Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Автономные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Автономные учреждения' N1/2010


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Автономные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Автономные учреждения" № 1/2010

Смотрите в конце выпуска:
– Содержание журнала "Автономные учреждения" № 1/2010;
– Информацию о подписке на наши издания.

Вычет по расходам на лечение: организация, сотрудник, медучреждение и налоговая инспекция

Содержание

Рассмотрение заявления, принятие решения о возврате, механизм возврата налога

Как защитить свои права?

Рассмотрение заявления, принятие решения о возврате, механизм возврата налога
Передача документов налоговому органу

Порядок подачи пакета документов для получения налогового вычета законодательно не установлен. Но такой порядок определен для налоговой декларации, которая входит в состав пакета документов, необходимых для получения вычета. Поэтому будем считать, что весь пакет документов следует передать налоговой инспекции в порядке, предусмотренном для налоговой декларации.

Обратимся к статье 80 НК РФ "Налоговая декларация".

Способы передачи в налоговый орган заявления о предоставлении налогового вычета на лечение и пакета документов, подтверждающих произведенные расходы, установлены в пункте 4 статьи 80 НК РФ. Налогоплательщик может принести их лично, может направить через представителя. Документы можно переслать по почте в виде почтового отправления с описью вложения или передать по телекоммуникационным каналам связи.

При отправке налоговой декларации по почте (по телекоммуникационным каналам) днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения (дата ее отправки).

Сотрудник налогового органа, получая декларацию на бумажном носителе, проставляет на копии налоговой декларации отметку о принятии и дату ее получения. При получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам – передает налогоплательщику квитанцию о приеме в электронном виде.

Налоговый орган не имеет права отказать в принятии налоговой декларации, если она представлена по установленной форме (установленному формату).

Проведение камеральной проверки

Сумма налога, излишне удержанная с выплат, произведенных налоговым агентом, согласно пункту 6 статьи 78 НК РФ, подлежит возврату в течение одного месяца со дня получения налоговым органом заявления о возврате.

Вместе с тем представляемые в налоговый орган декларации и документы, подтверждающие указанные в них сведения, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа, подвергаются камеральной налоговой проверке. Порядок проведения камеральной налоговой проверки установлен в статье 88 НК РФ.

Камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев (пункт 2 статьи 88 НК РФ).

Следовательно, срок, указанный в пункте 6 статьи 78 НК РФ, начинает исчисляться только после завершения камеральной налоговой проверки. Такую позицию, в частности, высказал Президиум Высшего арбитражного суда РФ в информационном письме от 22 декабря 2005 г. № 98.

Таким образом, реальный срок возврата излишне уплаченной суммы НДФЛ может растянуться до четырех месяцев со дня подачи декларации и заявления о возврате налога.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику результаты проведения камеральной проверки. Свое решение о возврате суммы излишне уплаченного налога или об отказе налоговые органы должны сообщить в письменной форме в течение пяти дней со дня принятия такого решения. Извещение передается физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения (пункт 9 статьи 78 НК РФ).

Расчет суммы социального налогового вычета

После установления правомерности предоставления социального налогового вычета инспектор рассчитывает сумму, на которую можно уменьшить налогооблагаемый доход.

Как мы говорили выше, в полной сумме принимаются к вычету расходы на дорогостоящее лечение. Все остальные расходы (на медицинские услуги и на приобретение медикаментов) принимаются к вычету в ограниченной сумме. В 2010 г. сумма таких расходов не может превышать 120 000 руб. Причем в эту сумму входят не только расходы, связанные с лечение, но и все социальные налоговые вычеты, предусмотренные статьей 219 НК РФ. А это расходы, произведенные налогоплательщиком на благотворительные цели, на обучение, на уплату пенсионных взносов по договору негосударственного пенсионного обеспечения и дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

Кроме того, есть еще одно ограничение суммы предоставляемого налогового вычета. При определении налоговой базы по НДФЛ социальный вычет суммируется с иными налоговыми вычетами (стандартными, имущественными, профессиональными). Если размер вычета будет больше полученного за год дохода, облагаемого по ставке 13%, то налоговая база данного налогового периода считается равной нулю. В этом случае налогоплательщик сможет вернуть всю сумму налога, удержанную из его доходов и перечисленную в бюджет. Но перенести сумму превышения (неиспользованный остаток) на другой календарный год нельзя (пункт 3 статьи 210 НК РФ).

Продолжение примера. Несмотря на то, что по медицинским услугам Светлова заявила расходы на сумму 106 482,53 руб., а медикаменты, указанные в представленном Светловой рецепте, входят в Перечень лекарственных средств, налоговый инспектор признала в качестве социального налогового вычета по расходам на лечение максимально возможную сумму вычета, действующую в 2008 г., – 100 000 руб..

