Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Вестник о событиях в сфере налогов, права, бизнеса N 2-1-2023


 Группа компаний «Налоги и финансовое право»

www.cnfp.ru

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ

ВЕСТНИК

о событиях в сфере налогов, финансов, права и бизнеса

№ 2 - 1 - 2023

(февраль, часть 1)

ГОРЯЧАЯ НОВОСТЬ МЕСЯЦА

Дефицит фед/бюджета 2022 г. и января 2023 г.: цифры (+ комментарий от Минфина и «НФП»)

Правительство  за  единовременный взнос и не поддерживает увеличение налог/прибыль

Послание Президента Федеральному Собранию

ГОСДУМА И НАЛОГИ

В ГосДуму внесены проекты о налогах…

…об освобождении от НДС лекарственных препаратов

…о неуничтожении конфиската

Правительство внесло проект о налоге на прибыль при предоставлении прав на РИД

ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ

Министр финансов А.Г.Силуанов заявил о поддержке бизнеса в 2023 году

ФНС опубликовала обзор практики по налог/спорам за III квартал 2022 года

ФНС вновь разъяснила учет зарплаты за декабрь 2022 года

ФНС разъяснила порядок уплаты штрафа за нарушение в сфере валютного контроля

Опубликован проект приказа с утверждением форм сводных налоговых уведомлений

445 компаний стали участниками налогового мониторинга в 2023 году

«Клерк» поговорил с начальником УФНС о том, как сами инспекторы оценивают ЕНП

Банк России принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 7,5%

В ГосДуме предложили льготы для компаний, которые обеспечивают кибербезопасность

За 2022  г. мировыми соглашениями урегулирована рекордная сумма долга

В СовФеде предложили рассмотреть увеличение порога выручки средних предприятий

Президент и Правительство обсудили вопросы налог/администрирования

Минфин изменил правила заполнения налоговых платежек

Минобрнауки подготовило проект о новом социальном налог/вычете

Предложено распространить ставку НДС 0% на объекты санаторно-курортного лечения и отдыха

Минфин не намерен  увеличивать НДФЛ для россиян, работающих за границей

Утверждена новая форма сообщения о наличии у ФЛ недвижимости и ТС - объектах налогообложения

Минфин разъяснил порядок исчисления зем/налога при включении участка в территорию другого МО

Участились случаи регистрации студентов в качестве ИП и руководителей ЮЛ в мошеннических целях

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД И НАЛОГИ

КС РФ рассмотрел дело о применении ПСН в отношении ремонтных работ

КС РФ рассмотрел дело о вопросе обжалования актов налоговых органов об отказе в субсидии

КС РФ отказал в принятии жалобы:

…на штраф за неверный отчетный год в уведомлении о КИК

…на нормы НК РФ о налоговом контроле

КС РФ: обзор дел за 4 квартал 2022 г.



Налоги 2023: политика, судебная практика, налоговые риски


ГОРЯЧАЯ НОВОСТЬ МЕСЯЦА

 

Дефицит фед/бюджета 2022 г. и января 2023 г.: цифры (+ комментарий от Минфина и «НФП»)

Ещё 10 января на  заседании Правительства России министр финансов А.Г. Силуанов сообщил, что дефицит бюджета по итогам 2022 г. составил 3,3 трлн.руб., или 2,3% ВВП.

 «Дефицит составил 3,3 трлн рублей, или 2,3% ВВП. Но если учитывать те средства, которые мы компенсировали государственным внебюджетным фондам в результате предоставления отсрочки по страховым взносам, если вычесть эти средства из объема расходов, то дефицит составил 1,8% валового внутреннего продукта, то есть менее 2%, как мы планировали», — сообщил Силуанов.

Министр также  отметил, что в прошлом году был перевыполнен план по доходам. Их общий объем составил почти 28 трлн рублей, что на 2,8 трлн рублей больше, чем было изначально запланировано. По словам главы Минфина, такие показатели были достигнуты как за счет нефтегазовых доходов, благодаря более высокой конъюнктуре цен на энергоносители, так и за счет роста ненефтегазовых доходов, в том числе налога на добавленную стоимость. Кроме того, были увеличены объемы привлечения средств с финансового рынка. Говоря о расходах бюджета, министр подчеркнул, что в прошлом году были выполнены все плановые задачи, несмотря на ограничения и санкции.

«Ограничения не оказали влияния на выполнение наших социальных обязательств. Наоборот, мы увеличили объемы расходов. Увеличение составило более 6 трлн рублей. И эти деньги были направлены в первую очередь на поддержку людей», — сообщил Силуанов.

Так, по его словам, на 10% были увеличены выплаты неработающим пенсионерам, вырос прожиточный минимум и МРОТ, введена новая выплата на детей от 8 до 16 лет, выделены средства на субсидирование процентных ставок по кредитам, профинансировано дорожное строительство, компенсировано удорожание стройки, выделены средства на ремонт школ и возведение кампусов университетов.

6 февраля Минфин опубликовал отчет об исполнении федерального бюджета за январь 2023 г.: доходы 1.356 трлн.руб., (на 35% ниже, чем в январе 2022), расходы – 3.117 трлн. руб (на 59% выше чем в январе 2022). Таким образом, дефицит по итогам месяца составил 1,76 трлн.руб.

Это рекордный показатель для января как минимум с 1998 г., пишет Bloomberg.

Больше всего бюджет в январе потерял в нефтегазовых доходах — они упали на 46% по сравнению с январем 2022 года. Но и доходы, не связанные с нефтью и газом, упали на 28%.

Созданный аналитиками «ВТБ Капитала» телеграм-канал «Твердые цифры» предполагает, что экстраполировать январский провал на весь год не стоит — скорее всего, таких провалов больше не будет. «Однако и план Минфина по дефициту в 3 трлн рублей, скорее всего, не удастся исполнить», — пишут авторы канала.

Минфин РФ объясняет низкие данные по поступлению доходов в федеральный бюджет в январе 2023 года уплатой налогов в рамках единого налогового платежа и возмещением НДС, считая некорректным сопоставлять их с цифрами на 1 февраля прошлого года.

По данным единого портала бюджетной системы, доходы на 2 февраля составили 414 млрд рублей, расходы - 3,371 трлн рублей. Пока министерство не публиковало свою предварительную оценку исполнения федерального бюджета в первый месяц года.

По предварительным данным января прошлого года, доходы составляли 2 трлн 089,15 млрд рублей, расходы - 1 трлн 964,16 млрд рублей.

"Исполнение бюджета по доходам и расходам организовано строго в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством и происходило в январе 2023 года в плановом режиме. Доходы бюджетов в январе 2023 года формировались впервые в условиях уплаты ЕНП (единого налогового платежа). Срок уплаты ЕНП (28 января) пришелся на выходной день и его перечисление налогоплательщиками осуществлялось в первый рабочий день - 30 января. В связи с чем зачисление и распределение по бюджетам средств ЕНП происходило в конце января и первые дни февраля", - говорится в сообщении министерства в его телеграм-канале.

