Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Вестник о событиях в сфере налогов, права, бизнеса N 1-1-2023


 Группа компаний «Налоги и финансовое право»

www.cnfp.ru

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ

ВЕСТНИК

о событиях в сфере налогов, финансов, права и бизнеса

№ 1 - 1 - 2023

(январь, часть 1)

ГОРЯЧАЯ НОВОСТЬ МЕСЯЦА

Минфин разрабатывает законопроект c масштабными поправками в НК

ЕНП: ФНС пока не будет взыскивать долги и штрафовать за неподачу уведомлений

Принят первый налоговый закон 2023 года (акцизы, 1-ФЗ)

НОВЫЕ ЗАКОНЫ

Президент подписал законы о налогах…

… об освобождении от НДФЛ прощения кредита

… о расширении списка лиц, освобожденных от НДС при работе с драг/металлами

… о ратификации налогового договора с Республикой Беларусь

… о «донастройке» единого налогового счета

… об особенностях налогообложения присоединенных территорий

ГОСДУМА И НАЛОГИ

Календарь рассмотрения ГосДумой налоговых проектов в январе 2023

В ГосДуму внесены проекты о налогах…

… о реформе соглашений о защите капиталовложений

… о создании системы мониторинга противодействия коррупции

… об ответственности за подложные счета-фактуры и налог/декларации

… об исчислении срока давности по админ/правонарушениям

В ГосДуму внесены проекты о налогах…

… о занятости населения в РФ

… о деофшоризации

ГосДума приняла в 1м чтении проекты о налогах …

… об освобождении от НДФЛ пострадавших дольщиков

… о предоставлении налоговых документов онлайн

… об освобождении от НДФЛ выплат обучающимся

… о льготах по НДПИ для отдельных категорий налогоплательщиков

… о предоставлении льгот по НДС и налогу на прибыль

В ГосДуму внесены проекты о налогах…

…об освобождении от НДС лекарственных препаратов

…о установлении судами даты вступления в силу измененных договоров

ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ

ФНС представлен обзор практик устранения схем уклонения от налогов

Утверждён план законопроектной деятельности Правительства на 2023 год

ФНС актуализировала промостраницу по ЕНС

ФНС: в ЕНС будут включены не все суммы переплаты по налогам

Мобилизованным разрешили не сдавать статотчетность

Минфин уточнил учет курсовых разниц при расчете налога на прибыль

ФНС утвердила формы заявлений о зачёте и возврате налоговой переплаты с учётом ЕСН

IT-компании просят налоговой определенности

Продлено действие отсрочки уплаты страх/взносов для широкого перечня организаций

Налоговые доначисления бизнесу выросли в 2,2 раза

Туроператорам обещан нулевой НДС на четыре года

Счётная палата опубликовала отчёт об анализе налоговых расходов

Вопрос о налогообложении работающих в стране глобальных IT-компаний временно отложен

Утверждены поручения по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и нац/проектам

Внесены изменения в форму декларации по НДС



Налоги 2023: политика, судебная практика, налоговые риски


 

ГОРЯЧАЯ НОВОСТЬ МЕСЯЦА

 

Минфин разрабатывает законопроект c масштабными поправками в НК

11 января Минфин разместил на портале проектов НПА уведомление о разработке законопроекта в целях реализации отдельных положений основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики РФ.

Согласно указанным в уведомлении целям регулирования предполагается уточнение законодательства РФ о налогах и сборах в части налога на прибыль организаций, НДС, НДФЛ, имущественных налогов, налогообложения подакцизных товаров и специальных налоговых режимов.

В качестве заинтересованных органов, которых планируется привлечь к обсуждению, значатся экспертный совет при Правительстве, общественный совет при Минфине, ОП РФ, Минэкономразвития, ФНС, РСПП, ТПП, «Опора России» и «Деловая Россия».

Ранее подобный проект – по последним ОНБНТП уже появлялся прошлым летом, однако «завис». На данный момент он требует корректировки, в связи с чем начата разработка новой версии законопроекта.

В предыдущем варианте предусматривалось:

  • получение налоговиками сведений обо всех выдаваемых загранпаспортах; упрощение получения соцвычетов на лечение, обучение, спорт, страхование, НПФ;

  • необлагаемая страхвзносами и НДФЛ норма компенсации затрат дистанционщиков;

  • 30% НДФЛ для живущих за границей и при этом работающих дистанционно на российскую фирму;

  • много других нововведений для граждан в части исчисления НДФЛ;

  • несколько поправок в расчетах транпортного налога;

  • изменения, затрагивающие НДС, в том числе, увеличение необлагаемого норматива при раздаче рекламных товаров, уточнения по международным перевозкам;

  • правило выбора ставки по УСН при «переезде», продление действующего ограничения на перенос убытков на будущее, некоторые другие изменения, касающиеся налога на прибыль и спецрежимов.

Полагаем, что часть из названных положений войдут и в новую версию законопроекта Минфина.

Согласно плану законопроектной деятельности, представление законопроекта в правительство запланировано лишь на июнь, а внесение в ГосДуму - на сентябрь текущего года.

 

ЕНП: ФНС пока не будет взыскивать долги и штрафовать за неподачу уведомлений

ФНС в письме от 26.01.2023 № ЕД-26-8/2@ сообщила, что инспекции пока не должны взыскивать отрицательное сальдо единого налогового счета, в т.ч. пени. Запрет будет действовать до тех пор, пока не запустят централизованные процессы формирования пользовательских заданий о направлении требований. При этом налоговым органам поручили провести до 1 марта индивидуальные сверки с налогоплательщиками и страхователями.

Помимо этого, инспекции не должны штрафовать:

  • за неподачу уведомления об исчисленных налогах и взносах, пока ФНС не разъяснит, когда наступает ответственность;

  • за неуплату налогов и неудержание сумм налоговым агентом. Ограничение действует до 1 мая и до окончания декларационной кампании по итогам 2022 года, когда сформируют окончательное сальдо ЕНС. Исключение – ситуации, когда по результатам проверок выявили занижение налоговой базы или базы по взносам либо иной неверный расчет налога, сбора, взносов.

Так, ФНС исключила принудительное взыскание по отрицательному сальдо на едином налоговом счете (ЕНС) непосредственно до проведения индивидуальных сверок. В настоящее время налоговая служба выявила более четырехсот таких ошибок. Об этом говорится в письме главы ФНС Даниила Егорова в межрегиональные налоговые инспекции.

Более подробно см. здесь

 

Принят первый налоговый закон 2023 года (акцизы, 1-ФЗ)

27 января В.В.Путин подписал Федеральный закон от 27.01.2023 № 1-ФЗ «О внесении изменений в ст. 181 и 193 ч. II НК РФ»

Законом с 1 марта 2023 г. индексируются налоговые ставки акцизов на сигареты, папиросы, табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путём нагревания, а также на жидкости для электронных систем доставки никотина.

При этом из перечня подакцизных товаров исключаются устройства для нагревания табака.

