← Апрель 2025 → | ||||||
1
|
3
|
4
|
5
|
6
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
9
|
12
|
13
|
|||
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней 11 выпусков (1-2 раза в неделю)
Сайт рассылки:
http://cnfp.ru
Открыта:
18-01-2008
Статистика
0 за неделю
Вестник о событиях в сфере налогов, права, бизнеса часть - 2 из 4
Группа компаний «Налоги и финансовое право» ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙВЕСТНИКо событиях в сфере налогов, финансов, права и бизнеса № 3 - 2 - 2025 (часть - 2)
ГОСДУМА И НАЛОГИ … о донастройке полномочий Центробанка … о льготах близким родственникам при нот/удостоверении дарения недвижимости ГосДума приняла в 1м чтении законопроекты … о «нулевом» НДС по перевозке по магистрали Москва-СПб … о повышении инвест/привлекательности на Курильских островах … о кредитных каникулах для самозанятых ГосДума отклонила законопроекты: … о снижении срока владения недвижимости без НДФЛ при продаже … об обязании нал/органов возвращать изъятые при проверках документы
ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГ Верховный Суд РФ рассчитал срок для возврата налоговой переплаты ВС РФ определит действие моратория на пени за акциз ВС РФ рассмотрит спор о налогообложении льготной субсидии
НОРМАТИВНО, ОФИЦИАЛЬНО, ВАЖНО Правительство не продлило мораторий на выезд/нал/проверки IT-компаний Счетная палата опубликовала отчет о работе в 2024 году ФНС опубликовала рекомендации по налогообложению трансп/налогом, сославшись на ВС РФ ФНС вправе передавать в Роспотребнадзор информацию о первом чеке Плательщики тур/налога с несколькими объектами размещения могут выбрать одну ИФНС Минфин подтвердил освобождение труд/компенсаций от налога и взносов С 1 марта действует новый порядок выдачи предупреждений о нарушении антимоноп/законодательства Банк России сохранил ключевую ставку на уровне 21,00% годовых С 1 апреля вводится «рекламный сбор» в размере 3 % ФНС уточнила правила проведения проверок достоверности сведений об адресах компаний В Челябинской области создается ОЭС Минпромторг обновил перечень легковых авто средней стоимостью от 10 млн рублей Госслужащие могут быть самозанятыми только в одном случае
НДС: официально Обновлены электронные форматы регистров по НДС
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД И НАЛОГИ Парламент и Кремль не видят оснований для пересмотра закона о повышении пошлин Конституционный Суд рассмотрит дело о затянутых налог/проверках и природе пени
ПРОЕКТЫ И ИДЕИ Подготовлен законопроект о нулевом НДС для производителей БПЛА Разрабатывается порядок исчисления и уплаты рекламного сбора Минфин внес в Правительство законопроект о полномочиях ФНС по оценке финсостояния юрлиц Центробанк направил в Правительство предложения о регулировании инвестиций в криптовалюту В 2026 изменятся правила регистрации юрлиц и ИП в нал/органе В Совете судей предложили использовать ИИ в делах приказного производства Счетная палата в 2025 г. проанализирует влияние изменения ключевой ставки на инфляцию
ГОСДУМА И НАЛОГИ… о донастройке полномочий Центробанка27 марта инициативной группой депутатов от фракции «СРЗП» внесён в ГосДуму законопроект № 876543-8 «О внесении изменения в статью 12 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)» в части изменения порядка формирования состава Национального финансового совета и усиления парламентского контроля деятельности финансового регулятора. Как следует из содержания пояснительной записки, законопроектом предлагается изменить порядок формирования и увеличить численность состава Национального финансового совета (далее — НФС), что позволит обеспечить более широкий учет мнений ключевых участников экономической системы. Действующий состав НФС, ограниченный 12 членами, не обеспечивает достаточного представительства различных государственных институтов, что сужает возможности парламентского контроля за деятельностью Центрального банка РФ (далее — Банк России) и его политикой в сфере финансового регулирования. Расширение состава НФС повысит уровень контроля за реализацией денежно-кредитной политики, обеспечивая более взвешенный подход к принятию решений и повышая транспарентность деятельности Банка России. Это позволит усилить институциональные механизмы взаимодействия финансового регулятора с органами государственной власти, обеспечив большую предсказуемость его действий и повышение устойчивости национальной экономики в условиях современных макроэкономических вызовов. Кроме того, 31 марта инициативной группой депутатов изданной фракции внесён очередной законопроект, касающийся полномочий Центробанка, – законопроект № 878689-8 «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке Росии)». Согласно пояснительной записке, проводимая Центральным банком денежно кредитная политика оказывает существенное влияние на темпы экономического развития РФ, расход федерального бюджета, в том числе на обслуживание долговых обязательств, размер средств выделяемых на оказание мер государственной поддержки в виде компенсации части процентов по кредиту, планы по модернизации производственных мощностей созданию новых. Проектом федерального закона предлагается ввести положение о том, что Центральный банк должен разрабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную политику совместно и при координации Правительства РФ. Таким образом Правительство получит дополнительные возможности участвовать в разработке единой государственной денежно-кредитную политике в интересах социально-экономического развития Российской Федерации. Одновременно с этим разделит ответственность за принимаемые Центральным банком решения в том числе по увеличению учетной ставки Центрального банка. … о льготах близким родственникам при нот/удостоверении дарения недвижимости31 марта депутатом ГосДумы от фракции «Новые люди» С.В. Авксентьевой, а также Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан, внесён в ГосДуму законопроект № 878698-8 «О внесении изменения в ст. 333.38 ч. II НК РФ». Согласно содержанию пояснительной записки, законопроект предлагает предоставить льготы родителям, детям, бабушкам, дедушкам, внукам, полнородным и неполнородным братьям и сестрам при нотариальном удостоверении договоров дарения недвижимого имущества. В соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 2024 года № 459-ФЗ «О внесении изменения в ст. 574 ч. II ГК РФ» с 13 января 2025 года нотариальное удостоверение договоров дарения недвижимого имущества между гражданами становится обязательным независимо от участников сделки. В среднем стоимость нотариального удостоверения договора дарения недвижимости составляет для граждан 25-30 тысяч рублей. Следует отметить, что при оформлении сделок дарения недвижимости между пенсионерами (родителями, бабушками, дедушками) и их детьми и внуками стороны зачастую испытывают финансовые трудности, препятствующие оплате нотариальных услуг, и нуждаются в государственной поддержке. В налоговом законодательстве есть примеры, когда близкие родственники имеют особый налоговый статус. Например, близкие родственники освобождены от уплаты подоходного налога при дарении в силу абз. 2 п. 181 ст. 217 НК РФ. ГосДума приняла в 1м чтении законопроекты… о «нулевом» НДС по перевозке по магистрали Москва-СПб4 марта ГосДума приняла в первом чтении законопроект № 835237-8 «О внесении изменений в ст. 164 и 165 ч. II НК РФ» (в части дополнения перечня операций, облагаемых НДС по налоговой ставке 0 %). Напомним, что целью законопроекта является обеспечение благоприятных налоговых условий при оказании услуг по перевозке (организации перевозки) пассажиров и багажа по высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург (далее – ВСМ). Законопроектом предлагается