В сообщении также отмечается, что по НДС в течение января были произведены более значительные возмещения средств налогоплательщикам в связи с действием ускоренного порядка возмещения НДС, которого не было в январе прошлого года (действует с апреля 2022 года).

Более подробно см. здесь

15 февраля замминистра Минфина России Алексей Сазанов сообщил, что взнос крупного бизнеса в бюджет может быть введен как в качестве обязательного, так и в качестве добровольного платежа.

«Пока мы еще не определились с тем, как [он] будет считаться, и его размером. Как только найдем здесь консолидированную позицию с бизнесом, следующим шагом будет определяться с формой его реализации — это может быть обязательный платеж, [а может быть] добровольный», — сообщил Алексей Сазанов.

При этом замминистра отметил, что дополнительный платеж не будет реализован через изменение действующих налогов.

17 февраля глава Минфина России Антон Силуанов сообщил, что ведомство планирует поправки, касающиеся взноса крупного бизнеса в бюджет.

«Будут подготовлены специальные поправки в налоговое законодательство. И, скорее всего, это участие будет в виде сборов с бизнеса, с той части прироста финансового результата за последние годы, пока рассматриваются 22-й и 21-й год по сравнению с 19-м и 20-м. Во всяком случае, тот прирост, который был получен, - в основном это конъюнктурные доходы - частью прироста бизнес готов поделиться с государством», - сказал Силуанов.

20 февраля стало известно, что возможно введение взноса в бюджет для бизнеса в формате сбора, распространяющегося на организации (за исключением нефтегазовой отрасли), чья средняя прибыль за последние два года превысила 1 млрд. руб.

Более подробно см. здесь

Комментарий от «НФП»: очевидно, что низкие показатели доходной части бюджетной системы при неизменно его высоких расходных показателях создают условия  для начала дискуссии о повышении налоговой нагрузки на экономику. Ведь для государства налоги это не цель, это средство для наполнения бюджета. И если в прошлом 2022 г. налоговая система России осталась практически в прежних параметрах (если не учитывать повышение налоговой нагрузки на нефтегазовую отрасль, а также на отрасли по добыче угля и по производству минеральных удобрений), то с такими показателями исполнения бюджета ситуацию 2022 г., в 2023 г. сохранить будет очень трудно.

Не случайно в связи с этими обстоятельствами, представляется, что и публикации в некоторых СМИ о повышении ставки НДФЛ (см. «КП», 30.01.2023 «У богатых надо забирать больше денег»…, а также о возможном повышении налога на прибыль, являются не случайными.

 

Правительство  за  единовременный взнос и не поддерживает увеличение налог/прибыль

8 февраля во многих СМИ со ссылкой на первого вице-премьера А.Белоусова, появилась информация о том, что Правительство предлагает крупному бизнесу внести однократный добровольный налоговый взнос в бюджет. Причем подчеркивается, что правительство не предлагает повышение налогов, это так называемый windfall tax (налог на непредвиденную прибыль).

«Добровольный взнос от бизнеса, да, он обсуждается, однократный», – сообщил А. Белоусов.

Первый вице-премьер также отметил, что финансовые результаты прошлого года «были очень хорошие» и у многих компаний, особенно в первом полугодии, за первые три квартала, результаты были «сильно в плюс». Сейчас эта тема находится в дискуссии, добавил он, причём это однократное взимание налогов, пояснил Белоусов, подчеркнув, что это рассматривается как «добровольная история» исключительно для крупного бизнеса.

Как пишет газета «Ведомости» по сведениям издания, речь идет примерно о 250 млрд. руб.

В свою очередь крупный бизнес, от имени РСПП настаивает на том, что добровольные платежи неприемлемы, предлагая увеличить налога на прибыль для всех.

Однако Правительство данное предложение не поддерживает (см. здесь).

"Дополнительные конъюнктурные доходы сформировались не во всей экономике в целом, а только в отдельных ее секторах и у отдельных налогоплательщиков", - отметили в министерстве. В Минфине отметили, что необходимо рассматривать только те организации, которые извлекли сверхдоходы за предыдущие два года и на этом основании принимать решение о взносе. Как ожидают в Минфине, он будет добровольным со стороны членов РСПП.

Менять базовые параметры налоговой системы, включая ставки налога на прибыль, НДС, НДФЛ, имущественных налогов, спецрежимов, а также страховых взносов, в 2023 году не планировалось.

Более подробно см. здесь

 

Послание Президента Федеральному Собранию

21 февраля Президент РФ В.В. Путин огласил Послание Федеральному собранию. Помимо вопросов внешнеполитического и социально-экономического характера, Президент  затронул и вопросы налогового характера.

В частности, В.В. Путин обратил внимание на то, что начиная с этого года российские компании могут уменьшить выплаты по налогу на прибыль, если закупают передовые отечественные IT-решения и продукцию с использованием искусственного интеллекта. Причём эти расходы учитываются с повышенным коэффициентом, в полтора раза больше фактических затрат. То есть на каждый рубль, вложенный компанией в покупку такой продукции, приходится налоговый вычет в полтора рубля.

Президент предложил распространить такую налоговую льготу на покупку российского высокотехнологичного оборудования в целом и попросил Правительство внести предложения по перечню такого оборудования по отраслям, в которых оно используется, и порядку предоставления льгот, отметив, что такое решение будет оживлять экономику.

Применительно к донастройке налоговой системы в интересах российских семей Путин обратил внимание на то, что начиная с прошлого года семьи с двумя и более детьми освобождаются от уплаты налога с продажи жилья, если они решили приобрести новую, более просторную квартиру или дом. Президент подчеркнул, что нужно активнее использовать подобные инструменты – они оказались востребованными, – чтобы в семейных бюджетах было больше средств, а семьи могли решать самые важные, насущные проблемы.

Также Президент предложил увеличить размер социального налогового вычета: по расходам на обучение детей – с нынешних 50 тысяч до 110 тысяч рублей в год, а по расходам на собственное обучение, а также на лечение и приобретение лекарств – со 120 до 150 тысяч рублей. 13 процентов от этих повышенных сумм государство вернёт гражданам из уплаченного ими подоходного налога.

«И конечно, необходимо не только поднять сумму вычета, но и повысить его востребованность, чтобы вычет предоставлялся в проактивном режиме, быстро и дистанционно, необременительно для граждан», - отметил Президент.

Не остались в стороне и вопросы уголовной ответственности.

