней и штрафов, что экономит бизнесу время и деньги.

Если на ЕНС образовалась переплата, налогоплательщик может ее вернуть или перевести другому плательщику. Причем независимо от срока давности этой переплаты. Кроме того, благодаря единому сальдо расчетов с бюджетом арест с банковского счета будет сниматься всего за день, а пени будут рассчитываться не по каждому налогу, а на общую сумму отрицательного сальдо.

Для удобства пользователей на промостранице есть ссылка к разделу, посвященному ЕНС, в котором собраны наиболее распространенные вопросы и ответы по этой тематике

Более подробно см. здесь

 

Эксперты предложили решение «проблемы безбилетника» при уплате налогов

Как пишет портал «РБК, налоговая нагрузка на труд в России многократно выше, чем в развитых странах, так как взносы во внебюджетные фонды за часть экономически активного населения не пропорциональны доходам работников или не платятся совсем. Об этом говорится в презентации «Проблема безбилетника» в финансировании пенсионных, медицинских и других социальных гарантий населению: кто виноват и что делать», подготовленной исследователями Финансового университета при правительстве Александром Сафоновым и Андреем Рагозиным.

Фискальная нагрузка на труд (социальные отчисления с зарплат плюс НДФЛ) в России оценивается в 43% и не варьируется в зависимости от количества детей и размера заработка. В то же время в развитых странах нагрузка составляет в среднем от 13,9 до 41,5% для одиноких работников и от 25,9 до 30,9% для семей с двумя детьми.

Причиной завышенной нагрузки выступает тот факт, что значительная часть населения относится к «безбилетникам», то есть платит пониженные взносы или не платит их совсем.

Наиболее системным решением «проблемы безбилетника», по мнению экспертов, представляется замена всей системы налогов, таможенных сборов, акцизов и социальных отчислений одним универсальным (обязательным для всех юридических и физических лиц) налогом на безналичные платежные транзакции, говорится в презентации. Это решение изначально было предложено специалистом по теневой экономике, американским экономистом Эдгаром Фейге.

Суть такого налога в том, что он автоматически удерживается по одинаковой ставке с каждой денежной транзакции, а также с каждой операции по снятию наличных и их внесению на безналичный счет. По мнению экспертов Финансового университета, применение такой системы в России принесет множество существенных преимуществ.

Эксперты провели расчет потенциальной ставки такого налога для полной замены им социальных отчислений с зарплат по данным 2020 года. В этот год через системно значимые платежные системы России было совершено безналичных платежей на сумму 1657,6 трлн руб. (почти 1,7 квадриллиона руб.), а общий бюджет ПФР, ФФОМС и ФСС был исполнен по доходам на сумму 13,6 трлн руб.

«Исходя из этих показателей, всю систему доходов внебюджетных фондов в 2020 году можно было заменить одним универсальным налогом со ставкой 0,82%», — говорится в презентации.

Однако существует в экспертных кругах и противоположно мнение:

«Проблема безбилетника» не является существенным фактором «завышенной» налоговой нагрузки на труд в России», – утверждает партнер Kept (бывшей КПМГ) Донат Подниек. «Проблема безбилетника» — это вопрос администрирования и контроля.

Вопрос «завышенности» налоговой нагрузки на труд является дискуссионным и во многом зависит от того, с какой страной сравнивать.

Более подробно см. здесь

 

Правительство предоставит налог/льготы химической отрасли

Председатель Правительства Михаил Мишустин подписал Постановление от 15 декабря 2022 года № 2312, которое расширяет перечень видов научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР), расходы по которым можно учитывать для уменьшения налоговых платежей. Теперь туда включена разработка и производство отдельных видов химической продукции.

В обновленный перечень включены 26 технологий производства химических веществ: удобрения и средства защиты растений, составы для нефтедобычи, моющие средства, производные для косметики, добавки для пластика и каучука, присадки к топливу и смазочным материалам, дезинфицирующие вещества, сырьё для фармацевтической промышленности, вещества для пищевых добавок.