установить с 1 января 2028 г. до 1 января 2065 г. налоговую ставку по НДС в размере 0 % на услуги по перевозке пассажиров и багажа по ВСМ и по организации перевозки. Законопроектом установлен перечень документов, представляемых налогоплательщиками в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения данной налоговой ставки и налоговых вычетов по НДС. Как полагает инициатор, реализация законопроекта будет способствовать развитию высокоскоростного железнодорожного сообщения, развитию субъектов РФ, по территории которых пройдет ВСМ, созданию новых рабочих мест, а также повышению налогового потенциала регионов. … о повышении инвест/привлекательности на Курильских островах19 марта ГосДума приняла в первом чтении законопроект № 840725-8 «О внесении изменений в ст. 246.3 и 427 ч. II НК РФ» (в части уточнения условий применения налоговых преференций организациями, реализующими инвестиционные проекты на территории Курильских островов). Напомним, что законопроект разработан в целях повышения инвестиционной привлекательности преференциального режима, созданного на территории Курильских островов. Законопроектом предлагается внести изменения в п. 1 ст. 246.3 НК РФ, исключив запрет на применение налоговых преференций новыми юридическими лицами, созданными организациями и (или) их взаимозависимыми лицами, владеющими прямо или косвенно не менее чем 50% доли участия в другом участнике, ранее утратившем право на освобождение в соответствии с п. 3 ст. 246.3 НК РФ, либо в другой организации, зарегистрированной на территории Курильских островов до 1 января 2022 г. При этом в целях баланса частных и публичных интересов содержание указанной структурной единицы ст. 246.3 НК РФ планируется дополнить положениями, в силу которых инвестиционные проекты, реализуемые рассматриваемой категорией инвесторов, должны соответствовать критериям, установленным Правительством РФ, и получить одобрение президиума Правительственной комиссии по вопросам социально- экономического развития Дальнего Востока. По предварительным данным отмена указанных ограничений будет способствовать реализации порядка 16 новых инвестиционных проектов, суммарный объем инвестиций по которым составляет ориентировочно 12,4 млрд. рублей, планируемое количество новых рабочих мест - 400. Также законопроектом предлагается внести изменения в статью 427 НК РФ, позволяющие организациям, зарегистрированным на территории Курильских островов после 1 января 2022 г. и применяющим УСН, уплачивать страховые взносы по пониженным тарифам. Предлагается для таких организаций установить условия применения пониженных тарифов страховых взносов, аналогичные условиям применения налоговых льгот, установленных статьей 246.3 НК РФ для организаций, применяющих общий режим налогообложения. По предварительным оценкам количество организаций, заинтересованных в снижении ставки по страховым взносам в рамках применения упрощенной системы налогообложения, составляет порядка 11 вновь создаваемых юридических лиц ежегодно. Принятие законопроекта будет способствовать реализации на территории Курильских островов ряда новых инвестиционных проектов в сферах туризма, рекреации, рыбопереработки и других, увеличению темпа прироста инвестиций и повышению показателей экономического развития. … о кредитных каникулах для самозанятых25 марта ГосДума приняла в первом чтении законопроект № 684400-8 «Об особенностях изменения условий договора кредита (займа) по требованию заемщика-субъекта малого и среднего предпринимательства или заемщика-физического лица, применяющего специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход» (в части использования механизма «кредитных каникул» отдельными категориями заемщиков). Напомним, что законопроект предусматривает возможность заемщика-субъекта малого и среднего предпринимательства обратиться к кредитору с требованием о предоставлении льготного периода по кредиту (займу). Предусмотренный Федеральным законом № 106-ФЗ2 механизм «кредитных каникул» показал достаточно высокую эффективность в качестве оперативной меры, направленной на предотвращение дефолтов заемщиков, столкнувшихся с кризисными ситуациями, не прибегая к крайней мере в виде банкротства. Проектируемый механизм «кредитных каникул» распространяется также на физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (самозанятых). Предлагаемые изменения позволят снизить риски дефолтов заемщиков- субъектов малого и среднего предпринимательства и физических лиц- самозанятых, а также уменьшить риски для финансовой устойчивости кредиторов. ГосДума отклонила законопроекты:… о снижении срока владения недвижимости без НДФЛ при продаже20 марта ГосДума отклонила законопроект № 773682-8 «О внесении изменений в ст. 217.1 ч. II НК РФ» (в части уменьшения предельного срока нахождения в собственности объекта недвижимого имущества в целях освобождения от уплаты НДФЛ). Напомним, что законопроектом предлагалось установить общий минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества три года, в случае, если право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в порядке наследования или по договору дарения от физического лица, признаваемого членом семьи и (или) близким родственником этого налогоплательщика в соответствии с СК РФ, такой срок составит один год, а в иных случаях, предусмотренных п. 3 ст. 217.1 НК РФ - два года. В свою очередь, Комитет ГосДумы по бюджету и налогам в своём заключении на законопроект указал, что НДФЛ является источником доходов бюджетов субъектов РФ и подлежит зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативу 85 процентов. Проектируемые положения могут привести к выпадающим доходам бюджетов бюджетной системы РФ, что повлияет на сбалансированность бюджетов бюджетной системы РФ (ст. 33 БК РФ). Комитет обращает внимание, что на основании п. 6 ст. 217.1 НК РФ минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества может быть уменьшен законом субъекта РФ вплоть до нуля для всех или отдельных категорий налогоплательщиков и (или) объектов недвижимого имущества. Также, член комитета по бюджету и налогам Валентина Артамонова на заседании ГосДумы заявила следующее: «Это источник формирования местных бюджетов. К документу не приведены расчеты источников компенсации выпадающих источников... Сегодня минимальный предельный срок может быть уменьшен законами вплоть до обнуления. Практика такова, что многие субъекты снижают минимальный срок владения имуществом». … об обязании нал/органов возвращать изъятые при проверках документы26 марта ГосДума постановила отклонить законопроект № 778192-8 «О внесении изменений в ст. 88 и 89 ч. I НК РФ» (в части установления срока возврата подлинников документов, полученных налоговыми органами). Напомним, что законопроект разработан в целях совершенствования налогового законодательства в части проведения налоговых проверок. Отсутствие в НК РФ сроков возврата документов по результатам проведенной налоговой проверки негативно отражается на финансово-хозяйственной деятельности добросовестных налогоплательщиков, которые в случае необоснованного затягивания налоговым органом сроков по выдаче ранее истребованных документов, могут нести убытки. В целях исключения неоднозначного толкования действующих норм НК РФ законопроектом предлагается подлинники документов, полученные налоговым органом при проведении камеральной или выездной налоговой проверки, возвращать проверяемому лицу не позднее 30 календарных дней со дня завершения такой проверки. Реализация законопроекта не только позволит установить единообразный подход по возврату истребованных или изъятых документов в ходе проведения налоговой проверки, но и снизит возможные риски наступления негативных последствий для бизнеса.