Так, акцизы на сигареты и папиросы будут увеличены на 2%: с 2552 рублей за 1 тыс. штук до 2603 рублей (плюс 16% расчетной стоимости). Ставки акцизов на жидкости для вейпов повышаются на 11%: с 1 марта до 31 декабря 2023 года до 20 рублей за 1 мл (до 21 рублей на 2024 год, до 22 рублей - на 2025 год). Отменяется акциз на сами электронные системы доставки никотина, устройства для нагревания табака (64 рубля за штуку).

Акцизы на нагреваемый табак с марта будут увеличены на 10,6% - с 7839 рублей до 8669 рублей за кг (в 2024 году - с 8153 рублей до 9016 рублей, в 2025 году - с 8470 рублей до 9377 рублей).

 

 

НОВЫЕ ЗАКОНЫ

 

Президент подписал законы о налогах…

… об освобождении от НДФЛ прощения кредита

29 декабря В.В.Путин подписал Федеральный закон от 29.12.2022 № 619-ФЗ «О внесении изменений в ст. 217 ч. II НК РФ»

Законом предусмотрено внесение пункта 65 в ст. 217 НК РФ, согласно которому обязанность по уплате налога у гражданина не возникнет вследствие полного или частичного прощения кредитором в 2022-2023 годах обязательств заемщика, вытекающих из ипотечных кредитных договоров.

В пояснительной записке к закону отмечалось, что снижение кредитором размера денежных обязательств заемщика, как правило, является вынужденной мерой и направлено на оказание необходимой помощи заемщику, попавшему в трудную жизненную ситуацию. При этом необходимость уплаты налога на доходы физических лиц, возникающая в случае прощения кредитором части задолженности, влечет за собой дополнительную финансовую нагрузку на гражданина. Данные меры направлены на снижение долговой нагрузки на граждан в текущей экономической и геополитической ситуации.

Закон вступил в силу со дня его официального опубликования. Положения абз. 5 п. 65 ст. 217 НК РФ применяются в отношении доходов, полученных с 1 января 2022 года.

 

… о расширении списка лиц, освобожденных от НДС при работе с драг/металлами

29 декабря президент РФ подписал Федеральный закон от 29.12.2022 № 596-ФЗ «О внесении изменений в ст. 149 ч. II НК РФ и о признании утратившей силу ч. 6 ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений в ч. II НК РФ»

Законом расширен состав организаций, имеющих право использовать преференциальный налоговый режим освобождения от НДС операций по реализации физическим лицам слитков драгоценных металлов, включив в их число:

– аффинажные организации, - специализированные организации, имеющие исключительную правоспособность по аффинажу драгоценных металлов и включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень (Постановление Правительства РФ от 17.08.1998 № 972 «Об утверждении Порядка работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов»);

– организацию, изготавливающую банкноты и монету Банка России.

«Проектируемое увеличение количества участников розничного рынка инвестиционных драгоценных металлов и его стандартизация приведет к росту ликвидности слитков драгоценных металлов, сужению спредов цен покупки-продажи для физических лиц, повышению роли инвестиционных драгоценных металлов в дедоларизации национальной экономики», — отмечалось в пояснительной записке к документу.

Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС.

 

… о ратификации налогового договора с Республикой Беларусь

29 декабря президент подписал Федеральный закон от 29.12.2022 № 576-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об общих принципах налогообложения по косвенным налогам».

Основными целями Договора являются устранение налоговых барьеров во взаимной торговле и иных формах экономического сотрудничества хозяйствующих субъектов, обеспечение целостности фискальной базы Сторон и формирование единого информационного пространства для системного сотрудничества и взаимной помощи налоговых органов Сторон в противодействии уклонению от уплаты косвенных налогов, в том числе при трансграничной торговле.

Договор предусматривает гармонизацию налогового законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации и сотрудничество Сторон в сфере налогового администрирования:

- приведение законодательства Сторон по косвенным налогам (НДС и акцизам) в соответствие с положениями Договора, в частности, закрепляются размеры минимальных налоговых ставок, перечень освобождений и льгот по косвенным налогам;

- порядок и условия предоставления межгосударственных бюджетных трансфертов Республике Беларусь; создание интегрированной системы администрирования косвенных налогов (ИСА КН) в целях передачи информации для сквозного анализа данных по НДС;

- создание коллегиального органа - Наднационального налогового комитета, основной функционал которого заключается в координации сторон по реализации Договора.

 

… о «донастройке» единого налогового счета

28 декабря В.В.Путин подписал Федеральный закон от 28.12.2022 № 565-ФЗ «О внесении изменений в ч. I и II НК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».

Законопроектом исключаются такие понятия, как «суммы излишне уплаченных и излишне взысканных» налогов в связи с неприменимостью  указанных понятий к институту единого налогового счета, уточняется порядок расчета пеней в случае доначисления сумм налогов за периоды до 1 января 2023 г. по решению налогового органа и в случае предоставления налогоплательщику отсрочки или рассрочки, а также предусматривается возврат денежных средств в размере положительного сальдо единого налогового счета налогоплательщика в случае его смерти.

При этом уточняется порядок расчета пеней в случае доначисления налогов за периоды до 1 января 2023 года по решению налогового органа и в случае предоставления налогоплательщику отсрочки или рассрочки. Также предусматривается возврат денежных средств на обычный банковский счет в размере положительного сальдо ЕНС налогоплательщика в случае его смерти.

Если до введения ЕНС налоги уплачивались отдельно по каждому виду, с подготовкой документов также отдельно по каждому платежу, то с 2023 года платить налоги и взносы нужно будет одним платежным поручением.

Перечисленные средства будут зачислены на ЕНС каждого плательщика. "Эти суммы далее сама налоговая служба распределит по назначению, исходя из данных о начислениях плательщика: сначала будет закрыта задолженность, начиная с налога с более ранним сроком уплаты, затем начисления с текущим сроком уплаты, последними - пени, проценты и штрафы. Если сроки уплаты совпадают, то ЕНП распределится пропорционально суммам обязательств", - говорится в сообщении ФНС.

Для юрлиц и предпринимателей ЕНС имеет свои особенности: единый срок уплаты налогов - не позднее 28 числа и предоставление основных видов налоговой отчетности не позднее 25 числа после окончания соответствующего налогового периода.

В ходе второго чтения депутаты поддержали ряд дополнительных поправок, которыми уточняются правила взыскания пеней, применения налоговых вычетов по НДС, акцизам, зачета излишне уплаченных сумм страховых взносов, а также особенности исполнения обязанностей налоговыми агентами и сроки представления уполномоченными банками в налоговый орган информации о суммах и видах выплаченных доходов, вычетах. Также внесена поправка по КИК (в статью 25.15 НК), разрешающая не учитывать дивиденды подсанкицонным налогоплательщикам.