«Важнейший элемент экономического суверенитета – это свобода предпринимательства. Повторю: именно частный бизнес на фоне внешних попыток сдержать Россию доказал, что умеет адаптироваться к быстро меняющейся конъюнктуре, в непростых условиях обеспечивать рост экономики. Поэтому каждая деловая инициатива, направленная на пользу стране, должна получить поддержку. Считаю в этой связи правильным вернуться к вопросу о пересмотре ряда норм уголовного законодательства в части так называемых экономических составов. Конечно, государство должно контролировать, что в этой сфере происходит, нельзя допустить здесь вседозволенности, но перегибать палку тоже ни к чему. Необходимо активнее двигаться к этой декриминализации, о которой я сказал. Рассчитываю, что Правительство вместе с парламентом, правоохранительными органами, деловыми объединениями будут последовательно и основательно вести эту работу», - сказал Президент.

Что касается дискуссии о введении в 2023 г. единоразового сбора с крупного бизнеса, то Президент этот вопрос не затронул. Можно предположить, что тема находится на стадии обсуждении и позиция Президента сформируется и будем озвучена им позже.

Более подробно см. здесь

 

 

ГОСДУМА И НАЛОГИ

 

В ГосДуму внесены проекты о налогах…

…об освобождении от НДС лекарственных препаратов

1 февраля в ГосДуму внесен законопроект № 289100-8 «О внесении изменений в ч. II НК РФ» по инициативе Правительства РФ.

Внесенный законопроект оставляет неизменной уже существующую льготу по НДС для внепланового ремонта, но вводит так называемый налоговый вычет по НДС на все виды судоремонта при условии реинвестирования этих средств судоремонтными компаниями.

Для получения льготы по НДС компании должны будут заключить инвестиционное соглашение о развитии и модернизации собственных производственных мощностей с Минпромторгом и Минфином. Срок соглашения - семь лет. Инвестиционное соглашение заключается до 31 декабря 2024 г., с 1 января 2025 г. заключение инвестиционных соглашений не допускается, следует из законопроекта.

Ежегодный размер инвестиций должен составлять не менее 20% стоимости услуг по ремонту судов, которые компания оказала в предыдущем году. Средства ежегодно должны направляться на финансирование расходов на приобретение, сооружение, изготовление, доставку объектов основных средств, используемых для судоремонта.

…о неуничтожении конфиската

26 января в ГосДуму внесен законопроект № 285558-8 «О внесении изменения в ст. 32.4 КоАП РФ» по инициативе Правительства РФ.

Внесенный законопроект предполагает передачу конфискованных по делу об административном правонарушении товаров легкой промышленности безвозмездно или на гуманитарные цели в МЧС и Минобороны. Сейчас их уничтожают. Правки вносят в ст. 32.4 КоАП РФ.

Согласно пояснительной записке, Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, наделен правом безвозмездно передавать обращенные в федеральную собственность товары первой необходимости социальным, медицинским и образовательным организациям.

Таким образом, в условиях санкционного давления, конфискат может быть использован по прямому назначению при безвозмездной передаче или в качестве гуманитарной помощи. Это также позволит сократить затраты на его уничтожение.

 

Правительство внесло проект о налоге на прибыль при предоставлении прав на РИД

16 февраля Правительство РФ внесло в ГосДуму законопроект № 297906-8, предусматривающий внесение изменений в ст. 284 НК РФ.

Как следует из пакета документов, размещенного в СОЗД, Правительство предлагает расширить перечень РИД, на которые будет распространяться право субъектов РФ снижать региональную часть налога на прибыль организаций в диапазоне от 0 до 17 %.

К РИД, на которые будет распространяться действие льготы, предлагается отнести:

- изобретения, полезные модели, промышленные образцы, удостоверенные патентами, выданными Роспатентом, международными организациями (при условии их действия на территории РФ) или иностранными национальными (региональными) патентными ведомствами;

- селекционные достижения, удостоверенные патентами Минсельхоза России;

- зарегистрированные в Роспатенте программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем.

Предусматривается, что действие льготы будет распространяться исключительно на российские организации, которым принадлежат указанные объекты интеллектуальной собственности.

Кроме того, законопроект предполагает сужение полномочий субъектов РФ: если изменения будут внесены, регионы утратят право определять виды РИД, на которые распространяются налоговые льготы; законом соответствующего субъекта РФ будут устанавливаться только размер налоговой ставки и дополнительные условия ее применения.

 

 

ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ

 

Министр финансов А.Г.Силуанов заявил о поддержке бизнеса в 2023 году

6 февраля, выступая в подкасте «Легкие деньги» на Первом канале, министр финансов А.Г. Силуанов заявил о том, что Министерство финансов России умеет работать в условиях санкций, в 2023 году ведомство сосредоточится на поддержке людей и бизнеса.

Министр отметил, что Минфин понимает, как работать в сложных условиях и знает точки, где надо сконцентрировать ресурсы. «В первую очередь это поддержка людей. Второе — это поддержка бизнеса», — сказал Силуанов.

Также в задачи Минфина входит обеспечение ресурсами регионов и местных властей, чтобы они могли выполнять свои задачи.

Более подробно см. здесь.

 

ФНС опубликовала обзор практики по налог/спорам за III квартал 2022 года

ФНС опубликовала письмо от 30.12.2022 № БВ-4-7/17924@ с обзором налоговых споров за III квартал 2022 года, разрешенных КС РФ и ВС РФ. Письмо направлено в налоговые органы для использования в работе с налогоплательщиками-организациями и ИП.

Отметим некоторые из налоговых позиций КС РФ и ВС РФ:

  • применять повышающий коэффициент транспортного налога нужно, даже если автомобиля нет в перечне, но он подходит по описанию. ФНС еще в сентябре 2022 года обращала внимание на эту позицию ВС РФ;

  • налоговые органы не могут отказаться аннулировать декларации, которые подало неустановленное лицо, только на том основании, что нет технической возможности или правил удалить недостоверные данные. Отметим: спорную отчетность представили до 1 июля 2021 года. С этой даты действуют нормы о том, что отчетность от неустановленного лица считают неподанной;

  • если налоговая выявит "дробление" бизнеса, она может посчитать все доходы группы лиц как поступления одного налогоплательщика. Но при расчете доначислений нужно учитывать и все налоги, которые эта группа перечислила в бюджет.

В обзоре также представлены решения судов по вопросам, касающимся, в частности: налогового вычета по НДС в случае приобретения товаров (работ, услуг) за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций; использования кадастровой стоимости при определении налоговой базы по объектам условно дорогостоящей коммерческой недвижимости; возникновения обязанности адвоката по исчислению и уплате страховых взносов и др.

