Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Вестник о событиях в сфере налогов, права, бизнеса N 3-1-2023


 Группа компаний «Налоги и финансовое право»

www.cnfp.ru

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ

ВЕСТНИК

о событиях в сфере налогов, финансов, права и бизнеса

№ 3 - 1 - 2023

(март, часть 1)

ГОРЯЧАЯ НОВОСТЬ НЕДЕЛИ

Минфин оценил исполнение фед/бюджета за 2 месяца 2023 г.

«Налоговые итоги» XVII Съезда РСПП

Президент поручил ФНС исправить проблемы ЕНС к 15 апреля

Правительство отчиталось о работе в 2022 г.

ФНС за 2022 г. доначислила 685.7 млрд. руб. Рекорд!

ГОСДУМА И НАЛОГИ

Опубликованы законы…

… о смягчении уголовной ответственности за налог/преступления

… о создании ОЭЗ на Курильских островах

… о пониженных ставках страх/взносов для участников пром/кластеров

ГосДума приняла в первом чтении законопроекты:

… о базовой цене нефти для НДПИ

… о цифровом рубле

… о занятости

… о неуничтожении конфиската

…  о перечне РИД для пониженных ставок по налогу на прибыль

В ГосДуму внесен проект о базовой цене нефти для НДПИ

В ГосДуму внесен законопроект о налогах при ремонте гражданских воздуш/судов

В ГосДуму внесены законопроекты:

… о продлении сроков рег/инвест/проекта

… о снятии ограничений на имущ/вычет на проценты по ипотеч/кредитам

…об увеличении порога ущерба для эконом/преступлений

…о неуплате гос/пошлины при выдаче паспорта детям из многодетной семьи

ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИ

ВС РФ: налог/обязательства должны учитывать налоги, уплаченные аффил/лицом

ВС РФ: при взыскании переплаты налога применяется общий срок исковой давности

ВС РФ: для целей налога на имущество помещения для персонала признаются офисными

Контролирующее должника лицо вправе участвовать в налог/спорах самой организации

ВС РФ рассмотрел спор о ставке зем/налога для участков с инфраструктурой ЖКХ

ВС РФ: комм/организация не вправе применять пониженную ставку налога на участок под ИЖС

НОРМАТИВНО, ОФИЦИАЛЬНО, ВАЖНО

Минфин разъяснил порядок начисления пеней в 2023 г.

ФНС продолжит сверки по ЕНС

Опубликованы рекомендации по заполнению уведомлений

ФНС обнародовала обзор практики по регистрации компаний

Увеличены расходы налог/органов на экспертизу

Обнародован обзор налоговой практики КС РФ и ВС РФ за 4 квартал 2022 г.

ФНС утвердила порядок получения доступа в к информ/системам организаций

Направлены рекомендации по заполнению уведомлений по налогу на имущество организаций

Правительство расширило перечень экспертиз, проводимых только гос/организациями

Продлены предельные сроки направления требований об уплате задолженности

Нерезиденты из «недружественных» стран заплатят в бюджет при продаже активов

ЦБ РФ продлил ограничения на перевод средств за рубеж

ФНС утвердила методику проведения оценки юридического лица


 


Открытый вебинар: Самозанятые и налоги: статус, риски, сложные вопросы


 

ГОРЯЧАЯ НОВОСТЬ НЕДЕЛИ

 

Минфин оценил исполнение фед/бюджета за 2 месяца 2023 г.

Предварительная оценка исполнения федерального бюджета за январь-февраль 2023 г. опубликована на официальном сайте ведомства.

Как следует из представленных данных, объем доходов федерального бюджета за указанный период составил 3 163 млрд руб., что на 25% ниже объема поступления доходов в январе-феврале 2022 г.

Так, нефтегазовые доходы составили 947 млрд руб. и снизились на 46%. Как следует из пресс-релиза, это связано в первую очередь со снижением котировок цен на нефть марки Юралс и сокращением объемов экспорта природного газа.

Ненефтегазовые доходы составили 2 217 млрд руб. и снизились на 9% преимущественно за счет сокращения поступлений налога на прибыль, что главным образом связано с единовременным возмещением в январе 2023 г. переплат налога за предшествующие периоды.

Также ведомство отметило, что, по предварительной оценке, объем расходов федерального бюджета в январе-феврале 2023 г. составил 5 744 млрд руб., превысив показатели аналогичного периода прошлого года на 52%. Ускорение финансирования расходов в начале 2023 г. главным образом связано с оперативным заключением контрактов и авансированием финансирования по отдельным контрактуемым расходам. Это, как сообщает Минфин, позволит в том числе обеспечить более равномерное кассовое исполнение расходов федерального бюджета в течение 2023 г.

Подводя итог, ведомство указало, что предварительные оценки исполнения федерального бюджета в январе-феврале текущего года соответствуют динамике, заложенной при формировании основных характеристик на 2023 год в рамках закона о бюджете.

 

«Налоговые итоги» XVII Съезда РСПП

16 марта в рамках XVII Съезда РСПП предприниматели и представители власти обсудили ряд вопросов, связанных с налогообложением:

- Сбор с бизнеса будет введен в формате «налога на непредвиденный доход»

Минфин России подвел итоги выступления министра Антона Силуанова по вопросу единоразового платежа в бюджет для крупного бизнеса:

  • Правительством совместно с бизнесом выработано единое решение относительно осуществления выплаты в бюджет в виде обязательного фискального платежа — налога на непредвиденный доход;

  • Налоговой базой станет превышение прибыли компаний за 2021-2022 г. по сравнению с доковидным периодом;

  • Новация затронет только 0,1% от всех компаний — речь идет исключительно о крупном, прибыльном бизнесе, доналоговая прибыль которого за 2021-2022 г. составила не менее 1 млрд руб.;

  • Ставка налога составит порядка 5 % и будет окончательно определена после сдачи деклараций по налогу на прибыль организаций за 2022 г.

  • Полученные средства пойдут на финансирование строительства инфраструктуры, улучшения качества образования и здравоохранения, выплат бюджетникам, а также реализацию программ по поддержке бизнеса.

- ФНС сократит количество истребуемых документов и может изменить документооборот с компаниями

Как отметил глава ведомства Даниил Егоров, по результатам эксперимента на базе трех межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам удалось сократить количество истребуемых документов в рамках контрольной работы на 78%. Планируется, что этот институт распространят на все крупнейшие компании страны: «Только через инспекции будут проходить требования, они будут проверяться на актуальность, на необходимость, на повторность, и только после этого приходить к налогоплательщику как валидированное требование».

Кроме того, в рамках снижения административной нагрузки предусмотрено, что первичные документы будут выгружаться для доступа налоговым органам в автоматизированном режиме. Пока это касается тех компаний, которые участвуют в налоговом мониторинге и готовы перейти на третий этап интеграции с ФНС.

Более подробно см. здесь.