Расходы по исследованиям и разработкам, которые содержатся в перечне, исключаются из базы расчёта налога на прибыль. Их следует отнести к прочим расходам с увеличивающим коэффициентом 1,5. Сами налоговые платежи для таких компаний станут ниже.

Это решение должно простимулировать развитие отечественной химической продукции в условиях внешних ограничений.

Более подробно см. здесь

 

Анонсирован проект об ограничении удаленки для уехавших россиян

В Госдуму в ближайшее время внесут законопроект об ограничении удаленной работы для россиян, покинувших страну, сообщил один из авторов инициативы — сенатор, глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас.

В начале декабря Клишас допускал, что в России могут разработать изменения в законодательство, чтобы сделать нахождение за границей «менее комфортным» для россиян, покинувших страну с начала частичной мобилизации.

«Многие из них сбежали, но продолжают работать в российских компаниях дистанционно. Можем ли мы менять закон в этом плане и ограничивать схемы, которые позволяют людям работать там [за рубежом], а деньги получать отсюда, и мы не можем понять, платят ли они все налоги? Можем», — говорил политик.

Сенатор указывал, что ограничения для работы из-за границы нужно ввести для сотрудников из «чувствительных сфер экономики», в числе которых он упоминал государственный сектор и транспортную безопасность.

Препятствовать возвращению россиян не будут, но отъезд во время частичной мобилизации с точки зрения «морально-этической» скорее подлежит осуждению, заявил Клишас.

Более подробно см. здесь

 

Проведена оценка эффективности налогового мониторинга за 2021 год

ФНС России провела оценку эффективности налогового контроля в форме налогового мониторинга за 2021 год. По ее результатам сформирован рейтинг налогоплательщиков.

Анализ проводился в отношении 209 организаций. Участники налогового мониторинга оценивались по 21 критерию, в том числе рассматривались динамика и отклонение налоговой нагрузки компании, полнота и своевременность уплаты налогов и сборов, наличие и выполнение мотивированных мнений, количество уточненных налоговых деклараций и требований о представлении документов, автоматизация и документирование контрольных процедур, полнота раскрытия рисков и уровень организации системы внутреннего контроля, а также уровень информационного взаимодействия с налоговым органом.

Максимально организация могла получить 100 баллов. Средний балл по всем компаниям превысил необходимые 50% и составил 61. Самый высокий балл из достигнутых – 81, самый низкий – 39. Чаще всего баллы снижались при уменьшении налоговой нагрузки в сравнении со среднеотраслевыми показателями, снижении менее чем на 90% удельного веса ИТ-зависимых и автоматических контрольных процедур, а также снижении менее чем на 80% удельного веса рисков, идентифицированных по видам деятельности организации с кодом НВР 1 уровня равным 11, 12 и 13. Негативно на рейтинге отразилось и отсутствие периодичности представления первичных учетных документов через информационные системы организаций.

Все компании в индивидуальном порядке будут ознакомлены с результатами оценки эффективности проведения налогового мониторинга и рейтингом налогоплательщиков.

Более подробно см. здесь

 

ФНС: налогоплательщики могут узнать предварительное сальдо по ЕНС

В связи с внедрением с 1 января 2023 года института Единого налогового счета налоговые органы проводят информационную кампанию по представлению сообщений о состоянии расчетов с бюджетом. Получить такое сообщение можно в налоговом органе лично.

Сообщения формируются на основании имеющихся у налоговых органов сведений и содержат предварительное сальдо Единого налогового счета и учет переплаты на Едином налоговом платеже. Такие сообщения позволят налогоплательщику актуализировать текущее состояние расчетов с бюджетом и быть готовым к переходу на Единый налоговый счет.

При выявлении некорректных данных в сообщении рекомендуется провести с налоговым органом совместную сверку расчетов.

Более подробно см. здесь

 

Премии преподавателей музыки освободили от НДФЛ

Правительство расширило состав выплат, которые освобождены от НДФЛ. Соответствующее Постановление от 16.12.2022 № 2328 опубликовано на официальном сайте кабмина.