Кроме этого, приняты поправки по НДФЛ:

  • НДФЛ, исчисленный и удержанный налоговым агентом, перечисляется по месту его учета в налоговом органе (месту его жительства), а также по месту нахождения каждого его обособленного подразделения независимо от суммы исчисленного НДФЛ;

  • предельный срок направления налоговым агентом сообщения о невозможности удержать НДФЛ перенесен с 1 марта на 25 февраля;

  • изменены сроки уплаты удержанного НДФЛ налоговым агентом по операциям с ценными бумагами и ЦФА;

  • введена норма, согласно которой в случае выявления факта неправомерного неудержания налоговым агентом сумм НДФЛ указанные суммы налога подлежат доначислению налоговому агенту;

  • с отчетности за 2022 год в Справке о доходах и суммах налога физического лица к расчету 6-НДФЛне будут указываться сведения о суммах налога, уплаченных в бюджет.

 Закон вступил в силу 28 декабря 2022 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки.

 

… об особенностях налогообложения присоединенных территорий

28 декабря В.В.Путин подписал Федеральный закон от 28.12.2022 № 564-ФЗ «О внесении изменений в ст. 4 ч. I и ч. II НК РФ и отдельные законодательные акты РФ»

Законом предусматривается наделение Правительства Российской Федерации полномочиями издавать до 31 декабря 2023 года нормативные правовые акты, предусматривающие особенности применения законодательства о налогах и сборах на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в 2023 году, в частности, порядка постановки на учет в налоговых органах организаций и физических лиц; порядка перехода налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность на указанных территориях, на специальные налоговые режимы; порядка учета расходов, понесенных налогоплательщиками, осуществляющими предпринимательскую деятельность на указанных территориях, до 1 января 2023 года, для целей налогообложения.

Также определяется особый порядок признания граждан Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области налоговыми резидентами Российской Федерации в 2023 году.

Устанавливаются условия начала применения и порядка введения региональных и местных налогов на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, а также порядок перехода налогоплательщиков на применение контрольно-кассовой техники на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области.

Закон вступил в силу со дня официального опубликования.

 

 

ГОСДУМА И НАЛОГИ

 

Календарь рассмотрения ГосДумой налоговых проектов в январе 2023

На пленарном заседании 16.01.2023 утвержден проект постановления ГД № 270268-8 «О календаре рассмотрения вопросов ГД в январе 2023 г.», согласно которому в январе будут рассмотрены следующие законопроекты по внесению изменений в законодательные акты в сфере налогообложения и финансового права:

  • О проекте федерального закона № 232856-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О внесении изменений в гл. 21 ч. II НК РФ и о приостановлении действия абз. 3 подп. 7 п. 2 ст. 149 ч. II НК РФ в части услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении» (о продлении действия нулевой ставки НДС в отношении услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении) (принят в 1 чтении 06.12.22)

  • О проекте федерального закона № 69209-8 «О внесении изменений в ст. 181 и 193 ч. II НК РФ» (в части взимания акцизов с электронных систем доставки никотина одноразового использования) (принят в 1 чтении 13.09.22)

  • О проекте федерального закона № 246186-8 «О внесении изменений в ч. I НК РФ» (в части совершенствования порядка взаимодействия налогоплательщиков - физических лиц с налоговыми органами в электронной форме) (рассмотрен Советом ГД 07.12.22)

  • О проекте федерального закона № 254008-8

    «О внесении изменений в ст. 33333 ч. II НК РФ» (в части изменения размера государственной пошлины) (рассмотрен Советом ГД 14.12.22)

  • О проекте федерального закона № 260060-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (об установлении пониженных ставок страховых взносов для участников промышленных кластеров) (рассмотрен Советом ГД 21.12.22)

  • О проекте федерального закона № 260062-8 «О внесении изменений в ч. II НК РФ» (в части установления порядка налогообложения отдельных операций) (рассмотрен Советом ГД 21.12.22)

  • О проекте федерального закона № 248696-8 «О внесении изменения в ст. 217 ч. II НК РФ» (в части освобождения от обложения НДФЛ отдельных видов доходов) (рассмотрен Советом ГД 12.12.22)

  • О проекте федерального закона № 155412-8 «О признании утратившим силу Федерального закона от 28 июня 2021 г. № 223-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (рассмотрен Советом ГД 15.07.22, 19.12.22)

  • О проекте федерального закона № 230881-8 «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в ГД» (о расширении категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, претендующих на получение мер финансовой поддержки) (рассмотрен Советом ГД 14.11.22)

 

В ГосДуму внесены проекты о налогах…

… о реформе соглашений о защите капиталовложений

12 января в ГосДуму внесен законопроект № 255995-8 «О денонсации соглашений о поощрении и взаимной защите (СПиВЗК) капиталовложений с недружественными странами или приостановления действия соглашений с другими недружественными странами» по инициативе депутатов партии КПРФ.

    В данном проекте федерального закона предлагается провести ревизию международных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений (СПиВЗК), заключенных с более 60 зарубежными государствами в целях предоставления международно-правовых гарантий инвесторам из соответствующей страны (гарантии выплаты компенсации при национализации, справедливого разрешения спора и др.) и по результатам оформить законодательное решение о денонсации соглашений (СПиВЗК), заключенных в недружественными государствами.

В пояснительной записке разъясняется, что такие соглашения по содержанию призваны защищать инвесторов из обеих стран на территориях друг друга, однако «в реальности инвестиции следуют в одном направлении – из богатого государства – в бедное». Россия такие соглашения заключила со всеми экономически развитыми государствами, которые теперь являются недружественными, такими как Великобритания, США, страны ЕС, то есть со странами, от которых Россия ждет капиталовложений и инвесторов которых необходимо защищать.

 

… о создании системы мониторинга противодействия коррупции

11 января в ГосДуму внесен законопроект № 275491-8 «О Российской комиссии по мониторингу и регулированию законодательства в области противодействия коррупции» по инициативе депутатов партии «Новые люди».

Ранее президент РФ В.Путин внес в ГосДуму законопроект № 272467-8 о денонсации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию. В этой связи парламентарии предлагают создать национальный аналог механизма мониторинга и противодействия коррупции, привлечь к его работе представителей госорганов и членов НКО.

«Законопроектом предлагается создать альтернативный национальный механизм мониторинга и подготовки предложений по осуществлению мероприятий и нормативно-правовому регулированию национальной политики в области противодействия коррупции», - говорится в пояснительной записке.

Согласно предусмотренным нововведениям, в состав комиссии по мониторингу и противодействию коррупции предлагается включить представителей органов публичной власти: президента, правительства, Конституционного суда, Верховного суда, Генеральной прокуратуры, Следственного комитета, Центрального банка, Счетной палаты. Кроме того, согласно инициативе, в состав комиссии должны войти представители парламентских фракций, члены Совета Федерации, уполномоченного по правам человека и уполномоченного по защите прав предпринимателей и некоммерческих организаций, специализирующихся в области противодействия коррупции.

В соответствии с законопроектом, основными задачами комиссии являются подготовка ежегодного доклада о реализации национальной политики в области противодействия коррупции; организация постоянного контроля и мониторинга реализации мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции; обеспечение проведения комплексного анализа и определение направлений дальнейшего развития национальной политики в области противодействия коррупции; подготовка предложений по совершенствованию нормативного правового регулирования в области противодействия коррупции.