- ФНС планирует в апреле вернуть налогоплательщикам доступ в личный кабинет

 «У нас произошли технические неполадки в коде, из-за чего мы были вынуждены закрыть доступ к разделу личных кабинетов налогоплательщика, где отражаются данные о расчетах с бюджетом, для того, чтобы соответственно не вызывать дальнейшую активность «кривыми» данными, которые там были. На сегодняшний день мы видим стабилизацию по платежам февраля. Я с таким аккуратным оптимизмом скажу, что в начале апреля мы начинаем открывать личные кабинеты. Сначала частично, для того чтобы посмотреть, что всё работает, потом откроем уже всё остальное», – цитирует руководителя ФНС России «Интерфакс».

 

Президент поручил ФНС исправить проблемы ЕНС к 15 апреля

25 марта на официальном сайте Президента РФ был размещен перечень поручений по итогам совещания с членами Правительства, состоявшегося 15 февраля 2023 года.

Согласно п.4 перечня поручений комиссии ГосСовета РФ по направлению «Экономика и финансы» поручено провести совместно с Минфином и ФНС оценку функционирования системы ЕНС применительно к бюджетам бюджетной системы РФ и при необходимости представить предложения по ее совершенствованию. Срок исполнения– до 15 апреля 2023 г. Ответственные: Текслер А.Л., Силуанов А.Г., Егоров Д.В.

Согласно п.5 перечня поручений ФНС при участии Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» поручено обеспечить организацию обратной связи с налогоплательщиками в отношении функционирования системы ЕНС и решение выявленных проблем в максимально короткие сроки. Доклад – до 15 апреля 2023 г. Ответственные: Егоров Д.В., Кузнецов М.М.

 

Правительство отчиталось о работе в 2022 г.

23 марта Председатель Правительства Михаил Мишустин представил в ГосДуме ежегодный отчет о работе Правительства за 2022 г. В рамках своего выступления премьер-министр отметил следующие результаты работы в сфере налогообложения за прошедший год:

  • Снизилась нагрузка на бизнес:

- понижены ставки по налогу на прибыль для предприятий ряда отраслей;

- зафиксирована кадастровая стоимость имущества для расчета платежей государству;

- предоставлены отсрочки по уплате страховых взносов;

- обнулен НДС на гостиничные услуги.

  • Оказана поддержка малому и среднему бизнесу:

- продлены сроки уплаты налога по УСН и страховых взносов, что позволило сэкономить бизнесу более 800 млрд руб.;

- для компаний, где не больше пяти сотрудников и доход не превышает 60 млн руб., внедрили новый режим – АУСН.

  • Предприняты меры по поддержке IT-компаний:

- IТ-предприятия освобождены от выездных налоговых проверок;

- для них упрощены процедуры государственных закупок;

- обнулен налог на прибыль в ближайшие два года.

  • Совершенствуется система социальных гарантий:

- создана новая структура – Фонд пенсионного и социального страхования;

- введен единый тариф страховых взносов, за счет чего к 2025 г. выплаты по больничным, декретным и пособиям по уходу за ребенком до полутора лет увеличатся более чем в полтора раза.

  • Мобилизованным гражданам обеспечены условия для сохранения их доходов от бизнеса:

- для предпринимателей, призванных на военную службу, продлены сроки уплаты налогов, страховых взносов, других обязательных платежей, предоставления деклараций и отчетности.

  • Восстановление инфраструктуры новых субъектов федерации:

- планируются специальные меры налогового стимулирования;

- подготовлен законопроект о создании свободной экономической зоны в этих субъектах.

  • Укрепление технологического суверенитета:

- будут подготовлены предложения по предоставлению налоговых льгот на приобретение отечественного высокотехнологического оборудования.

  • Достижение финансового суверенитета страны:

- планируется увеличить объемы долгосрочных сбережений и приток инвестиций на финансовый рынок;

- для повышения привлекательности новых механизмов появится единый налоговый вычет, соответствующие изменения в законодательство уже разрабатываются.

  • Налог на профессиональный доход:

- эксперимент по налогу на профессиональный доход на сегодняшний день работает эффективно;

 - самые главные преимущества в этом режиме – это низкие налоговые ставки, 4,6%, при работе с физическими лицами и юридическими лицами, нет никаких отчетов в декларации, простая регистрация через мобильное приложение;

- нюанс – это права на пенсию (низкая ставка позволяет получать социальную пенсию), необходимо рассмотреть варианты улучшения режима в этой части;

- после истечения срока эксперимент будет продлен, но его условия нужно обсудить.

  • Социальные налоговые вычеты:

- Минфином разработан законопроект по упрощению получения социальных вычетов за обучение, страхование, медицинские услуги, услуги физкультурные аналогично порядку упрощения имущественных и инвестиционных вычетов;

- срок получения вычета сократился примерно до 11 дней.

  • Деофшоризация:

- в первую очередь нужно создать все условия, чтобы бизнес, который создает новые рабочие места, новые технологии и прочее, нормально чувствовал себя дома;

- эти условия были созданы в специальных административных районах на острове Русском и в Калининграде и позволяют в первую очередь избежать страшной налоговой нагрузки и организовать владение компаниями в России.

  • Неизменность налогового режима, тех обязательств, которые государство на себя берет, очень важны.
  • Налоговую политику нужно осмыслить, сделать предсказуемой, обязательно сделать правила абсолютно понятными и прозрачными для бизнеса.

В своём выступлении М.В. Мишустин особо отметил: «Налоговую политику нужно осмыслить, сделать предсказуемой, и для бизнеса сделать абсолютно понятными, прозрачными те правила, которые мы сделаем»

 

ФНС за 2022 г. доначислила 685.7 млрд. руб. Рекорд!

Как пишет портал «РБК», 2022 г. стал рекордным по доначисленным к уплате налогам и сборам, так по итогам налоговых проверок доначислено 685.7 млрд. руб. Формально в отчете ФНС отражен и рост числа проверок на 25%, так, число завершившихся в 2022 г. ВНП организаций и ИП и физлиц составило 10.191.

По сумме доначисленных к уплате налогов, сборов и страховых взносов 2022 г. стал рекордным: по результатам проверок налогоплательщики должны доплатить в бюджет 685,7 млрд руб., из которых 675 млрд приходится на организации. Общие доначисления выросли на 81% по сравнению с 2021 г. (378,6 млрд руб.).

Средняя сумма доначислений налогов по итогам ВНП в последние годы, возрастает. Если в 2018 г. по результатам 12,6 тыс. проверок организаций налоговые органы в среднем насчитывали им доплату налогов в 17,3 млн руб., то уже в ковидном 2020-м сумма выросла до 24 млн. В 2022 г.  средний размер доначислений юрлицам по налоговым платежам составил рекордные 47 млн руб., а по любым платежам (включая штрафы и пени) — 72 млн. руб.

Более подробно см. здесь.

 

 

ГОСДУМА И НАЛОГИ

 

Опубликованы законы…

… о смягчении уголовной ответственности за налог/преступления

18 марта опубликован Федеральный закон от 18.03.2023 № 78-ФЗ «О внесении изменений в УК РФ и УПК РФ».