Как указано в правовом заключении профильного комитета, статьи 88 и 89 НК России, регулирующие порядок проведения выездной и камеральной налоговых проверок, не содержат определения «день завершения налоговой проверки», по отношению к которому предлагается установить пресекательный срок возврата подлинников документов. Кроме того, проектируемый тридцатидневный срок возврата подлинников документов требует соотнесения со сроками иных мероприятий, проводимых налоговыми органами, например, оформление результатов налоговой проверки (см. статью 100 НК России).
ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИВерховный Суд РФ рассчитал срок для возврата налоговой переплаты12 марта СКЭС Верховного Суда РФ принял определение от 12.03.2025 № 305-ЭС24-17676, (дело № А40-195715/2023), в котором ВС РФ согласился с позицией налогоплательщика, отменив постановление суда кассационной инстанции, и оставив в силе решение суда первой инстанции. Фабула дела: в 2019 году налогоплательщику принадлежал объект недвижимости, налоговую базу по которому рассчитывали по кадастровой стоимости. В том году компания уплатила соответствующие налоги несколькими переводами. В 2022 году решением суда объект недвижимости исключили из перечня объектов недвижимости с расчетом базы по кадастровой стоимости. В конце 2022 налогоплательщик подал уточняющие налоговые декларации по налогу на имущество организаций за период 2019 – 2021 годы. Согласно документам, уплаченные суммы необходимо снизить. В январе 2023 года налогоплательщик обратился в налоговый орган для возврата излишне уплаченного. Налогоплательщик посчитал, что им не получена часть уплаченного налога. Первая и апелляционная инстанции пришли к выводу о законности требований и удовлетворили их. Они признали, что трехлетний срок надо исчислять с даты вступления в силу судебного решения об изменении расчета налоговой базы. Суд округа с ними не согласился и принял новый судебный акт, согласно которому требования налогоплательщика не подлежали удовлетворению, поскольку трёхлетний срок на обращение с заявлением о возврате налога истёк. Верховный Суд РФ, в свою очередь, указал следующее:
При формировании положительного сальдо ЕНС не учитываются суммы денежных средств, зачтенные в счет исполнения соответствующей обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента;
Распоряжение денежными средствами в размере сумм, формирующих положительное сальдо ЕНС налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента, осуществляется в том числе на основании заявления о распоряжении путем возврата сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо ЕНС такого лица, представленного в налоговый орган по месту учета такого лица по установленной форме на бумажном носителе или по установленному формату в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 НК РФ. Соответственно, по налогу на имущество организаций за 2019 год, как и по иным налогам с годовым налоговым периодом, которые самостоятельно исчисляются, декларируются и уплачиваются налогоплательщиком, налогоплательщик был обязан точно знать о подлежащей уплате за налоговый период сумме налога, по меньшей мере, на момент наступления установленного законодательством срока представления налоговой декларации за данный налоговый период и оценить уже уплаченную за данный период сумму;
Применительно к спорной сумме налога на имущество организаций за 2019 г., признаваемой сторонами спора и судами в качестве излишне уплаченной (взысканной), представленное 18 января 2023 г. обществом в адрес налогового органа заявление о распоряжении путем возврата суммой денежных средств, формирующих положительное сальдо ЕНС налогоплательщика, было реализовано в пределах прав налогоплательщика и подлежало удовлетворению. Соответственно, у суда округа не было оснований для отмены актов судов первой и апелляционной инстанций. ВС РФ определит действие моратория на пени за акциз5 марта Верховный Суд РФ в рамках дела № А40-159568/2023 принял определение № 305-ЭС24-2363, согласно которому кассационная жалоба заявителя вместе с делом была передана для рассмотрения в судебном заседании СКЭС ВС РФ. Фабула дела: ИП в 2021 г. ввез и задекларировал на таможенной территории ЕАЭС одноразовые электронные сигареты. Он уплатил соответствующий акциз по ставке 60 руб. за единицу. В июне 2023 г. при проверке Центральная почтовая таможня установила, что ИП передал не всю информацию о товарах, что повлекло за собой недоплату таможенных платежей. Акциз не уплатили на жидкость внутри самих одноразовых сигарет. ИП было доначислено 7 млн руб. акцизов и пеней. ИП не согласился и обратился в суд, чтобы оспорить взыскание. Суды первой и апелляционной инстанций согласились с позицией ИП. Суд кассационной инстанции, в свою очередь, отменил акты судов нижестоящих инстанций, и принял новый судебный акт, согласно которому в удовлетворении заявления ИП было отказано.
ВС РФ, передавая кассационную жалобу с делом для рассмотрения в судебном заседании СКЭС ВС РФ, указал следующее:
Однако в кассационной жалобе предпринимателя содержатся иные доводы о существенных нарушениях судом округа норм материального права, повлиявших на исход дела. Так, в частности, предприниматель указывает, что в периоде начисления пеней по таможенным платежам в оспариваемых уведомлениях Омской таможней не учтены положения Постановления Правительства РФ от 28 марта 2022 г. № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами».