 

… об ответственности за подложные счета-фактуры и налог/декларации

21 декабря в ГосДуму внесен законопроект № 263208-8 «О внесении изменений в УК РФ и УПК РФ» по инициативе депутатов партий «Единая Россия» и ЛДПР. Само по себе такое объединение двух партий для совместной разработки проекта вызывает повышенный интерес к данной инициативе.

Предлагается дополнить ст. 173.3 УК РФ штрафами от 100 до 300 тыс. руб за представление и сбыт подложных счетов-фактур или деклараций. Кроме этого, предусмотрены такие виды наказания, как принудительная работа (до 4 лет) и тюремное заключение.

В случае, если сбытом счетов-фактур занималась группа лиц, наказание будет строже – лишение свободы до 7 лет и штраф в размере зарплаты за 5 лет.

«Счета-фактуры и налоговые декларации признаются подложными, если они оформлены с использованием подставных лиц либо незаконным использованием персональных данных и содержат заведомо ложные сведения об отгрузке товаров, выполнении работ, оказании услуг, передаче имущественных прав», – такое разъяснение дали авторы законопроекта.

Как отмечено в пояснительной записке к документу, существующие нормы УК РФ не позволяют применить к организаторам фиктивного документооборота уголовных мер воздействия, соразмерных опасности их деяний. Между тем только в 2021 году незаконно оформленные налоговые НДС-вычеты составили 1 трлн рублей.

 

… об исчислении срока давности по админ/правонарушениям

8 декабря в ГосДуму внесен законопроект № 253855-8 «О внесении изменений в ст. 4.5 и 4.8 КоАП РФ» (об уточнении порядка исчисления сроков) по инициативе Правительства РФ.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, по общему правилу постановление по административному делу не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня правонарушения. Между тем в соответствии с частью 1 статьи 4.8 КоАП течение срока давности, определенного периодом, начинается на следующий день после совершения правонарушения.

Конституционный суд признал часть 1 статьи 4.5 КоАП не соответствующей Основному закону страны в той мере, в какой она порождает неоднозначность в вопросе о дне начала исчисления срока давности привлечения к административной ответственности за правонарушения.

Для устранения выявленной неопределенности законопроектом предлагается дополнить статью 4.5 КоАП нормой, по которой срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня совершения правонарушения.

Также законопроект предусматривает, что постановление по административному делу не может быть вынесено по истечении 60 календарных дней со дня совершения правонарушения, а по делу, рассматриваемому судьей, — по истечении 90 календарных дней.

 

В ГосДуму внесены проекты о налогах…

… о занятости населения в РФ

11 января в ГосДуму внесен законопроект № 275599-8 «О занятости населения в РФ» (в части изменения законодательства о занятости населения, введения эффективных инструментов необходимых для решения государственных задач) по инициативе депутатов партии «Единая Россия».

Законопроект вводит новые категории лиц, которые нуждаются в особой поддержке в трудовой сфере: бывших участников специальной военной операции и граждан под риском увольнения.

Для работодателей вводятся исключения, при которых они могут не соблюдать квоты на трудоустройство инвалидов, а сами квоты привяжут к характеру инвалидности работника.

Документ позволит признавать граждан безработными не только по месту официальной регистрации, но и по месту пребывания, а также восстанавливать статус безработного при переезде в другой регион. Граждане смогут устраиваться на короткие подработки, не снимаясь с учета в качестве безработных.

Размер пособия по безработице предлагается рассчитывать исходя из минимального размера оплаты труда. Законопроект корректирует порядок назначения максимального и минимального пособия по безработице. Сейчас на максимальные выплаты не имеют права те, кто в предшествующий период вели деятельность как самозанятые или индивидуальные предприниматели. При этом получаемое вознаграждение было, по сути, их заработком, указывают авторы документа, а потому такое разделение несправедливо. В случае принятия законопроекта лица, которые были самозанятыми или ИП не менее года до регистрации в качестве безработных и не имеют долгов перед бюджетом, получат среднее, а не минимальное пособие.

Кроме того, новелла содержит отдельную главу, которая посвящена мониторингу и прогнозированию рынка труда. В действующей редакции закона «О занятости» ее нет. Вошедшие нормы сформулировали путем консолидации и упорядочивания соответствующих положений, которые сейчас бессистемны.

Еще одна новая глава посвящена взаимодействию органов службы занятости с образовательными организациями. Количество бюджетных мест в образовательных организациях предлагается определять с учетом потребностей рынка труда.

 

Комментарий от «НФП»: с самой концепцией закона, как самостоятельного нормативного документа можно вполне поспорить, т.к. универсальным и самым полным документом, регламентирующим трудовые отношения в РФ, является Трудовой кодекс РФ. Поэтому можно предположить, что логичнее, положения законопроекта было бы внести именно в этот кодифицированный законодательный акт.

Кроме того, хотелось бы отметить, что еще в 2021 году партия «Единая Россия» одобрила идея о введении в России такого самостоятельного вида обязательного страхования, как «страхование занятости», с введением соответствующих отчислений с работодателя. Не смотря на то, что с момент обнародования данной идеи прошло почти 2 года, решения по этому поводу пока не принято. Не реализуется она и в вышеуказанном законопроекте, что можно являться косвенным признаком того, что власти (пока во всяком случае) отказались от предложений дополнительного фискального обременения работодателей.

 

… о деофшоризации

23 января в ГосДуму внесен законопроект № 281874-8 «О деофшоризации» по инициативе депутатов партии «Справедливая Россия».

Законопроект предполагает передачу под управление государства предприятий, зарегистрированных в офшорных зонах.

Расположенные в России активы, принадлежащие российским или иностранным неофшорным собственникам, управляемые офшорными компаниями, передаются в управление государству и могут быть переданы собственниками в управление российским компаниям в течение шести месяцев. В противном случае они считаются переданными в управление российскому государству навсегда.

При этом в случае нежелания собственников проводить перерегистрацию компаний предлагается конфисковать их в государственную собственность как бесхозное имущество.

 

ГосДума приняла в 1м чтении проекты о налогах …

… об освобождении от НДФЛ пострадавших дольщиков

19 января ГосДума приняла в 1м чтении законопроект № 210913-8 «О внесении изменения в ст. 217 ч. II НК РФ».

Законопроектом предлагается дополнить п.71 ст.217 НК РФ и освободить от НДФЛ компенсации, которые получает дольщик в связи с банкротством застройщика в том случае, если такая компенсация осуществляется на основании законодательства субъектов РФ.

В пояснительной записке к законопроекту авторы указывают на то, что в настоящий момент доходы, обманутых дольщиков освобождаются от НДФЛ только в том случае, если осуществляется компенсация на основании Федерального закона о Фонде развития территорий.

Вместе с тем нередки случаи, когда дольщики получают компенсацию также на основании законодательства субъектов РФ. Например, дольщики могут получать вместо непостроенной квартиры какую-то другую квартиру и платить за нее налог.