Закон предусматривает снижение максимально допустимого срока лишения свободы для следующих преступлений:

- уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией - плательщиком страховых взносов, совершенное группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199 УК РФ) – с 6 до 5 лет;

- неисполнение обязанностей налогового агента, совершенное в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199.1 УК РФ) – с 6 до 5 лет;

- сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов, совершенное в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199.2 УК РФ) – с 7 до 5 лет;

- уклонение страхователя-организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд, совершенное группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199.4 УК РФ) – с 4 до 3 лет.

Также законом внесены изменения в УПК РФ: среди оснований для отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела закрепляется уплата в полном объеме сумм недоимки и соответствующих пеней, суммы штрафа, а на территориальный орган страховщика возлагается обязанность по информированию следователя об уплате в полном объеме названных сумм.

… о создании ОЭЗ на Курильских островах

На Официальном интернет-портале правовой информации опубликован Федеральный закон от 18.03.2023 № 84-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и о проведении на территории Калининградской области эксперимента по созданию условий для упорядоченной электронной торговли товарами».

Закон предполагает создание на территориях Южно-Курильского, Курильского и Северо-Курильского городских округов Сахалинской области ОЭЗ, которая будет функционировать до конца 2046 г.

… о пониженных ставках страх/взносов для участников пром/кластеров

18 марта на Официальном интернет-портале правовой информации опубликован Федеральный закон от 18.03.2023 № 64-ФЗ «О внесении изменений в ст. 105.26 ч. I и ст. 427 ч. II НК РФ и ст. 33.4 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», предусматривающий установление пониженных ставок страховых взносов для участников промышленных кластеров.

Напомним, что подготовленный Правительством закон предусматривает применение участниками промышленных кластеров единого пониженного тарифа страховых взносов в размере 7,6%, если они являются сторонами СПИК, стороной которых также является Россия.

 

ГосДума приняла в первом чтении законопроекты:

… о базовой цене нефти для НДПИ

16 марта ГосДума положительно рассмотрела в первом чтении законопроект № 310880-8 об установлении базовой цены на нефть для целей применения налоговых вычетов при добыче нефти на некоторых участках недр.

Правительство предлагает установить значение базовой цены в размере 44,16 доллара США за один баррель и ежегодно индексировать его на 2 % начиная с 01.01.2023.

… о цифровом рубле

16 марта ГосДума приняла в первом чтении законопроект № 270838-8 о внедрении цифрового рубля.

Среди прочего законопроект определяет ряд понятий (например, «платформа цифрового рубля» и «пользователь платформы цифрового рубля»), устанавливает требования к организации функционирования платформы цифрового рубля, доступа к ней, а также порядок функционирования цифрового счета (кошелька). Отдельно регулируются случаи, когда в отношении владельца цифрового счета введена процедура банкротства или возбуждено исполнительное производство.

Целью внесения изменений является развитие платежной инфраструктуры в части расширения применения цифровых технологий гражданами, бизнесом и государством, повышения доступности, скорости, удобства и безопасности расчетов при снижении издержек посредством законодательного закрепления подходов к осуществлению перевода цифровых рублей.

Более подробно ознакомиться с вносимыми изменениями можно по ссылке.

… о занятости

15 марта ГосДума положительно рассмотрела в первом чтении проект федерального закона «О занятости населения в РФ».

Как следует из пояснительной записки, основной задачей проекта является отражение изменившихся реалий рынка труда, введение эффективных инструментов, необходимых для решения государственных задач, в том числе в условиях санкционного давления.

В частности, законопроектом затрагиваются следующие ключевые направления:

- на законодательном уровне закрепляются понятия новых активно развивающихся форм занятости - самозанятость и платформенная занятость;

- проектом закона упорядочиваются действующие нормы законодательства о занятости, а также устраняются противоречия, выявленные в результате анализа правоприменительной практики;

- на законодательном уровне закрепляются и получают дальнейшее развитие наиболее эффективные практики и меры поддержки различных категорий граждан, в том числе молодежи;

- вводится ряд важных изменений, направленных на повышение уровня защищенности и расширение возможностей трудоустройства безработных граждан.

… о неуничтожении конфиската

21 марта ГосДума приняла в первом чтении законопроект № 285558-8, предполагающий внесение изменений в ст. 32.4 КоАП РФ в части закрепления возможности безвозмездной передачи конфискованных товаров легкой промышленности.

Напомним, что поправки предлагают закрепить возможность безвозмездной передачи товаров в том числе:

- ФОИВ, уполномоченному в области обороны;

- для осуществления мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию – ФОИВ, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

…  о перечне РИД для пониженных ставок по налогу на прибыль

22 марта ГосДума положительно рассмотрела в первом чтении законопроект № 297906-8, предусматривающий внесение изменений в ст. 284 ч. II НК РФ в части уточнения перечня результатов интеллектуальной деятельности в целях применения пониженных ставок по налогу на прибыль организаций.

Напомним, что в рамках законопроекта Правительство предлагает расширить перечень РИД, на которые будет распространяться право субъектов РФ снижать региональную часть налога на прибыль организаций в диапазоне от 0 до 17 %.

К РИД, на которые будет распространяться действие льготы, предлагается отнести:

- изобретения, полезные модели, промышленные образцы, удостоверенные патентами, выданными Роспатентом, международными организациями (при условии их действия на территории РФ) или иностранными национальными (региональными) патентными ведомствами;

- селекционные достижения, удостоверенные патентами Минсельхоза России;

- зарегистрированные в Роспатенте программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем.

Предусматривается, что действие льготы будет распространяться исключительно на российские организации, которым принадлежат указанные объекты интеллектуальной собственности.

Кроме того, законопроект предполагает сужение полномочий субъектов РФ: если изменения будут внесены, регионы утратят право определять виды РИД, на которые распространяются налоговые льготы; законом соответствующего субъекта РФ будут устанавливаться только размер налоговой ставки и дополнительные условия ее применения.

 

В ГосДуму внесен проект о базовой цене нефти для НДПИ

09 марта Правительство внесло в ГосДуму законопроект № 310880-8 об установлении базовой цены на нефть для целей применения налоговых вычетов при добыче нефти на некоторых участках недр. Предлагаемое значение базовой цены – 44,16 доллара США за один баррель – подлежит ежегодной индексации на 2 % начиная с 01.01.2023.

Как следует из пояснительной записки, подготовка законопроекта связана с исключением из ст. 96.6 БК РФ базовой цены на нефть в целях определения нефтегазовых доходов федерального бюджета. В этой связи внесение законопроекта об установлении базовой цены в ст. 343.2 НК РФ обеспечивает для налогоплательщиков возможность дальнейшего применения налогового вычета.

 

В ГосДуму внесен законопроект о налогах при ремонте гражданских воздуш/судов

17 марта Правительство внесло в ГосДуму проект № 316682-8, направленный на снижение дополнительных налоговых издержек сервисных компаний в авиационной отрасли, оказывающих услуги доступа к складам (пулам) запасных частей.