Рассмотрение дела назначено на 2 апреля в 10 часов 00 минут. ВС РФ рассмотрит спор о налогообложении льготной субсидии10 марта Верховный Суд РФ в рамках дела № А09-12215/2023 принял определение № 310-ЭС24-23706, согласно содержанию которого кассационная жалоба налогоплательщика была передана с делом для рассмотрения в судебном заседании СКЭС ВС РФ. Фабула дела: Компания применяет УСН. С 24 февраля по 25 апреля 2022 года она совершала перевозку через территорию Украины. Впоследствии транспортные средства на Украине были задержаны и изъяты. В июне того же года компания обратилась в СКР, и ТС сняли с учета. В рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы» она обратилась за субсидиями, чтобы компенсировать ущерб, понесенный при незаконном изъятии ТС на территории недружественного государства. Компании передали 34,2 млн руб. в декабре 2022 года, которые она использовала по назначению. По результатам налоговой проверки компании доначислили 3,3 млн руб. налогов, поскольку он не включил в состав доходов полученные субсидии. Не согласившись с налоговым органом, компания обратилась в суд. Суды трёх инстанций согласились с позицией налогового органа. В свою очередь, ВС РФ, передавая кассационную жалобу компании с делом для рассмотрения в судебном заседании СКЭС ВС РФ, указал следующее:
Средства, полученные обществом в виде компенсации указанных убытков, были признаны не подлежащими включению в налоговую базу при исчислении налога на прибыль, поскольку взимание с такого собственника налога с суммы возмещения, как отметил Президиум ВАС РФ, нарушало бы принцип полного возмещения, определенный законодателем для таких случаев;
Рассмотрение дела назначено на 16 апреля в 10 часов 00 минут.
НОРМАТИВНО, ОФИЦИАЛЬНО, ВАЖНОПравительство не продлило мораторий на выезд/нал/проверки IT-компанийС 4 марта ФНС вправе вновь проводить выездные налоговые проверки IT-компаний. Мораторий на такой контроль действовал с 2022 г. и формально завершился 3 марта 2025 г., а правительство так и не приняло решение о его продлении, сообщают «Ведомости». В настоящее время итоговое решение о продлении действия моратория на налоговые проверки IТ-компаний не принято, подтвердил представитель вице-премьера Дмитрия Григоренко (курирует в том числе Минцифры и Минфин). Мораторий вместе с другими мерами поддержки IТ-отрасли, которые были введены в 2022 г. (льготные кредиты, льготная ипотека для IТ-специалистов и др.), оказал позитивный эффект на темпы роста отрасли, подчеркнул собеседник. Так, только за первый год совокупного действия мер поддержки количество аккредитованных IТ-компаний возросло с 14 000 до 20 800, напомнил он. Счетная палата опубликовала отчет о работе в 2024 годуСоответствующий Отчёт опубликован 13 марта. В предисловии к отчёту Председатель Счётной палаты Борис Ковальчук прокомментировал, что Счетная палата играет важную роль в системе государственного управления, содействует социально-экономическому развитию страны и повышению качества принимаемых решений. Ведомство анализирует значительный объем данных, извлекая из них необходимую информацию, делает акцент на системных проблемах, стремится работать с причинами выявляемых нарушений и недостатков, а не с их последствиями. Сегодня важнейшим показателем является экономический эффект, связанный с возвратом денежных средств в бюджеты всех уровней. За отчетный 2024 год он составил 148,9 млрд рублей, из них 95,9 млрд рублей – возврат средств в бюджет, что стало рекордом за всю нашу 30-летнюю историю. Для сравнения: в 2022 году мы обеспечили возврат 8,9 млрд рублей, в 2023 году – 26,4 млрд рублей. Реализация новой Стратегии ведомства до 2030 года направлена на содействие исполнению поставленных Президентом России задач социально-экономического развития страны, на противодействие нарушениям при управлении государственными ресурсами. Счетная палата продолжит оптимизацию аудиторских подходов, направленных на формирование подробной и объективной информации об эффективности и результативности расходования бюджетных средств. Кроме того, Счетная палата отметила, что в основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики недостаточное внимание уделено расчетам и обоснованиям предлагаемых параметров бюджетного правила, в том числе базовых нефтегазовых доходов.
Счетной палатой отмечена необходимость дальнейшего развития института госпрограмм и проектных принципов управления, включая подходы к развитию системы учета, контроля и оценки. Так, в Заключении отмечается, что финансовое обеспечение реализации госпрограмм планируется за счет шести источников: федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, консолидированных бюджетов субъектов РФ, внебюджетных источников, налоговых расходов РФ, бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита федерального бюджета. При этом недостатки их планирования и отражения выявлены по всем источникам, например:
В отчетном году был исследован вопрос функционирования ЕНС. Установлено, что одной из основных причин несвоевременного распределения денежных средств, поступивших в качестве единого налогового платежа в консолидированные бюджеты регионов и бюджеты государственных внебюджетных фондов, является непредставление или несвоевременное представление налогоплательщиками уведомлений об исчисленных суммах налогов. При этом в НК РФ не предусмотрены меры ответственности за указанные нарушения. В целях устранения установленных недостатков Счетная палата направила соответствующие предложения в Правительство РФ, Минфин России и ФНС России. ФНС опубликовала рекомендации по налогообложению трансп/налогом, сославшись на ВС РФ3 марта ФНС РФ опубликовала письмо № СД-4-21/2051@ от 28.02.2025 «О прекращении налогообложения транспортного средства, зарегистрированного на физическое лицо и принудительно реализованного на торгах в рамках процедуры банкротства». Согласно тексту данного письма, ФНС рассмотрела письмо УФНС России по Кировской области от 31.01.2025 № 16-16/04673@ (далее – обращение) о прекращении налогообложения транспортного средства, зарегистрированного на физическое лицо и принудительно реализованного на торгах в рамках процедуры банкротства, и сообщает. Разъяснения налоговым органам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах дает Минфин России. В связи с этим к полномочиям ФНС России, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о ФНС», не относится официальное (обязательное для всех участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах) разъяснение вопросов применения ст. 362 НК РФ, устанавливающей порядок исчисления транспортного налога в отношении налогоплательщиков - физических лиц (далее – налог). Кроме того, ФНС России не может подменять полномочия и решения нижестоящих налоговых органов, реализуемые (принимаемые) в рамках их компетенции по вопросам, касающимся применения указанного порядка налогообложения. Вместе с тем, полагаем возможным сообщить следующее (в порядке рекомендации). С заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие принудительное изъятие транспортного средства. В случае, если документы, подтверждающие принудительное изъятие транспортного средства, в налоговом органе отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком, налоговый орган по информации, указанной в заявлении, запрашивает сведения, подтверждающие принудительное изъятие транспортного средства, у органов и иных лиц, у которых имеются эти сведения. Форма заявления, порядок ее заполнения и формат представления заявления утверждены приказом ФНС России от 19.07.2021 № ЕД-7-21/675@ (зарегистрирован Минюстом России 17.08.2021, регистрационный № 64666). В Кассационном определении СКАД ВС РФ от 29.02.2024 № 80-КАД23-8-К6 по спору в аналогично указанному в обращении случае содержатся следующие выводы. В соответствии с абзацем вторым п. 5 ст. 213.25 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) с даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично. Абзацем вторым пункта 7 указанной статьи предусмотрено, что с даты признания гражданина банкротом регистрация перехода прав гражданина на имущество осуществляется только на основании обращения финансового управляющего. Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Ульяновской области от 22.05.2018 налогоплательщик - физическое лицо признан несостоятельным (банкротом). Определением того же суда от 17.03.2020 завершена процедура реализации имущества должника. В конкурсную массу включен грузовой тягач марки МАЗ, который реализован финансовым управляющим в рамках процедуры банкротства по договору продажи от 09.09.2019. Таким образом, транспортное средство, принадлежавшее плательщику налога, реализовано в принудительном порядке финансовым управляющим другому лицу, которое с 09.09.2019 является его надлежащим собственником в соответствии с заключенным договором купли-продажи. В соответствии с п. 1 ст. 209 и ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Поскольку законодательство РФ не содержит норм, возлагающих на предыдущего собственника транспортного средства обязанность по несению бремени его содержания в случае, если его имущество было принудительно реализовано третьему лицу на торгах в рамках процедуры банкротства, а договор купли-продажи заключен финансовым управляющим без участия административного истца, то налогоплательщик не мог быть надлежащим субъектом обращения в орган ГИБДД МВД России за снятием с регистрационного учета реализованного транспортного средства. Учитывая изложенное, для предотвращения налоговых споров по обстоятельствам, аналогично рассмотренным СКАД ВС РФ, ФНС полагает, что для прекращения налогообложения транспортного средства, зарегистрированного на физическое лицо и принудительно реализованного (отчужденного у него) на торгах в рамках процедуры банкротства, налоговым органом могут применяться положения пункта 3.4 статьи 362 Кодекса, поскольку иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах с учетом складывающей судебной практики по месту нахождения такого транспортного средства. ФНС вправе передавать в Роспотребнадзор информацию о первом чекеСоответствующее разъяснение даётся региональными управлениями Роспотребнадзора. Как следует из публикуемой информации, с 01.03.2025 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчётов в РФ». Согласно документу, ФНС имеет право передавать в Роспотребнадзор сведения о начавших работу хозяйствующих субъектах – информацию о первом чеке. Как отмечает ведомство, данные позволят оперативно устанавливать предпринимателей, которые приступили к работе, не уведомив предварительно органы Роспотребнадзора. Непредставления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности в случае, представление такого уведомления является обязательным могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.7.5-1 КоАП РФ за нарушение установленного порядка представления уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности. Уведомление можно подать через портал «Госуслуги» в разделе «Уведомление Роспотребнадзора». Для этого заполните электронную форму заявления на портале. После его проверки и регистрации вы получите уведомление в Личном кабинете о регистрации в Реестре уведомлений. Плательщики тур/налога с несколькими объектами размещения могут выбрать одну ИФНССоответствующее разъяснение даёт Минфин в своём письме от 21.02.2025 № 03-05-04-06/17121. Как следует из содержания письма, в силу п. 2 ст. 418.9 НК РФ налогоплательщик представляет уведомление о выборе налогового органа для представления налоговой декларации по туристическому налогу однократно, за исключением случаев реализации (иного выбытия из владения налогоплательщика) средства (средств) размещения, по месту нахождения которого (которых) выбран налоговый орган. В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ. Постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами и лицами, указанными в ст. 85, п. 4.1 ст. 382, п. 2.1 ст. 408 НК РФ, п. 6 ст. 53 ЗК РФ. Учитывая изложенное, полагаем, что для правового урегулирования рассмотренных предложений требуется внесение соответствующих изменений в НК РФ. Впредь до внесения в ст. 418.9 НК РФ соответствующих изменений представляется целесообразным поддержать предложение о праве налогоплательщика представить уведомление о выборе налогового органа для целей представления налоговых деклараций по туристическому налогу в один из налоговых органов по месту нахождения средства размещения на территории муниципального образования (на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории "Сириус"), если налогоплательщик состоит на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения средств размещения, расположенных на соответствующей территории. Минфин подтвердил освобождение труд/компенсаций от налога и взносовСвою позицию ведомство изложило в письме от 24.12.2024 № 03-04-06/130804. Как следует из текста письма, в отношении компенсационных выплат, установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), могут применяться положения п. 1 ст. 217 и подп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ, если такие выплаты связаны с выполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей. Кроме того, сообщается, что на основании подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ не признается доходом, полученным в натуральной форме, оплата (полностью или частично) за налогоплательщика организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения не в интересах налогоплательщика. С 1 марта действует новый порядок выдачи предупреждений о нарушении антимоноп/законодательстваСоответствующий порядок закреплён Приказом ФАС от 02.12.2024 № 937/24 «Об утверждении Порядка выдачи и формы предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства РФ» (Зарегистрирован 20.02.2025 № 81334). Предупреждения выдаются в целях пресечения действий (бездействия), которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. В частности, в случае несоблюдения ст. 15 Закона «О защите конкуренции», устанавливающей запрет органам власти всех уровней, внебюджетным фондам и некоторым иным организациям на создание дискриминационных условий, предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке, установление не предусмотренных законодательством РФ требований к товарам или к хозяйствующим субъектам. Приказом устанавливаются:
Последнему предстоит уведомить ФАС России о принятых мерах в течение трёх дней по окончании срока для выполнения предупреждения. Ранее действовавший приказ ведомства от 22.01.2016 № 57/16 по указанному вопросу утрачивает силу. Банк России сохранил ключевую ставку на уровне 21,00% годовых21 марта Совет директоров Банка России принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 21,00% годовых. Текущее инфляционное давление снизилось, но остается высоким, особенно в устойчивой части. Рост внутреннего спроса по-прежнему значительно опережает возможности расширения предложения товаров и услуг. Вместе с тем рост кредитования остается сдержанным, а сберегательная активность населения — высокой. По оценке Банка России, достигнутая жесткость денежно-кредитных условий формирует необходимые предпосылки для возвращения инфляции к цели в 2026 году. Для достижения цели по инфляции потребуется продолжительный период поддержания жестких денежно-кредитных условий в экономике. Банк России продолжит анализировать скорость и устойчивость снижения инфляции и инфляционных ожиданий. Если динамика дезинфляции не будет обеспечивать достижение цели, Банк России рассмотрит вопрос о повышении ключевой ставки. По прогнозу Банка России, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция снизится до 7,0–8,0% в 2025 году, вернется к 4,0% в 2026 году и будет находиться на цели в дальнейшем. В базовом сценарии Банк России ожидает, что в ближайшие месяцы инфляционное давление продолжит снижаться. Этому будет способствовать охлаждение кредитования и высокая сберегательная активность. «Мы находимся в зоне повышенной неопределенности, связанной в том числе с внешними условиями. Мы видим, что на ожидания и настроения участников финансовых рынков влияет пересмотр их оценок в сторону возможного улучшения геополитической ситуации. Но наша политика строится на устойчивых тенденциях, фундаментальных факторах, твердых фактах и консервативном подходе к оценке рисков. Сохранять этот подход критически важно для уверенного возвращения инфляции к 4% в 2026 году вне зависимости от сценария развития внешних условий. По нашим оценкам, характер текущей инфляции требует длительного периода поддержания жестких денежно-кредитных условий. Если для возвращения инфляции к цели потребуется повышение ключевой ставки, мы будем готовы это сделать, хотя такая вероятность стала ниже» – заявила Эльвира Набиуллина по итогам заседания Совета директоров Банка России. 2 апреля Банк России опубликует Резюме обсуждения ключевой ставки. Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 25 апреля. С 1 апреля вводится «рекламный сбор» в размере 3 %С 1 апреля 2025 года на основании Федерального закона от 26.12.2024 № 479-ФЗ (законопроект № 600974-8), в России вводится налог в размере 3% на доходы от интернет-рекламы. Данный сбор предназначен для развития отечественного ПО и цифровой индустрии. Порядок исчисления сбора должно установить Правительство РФ. Оплачивать указанный сбор должны:
В свою очередь, от уплаты сбора освобождены:
Комментарий ГК «НФП»: Следует отметить, что вводимый «рекламный сбор» вызвал неоднозначную реакцию в профессиональном сообществе. Ещё на этапе принятия законопроекта Комитет ГосДумы по информационной политики, информационным технологиям и связи отмечал, что положения законопроекта нуждаются в редакционной правке. Между тем, эксперты «Пепеляев Групп» по принятому закону и процедуре «рекламного сбора» рекомендуют следующее:
ФНС уточнила правила проведения проверок достоверности сведений об адресах компанийРегистрация компании по адресу, который также является адресом пяти и более организаций, больше не является основанием для автоматического назначения проверки достоверности включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений об адресе. Соответствующее изменение утверждено приказом ФНС России от 10.12.2024 № ЕД-7-14/1119@ и зарегистрировано Минюстом, сообщает ведомство на своём официальном сайте. Нововведение избавит бизнес от лишних проверок при включении сведений о так называемом «массовом» адресе в ЕГРЮЛ, так как не всегда такие ситуации свидетельствуют о недобросовестности компании. Например, в офисном центре могут располагаться десятки организаций, и формально он подходит под критерии «массового» адреса. Однако, если в регистрирующий орган обратится заинтересованное лицо или появятся другие законные основания, то регорган может проверить достоверность включенных в ЕГРЮЛ сведений об адресе юридического лица. Если будет установлено, что компания не ведет деятельность по указанному при регистрации адресу, то в ЕГРЮЛ могут внести запись о недостоверности таких сведений, а затем исключить компанию из реестра, если она не устранит недостоверность. В Челябинской области создается ОЭС31 марта Михаил Мишустин подписал Постановление Правительства РФ № 409 «О создании на территории Красноармейского муниципального района Челябинской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа». Так, Новая ОЭЗ промышленно-производственного типа «Южноуральская» разместится на территории Красноармейского муниципального района. Предполагается, что её резидентами станут пять компаний, которые займутся в том числе производством прицепной техники, гусеничных систем, подшипников, роботизированных систем. Суммарный объём инвестиций предприятий-резидентов в период 2025–2027 годов составит более 14,3 млрд рублей. Согласно документу, региональные власти за счёт средств областного бюджета до 2028 года создадут инженерную, транспортную, социальную и другую инфраструктуру ОЭЗ. Всего на эти цели планируется направить более 3,5 млрд рублей, говорится на сайте Правительства РФ. Особые экономические зоны создаются для развития обрабатывающей промышленности, высокотехнологичных отраслей экономики, туризма и логистической инфраструктуры. Размещение в ОЭЗ даёт бизнесу ряд преимуществ. Так, резиденты могут пользоваться налоговыми льготами и таможенными преференциями, а также рассчитывать на снижение арендных платежей. Минпромторг обновил перечень легковых авто средней стоимостью от 10 млн рублейСоответствующий перечень был размещён на официальном сайте Минпромторга 28 марта. Согласно перечню, число легковых автомобилей, средняя стоимость которых равна или превышает 10 000 000 рублей, составляет 252 модели. Госслужащие могут быть самозанятыми только в одном случаеПортал «Госуслуг» в своём tg-канале напоминает, что государственные служащие могут применять налог на профессиональный доход (НПД) только при сдаче жилья. Это единственный доход, который госслужащие могут получать от самозанятости. Для других видов деятельности этот налоговый режим им применять запрещено.