В связи с чем доходы в виде возмещения, полученного налогоплательщиком в соответствии с законами субъектов РФ по защите прав граждан - участников долевого строительства при банкротстве застройщиков, подлежат освобождению от НДФЛ.

 

… о предоставлении налоговых документов онлайн

18 января ГосДума приняла в 1м чтении законопроект № 246186-8 «О внесении изменений в ч. I НК РФ».

Законопроектом предлагается установить, что передача налоговым органом документов, содержащих сведения о налогоплательщике, составляющие налоговую тайну, в электронной форме через личный кабинет на ЕПГУ будет осуществляться при наличии согласия на это указанного налогоплательщика, выраженного им в уведомлении о представлении документов через личный кабинет на ЕПГУ.

Документы, которые могут передаваться налоговыми органами налогоплательщику через личный кабинет на ЕПГУ, будут определяться непосредственно Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс).

В частности, пунктом 4 статьи 52 НК РФ (в редакции законопроекта) предусматривается, что через личный кабинет на ЕПГУ может быть передано налоговое уведомление.

В пояснительной записке разъясняется, что реализация законопроекта позволит отказаться от дублирования направления налоговых уведомлений почтовым сообщением на бумажном носителе для налогоплательщиков - пользователей ЕПГУ, которые направили в налоговый орган уведомление о представлении документов через личный кабинет на ЕПГУ и приведёт к значительному сокращению бюджетных расходов на массовую печать и направление налоговых уведомлений.

 

… об освобождении от НДФЛ выплат обучающимся

18 января ГосДума приняла в 1м чтении законопроект № 248696-8 «О внесении изменения в ст. 217 НК РФ».

Законопроектом предлагается освободить от налогообложения в полном объеме выплаты, которые обучающиеся получают в качестве материальной поддержки именно в связи с нуждаемостью.

В пояснительной записке к законопроекту разъясняется, что материальная поддержка нуждающихся обучающихся по сути является целевой выплатой, предназначенной для решения ими трудной жизненной ситуации, а не материальным обогащением. При удержании налога сумма выплаты уменьшается, что снижает ее результативность для конкретного обучающегося.

 

… о льготах по НДПИ для отдельных категорий налогоплательщиков

18 января ГосДума приняла в 1м чтении законопроект № 265873-8 «О внесении изменений в ст. 342-10 ч. II НК РФ» о налогообложении добычи многокомпонентных комплексных руд, содержащих медь, никель, металлы платиновой группы.

Законопроект предусматривает, что коэффициент Кмкр (используется при расчете НДПИ для многокомпонентной комплексной руды с содержанием меди, никеля, металлов платиновой группы) будет равным нулю с 1 января 2026 года до 1 января 2038 года для проектов, которые соответствуют ряду требований.

А именно, участки недр должны быть расположены полностью или частично на территории Красноярского края, лицензия на пользование ими выдана до 1 января 2014 года, степень выработанности запасов на 1 января 2022 года - менее 1%, в добываемой руде содержание металлов платиновой группы составляет не менее 1 грамма и не более 4 граммов на тонну руды.

Нулевой НДПИ будет установлен, если компания вложит в добычу не менее 89 млрд. рублей с 2023 по 2030 год. Инвестиции должны направляться на создание, приобретение, сооружение, изготовление объектов основных средств, в том числе объектов дорожной, транспортной, инженерной, энергетической, коммунальной, социальной, цифровой инфраструктур.

Так, "Черногорская ГРК" действует в составе группы "Русская Платина", контролируемой Мусой Бажаевым. Производственная мощность горно-обогатительного комплекса на базе Черногорского месторождения медно-никелевых руд в Красноярском крае составит 7 млн. тонн руды в год. Ввод комплекса намечен на 2024 год.

 

… о предоставлении льгот по НДС и налогу на прибыль

18 января ГосДума приняла в 1м чтении законопроект № 260062-8 «О внесении изменений в ч. II НК РФ (в части установления порядка налогообложения отдельных операций).

Законопроектом предлагается внести изменения в гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» и гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, направленные на установление порядка налогообложения операций, возникающих в рамках соглашений о сервисных рисках, предусмотренных Федеральным законом от 1 апреля 2022 г. № 75-ФЗ «О соглашениях, заключаемых при осуществлении геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, и о внесении изменения в Закон Российской Федерации «О недрах», применительно к которым может возникнуть неопределенность в применении действующих правил налогообложения.

Одобренные комитетом поправки в Налоговый кодекс предполагают, в частности, что денежные средства, полученные оператором - управляющим товарищем по соглашению об управлении финансированием для работы в качестве оператора по соглашению о сервисных рисках, а также денежные средства, полученные в счет возврата управляющим товарищем такого финансирования, не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Освобождаются от НДС на территории РФ операции финансирования участия управляющего товарища в соглашении о сервисных рисках.

В состав внереализационных доходов и расходов для исчисления налога на прибыль организаций будут включаться: стоимость доходной части добытых полезных ископаемых при их распределении по соглашению о сервисных рисках либо по соглашению об управлении финансированием.

Для формирования резервов по сомнительным долгам в качестве безнадежного долга признается дебиторская задолженность по соглашению о сервисных рисках или по соглашению об управлении финансированием, в случае досрочного расторжения указанных соглашений, в том числе в связи с прекращением деятельности по разработке участка недр.

В заключении на законопроект комитет Госдумы предложил рассмотреть вопрос о распространении действия положений законопроекта с 1 января 2023 г., в то время как сейчас заложен срок вступления в силу через месяц после официального опубликования.

 

В ГосДуму внесены проекты о налогах…

…об освобождении от НДС лекарственных препаратов

26 января в ГосДуму внесен законопроект № 285555-8 «О внесении изменения в ст. 149 ч. II НК РФ» (об освобождении от НДС отдельных видов лекарственных препаратов) по инициативе Правительства РФ.

Законопроект предполагает освобождение Фонда поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями «Круг добра» от уплаты НДС при передаче незарегистрированных в России лекарств.

Так, от НДС будет освобождена реализация Фонду лекарств, незарегистрированных в России и ввезенных в страну без уплаты НДС на основании разрешения Минздрава России для лечения детей с тяжелыми редкими заболеваниями. Также от уплаты НДС освободят передачу таких лекарств Фондом «Круг добра» государственным медицинским организациям.

На сегодняшний день при ввозе на территорию России таких препаратов НДС не уплачивается при условии представления в таможенные органы соответствующего разрешения, выданного Минздравом России. При этом осуществлять ввоз таких лекарственных препаратов имеют право только организации, указанные в Федеральном законе № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», в число которых Фонд «Круг добра» не включен. Поэтому при ввозе в Россию незарегистрированных лекарственных препаратов организации, осуществляющие в интересах и по поручению Фонда их ввоз, НДС не уплачивают. При этом при дальнейшей передаче препаратов Фонду, а также Фондом медицинским и аптечным организациям НДС уплачивается в общеустановленном порядке.