Проектом федерального закона предлагается установить, что передача имущества, как исправного, так и неисправного, при замене неисправных частей воздушного судна на аналогичные исправные части при проведении ремонта воздушного судна в рамках возмездного оказания услуг облагается НДС по ставке в размере 0%.

При этом доходы в виде полученных в результате замены частей воздушного судна и расходы в виде переданных на замену частей воздушного судна исключаются из налогооблагаемых доходов и расходов для целей налогообложения прибыли.

Таким образом, налоговую базу по НДС и налогу на прибыль в общеустановленном порядке будет формировать стоимость услуги по замене авиакомпонентов, в том числе при проведении технического обслуживания и ремонта воздушного судна.

 

В ГосДуму внесены законопроекты:

… о продлении сроков рег/инвест/проекта

24 марта в ГосДуму от депутатов от фракции «ЛДПР» внесен законопроект № 321399-8, предусматривающий внесение изменений в ч. II НК РФ в связи с продлением регионального инвестиционного проекта до 2050 г.

Как указывают авторы законопроекта, необходимость продления срока связана с тем, что предусмотренный действующей редакцией срок (до 2029 г.) довольно короткий для капиталоемких и сложных в планировании проектов, поскольку сроки их реализации и выхода на проектную мощность могут выходить за рамки этого периода.

… о снятии ограничений на имущ/вычет на проценты по ипотеч/кредитам

21 марта в ГосДуму внесен проект № 319133-8, предусматривающий внесение изменений в ст. 207 и 220 ч. II НК РФ.

Среди прочего в рамках проекта предлагается изложить в новой редакции п. 4 ст. 220 НК РФ, а именно исключить оговорку о том, что имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на погашение процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории РФ недвижимости (подп. 4 п. 1 ст. 220 НК РФ) может быть предоставлен в отношении только одного объекта недвижимого имущества.

По словам авторов законопроекта, основанием для внесения соответствующих изменений послужило выявленное несоответствие между установленными особенностями предоставления налогоплательщикам НДФЛ схожих имущественных налоговых вычетов, в частности, вычета, предусмотренного подп. 3 п. 1 ст. 220 НК РФ.

…об увеличении порога ущерба для эконом/преступлений

03 апреля депутаты из фракции политической партии «Новые люди» внесли в ГосДуму законопроект № 327269-8, в котором предлагается увеличить порог крупного и особо крупного размера ущерба для целого ряда статей УК РФ.

В частности, применительно к уклонению от уплаты налогов, сборов и (или) страховых взносов, подлежащих уплате (ст. 199 УК РФ) предлагается установить в качестве крупного размера ущерба 35 млн руб. (в настоящее время 15 млн руб.), а в качестве особо крупного – 100 млн. руб. (сейчас 45 млн руб.). Аналогичным образом предлагается пересмотреть размер ущерба и для случаев неисполнения обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ).

Для случаев уклонения страхователя от уплаты страховых взносов (ст. 199.3 и 199.4 УК РФ) предлагается предусмотреть, что для физических лиц крупным и особо крупным размером ущерба является 4 млн руб. и 20,5 млн руб. соответственно, для организаций – 13,5 млн руб. и 67,8 млн руб.

Как указывают авторы законопроекта, необходимость уточнения размера ущерба и размера преступной деятельности (в том числе дохода), позволяющих квалифицировать деяние в сфере экономической деятельности как совершенное в крупном или особо крупном размере, продиктована, прежде всего, ростом инфляции за последние годы.

…о неуплате гос/пошлины при выдаче паспорта детям из многодетной семьи

01 апреля Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия внес в ГосДуму законопроект № 326935-8, предусматривающий изменения в ст. 333.35 НК РФ, согласно которым предлагается не облагать государственной пошлиной выдачу паспорта гражданина РФ детям из многодетной семьи.

Как следует из текста пояснительной записки, внесение законопроекта связано с озвученной Президентом в рамках Послания Федеральному Собранию РФ в 2021 г. необходимостью предоставить прямую поддержку семьям с детьми, которые находятся в сложной ситуации. По мнению авторов законопроекта, принятие соответствующих изменений позволит снизить финансовую нагрузку на бюджеты многодетных семей, а также послужит для них дополнительной мерой поддержки.

 

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИ

 

ВС РФ: налог/обязательства должны учитывать налоги, уплаченные аффил/лицом

К такому выводу Верховный Суд РФ пришел в определении от 23.12.2022 № 308-ЭС22-15224 по делу № А63-18516/2020.

Фабула дела: по результатам проведения выездной налоговой проверки инспекция привлекла ИП к налоговой ответственности, а также начислила НДС, НДФЛ и налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, уменьшила налог по УСН за один из налоговых периодов.

Основанием для начисления послужило выявление обстоятельств, свидетельствующих о применении схемы уклонения от налогообложения в целях сохранения статуса плательщика по специальному налоговому режиму (УСН) и минимизации налоговых обязательств, заключающейся в имитации работы нескольких лиц посредством распределения выручки между ИП и другим ИП – его супругой при фактическом осуществлении деятельности по производству и реализации верхней одежды в качестве единого хозяйствующего субъекта.

Кроме того, налоговым органом были установлены факты скрытой реализации продукции (перечисление значительных денежных средств на личную карту заявителя), доход от которой не отражен в налоговой отчетности.

Суды трех инстанций пришли к выводу о доказанности налоговым органом совокупности обстоятельств, свидетельствующих о создании заявителем схемы ухода от налогообложения, и согласились с выводом налогового органа о том, что заявитель неправомерно не включил в состав доходов и не отразил в книге учета доходов и расходов денежные средства за реализованную продукцию, поступившие на личную карту ИП как физического лица.

Суды признали решение инспекции частично недействительным и скорректировали размер действительных налоговых обязательств предпринимателя, устранив допущенные налоговым органом ошибки в расчете сумм НДС, НДФЛ, пеней и штрафа.

Верховный Суд РФ, в свою очередь, пришел к следующим выводам.

Из существа совершенного ИП правонарушения, как связанного с искусственным разделением налогооблагаемой деятельности, в действительности осуществляемой одним лицом или совокупностью лиц, вытекает, что в целях определения объема прав и обязанностей в соответствии с действительным экономическим смыслом осуществляемой деятельности должна происходить не только консолидация доходов (прибыли) группы лиц, но также - консолидация налогов, уплаченных с соответствующих доходов, таким образом, как если бы проверяемый налогоплательщик уплачивал УСН в бюджет за подконтрольных ему лиц.

Это означает, что суммы налогов, уплаченные участниками группы в отношении дохода от искусственно разделенной деятельности должны учитываться при определении размера налоговой обязанности (недоимки) по общей системе налогообложения налогоплательщика - организатора группы.

В ином случае не будет обеспечена последовательность и полнота переквалификации совершенных налогоплательщиком операций, правильность определения их последствий, а доначисление налогов в излишнем размере (без учета уплаченных сумм), с одной стороны - приобретет характер дополнительной санкции, выходящей за пределы мер, необходимых для обеспечения всеобщности налогообложения и противодействия злоупотреблениям в этой сфере, а с другой стороны - создаст предпосылки для возврата из бюджета сумм налогов, уплаченных другими участниками схемы при том, что причиненный бюджетной системе ущерб может оставаться не возмещенным в полном объеме.