Таким образом, 6 482,53 руб. не вошли в сумму социального налогового вычета, предоставленного по доходам, полученным в 2008 г.

Расходы на дорогостоящее лечение признаны в полной сумме, заявленной Светловой, – 115 160 руб. Эта сумма включает стоимость искусственных хрусталиков, приобретенных Василисой Ивановной.

Инспектор согласилась, что периодом признания расходов по дорогостоящему лечению следует считать 2009 г., так как заем был возвращен в январе 2009 г.

Расчет суммы НДФЛ, подлежащей возврату

После определения суммы социального налогового вычета налоговый инспектор рассчитывает сумму НДФЛ, подлежащую возврату.

О том, как рассчитать сумму НДФЛ, подлежащую возврату, рассказано в разделе "Понятие социального налогового вычета". Напомним, что при расчете этой суммы учитываются все предоставляемые налоговые вычеты: стандартные, имущественные, профессиональные.

Рассчитав потенциально возвращаемую сумму, инспектор проверит, нет ли у налогоплательщика недоплаты по НДФЛ или задолженности по пеням, начисленным по этому налогу. Если есть задолженность, то сначала сумма излишне удержанного (уплаченного) налога направляется на погашение этих задолженностей. Оставшаяся часть возвращается налогоплательщику.

Продолжение примера. Инспектор рассчитала сумму НДФЛ, подлежащую возврату Светловой. Напомним, что расчет производится только по доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка 13%.

Возвращаемая сумма состоит из двух сумм: по доходам, полученным в 2008 и 2009 гг.

Согласно налоговой декларации за 2008 г. Светлова в 2008 г. получила доход, в отношении которого применяется налоговая ставка 13%, в размере 212 325,95 руб.

Сумма стандартных налоговых вычетов равна 1 600 руб., а социального налогового вычета на лечение, которую применила налоговый инспектор, – 100 000 руб. Следовательно, облагаемая сумма дохода с учетом стандартных и социального налоговых вычетов составила 110 712,95 руб. (212 325,95 руб. – 1 600 руб. – 100 000 руб.).

Таким образом, сумма НДФЛ, которую следовало удержать, равна 14 394,37 руб. (110 712,95 руб. х 13%). А на самом деле удержано, согласно налоговой декларации, 27 394,37 руб. Следовательно, по доходам, полученным в 2008 г., возврату подлежит НДФЛ в сумме 13 000 руб. (27 394,37 руб. – 14 394,37 руб.).

Как видим, расчет возвращаемой суммы НДФЛ, произведенный Светловой в представленной декларации, не совпал с расчетом налогового инспектора. Различия вызваны тем, что Светлова не знала о существующем ограничении максимальной суммы социального налогового вычета.

Аналогичные расчеты налоговый инспектор произвела и по налоговому периоду 2009 г.

В 2009 г. Светлова получила доход, облагаемый по ставке 13%, в размере 238 678,30 руб.

Сумма стандартных налоговых вычетов, как и в 2008 г., составила 1 600 руб., а социального налогового вычета на лечение (куда вошла стоимость дорогостоящего лечения, проведенного в 2008 г.) – 115 160 руб. Следовательно, облагаемая сумма дохода с учетом стандартных и социального налоговых вычетов составила 121 918,30 руб. (238 678,30 руб. – 1 600 руб. – 115 160 руб.).

Таким образом, сумма НДФЛ, которую следовало удержать, равна 15 849,38 руб. (121 918,30 руб. х 13%). А на самом деле удержано, согласно налоговой декларации, 30 820,18 руб. Следовательно, по доходам, полученным в 2009 г., возврату подлежит НДФЛ в сумме 14 970,80 руб. (30 820,18 руб. – 15 849, 38 руб.).

По доходам 2009 г. расчеты, сделанные Светловой и налоговым инспектором, совпали.

Возврат налога

Действующий механизм возврата излишне удержанных (уплаченных) сумм НДФЛ предусматривает возврат денежных средств только в безналичной форме. Поэтому налогоплательщику следует заранее открыть счет в банке.

В заявлении о возврате излишне удержанных (уплаченных) сумм НДФЛ необходимо указать наименование банка, номер счета, а также БИК, номер корреспондентского счета банка. Указанные данные потребуются налоговому органу для оформления платежного поручения на возврат налога.

Продолжение примера. Через два месяца после подачи заявления о возврате суммы НДФЛ на банковский счет Светловой В.И. была зачислена сумма 27 971,80 руб. (13 000 руб. + 14 970,80 руб.).