НДС: официальноОбновлены электронные форматы регистров по НДСФНС утвердила изменения в электронные форматы книги покупок, книги продаж и дополнительных листов к ним. Соответствующий приказ от 03.02.2025 № ЕД-7-26/69@ опубликован на официальном портале. Актуализация форм связана с изменениями в налоговом законодательстве: с 01.01.2025 организации и ИП на УСН обязаны платить НДС при доходе свыше 60 млн рублей за предыдущий год. Ставки налога для них могут составлять 5%, 7%, 10% или 20%. В связи с этим были скорректирована формы книги продаж и дополнительного листа к ней — добавлены графы для отражения стоимости продаж и суммы НДС по ставкам 5% и 7%. Обновленные форматы начнут действовать со 2 квартала 2025 года. До этого момента следует использовать в работе форматы документов, включая журнал учета счетов-фактур, утвержденные приказом ФНС от 08.06.2021 № ЕД-7-26/547@.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД И НАЛОГИПарламент и Кремль не видят оснований для пересмотра закона о повышении пошлинОспариваемые нормы закона о повышении размера государственных пошлин за обращение граждан и бизнеса в суды соответствуют Основному закону. К такому выводу пришли Александр Коновалов и Андрей Клишас, представляющие в Конституционном Суде РФ Президента и Совет Федерации. Это следует из их отзывов на запрос в КС РФ, с которым обратилась группа из 90 депутатов Госдумы от трех фракций (КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия»), передают «Ведомости». Поправки в НК РФ были приняты летом 2024 г. Депутаты считают, что изменения создают «необоснованные и чрезмерные препятствия для обращения в суд». Таким образом якобы введен «имущественный ценз» при реализации права на судебную защиту. Коновалов в отзыве обратил внимание, что принятые поправки не сократили количество льготных категорий заявителей, не упразднили институт отсрочки уплаты пошлины. Это, по его мнению, в полной мере отвечает конституционным принципам соразмерности и поддержания доверия к закону и действиям государства. Кроме того, пишет представитель президента, пересмотр размеров госпошлины осуществляется законодателем «с крайне низкой периодичностью». Это, уточняет Коновалов, призвано сохранять наиболее приемлемые условия к судебной форме защиты прав и свобод, в том числе при динамике инфляционных процессов в экономике. Суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты пошлины по делам либо уменьшить ее размер, отметил Клишас. Самые большие вопросы вызывает аргумент об отсутствии заключения правительства при принятии законопроекта во втором чтении, полагает юрист. Клишас в своем отзыве ссылается на то, что такой документ, как того требует ч. 3 ст. 104 Конституции, нужно представлять только на стадии внесения законодательной инициативы. Конституционный Суд рассмотрит дело о затянутых налог/проверках и природе пениКонституционный Суд РФ в самое ближайшее время рассмотрит жалобу акционерного общества на нарушение его конституционных прав положениями п. 1, абз. 1 п. 3 ст. 75, абз. 1 п. 1, абз. 1 п. 2, п. 3, абз. 1 п. 5 ст. 100, п.п. 1, 7, абз. 1 п. 8 и п. 14 ст. 101 НК РФ. Фабула дела: Налоговый орган проверил деятельность организации за 2014–2015 гг. Проверка началась в декабре 2016 г., справка о ее окончании составлена в декабре 2017 г., но акт был вручен в августе 2021 г., хотя датирован февралем 2018 г. Фактически проверка шла дополнительные три с половиной года, поскольку в акте фигурируют доказательства, полученные после проставленной на нем даты. Получив акт, налогоплательщик направил возражения, по результатам их рассмотрения были назначены допмероприятия, так что итоговое решение налоговый орган принял только в июне 2022 г. Компании были начислены пени за шестилетний срок – свыше 82 млн руб. Налогоплательщик в рамках дела № А40-48003/2023 обжаловал доначисления ввиду затягивания ВНП, нарушения сроков вручения акта и вынесения решения. Поддержки в арбитражном суде налогоплательщик не нашел. Со ссылкой на ст. 11, 75 НК РФ суд указал, что недоимка – объективный фактор, начисление пеней связано с налоговой задолженностью, а не с действиями либо бездействием должностных лиц налоговых органов при оформлении результатов налоговой проверки. По мнению суда, «несвоевременное вынесение решения налоговым органом, повлекшее увеличение размера начисленных налогоплательщику пеней, не является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки, так как начисление пеней непосредственно связано с несвоевременной уплатой налогов в бюджет». Общество, по мнению суда, виновато само, поскольку не воспользовалось правом уплатить доначисленные суммы налогов после получения акта налоговой проверки и тем самым прекратить рост пеней.
ПРОЕКТЫ И ИДЕИПодготовлен законопроект о нулевом НДС для производителей БПЛАПроизводителей беспилотных авиационных систем (БАС) и комплектующих планируется поддержать, распространив на них нулевую ставку НДС, подготовлен соответствующий законопроект, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на замначальника управления беспилотных систем и робототехники Минпромторга Алла Половченя, выступавшей в Совете Федерации. «У нас буквально недавно, в феврале месяце, прорабатывался вопрос внедрения налоговых и иных льгот для производителей беспилотников. В частности, совместно с министерством финансов, ФНС и депутатом Надеждой Васильевной Школкиной подготовлен законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс - о распространении нулевой ставки НДС для производителей БАС и комплектующих, включенных в реестр российской промышленной продукции, согласно постановлению №719», - сказала она. Также она сообщила о планах Минпромторга снизить порог налета для компенсации стоимости летного часа небольших дронов. «В 2024 году эта мера показала невостребованность, и, соответственно, мы поменяли показатель: то есть у нас теперь для малых машин количество часов налета меньше, чем для больших. В 2024 году для всех было одинаково. Данное решение у меня сейчас уходит на внешнее согласование, как только согласуется, я объявляю отбор (получателей субсидии – прим. издания)», - сказала представитель ведомства. Эта мера поддержки предоставляется эксплуатантам дронов. Размер субсидии зависит от количества часов налета и типа БАС. Срок действия соглашения о предоставлении субсидии не может превышать один календарный год. Как по этому поводу пишет газета «Ведомости», Правительство России одобрило предложение депутатов обнулить НДС для производителей беспилотников, следует из проекта заключений и официальных отзывов правительства к заседанию комиссии по законопроектной деятельности. Авторы законопроекта – депутаты ГД Н. Школкина, А. Картаполов и Г. Хор (члены фракции партии «Единая Россия») предлагают внести соответствующие изменения в НК РФ. Предполагается, что нулевая ставка будет действовать при реализации беспилотных гражданских воздушных судов массой от 0,15 до 30 кг, а также двигателей, запасных частей и комплектующих изделий к ним. Льгота будет способствовать развитию внутреннего рынка беспилотных авиационных систем (БАС) в том числе за счет расширения их применения в различных отраслях экономики, говорится в отзыве. Как указано в соответствующем документе инициативу уже поддержали Минфин, Минпромторг, Минтранс и Минюст. Разрабатывается порядок исчисления и уплаты рекламного сбора26 марта на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов был размещён проект «Об утверждении особенностей исчисления и уплаты обязательных отчислений, предусмотренных частью 1 статьи 18.2 Федерального закона «О рекламе», и порядка осуществления мониторинга за полнотой и своевременностью уплаты таких отчислений». Так, предлагается исчислять обязательные отчисления исходя из общего размера обязательных отчислений, рассчитываемых с учетом:
Кроме того, уплата обязательных отчислений осуществляется рекламораспространителями, операторами рекламных систем, посредниками, агентами, заключившими:
Проект будет публично обсуждаться до 15 апреля. Минфин внес в Правительство законопроект о полномочиях ФНС по оценке финсостояния юрлицФНС может получить полномочия по анализу финансово-хозяйственного состояния юридических лиц, что позволит ей масштабировать апробируемый с 2023 года сервис, в рамках которого компании, в частности, имеют возможность подтверждать свою благонадежность перед контрагентами, передаёт «Интерфакс». Поправки в ФЗ «О налоговых органах», разработанные по поручению вице-премьера Дмитрия Григоренко и согласованные заинтересованными ведомствами, Минфин в феврале внес в правительство, сообщил изданию источник, знакомый с ситуацией. Документ вносит в закон новый пункт, по которому федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, «проводит анализ (оценку) финансово-хозяйственного состояния и деятельности юридических лиц, утверждает методики проведения такого анализа (оценки), а также формирует результаты указанного анализа (оценки) для дальнейшего предоставления этим юридическим лицам либо в случаях, установленных федеральными законами или нормативными правовыми актами правительства РФ, предоставляет указанные результаты анализа (оценки) иным лицам или неограниченному кругу лиц». Под оценкой финансово-хозяйственного состояния в данном случае понимается исследование показателей бухгалтерской отчетности, налоговых деклараций, а также информации, содержащей сведения о фактах хозяйственной деятельности юрлица, по его запросу или по основаниям, предусмотренными федеральными законами/актами правительства. Планируется, что закон вступит в силу через полгода после его официального опубликования. За этот период должна быть подготовлена методика проведения анализа, которую утвердит своим приказом ФНС. Центробанк направил в Правительство предложения о регулировании инвестиций в криптовалюту12 марта Центробанк на своём официальном сайте сообщил, что им для обсуждения в Правительство были направлены предложения о регулировании инвестиций в криптовалюты (цифровые валюты). Предлагается разрешить ограниченному кругу российских инвесторов покупать и продавать криптовалюты. Для этого планируется установить специальный экспериментальный правовой режим (ЭПР) сроком на три года. Сделки с криптовалютами внутри ЭПР смогут совершать только «особо квалифицированные» инвесторы. Это новый статус, который, как предполагается, смогут получить граждане, если их инвестиции в ценные бумаги и депозиты превышают 100 млн рублей или если их доходы за прошлый год составили больше 50 млн рублей. Также предлагается, чтобы участниками эксперимента стали компании, которые являются квалифицированными инвесторами по действующему законодательству. Для финансовых организаций, которые захотят инвестировать в криптовалюту, Банк России установит регуляторные требования с учетом уровня и характера рисков такого актива. Введение ЭПР направлено на повышение прозрачности рынка криптовалют, формирование на нем стандартов оказания услуг, расширение инвестиционных возможностей для опытных инвесторов, готовых взять на себя повышенные риски. Банк России неоднократно отмечал, что частная криптовалюта не эмитируется и не гарантируется ни одной из юрисдикций, основана на математических алгоритмах и подвержена повышенной волатильности. Поэтому инвесторы, принимая решение о вложении в криптовалюты, должны осознавать, что принимают на себя риски потенциальной потери своих средств. Банк России по-прежнему не рассматривает криптовалюту в качестве платежного средства, поэтому предлагает одновременно ввести запрет на расчеты между резидентами по сделкам с криптовалютой вне ЭПР, а также установить ответственность за нарушение запрета. Вне экспериментального режима планируется разрешить всем квалифицированным инвесторам вкладывать средства в расчетные производные финансовые инструменты, ценные бумаги и цифровые финансовые активы, которые не предусматривают поставки криптовалюты инвесторам, но доходность которых привязана к ее стоимости. В 2026 изменятся правила регистрации юрлиц и ИП в нал/органе28 марта на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов был размещён проект «Об утверждении порядка постановки на учет и снятия с учета в налоговых органах российских организаций, граждан РФ, не являющихся ИП, ИП, а также внесения изменений в сведения о них в налоговых органах». Как указано в паспорте проекта, предлагаемые изменения обусловлены в соответствии с п. 1 ст. 84 НК РФ, в связи с принятием Федерального закона от 31.07.2023 № 389-ФЗ и Федерального закона от 08.08.2024 № 259-ФЗ. Налоговый орган планирует отказаться от свидетельств и уведомлений о постановке на учет в налоговом органе. Вместо этих документов подтверждением будет выписка из ЕГРН. Ожидается, что новый порядок начнет действовать с 1 января 2026 года. В Совете судей предложили использовать ИИ в делах приказного производстваКак следует из официального телеграм-канала Совета судей РФ, Совет предлагает использовать искусственный интеллект для автоматизации приказного производства В последние годы в обществе всё более активно обсуждается вопрос о возможности использования систем искусственного интеллекта в рамках судопроизводства. По мнению председателя Совета судей РФ Виктора Момотова, для России перспективным направлением является использование искусственного интеллекта в рамках приказного производства. В приказном производстве нет спора о праве, поэтому оно не предполагает полноценного исследования доказательств. Соответственно, риски, связанные с использованием искусственного интеллекта, в данном случае являются минимальными. Потенциал автоматизации приказного производства уже был продемонстрирован экспериментами, которые проводились в судах Белгородской области в 2021 году и Амурской области в 2023 году. Благодаря этим экспериментам значительно сократилось время, которое тратится на подготовку судебного приказа и заполнение электронной карточки дела. Этот успешный опыт можно масштабировать на всю страну и предусмотреть в процессуальных кодексах механизм автоматического формирования судебного приказа при подаче заявления в суды в электронной форме. Кроме того, искусственный интеллект способен заменить человека по некоторым другим категориям дел, в которых роль судьи является в большей степени технической (например, по делам об индексации присуждённых денежных средств). Счетная палата в 2025 г. проанализирует влияние изменения ключевой ставки на инфляциюСчетная палата в 2025 году проанализирует влияние изменения ключевой ставки ЦБ РФ на инфляцию, сообщил глава ведомства Борис Ковальчук, выступая в Госдуме, передаёт «ТАСС». «В плане проверок нашего ведомства на 2025 год заложено экспертно-аналитическое мероприятие. <...> Связанное с анализом влияния изменения ключевой ставки на инфляцию, увязка этих факторов. Это будет именно экспертно-аналитическое мероприятие, поскольку оно достаточно сложное и много различных точек зрения, может быть, по данным вопросам», - сказал он. Ковальчук также отметил, что в рамках экспертно-аналитического мероприятия СП в том числе будет анализировать влияние ключевой ставки на расходы федерального бюджета. «Хотел бы обратить внимание, что обслуживание государственного долга, согласно закону о бюджете на 2025-2027 годы будет составлять 3,2 трлн рублей. Рост практически на триллион рублей по отношению к предыдущему закону, который описывал затраты на госдолг в 2024 году. И в этом смысле каждый пункт ключевой ставки влияет как на обслуживание госдолга, так и на субсидируемые проценты на различные меры поддержки, в том числе включая и жилищное кредитование. Вот эти меры нами будут анализироваться», - сказал Ковальчук. Кроме того, он подчеркнул, что показатели по инфляции, которые прогнозировались, не были выполнены.
|
В избранное | ||