Как отметил Верховный Суд РФ, нижестоящими судами установлено, что заявитель и взаимозависимое (аффилированное) с ним лицо образовывали единый хозяйствующий субъект по производству и реализации верхней одежды. В рамках рассматриваемых правоотношений предприниматели создали схему дробления бизнеса, позволяющую с помощью инструментов, используемых в гражданско-правовых отношениях, минимизировать налоговые обязательства посредством применения УСН.

При этом налоговый орган располагал сведениями и документами, которые позволяли определить налоговые обязательства ИП с учетом налогов, исчисленных и уплаченных каждым предпринимателем за спорные налоговые периоды, по которым объединены их доходы. Вместе с тем при определении размера недоимки эти сведения инспекцией фактически во внимание не приняты, что могло привести к произвольному завышению сумм налогов, пени и штрафов, начисленных по результатам проверки.

В свою очередь, налогоплательщик при рассмотрении дела неоднократно заявлял доводы относительно необходимости определения действительного размера налоговой обязанности посредством применения налоговой реконструкции, однако данные доводы ИП были отклонены судами с указанием на то, что налог, уплаченный по УСН, не участвует в расчете налогов, доначисленных в ходе выездной налоговой проверки, и его сумма может быть учтена лишь в ходе исполнения решения инспекции, в том числе путем подачи уточненных налоговых деклараций, заявления в порядке ст. 78 НК РФ. Вместе с тем, данная позиция судов противоречит НК РФ, правовым позициям КС РФ и ВС РФ.

Поскольку приведенные выше нарушения норм материального и процессуального права отразились в целом на исходе судебного разбирательства и привели к нарушению прав и законных интересов заявителя, Верховный Суд РФ отменил решения нижестоящих судов в части отказа в удовлетворении требований ИП и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Арбитражный суд Ставропольского края назначил дело к судебному разбирательству на 28.03.2023.

 

ВС РФ: при взыскании переплаты налога применяется общий срок исковой давности

Данный вывод Верховный Суд РФ сделал в кассационном определении СКАД ВС РФ от 01.03.2023 № 18-КАД22-55-К4.

Фабула дела: гражданин обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченных налогов.

Инспекция отказала в удовлетворении заявления, сославшись на пропуск установленного п. 7 ст. 78 НК РФ трехлетнего срока на подачу заявления со дня уплаты налогов. УФНС согласилось с позицией нижестоящего налогового органа.

Суд первой инстанции, исходя в том числе из ст. 196, 200 ГК РФ, пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения налогового органа, поскольку положения налогового законодательства не препятствуют налогоплательщику обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных налогов в течение трех лет со дня, когда ему стало известно об имеющейся переплате. Кроме того, в силу п. 3 ст. 78 НК РФ обязанность по уведомлению налогоплательщика о наличии излишней уплаты налогов возложена на налоговый орган. Инспекция, в свою очередь, эту обязанность не исполнила.

Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении административного иска, суд апелляционной инстанции исходил из того, что налогоплательщик пропустил трехлетний срок на подачу заявления о возврате излишне уплаченных налогов, поскольку должен был знать о наличии такой переплаты в момент подачи налоговых деклараций, а именно в 2014-2015 гг., между тем с соответствующим заявлением административный истец обратился лишь 14.11.2019. Выводы суда апелляционной инстанции поддержал суд кассационной инстанции.

Верховный Суд РФ, в свою очередь, указал следующее.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 21.06.2001 № 173-0, ст. 78 НК РФ не препятствует гражданину в случае пропуска указанного в п. 7 данной статьи срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

При этом права налогоплательщиков, в том числе на своевременный возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов по информированию физического лица о факте и сумме излишней уплаты налога (подп. 5 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 22, подп. 7, 9 п. 1 ст. 32, п. 3 ст. 78 НК РФ).

О наличии переплаты административному истцу стало известно 24.10.2019 в день вызова в инспекцию для консультации по иным налогам и сборам. Данный факт подтвержден документами, а административный ответчик данные факт не опроверг, доказательств о их несоответствии не представил.

Следовательно, обращение налогоплательщика в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченных налогов 14.11.2019 свидетельствует об отсутствии пропуска установленного законом срока на подачу такого заявления.

Верховный Суд РФ отменил постановления судов апелляционной и кассационной инстанций и оставил в силе решение суда первой инстанции.

 

ВС РФ: для целей налога на имущество помещения для персонала признаются офисными

К соответствующим выводам Верховный Суд РФ пришел в определении СКЭС ВС РФ от 09.03.2023 № 305-ЭС22-23165 по делу № А40-276692/2021.

Фабула дела: госинспекцией были проведены мероприятия по определению для целей налогообложения вида фактического использования нежилого здания, принадлежащего банку. По результатам проведения данных мероприятий было установлено, что нежилое здание на 100% используется для размещения офисов в соответствии со ст. 378.2 НК РФ. В дальнейшем после проведения повторного мероприятия было установлено, что сумма долей фактической площади нежилого здания, используемой для размещения офисов, составляет 68,5% от общей площади.

Не согласившись с выводами госинспекции, банк обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий госинспекции по определению 68,5% от общей площади нежилого здания как площади, используемой для размещения офисов.

Арбитражные суды трех инстанций поддержали позицию банка, поскольку исходили из того, что фактическое использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности. Следовательно, оборудованные в здании офисы сами по себе не могут являться основанием отнесения здания к офисному зданию для целей налогообложения, если они используются собственником здания в собственных уставных и административных целях и не сдаются в аренду третьим лицам.

Верховный Суд РФ, в свою очередь, отметил, что в ходе рассмотрения дела банком не были опровергнуты документально подтвержденные выводы госинспекции о том, что фактически спорное здание используется для размещения офисов в целях ведения банком его основной коммерческой и сопутствующей коммерческой (логистика и т.п.) деятельности, поскольку в нем располагаются различные службы банка, включая помещения приема клиентов, соответствующие помещения оборудованы стационарными рабочими местами, оргтехникой и средствами связи. В частности, в здании расположены кассы, индивидуальные кабины для клиентов, операционные залы, переговорные, депозитарий.

При таком положении выводы судов о том, что отдельные помещения в нежилом здании, используемые заявителем как «кабинеты», не должны рассматриваться в качестве офисных для целей налогообложения в силу своего «вспомогательного» назначения, противоречат целевому толкованию положений ст. 378.2 НК РФ, в том числе выработанному в судебной практике, поскольку кредитная организация осуществляет хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, направленную на извлечение прибыли, посредством использования офисных помещений.

Верховный Суд РФ отменил ранее принятые по делу судебные акты и отказал в удовлетворении требований банка.

 

Контролирующее должника лицо вправе участвовать в налог/спорах самой организации

Данный вывод изложен в определении СКЭС ВС РФ от 06.03.2023 № 310-ЭС19-28370 по делу № А54-2037/2017.