 

…о установлении судами даты вступления в силу измененных договоров

26 января в ГосДуму внесен законопроект № 285552-8 «О внесении изменения в ст. 453 ч. I ГК РФ» по инициативе Правительства РФ.

Законопроектом предполагается внесение поправки в п. 3 ст. 453 ГК РФ. В этой норме говорится о том, что при изменении или расторжении договора в судебном порядке обязательства считаются измененными или прекращенными с момента вступления в законную силу решения суда. Положение хотят поправить, указав "если иное не установлено решением суда". Таким образом, судам фактически дадут право корректировать обязательства сторон не только на будущее, но и "задним числом".

Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, действующим п. 3 ст. 453 ГК РФ не учитывается практическая возможность возникновения правовых ситуаций, при которых сторона договора не исполняет обязательство вследствие существенного изменения обстоятельств (например, в случае если невыполнение работ по установке было обусловлено отсутствием необходимого для этого оборудования, которое контрагент - иностранная организация отказалось поставить, а при заключении договора поставки стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет), при этом стороны договора не смогли прийти к соглашению об изменении условий данного договора (например, условия о замене иностранного оборудования оборудованием отечественного производства) и обратились в суд.

Так, поправки позволят защитить компании, которые не исполнили договорные обязательства из-за санкций и проблем с логистикой.

 


ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ

 

ФНС представлен обзор практик устранения схем уклонения от налогов

ФНС выпустила письмо от 30.12.2022 № СД-4-18/17916@ «О направлении Обзора успешных практик устранения схем уклонения от налогообложения» об успешных практиках выявления бенефициаров, получающих незаконные доходы от налоговой оптимизации.

В приложении к письму указывается, что из 45 налогоплательщиков реальные бенефициары из состава руководителей, учредителей, главных бухгалтеров должников выявлены в 31 случае (68,9%); из числа лиц, неформально управляющих деятельностью должника и/или получающих от этого экономически необоснованную выгоду, реальные бенефициары выявлены в 14 случаях (31,1%).

Также приведен комплекс мероприятий по определению схемы косвенного участия контролирующих лиц в деятельности налогоплательщика, а также наиболее эффективные мероприятия налоговых и правоохранительных органов по установлению бенефициаров.

Бенефициарами обычно являются учредители (участники) налогоплательщика, родственники или знакомые учредителей (участников), номинальных руководителей либо работодатели последних по основному месту работы, то есть аффилированные и зависимые лица.

В письме также названы признаки аффилированности и зависимости налогоплательщика:

  • наличие у номинальных учредителей и руководителей основного места работы в другой организации, принадлежащей реальному выгодоприобретателю (например, владельцу группы компаний);

  • привлечение персонала, средств производства другой фирмы;

  • ведение бухучета теми же лицами, что и в основной организации, общий юридический, фактический и IP-адрес, телефон, офисные, производственные и складские помещения, использование наименования основной организации, системы скидок, привилегий;

  • расходование денежных средств зависимой фирмы на нужды основной организации и лично бенефициара.

Кроме того, приведены непосредственно примеры успешных практик с описанием обстоятельств, касающихся выявления и пресечения преступлений в сфере налогообложения.

 

Утверждён план законопроектной деятельности Правительства на 2023 год

Опубликован План законопроектной деятельности Правительства РФ на 2023 год, согласно которому год должен стать одним из самых спокойных по части налоговых "донастроек", чисто налоговый законопроект всего один.

Ряд пунктов документа касаются экономического блока, а пункты 7, 8, 20 и 23 непосредственно относятся к бухгалтерской сфере.

Минфину России поручается подготовить предложения о внесении изменений:

  • в ч. I и II НК РФ в целях реализации отдельных положений основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики РФ;

  • в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ» в части оптимизации порядка применения контрольно-кассовой техники и упорядочивания работы участников отношений в сфере применения контрольно-кассовой техники;

  • в Бюджетный кодекс РФ в части создания правовых основ осуществления контроллинга, в части положений, касающихся доходов бюджетов бюджетной системы РФ, и иных положений Бюджетного кодекса РФ;

  • в Кодекс РФ об административных правонарушениях в целях повышения эффективности осуществления контрольной деятельности за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

 

ФНС актуализировала промостраницу по ЕНС

В декабре 2022 г. на сайте налоговой службы была запущена промостраница по ЕНС, информация на которой все еще дополняется и структурируется.

ФНС составила свежие таблицы, в которых указаны налоги, уплачиваемые через ЕНС, уплачиваемые по КБК, а также обоими способами.

Во всех таблицах по каждому налогу опубликованы действующие КБК.

Вместе с тем, на промостранице осталось утверждение о том, что в 2023 году можно любые налоги платить посредством платежного поручения

 

ФНС: в ЕНС будут включены не все суммы переплаты по налогам

ФНС в своем письме от 28.12.2022 № СД-3-8/15024@ указала, что сумма налоговой переплаты, возникшая более чем за три года, на едином налоговом счете учитываться не будет.

Ведомство напоминает, что ст. 78 НК РФ разрешает подавать заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством.

Учитывая, что в действующем законодательстве сумма излишне уплаченного налога, образованная за пределами трехлетнего срока, не подлежит возврату (зачету), при формировании сальдо единого налогового счета из состава совокупной суммы обязанностей такие суммы переплаты исключаются.

Тем самым сумма переплаты, возникшая более чем за три года, на едином налоговом счете учитываться не будет, зачет таких сумм не производится.

 

Мобилизованным разрешили не сдавать статотчетность

Правительство расширило меры поддержки в связи частичной мобилизацией. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 13.01.2023 № 15 от сдачи статотчетности освободили, в частности, организации, в которых мобилизованный — руководитель и одновременно единственный участник.

Освобождение действует на период военной службы и до 28-го числа включительно третьего месяца, следующего за месяцем окончания мобилизации или увольнения со службы.

Предполагается, что такая мера поддержки позволит мобилизованным избежать штрафов за неподачу отчетности.

 

Минфин уточнил учет курсовых разниц при расчете налога на прибыль

Минфин в письме от 22.12.2022 № 03-03-10/126074 указал: положительные и отрицательные курсовые разницы, возникшие по каждому не прекращенному на 31.12.2022 требованию или обязательству, нужно сравнить между собой:

  • если отрицательные разницы превысили положительные, то такое превышение учитывают при исчислении базы по налогу на прибыль за 2022 год;

  • если же положительные разницы превысили отрицательные, то их нужно будет учесть при исчислении базы в том периоде, в котором погасят требование или обязательство.

ФНС письмом от 26.12.2022 № СД-4-3/17561@ направила данное разъяснение нижестоящим налоговым органам.

 

ФНС утвердила формы заявлений о зачёте и возврате налоговой переплаты с учётом ЕСН

30 ноября 2022 г. ФНС России приняла Приказ № ЕД-7-8/1133@ «Об утверждении форм и форматов представления документов, используемых налоговыми органами и налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами при осуществлении зачета и возврата сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета, а также излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины» (зарегистрирован в Минюсте 30.12.2022 № 71900).