Документ вносит изменения в перечень международных, иностранных и российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы, искусства, туризма и средств массовой информации, суммы которых не подлежат налогообложению.

Напомним, данный перечень утвержден правительственным постановлением от 06.02.2001 № 89.

Премии лучшим преподавателям в области музыкального искусства учреждены указом Президента в 2022 году. Претендовать на такие награды могут учителя, чей стаж педагогической работы в области музыкального искусства составляет не менее трёх лет.

Для преподавателей, работающих в детских музыкальных школах, школах искусств и хоровых школах, ежегодно предусмотрено 100 премий по 500 тыс. рублей. Для тех, кто преподаёт в музыкальных колледжах и вузах, – 50 премий по 1 млн рублей.

Премии присуждаются за высокие результаты профессиональной деятельности, которые оценивает специальная комиссия при Минкультуры. Новая награда призвана послужить стимулом для повышения мастерства преподавателей в области музыкального искусства.

Более подробно см. здесь

 

КПРФ выступает за поэтапную отмену НДС

Необходимо пересмотреть налоговую политику и отказаться от НДС, считает член Комитета ГД по бюджету и налогам Евгений Бессонов.

Необходимо полностью отменять НДС, потому что он тормозит экономическую активность и увеличивает стоимость товаров на 20%, отметил парламентарий на пресс-подходе перед пленарным заседанием.

Депутат добавил, что сегодня в повестке дня есть изменения в Налоговый кодекс и финансовый блок.

По мнению депутата, для замещения выпадающих налогов можно ввести дифференцированную шкалу подоходного налога и произвести национализацию природных ресурсов.

Более подробно см. здесь

 

ФНС напомнила банкам о необходимости сообщить о процентах по вкладам физлиц

Соответствующие разъяснения ФНС РФ  изложила в письме от 14.12.2022 № БС-4-11/16958@.

Так, банки, находящиеся на территории Российской Федерации, а также государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (в случае, если указанная государственная корпорация осуществляет функции временной администрации или полномочия конкурсного управляющего (ликвидатора) банка), обязаны предоставить Информацию в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом, в отношении каждого физического лица, которому производились такие выплаты в течение налогового периода.

Информация представляется головной организацией по каждому физическому лицу в целом по всем филиалам исключительно в электронной форме.

 

В Госдуме предложили ввести пятилетний мораторий на все проверки бизнеса

Фракция ЛДПР в Госдуме предлагает ввести пятилетний мораторий на все проверки для отечественного бизнеса. Об этом сообщил депутат Владимир Кошелев на заседании Госдумы в четверг.

"Нужно создать условия для работы в промышленности талантливых и инициативных людей. Для тех, кто способен открывать наши собственные производства и выпускать наш товар, нужно создать максимально благоприятные условия и полностью избавить их от любых проверок", - сказал он.

По словам парламентария, это поможет изменить отношение к "настоящим героям, которые двигают реальный сектор экономики страны".

"К предпринимателям нескончаемой чередой идут проверки, и отношение у каждого проверяющего к ним как к жуликам. Сколько предприятий из-за такого подхода разрушено, закрыто, сколько людей лишилось работы, а государство - налогов. Поэтому нам надо ввести пятилетний мораторий на все проверки реального сектора экономики", - резюмировал Кошелев.

Более подробно см. здесь

 

Налог/поступления от IT-сектора Москвы за 10 месяцев выросли на треть

Компании и предприниматели столичного ИТ-сектора в январе-октябре 2022 года перечислили в бюджет Москвы свыше 164 миллиарда рублей, что на треть больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Об этом сообщила министр правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города, входящего в Комплекс экономической политики и имущественно-земельных отношений столицы, Мария Багреева. Она рассказала: "ИТ-сфера демонстрирует значительный рост экономических показателей. Предприятия этой отрасли активно наращивают оборот, увеличивают выручку и зарплатный фонд. Доля налоговых поступлений от компаний ИТ-сферы в налоговых доходах столичного бюджета составила шесть процентов, и это с учетом того, что многие организации имеют льготы, в частности по налогу на прибыль".

Более подробно см. здесь

 

В избранное