Фабула дела: арбитражный суд рассмотрел спор между обществом и инспекцией по вопросу правомерности решения, принятого инспекцией по результатам выездной налоговой проверки. В дальнейшем контролирующее должника лицо (далее – КДЛ) обжаловало вынесенный судебный акт. Суды решили, что КДЛ не относится к числу лиц, имеющих в данном случае право на обжалование судебных актов, и не стали рассматривать жалобу.

Верховный Суд РФ, в свою очередь, пришел к следующим выводам.

Для процедуры банкротства характерен недостаток у должника средств для покрытия долгов, и в таком случае негативные последствия нередко несут КДЛ, привлеченные к субсидиарной ответственности.

При этом даже в случае, если в итоге расчеты с кредиторами осуществляются за счет сохранившегося имущества должника, до их завершения объем включенных в реестр требований также влияет на правовое положение субсидиарного должника, во многом определяя состав и объем предпринятых обеспечительных мер и тем самым ограничивая его имущественные права.

Следовательно, КДЛ должна быть предоставлена возможность обжаловать судебное решение, принятое в рамках того же дела о банкротстве по результатам рассмотрения заявления кредитора о включении его требований в реестр требований кредиторов, в части определения размера данных требований за период, когда субсидиарный ответчик являлся КДЛ по отношению к должнику.

При этом если вопрос о законности решения инспекции разрешается вне рамок дела о банкротстве, в частности, при рассмотрении дела в порядке гл. 24 АПК РФ, КДЛ, в отношении которого в установленном порядке предъявлено требование о привлечении к субсидиарной ответственности, право на судебную защиту должно быть предоставлено в аналогичном объеме: такое лицо вправе вступить в дело в качестве третьего лица, а в случае, когда по делу уже вынесен судебный акт, которым спор разрешен по существу - вправе обжаловать решение суда в апелляционном, кассационном порядке.

Поскольку в рамках настоящего дела рассматривался вопрос о законности решения инспекции, согласно которому общество привлечено к налоговой ответственности, ему доначислены соответствующие суммы налогов, пеней и налоговых санкций за период, когда подавшее жалобу лицо являлось директором общества, контролирующим его финансово-хозяйственную деятельность, в случае привлечения КДЛ к субсидиарной ответственности как КДЛ, потенциальный размер его ответственности перед кредиторами будет определяться, в том числе, оспариваемым решением налогового органа.

Следовательно, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции напрямую влияют на размер субсидиарной ответственности лица в деле о банкротстве общества, которое он возглавлял в спорный период, а ему должно быть предоставлено право на обжалование принятых по делу судебных актов.

Верховный Суд РФ отменил ранее принятые по делу судебные акты и направил дело на новое рассмотрение в арбитражный суд апелляционной инстанции.

 

ВС РФ рассмотрел спор о ставке зем/налога для участков с инфраструктурой ЖКХ

Выводы о том, какая ставка земельного налога подлежит применению в случае, если часть участка занята объектами инфраструктуры ЖКХ, Верховный Суд РФ изложил в определении СКЭС ВС РФ от 21.03.2023 № 305-ЭС22-24825 по делу № А41-88082/2021.

Фабула дела: между налоговым органом и налогоплательщиком возник спор относительно ставки земельного налога, подлежащей применению в отношении земельного участка, на котором среди прочего были расположены объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

Суды первой и апелляционной инстанции применили пониженную налоговую ставку к части земельного участка, занятой объектами инфраструктуры ЖКХ.

Суд кассационной инстанции не согласился с выводами нижестоящих судов, полагая, что:

- на один земельный участок не может быть установлено несколько налоговых ставок;

- общество не выделило из сооружений, находящихся на спорном земельном участке, непосредственные объекты инженерной инфраструктуры ЖКХ и не сформировало самостоятельный земельный участок под ними, а значит, оно не вправе применять пониженную ставку налога.

Верховный Суд РФ, в свою очередь, не согласился с позицией суда кассационной инстанции, придя к следующим выводам.

Установление различных налоговых ставок в отношении земельного участка – основание для отдельного расчета налоговой базы. Поскольку конкретный порядок такого расчета законом не определен, налоговая база в отношении части земельного участка, приходящейся данные объекты инженерной инфраструктуры ЖКХ, может определяться как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной части участка.

Цель введения пониженной ставки для объектов ЖКХ – обеспечение интересов потребителей коммунальных услуг в части нежелательности произвольного увеличения стоимости поставляемых им ресурсов. При толковании гл. 31 НК РФ с применением подхода, использованного судом округа, указанная цель не будет достигнута в полной мере, учитывая то обстоятельство, что формирование самостоятельных земельных участков под объектами ЖКХ зачастую является невозможным и (или) экономически нецелесообразным по объективным причинам из-за фактически сложившейся застройки, расположения инженерных сооружений, а сама возможность применения пониженной ставки налога приобретет произвольный (селективный) характер вопреки принципу равенства.

Верховный Суд РФ отменил постановление суда кассационной инстанции и оставил в силе акты судов первой и апелляционной инстанций.

 

ВС РФ: комм/организация не вправе применять пониженную ставку налога на участок под ИЖС

Соответствующий вывод изложен в определении СКЭС ВС РФ от 28.03.2023 № 305-ЭС22-27530 по делу № А41-94065/2021.

Фабула дела: обществу принадлежали земельные участки с видом разрешенного использования «под ИЖС», один из которых общество размежевало, а образовавшиеся в результате этого участки продало физическим лицам.

Исходя из того, что общество не вправе применять пониженную ставку 0,3%, поскольку осуществляет деятельность, направленную на извлечение прибыли (получение дохода от продажи участков), налоговая инспекция доначислила налогоплательщику земельный налог с применением ставки 1,5%.

Суды первой и апелляционной инстанций поддержали позицию налогового органа, исходя из того, что спорные земельные участки не использовались по назначению (для жилищного строительства), не предназначались для удовлетворения личных (бытовых) нужд граждан, но были предназначены для получения прибыли от их продажи.

Арбитражный суд кассационной инстанции, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты и удовлетворяя требования общества, констатировал, что в НК РФ не содержится нормы, в силу которой сама по себе принадлежность земельного участка коммерческой организации, приобретенного для ИЖС, означает его использование в предпринимательской деятельности. Определяющим для применения ставки земельного налога 0,3% является вид разрешенного использования земельного участка и назначение возводимых на нем объектов. Для ситуаций, когда на земельном участке, предоставленном для жилищного строительства, не возведен объект недвижимости, установлены правовые последствия в виде применения повышающих коэффициентов к названной ставке налога.

Верховный Суд РФ, в свою очередь, не согласился с доводами суда кассационной инстанции, указав, что после внесения изменений (с 2020 г.) в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для ИЖС, воля законодателя направлена на предоставление государственной поддержки непосредственно гражданам, которым приобретенные (предоставленные) для ИЖС земельные участки принадлежат на соответствующем праве, осуществляющим строительство для удовлетворения собственных нужд, связанных с проживанием.

