Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Экономика и жизнь": вопрос-ответ


ПрофБухгалтерия
Вся представленная в рассылке информация взята из последнего номера
нового электронного издания
"ПрофБухгалтерия".
Газета выходит 2 раза в неделю и посвящена актуальным вопросам
налогообложения, бухучета, трудовых отношений и
предпринимательской деятельности.


ЗА ЧТО И КАКОЙ ВОЗМОЖЕН ШТРАФ

      Подлежит ли штрафу при налоговой проверке организация в случае:
     - отсутствия у нее справок-отчетов кассира-операциониста (формы N КМ-6, КМ-7) или наличия ошибок при их заполнении;
     - отсутствия отдельных Z-отчетов;
     - наличия ошибок при заполнении Журнала кассира-операциониста без исправлений?

     1. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон о ККТ) организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику (ККТ), обязаны в том числе обеспечивать ведение и хранение документации, связанной с применением контрольно-кассовой техники, а также предоставлять указанную документацию должностным лицам налоговых органов, осуществляющих в установленном порядке проверку.
     На основании Указаний по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин (далее - Указания), утвержденных Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, кассир-операционист ежедневно составляет Справку-отчет кассира-операциониста по форме N КМ-6 и вместе с дневной выручкой сдает ее в кассу предприятия или инкассатору банка.
     Согласно тем же Указаниям форма N КМ-7 "Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации" применяется для составления сводного отчета о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации за текущий рабочий день и является приложением к Справке-отчету кассира-операциониста за текущую дату.
     Таким образом, формы N КМ-6 и КМ-7 относятся к документации, связанной с применением контрольно-кассовой техники в соответствии с Законом о ККТ.
     За непредставление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) установлена ответственность в виде наложения административного штрафа.
     С учетом изложенного непредставление организацией в налоговый орган (должностному лицу) Справки-отчета кассира-операциониста по форме N КМ-6 и/или КМ-7 может повлечь административную ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере:
     - на должностных лиц - от 300 до 500 руб.;
     - на юридических лиц - от 3000 до 5000 руб.
     При этом применение штрафа за ошибки, допущенные в перечисленных документах, ст. 19.7 КоАП РФ не предусматривает.
     Таким образом, если документы по формам N КМ-6 и КМ-7 налоговому органу были представлены, то это, по мнению автора, независимо от наличия в них ошибок является основанием для освобождения от ответственности, предусмотренной ст. 19.7 КоАП РФ.
     Обратите внимание! При налоговой проверке за отсутствие первичных документов, которыми оформляются кассовые операции, может быть наложен штраф по ст. 120 НК РФ.

     2. В соответствии с п. 11 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (далее - Положение по применению ККМ), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 N 745, на всех контрольно-кассовых машинах в обязательном порядке применяется контрольная лента (Z-отчет).
     Z-отчеты, снятые с ККТ, являются основанием для совершения в журнале кассира-операциониста соответствующих учетных записей.
     Согласно Положению по применению ККМ контрольные ленты (Z-отчеты) должны храниться в течение сроков, установленных для первичных учетных документов, но не менее пяти лет.
     Ответственность за обеспечение хранения указанных документов несет руководитель организации.
     Таким образом, отсутствие у организации отдельных Z-отчетов является правонарушением, предусмотренным ст. 19.7 КоАП РФ за непредставление (несвоевременное представление) в государственный орган (должностному лицу) сведений, представление которых предусмотрено законом.
     Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа в следующих размерах:
     - на должностных лиц - от 300 до 500 руб.;
     - на юридических лиц - от 3000 до 5000 руб.

     Впрочем, возможные неприятности налогоплательщиков этим не исчерпываются, так как налоговые органы убеждены, что за отсутствие Z-отчетов ответственность наступает не по ст. 19.7 КоАП РФ, а по статьям 15.6 и 19.4 КоАП РФ (см. письмо УФНС России по г. Москве от 12.01.2006 N 22-12/1144).
     Напомним:
     - ст. 15.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, и влечет наложение штрафа на должностных лиц от 300 до 500 руб.;
     - ст. 19.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), либо воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от 1000 до 2000 руб.
     Более того, в указанном письме налоговики предлагают в случае отсутствия Z-отчетов применять помимо норм КоАП РФ также и ст. 126 НК РФ.
     Однако с этим мнением налоговых органов можно поспорить.
     Так, в соответствии с п. 2 ст. 93 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленные сроки запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную п. 1 ст. 126 НК РФ.
     При этом п. 1 ст. 126 НК РФ устанавливает ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.
     Между тем Положение по применению ККМ, которым предусмотрены применение контрольных лент и их хранение (п. 11), не относится к законодательству о налогах и сборах.
     Таким образом, обязанность налогоплательщика представлять Z-отчеты, законодательством о налогах и сборах не установлена. И, значит, для применения мер ответственности, предусмотренных п. 1 ст. 126 НК РФ, правовых оснований не усматривается.
     Данный вывод справедлив и для применения ст. 15.6 КоАП РФ.
     Однако если вы решили отстаивать именно эту позицию, то высока вероятность перенесения спора с налоговыми органами в судебные инстанции.