 

ФНС вновь разъяснила учет зарплаты за декабрь 2022 года

С 1 января 2023 года прекратил действовать п. 2 ст. 223 НК РФ о том, что при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического его получения признается последний день месяца, за который был начислен этот доход. Датой фактического получения теперь является дата выплаты или перечисления дохода. Изменения были внесены Федеральным законом от 14.07.2022 № 263-ФЗ и с нового года вступили в силу.

Пункты 3 и 4 ст. 226 НК РФ не менялись: по-прежнему исчисление налога производится на дату фактического получения дохода, и налоговые агенты обязаны удержать налог непосредственно из доходов при их фактической выплате.

Все это в сумме породило законодательный пробел: когда удерживать налог, если аванс за декабрь платится в декабре (в 2022 году, когда НДФЛ с аванса не удерживается), а окончательный расчет за месяц – в январе (в 2023 году, когда налог надо удерживать лишь с фактической выплаты, а не в целом за месяц).

Ожидаемо, возникло большое количество вопросов налогоплательщиков относительно учета данных выплат, в связи с чем ФНС было выпущено несколько разъяснений.

Первым было выпущено письмо ФНС от 28.12.2022 № ЗГ-3-11/14974@, в котором была изложена следующая позиция: дата дохода для целей НДФЛ до и после 01.01.2023 определяется по-разному: в 2022 году это последний день месяца, а с 2023-го — день выплаты. Если зарплата за выполнение трудовых обязанностей в одном налоговом периоде выплачивается в другом налоговом периоде, то такой доход относится к другому налоговому периоду.

В письме от 19.01.2023 № БС-4-11/517@ также ФНС указала, что, если аванс за декабрь был выплачен в декабре, а окончательная зарплата за декабрь – в январе 2023, 6-НДФЛ заполняется следующим образом:

  • в отчет за 2022 год включается аванс декабря и исчисленный НДФЛ с него;

  • в отчет за 1 квартал 2023 включается зарплата за вторую половину декабря и исчисленный НДФЛ.

При этом не имеет значения, когда удерживался налог с декабрьского аванса. Даже если при выплате аванса за декабрь НДФЛ не удерживали, а удержали весь налог за месяц в январе, аванс и НДФЛ с него нужно включить в 6-НДФЛ за 2022 год.

Надо отметить, что незадолго до этого было еще одно письмо ФНС от 11.01.2023 № ЗГ-3-11/125@, в котором сообщается, как необходимо отразить выплаченные доходы работникам в расчете 6-НДФЛ в следующих ситуациях:

- если заработная плата за первую и вторую половину декабря 2022 г. выплачена в декабре 2022 г., НДФЛ удержан 30.12.2022, то срок перечисления налога до 09.01.2023;

- если заработная плата за первую половину декабря 2022 г. выплачена 30.12.2022, а за вторую половину декабря 2022 г. - 16.01.2023, НДФЛ удержан при фактической выплате заработной платы за вторую половину декабря 2022 г. 16.01.2023, то срок перечисления налога - не позднее 30.01.2023.

 

ФНС разъяснила порядок уплаты штрафа за нарушение в сфере валютного контроля

ФНС в письме от 18.01.2023 № ШЮ-4-17/442@ сообщила, что статья 32.2 КоАП РФ дополнена частью 1.3-3, согласно которой административный штраф за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления валютного контроля, может быть уплачен в размере 50% от наложенного административного штрафа при условии его оплаты в течении 20 дней со дня вынесения постановления о назначении административного штрафа (Федеральный закон от 14.07.2022 № 290-ФЗ)

При этом если лицо, привлеченное к административной ответственности, получило копию постановления о назначении административного штрафа, позже указанного срока, то срок для льготной оплаты штрафа по ходатайству лица, привлеченного к ответственности, подлежит восстановлению.

Реализация лицом, привлеченным к административной ответственности, права на уплату административного штрафа в льготном размере не лишает его возможности обжаловать соответствующее постановление в порядке, установленном КоАП РФ.

 

Опубликован проект приказа с утверждением форм сводных налоговых уведомлений

27 января на Едином портале для размещения проектов НПА ФНС разместила проект приказа «Об утверждении формы уведомления о необходимости представления документов (сведений) и получения документов от налоговых органов в электронной форме через личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг…»

Примечательно, что законопроект № 246186-8 о направлении таких уведомлений. Указанный законопроект предполагает внесение поправок в НК РФ, которые позволят физлицам представлять в налоговые органы документы через Единый портал государственных и муниципальных услуг. Налоговые органы также смогут направлять плательщику документы и уведомления через личный кабинет на сайте Госуслуг.

Более подробно данный законопроект рассматривался в новостном бюллетене № 002-2023.

 

445 компаний стали участниками налогового мониторинга в 2023 году

В 2023 году налоговый мониторинг будет проводиться в отношении 445 компаний из 18 различных отраслей экономики. С этого года к проекту присоединились 109 компаний. Рост числа участников составил 32%.

Ожидается, что в ближайшие годы их количество продолжит расти. Только в 2024 году на данную форму налогового контроля планируют перейти 95 компаний. Крупный бизнес высоко оценил преимущества налогового мониторинга в виде предсказуемости налоговой нагрузки, гарантии оперативной коммуникации с налоговым органом и получения качественной обратной связи при возникновении вопросов по исчислению налоговых сборов в формате мотивированного мнения.

Более подробно см. здесь

 

«Клерк» поговорил с начальником УФНС о том, как сами инспекторы оценивают ЕНП

Несмотря на полугодовой эксперимент с ЕНП прошлого года, как на самом деле работает система, все начинают узнавать только сейчас. Из самых больных мест все еще остаются неясности с сальдо на ЕНС, способы уменьшения налога на фиксированные взносы. Что в это время происходит в самих инспекциях, анонимно рассказала начальница отдела одного из областных УФНС.

Она указала, что вопросы об ошибках и неясностях с сальдо по ЕНС, технических сбоях и других неопределенностях не к налоговым органам, а к разработчикам. Потому что задумка направлена на то, чтобы было проще, чтобы пени считались от общего остатка, а не по каждому налогу. И чтобы налогоплательщик сам рулил своим ЕНС, пополнял, забирал, если нужно, остатки в один клик, не ожидая решений, но в реальной жизни нужны доработки, как было, когда внедрили АИС.

Также, представитель УФНС полагает, что этот переход пройдет, все привыкнут и забудут старую систему, и уже тогда найдут в новой плюсы. Но смотреть остатки, использовать свои средства, платить налоги станет проще.

По ее мнению, главный посыл от налогоплательщиков, согласно ст. 45 НК, был такой: я заплатил, мне все равно куда, ну и что, что ошибся, пени не должны считаться, так как деньги в бюджете. Для этого все и придумано с этим ЕНС. Плати не знаю куда (в Тулу), система все закроет сама, а если этого не хватит, но тогда только на отрицательный остаток посчитают пени.