Коммерческие организации исключены из числа субъектов, которые вправе применять пониженную ставку налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для ИЖС, даже в случаях, когда они осуществляют возведение объектов ИЖС на принадлежащих им участках для реализации в последствии построенных объектов гражданам.

Из приведенной логики законодательного регулирования вытекает, что налогоплательщики – коммерческие организации, тем более не вправе применять пониженную ставку налога в случаях, когда они и вовсе не имеют намерения приступать к индивидуальному жилому строительству, но используют соответствующие земельные участки в своей предпринимательской деятельности как активы, рассчитывая на получение прибыли от их реализации, либо на использование земельных участков в качестве объектов залога (ипотеки) и т.п.

Следовательно, общество, являющееся коммерческой организацией, не было вправе применять налоговую ставку 0,3 % при исчислении земельного налога за 2020 г., а произведенный налоговым органом перерасчет налога по ставке 1,5 % является правомерным.

Верховный Суд РФ отменил постановление Арбитражного суда Московского округа и оставил в силе акты судов первой и апелляционной инстанций.

 

 

НОРМАТИВНО, ОФИЦИАЛЬНО, ВАЖНО

 

Минфин разъяснил порядок начисления пеней в 2023 г.

Минфин России опубликовал разъяснения о порядке расчета организацией пени по налогам и сборам с 01.01.2023 в связи с введением ЕНС и ЕНП (письмо от 23.12.2022 № 03-02-07/126954).

Ведомство указало, что в соответствии с подп. 2 п. 4 ст. 75 НК РФ в редакции, действующей с 01.01.2023, если иное не установлено п. 4 указанной статьи, процентная ставка пени для организаций принимается равной:

- в отношении суммы отрицательного сальдо единого налогового счета, сформированного в связи с неисполненной обязанностью по уплате налогов, непрерывно существующей до 30 календарных дней (включительно), - одной трехсотой действующей в это время ключевой ставки ЦБ РФ;

- в отношении суммы недоимки, не указанной в абз. 2 указанного подп., - одной стопятидесятой ключевой ставки ЦБ РФ.

При этом согласно п. 6 указанной статьи сумма пеней, подлежащая уменьшению в случае уменьшения совокупной обязанности, не может превышать сумму пеней, которая была ранее начислена в период с установленного срока уплаты уменьшаемой совокупной обязанности до даты учета соответствующего уменьшения совокупной обязанности на едином налоговом счете в соответствии с п. 5 ст. 11.3 НК РФ.

В случае увеличения совокупной обязанности отражение на едином налоговом счете начисления пеней на сумму недоимки осуществляется с даты учета увеличения соответствующей обязанности в соответствии с п. 5 ст. 11.3 НК РФ.

Кроме того, в период с 09.03.2022 по 31.12.2023 ставка пени для организаций принимается равной одной трехсотой действующей в этом периоде ключевой ставки ЦБ РФ (п. 5 ст. 75 НК РФ в редакции, вступающей в силу с 01.01.2023).

 

ФНС продолжит сверки по ЕНС

ФНС России обнародовала письмо от 28.02.2023 № ЕД-26-8/4@, посвященное сверкам и взысканию задолженности в связи с переходом на ЕНС с 01.01.2023.

В письме ведомство поручает нижестоящим налоговым органам продолжить индивидуальные сверки до окончания в марте - апреле текущего года декларационной кампании по итогам 2022 г. По результатам сверки для налогоплательщиков будет сформировано окончательное сальдо ЕНС за периоды до 01.01.2023.

Дополнительно ФНС России отметила, что взыскание сумм задолженности должно проводиться исключительно в отношении верифицированных сумм отрицательного сальдо ЕНС.

 

Опубликованы рекомендации по заполнению уведомлений

ФНС России опубликовала на своем официальном сайте письмо от 01.03.2023 № БС-4-21/2346@ о рекомендациях по типовым вопросам заполнения и представления в налоговый орган уведомлений об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам (в части налогообложения имущества организаций).

Среди прочего ведомство рассмотрело вопросы допустимости представления только одного уведомления в случае досрочной уплаты организацией авансовых платежей по транспортному налогу за все отчетные периоды, а также вопрос о необходимости представления уведомления, если земельный налог за налоговый и отчетные периоды 2022 г. был полностью уплачен организацией в 2022 г.

Более подробно с разъяснениями ведомства по названным выше и иным вопросам можно ознакомиться здесь.

 

ФНС обнародовала обзор практики по регистрации компаний

ФНС России опубликовала письмо от 30.12.2022 № КВ-4-14/17900@ «О направлении Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов № 4 (2022)».

Среди прочего ведомство обратило внимание на следующие выводы судов:

- сам по себе факт регистрации договора аренды Управлением Росреестра не свидетельствует о наличии такого адреса в границах населенного пункта, в котором общество планирует осуществлять предпринимательскую деятельность. Следовательно, поскольку сведения о соответствующем адресе отсутствовали в ФИАС, налоговый орган правомерно отказал в государственной регистрации изменения сведений о месте нахождения юридического лица (дело № А07-9326/2021).

- выявление расхождений в налоговой отчетности, приводящих к занижению налоговой базы, не является основанием для отказа в государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы (дело № А19-6157/2022).

- недопустимо использование в фирменном наименовании юридических лиц двух организационно-правовых форм независимо от того, является это именем собственным, заключенным в кавычки, или нет, поскольку смешение в наименования двух организационно-правовых форм может вводить участников гражданского оборота в заблуждение относительно вида деятельности заявителя. Следовательно, налоговый орган правомерно отказал в государственной регистрации юридического лица ООО «Ассоциация женщин кинопродюсеров» в связи с несоответствием наименования юридического лица требованиям федерального закона (дело № А40-126394/22-94-952).

 

Увеличены расходы налог/органов на экспертизу

Как сообщает журнал «Главбух», в письме № СД-4-5/706@ от 24.01.2023 (отсутствует в открытом доступе) ведомство информирует об увеличении расходов на проведение налоговыми инспекциями экспертиз документов при проведении выездных и камеральных проверок.

Также ФНС России предупредила о личной ответственности руководителей инспекции в случае, если суд с налогоплательщиком будет проигран по следующим причинам:

- не были привлечены эксперты, а суд указал, что технических знаний обычного налоговика недостаточно для квалифицированных выводов;

- привлекли «карманного» эксперта.

 

Обнародован обзор налоговой практики КС РФ и ВС РФ за 4 квартал 2022 г.

Обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, принятых в четвертом квартале 2022 г. по вопросам налогообложения, направлен письмом ФНС России от 21.02.2023 № БВ-4-7/2101.