ФНС определила формы и форматы документов, которые инспекции и налогоплательщики должны использовать с 10 января при зачете и возврате переплаты. Речь идет, в частности, о положительном сальдо единого налогового счета.

Так, в заявлении о возврате положительного сальдо нужно указывать среди прочего сумму, которую хотят вернуть, и сведения о счете (номер счета, БИК). В заявлении о зачете положительного сальдо, например, следует выбрать, в счет чего нужен зачет:

- исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, взносов и т.д.;

- предстоящей уплаты конкретного налога, сбора или взноса;

- исполнения отдельных решений налоговиков;

- погашения долга, который не учитывают в совокупной обязанности.

 

IT-компании просят налоговой определенности

Участники IT-рынка предложили Минцифры сделать ставку по налогу на прибыль для IT-компаний в размере 0%, которая по новым льготам действует до 2024 года, бессрочной либо четко закрепить возврат навсегда ставки в размере 3%. Компании опасаются, что по окончании действия льгот ставка вернется на уровень 2020 года и составит 20%. Юристы полагают, что компании смогут вернуться к ставке в размере 3% с 2025 года без специальных мер. Но даже в таком случае, подчеркивают участники рынка, рост налогов затруднит проекты импортозамещения зарубежных ПО и техники.

Представители ассоциаций предложили рассмотреть возможность либо сделать нулевую ставку налога на прибыль бессрочной, либо, если это невозможно, повысить налоговую ставку до 3%, но также оставив ее бессрочной.

Президент НП «Руссофт» Валентин Макаров также считает оптимальным возвращение к порядку предоставления льготы по налогу на прибыль со ставкой 3% и бессрочным действием льготы. «Но это одно из предложений, решения пока нет», — сказал он. По словам еще одного участника совещания, отрасль опасается, что по окончании 2024 года ставка налога для IT-компаний вернется на уровень 20%.

Советник BGP Litigation Денис Савин считает опасения неоправданными: «Принятые в 2020 году пониженные ставки продолжают действовать. С 2025 года IT-предприятия не вправе будут воспользоваться нулевой ставкой по налогу на прибыль, но вернутся к 3%, если, конечно, законодатели не решат продлить действие дополнительной льготы».

Поступление средств в бюджеты IT-компаний происходит неравномерно, и основные платежи приходятся на третий и четвертый кварталы года, поэтому компаниям необходимо создавать финансовый запас хотя бы на шесть месяцев, говорит председатель совета директоров «Базальт СПО» Алексей Смирнов.

«Если налоговая ставка вернется на уровень 20% или даже 3%, положение в отрасли значительно ухудшится, а привлекательность российской юрисдикции для бизнеса — снизится», — отмечает он. Это грозит сокращением бюджета IT-компаний на заработную плату сотрудникам и их увольнениями, считает господин Смирнов.

Более подробно см. здесь

 

Продлено действие отсрочки уплаты страх/взносов для широкого перечня организаций

Председатель Правительства РФ М.В.  Мишустин подписал Постановление от 17.01.2023 № 28, продлевающее действие отсрочки уплаты страховых взносов для широкого перечня организаций.

Если раньше платежи за II квартал 2022 года необходимо было внести до конца апреля 2023 года, то теперь этот срок продлён до 28 мая 2024 года.

Переносом платежей по страховым взносам смогут воспользоваться предприятия, осуществляющие более 70 видов деятельности, в том числе в сфере здравоохранения, науки, культуры, туризма, спорта и развлечений, занимающиеся производством пищевых продуктов, одежды, мебели, текстильных изделий, издательской деятельностью.

Действие отсрочки также продлевается для работающих в этих отраслях индивидуальных предпринимателей. Речь идёт о страховых взносах, начисленных за 2021 год с суммы дохода, превышающей 300 тыс. рублей. Для них крайним сроком уплаты страховых взносов станет 1 мая 2024 года.

Отсрочка по уплате страховых взносов за III квартал 2022 года предусмотрена для организаций, осуществляющих более 30 видов деятельности, включая производство лекарств, сельское хозяйство, строительство, сферу ИТ и телекоммуникаций. Им нужно будет внести необходимые платежи также до 28 мая 2024 года.

«Это решение даст возможность бизнесу и дальше использовать высвободившиеся ресурсы на текущие расходы, прежде всего заработные платы сотрудникам, развитие и модернизацию производства, перестройку логистики», – подчеркнул Михаил Мишустин в ходе совещания с вице-премьерами 23 января.

Более подробно см. здесь

 

Налоговые доначисления бизнесу выросли в 2,2 раза

Заметный рост налоговых доначислений произошел с четвертого квартала 2021 года - тогда их сумма выросла до 206,6 млрд руб., в то время как до этого не превышала 100 млрд руб. за квартал (а в пандемийном 2020 году из-за ограничения выездных проверок так и вовсе падала до минимальных значений). В первом квартале 2022 года доначисления составили 190 млрд руб., во втором - 198,9 млрд руб., в третьем - 208,8 млрд руб.

В результате суммарно за 9 месяцев 2022 года ФНС обязала компании, индивидуальных предпринимателей и физических лиц дополнительно выплатить в бюджет 597,8 млрд руб. (из которых 396,3 млрд руб. составили недоплаченные налоги, а 201,5 млрд руб. пришлось на штрафные санкции и пени), что в 2,2 раза превышает показатель аналогичного периода предшествующего года (267,2 млрд руб.).

Росту доначислений способствовали участившиеся выездные налоговые проверки - их количество возросло в 1,5 раза, до 8 тыс. визитов. Средняя сумма доначисления по итогам выездных проверок также выросла - в 1,6 раза, с 40,9 млн руб. до 66,6 млн руб. В итоге доля доначислений в общих налоговых сборах возросла до 2,5% против 1,3% годом ранее.

Вместе с тем количество камеральных налоговых проверок, основанных на изучении налоговых деклараций и документов налогоплательщика, снизилось на 7,7%. Занимая основную долю в контрольной работе налоговых органов, камеральные проверки обеспечивают лишь около 11% от суммарных доначислений.

Выездные же проверки, составляющие только 0,02% среди всех мероприятий налогового контроля, носят адресный характер и направлены в первую очередь на крупный бизнес, а потому приносят на порядок большие суммы в бюджет. Кроме того, они имеют высокую результативность - нарушения у бизнеса выявляются в 95% случаев. При камеральных проверках инспекторы выявляют нарушения всего в 4% случаев.

Больше всего налогов в 2022 году обязали доплатить предприятия в сферах добычи полезных ископаемых (за исключением нефти и газа), а также металлургии и химического производства (19,7 млрд). В пятерку лидеров также вошли транснациональные компании, предприятия торговли, производители продуктов, сельское хозяйство, нефтегазовый сектор.