«Просто нужно терпение всем и все будет хорошо. Бухгалтерию или финансистов, которые занимаются платежками, придется сокращать. Останутся только те, кто считает налоги» – разъяснила глава областного УФНС.

Более подробно см. здесь

 

Банк России принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 7,5%

10 февраля Совет директоров Банка России принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 7,50% годовых. Текущие темпы прироста цен возрастают, оставаясь умеренными в части устойчивых компонентов. Инфляционные ожидания населения и бизнеса снизились, но сохраняются на повышенном уровне. Динамика экономической активности складывается лучше октябрьского прогноза Банка России. Хотя население по-прежнему проявляет осторожность в потребительском поведении, появляются признаки восстановления потребительской активности. Ускорение исполнения бюджетных расходов, ухудшение условий внешней торговли и состояние рынка труда усиливают проинфляционные риски.

Банк России будет принимать дальнейшие решения по ключевой ставке с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, процесса структурной перестройки экономики, а также оценивая риски со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков. При усилении проинфляционных рисков Банк России будет оценивать целесообразность повышения ключевой ставки на ближайших заседаниях. По прогнозу Банка России, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция составит 5,0–7,0% в 2023 году и вернется к 4% в 2024 году.

Более подробно см. здесь

 

В ГосДуме предложили льготы для компаний, которые обеспечивают кибербезопасность

Законопроект о распространении нулевой ставки налога на прибыль на организации, которые работают в сфере информационной безопасности и защиты критической информационной инфраструктуры сейчас находится на рассмотрении в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций и Минэкономразвития. Об этом сообщил автор инициативы, член Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин.

В настоящее время аккредитованным компаниям, получающим более 70 процентов дохода от ИТ-деятельности по определенным направлениям, ставка на страховые взносы снижена до 7,6 процента, а налог на прибыль обнулен. И уже от этого есть осязаемый результат: по данным ФНС, наблюдается рост выручки отрасли — за девять месяцев она увеличилась более чем на 20% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

В то же время, по словам Антона Немкина, предоставленные льготы в большей степени относятся к компаниям — разработчикам программного обеспечения и, как следствие, в большей части направлены на категорию специалистов-программистов.

По мнению депутата, отрасль ИТ не ограничивается разработкой программного обеспечения, а в текущих экономических, внешнеполитических условиях на первый план выходят вопросы информационной безопасности и управление сложной вычислительной инфраструктурой.

Отсутствие равной поддержки государства по различным направлениям ИТ-отрасли может привести к непропорциональному развитию в их качестве, что неминуемо приведет к общему замедлению развития, считает депутат.

Автор инициативы предлагает обнулить налог на прибыль и для организаций, которые работают в сфере информационной безопасности и защиты критической информационной инфраструктуры, что поможет развитию отрасли.

Более подробно см. здесь

 

За 2022  г. мировыми соглашениями урегулирована рекордная сумма долга

За 2022 год заключено и утверждено арбитражным судом 592 мировых соглашений с юридическими и физическими лицами на сумму 16,7 млрд руб., что значительно превышает показатели прошлых лет. В частности, сумма урегулированного долга по сравнению с аналогичным периодом 2021 года выросла на 124,2 %.

По состоянию на 1 января 2023 года уже погашено 12,1 млрд руб. задолженности, включенной в график мирового соглашения.

Развитие института мировых соглашений с участием ФНС России является одним из приоритетных направлений в деятельности. Добиться прогресса в урегулировании долга путем согласительных процедур позволил проект ФНС России по созданию центра компетенций – «Площадка реструктуризации долга» на базе Межрегиональной инспекции по управлению долгом.

Более подробно см. здесь

 

В СовФеде предложили рассмотреть увеличение порога выручки средних предприятий

9 февраля на совещании Комитета Совета Федерации по экономической политике поднимался вопрос о том, что цены в стране с 2016 года существенно выросли, а нормы, определяющие, какие компании малые, а какие средние, сохранились.

По мнению сенаторов, необходимо в ближайшее время выработать предложения по изменению этих критериев, прежде всего в отраслях, которые работают на повышение обороноспособности и выполняют задачи импортозамещения. Это поможет развитию бизнеса в условиях санкционного давления на нашу страну.

Как пояснил сенатор Владимир Кравченко, сейчас в России идет перестройка экономики, и сама жизнь подталкивает к тому, чтобы устанавливающие нормативы для малого и среднего бизнеса были скорректированы для пользы дела. При этом нужно учесть нюансы, чтобы предприятия МСП не остались без господдержки после изменения пороговых значений.

При этом внедрять новые нормативы нужно адресно, сначала проанализировав и вычленив действительно тех, кто нуждается в таком изменении, предложил представитель Корпорации «МСП» Алексей Шестоперов.

Более подробно см. здесь

 

Президент и Правительство обсудили вопросы налог/администрирования

15 февраля Президент провел совещание с членами Правительства, в рамках которого обсуждались в том числе вопросы налогового администрирования.

Руководитель ФНС России Даниил Егоров предложил рассмотреть вопрос о распространении эксперимента по АУСН, который проводится в настоящее время в 4 субъектах федерации, на всю территорию РФ, отметив, что технически это станет возможно с начала 2024 г.

Также в ходе совещания участники обсудили реформу системы налоговых платежей и создание системы ЕНС.

«[В настоящее время] установлен мораторий на принудительное взыскание задолженности. Пока мы не проведём сверки со всеми налогоплательщиками в марте-апреле, пока не будем на сто процентов уверены в расчётах каждого штрафа, пени не будет», - отметил Даниил Егоров.

На обычный режим новой системы ЕНС налоговые органы планируют перейти во втором квартале 2023 г.

Более подробно см. здесь

 

Минфин изменил правила заполнения налоговых платежек

11 февраля вступили в силу изменения в приказ Минфина России от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ».

Теперь при перечислении сумм как входящих, так и не входящих в ЕНП, а также перечислении платежей, на основании которых формируют уведомление об исчисленных суммах, налогоплательщики должны учитывать изменения, внесенные приказом от 30.12.2022 № 199н.

Подробно с новыми правилами заполнения можно ознакомиться здесь

 

Минобрнауки подготовило проект о новом социальном налог/вычете

Минобрнауки предложило расширить перечень социальных налоговых вычетов, предусмотренный ст. 219 НК РФ. Проект опубликован на Федеральном портале проектов НПА.

Предполагается предоставление права на получение социального налогового вычета в сумме фактически произведенных в налоговом периоде расходов на обучение по основным профессиональным образовательным программам за счет денежных средств, предоставленных кредитной организацией, и процентов по ним.