Василиса Ивановна была очень довольна… Решая проблемы, связанные со своим здоровьем и здоровьем своих близких, она смогла возместить часть потраченных на лечение средств.

Как защитить свои права?

Что делать, если, по мнению налогоплательщика, сотрудники налоговой инспекции совершают неправомерные действия? Например, ссылаясь на неправильно заполненный документ (на отсутствие какого-либо документа), не принимают весь пакет документов, представленный для получения вычета? Или спустя положенный месяц после получения заявления о возврате части уплаченного налога он так и не зачислен на счет налогоплательщика? Или возвращенная сумма налога не соответствует сумме, рассчитанной самим налогоплательщиком?

Любая из этих ситуаций может иметь веские причины, о которых налогоплательщик может и не догадываться. Поэтому если, по мнению налогоплательщика, налоговые органы не выполняют свои обязанности или выполняют, но с нарушениями порядка или срока, налогоплательщику следует обратиться с заявлением или жалобой.

Подача жалобы

Согласно статье 137 НК РФ каждый налогоплательщик имеет право обжаловать действия или бездействие должностных лиц налоговых органов, если, по мнению налогоплательщика, такие действия (бездействие) нарушают его права. Обжаловать действия (бездействие) налогового органа (конкретного его сотрудника) можно, подав жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу налогового органа, в подчинении которого находится сотрудник, на действия которого пишется жалоба, а также в суд.

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, обжалуют действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции. Порядок обжалования определен в Законе РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".

Жалобу в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) надо подать не позднее трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав (статья 139 НК РФ). По своему желанию налогоплательщик может приложить к жалобе обосновывающие ее документы.

Если трехмесячный срок, отведенный на подачу жалобы, налогоплательщик пропустил, но на это была уважительная причина, то этот срок может быть восстановлен. Налогоплательщик при этом пишет заявление с просьбой о восстановлении срока подачи жалобы. Решение по этому заявлению принимает вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо налогового органа).

Жалоба на действия (бездействие) налогового органа, нарушающие права налогоплательщика, подается в письменной форме.

Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней

Жалобу налогоплательщика рассматривает вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо).

Решение по жалобе налоговый орган (должностное лицо) должен принять в течение одного месяца со дня ее получения. Этот срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения сведений, необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней. О продлении срока рассмотрения жалобы налогоплательщика никто специально извещать не будет. Но ему объяснят причину задержки с принятием решения, если налогоплательщик обратится в налоговый орган с такой просьбой.

Налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, при наличии оснований считать, что обжалуемое действие не соответствует российскому законодательству, имеет право полностью или частично приостановить исполнение обжалуемого действия.

Решение, принятое вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом), сообщат налогоплательщику в письменной форме в течение трех дней со дня его принятия.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Автономные учреждения" № 1/2010 читайте также:

Понятие социального налогового вычетам
Условия предоставления вычета на лечение
На какую сумму вычета может рассчитывать налогоплательщик
Выбор медучреждения, услуг по лечению и лекарственных средств. Подготовка к заключению договора
Заключение физическим лицом договора на оказание платных медицинских услуг
Оплата медицинских услуг и лекарственных средств
Получение медицинских услуг
Возврат займа
Удержание НДФЛ с суммы материальной выгоды
Сбор документов для представления в налоговый орган

Содержание журнала
"БиНО: Автономные учреждения" № 1/2010

Грани развития: размышления у картины
Мимозы
Тема номера: применение социальных налоговых вычетов
Вычет по расходам на лечение: организация, сотрудник, медучреждение и налоговая инспекция

Понятие социального налогового вычета

Условия предоставления вычета на лечение

На какую сумму вычета может рассчитывать налогоплательщик

Выбор медучреждения, услуг по лечению и лекарственных средств. Подготовка к заключению договора

Заключение физическим лицом договора на оказание платных медицинских услуг

Оплата медицинских услуг и лекарственных средств

Получение медицинских услуг

Возврат займа

Удержание НДФЛ с суммы материальной выгоды

Сбор документов для представления в налоговый орган

Рассмотрение заявления, принятие решения о возврате, механизм возврата налога

Как защитить свои права?

Обзор документов
Новое в законодательстве

Государственные внебюджетные фонды

Гранты

Документооборот

Здравоохранение

Лицензирование

Налогообложение

Образование

Оплата труда

Отчетность

Пособия

Расчеты с бюджетом

Социальное страхование

Разное

Кроссворд от БиНО
Кроссворд "Вычет на лечение"

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv

Автономные учреждения:финансово-хозяйственная деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdau


В избранное