Среди прочего ведомство обратило внимание на следующие выводы судов:

- подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ для целей исчисления и уплаты НДС предусматривает случаи и порядок восстановления сумм данного налога и не регулирует вопросы очередности удовлетворения требований кредиторов в деле о несостоятельности (банкротстве) (Определение Конституционного Суда РФ от 27.10.2022 № 2702-О);

- то обстоятельство, что приобретенные товары впоследствии были использованы налогоплательщиком как составные части товара, реализация которого облагается НДС по ставке 0%, не может иметь значение для разрешения вопроса о возможности применения налогового вычета, поскольку им были осуществлены хозяйственные операции по реализации иного товара, а не перепродажа приобретенных комплектующих изделий (Определение СКЭС ВС РФ от 24.10.2022 № 305-ЭС22-14014 по делу № А41-57693/2021);

- из буквального содержания подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ не следует, что указанная норма предусматривает какие-либо сроки хранения документов, образующихся в процессе деятельности ФНС, ее территориальных органов и подведомственных организаций (Решение Верховного Суда РФ от 15.12.2022 № АКПИ22-975);

- при определении признаков хищения, совершенного путем обмана о наличии оснований для начисления или увеличения заработной платы (денежного довольствия), не подлежит включению в его размер сумма НДФЛ, которая исчислена и удержана налоговым агентом (Постановление Конституционного Суда РФ от 08.12.2022 № 53-П).

 

ФНС утвердила порядок получения доступа в к информ/системам организаций

ФНС России издала приказ от 13.03.2023 № ЕД-7-23/163@ «Об утверждении Порядка получения доступа налоговых органов к информационным системам организации».

Теперь организация, в отношении которой принято решение о проведении налогового мониторинга в соответствии со ст. 105.27 НК РФ, должна будет обеспечить возможность взаимодействия с налоговым органом через информационную систему организации посредством защищенного канала связи с применением сертифицированных средств криптографической защиты информации.

 

Направлены рекомендации по заполнению уведомлений по налогу на имущество организаций

ФНС России опубликовала письмо от 14.03.2023 № БС-4-21/2873@. Ознакомиться с рекомендациями ведомства по типовым вопросам заполнения и представления в налоговый орган уведомлений об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам (в части налогообложения имущества организаций) можно по ссылке.

 

Правительство расширило перечень экспертиз, проводимых только гос/организациями

На официальном интернет-портале правовой информации опубликовано распоряжение Правительства РФ от 22.03.2023 № 672-р, которым внесены изменения в перечень видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 16.11.2021 № 3214-р.

Перечень дополнен в том числе следующими видами экспертиз:

- судебная экономическая экспертиза (финансово-экономическая, финансово-аналитическая, налоговая) (по уголовным делам о преступлениях, связанных с неуплатой налогов и сборов, причинением ущерба природным ресурсам, а также судебные экспертизы при проверке сообщений о таких преступлениях);

- судебная экономическая экспертиза (финансово-экономическая, финансово-аналитическая) (по уголовным делам о преступлениях, связанных с нецелевым расходованием и хищением бюджетных денежных средств, а также судебные экспертизы при проверке сообщений о таких преступлениях).

 

Продлены предельные сроки направления требований об уплате задолженности

На Официальном интернет-портале правовой информации опубликовано Постановление Правительства РФ от 29.03.2023 № 500 «О мерах по урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, установленных НК РФ, в 2023 г.».

В соответствии с Постановлением предусмотренные НК РФ предельные сроки направления требований об уплате задолженности и принятия решений о взыскании задолженности увеличиваются на 6 месяцев.

Как отметила ФНС России, эта мера предоставит налогоплательщикам дополнительные возможности для сверки по расчетам с бюджетом и исключит негативные последствия из-за ошибок в переходном периоде.

Ведомство указало, что по требованиям, которые будут направлены в апреле, будут устанавливаться более длительные сроки их исполнения (до 1 месяца вместо 8 дней). Перед выставлением требований пользователям личных кабинетов и тем, кто взаимодействует с ФНС по телекоммуникационным каналам связи, будут направляться справки с расшифровкой общей суммы долга по видам налогов и сроками их уплаты. Таким образом, налогоплательщик сможет сверить данные по операциям с информацией налогового органа и уплатить долг, если он подтвержден.

Дополнительно ведомство подчеркнуло, что решения о взыскании будут выноситься только при подтверждении корректности отрицательного сальдо налогоплательщика.

Также Постановление Правительства предусматривает, что с 01.01.2023 по 30.06.2023 включительно пеня не начисляется на сумму недоимки в размере, не превышающем в соответствующий календарный день размер положительного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, плательщика сборов, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента, увеличенный на сумму, зачтенную в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога, сбора, страховых взносов указанного лица.

 

Нерезиденты из «недружественных» стран заплатят в бюджет при продаже активов

Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ решила, что при рассмотрении вопроса о выдаче разрешений на осуществление нерезидентами из «недружественных» государств сделок, направленных на отчуждение ценных бумаг, в том числе акций, долей (вкладов) в уставных (складочных) капиталах российских хозяйственных обществ, целесообразно устанавливать следующие условия осуществления таких сделок:

1) обязательство по осуществлению добровольного направления в федеральный бюджет денежных средств в размере не менее 10 % от половины рыночной стоимости соответствующих активов, указанной в отчете об оценке актива;

2) обязательство по осуществлению добровольного направления в федеральный бюджет денежных средств в размере не менее 10 % от рыночной стоимости соответствующих активов, указанной в отчете об оценке актива, в случае если продажа активов осуществляется с дисконтом более 90 % от рыночной стоимости соответствующих активов, указанной в отчете об оценке актива.

Более подробно см. здесь.

 

ЦБ РФ продлил ограничения на перевод средств за рубеж

ЦБ РФ опубликовал на своем официальном сайте информацию о том, что ограничения на перевод средств за рубеж продлены по 30.09.2023.

Банк России отметил, что:

- граждане России и физические лица — резиденты из дружественных стран по-прежнему смогут в течение месяца перевести на любые счета в зарубежных банках не более 1 млн долларов США или в эквиваленте в другой иностранной валюте;

- сохраняются лимиты на перечисления через системы денежных переводов — за месяц не более 10 тыс. долларов США или в эквиваленте в другой иностранной валюте;

- физические лица — нерезиденты, работающие в России, могут перевести за рубеж средства в размере заработной платы;

- сохраняется запрет на перевод средств за рубеж для физических лиц — нерезидентов из недружественных стран, не работающих в России, а также для юридических лиц из таких государств. Это ограничение не касается иностранных компаний, которые находятся под контролем российских юридических или физических лиц;

- банки из недружественных государств могут осуществлять переводы денежных средств в рублях с использованием корреспондентских счетов, открытых в российских кредитных организациях, если счета плательщика и получателя открыты в зарубежных банках.

 

ФНС утвердила методику проведения оценки юридического лица

ФНС России опубликовала приказ от 24.03.2023 № ЕД-7-31/181@ «Об утверждении Методики проведения оценки юридического лица на базе интерактивного сервиса «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица» АИС «Налог-3».

По запросу организации налоговый орган проведет оценку ее финансово-хозяйственного состояния и иной информации, характеризующей ее деятельность и предоставит соответствующую выписку налогоплательщику. Оценка будет проводиться по ряду критериев, за соответствие которым налоговый орган начислит баллы.

В случае несогласия с результатами рассчитанных баллов организация сможет направить запрос о корректировке сведений, содержащихся в выписке.

 

 

 


В избранное