Планируется, что вычет будет предоставляться:

- при наличии у организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензии на осуществление образовательной деятельности (у иностранной организации – документа, подтверждающего статус организации, осуществляющей образовательную деятельность);

- при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы в отчетном году, связанные с обучением, а также договора об оказании платных образовательных услуг и договора с кредитной организацией о предоставлении образовательного кредита;

- при наличии у кредитной организации соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по образовательным кредитам.

Ведомство предлагает предоставлять социальный налоговый вычет за период обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным образовательным программам среднего профессионального образования и (или) высшего образования, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе обучения.

Проект также предусматривает, что вычет предоставляется налогоплательщику дополнительно к социальному вычету, предусмотренному подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ в размере фактически произведенных расходов и процентов по ним, но не более 200 тыс. руб. за налоговый период.

 

Предложено распространить ставку НДС 0% на объекты санаторно-курортного лечения и отдыха

09 февраля Дума Ставропольского края представила соответствующий проект в Совет законодателей по вопросам межбюджетных отношений и налоговому законодательству Комитета ГосДумы по бюджету и налогам.

Законопроект предполагает внесение изменений в подп. 19 п. 1 ст. 164 НК РФ с тем, чтобы распространить преференциальный режим налогообложения по нулевой ставке НДС на реализацию услуг по предоставлению мест для временного проживания в объектах санаторно-курортного лечения и отдыха.

 

Минфин не намерен  увеличивать НДФЛ для россиян, работающих за границей

Минфин отказался от идеи изменить правила налогообложения доходов граждан РФ, покинувших страну, но продолжающих удаленно работать на российские компании.

В 2022 г. ведомство предлагало облагать доходы работников, уехавших за границу и переставших быть налоговыми резидентами РФ, по ставке 30% в части дохода, превышающей 5 млн руб. в течение года.

Более подробно см. здесь

 

Утверждена новая форма сообщения о наличии у ФЛ недвижимости и ТС - объектах налогообложения

08 февраля Минюст зарегистрировал приказ ФНС России от 23.12.2022 № ЕД-7-21/1250@ «Об утверждении формы, порядка заполнения и формата представления сообщения о наличии у налогоплательщика - физического лица объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в электронной форме».

Как сообщила ФНС России, форма сообщения была существенно упрощена – в ней больше не нужно указывать виды недвижимости, реквизиты прилагаемых документов о правах на земельные участки, отдельные характеристики транспортных средств.

Приказ вступает в силу с 01.04.2023.

 

Минфин разъяснил порядок исчисления зем/налога при включении участка в территорию другого МО

14 февраля ФНС России опубликовала ответ Минфина России на вопрос о подлежащей применению ставке по земельному налогу в случае включения земельного участка в границы территории другого муниципального образования.

Как указало ведомство, в таком случае земельный налог должен исчисляться, в порядке, аналогичном установленному п. 7 ст. 396 НК РФ: с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в границах муниципального образования, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

 

Участились случаи регистрации студентов в качестве ИП и руководителей ЮЛ в мошеннических целях

Об этом сообщила ФНС России на своем официальном сайте, указав, что студенты соглашались на регистрацию с целью получения материальной помощи, при этом фактически они бизнес не вели и никаких функций в организациях не осуществляли.

Ведомство призвало граждан не соглашаться на подобные предложения.

 

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД И НАЛОГИ

 

КС РФ рассмотрел дело о применении ПСН в отношении ремонтных работ

КС РФ в Постановлении от 26.01.2023 № 4-П «По делу о проверке конституционности подп. 12 п. 2 ст. 346.43 НК РФ в связи с жалобой гражданина М.Н. Петрова» постановил исходить из конституционного содержания подп. 12 п. 2 ст. 346.43 НК РФ при решении вопроса о применении ПСН в отношении деятельности по ремонту жилья и других построек

Фабула дела: предприниматель был привлечен к налоговой ответственности в связи с применением ПСН на основании подп. 12 п. 2 ст. 346.43 НК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 23 ноября 2020 года № 373-ФЗ) в отношении деятельности по ремонту жилья и других построек, поскольку выполненные им отделочные и строительно-монтажные работы на вновь возводимых объектах, по мнению инспекции и судебных инстанций, нельзя отнести к работам по ремонту жилья.

Проанализировав отдельные понятия, используемые в оспариваемой норме, КС РФ признал положения подп. 12 п. 2 ст. 346.43 НК РФ соответствующими Конституции РФ, указав, что распространение ПСН на деятельность по ремонту любых построек (в том числе и тех, строительство которых не завершено) не нуждалось бы в таком уточнении, как «жилье». Достаточно было бы ограничиться термином «постройка», закрепив такую текстуальную форму, как «ремонт построек».

Исходя из презумпции добросовестности законодателя (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 года № 22-П, от 5 июня 2012 года № 13-П и др.) использование уточняющего термина «жилье» может указывать на намерение придать подразумеваемым названной нормой постройкам дополнительные свойства: в данном случае это сужение видов построек до тех, которые или имеют существенные характеристики жилья, недостаточные, однако, для признания постройки пригодной для проживания, или непосредственно связаны с жильем (выполняют обслуживающую его функцию), но к таковому не относятся.

Таким образом, относя к сфере использования ПСН ремонт жилья и других построек, подп. 12 п. 2 ст. 346.43 НК РФ в оспариваемой редакции не препятствует возможности использования этой системы с учетом конкретного содержания осуществляемой деятельности (оказываемых услуг) и характеристик объектов, на которые она направлена.

 

КС РФ рассмотрел дело о вопросе обжалования актов налоговых органов об отказе в субсидии

Незаявление ходатайства о восстановлении пропущенного срока для обращения в арбитражный суд лицом, полагающим (хотя бы и в состоянии добросовестного заблуждения), что им соблюден соответствующий процессуальный срок, как таковое не может служить основанием для отказа в удовлетворении такого обращения. К такому выводу пришел КС РФ в Постановлении от 31.01.2023 № 5-П.

Фабула дела: налоговый орган отказал ИП - Н.Н. Налеве в предоставлении субсидии. На уведомление об отказе предприниматель подал жалобу в вышестоящий налоговый орган. Тот ее не удовлетворил.

Предприниматель обжаловала уведомление налогового органа в АС Ярославской области, который отказал ей на том основании, что она пропустила трехмесячный срок на обращение в суд, предусмотренный ч. 4 ст.198 АПК РФ.

2-й ААС отклонил довод заявительницы о том, что в ее деле установленный законом трехмесячный срок для обращения в арбитражный суд должен исчисляться с момента получения ответа на жалобу от вышестоящего налогового органа. Ссылаясь на ст. 1, п. 1 ст. 2 и п. 2 ст. 138 НК РФ, суд указал, что предусмотренный законодательством о налогах и сборах обязательный досудебный порядок урегулирования споров не применяется в отношении требований об оспаривании отказа налогового органа в предоставлении субсидии

ВС РФ дело пересматривать не стал, однако КС РФ обязал суды это сделать.