     3. Кассир-операционист должен вести Журнал кассира-операциониста по форме N КМ-4, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 в составе Унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций с применением ККМ, по каждой контрольно-кассовой машине.
     Наказание за нарушение порядка ведения кассовых операций предусмотрено ст. 15.1 КоАП РФ.
     Налагать штрафы за нарушения Порядка ведения кассовых операций имеют право органы внутренних дел (ст. 23.3 КоАП РФ) и налоговые органы (ст. 23.5 КоАП РФ).
     Однако применение штрафа за ошибки, допущенные в Журнале кассира-операциониста (форма N КМ-4), ст. 15.1 КоАП РФ не предусматривает.
     Таким образом, наличие ошибок в Журнале кассира-операциониста не является основанием для применения ответственности, предусмотренной ст. 15.1 КоАП РФ.
     Данная позиция подтверждается и арбитражной практикой (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.07.2005 N А56-9691/2005).


Л. ЗУЙКОВА


     ВНИМАНИЕ! Теперь у Вас есть уникальный шанс не только регулярно знакомиться с новыми консультациями наших специалистов, но и самому выступить в качестве эксперта по финансово-экономическим вопросам, а также получить известность среди многочисленной армии подписчиков газеты "Экономика и Жизнь". Все что для этого нужно, это зарегистрироваться на "Вашей Консультационной Площадке" (http://www.akdi.ru/scripts/akdigame/ag_main.php?) сервера АКДИ "Экономика и Жизнь" в качестве эксперта, и развернуто отвечать на вопросы пользователей. Каждый вопрос имеет оценку в баллах (вопрос оценивает пользователь, когда его задает ). Если ответ эксперта удовлетворил пользователя, баллы за этот вопрос переходят к эксперту. Ежемесячно определяется лучший эксперт (по сумме набранных им баллов), а подробная информация о нем публикуется в популярном еженедельнике "Экономика и Жизнь".
Подробности можно узнать по адресу:
http://www.akdi.ru/scripts/akdigame/pravila.php?f=1



Содержание нового номера "Профбухгалтерия" (N 16/2):

1. Обзор нормативных документов за 25 апреля - 1 мая 2008 года
2. Нормативные акты:
2.1. Письмо Минфина РФ от 15 апреля 2008 г. N 03-01-03/2-37
"О списании задолженности по налогам, сборам, пеням и
штрафам в случае истечения сроков исковой давности
взыскания"
2.2. Письмо Минфина РФ от 11 апреля 2008 г. N 03-11-04/2/45
"Об уплате страховых взносов в ПФР с выплат,
производимых за счет собственных средств организации
при применении УСН"
2.3. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 3 апреля
2008 г. по делу N А29-6687/2007
(Операции по приему денежных средств через терминалы не
подпадают под виды деятельности, образующие объективную
сторону состава правонарушения, предусмотренного
статьей 14.5 КоАП РФ)
4. Вопросы - ответы:
4.1. За что и какой возможен штраф
Подлежит ли штрафу при налоговой проверке организация в
случае:
- отсутствия у нее справок-отчетов кассира-операциониста
(формы N КМ-6, КМ-7) или наличия ошибок при их
заполнении;
- отсутствия отдельных Z-отчетов;
- наличия ошибок при заполнении Журнала
кассира-операциониста без исправлений?
4.2. Суммировать перестали в середине периода
Можно ли переводить в середине года работника с
суммированного учета рабочего времени на
несуммированный, если учетный период - год? Если да, то
как быть с переработкой?
5. Актуальная статья:
5.1. "Упрощенка": Книга учета доходов и расходов

Рекомендуем рассылки АКДИ:
Думский вестник (Подробнее, архив)
Новости сайта АКДИ "Экономика и жизнь" (Подробнее, архив)
     
Copyright "АКДИ Экономика и жизнь" © 1997-2008, all rights reserved.
Тел. (495) 152-88-51, 152-86-90, факс (495) 155-87-96, akdi@akdi.ru

В избранное