Эксперты полагают, что увеличение числа налоговых проверок вряд ли может свидетельствовать об обещанном сокращении административного давления. На практике нагрузку на бизнес в 2022 году снизили только в отдельных отраслях экономики, например, в сфере IT.  В частности, для некоторых сфер были введены налоговые льготы, льготное кредитование и субсидирование займов, добавил он.

Рост налоговых доначислений эксперты связывают с увеличением расходов российского бюджета и последующим дефицитом в 3,3 трлн рублей по итогам 2022 года.

Также, рост доначислений бизнесу указывает на то, что предприятия всё чаще пытаются уйти от налогов. В таком случае есть основания полагать, что у них появились проблемы с финансовой устойчивостью, поскольку рентабельная компания такими вещами обычно не занимается.

Более подробно см. здесь

 

Туроператорам обещан нулевой НДС на четыре года

Глава Минэкономразвития Максим Решетников предложил освободить операторов, специализирующихся на внутреннем и въездном туризме, от уплаты НДС с 1 января 2023 года до конца 2027 года. Эту идею поддержал Минфин. По словам министра финансов Антона Силуанова, сокращение доходной базы бюджета будет незначительным — около 3–4 млрд рублей.

 Управляющий партнер Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин предполагает, что инициатива может быть реализована через внесение изменений в федеральное законодательство, на что может уйти несколько месяцев.

Вопрос необходимости обнуления НДС для туроператоров встал после того, как в июле 2022 года аналогичное решение было принято для гостиничных услуг, а ранее — для железнодорожных и авиаперевозок.

Гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин прокомментировал данную инициативу: «Очевидно, что у компаний в одной цепочке НДС должен быть одинаковым. Туризм — низкомаржинальный бизнес, средний показатель — 1,5–2%, и увеличение и на 0,5 процентного пункта в нашем случае означает рост на треть».

Обнуление НДС также может затронуть онлайн тревел-агентства и системы бронирования.

Более подробно см. здесь

 

Счётная палата опубликовала отчёт об анализе налоговых расходов

Счетная палата проанализировала различные аспекты процесса формирования и применения налоговых расходов и выявила ряд недостатков, в том числе в части проведения оценки эффективности, которые отражены в отчете.

Так, доля налоговых расходов, по которым кураторы представили результаты оценки эффективности за 2020 год, составила 31,4% от их общего количества, включенного в проект Перечня налоговых расходов на 2022-2024 гг.

При этом кураторами были сделаны выводы об эффективности всех налоговых расходов, в отношении которых проведена оценка, в том числе с отрицательным совокупным бюджетным эффектом. «Это может свидетельствовать о возможном формальном подходе к оценке эффективности налоговых расходов и низкой заинтересованности кураторов в ее проведении», - констатировал аудитор.

Не предусмотрена соответствующая оценка эффективности и на этапе внедрения налоговых льгот. В результате сложилась практика принятия льгот без установления целевых индикаторов, позволяющих впоследствии оценить эффективность их применения. Так, из 25 проанализированных законопроектов, предусматривающих введение 56 льгот, только в трех были обозначены соответствующие критерии оценки.

Кроме того, Счетная палата обратила внимание на высокий уровень нераспределенных налоговых расходов по госпрограммам. Так, в 2020-2022 годах при общем увеличении количества налоговых расходов доля нераспределенных по госпрограммам в среднем составляла около 16%.

Счетная палата по поручению президента оценила эффективность налоговых расходов, обусловленных предоставлением льгот по уплате вывозных таможенных пошлин и сборов. Анализ показал, что два из пяти экспортных налоговых расходов не были востребованы из-за отсутствия плательщиков, которые могли бы воспользоваться правом на получение этих льгот.

Более подробно см. здесь

 

Вопрос о налогообложении работающих в стране глобальных IT-компаний временно отложен

Вопрос о введении системы налогообложения глобальных интернет-компаний, работающих в России, в настоящее время не стоит, это обусловлено в том числе уходом некоторых из них с российского рынка. Об этом заявил в четверг глава комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков.

В четверг Пушков провел в Совете Федерации совещание, посвященное этому вопросу. К участию в нем были приглашены представители Министерства финансов, Министерства экономического развития, МИД и ФНС.

Он указал, что в настоящее время по линии Организации экономического сотрудничества и развития ведется разработка международной конвенции по налогообложению интернет-компаний по мандату "Большой двадцатки". Сенатор заявил, что считает целесообразным сначала оценить данный "международный инструмент налогообложения".

"Мы занимаемся отслеживанием ситуации и выясняем, что лучше для наших интересов, в том числе с точки зрения получения бюджетных доходов: присоединение к международной конвенции, там речь идет о едином налоге в 15% на деятельность этих компаний, либо все-таки пойти по национальному пути. Пока эта конвенция не открыта к подписанию, текст ее окончательно не выработан", – отметил Пушков.

Отдельно он отметил, что, если этой конвенции не будет, тогда не будет альтернативы, кроме как выработать собственный дополнительный налог на данную деятельность интернет-компаний, работающих в России, потому что НДС они платят и так.

Более подробно см. здесь

 

Утверждены поручения по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и нац/проектам

26 января В.В.Путин утвердил перечень поручений по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, состоявшегося 15 декабря 2022 года.

В перечень вошли 52 поручения, среди которых:

  • с учетом ранее данных поручений обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих создание механизмов стимулирования и поощрения долгосрочных сбережений физических лиц, включая предоставление соответствующих налоговых льгот;

  • обеспечить повышение в 2023 году МРОТ с опережением темпов роста инфляции и роста среднемесячной заработной платы в стране в 2023 году и представить предложения по дальнейшему повышению минимального размера оплаты труда;

  • с учетом ранее данных поручений принять решения, уточняющие порядок и условия обеспечения финансирования в полном объеме Фонда поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, «Круг добра» за счет средств федерального бюджета, поступающих в результате применения повышенной ставки НДФЛ в отношении доходов свыше 5 млн. рублей в год, предусмотрев корректировку перечня показателей, характеризующих деятельность этого фонда.

 

Внесены изменения в форму декларации по НДС

Приказом от 12.12.2022 №ЕД-7-3/1191@ (зарегистрирован Минюстом 23.01.2023) ФНС скорректировала форму декларации по НДС (код формы по КНД 1151001) и уточнила формат ее представления (версия 5.10).

Применяться это будет начиная с декларации за 1 квартал 2023 года.

Заменен ряд штрих-кодов, в новой редакции излагается раздел 3 "Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1 – 4 ст. 164 НК" (для ряда операций, облагаемых по нулевой ставке). Увеличилось количество пунктов ст. 171 НК, указанных как основания для вычетов, внесены другие правки "технического" характера.

Вносятся изменения также в:

  • порядок заполнения;

  • приложение № 1 "Коды операций" к порядку заполнения;

  • в формат декларации;

  • в форматы представления сведений из книги покупок, из дополнительного листа книги покупок, из книги продаж, из дополнительного листа книги продаж, из журнала учета выставленных счетов-фактур в отношении операций в интересах другого лица (приказ от 12 декабря 2022 года № ЕД-7-3/1191@).

 


В избранное