Конституционным Судом отмечено, что, несмотря на то что субъекты МСП не обязаны соблюдать установленный п. 2 ст. 138 НК РФ обязательный досудебный порядок при обжаловании актов налоговых органов об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства от 2 июля 2020 года № 976, это не лишает их права обжаловать такие акты как в суде, так и в вышестоящем налоговом органе.

Пропуск установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ срока не может служить безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявления о признании недействительным акта налогового органа об отказе в предоставлении из федерального бюджета субсидии в случае, если такой отказ ранее был обжалован в вышестоящий налоговый орган по правилам, предусмотренным НК РФ, что повлекло истечение процессуального срока на обращение в суд.

В указанном истолковании п. 2 ст. 138 НК РФ признан не противоречащим Конституции РФ.

КС РФ указал, что при досудебном обжаловании непредоставления субсидии нарушение этого срока не может быть формальным основанием для отказа в рассмотрении заявления. Если соблюден срок на досудебное обжалование, срок обращения в суд надо считать по п. 3 ст. 138 НК РФ.

Таким образом, Конституционный Суд РФ в очередной раз защитил право обжалования, подняв стандарты судебной защиты, показав пример конституционно-правового толкования норм, направленного на защиту прав и свобод человека, предоставляя возможность защитить свои права и получить доступ к суду, там, где раньше царил судебный формализм. 

 

КС РФ отказал в принятии жалобы:

…на штраф за неверный отчетный год в уведомлении о КИК

Нормы НК РФ, предусматривающие обязанность налогоплательщика по представлению уведомления о КИК и ответственность за его непредставление в установленный срок, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права налогоплательщика, если налогоплательщик некорректно указал в начале уведомления о КИК отчетный год. К таким выводам пришел КС РФ в Определении от 27.12.2022 № 3243-О/2022.

Фабула дела: налогоплательщик представил в налоговый орган уведомление о КИК за 2018 г., некорректно указав в поле «период» 2017 г. вместо 2018 г.

Решением налогового органа налогоплательщик был привлечен к ответственности в связи с неисполнением обязанности по представлению уведомления.

Не согласившись с решением налогового органа, налогоплательщик обжаловал решение инспекции, указав в обоснование своих требований, что допущенная им ошибка в заполнении поля «период», содержащегося в уведомлении, не препятствовала налоговому органу установить надлежащий период, за который представляются сведения.

Суды, исследовав обстоятельства дела, отказали в удовлетворении требований о признании решения налогового органа незаконным, сославшись в том числе на то, что инспекция еще до принятия итогового решения предлагала налогоплательщику представить надлежащее уведомление именно за 2018 г., однако корректировочное уведомление было представлено налогоплательщиком только после принятия решения о привлечении к налоговой ответственности.

Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, КС РФ указал, что обязанность налогоплательщика по предоставлению уведомления о КИК направлена на обеспечение налогового органа достоверной информацией об участии налогоплательщиков в иностранных компаниях.

Поскольку привлечение к налоговой ответственности возможно только за виновно совершенные противоправные (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния (действия или бездействие) налогоплательщика, ст. 129.6 НК РФ, предусматривающая меру налоговой ответственности за неправомерное непредставление в установленный срок контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о КИК, не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя.

…на нормы НК РФ о налоговом контроле

В декабре 2022 г. КС РФ рассмотрел сразу несколько жалоб на положения НК РФ, посвященные налоговому контролю.

В Определении от 27.12.2022 № 3237-О/2022 суд указал на допустимость допроса руководителя организации в качестве свидетеля и привлечения к ответственности по ст. 128 НК РФ за неявку на допрос.

Заявительница в жалобе ссылалась на то, что ст. 31, 90 и 128 НК РФ позволяют налоговому органу вызывать руководителя проверяемого налогоплательщика на допрос в качестве свидетеля и подвергать его наказанию за уклонение от явки на допрос.

Отказывая в принятии жалобы к производству, КС РФ сослался на то, что руководитель не лишен возможности отказа от дачи показаний в случае, если такая дача показаний приведет к необходимости свидетельствовать против себя самого, своего супруга, близких родственников (ст. 51 Конституции РФ). При этом, поскольку из материалов дела следует, что руководитель был привлечен к ответственности за неявку на допрос в налоговый орган без уважительных причин, оспариваемые нормы не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявительницы.

Определением от 27.12.2022 № 3239-О/2022 КС РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы налогоплательщика на п. 3, 3.1 ст. 100, п. 2 ст. 101 НК РФ. По мнению заявителя, указанные нормы допускают ознакомление проверяемого налогоплательщика только с теми материалами проверки, которые подтверждают установленные налоговым органом факты нарушения законодательства и не позволяют проверяемому налогоплательщику ознакомиться с иными материалами, в том числе не подтверждающими выводы налогового органа.

КС РФ, в свою очередь, пришел к выводу, что нормами НК РФ обеспечивается возможность защиты налогоплательщиком своих прав при проведении мероприятий налогового контроля. Следовательно, поскольку налогоплательщику была обеспечена возможность ознакомления с материалами проверки и представления возражений, оспариваемые нормы сами по себе не могут рассматриваться как затрагивающие конституционные права заявителя.

Определением от 27.12.2022 № 3273-О/2022 КС РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы на положения ст. 94 НК РФ и ч. 4 ст. 200, п. 1 ч. 5 ст. 201 АПК РФ. По мнению налогоплательщика, указанные нормы позволяют суду при оценке законности проведения мероприятия налогового контроля в форме выемки предметов и документов не давать оценку степени участия и распределению участвующих в проведении выемки лиц, места нахождения проверяющих и понятых, их перемещению в ходе производства процедурных действий.

КС РФ не нашел оснований для принятия жалобы к рассмотрению, указав, что ст. 94 НК РФ направлена на обеспечение осуществления налоговыми органами контроля за исполнением налоговых обязательств, не отменяет действие прав и гарантий, предоставленных налогоплательщикам (их контрагентам) в рамках проведения мероприятий налогового контроля, и, следовательно, не может рассматриваться как нарушающая конституционные права налогоплательщика.

Оспариваемые положения АПК РФ, по мнению КС РФ, также не нарушают конституционных прав заявителя, поскольку не предполагают произвольного определения арбитражным судом круга обстоятельств, имеющих значение для вопроса о законности оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) и служат гарантиями права на судебную защиту.

Также КС РФ рассмотрел вопрос о принятии к производству жалобы на ст. 82, 87, 88, 101 НК РФ (Определение от 27.12.2022 № 3271-О/2022).

По мнению заявителя, названные нормы позволяют налоговому органу составлять акт налоговой проверки, принимать решения по результатам такой проверки и по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, а также принимать решение о принудительном взыскании сумм налога, пени и штрафа без соблюдения каких-либо определенных сроков.

КС РФ не нашел оснований для принятия жалобы к рассмотрению, указав, что ст. 82 НК РФ, устанавливающая общие положения о налоговом контроле, как и ст. 87, определяющая виды и цели налоговых проверок, не регулируют сроки проведения контрольных мероприятий и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.

Относительно ст. 88 НК РФ суд отметил, что она не регулирует вопросы порядка и сроков составления акта и принятия решений по результатам налоговых проверок и также не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя, в деле которого судами рассматривался вопрос о законности проведения налоговым органом выездной налоговой проверки, оформления ее результатов и последующего принудительного взыскания налоговой задолженности.

Ст. 101 НК РФ, в свою очередь, направлена на защиту прав налогоплательщика от необоснованно длительного вмешательства налогового органа в его хозяйственную деятельность.

При этом несоблюдение налоговым органом соответствующих сроков не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, носящих самостоятельный характер и исчисляемых исходя из продолжительности сроков совершения упомянутых действий.

Дополнительно суд отметил, что проверка обоснованности правоприменительных решений, в том числе в части проверки соблюдения налоговым органом порядка и сроков проведения мероприятий налогового контроля, не относится к компетенции КС РФ.

 

КС РФ: обзор дел за 4 квартал 2022 г.

КС РФ опубликовал обзор практики за четвертый квартал 2022 г. Среди прочего суд признал неконституционным целый ряд норм российского законодательства.

- Постановление РФ от 04.10.2022 № 40-П: п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ст. 12, 13 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой содержащиеся в них положения, обусловливая реализацию пенсионных прав постоянно и непосредственно занятых на работах с осужденными рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (в том числе медицинских работников, занятых на таких работах в указанных учреждениях), установлением по результатам специальной оценки условий труда соответствующего класса (подкласса) вредных и (или) опасных условий труда на их рабочих местах, позволяют не включать периоды такой деятельности в их страховой стаж, необходимый для возникновения права на досрочное назначение им страховой пенсии по старости на основании п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», притом что действующим правовым регулированием не предусмотрена возможность учета специфики такой трудовой деятельности.

- Постановление от 11.10.2022 № 42-П: подп. 2 п. 1 ст. 6, п. 2.2 ст. 22, п. 1 ст. 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, ч. 4 ст. 7 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-I, ч. 2 и 3 ст. 8, ч. 18 ст. 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» в их взаимосвязи с абз. 3 п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они, в системе действующего правового регулирования возлагая на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, из числа пенсионеров, получающих пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-I, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не устанавливают для них гарантий реализации пенсионных прав по достижении пенсионного возраста.

- Постановление от 18.10.2022 № 44-П: абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой он в системе действующего правового регулирования в силу своей неопределенности, порождающей возможность различного истолкования, не обеспечивает на основе принципов равенства и справедливости однозначного решения вопроса о порядке и условиях предоставления предусмотренных им гарантий в жилищной сфере гражданину РФ, проходившему военную службу по контракту, являвшемуся в определенный период этой службы гражданином другого государства и без учета этого периода не имеющему необходимой продолжительности военной службы для предоставления данных гарантий.

- Постановление от 27.10.2022 № 46-П: не соответствует Конституции РФ п. 12 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в той мере, в какой он по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, и при отсутствии в системе действующего регулирования прямого нормативного указания на обязанность гражданина РФ обменять в связи с переездом на постоянное место жительства в РФ его действительное иностранное национальное водительское удостоверение, выданное в другом государстве - участнике Конвенции о дорожном движении в бытность его гражданином этого государства, на российское национальное водительское удостоверение, а также при отсутствии указания на срок такого обмена позволяет применять к этому гражданину неблагоприятные административные последствия ввиду неосуществления такого обмена, в том числе привлекать его к административной ответственности за управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (ст. 12.7 КоАП РФ).

- Постановление от 08.11.2022 № 47-П: п. 37 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, признан несоответствующим Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования содержащееся в нем положение, устанавливая запрет на выплату процентов при возврате излишне взысканных утилизационных сборов, не предусматривает упрощенного порядка восстановления имущественных прав плательщика утилизационного сбора, нарушенных излишним взысканием этого сбора.

- Постановление от 10.11.2022 № 49-П: абз. 2 п. 3 ст. 17 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой данное законоположение вводит бессрочный запрет быть представителем в суде для лица, статус адвоката которого прекращен в связи со вступлением в законную силу приговора суда о признании этого лица виновным в совершении умышленного преступления.

- Постановление от 24.11.2022 № 51-П: примечание к ст. 12.8 КоАП РФ признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой в нем содержится пробел, препятствующий привлечению к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения в случае, когда по результатам медицинского освидетельствования на состояние опьянения в организме водителя обнаруживаются входящие в состав лекарственных препаратов вещества, не относящиеся к этиловому спирту, наркотическим средствам и психотропным веществам, но могущие ухудшать его внимание и реакцию, что при попытках его восполнения порождает риск неоднозначного истолкования и противоречивого применения данного примечания в производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения.

- Постановление от 08.12.2022 № 53-П: п. 1 примечаний к ст. 158 УК РФ признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой ввиду своей неопределенности он допускает в правоприменительной практике различную оценку размера похищенного при хищениях, совершаемых путем обмана о наличии оснований для начисления или увеличения заработной платы (денежного довольствия) применительно к отнесению или неотнесению к этому размеру суммы налога, удержанной и уплаченной налоговым агентом с начисленной под воздействием обмана части заработной платы (денежного довольствия).

- Постановление от 21.12.2022 № 56-П: п. 2 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой он не предусматривает возможности направить средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий путем реконструкции иного объекта капитального строительства, предназначенного для постоянного проживания, кроме объекта индивидуального жилищного строительства, притом что лицом, получившим сертификат на материнский (семейный) капитал, выполнены все требования, предъявляемые к реконструкции таких объектов, а также соблюдены иные - кроме вида объекта и, соответственно, вида разрешенного использования земельного участка - условия направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на такую реконструкцию.

- Постановление от 27.12.2022 № 58-П: взаимосвязанные положения подп. 4 п. 12 (в оспариваемой редакции) и п. 12.1 ст. 189.49 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они устанавливали не отвечающее критериям необходимости и соразмерности и не обеспеченное эффективной судебной защитой прекращение в день утверждения плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка обязательств банка по кредитам, займам, депозитам и иным требованиям в денежной форме перед лицами, замещающими должности руководителя и главного бухгалтера филиала банка, не относящимися при этом к контролирующим банк лицам, в качестве одного из обязательных условий оказания банку финансовой помощи по предупреждению банкротства.

 


В избранное